Традиции и быт русского народа. Простая русская изба Ни кособока, ни горбата, И с ней была моя судьба Надолго связана когда-то
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Актуальность темы очевидна, так как воспитание
любви к своей Родине, желание узнать её и
готовность к деятельности на благо окружающих
людей, как предпосылки к деятельности на
благо Родины. Особенно необходимы в наше время,
когда в силу изменившейся ситуации социального
развития резко увеличилось число детей с
агрессивными проявлениями, а стремление к
самосовершенствованию и проявлению собственной
индивидуальности выражается у многих детей в
форме противопоставления себя другим. Не желание
вникнуть в проблему другого человека, не умение
понять и принять другое мнение, другую культуру.
Достижение целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включения
детей в систему социальных отношений через
формирование семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу – одна из
главных задач ФГТ в области «Социализация».
О важности приобщения ребенка к культуре своего
народа написано много, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому
детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям
других народов.
Одной из главных задач дошкольных
образовательных учреждений, заложенных в
«Программе обучения и воспитания в детском
саду», независимо от его профиля, является
патриотическое воспитание детей. Патриотические
чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной
социально культурной среды. Люди с рождения
инстинктивно привыкают к окружающей их среде,
природе и культуре своей страны, быту своего
народа. Поэтому базой для формирования
патриотизма являются глубинные чувства любви и
привязанности к культуре своей страны и своему
народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве
родной, естественной и привычной среды обитания
человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с
окружающим миром, и желание сохранять и
приумножить богатство своей страны. Но
невозможно воспитывать уважение и гордость к
тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия.
Следовательно, сама формулировка подразумевает
более или менее глубокое знакомство
детей-дошкольников с историей быта своего
народа.
Основной формой нравственно-патриотического
воспитания детей является тематическая
непосредственно-образовательная
деятельность. Важно, чтобы она повышали
детскую мыслительную активность. Учёт
возрастных особенностей детей требует широкого
применения игровых приёмов, которые важны как
для повышения познавательной активности детей,
так и для создания эмоциональной атмосферы
занятия. Но никакие знания не дадут
положительного результата, если воспитатель сам
не будет восторгаться своей страной, своим
народом, своим городом.
Человек привязан к своей родине, и эта связь
определяет его мировоззрение. Патриотизм как
личностное образование включает в себя
привязанность, сочувствие, сопереживание,
ответственность и другие качества, без которых
человек не может состояться, как личность.
Важным условием нравственно-патриотического
воспитания детей является приобщение ребенка к
культуре своего народа, поскольку раскрытие
личности в ребенке полностью возможно только
через включение его в культуру собственного
народа. Приобщение детей к отеческому наследию
воспитывает уважение, гордость за землю, на
которой живешь.
Цель непосредственно-образовательной
деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом
и предметами утвари русской избы»: продолжать
знакомить детей с бытом русской избы и
традициями русского народа.
Непосредственно-образовательная деятельность
направлена на формирование представления об
облике русской деревни, обобщения знания
детей о предметах старинного быта. Закрепления
знаний детей о русском устном и музыкальном
творчестве.
Цель:
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
- Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
- Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
- Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с
поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили:
«3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы,
здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь поближе к печи.
Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а
непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На
убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель:
Но это ещё не всё, что «
делала» русская печь много-много лет назад. Печка
не только согревала помещение, но и была
источником света. Когда огонь в печи разгорался,
в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином
усаживались около печи, и каждый занимался своим
делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин
плёл корзины из прутьев. В каждой избе была
печь-матушка, печь-кормилица. Она не только
обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской
печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб,
пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже
ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом,
угли из старой печки забирали с собой и помещали
их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е.
чай из самовара попить. Особенно после баньки.
Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками
сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и
баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были
прялки. Когда осенние работы на полях
заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу,
чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Долгими зимними вечерами горела на столе свечка
– ведь электричества ещё не было, девушки пряли и
пели песни. Давайте послушаем.
Звучит русская народная песня «Пряха».
Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
- Хорошо прядёшься – весело поёшься.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.
Воспитатель обращает внимание на большой
экран, на котором на слайдах показаны различные
фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.
Презентация со слайдами.
По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)
Воспитатель (после просмотра презентации):
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне.
Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни
телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное
время поводили, чем занимались? Много работали
наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала
весёлые.
Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)
Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба) .
– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь) .Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок) .Выпускает жаркий пар
Древний чайник... (самовар) .Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти) .
Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?
Дети:
Желтого
Воспитатель:
Правильно! А чем она
украшена?
Дети:
Яблоками и листиками.
Воспитатель:
Какого они цвета?
Дети:
Яблоки – красного, листики –
зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы
слепить такую подкову нам нужно тесто разного
цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок
и зеленое – для листьев.
Воспитатель:
Подковы мы будем
выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как
их у меня много! Какие геометрические формы вы
знаете?
Дети:
Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель:
Ой, какие молодцы! Все уже
знаете.
Воспитатель:
На каждой основе
нарисована изогнутая линия, на которую вы будете
выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель:
Ну, а теперь я вам расскажу
и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто
желтого цвета (показ). И раскатываем из него
колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем
выкладываем колбаску на основу, строго по линии.
Если колбаска получится очень длинной, то вам
нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если,
наоборот, короткой – то раскатать и сделать
длиннее.
Воспитатель:
После этого прижимаем
колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель:
Правильно! Молодцы!
Воспитатель:
Как вы думаете, что мы
будем лепить дальше?
Дети:
Яблоки.
Воспитатель:
Какого цвета тесто нам для
этого нужно?
Дети:
Красное.
Воспитатель:
А как мы будем лепить
яблочки?
Дети:
Скатывать шарики.
Воспитатель:
Правильно! Посмотрите и
сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети:
Три!
Воспитатель:
А вы на своей подкове
можете сделать больше яблочек.
Воспитатель:
Начинаем лепить. Свою
подкову вы можете украсить не только яблоками, а
придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель:
Готова наша подкова?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
А чего еще не хватает?
Дети:
Не хватает листьев.
Воспитатель:
Какого цвета тесто нам
нужно?
Дети:
Зеленое.
Воспитатель:
Я беру зеленое тесто и
отщипываю от него небольшой кусочек. Затем
скатываю из него овал и прищипываю один конец
листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель:
А для того, чтобы наши
яблочки и листочки крепко держались на подкове,
мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ
педагога)
Воспитатель:
Готова наша подкова?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Вы запомнили,
последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем
листики. Правильно. Но я просила вас
пофантазировать и придумать свои украшения для
подковы.
Воспитатель:
Молодцы!
Воспитатель:
Теперь проходите на свои
места и начинайте работать (дети рассаживаются
за столы, педагог оказывают индивидуальную
помощь детям, по ходу лепки педагог обращает
внимание детей на последовательность действий).
Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.
Дети дарят подковы.
Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!
Муниципальное бюджетное учреждение
Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка
Разработала:
педагог дополнительного образования
Белавина Вера Викторовна
г.Тихорецк
Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.
Задачи :
1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.
2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.
3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?
Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.
Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.
Презентация «Быт людей на Руси».
В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.
Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи, работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.
В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Слайд 12-13
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Дети называют предметы быта на картинке.
Слайд 15-17
Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Слайд 18-19
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
Слайд 20-25
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Слайд 26 Крестьянские семьи были большими.
Слайд 27-28 Сыновья помогали отцу в поле
Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми
Слайд 30 Ходили лаптях
Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.
Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?
Физминутка:
Хомячок Хомка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(дети имитируют все движения хомячка)
Загадки о предметах быта:
1.Маленькая собачка
Свернувшись лежит,
Не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)
3.Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок.
6.На веревке пальцы, держат одеяльце.
(прищепки).
7.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
Часы.
8.Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло.
Мыло.
9.Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет.
Зеркало.
10.Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом.
Лампочка.
А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.
Рисунок «Предметы быта».
Гаврилюк Татьяна Иосифовна
Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам", г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра
Цель:
Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Создание образа оберега для своего дома.
Задачи:
ОО «Коммуникация»
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Познание»
1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
3. Закрепить знания о символах и древних образах.
4. Развитие интереса к прошлому.
ОО «Художественное творчество», ОО «Труд»
1. Вызвать желание создать оберег своими руками.
2. Вызвать эмоциональный интерес к работе.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
ОО «Социализация»
1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).
ОО «Музыка»
1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству.
2. Предварительная работа:
1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
2. ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.
Тип занятия:
Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).
Материалы:
Кусочки ткани, нитки.
Оборудование:
Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда, образцы оберегов.
Инструменты:
Ножницы, нитки, кусочки ткани размером 15*15см.
Предварительная работа:
1. Проживание тем в группе –« Мы - россияне», «Святки», «Народное творчество».
2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».
3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).
Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт).
В горнице детей встречает русская барышня – красавица.
Здравствуйте хозяева!!!
Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали???
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.
Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……(избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
2. Что же было в каждой избе???
Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
3. Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
4. Что же значит название Красный угол???
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)
Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).
Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).
Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и роспись какой он расписан.
Игра «Назови роспись».
Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги.
Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.
Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.
Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.
Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь:
Марьяна – искустница(мама ребенка из группы): перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей).
Практическая работа в мастерской.
Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.
Самостоятельная работа.
(Форма работы совместно – индивидуальная)
Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ.
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.
Информационная справка:
Краткая информация о кукле день-ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ
ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.
ПШЕНО – от сглаза.
ЧЕСНОК – от нечистой силы.
ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.
РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.
СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.
ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.
ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК
КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.
ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.
ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.
МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.
КОСА – бесконечность.
ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.
МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.
МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.
ПУГОВИЦЫ – к обновам.
«Воспитание гражданина России» - Духовно-нравственное направление. На пороге школы. Направления программы: “Я и я”. 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». “Я и культура”. “ Я и школа”. “Я и семья”. “Я и мое Отечество” “Я и планета.
«Патриотическое воспитание детей» - Родная природа. Патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Родина начинается с любви к своему городу. Воспитываем уважительное отношение гербу, флагу, гимну Российской Федерации.
«Патриотическое воспитание школьников» - Методы. В.В. Путин. Ожидаемый результат. Высказывание премьер-министра. Направления деятельности. Высказывание президента. Формы работы. Принципы. Задачи. Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Цель военно-патриотического воспитания.
«Военно-патриотическое воспитание» - Анкетирование родителей. Гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточного движения. Достижения учащихся. Военно-патриотическое воспитание школьников. Цель: определение способов формирования патриотического сознания учащихся. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников».
«Чувство патриотизма» - Начальная школа опрошено – 54 человека. Центральная задача школы: Содержание которого - любовь к Родине. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств и желаний. Как по Вашему, что означает любить Родину? Патриотические чувства. Исследование особенностей становления патриотического воспитания учащихся школы.
«Гражданское образование» - Глава субъекта РФ. Пермский край. Хороший союзник. Некоторые примеры. Образовательный форум. Решением экспертного Совета. Гражданское образование в России и ее регионах. Надежда. Руководитель Администрации Президента. Общественно-консультативный совет. Обучение правам человека. Фокусные группы. Проект Федеральной целевой программы.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация для детей «Русская изба. Предметы быта»
Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой. Русская изба
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить. А вы знаете, что было главным в избе?
Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева, плели лапти корзины, вязали, вышивали. А еще и песни пели!
Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? Летом спит, Зимой горит. Пасть открывает, Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (ухват)
У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи)
Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля Где там в печке уголек? Кашу сварит… (чугунок)
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар)
Воду дед носил с утра Каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, Держит ведра… Из избы идут – пляшут, А в избу идут – плачут. (коромысло) (ведра)
Четыре братца под одной крышей живут, Одним кушаком подпоясаны. (стол)
Сама не ест, А людей кормит. (ложка)
Верчусь, верчусь – не потею, Только более толстею. (веретено) Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка)
Ходит каток по паре порток. (утюг)
Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. (лапти)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация для дошкольников "Опасности в быту для детей"
Презентация для детей дошкольного возраста в стихах, картинках и загадках. Удобный материал для занятий по окружающиму миру....
Презентация "Для чего нужны предметы?"
Презентация " Для чего нужны предметы?" может быть использована для дидактических и логопедических занятий....
Презентация для детей "Безопасность в быту"
Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл! Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает! Пом...
Русская изба. Презентация по ознакомлению дошкольников с бытом крестьян
Презентация позволяет воспитателю познакомить дошкольников с устройством русской избы, наглядно представить элементы русского быта...