Сценарий "веселые святки". Сценарий праздника «Гуляют ребятки в Рождественские святки

Праздник «Рождество, святки»

Ведущий:

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Здесь и красные девицы

Раскрасавицы - сестрицы.

Добры молодцы кругом.

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться.

В русский пляс с душой пуститься.

Хозяйка. Здравствуйте. Дорогие гостюшки! С рождеством вас всех! Со святками и крещением! У нас здесь тепло и уют. А на улице стужа и метели метут!

Хоровод «Все вокруг запорошила».

Хозяйка. Уж ты, зимушка – зима,

Зима снежная была (2р)

Рождество нам принесла

Вед Рождество – это религиозный праздник. Само слово говорит о том, что кто-то родился. Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился у Пресвятой Девы Марии необыкновенный и божественный младенец – Господь наш Иисус Христос.

Реб 1 Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Реб 2 Дева – мать, склонясь над ним

Нежно напевала

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом

Реб 3 Пели Ангелы Христу

Славили рожденье

В мир принес он красоту

Веру во спасенье.

Песня «Рождество Христово».

Хозяйка. Народился наш Спаситель Господь

Воплотился в человеческую плоть

На земле и в небесах торжество

Христа Бога Рождество!

Вед. Давайте петь и танцевать

Христа рождение прославлять

Реб. Наступило Рождество

Долго ждали мы его

Святки празднует народ:

Веселится и поет

Хоровод «Сею, вею, посеваю».

Хозяйка. В нашей горнице веселье – нынче святок продолженье! А вы знаете, что раньше, во все дни святок гадали, но главный вечер для предсказаний был в Крещение. Давайте и мы погадаем!

Вед . Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали

Снег пололи;

Под окном слушали;

Кормили счетным курицу зерном;

Ярый воск топили…

Хозяйка. В этом маленьком мешочке, что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Лента – к долгой, счастливой жизни

Пуговица – жить в большой семье

Монета – к богатству

Щепка - крепкое здоровье

Картошка - ждет большое счастье

Гвоздь – на пороге гость

Скрепки – к новым друзьям

Вед. Ждем на сцене молодцов –

И актеров, и певцов

Балагуров и танцоров,

Гармонистов, плясунов

Выходи скорей, народ, разевай пошире рот.

К нам на святки пришли колядки!

(с шумовыми инструментами входят дети)

Колядки.

Хозяйка. Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш зал на святки!
С праздником вас поздравляю

Караваем угощаю.

Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей

ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня», «Цыганочка»)
2. Мультимедийная презентация (Праздник «Святки»)
3. Костюмы животных
4. Атрибуты для игр, гаданий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). . А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник "Новый год" так называется? И что значит слово "год"? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января (слайд)
КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января. (слайд)

Как готовятся к Рождеству верующие люди?

40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.
СОЧЕЛЬНИК (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).

В этот день не ели до появления на небе первой звезды. «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления.(слайд) Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки? На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.(слайд)

Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.

(слайд) Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. (слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, т. е, в ночь с 24 на 25 декабря, а по новому стилю с 6 января на 7 января.

Помните ли вы традиции коляды? Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. (слайд) Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза

СЦЕНКА (Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный: что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(слайд) Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится), а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, давали с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.

Все принимали участие в этих обрядах. Дети кидали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания.

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца) (слайд), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?

Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.(слайд). Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. Затем идут игры, хороводы. На вечерках всегда была ведущая. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть. Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми, гаданиями?

Игры проводятся с ребятами из зала

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!

Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2 колонны. По-моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.

На посиделках любили загадывать загадки (слайд), загадки веселые с подвохом,:

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки) Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./

(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

С 13 по 19 января гадают.(слайд) При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…"

(слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.

Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .

Гадание с ребятами

У меня в коробке шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого что ожидает в новом году.

(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.

Каждый загадайте себе желание. Затем натяните над полом веревку с колокольчиком. Подходите к веревке. Девчата вам завяжут платком глаза. И если вы проползете под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится.

Каждый гость праздничных посиделок может выйти и попробовать испытать свою судьбу. Берете 7 стаканов, ставите на поднос и заполняете разными составляющими:
первый – вода – жизнь в грядущем году будет пуста и скоротечна;
второй – сахар – жизнь будет сладка
третий – соль – предсказывает слезы или поездку на море (кому как нравится);
четвертый – деньги – ну тут думаю все ясно;
пятый – ключи – к приобретению всего, что имеет замок (квартира, машина, гараж, шестой – кольцо – жди свадьбы.
Накройте стаканы чем нибудь, чтоб их не было видно и вперед – выбирайте и давайте выбирать другим.

Гадание с книгой. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст. Тест можно проходить только один раз! До начала прохождения теста надо загадать желание. И главное – ни в коем случае нельзя смотреть ответы, нужно отвечать первое, что придет в голову!!!

Вопросы:

Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака, Кошка, Крыса, Чай, Море.
Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
Представь, что ты видишь со стороны себя, когда гуляешь, учишься, отдыхаешь. Каковы твои ощущения и первая мысль?
Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
Представь, что ты на Земле в полном одиночестве. Что ты будешь делать?
Напиши свое любимое число и день недели.

Корова – карьера; Тигр – честь/достоинство; Овца – любовь; Лошадь – семья; Свинья – деньги.
Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к школе; Море – твоя жизнь.
Желтый – тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый – тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный – тот, кого ты действительно любишь; Белый – твой близнец по духу; Зеленый – тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
Так ты воспринимаешь свою жизнь.
Это твое отношение к смерти.
А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
В этом твоя истинная цель в жизни.
Сделай приятное стольким людям, какого твое любимое число и желание исполниться в назначенный день!!!

Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан,(слайд) поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей.. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались (слайд), чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное. День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.

У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.

Дети 2-ух подготовительных групп входят в зал под музыку, встают в два круга.

Вед.1- Все на святки, все на святки, проходите-ка, ребятки,

Будем кругом ходить, коляду заводить.

Вед.2 — Так что же такое святки?

Вед.1 — Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Вед. 2 — Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

Дети идут по кругу, поют:

— Пришла коляда, отворяй ворота.

Снежки сеем посеваем, с Рождеством всех поздравляем.

Коляда, коляда, молодица моя.

Дети садятся.

Вед.1 – Мы ходили, мы искали коляду по всем дворам,

А нашли коляду во Ивановом дому.

Выбегают дети – колядовщики (5-6 человек), встают перед домиком, стучат.

Все дети-колядовщики поют колядку

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте

Хозяйка выглядывает из домика.

Хозяйка – Расходитесь по домам, ничего я вам не дам.

1реб. – У Ивана – то жена очень жадная была.

2реб. – У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

3 реб. – Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж.

Из дома выходит хозяин Иван с ведерком, в нем угощения.

Иван – Что вы, что вы, оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь.

Выходит Хозяйка с ведерком, в нем лапти.

Иван – Что придумала жена, ишь, какая егоза!…

Иван – Молодцы, какую хорошую коляду спели.

Вот вам угощенье, сыр, да печенье.

Хозяйка – Вот вам на потешки сладости, орешки.

Вед. – Ай да угощенье у вас знатное, для нас приятное.

Вед. забирает ведра, замечает в одном ведре лапти.

Вед. – Ой, а это что?

Хозяйка – Дом вести – не лапти плести!

А ну, честной народ, приглашаю в хоровод.

Хоровод-игра «Лапти»

Иван — А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Прыжки на месте на двух ногах под р.н мелодию

Хозяйка — (достает палочки для игры) :
На концах бечевок палки
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Предлагяю вам поиграть в игру «Моталки»

Игра «Моталки»

Иван — А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри»
двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота
Хозяйка — Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?

Игра «Прыжки в мешках»

Хозяйка — А теперь предлагаю погадать, да судьбу свою узнать?

Дети встают в большой круг.Хозяйка берет горшочек, идет по кругу, поет.

Горшочек с вершочек скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется!

Тот, возле кого останавливается Хозяйка, тот достает предмет из горшочка
1. Кусочек хлеба — житье в достатке.
2. Монетка-к достатку, жить будешь богато.
3. Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
4. Коробок спичек — спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
5. Катушка ниток — Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Под музыку выбегает Баба –Яга на метле.

В это время Хозяйка незаметно кладет в горшочек маленький прутик
Баба-Яга — Хозяйка, Хозяйкак, и мне погадай. Я тоже счастья хочу!
Б. Я. достает из горшочка веточку

Б.Я. — Что это? Растолкуйте!
Хозяйка – Видно прутик — к новой метелке.!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек

Б.Я. — А колечка там нет?
Хозяйка –Баба Яга да, кто же тебя замуж то возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга — Ах так! Ах вот ты так….

Бегает вокруг Хозяйки, разгоняя ее помелом .

Б.Я. — Сейчас я буду хозяйкой. А вы попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Поиграйте с моей волшебной метелкой.

Игра «Ведьмина метёлка»
Дети встают в круг и передают друг другуметелку, пока играет музыка. У кого после окончания музыки метелка осталась в руках, тот пляшет.

Б. Я. – Молодцы, справились с моим заданием.
А теперь буду я вас развлекать, буду с вами играть.

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.
Дети — Здравствуй, бабушка Яга! Разводят руки в стороны
Б.Я. — Здравствуйте, ребятки!
Дети — Костяная ты нога! топают ногой
Б.Я. — Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас!
Дети — А мы не боимся! машут руками перед лицом
Б.Я. — Заколдую я вас!
Дети — А мы разбежимся!
Дети бегают по залу, Баба Яга крутится (колдует), с окончанием музыки дети замирают в разных позах. Баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д.

Б.Я. – Ну все, ребятки, наигралась, набаловалась, пора мне в лес возвращаться.

До свидания!

Баба Яга уходит.

Хозяйка – Ну, а теперь ты, Иванушка, порадуй нас, поспеши, да весело попляши.

Пляска Ивана и Хозяйки.

Иван – А теперь, честной народ, с нами вместе в пляс пойдет!

Общая пляска. (садятся.)

Вед. – Коляда, коляда накануне Рождества.

Хозяюшка добренька, пирожка дай сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Хозяйка выносит из домика ватрушки.

Хозяйка – Всех гостей со Святками поздравляем,

Вкусными ватрушками угощаем.

Отдают угощение.

Иван – Ах спасибо вам, ребятки, что пришли в наш дом на святки.

Мы с Хозяйкою вдвоем здесь поклон вам отдаем.

Иван и Хозяйка кланяются.

Иван и Хозяйка – Пошла коляда да с хозяйского двора.

Коляда, коляда молодица моя…

Взявшись под руку, Иван и Хозяйка уходят.

Дети возвращаются в группу, угощаются ватрушками.

Название: Сценарий праздника для подготовительных групп в детском саду «Рождественские святки»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский САД № 28»
Месторасположение: Нижегородская обл. г.Дзержинск

Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки»

Под музыку дети средней, старшей и подгот.гр. входят в зал.

Ведущий: Все на Святки, все на Святки, проходите-ка, ребятки!

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети: Да!

Ребёнок: Это что такое – Святки?

Вед: Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

Леденьё пришло, зиму в дом принесло.

Коней в сани запрягло, в путь- дорожку вывело.

Хорошо, что каждый год к нам зима приходит.

Песни звонкие поёт, хоровод заводит. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели - Овсень и Коляда!

Там лето - здесь зима!

Как они летели - все люди глядели.

Как они садились - все люди дивились.

Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.

Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Хороводы: «Слышишь кто-то идёт..» (ст. и подг. гр)

«Это что же за народ» (средняя)

В зал под музыку заходят Баба-Яга с чертом.

Баба-Яга: Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт: О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга: Молодец, чернявенький! Но этого мало.

Чёрт: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!

Баб-Яга: Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю!

Чёрт: О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга: И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт: Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга: Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая!

Звучит весёлая музыка, Баба Яга берёт веник и подметает пританцовывая.

Баба-Яга: А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

Улетают.

Вед: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертом. Позовём гостей, будем радоваться, веселиться, в игры играть и в танцах кружиться.

Пусть на небе звёзды засияют, а на земле снежинки засверкают.

Танец с «султанчиками».

Входят ряженые.

1. Пришла коляда, отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

2. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!

(рассыпают зерно)

3. Уж как наша коляда ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт, всем поклон она шлёт!

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Хоровод «Вперёд четыре шага» общая

Дети садятся на стульчики. Заходит Баба-Яга.

Баба- Яга: Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества.

Вед: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга: Не я! Это кот… он не доел, а я ему помогла.

Вед: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята?

Дети: Да!

Вдруг из-за двери в зал летит веник.

Вед: Это ещё что за шутки?

Чёрт: (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

Из-за двери вылетает башмак.

Вед: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам насилушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад, что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю, все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт - тот со мной плясать пойдёт!

Игра «Веселый мешок»

Дети сидят на стульях. Звучит весёлая музыка. Чёрт с Бабой-Ягой берут мешок без дна и пытаются посадить туда нескольких детей. Ребёнок залазит в мешок с одной стороны, выскакивает с другой и убегает на место.

Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Баба Яга: Черт побери, почему мешок пустой? Сбежали! Обманули!

Вед: Кыш, кыш, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес!

Чёрт и Баба-Яга убегают. Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке.

Ряженые.

1. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых я Снегурочку слеплю.

И весной её не брошу – в морозильник поселю!

3 . Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества

Шире двери открывай. Поздравляй всех, поздравляй!

Ведущий: А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем, под горшочек мы заглянем.

Игра со взрослыми «Гадание на горшочках»

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Несколько детей встают в хоровод и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.

Значение содержимого горшков:

1. Полотенце: Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

2. Булка: Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

3. Колечко: Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

4. Лента: Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

5. Пуговица: Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью.

К шестому горшку бежит Баба-Яга.

Баба-Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

Достает веточку от елки из шестого горшка.

Что это? Растолкуй?

Вед: Видно – к новой метле!

Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ой, не так уж и много. Я ещё очень даже молодая. Сейчас докажу.

Тай, тай, налетай, в игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

(Дразнит детей) Девочки с усами! Мальчики с косами!

Ну-ка в круг скорее встать! Будет бабушка играть!

Игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»

Баба Яга стоит в центре круга, в руках у нее помело(веник) Под песню дети идут вокруг Бабы Яги, дразнят ее, затем разбегаются. Баба Яга помелом старается дотронуться до детей - "заколдовать", как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба Ёжка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит.»

Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку!

Вед: Ну, что ж, ребята, наш праздник подошёл к концу.

Загадаем все желание, чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год, чтоб гостей невпроворот!

Баба Яга: Ой, я тоже желание загадала. Хочу к следующему Рождеству стать умницей – красавицей. И фотомоделью. Страсть как фотографироваться люблю. Ребятки, давайте с вами на прощание сфотографируемся.

Дети фотографируются с персонажами и расходятся по группам.