Ребёнок непослушный и очень нервный – что делать родителям? Рекомендации психологов. Как воспитывать и что делать? Нервный тик у ребенка: признаки и причины

Поведение каждого ребенка в той или иной мере непредсказуемо и даже непонятно для родителей. Правда, мало, кто обеспокоен таким положением вещей. То, что ребенок очень нервный, часто списывают на особенности возраста, надеются, что перерастет. Более того, некоторые даже поощряют вредность и капризы малыша, так как пытаются дать ему все, что нужно.

В любом случае, воспитание ребенка - ответственная и сложная задача, которую необходимо выполнять родителям. На их плечах лежит ноша социализации, которая адаптирует маленького человека к самостоятельной жизни, коммуникациям с другими людьми и правильному поведению.

Если дети стабильно не слушаются родителей, постоянно капризничают, ведут себя нервно и даже агрессивно, независимо от их воспитания, следует обязательно обратиться к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза, который нужно обязательно лечить.

Почему ребенок не слушается

Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.

Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.

Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.

Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей - результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.

В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.

Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь.

Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:

  • Недостаток внимания. Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.
  • Значимость. Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения. Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.
  • Самооценка. Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе. В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.
  • Месть. Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием. Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.

Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.

Особенности каждого возрастного периода

Плохое поведение, капризы и даже представления, которые устраивает ребенок время от времени - признаки непослушания и нервозности детей.

В зависимости от конкретного возраста, наблюдаются те или иные поведенческие изменения. Также следует учитывать особенности и этапы развития личности, которые проходят в детстве:

  • До 3 лет. Чаще всего, если ребенок нервный в этом периоде, это врожденная особенность поведения. Младенец постоянно плачет, вредничает, наблюдаются нарушения сна. В некоторых случаях может наблюдаться аллергия на нервной почве у ребенка. Огромное значение имеет также рождение младшего брата или сестры в семье. Тогда внимание к старшему значительно сокращается, ему передается роль более взрослого в семье и это не всегда по душе самому ребенку. Он начинает нервничать, беспокоиться, пытается любыми способами привлечь внимание. Часто дети говорят, что у них болит живот или усиливают другие симптомы, чтобы вызвать сочувствие. В некоторых случаях даже учатся манипулировать другими людьми с помощью слез, капризов и нервного состояния.
  • От 3 до 4 лет. Представляет собой ранний дошкольный период, который характеризуется познанием уже не самого себя, а мира вокруг. Ребенок задает массу вопросов, интересуется всем, что его окружает, знакомится с другими правилами социума, кроме тех ограничений, которые устанавливают родители. Также в возрасте 3-4 лет он начинает взаимодействовать с другими детьми, ходит в детский сад или кружки, начинает отождествлять себя с определенными группами людей. Обычно, наблюдаются бунтарские проявления, упрямство и бессмысленные ультиматумы. Ребенок начинает сопротивляться тому, что говорят другие, делая все противоположно указаниям. В 3-4 года такой негативизм свидетельствует о сопротивлении, которое он пытается создать, как способ влияния на свою жизнь.
  • От 5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок относится к старшему дошкольному периоду. Он довольно спокоен и нервных срывов у детей практически не бывает за эти 3 года. Развиваются в основном познавательные процессы, которые стимулируют ребенка к учебе, он начинает понимать свою успешность и возможности, пытается доказать, что он лучше и работает над этим. Силен дух соревнования, поэтому неудачи в процессе изучения чего-либо или даже в играх могут привести к изменению поведения ребенка.
  • От 8 до 10 лет. За это время учеба и познания нового мира успевают наложить свой отпечаток на впечатления ребенка. Формируется осознание себя, как части общества, развивается свое мнение насчет важных философских вопросов. В этом периоде может проявляться скрытая агрессия, которую ребенок выплескивает дома или на уроках. Наблюдается плохое поведение, как следствие неверно выбранных идеалов. До 10 лет это не страшно и легко скорректировать родителям самостоятельно.
  • От 10 лет до 16. Фактически в эту группу входят дети и подростки, которые имеют некую степень свободы действий. Они способны очень остро реагировать на неблагоприятные условия, некоторые ситуации в их жизни. Для детей от 10 до 16 лет практически каждая проблема видится ужасной и неразрешимой, следственно их действия полны демонстративности и радикальности. Нужно быть особенно осторожными, так как поведенческие изменения сопровождаются гормональными перестройками, перепадами настроения.

Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой одного или нескольких сложных периодов в жизни их ребенка. Поначалу, естественно, стараются закрывать на это глаза, но когда изменения в поведении выходят из-под контроля, нужно что-то с этим делать. Каждый родитель должен знать, как вести себя с нервным ребенком, чтобы не ухудшить ситуацию.

Самое важное - это избегать нервных срывов у своего чада. Они могут быть опасными, как для детей, так и для окружающих. Именно поэтому, в воспитании нервных детей нужно придерживаться нескольких советов врача:

  • Спокойствие. Категорически нельзя срываться на ребенке или вымещать свою злость агрессивным поведением. Следует разделять все рабочие моменты и помнить о воспитании прежде, чем кричать на детей за свое плохое настроение.
  • Извинения. Одна из важных форм взаимодействия родителей и ребенка. Благодаря этому, маленький человек познает, что такое ошибка и почему нельзя этого повторять. Кроме того, если извиняются родители, он осознает важность просьбы прощения.
  • Терпение. Важная черта хорошего родителя. Не сразу получается научить ребенка вести себя правильно или донести до него нужную мысль. В большинстве случаев для этого нужно терпение и время. Капризы, упрямство ребенка - это его способ высказаться и следует это уважать. Если относиться терпеливей к подобным проявлениям, можно увидеть скрытый посыл в таком поведении.
  • Пример. Дети наследуют поведение их родителей постоянно, ведь они единственное звено с внешним миром. Если отец или мать ведут себя неправильно, вызывающе, употребляют нецензурную лексику, очень скоро ребенок будет делать так же. Поэтому, важно следить не только за детьми, но и за собой.
  • Роли. Нельзя безмерно баловать ребенка и ставить его в центре семьи. Следует распределять важность каждого человека, к которому он имеет отношение. Ребенок должен понимать, что все внимание не всегда должно доставаться ему, уметь делиться и спокойно воспринимать то, что он далеко не единственная забота родителей.
  • Выбор. Важно, чтобы дети чувствовали свою значимость и важность. Нельзя принимать абсолютно все решения за них. Даже в три года нужно спрашивать малыша, что он бы хотел на ужин, как бы он хотел одеться. Естественно, эти желания должны проходить критику, но обязательно следует объяснять, почему в этот раз к нему не прислушались.
  • Отказ. Каждый запрет или правило, которое устанавливается, касаемо детей, должно быть четко аргументировано. «Потому, что я так сказал» — совершенно не подходит для ребенка. Чтобы в следующий раз не возникало подобных ситуаций, следует объяснять, что именно считается неверным в этой схеме поведения. Чтобы отказы и правила не воспринимались слишком остро, следует настроить доверительные отношения с ребенком, создать авторитет, располагая к себе, а не устрашая.
  • Общение. Контакт и доверительный разговор имеют огромное значение даже, если это грудной ребенок. Дети и их представления о мире очень хрупки, поэтому доверительные отношения с родителями сформируют крепкую схему поддержки. Только пообщавшись, можно понять, как воспитывать нервного ребенка правильно. Категорически нельзя перекладывать таких детей и их воспитание на плечи педагогов в садиках, школах. Близкий родной человек быстрее найдет тот способ, который поможет ребенку открыться.

Дети по своей сути склонны к изменчивому поведению и аффективным реакциям, их психические процессы ещё не созрели и только начинают функционировать. Именно поэтому, каждый родитель должен знать, что делать если его ребенок нервный и непослушный. Если повышенная возбудимость во время не будет замечена и скорректирована, может развиться гиперкинетический синдром у ребенка, который считается заболеванием психического спектра и нуждается в квалифицированной помощи.

Время чтения: 4 минуты

Детская психика обладает повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, что, по сути, и обусловливает несколько обостренную реакцию несовершеннолетних на разного рода провокационные ситуации. При всем этом поведение непослушного нервного ребенка, беспричинно проявляющего раздражительность, требует оценки психолога. Узнайте, какие признаки свидетельствует о наличии у крохи проблем эмоционального плана.

Нервозность у детей

Процесс становления личности, а также высших механизмов, обеспечивающих осуществление поведенческих реакций, инициируется с самого рождения, но более активно начинает развиваться ближе к трем годам. В этот период кроха еще не может четко выразить свои эмоции, страхи, потребности. На фоне недопонимания со стороны взрослых и осознания собственного «я» нервный ребенок проявляет сознательные волевые импульсы.

В случае если малыш 2-3 лет становится капризным без видимой на то причины, следует обратиться к врачу для исключения серьезных расстройств психики. В остальном возникновение симптомов невроза у детей считается вполне естественным явлением, характеризующимся повышенной возбудимостью и обостренной реакцией на незначительные внешние раздражители.

Причины

Интеллектуальные перегрузки вкупе с нерациональным досугом и неправильным питанием могут стать пусковым механизмом развития у ребенка нарушений поведения. Первопричины детской нервности влияют на тяжесть ее симптоматической картины. Так, в зависимости от характера основного заболевания (если таковое имеется), повлекшего психологическое расстройство, последнее может дополняться склонностью к депрессии; нарушением сна и другими негативными состояниями. При этом другими причинами того, что ребенок очень нервный и возбудимый, могут служить:

  • ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • психотравмы (разлука с родителями, начало посещения детских коллективов);
  • неправильная модель воспитания (авторитарная, модель вседозволенности);
  • психические заболевания;
  • нервное напряжение;
  • особенности характера.

Признаки

Постоянные стрессы, капризы в конечном итоге перерастают в невроз или преходящее расстройство психики. В большинстве случаев данное состояние развивается к 4-6 годам, но некоторые признаки нарушений эмоционального плана чуткие родители могут заметить и раньше. При этом пристального внимания со стороны взрослых требует поведение крохи во время возрастных изменений психики. Как правило, в этот период нервный ребенок особенно интенсивно испытывает следующие состояния:

  • расстройство сна;
  • появление тревожных состояний, страхов;
  • развитие энуреза, желудочно-кишечных расстройств;
  • речевые нарушения;
  • нервные тики (покашливание, моргание, стискивание зубов);
  • нежелание общаться со сверстниками.

Что делать, если ребенок нервный

В случае, если приступы агрессии обусловлены патологическими состояниями, например, психологическими заболеваниями, бороться с ними нужно вместе с коррекционными педагогами и психологами. При ситуации, когда нервные срывы вызваны возрастными изменениями или какими-либо стрессовыми ситуациями, необходимо набраться терпения и попытаться выяснить, какие факторы способствуют возникновению приступов.

В этой ситуации полезно пересмотреть воспитательные методы. Так, если вы относитесь к числу авторитарных родителей, попробуйте несколько ослабить контроль. Крайне важно беречь уязвимую детскую психику, чтобы в дальнейшем избежать усугубления ситуации. С этой целью необходимо создать благоприятный микроклимат в семье, избегать необоснованных запретов и наказаний.

Успешное преодоление проявлений невроза у легковозбудимого малыша зависит, прежде всего, от реакции взрослых на сложившуюся ситуацию. Психологи советуют терпеливо переносить проявления агрессии. При этом непосредственно во время приступа важно постараться успокоить кроху и разобраться в причине его недовольства. В случае, если ребенок нервный и агрессивный, нельзя его пугать или каким-то образом умалять его достоинство. С целью преодоления симптомов повышенной возбудимости у детей психологи рекомендуют применять следующие методики:

  1. Попросите ребенка изобразить на альбомном листе причину проблемы, а затем предложите порвать его.
  2. Переключите внимание капризничающего крохи на что-то другое.
  3. Займите малыша спортивной игрой.

Методы воспитания

В большинстве случаев лечение нервного перенапряжения сводится к установлению и соблюдению правильного режима дня. По понятным причинам изменение привычного образа жизни может не понравиться малышу, поэтому любые коррективы лучше вносить в форме планирования досуга крохи. Возбужденный ребенок требует к себе особого внимания и терпения, ввиду чего неврологи рекомендуют проводить с таким малышом побольше времени. Так, хорошей альтернативой просмотру телевизора может стать прогулка на природе или поход в зоопарк. При этом не стоит забывать о родительской любви и внимании.

Профилактика

Большая часть провокационных ситуаций, когда ребенок нервничает, возникает на фоне семейных проблем. Ввиду этого родителям сверхчувствительного малыша следует, прежде всего, наладить отношения, постараться создать любимому чаду комфортные условия для личностного роста и развития. Помните, благоприятный эмоциональный климат в семье является самым лучшим средством профилактики психических расстройств у детей.

Видео

Когда-то известный сатирик Жванецкий в своей миниатюре утверждал: множество переживаний человека связано с тем, что мы неправильно задаем себе вопросы и неправильно на них отвечаем. Не нужно гневного: «Да почему же троллейбус не едет, сколько можно?!», гораздо лучше философское: «А с чего это, собственно, он должен приехать?» Это, разумеется, шутка, но когда в семье появляется ребенок, такая позиция иногда очень помогает жить, особенно если на сцену выходят непослушные дети, из-за которых не спят ночами родители (вместо того, чтобы меланхолично спросить себя: «А почему, собственно, они должны быть послушными?»).

Регламентация «нельзя»

Ребенок - новичок в мире. С одной стороны, ему все интересно, с другой - у него абсолютно нет опыта. Он не знает, что огнем можно обжечься, с высоты - упасть, ножом - порезаться. Лучший опыт, разумеется, личный, но далеко не каждый родитель сможет равнодушно наблюдать, как его чадо лезет в розетку. И тут про непослушных детей важно знать следующее: чем больше запретов, тем более неуправляемым будет казаться родителям малыш.

Известный и модный еще в 60-х доктор Спок советует: не больше трех «нельзя» на одно помещение. Организовать пространство исходя из этого принципа - задача родителей: забинтовать тумбочки, убрать в зону недосягаемости режущее, колющее, бьющееся. Особенно важно удалить или обезопасить то, что может нанести существенный вред здоровью и угрожать жизни: когда дети дома, в пределах досягаемости не должно быть средств бытовой химии, а кастрюля с закипающей водой пусть лучше стоит на дальней конфорке.

Все эти меры можно считать пассивно-превентивными, но зато они действенны и позволяют оградить чадо от беды, а родителей - от нервного срыва, который неминуем в случае, когда через каждые пять минут приходится «нельзякать». Такое поведение взрослых либо заблокирует в ребенке любознательность, либо приведет к тотальному непослушанию: в мире, где ничего нельзя, надо учиться обходить запреты.

Нельзя - всегда нельзя

Еще один верный путь к неудаче - нестабильность. У ребенка должна быть устойчивая, непротиворечивая картина мира. Если сегодня к аквариуму - нельзя, то завтра - тоже нельзя, и с бабушкой нельзя, и с папой. Намного лучше, если воспитание детей в семье проводится в едином стиле, потому так важно в этом вопросе достичь предварительного консенсуса.

Зачастую это не представляется возможным, но в этом случае тоже не следует чрезмерно отчаиваться. Дети - отличные психологи, чтобы не сказать манипуляторы. Они выстраивают отношения с каждым членом семьи индивидуально, и очень быстро начинают понимать, с кем можно настаивать на своем, а с кем - бесполезно. Влияние бабушки, которая балует и «портит», не станет решающим, если мама и папа выступят единым фронтом.

Непослушание как зеркало отношений

В принципе, прежде чем жаловаться на то, какие у вас непослушные дети, следует четко определиться с «виноватыми». Вполне возможно, что ими являются не младшие члены семьи, а совсем наоборот.

Часто родители ведут себя по отношению к ребенку неправильно: не считаются с его мнением, излишне давят на него, принуждают есть, рисовать, читать и т. д., когда это вовсе не обязательно, не сообразуясь с желаниями маленького человека.

Бывает и другая ситуация: на словах взрослый говорит одно, но его действия, тон, разговоры с окружающими подсказывают ребенку, что на самом деле его поведение поощряется. Иллюстрацией может служить такая ситуация: маленькая девочка колотит сверстников на детской площадке. Мама, разумеется, выговаривает ей, что нельзя размахивать кулаками. И тут же дома с гордостью и восторгом рассказывает, как «наша всех разогнала». В этом случае очевидно не только то, как будет вести себя дочь, но и как будет дальше формироваться характер ребенка: она быстро поймет, что мама может говорить одно, а думать при этом - другое. Вряд ли это будет способствовать установлению взаимного доверия, а уж о прекращении драк с ровесниками и вовсе придется забыть.

Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша выполнять то, чего родители сами не делают, и наоборот. Как бы банально это ни звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных - не пинайте своего кота.

От каждого - по способностям!

Следующая ошибка родителей, особенно когда у них появляется первый ребенок - чрезмерная требовательность. Молодые мама и папа, вооружившись разнообразными передовыми методиками, бесконечно «дрессируют» свое чадо. Каждый его, а также собственный промах, превращается в трагедию, даже вызывает необоснованный гнев.

В этом случае нужно просто успокоиться и понять, что ребенок не выполняет то, чего от него требуют, не потому, что не хочет, а потому, что не может этого сделать: его нейронные связи еще очень слабы, он не способен адекватно обрабатывать большие массивы информации, легко забывает. Не надо думать, что непослушные дети пытаются нарушить запреты, чтобы просто побесить родителей. Наивно полагать, что полуторагодовалый малыш с одного раза запомнит, что нельзя засыпать песком соседей по песочнице. Придется повторить запрет не один десяток раз, ничего не поделаешь.

В принципе, терпение - самое нужное, наиважнейшее качество воспитателя. Его понадобится ох как много, прежде чем характер ребенка сформируется и он сможет начать взрослую жизнь, станет способным к построению нормальных отношений с окружающими его людьми.

Пресловутые возрастные кризисы

Особое терпение нужно во время так называемых возрастных кризисов. Дети развиваются, если можно так сказать, «скачкообразно». Еще неделю назад едва держал карандаш - и вот, пожалуйста, увлеченно рисует вполне узнаваемых поросят. Еще месяцем раньше нельзя было добиться ответа на вопрос, красный сигнал на светофоре или зеленый, а сегодня малыш уже бойко перечисляет все цвета на картинке. Это примеры - из приятных.

А вот из неприятных: обычно покладистый ребенок вдруг превращается в сущего бесенка. Во время завтрака выплевывает любимую кашу, на прогулке закатывается в истерике из-за ерунды, вечером отказывается идти в кровать, и вообще - возникает ощущение, что сына или дочь подменили. На все вопросы и замечания он говорит исключительно «нет». Даже на невинное мамино: «Сейчас подметем пол», маленькое чудовище отвечает: «Не подметем, не пол, не сейчас». Мама в отчаянии: «Непослушный ребенок, 2 года, что делать?!»

Большинство ответов так или иначе сведутся к изречению самого великого философа-позитивиста всех времен и народов - Карлсона, который живет на крыше: «Спокойствие, только спокойствие». Все, что нужно помнить о возрастном кризисе у малыша, это:

  • он пройдет;
  • ребенку тоже очень тяжело, к нему следует отнестись с пониманием.

Психологи пока не пришли к единому мнению по поводу времени начала «праздника непослушания». Отечественные специалисты чаще говорят о кризисе трех лет, западные - двух. Некоторые отмечают похожее явление в год, в шесть, девять лет. Такой «разброд и шатание» объяснить довольно просто: все дети индивидуальны, и к каждому кризис приходит в свой срок. Слишком уж было бы все просто, если бы он начинался по расписанию: отметили третий день рождения, а следующим утром - началось. Понятное дело, что так не бывает: «катастрофа» обязательно разразится внезапно, приведя родителей в ужас - особенно если это первый ребенок и, соответственно, первый кризис.

Как это пережить

Как вести себя в это нелегкое время, во многом зависит от возраста любимого чада. Если ему всего год от роду, надежды вразумить его словами - минимум. Придется компенсировать действиями, вплоть до «взять в охапку и унести». Совсем другое дело, когда перед нами уже более сознательный и хорошо говорящий непослушный ребенок: 4 года - тот возраст, когда можно вступить в переговоры с «преступником» и либо объяснять необходимость совершения определенных действий, либо угрожать лишением каких-либо благ.

Иногда родителям следует пойти по пути наименьшего сопротивления, обозначив для себя четкую границу, за которую переходить нельзя, и понять, на что позволительно махнуть рукой. Не надо «стоять насмерть» за каждый пустяк: так вы только истреплете нервы и себе, и ребенку. Доведенный до исступления родитель скорее натворит глупостей, о которых будет потом жалеть, поэтому в некоторых вопросах лучше плыть по течению.

Если кризис сопровождается агрессией, есть смысл сделать паузу в отношениях со сверстниками и погулять пока вдвоем. Не хочет есть кашу? Пожалуйста, пусть сидит голодный. Хочет спорить? Пусть спорит. Позиция родителя в этом случае должна быть доброжелательной, но железобетонной.

И не нужно беспокоиться о том, насколько безобразно сцена выглядит со стороны. Чаще всего именно неопытные (и лучше всех поэтому знающие, как лучше воспитывать детей) люди при виде разрывающегося от рева детеныша думают: «Боже, бедная крошка!» Те, кто побывал в родительской шкуре, чаще думают совершенно иначе: «Ох, бедная мама!» Да и, в конце концов, мнение окружающих меньше всего должно влиять на процесс воспитания, в котором главную роль играет последовательность: если чего-то делать нельзя, когда дети дома, этого нельзя разрешать и тогда, когда они на прогулке.

Маленькие Макиавелли

Маленькие манипуляторы готовы пролить сколько угодно слез и даже исступленно кататься по полу - хоть дома, хоть в магазине. Но спокойное и последовательное поведение обязательно решит дело в пользу родителя. Как справедливо заметил врач и популярный телеведущий Е. Комаровский, ребенок не будет устраивать истерику перед шкафом - это непродуктивно. Он обязательно позаботится, чтобы у него были одушевленные зрители, от которых можно добиться желаемого. Если достичь нужного результата не получится, повторений сольного номера не будет.

Теперь, наверное, стоит подробно разобраться, что именно ребенок считает «нужным результатом». Не всегда это столь очевидно, как кажется. Очень часто причиной плохого поведения является не номинальная кукла в витрине, а стремление добиться внимания от взрослых. Дети в этом отношении очень требовательны, мир их вращается вокруг родителей. При этом характерным является то, что при отсутствии внимания со знаком «плюс» они удовлетворяются негативным. Так появляются хронически непослушные дети, которые предпочитают выслушивать крики и даже быть наказанными, лишь бы не оставаться в «мертвой зоне» родительского равнодушия. Вечно погруженные в свой телефон или компьютер мать и отец гарантированно получат результат, которой их не обрадует: чем меньше они уделяют ребенку внимания, тем больше шансов столкнуться с непослушанием.

Выход очевиден: пересмотреть собственную линию поведения и найти время для своих детей, поскольку далее ситуация будет только усугубляться.

Воспитывать должны родители

Часто подобное происходит, когда у еще незрелых молодых людей появляются так называемые ранние дети: родители, которые сами еще не выросли и хотят развлекаться, с удовольствием перепоручают бразды правления старшему поколению. Бабушки и дедушки занимаются воспитанием, а мама и папа живут собственной жизнью, иногда пытаясь откупиться от чада подарками. В этом случае через несколько лет обнаруживается, что ребенок не признает авторитета родителей, ведет себя агрессивно и неуважительно. Какое уж тут послушание…

Приблизительно так же складываются отношения, когда молодая мама после развода со столь же юным отцом старается наладить личную жизнь в ущерб общению с ребенком.

Ошибочно думать, что «ребенком надо заниматься» - с ним просто нужно жить, общаться, строить отношения, постоянно держа в голове, что он самостоятельная личность, которая ни в коем случае не является собственностью родителей. Их задача - дать ему дорогу в жизнь, которую он проживет сам.

Когда родители задаются вопросом, что делать, если ребенок нервный и непослушный, они должны в первую очередь оценить собственные действия и решить:

    достаточно ли внимания получает маленький человек;

    последовательны ли действия его воспитателей;

    какие отношения связывают его мать и отца;

    какая обстановка окружает его дома.

Бывает, что дети тяжело переживают перемены в своей жизни. Если имел место переезд, развод родителей, смерть одного из близких родственников, с которым ребенок часто и помногу контактировал, нужно не искать срочно решения того, как воспитывать непослушного ребенка, а помочь ему пережить травму. При этом следует помнить, что адаптация занимает от шести месяцев до года, и в этот период поведение его может быть далеким от идеального. Отнестись к этому можно снисходительно, пресекая, тем не менее, откровенно агрессивные, несправедливые выпады.

Очень часто ребенок становится неуправляемым, когда у него появляется младший братик или сестрёнка. Детская ревность часто становится причиной агрессивного поведения, старший ребенок начинает плохо учиться, грубить, замыкается в себе. Тут совет один - создать такую обстановку, в которой он не будет чувствовать себя обделенным, брошенным, ненужным. Да, маме бывает трудно контролировать себя, когда кроха требует заботы, но изменение поведения старшего - тот звоночек, на который необходимо обратить внимание.

Демократия и семья

Сейчас нормальными считаются отношения в семье, в которой ребенок - существо не подчиняющееся, а равноправное. Но вряд ли такая схема построения отношений вполне адекватна. Родитель все-таки должен обладать авторитетом в глазах своих детей и справляться с определенными ситуациями одной лишь родительской властью: воспитание детей в семье предусматривает подобные случаи. Бывает, когда малыш капризничает, не желая идти в кровать. Допустимо, наверное, долго читать ему лекцию на тему важности полноценного ночного отдыха - и лечь спать к часу ночи. А можно просто приказать идти в постель, строго и уверенно. Чем ближе и доверительнее отношения с ребенком в принципе, тем больше он будет бояться ослушаться и вызвать неудовольствие обожаемого родителя.

Важно помнить, что долго «дуться» на ребенка не нужно. Благотворного воздействия это не имеет - он только почувствует себя брошенным и ненужным. Не разговаривать неделями с провинившимися детьми - удел людей с глубоко травмированной психикой. Гораздо лучшие результаты дает система поощрений и наказаний, оформленная в игру.

К примеру, устанавливается «недельный приз»: поход в аквапарк, в кино, поездка за грибами или еще что-нибудь, значимое для ребенка. Очень важно, чтобы «выигрыш» предусматривал не просто купленную игрушку, а проведенное вместе, всей семьей, время.

Итак, на протяжении недели ребенок должен свой выигрыш заработать: набрать определенное количество баллов (их можно воплотить в специально разработанных фишках, бонусах, наклейках или просто нарисовать график на холодильнике). За хорошее поведение «участник соревнований» получает определенное количество баллов - и, соответственно, за плохое эти баллы снимаются. Важно помнить, что в этой игре важнее всего - справедливость. А еще - гарантированность положительного результата. Даже если нужного количества очков набрать не удалось, но ребенок все-таки старался - он должен получить приз, пусть не столь шикарный, но все-таки не остаться с пустыми руками.

Важность общения

Ребенок не должен быть замкнут в четырех стенах - ему нужно общаться с людьми. Чем больший опыт он получит, тем легче ему будет строить отношения с окружающими. Не нужно сильно переживать о том, что будет делать ваш непослушный ребенок в детском саду: вполне возможно, что там он будет вести себя, как ангел с белоснежными крыльями. Как уже говорилось выше, дети выстраивают отношения с взрослыми, исходя из их поведения. С ребенком, как ни с кем иным, справедлива поговорка «как аукнется, так откликнется». Другие дети в саду - отличная возможность для наблюдения и тренировки. Малыш поймет, что люди разные, ведут себя по-разному, отношения с ними тоже могут быть различными. Он заводит себе первых друзей и неприятелей, приобщается к социуму, постепенно готовясь вступить во взрослую жизнь.

То, как ведут себя дети в саду, во многом зависит не только от их личностных особенностей, но и от воспитателя. Опытный, чуткий педагог обязательно создаст в группе подобающую атмосферу. Поэтому, выбирая детское учреждение, в первую очередь следует ориентироваться не столько на питание и комфортные условия, сколько на личность человека, с которым ребенок будет проводить большую часть дня.

Конечно, отношения в семье - основополагающий фактор формирования психики ребенка. Родители всегда должны помнить, что основы воспитания детей не представляют собой тайны за семью печатями. Главное, помнить, что перед вами - человек и личность, относиться к которой следует с уважением. Важно не пренебрегать мнением ребенка, чутко относиться к его переживаниям, вести себя дружелюбно и терпеливо, стараться подходить к воспитанию осмысленно, тщательно анализируя собственное поведение, которое должно быть последовательным и справедливым. Совершенно недопустимо срывать на ребенке зло от неудач на работе, ссор с мужем (женой) или других неприятностей. Если уж такое произошло, нужно найти в себе силы, чтобы извиниться.

Конечно, ошибок будет немало, но не стоит отчаиваться: идеальных людей (и родителей) в природе не существует. Как бы банально это ни звучало, но когда в семье есть любовь, понимание и забота, все решаемо. В этом случае не придется придумывать, что делать, если ребенок нервный и непослушный. Кризисы можно будет пережить, проблемы - решить, и наслаждаться жизнью и общением с новым человеком, интересным, добрым и талантливым.

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы... Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности .

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте . Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве . В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка . Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго : они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью , причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте .

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы . Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность . Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста : они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности , он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим , между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка .

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома . Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы...

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех . Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным . Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними .

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании . Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация , рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны , у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними .

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям , у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы , в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями . Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается...

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения . Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим , эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы , они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе .

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте . Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки , при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги...

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера : дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски . Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей . Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался , - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться , а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение , взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта .

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА , кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

как успокоить гиперактивного ребенка

Как воспитывать нервного и непослушного ребенка

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.

Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

как отучить ребенка материться

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми