Почему дети нас не любят? Ребенок бегает голышом: почему многие малыши не любят быть одетыми.

Кому-то этот вопрос может показаться более чем странным, но тысячу людей по всему миру все же задаются им – как полюбить своего ребенка ? Почему родители считают, что любят недостаточно?

Почему дети жалуются на свое одиночество и чувство ненужности? И нормально ли это - быть чайлдфри ? Вопросов много, и на все психология в той или иной степени нашла ответы.

Любовь к детям - что это?

Что значит - любить ребенка? Сегодня много говорят и пишут про безусловную любовь .

Это ценность и идеал времени, в некотором смысле, его философская характеристика. Говорят и пишут много, но все ли родители понимают, что это такое?

Безусловной любовью называют полное принятие своего близкого человека. Это непросто, это требует работы над собой, определенных душевных сил.

Это значит, что ваш ребенок - главная ваша любовь не потому что он старательно играет на скрипке, у него красивые карие глаза или потому что он самый умный в классе.

Безусловная любовь - это полное принятие человека таким, каким он есть, просто потому что он ваш человек. В данном случае это полное принятие ребенка, ведь вы его родили.

Это дело вашей жизни: из маленького семечка взрастить личность. И вы не накладываете на собственное дитя свое видение идеального ребенка, а принимаете своего потомка в его настоящем облике - не самым идеальным, не всегда умеющим то, чего вы от него ждете.

Мучительные роды или тяжелый период первых месяцев жизни ребенка мог стать потрясением для женщины: и оно столь сильное, что не позволяет ей перестроиться, осознать счастье случившегося.

Если родители не любят уже подросшего ребенка, причины тоже могут быть разными. Возможно, они не любят одного ребенка на контрасте с другим - первый умный, талантливый, веселый. А второй звезд с неба не хватает, двух слов связать не может, да и не самый симпатичный.

Но дело не в ребенке, а в ваших завышенных ожиданиях . Он такой какой он есть, и он заслуживает вашей любви просто фактом своего рождения: само рождение ребенка - это словно гарантия для него, что его будут любить. Скиньте груз собственных надежд с человека, который просто растет, просто проживает свою жизнь.

Почему некоторые родители не любят своих детей? Самая частая причина - их не любили, и этот опыт, эта модель перекочевала в их жизнь. Сложно любить, когда не знаешь как . Многие родители инфантильны, хоть сами этого не осознают.

Ребенок помешал их жизненным планам: они на невинное дитя вскинули ответственность за то, что не закончили ВУЗ, не устроились на хорошую работу, не пожили для себя…

Но более правдиво так: ребенок выбил вас из своей колеи , и вы не захотели приложить силы, чтобы пойти по другой. Огромное количество родителей получали образование с ребенком на руках, он был их двигателем и мотиватором.

Муж или парень не хочет заводить потомство

Опять же, может быть, он не знает, как это - любить.

Проанализируйте, какие отношения были в его собственной семье . Покажите ему ненавязчиво, как хорошо ребенку, когда папа уделяет ему внимание.

До многих мужчин факт отцовства доходит не сразу: но если именно папа помог малышу сделать первые шаги, если под папиным руководством ребенок научился держать ложку и собирать пирамидку, редкий отец не получит свою дозу счастья и гордости.

У мужчин в принципе это чувство любви к детям развито не так сильно - имеется в виду то женское желание улыбнуться малышу на улице, погладить незнакомого ребенка по головке.

Многие мужчины впервые испытывают умиление ребенком, только когда у них появляется собственный.

А ставить клеймо чадоненавистника молодому парню просто глупо - хотя, если он бурно выражает свой негатив, есть повод задуматься.

Это невротические проблемы, которые могут говорить о том, что человек в принципе не умеет любить, он сконцентрирован на себе и чужой человек для него не является ценностью.

Почему отцы не любят своих детей? И здесь причин много: например, ребенок нежеланный. Так случается, если ребенок стал поводом для женитьбы. Иногда родитель словно теряет любовь к ребенку, когда разводится с его матерью.

Помните, что любовь - это тоже дар, талант, работа, старания. Не все люди вырастают, многие живут и буквально купаются в своей инфантильности и нежелании отвечать не то что за чью-то, но даже и за свою собственную жизнь.

Нужно ли проявлять чувства?

Банально - но ведь для этого они и рождены .

Для того чтобы человек вырос здоровым, а не невротиком с кучей проблем, ему нужен опыт в любви. Очень многие вещи в будущем он будет строить на той базе, которая заложена в детстве.

Любовь питает, она дает ребенку уверенность в себе , определяет саму сущность его существования.

И выражается она не в дороговизне игрушек и крутости организации детского Дня рождения, а в ежедневном внимании - самое дорогое, что вы можете ему дать, это свое время. Как мудро подмечено: для хорошего воспитания ребенку тратьте на него меньше денег, но больше времени.

Чайлдфри, беременность: «за и против». Психология:

Недолюбленные дети - последствия

Самое страшное последствие - это , которое они несут дальше с собой по жизни.

Этот нелюбимый ребенок будет ощущать себя виноватым: одного это чувство толкает на агрессию, другого - на и мира в целом, третьего - на желание всю жизнь всем что-то доказывать о себе.

Словом, растет невротик , который потратить свою жизнь на борьбу с ветряными мельницами, будет отказывать себе в счастье.

Недолюбленные дети — причины и последствия:

Если вас самого в детстве не любили, это не значит, что вы и не научитесь. Пробуйте менять себе и привычное, шаблонное отношение к вещам. Главное - захотеть перемен.

Что делать, если ребенок раздражает?

Начните с того, что это ваша проблема, а не ребенка. Он такой, какой он есть.

У него малый жизненный опыт, чтобы меняться в угоду людям.

Обозначьте внутри себя конкретно, что же вам не нравится. Подумайте, можно ли это справить и, наконец, а нужно ли это делать. Вы хотите подстроить его под себя? Вы уверены, что это будет благо для него?

Доверяйте ему - выслушайте хоть раз не перебивая, не поучая . Если в вашей семье разговоры по душам не практикуются, это уже большое ваше родительское упущение.

Посмотрите на свое дитя - это ваше творение, в нем ровно 50% от вас и 50% от человека, которого вы когда-то сильно полюбили.

Он не просил своего рождения - вы обещали ему любить, ведь вы его родили. Неужели вам не хочется любить то, что создано вам? Возможно, у вас проблемы с самооценкой и восприятием себя.

Как правильно любить ребенка? Узнайте из видео:

Как принять его таким, какой он есть?

Вам достался маленький человечек, абсолютно беспомощный и нежизненноспособный без взрослого рядом. Вы научили его ходить, есть, разговаривать, читать, вы дали ему целый мир.

Где та точка, когда вы остановились? Когда вы выдохнули и сказали - ну все, хватит, теперь ты сам. Почему это произошло?

Даже в двенадцать он просто ребенок. Он научился дерзить и учится хуже, чем сын подруги. Он нескладный, не хочет читать книжки и сидит в планшете часами. Но, вот удивительная штука, не бывает детей, которым ничего не надо.

Не бывает детей, которые не хотят учиться - познание это основная потребность ребенка на физиологическом уровне, залог выживаемости. А он уткнулся в планшет и не хочет с вами общаться не потому что такой взрослый и сделал выбор, дескать, я такой человек, мне не нужны никто и ничто, идите вы все…

Он просто не умеет иначе обозначить то, что он: одинок, его не слышат, им не интересуются искренне и т.д. Он еще мал, чтобы доносить свою боль. Но вы достаточно взрослы, чтобы понять свое чадо.

Не опускайте руки - работайте. Главное захотеть ему помочь и не бояться демонстрировать свою любовь. Она нужна всем людям на земле, и двенадцатилетнему подростку тоже.

Как полюбить приемного малыша?

Это проблема иного плана: к такому родительству нужно готовиться .

И когда ребенок уже в семье, понять - он ваш. Такой, какой есть. И любить вы его должны научиться по такому же факту, как и родного. Люблю тебя за то, что ты с нами.

Один простой пример . Белорусский актер Павел Харланчук воспитывает двоих приемных детей и троих родных. Усыновленный мальчик долгое время не приживался в семье, и однажды сказал - отвезите меня к моей бабушке, я не хочу жить с вами.

Измучанные непониманием ситуации родители так и сделали: хочешь, давай, так тебе будет лучше. И уж почти доехав до бабушки, отец остановил машину. Он увидел испуганные глаза ребенка, осознание неизбежного и на самом деле - нежеланного.

Павел сказал сыну: «Ну что ты… Ну как мы тебя отдадим? Никому мы тебя не отдадим, потому что ты наш сын. Мы тебя любим. Никому мы не отдадим своего ребенка» . И развернул машину. Стена была проломлена. Мальчик увидел ту любовь, которая нужна каждому ребенку на земле.

Как полюбить приемного ребенка? Советы в этом видео:

Что делать, если сын или дочь не любит маму?

Вероятно, у вас большие ожидания . Формы проявления любви разные - и угадать ту, которая нужна вам, ребенку еще стоит научиться.

Помните, что дети следуют не нашим словам, а нашим примерам. Нечего воспитывать: они все равно все будут повторять за нами.

А вы уверены, что демонстрируете ему свою любовь ? Не заботу, кормежку и заполнение шкафа вещами, а именно любовь?

Любовь для ребенка - это тоже физиологическая потребность. Но ему сложно показывать свою любовь к маме слишком требовательной, грубоватой, не терпящей действий не по своему шаблону.

И это трудно будет сделать даже взрослому человеку. Может быть, для вас проявления его любви -

1. Ребенок любит, когда вокруг него собираются люди. Теперь ему требуется общество. Удобно устроившись на своем стульчике, он принимает "участие" в семейной жизни. Он раскатисто смеется, и если его веселость по достоинству оценивается, то он тут же возобновляет смех. Голосом и жестом малыш сообщает о своих желаниях. Если ему предлагают то, что ему не нравится, он рукой может показать "нет!".

2. Малыш любит играть в прятки, в куклы (особенно с партнером), делать ручкой "до свидания". Когда ползает, то любит, чтобы его догоняли и делали вид, что вот-вот схватят.

Эти первые игры со взрослым человеком очень нравятся ребенку, но они быстро его утомляют.

3. Большую часть времени ребенок любит играть один (при условии, что ему есть чем заняться). Особенно нравятся малышу звуковые игрушки. Ему нравится стучать предметами по столу, звонить колокольчиком.

4. Купаясь в ванной, дети любят плескаться, энергично, шлепать по воде руками и ногами. За столом малышу нравится играть с ложкой и тарелкой. Он пытается брать ложку и есть самостоятельно, но у него пока еще ничего не получается, поэтому все пальцы оказываются в супе.

Что малыш не любит

1. Не любит все новое, неожиданное, особенно то, что сильно шумит (например, пылесос, кофемолку).

2. Чаще всего не обращает внимания на других детей, но интересуется их игрушками.

3. Не любит, когда его заставляют ждать еду.

4. Не признает замены привычных ему вещей.

5. Не любит оставаться наедине с незнакомым человеком, которого может бояться и даже испытывать из-за его присутствия страх.

6. Малыши не терпят мокрых штанишек.

В возрасте от восьми до двенадцати месяцев у детей появляются как бы две противоположные тенденции: например, любовь к привычному распорядку и в то же время постоянное желание делать что-то новое. У него появляется боязнь того, что мама может куда-то уйти, и вместе с тем неодолимое желание обойтись без нее.


1. Малыш делает первые попытки встать на ноги примерно к десятимесячному возрасту. Постепенно он будет стремиться отпускать перекладины манежа. Первые падения будут его пугать

Посмотрите на малыша, который учится ходить. Он с трудом может стоять на ногах, но хочет самостоятельно двигаться по манежу. Он не берет руку, которую ему протягивают для помощи. Если же ему предоставить возможность действовать самостоятельно, то уже через две минуты у него будет растерянный вид. Если кашу ему принесет не мама, то он растеряется. Если чужой человек хочет поцеловать малыша, он начнет плакать. В незнакомом доме ребенок, как правило, очень беспокоен.


2. Чтобы добраться до того предмета, который ему хочется взять, ребенок использует свой метод передвижения: на четвереньках



Что можно сказать в связи с изложенным? Прежде всего то, что малыш так привыкает к своему окружению в повседневной жизни, к своим маме и папе, к другим членам семьи, что любое изменение сбивает его с толку. Это не означает, что он регрессирует в своем развитии. Напротив, он развивается дальше, а неприятие перемен означает его умение отличать знакомое от незнакомого.


3. Малыш может садиться сам и длительное время оставаться в таком положении. Он уже умеет не падая поворачиваться и наклоняться, чтобы взять предмет

Малыш любит установленный распорядок, усвоенные им привычки потому, что они успокаивают его, а все новое, необычное беспокоит его. Он расстроится, если покормить его или укрыть одеялом придет другой человек, а не мама, которая делала это всегда. Впрочем, потребность в привычках заложена в характере человека. Вы встретитесь с этим явлением у своего ребенка так же остро и в восемь, и в восемнадцать лет, как и в его восемнадцать месяцев.


4. Если ребенка придерживать за ручки, то он сможет шагать. Но при этом его головку и туловище заносит вперед

Ребенок не принимает никаких изменений в обстановке, в режиме, в пище чаще всего тогда, когда мама находится далеко от него. Если мать рядом, то все перемены проходят значительно проще и легче. В вашем присутствии малыш поздоровается с чужим человеком. При вас он хочет ходить сам, пробовать новые блюда. В вашем присутствии он торопится испытать себя в новом деле. Ему необходима уверенности в том, что вы всегда рядом (независимо где: около кровати или в соседней комнате). В безопасности ребенок доверчиво счастлив, отважен (в любом возрасте!).


5. Огромное удовольствие для малыша (к большому неудовольствию взрослых)-бросать предметы через перекладину кровати. Он смотрит, куда они падают, ему нравится смотреть, как они падают. Он может схватить любой предмет, но не удержать его, так как его рука не окрепла, ее движения неуверенны. Малыш еще не может определять размеры предметов

Некоторые мамы, не понимая своего ребенка, считают, что у двухлетнего малыша можно одновременно воспитать чувство уверенности и стремлении к самостоятельности. При этом можно совершить две ошибка Если сказать ребенку: "Ах, ты хочешь все делать сам? Пожалуйста, делай. А я ухожу", малыш почувствует себя покинутым. Это очень опасно для развития, особенно маленьких детей.

Если же сказать: "Я тебе нужна, я не уйду, я буду тебе помогать", то ребенок всегда будет держаться за юбку матери. При такой маме-наседке он никогда не взлетит на собственных крыльях.

Не делайте ни того ни другого. Мы еще поговорим о тех ошибках, которые может совершить неподготовленная мать.

Некоторые советы

Возьмите ребенка из кроватки и посадите в манеж-он нуждается в движениях. Очень занятая мама старается оставлять ребенка в кроватке как можно дольше. Это ошибка. Малыш находится в том возрасте, когда для развития ему необходимы движения, так же как в первые месяцы был нужен сон.

Ребенок начинает сидеть в своем высоком стульчике очень неспокойно, а в коляске пытается вставать. Необходимо бдительно следить за ним. Давайте ему побольше разных игрушек, потому что он еще любит трогать, сосать, щупать, прятать.

Он по-прежнему обожает бросать. Пусть бросает. Чтобы не наклоняться много раз в день, привяжите игрушки за веревочку к кровати или манежу.

Малыш гордится своими новыми зубками. Ему очень хочется все кусать, даже маму. Дайте ему колечки для зубов, но не забывайте мыть их почаще.

Не оставляйте разбросанными полиэтиленовые пакеты. Малыш может надеть пакет на головку, из-за чего возможны неприятные последствия.

Мама – это первый человек, которого видит и чувствует малыш. Между ними создается особая связь с первых минут жизни (она называется импринтинг).

Если на родах присутствовал папа, такая же всеобъемлющая любовь будет направлена и на него.

Дети, не любящие родителей – это уже результат неправильного воспитания, непоправимых ошибок мамы и папы.

Источник: IStock

Почему ребенок не любит родителей?

Требовательность . Речь пойдет не о требовании носить шапку зимой или учиться на пятерки.

Родители стараются воспитать «удобного» ребенка, который будет соответствовать их требованиям и представлениям об идеальном малыше.

«Я не люблю, когда ты закатываешь истерики», «Сказки на ночь читают только послушным детям».

Конечно, проще перекроить ребенка под свои нужды, формировать запреты и границы, чем любить того, кто не слушается, иногда приносит «двойки» из школы и «случайно» разбивает мамину любимую вазу.

Ребенок не заглядывает далеко в будущее. Для него хорошее воспитание и высокие отметки – лишь условности.

Если он не чувствует поддержки и любви со стороны родителей, то начинает понимать, что он – лишь средство удовлетворения амбиций.

Источник: IStock

Отсутствие чувств . Почему родители не любят своих детей? Потому что те не соответствуют их ожиданиям, родились не вовремя, испортили жизнь…

Недаром в последнее время так много семей чайлдфри, которые считают малышей лишь досадной помехой.

Да, так бывает. Порой инстинкты и чувства просыпаются не сразу, но ребенок не должен ощущать себя нелюбимым и ненужным!

Можно обойтись без «телячьих нежностей», но при этом проявлять интерес и заботу!

У малыша нет стандартов и требований к родителям, он любит их такими, какие они есть!

Главное – чтобы они были рядом и стали проводниками в этом незнакомом и большом мире!

Источник: IStock

Культ вины . «Я работаю как лошадь, чтобы ты в гимназии учился, а ты не ценишь!», «Да я для тебя ничего не жалею, а ты…».

Ребенок быстро складывает «два плюс два»: меня не любят, я испортил маме жизнь, ее разочаровал.

Он будет выслушивать ваши жалобы, иногда стараться соответствовать ожиданиям, но такими высказываниями вы убиваете любовь в его сердце.

Ведь каждому человеку хочется, чтобы его любили за то, что он есть, а не подгоняли под идеальный шаблон.

Научитесь выражать свои чувства к своему любимому человеку! С этим вам помогут эксперты Фаза Роста на бесплатном онлайн-курсе «Мужчина: честная инструкция».

Кого-то любят больше . Хорошо, если у взрослых большое сердце, в котором есть уголок для каждого ребенка.

Однако часто бывает, что родители больше любят младшего ребенка, а старший всегда на вторых ролях.

За принесенную из школы грамоту ему небрежно бросают: «Молодец!», зато умилительно хлопают в ладоши при виде первых шагов брата (сестры).

Ревность, обида, неуверенность в себе, порой даже желание «насолить» любимчику – в душе ребенка как в котле просто бурлят эмоции!

Источник: IStock

Что делать недолюбленному ребенку? Он злится, отстраняется, уходит в себя, порой демонстрирует агрессию и ярость.

Если родители не смогут (или не захотят) переубедить маленького упрямца, окружить его теплотой и заботой, ребенок просто отдалится.

Это не семья, а просто соседи, живущие на одной жилплощади.

Излишняя строгость . Угрозы, физические наказания, игнорирование интересов малыша, использование власти и авторитета.

Такие родители либо превращают ребенка в марионетку, либо культивируют в нем ненависть.

Когда чадо повзрослеет и сумеет за себя постоять, он даст отпор нерадивым маме и папе! О любви и уважении в этом случае даже речи не идет.

Источник: IStock

Подкуп . «Папа не пойдет с тобой в зоопарк, но он купит тебе новую куклу», «Давай на прогулку с тобой пойдет бабушка, она тебе даст конфеты».

Примитивный подкуп срабатывает безотказно. Вот только отношения из теплых семейных превращаются в рыночные.

Для ребенка родители становятся не воплощением любви и заботы, а лишь источником дохода! Какая уж тут любовь? Лишь потребительство!

Любят ли дети родителей? Да, любовь к маме и папе в них заложена самой природой.

И как только малыш научится говорить, он обязательно произносит свое первое: «люблю».

По-детски наивно и искренне. А мы, взрослые, так часто забываем о важности этих простых слов!

Источник: IStock

Каких детей любят родители?

Знаете, безусловная любовь – это вовсе не инстинкт, а тяжелая работа над собой.

Нужно научиться любить ребенка не потому, что у него золотая медаль или он хорошо играет на пианино, а потому что принимаете его таким, какой он есть – не всегда оправдывающим ожидания, не идеальным, но все равно лучшим!

Любовь – это внимание. Так устроена наша психика: мы концентрируемся на главном, и игнорируем второстепенное.

На чем сконцентрировано ваше внимание? Любящие родители любимого ребенка на первое место ставят интересы малыша, создают для него «зону комфорта».

Глаза слипаются, завтра сдавать квартальный отчет, но мама и папа мужественно собирают с ребенком пазл.

Именно это, а не ценник на игрушке является для малыша мерилом родительской любви.

Источник: IStock

Помните поговорку «Не словом, а делом»? Обращайте внимание на действия человека, а не на слова.

Чтобы ваш ребенок чувствовал родительскую любовь, нужно о многом позаботиться.

Создавать семейные традиции , в которых малыш будет активным участником.

Совместный досуг . Да, вы уже десятый раз ходите смотреть на жирафа в зоопарке и вместо любимых ужастиков вынуждены смотреть мультики!

Зато посмотрите, каким счастьем сияют глаза ребенка, когда он идет за руку с мамой или папой.

Психолог или педагог назвал бы такого малыша замкнутым. Большинству людей - и малышам и взрослым - нравится общаться с другими людьми. Им нравится улыбаться друг другу, говорить друг с другом, то есть получать удоволь­ствие от общения. Большинство младенцев о своем пробуждении сообщают тем, что начинают либо плакать, либо гулить. Но дети с недостатками развития, про­снувшись, тихо лежат и смотрят в потолок.

Более того, некоторые малыши, похоже, не испытывают радости, находясь в обществе других людей.

Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве.

Одни малыши не улыбаются, когда вы с ними говорите, другие не тянутся вам навстречу, когда вы их гладите или берете на руки.

Одни малыши сверхчувствительны к прикосновению, и общение с ними тре­бует соблюдения определенных условий (см. в разделе «Проблемы движений» тему 8. С. 116-119).

Другим требуется больше времени, чтобы понять, что происходит, и соответ­ственно отреагировать. Таких малышей нужно долго гладить и улыбаться им, преж­де чем они ответят вам улыбкой. Иногда малыш с недостатком развития уже го­тов улыбнуться, а взрослый в это время отворачивается.

Если малыш не улыбается, то дожидаться с улыбкой проявления радости с его стороны очень трудно.

" Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям / Пер. с англ. Под ред. Д. В. Колесо­ва. М.: Педагогика, 1988. С. 120-127; 148-152.

Вы можете почувствовать себя в нелепом положении или обидеться на малыша.

Когда вам не отвечает"взрослый, вы обычно прекращаете общаться с ним.

Если малыш не гулит и не радуется тому, что его взяли на руки, у вас вполне естественно возникает желание прекратить общение с ним.

Однако помните, что многие дети с недостатками развития реагируют не так быстро, как вам бы этого хотелось.

Вашему малышу может требоваться значительно больше времени, чем другим детям, чтобы обучаться.

Чтобы понять смысл происходящего, он, возможно, должен видеть и слышать одно и то же много раз. Вот почему, если вы хотите помочь проблемному малышу научиться улыбаться и гулить, вам следует улыбаться и разговаривать с ним чаще, чем это делается с обычными детьми.

Вместо того чтобы отвечать на вашу улыбку улыбкой и гулением, малыш с не­достатками развития может просто смотреть на вас или даже отвернуться в дру­гую сторону.

Вы, конечно, подумаете, что малыш не хочет с вами играть.

Однако крайне важно, чтобы вы не прекращали своих попыток общаться и

играть с ним.

Ваш малыш нуждается в большем числе общений, чем обычные дети, чтобы научиться вести себя в присутствии других людей.

Очень может быть, что вам придется прилагать специальные усилия, чтобы научить малыша общаться не только с вами, но и с другими людьми.


Возможно, вам потребуется дольше и чаще общаться со своим малышом, что­бы у него было достаточно времени для освоения навыков общения.

Если малыш не умеет улыбаться, гулить и какими-то телодвижениями пока­зывать, что ему хочется, он может пользоваться для привлечения к себе внимания другими средствами. Например, малыш может тянуть к себе вашу одежду, бить вас, и даже по лицу, если вы берете его на руки, тянуть за волосы или за очки, и он не прекращает своих действий, хотя вы пытаетесь его отвлечь. Такое поведение малыша может означать, что он хочет поиграть или пообщаться с вами, но не зна­ет, как сообщить об этом.

Малыш может прибегать к таким способам и тогда, когда его попытки сооб­щить вам о своих желаниях с помощью гуления и улыбок оказались безуспешны­ми. Малыш не стремится причинить вам боль, он не хочет огорчить вас, он про­сто привлекает ваше внимание, не зная, как это можно сделать иначе. Разумеет­ся, если малыш ударит вас или кого-нибудь другого, то окружающие будут осуждать вас за плохое воспитание.

Тем не менее вам необходимо сохранять спокойствие и терпеливо учить малы­ша привлекать внимание взрослых иными способами, чем битье и таскание за волосы. Внимательно следя за поведением малыша, вы не должны упускать ситу­аций, когда малыш особенно расположен к общению. Скажем, если малыш смот­рит на вас, улыбнитесь ему и возьмите его на руки.

Тогда малыш будет знать, что вам действительно приятно быть вместе с ним. Вам надо обращать на него внимание всякий раз, как вы заметили его улыбку, и стараться игнорировать его удары и дергание за волосы, хотя это и непросто.

Однако помните, что малыш легко повторяет свои действия, если они при­влекли к себе внимание. ,

Если вы станете сердиться на малыша за действия, которые вам не нравятся, и никак не реагировать на действия, которые вам нравятся, малыш станет делать то, что как-то отмечается вами, то есть как раз осуждаемые вами действия.

Проблемы общения чаще возникают у тех малышей, которые не любят, когда их гладят, прикасаются к ним или берут их на руки.

Малыши учатся радоваться обществу других людей, получая удовольствие от кормления, купания и одевания.

Если у малыша есть проблемы с движениями, и кормить, одевать и купать его трудно. Вам, вероятно, эти процедуры не доставят удовольствия. Более того, в эти моменты вы будете особенно напряжены.

Однако если вы будете напряжены, малыш это легко почувствует. Развивая навыки общения у малыша, у которого не все в порядке с движениями, не следует забывать об этом. Если мышцы малыша чересчур напряжены или, наоборот, по­стоянно расслаблены или если он сверхчувствителен к прикосновению, посове­туйтесь с врачом, в какой позе ваш ребенок чувствует себя достаточно комфорт­но. Именно в этой позе малышу будет удобнее и приятнее всего играть и общать­ся с вами (см. в разделе «Проблемы движений» темы 1-3. С. 76-91). Даже если вы крайне озабочены или состоянием здоровья малыша, или его физическими недо­статками,.или тем, с каким, трудом его удается чему-либо обучить, особенно важ­но, чтобы малыш почувствовал не столько вашу озабоченность, сколько вашу любовь к нему.

Для этого вам нужно брать его на руки и играть с ним. Он должен ощутить, что вам нравится быть с ним. Тогда он почувствует себя уверенно и ему захочется улы­баться и гулить, когда вы или кто-либо из окружающих заговорит с ним.

Разумеется, порой у вас будут опускаться руки от всех свалившихся проблем. Такое настроение - признак того, что вам надо немного передохнуть от своих за­нятий с малышом. Попросите кого-нибудь, кому вы доверяете, посидеть с ребен­ком, а сами сходите в кино, к знакомым в гости или развлекитесь как-нибудь еще. Не давайте малышу почувствовать, что его проблемы вас расстраивают. Ведь если они у него с рождения, то им они воспринимаются как что-то вполне есте­ственное.

Хочу сегодня поднять очень непростую тему! Это тема сложных, отнюдь не всегда светлых, а иногда даже разрушительных чувств, сопровождающих материнство, которые заставляют женщину вдруг произнести: «Я не люблю своего ребенка!».

В нашем обществе принято идеализировать ту часть жизни женщины, которая связана с рождением и воспитанием детей. Конечно, в современной информационной среде часто можно услышать и о подвиге, и о жертве, которую приносит мать, но всё это декламируется в возвышенном тоне и часто приводит к ожиданию чего-то значительного и необыкновенного.

Вот, например, что должна испытать молодая женщина, готовящаяся стать мамой, прочитав такие строки: «Какое прекрасное состояние - беременность. Ты носишь маленькое чудо, маленький комочек, который дорог тебе больше всего на свете. Ты не видишь его и не знаешь, как он выглядит - твой малыш или малышка, но ты любишь его всем сердцем, всем своим существом, каждой клеточкой…

Первый триместр – пузика еще не видно, но ты ходишь загадочная и счастливая, ты беременна! Малыша ты еще не ощущаешь, но знаешь – он есть! И прислушиваешься, и гладишь животик – где же ты спрятался, родной?

Второй триместр – ОН ШЕВЕЛИТСЯ! Какое же это счастье – чувствовать сначала такие маленькие и робкие толчки. Как будто рыбка машет хвостиком или лопаются мыльные пузырьки. Вот он! УРА! Ты прикладываешь руку и подолгу ждешь, когда это повторится! Замечательное время – токсикоз проходит, усталость отступает, животик начинает расти. И ты гордо несешь своего малыша. Животик еще не большой, тяжести нет, зато все видят – ты беременна! И хочется петь и танцевать!».

Если женщина, читающая эти слова, ещё только планирует беременность или находится в самом начале – буквально вчера или несколько дней назад увидела на тесте две полоски (при условии, что она замужем, муж, так же, как она, хочет этого ребёнка, все бабушки и дедушки ждут не дождутся внуков, материальная база семьи стабильна и крепка), то, конечно, она может вдохновиться подобными восторженными словами и станет ждать, когда и её накроет такая же благодать.

Но если женщина оказалась в более сложной жизненной ситуации, если она испытывает тревогу, а может быть, и страх перед будущим? Какие чувства испытает она в таком случае? Опираясь на свой многолетний опыт общения с беременными, могу ответить: чаще всего это чувство вины и ощущение собственной неполноценности! Потому что в голове ее после прочитанного зарождаются мысли: «Что ж я за мать такая, если не испытываю подобных прекрасных чувств, ожидая своего малыша!».

Ещё сильнее ситуация может обостриться после рождения ребёнка. Если во время беременности можно себе позволить пребывать в некоем сладком самообмане, то после родов каждая из нас сталкивается с реальностью. И эту реальность составляют как окружающий внешний, так и наш внутренний мир, полный разных конфликтов, комплексов и противоречий.

Я не люблю своего ребенка! Я не могу быть матерью…

Моя цель сегодня – не рассуждать об этом долго и умно, а показать вам другую палитру чувств молодой мамы! Я очень благодарна женщине, которая разрешила использовать для данной статьи её письмо. Этот текст разительным образом отличается от того, что я процитировала выше, и, по моему мнению, является более правдивым отражением материнских эмоций.

Привожу письмо с надеждой на отклик. Мне очень хочется получить ваши комментарии к данному материалу. С одной стороны, стремлюсь утешить эту женщину, ведь я-то знаю, что она не одинока в своих переживаниях. С другой стороны, мне бы хотелось поддержать и других молодых мам, которые, возможно, испытывают нечто подобное и, как следствие, ощущают глубокое чувство вины, находясь, быть может, из-за этого .

В качестве предисловия к письму нужно сказать несколько слов об авторе. Эта женщина родила двух своих деток с очень небольшой разницей в возрасте. Второй ребёнок не был запланирован. Кроме того, эта семья живёт очень далеко от родных и близких и, практически, не может рассчитывать на их помощь. Муж женщины много работает. Сейчас, пока она вынашивает и рожает, он единственный кормилец в семье. Бабушка приезжала к ним лишь дважды: когда родилась старшая девочка и теперь – перед самыми родами, она останется помогать дочери лишь в первый месяц после них.

Ну, а теперь хочу предложить вам письмо, которое женщина написала мне через две недели после появления на свет ее малыша.

“Лариса, добрый день! Сейчас хотела выйти с Колей погулять. Сделать просто пару кругов возле дома, отвлечься хоть как-нибудь. Он уже спал, только недавно была грудь. Спал у моей мамы на руках. Я думала, что сейчас его быстро одену в тёплый комбез, положу в коляску, и можно будет идти.

А он начал орать. Никак его не успокоить. Естественно, начал искать грудь и кричать ещё сильнее. Утрясти в коляске невозможно. И никакой прогулки не получилось. Я разозлилась очень сильно. Завезла коляску домой. Слезы ручьём. Он орал как резаный, а мне было плевать. Хотелось бросить его и уйти, прокричать: «Я не люблю своего ребенка!». Как он мне надоел. Пока раздевалась, переодевалась, мыла руки, чтобы дать грудь, он орал взахлёб.

Бедный малыш. А мне было просто наплевать на его крик и потребности. Я отключила свой слух. Во мне все кипело внутри. Опять сижу в этой темнице и кормлю его.

Он не даёт мне отдохнуть от себя хоть немного. Спит только с грудью в зубах. В кроватке находится минут 30 максимум! Все остальное время – грудь и сон на руках, укачивание. Я уже устала. Это Мария (старшая дочка) номер два. Я надеялась и молилась, чтобы хоть этот ребёнок спал.

Я привязана к нему, но у меня нет сил это выдерживать. Я злюсь. Ну и какая я мать. И что я могу дать своим детям! Мария видела, как я сильно разозлилась. Какой пример материнства ей подаю? Что быть матерью тяжело, это бремя, ноша, обязанность? Дети лишают меня свободы. Я хочу отдохнуть от них. А теперь виню себя и ругаю, что так поступила с Колей. Безразлично, холодно, жестоко. Накричала на свою маму.

Я не знаю, кому излить душу, чтобы меня хоть немного поняли! Я плохая, плохая мать. Я хочу бросить своих детей. Кормлю грудью, а сама злюсь, что привязана к сыну, и уже жду момента и возраста, когда буду отлучать. Чтобы обрести свободу. Слишком рано я забеременела второй раз, я была к этому не готова. Я вообще не готова быть матерью. Я не в состоянии дать своим детям базовые вещи – ни доверие миру, ни любовь, ни защиту, ни уверенность, ни свободу, ни границы, ничего, ничего. Я не могу быть матерью. А ведь они все чувствуют. Ничего хорошего они от меня не получают.

Я боюсь, что Бог заберёт у меня детей, потому что я не достойна быть матерью. Я столько жалуюсь, столько много говорю о свободе… Я боюсь, очень боюсь!”.

Зная эту женщину довольно хорошо, я, конечно, могу объяснить объективные причины такого состояния. Однако, кроме личных сложностей, у нее, на мой взгляд, есть и проблема, общая для многих молодых матерей. Эта проблема называется .

Во время нашей встречи после письма женщина воскликнула с отчаянием в голосе: “Лариса, ну, почему все книги и статьи, которые я читала во время первой беременности, только и говорили о том, как прекрасно материнство? Я так ждала этих чувств, так хотела получать от общения с ребёнком удовольствие и радость! И что же теперь мне делать?”.

Выслушав женщину, я поняла, что страдание ее состоит из двух частей. Первая часть, которая выражается такой сильно агрессией на ребёнка, касается отношений с матерью, с историей её родов и младенчества, с её внутренними комплексами и конфликтами. И это тема отдельного разговора.

А вторая, которая мучает намного сильнее и дольше, это чувство вины и разочарования. И эта вина, и это разочарование являются последствиями стремления к идеальности. Ведь чем больше ты ждёшь от себя и от окружающего тебя мира, тем больше рискуешь встретиться с разочарованием.

Да, невозможно жить без идеалов и ценностей! Без этого нет зрелой личности. Однако не следует создавать себе лишних и ошибочных идеалов! Интересно, откуда берутся эти “сопли в сахаре”, так воспевающие материнство и родительство?

Ведь на самом деле рождение детей – это новый этап в жизни человека. Этап взросления, который сопровождается очень непростыми переживаниями и осознаниями. Это время прощания с иллюзиями и встречи с настоящим. Я считаю, очень важно говорить с молодыми родителями правдиво и не обещать им светлого будущего, поскольку верю в концепцию “Предупреждён, значит вооружён”!

Буду очень благодарна всем, кто отзовётся на этот материал и расскажет собственные истории.