Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо.

Занятие по изобразительному искусству на тему: «Пасха» для детей старшей группы

Конспект подготовил: педагог дополнительного образования МОБУ ДОД ЦДОдД «Радуга» Кудрявцева Ольга Магомедовна.
Возрастная группа : 5-6 лет.

Цели:
- расширять образные представления детей;
- развивать умение создавать изображения цветной композиции;
- продолжать формировать навыки работы с цветной бумагой и ножницами;
-воспитывать уважение к традициям.
Задачи:
- закреплять представление детей об истории и традициях празднования Пасхи;
- развивать комбинаторские способности и композиционные умения при составлении аппликации;
- развивать воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрашивания;
- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению;
- вызывать положительный отклик на результаты своего творчества.
Оборудование и материалы : шаблоны – яйцо, цветы разных форм, листья; альбомный лист; цветная бумага (синяя, красная, желтая, оранжевая, розовая, зеленая); простой карандаш; ножницы; художественные материалы: акварель, баночка с водой, кисти, цветные карандаши, восковые мелки; клей-карандаш; клеенки для аппликации; салфетки; показ образца; стихотворение Татьяны Лавровой «Пасхальное яичко».
Шаблон яйца

Ход занятия:

Ребята, скоро весь православный мир будет праздновать самый светлый и радостный праздник. А вы знаете, о каком празднике идет речь?
(Пасха).
- Конечно, речь идет о светлом Воскресении Христа – Пасхе.
- Прежде чем мы приступим к практическому заданию, я хочу вам рассказать об истории этого праздника.
«Каждый год примерно в середине апреля весь крещеный мир торжественно чествует светлый праздник Воскресение спасителя Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.
Как же произошло Воскресение Христа из мертвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться в том, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло, и над землей появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Камень, закрывавший вход в пещеру, где стоял гроб, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребенного там не оказалось.
В день накануне Пасхи – Великую субботу – старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христа на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
На Пасху принято христосоваться. Все обмениваются крашеными яйцами и трижды целуют друг друга. Христосоваться – поздравлять друг друга с праздником, а крашеные яйца при этом являются символом жизни.»
- Чтобы поддержать пасхальную традицию, мы с вами тоже украсим яички, но не те, которые всегда украшают ваши мамы и бабушки, а особые яички-открытки, которыми вы сможете поздравить своих родных или друзей.
Практическая часть занятия: показ образца -
- Для начала возьмем альбомный лист, по шаблону обведем яйцо и вырежем его.
- На цветной бумаге также по шаблонам обведем цветы и листья, вырежем.
- Теперь нам необходимо затонировать фон в нежные весенние цвета – голубой, желтый, зеленый. Для этого вы сами выберете материал: акварель, цветные карандаши или восковые мелки. Я выбрала для своей открытки цветные карандаши. Цвет – голубой с желтым, но для тонировки использую не щтрих, а тушевку (карандаш кладу плашмя).
- После того, как фон будет готов, мы переходим к аппликации. Вначале раскладываем на нашей открытке все детали аппликации, затем по очереди приклеиваем.
- Нам осталось только дорисовать стебельки и украсить по желанию наш букет бантиком. Получилась очень яркая, замечательная открытка. Предлагаю вам также украсить свои открытки.
Практическая деятельность детей:
Перед началом работы вспоминаем с ребятами правила техники безопасности при использовании ножниц и клея.
Во время практической работы подсказываю детям как лучше расположить все элементы аппликации. Напоминаю, что клеить можно только на специальных клеенках, но не на столе и закрывать клей нужно сразу после использования.
После окончания работы дети убирают свои рабочие места и раскладывают свои открытки на столе.
Рефлексия.
- Какие замечательные открытки у вас получились.
Ребята, вам понравилось изготавливать открытки?
(Высказывания детей).
Читаю стихотворение Татьяны Лавровой «Пасхальное яйцо»:
Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое, расписное.
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звезд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!

В своей работе я использовала материалы сайта

Как сделать поделки на Пасху в детский сад? Пасха – очень красочный праздник, наполненный по-детски веселыми традициями. Процесс подготовки к нему привносит приятное оживление в жизни малыша, предвкушение радостных моментов и сюрпризов.

А скоротать ожидание и лучше раскрыть атмосферу предстоящего торжества ребенку помогут минуты творчества. К примеру, можно изготовить очаровательные поделки на Пасху в детский сад и поздравить ими воспитателей и товарищей в группе.

Поделки на пасху из яиц киндер сюрприза

Создать своими руками — для детей задача интересная и увлекательная. Детские поделки к Пасхе могут быть выполнены в самых различных техниках: аппликация, рисунок, лепка из пластичного материала, скрапбукинг, вышивка и множестве других. Мы предлагаем создать на пасхальную тему нестандартные сувенирчики.

Из ниток мулине, скорлупы и яичка киндер-сюрприза получается очаровательный цыпленок в гнездышке.

Из пластмассовых яичек можно соорудить целое гнездо с птенцами.

Из пластмассовых яичек можно сделать настоящий пасхальный букет.

Посмотрите на видео, как сделать пасхальный венок из яичек киндер-сюрприза:

Пасхальные кролики своими руками

Еще один пасхальный любимчик — кролик. Самый простой способ сделать пасхального кролика — склеить его их бумажных одноразовых тарелок.

Из пластмассового яичка можно сделать чудесного пасхального кролика.

Очаровательный пасхальный кролик получается из картонного рулона и цветной бумаги.

Очень интересный кролик получается из белого носочка. Личико кролику можно вышить ниточками. Внутри такой кролик набит синтепоном.

Пасхальные корзинки своими руками

Из фоармина или цветного картона получается прелестная пасхальная корзинка.

Фоамиран можно вырезать в форме круга, сделать на нем надрезы и склеить его по краям. У нас получиться маленькая корзинка под одно яичко. Если сплести три полоски в косичку, то у нас получиться ручка для корзинки.

Прелестные пасхальные корзиночки — курочки получаются из бумажных одноразовых стаканчиков.

Пасхальные корзинки — курочки

Прелестная пасхальная корзинка получается из картонной ячейки из-под яичек.

Интересная Пасхальная корзина получается из бумажных одноразовых тарелок.

Аппликации на Пасху в детский сад

Возьмите на заметку аппликацию «пасхальный кулич». Веточки вербы делаются из скрученной бумажной ленты. Сами вербочки и огонек делаем из скрученной бумаги (в технике квиллинг).

Аппликация «пасхальный кулич»

Из цветного картона, тесемки и кусочков пластилина получается очаровательное Пасхальное украшение.

Из фасоли, гороха или кукурузы можно сделать замечательную пасхальную аппликацию «цыпленок».

Пасхальная аппликация «цыпленок»

Еще одна замечательная поделка на Пасху, выполненная в технике аппликации — цыпленок на палочке.

Пасхального цыпленка можно посадить в бумажный кармашек. Из цветной бумаги вырезаем скорлупу и все детали цыпленка. Приклеиваем все элементы и украшаем цветами.

Одну из сторон яичка можно соединить подвижным шарниром. Тогда цыпленка можно будет «открывать и закрывать» в яичке. Самого цыпленка делаем из фетра и украшаем перышком. Цыпленка можно не приклеивать к основе, тогда его можно будет доставать и сажать в яичко. Детки будут в восторге от такой пасхальной поделки!

Аппликацию «цыпленок» можно сделать из раскрашенных ватных шариков.

Аппликация «цыпленок» из ватных шариков

Еще один вариант аппликации на Пасху — «Пасхальный кулич». Вырезаем салфетку как снежинку. Приклеиваем ее и кулич из коричневой бумаги.

Приклеиваем яички и основу свечки. Пламя и верхнюю часть кулича делаем из скрученной бумаги. Украшаем кулич кусочками пластилина и приклеиваем цветы.

«Присыпка» для кулича и цветы

Еще одна оригинальная поделка на Пасху — аппликация из пуговиц.

Пасхальные открытки своими руками

С помощью клейкой ленты можно сделать очень нежную пасхальную открыточку. Полоски клейкой ленты приклеиваются на задний слой открытки. Приклеиваем на него передний слой белой бумаги с отверстием в виде яичка. Украшаем нежным цветочком — открытка на Пасху готова!

Очень необычной поделкой на Пасху может стать объемная пасхальная открытка из бумаги. Складываемым основу открытки — плотную бумагу по образцу.

Складываем основу открытки

Украшаем «ступеньки» открытки пасхальными и весенними атрибутами.

Поделки на Пасху в технике квиллинг

Очаровательна открытка на Пасху получается в технике квиллинг. Основой поделки будет служить сложенный вдвое картон в форме яичка.

Оборачиваем теннисный шар пленкой и один за другим приклеиваем белые роллы. Приклеиваем роллы один к другому.

У нас будет получаться заготовка, похожая на половинку скорлупы яичка. Фиксируем импровизированную скорлупку на подставке (подставку склеиваем из круглых фиолетовых и сжатых зеленых роллов).

Пасхальная открытка с ленточками

Посмотрите на видео, как сделать красивую пасхальную открытку своими руками:

Поделка на Пасху из бумажных шариков «Храм»

Для того, чтобы сделать такую поделку нам понадобится тонкая бумага. Очень хорошо подойдет обычная салфетка. Нарезаем бумагу на достаточно крупные полоски, наносим на нее жидкий клей и скатываем в плотные шарики.

Катаем шарики белого, голубого и оранжевого цвета. Каждый шарик обмакиваем в клей и приклеиваем на плотный картон.

Когда все шарики займут свои места у нас должен получиться храм. Теперь нам понадобится бумажная лента для квиллинга. Из белых бумажных полосок скатываем небольшие спиральки. Край бумажной ленты фиксируем клеем. Сдавливаем бумажные спиральки с одной из сторон — у нас должны получиться маленькие белые капельки.

Приклеиваем полоски коричневой бумаги. Располагаем по краям бумажные капельки — у нас должны получиться очень нежные веточки вербы вокруг храма. Верхушку храма украшаем крестом из золотистой бумаги. Наш прекрасный белостенный храм — готов!

Поделка на пасху «Храм»

Поделки на Пасху из яичной скорлупы

Из окрашенной и обычной яичной скорлупы можно сделать очаровательных пасхальных цыплят.

Из яичной скорлупы можно сделать небольшую пасхальную аппликацию.

А вот потрясающая пасхальная композиция из яичной скорлупы «петушок и курочка». Для этой поделки можно использовать целое вареное яичко или целую яичную скорлупу. Приклеиваем на яичко глазки, гребешок и клювик — у нас получился петушок.

Курочку украшаем бантиком и веревочными волосиками.

Вырезаем дно от пластиковой бутылки и оборачиваем его цветной бумагой — у нас получается основа для пасхальной корзинки. Перевязываем корзинку тесемкой и укладываем в нее соломку из гофрированной бумаги. В это уютное гнездышко сажаем петушка и курочку. Поделка на Пасху в детский сад — готова!

Ребятишки будут в восторге от пасхального лотка для яичек «курочка». Вырезаем из картона курочку.

Ставим курочку на картонный лоток из-под яичек. На дно кладем соломку из гофрированной бумаги.

Раскрашиваем яички, рисуем глазки, прикрепляем гребешки и клювики — у нас получатся желтые цыплята. Пасхальный лоток для яичек — готов!

Посмотрите на видео, как сделать очень эффектную пасхальную поделку «цыпленок в яйце»:

Для малышей младшей и средней группы детского сада подойдет поделка из соленого теста «Вылупившийся цыпленок». Чуть подкрашенное тесто очень нравится детям и совершенно безопасно, даже для самых маленьких творцов.

Очаровательного пасхального цыпленка можно сделать из бумажных колечек или разрезанного картонного рулона.

Пасхальные поделки из ниток

Ребятишки придут в восторг от пасхальной поделки из ниток. Самый простой вариант сделать поделку из ниток — сделать ее из помпонов. Как изготовить помпон вы можете посмотреть в нашей статье « «. Овладев техникой изготовления помпонов вы можете сделать поделку на пасхальную тематику, например, маленького желтого цыпленка.

Другой вариант изготовления пасхальной поделки из помпонов — сделать ее с помощью небольшого воздушного шарика. Достаточно плотно обматываем его толстыми нитками и покрываем нитки клеем. После того, как клей подсохнет, а нитки приобретут плотность аккуратно протыкаем шарик и убираем его. У нас должен остаться каркас их ниток — это будущее тельце пасхального цыпленка.

Приклеиваем к каркасу глазки, носик и ножки. Пасхальная поделка из ниток-готова!

Если взять в основу нитки мулине и маленькие воздушные шарики, то можно сделать очень эффектную пасхальную композицию из ажурных яичек.

Яички можно подвесить за веревочку, тогда у нас получатся необычные пасхальные подвески.

Рисунки на Пасху

Поделку на Пасху в детский сад можно выполнить в сочетании техники рисунка и аппликации. Объемную пасхальную корзинку создаем очень интересным способом: на основном листе делаем надрезы, в которые вставляем полосы гофрированного картона.

Педагогам, оформляющим пасхальный уголок в детском саду может пригодиться рисунок на Пасху «цыпленок на полянке».

Для школы мы предлагаем рисунок с куличами в корзинке. Сначала делаем набросок карандашом.

Раскрашиваем корзинку, куличи, яички и бантик. Контуры на корзинке выделаем маркером.

Раскрашиваем желтой краской цыпленка. Рисуем ему коричневые ножки.

Выделяем цветом бантик, яички, корзинку и куличики. Ждем, пока краска высохнет. Корзинку и бантик выделяем по контуру маркером. Намазываем верхнюю белую часть куличей клеем и покрываем посыпкой. Рисунок на Пасху — готов!

Посмотрите на видео «как нарисовать пасхальное яйцо»:

Очаровательную пасхальную корзинку с пасхой можно сделать из обычного пластилина. Сначала лепим вогнутую пасхальную корзинку. Лепим из пластилина тонкий жгутик.

Складываем жгутик вдвое и перекручиваем его.

Аккуратно приклеиваем жгутик по краю корзинки. У нас получится очень интересный эффект плетеной корзинки.

Катаем из пластилина толстую желтую колбаску.

Разрезаем колбаску на две части — это будущая основа для куличей. На каждую основу укладываем белую круглую лепешку — «глазурь».

Куличи с «глазурью»

Для поделки нам понадобятся маленькие настоящие веточки.

На веточки приклеиваем серые вытянутые комочки из пластилина — у нас получится очень правдоподобная верба. Укладываем в корзинку куличи, веточки вербы, дополняем композицию цветными яичками.

Куличи посыпаем пищевой присыпкой. Поделка на пасху из пластилина — готова!

Очень нежные пасхальные подвески-яички можно сделать из соленого теста.

Пасхальный цыпленок из лент и фетра

Очень симпатичного пасхального цыпленка можно сделать из лент и фетра. Нарезаем ленточку на квадратики и складываем по образцу, фиксируя заготовку клеем. Техника выполнения поделок из маленьких кусочков лент называется канзаши.

Склеиваем из заготовок нижнюю зеленую часть цветочка. Склеиваем в той же технике фиолетовые заготовки для самого цветочка. Склеиваем их между собой. В центр помещаем бусину. Собираем композицию воедино.

На картонную основу приклеиваем желтый фетр. Из желтых лент делаем заготовки для цыпленка.

Приклеиваем на основу хохолок и крылышки из желтых лент. Приклеиваем глазки-бусинки и клювик. Осталось украсить цыпленка цветочком и бантиком. У нас получился очень эффектный пасхальный сувенир!

Самой знаменитой и любимой поделкой на Пасху является венок. Его можно сделать в качестве украшения зала или комнаты. Основа венка делается из веток, которые соединяются между собой с помощью скотча.

Обматываем венок гирляндой с искусственными цветами и зеленью. Гирлянду фиксируем с помощью двустороннего скотча.

Украшаем венок ленточками. Раскрашиваем яркими пасхальными узорами пластмассовые яички и закрепляем их с помощью двустороннего скотча на венке. Последний штрих пасхального венка — пушистые цыплята.

Пасхальное дерево своими руками

Так как светлый праздник Пасхи символизирует расцвет новой жизни, то в некоторых странах появилась традиция наряжать пасхальное дерево. Ведь именно дерево олицетворяет собой природу и способность к возрождению после долгой зимы. Берем перепиленные яички и аккуратно прокалываем их с двух противоположных сторон. Их содержимое можно выдуть с помощью трубочки.

Раскрашиваем яички. С помощью палочки вставляем в них тесемку.

Тесемку с одной из сторон завязываем бантиком. На другой стороне оставляем петельку. Пасхальные яички — готовы. Осталось изготовить основу поделки — само дерево. Его мы делаем из связанных между собой окрашенных веточек. В небольшую емкость наливаем гипс и вставляем туда веточки. Осталось повесить яички на дерево. Наше пасхальное дерево-готово!

Пасхальная корзинка курочка из фетра

Очень красивая пасхальная корзинка «Курочка» получается из фетра. Вырезаем детали курочки по образцу на фото.

Сшиваем детали между собой. Оставляем свободными края в нижней и верхней части. В нижней части будет вшито дно. В верхнюю часть мы будем складывать яички.

Пришиваем деталь дна.

Кладем в пасхальную корзинку яички.

Можно украсить пасхальную композицию желтым цыпленком. Сшить его из фетра очень просто. Вырезаем из фетра 2 овальные детали для тела и сшиваем их между собой, не забыв набить синтепоном (между деталями тела можно сразу вшить хохолок). Пришиваем крылышки. Приклеиваем фабричные глазки и клювик. Пасхальная курочка с цыпленком из фетра — готовы!

Интересная пасхальная идея — мыло своими руками в виде цыплят на Пасху!

Светлой Пасхи Вам и Вашим деткам!

В средней группе дошкольники находятся в начале долгого и интересного пути познания и освоения навыков творческой деятельности. Задача воспитателя - использовать весь комплекс методов и приёмов для развития у детей художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, интереса к созданию собственных маленьких шедевров: от самых простых линий и форм до более сложных композиций. Изучаемая тема должна находить отражение в занятиях по изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке) в совокупности с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В нашем случае речь пойдёт о теме «Яички простые и золотые».

Педагогические советы по организации занятий по рисованию в средней группе

Дети среднего дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к творчеству. Используя различные речевые обороты, дети учатся высказывать своё мнение относительно понравившейся им картины и приводить элементарные аргументы в пользу художественных средств, которые использовались для передачи изображений.

Воспитатель начинает знакомить детей с народными игрушками: дымковской, филимоновской. Они настолько яркие и выразительные, что сразу привлекают ребят своими красочными образами. В средней группе вводятся занятия по декоративному рисованию, на которых во время предварительной беседы воспитатель показывает произведения русских традиционных народных промыслов. Дети декорируют платья для куклы, платки, фартуки, сарафаны для матрёшки разными узорами. Для развития детского воображения можно посоветовать вырезать из белого картона или бумаги очертания дымковской или филимоновской игрушки, которые дети кладут на декорированные узорами листы бумаги. Взору детей открывается интересная расписная игрушка, напоминающая народную.

Перед тем как изобразить предмет, педагог учит ребят умению освоить его форму, изучить образ вцелом, не упуская из виду важные для этого предмета детали. Для придания выразительности детским рисункам, можно предлагать им бумагу разной формы и цвета. Композиционные и сюжетные варианты предлагает воспитатель, так как для детей четырёхлетнего возраста это задание представляет определённую сложность особенно в начале учебного года. Однако во второй половине года педагог постепенно должен вовлекать детей в процесс придумывания сюжетно-композиционной структуры рисунка. Таким образом, воспитатель ставит задачу мотивировать детей изображать не только персонажей, а дополнять сюжет другими деталями. Например, при рисовании цыплят нарисовать травку, цветочки.

На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, тычкование (для декорирования яичек).

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Тема «Яички простые и золотые» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Курочка Ряба снесла яички», и аппликацию на тему «Разноцветные пасхальные яички», «Украсим яички для бабушки». Одной из интереснейших нетрадиционных техник является лепка из солёного теста, которое имеет ряд преимуществ перед использованием пластилина. Солёное тесто совершенно безопасно, хорошо лепится, не прилипая к рукам, не пачкает рабочую поверхность и легко отмывается, и главное то, что поделки из такого теста можно сушить и расписывать на занятиях по рисованию или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Традиция лепки из солёного теста, известная ещё на Руси, возрождается, предоставляя возможности для творчества.

Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, украсить яички узором, используя нетрадиционные техники рисования (пальчиковое, рисование ватными палочками). Можно также нарисовать цыплёнка, который вылупился из яичка, с помощью техники рисования ладошками. Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда рисуется контур яичка, потом намазывается клеем и посыпается манкой. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.

Учить придумывать композиции

Композиция играет важную роль в художественном развитии детей начиная с младшего дошкольного возраста. В каждой последующей возрастной группе композиционные решения усложняются, появляется художественный замысел, который ребёнок пытается выразить через разные виды изобразительной деятельности. Дети 4–5 лет нуждаются в чутком педагогическом руководстве, то есть воспитатель предлагает им различные композиционные решения, творческие задания, придумывая каждый раз что-то новое. Когда дети в начале учебного года осваивают простые техники изображения предметов различной форме, то на занятии по рисованию простых и золотых яичек сложно говорить о большой вариативности композиционных решений. Однако во второй половине года дети уже осваивают навык декоративного рисования, владения разными техниками рисования кистью, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционной линиях. Одним из интересных вариантов может стать коллективная композиция из пасхальных яиц или разноцветных яичек в корзинке. Композицию может дополнить цыплёнок или пасхальный зайчик.

Мотивировать к творчеству

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать теневой театр с постановкой сказки «Курочка Ряба», дидактическую игру с любимыми персонажами. Воспитатель совместно с детьми может разыграть сценку по сказке, или когда в гости приходит курочка с цыплятами. Детям будет интересно, так как они сами будут вовлечены в постановку. Педагог может начать занятие с рассказывания сказки или чтения рассказа, разучивания стихов, использовать музыкальное сопровождение.

Примеры авторских конспектов занятий по рисованию в средней группе

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (10–13 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)

О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Простые и золотые яички для курочки Рябы»

Развивая интерес к творчеству, мы воспитываем личность.

Пример конспекта занятия по рисованию

Вид деятельности Тема/Материалы
Рисование «Яичко простое и золотое»
Материалы.
Белая, жёлтая гуашь, листы бумаги светло-зелёного, светло-голубого цвета, кисти, банки с водой.
Закрепить знания об овальной форме, понятия «острый», «тупой».
Учить рисованию овальных предметов. Упражнять в умении закрашивать изображение не выходя за контур.
Развивать детское воображение.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть особенность внешнего вида яичка с целью закрепления знания о том, что один конец у него острый, другой - тупой.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним на занятие пришла в гости курочка Ряба. Она пришла прямо из сказки. Предлагает детям вспомнить её содержание, показывая теневой театр. Дети вспоминают, что в конце сказки мышка разбила яичко, и курочка обещала снести золотое яичко для дедушки и бабушки.
Педагог говорит, что, так как курочка была не простая, а сказочная, то она решила прийти к вам, ребята, в гости, чтобы вы тоже почувствовали себя героями сказки и нарисовали яички для бабушки и дедушки. Одно простое и одно золотое.
Воспитатель предлагает прочитать курочке стихотворение.
Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,
По двору гуляет, деток созывает:
– Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
Поспешите к маме: кушать будем с вами
Семечки и крошки, доставайте ложки.

Вот ещё загадки отгадайте.

Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
(Курица)
Закудахтала она: «Я большая птичка!
Поглядите, принесла жёлтое яичко!»
И пошла на улицу
Похвалиться … (Курица)
«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» –
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая … (Курица)

А теперь давайте нарисуем нашей курочке яички.
Воспитатель спрашивает, какой формы яйцо. (Овальное).
Показать картинки с изображением яиц, курочки Рябы с яичками.
Вспомнить, что они уже рисовали и лепили предметы овальной формы. Сначала воспитатель предлагает в воздухе показать движение пальчиком или кистью, как они будут рисовать яичко.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленький цыплёнок»
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
Давайте рассмотрим, какие красивые у вас получились яички. Вам нравятся ваши рисунки? Курочка Ряба тоже довольна, кудахчет: «Ко-ко-ко, какие ребятки молодцы! Дедушка с бабушкой будут рады таким яичкам».
Отдают курочки свои рисунки.
Выставка детских работ. В центре композиции изображение курочки Рябы, вокруг детские работы. Разместить можно на большом листе бумаги или на стенде.

Объяснение этапов рисования простых и золотых яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования яйца.

  1. Расположить лист бумаги горизонтально. С левой стороны листа рисуем простое яичко, с правой - золотое. Можно рисовать на одном листе простое яичко, на другом - золотое. (Рисунок 1, 2).
  2. Начать рисовать белой гуашью простое яичко сверху, закругляя кончик, вести кисть плавно, не останавливаясь, расширяя яичко внизу (тупой кончик яичка), вернуться в верхнюю точку, сужая яичко сверху.
  3. Закрасить яичко белой гуашью. Напомнить, что красить нужно аккуратно, в одном направлении, не выходя за контур. (Рисунок 3).
  4. В такой же технике нарисовать золотое яичко жёлтой гуашью. (Рисунок 4).

Тонированный светло-голубой лист бумаги
Торированный светло-зелёный лист бумаги

Картинки для показа детям

Курочка Ряба снесла яички простые и золотые

Курочка снесла простое яичко Белое яичко Коричневое яичко Курочка снесла золотое яичко Сверкает на солнце Для бабушки и дедушки сказочное яичко Сказочные яички

Если в первой половине учебного года дети рисуют достаточно простые по форме предметы, то к весне у них уже есть навык декоративного рисования, то есть они могут украшать рисунки узорами (точки, кружочки, полоски, штрихи). Поэтому в преддверии празднования светлого весеннего праздника Пасхи у педагога есть прекрасная возможность не только рассказать детям о празднике - истории, особенностях празднования, символах, – но и организовать интересное тематическое занятие. Первый этап - лепка пасхальных яичек, потом их роспись. Лепить яички можно на занятии по лепке или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Расписывать вылепленные яички на занятии по декоративному рисованию.

О.Н. Мищук. Занятие по декоративному рисованию на тему «Готовимся к Пасхе»

Конспект занятия по декоративному рисованию

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование Декоративное рисование
Материалы.
Гуашь разных цветов, заготовки яичек из солёного теста, кисти, банки с водой.
Учить декорировать предметы овальной формы.
Расширить кругозор, знания о русских праздниках, культуре, традициях.
Развивать воображение.
Воспитывать аккуратность.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассказать о Пасхе, традициях её празднования, символике.
Рассмотреть картинки с расписанными яйцами.
Обсудить, какие элементы узора можно использовать для декорирования пасхальных яичек.
Основная часть Беседа с детьми
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
К. Фофанов

Воспитатель рассказывает о Пасхе.
Пасха - это главный праздник всех христиан, очень светлы и добрый. В этот день все люди пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца.
Яйцо - это символ жизни и её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят родственникам и друзьям со словами: «Христос воскрес!» В ответ нужно сказать: «Воистину воскрес!», поцеловать друг друга в знак прощения и любви к близким людям.
Воспитатель читает стихотворение о пасхальном яйце.
Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
– Пасха - праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Т. Лаврова

Пасха - символ весны, веры, любви.
А в гости к нам сегодня пришёл пасхальный кролик, который является символом Пасхи в других странах. Он проделал длинный путь, чтобы прийти к нам в гости. Давайте, ребята, порадуем его и распишем яички, которые мы с вами сделали из теста. Они уже высохли и ждут, что мы их красиво украсим пасхальными узорами.

Воспитатель показывает картинки с расписными пасхальными яйцами. Обсуждает с детьми, какие элементы можно использовать для украшения. Воспитатель просит проявить фантазию и аккуратность во время расписывания яичек.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленькие ребятки»
Мы руками – «хлоп- хлоп»,
Мы ногами – «топ- топ»,
Мы плечами – «чик- чик»,
Мы глазами – «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
Заключительная часть (подведение итогов) Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие у них получились красивые яички, и устроить выставку, чтобы мамы и папы могли посмотреть на их работы.
Если яички были объёмные, то после высыхания их можно сложить в корзину и поставить рядом с пасхальным кроликом.
Если яички плоской формы, то можно завязать разноцветные ленточки и вместе с детьми украсить веточки вербы, которые им принёс на праздник пасхальный кролик.

Объяснение этапов декорирования пасхальных яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов росписи пасхального яйца.

  1. Воспитатель замешивает солёное тесто, и дети лепят яички, которые будут декорировать на занятии по рисованию. В тесто можно добавить гуашь или натуральные красители (морковный или свекольный сок), тогда яички получатся цветные. (Рисунки 1, 2).
  2. В зависимости от общего уровня подготовки детей и индивидуальных особенностей, они могут лепить плоские заготовки яйцевидной формы или объёмные. Если заготовки плоские, то воспитатель может проделать дырочки вверху, чтобы потом готовые работы можно было повесить на стенд. (Рисунки 3, 4, 5).
  3. Плоские заготовки кладутся на рабочую поверхность, объёмные дети держат за оба конца пальцами левой руки и расписывают. Потом воспитатель помогает им перевернуть заготовку, и дети украшают яичко с другой стороны. В конце работы поставить яички на подставку для дальнейшего высыхания. В качестве подставки можно использовать пробки от пластиковых бутылок. (Рисунки 6, 7).
  4. Рисуя полосы, кисть ведём плавно, не отрываясь от поверхности.
  5. Цветочки рисуем в технике примакивания.
  6. Точки и кружочки рисуем кончиком кисти. Можно также выполнить их в нетрадиционной технике тычкования ватной палочкой.

Замешивание солёного теста Лепка из теста Яичко из теста Слепили яички Заготовки для декорирования Роспись пасхальных яичек Роспись пасхальных яичек

Картинки для показа детям

Кролик и цыплёнок Кролик украшает яичко Кролик идет в гости Кролик готовится к Пасхе Кролик дарит пасхпльное яйцо Веселый кролик ждет гостей

Расписные пасхальные яички

Яркие узоры Красные-прекрасные Точки-цветочки
Нежные ромашки Цветная Пасха Завитки Полосочки Нежность Радостная Пасха Кружочки Полосочки и точки Разные узоры

Татьяна Кандаурова

Программные педагогические задачи: познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Планируемые результаты: проявляет интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относится к традициям русского народа. Развивает творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Словарная работа: народный праздник, Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки.

Оборудование и материал: яйца крашеные, яйца силуэтные (из бумаги, гуашевые краски, кисточки, стаканчики с водой, ватные палочки, печатки, деревянные заготовки в форме яиц, аудиозапись колокольного пасхального звона.

Подготовительная работа: беседа с детьми о великом празднике Пасха, его исторических корнях; рассматривание иллюстраций, рассматривание репродукции «Дети, катающие пасхальные яйца»- автор Кошелев Н. А. ; пасхальная выставка с участием родителей, раскраски - пасхальные яйца, слушание духовного стиха «Бедная птичка в клетке сидит…». Игры- забавы с детьми: «Катание яиц с горочки», «Самое крутое яйцо», игра-эстафета «Перенеси яйцо».

Интеграция образовательных областей: Познание, Речь, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество.

Ход занятия.

Организационный момент:

Звучит в записи праздничный колокольный звон.

Всюду радостный трезвон.

Сообщает людям он,

Что настал великий час –

Праздник Пасхи у нас!

Приглашаю детей занять места за столами.

Вот и наступил этот великий праздник – Пасха. Великая Пасха. - Очень многие люди, и ваши родители тоже, готовились к нему: красили яйца (показываю крашеные яйца, пекли куличи (показываю кулич, делали творожную пасху.

А как по-другому называется праздник Пасха?

Дети. Воскресение Христа.

Помните, мы с вами говорили, что когда-то очень давно, Бог послал на Землю людям своего сына - учить людей быть добрыми, трудолюбивыми помогать нуждающимся. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди y6или Иисуса Христа.

А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.

Поэтому в день Пасхи говорят друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!»

А что при этом дарят?

Дети. – яйцо!

Да, ребята, символом Пасхи стало яйцо.

Существует и легенда о том, как яйцо стало символом Воскресения Христова. Когда Иисус воскрес, его ученица, Мария Магдалина, отправилась с этой вестью к самому императору Тиберию.

Без подарков к императору ходить было не принято, а у Марии не было ничего, кроме обычного куриного яйца. Придя к императору, Мария объявила ему о воскрешении Иисуса. Рассмеявшись, Тиберий сказал: "Скорее белое яйцо у тебя в руках станет красным, чем я поверю, что твой рассказ правдив". Но не успел римлянин произнести эти слова, как яйцо в руках Марии Магдалины стало алым. С тех пор христиане в день Пасхи дарят друг другу красное яйцо как символ счастливой вести.

Раньше яйца красили только в красный цвет.

А сейчас красят в разные цвета и даже их расписывают.

Ребята, а если яйца называют «крашенки», это значит, что с ними делали?

Дети. -Красили.

А если -«писанки»?

Дети. – Расписывали.

Обращаю внимание детей на картинки – расписные яйца.

А у нас с вами есть вот такие деревянные заготовки в форме яйца. Но они белого цвета…

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами превратились в мастеров, тех самых, которые так красиво расписывают пасхальные яйца.

Откройте глаза, посмотрите, уже все готово, для того чтобы приступить к росписи?

Дети. – Да, всё готово!

Тогда давайте сделаем пальчикам разминку.

Дети выходят из-за столов.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко, выйди из-за речки, (раскрыть ладони)

Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (сложить руки полочкой)

Посчитаем лучики? Раз, два, три… (загибают пальцы)

Не закроют тучи яркие лучи, (скрестить руки перед собой)

Мы тебя давно все ждём, посвети своим лучом (хлопки в ладоши)

Солнышко, вставай, свои лучики бросай! (постепенно поднять и опустить руки)

Ребята, когда человек красит пасхальные яйца, он думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.

Под аудиозапись духовного стиха дети расписывают свои заготовки.

(Детям, неуверенным, нерешительным, помогаю советом.)

Вот какие чудо - писанки у вас получились! От этих узоров даже настроение стало лучше.

Вы уже решили, кому подарите такое чудесное яйцо?

Дети. Я – маме, а я – сестрёнке…

Думаю, что они будут очень рады!

А я желаю вам любить своих родных, друзей, природу, окружающую вас! Желаю вам прекрасных радостных чудес! Христос Воскрес!

Дети. - Воистину Воскрес!

После занятия знакомлю детей с игрой «Катание яиц с горки»

Фотоотчёт

Грунтуем деревянные заготовки


Роспись деревянных заготовок гуашью.


Творчество


Игры с пасхальными яйцами – «крашенками»

Цель:
Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа
Задачи:
-Учить рисовать на объемной форме
-Совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение нетрадиционными методами рисования: пальчиком и ватной палочкой
- Развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней
-Мотивировать детей к изучению народного творчества
- Расширить кругозор детей о народных обычаях и традициях
-Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа
Материалы:
Гуашь, кисти, бумажные салфетки, стаканчики с водой, формы для декоративной росписи

Ход занятия
Организационный момент
Педагог : Здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча необычная. Мы должны будем оживить картинку праздника, поиграть в праздник. Этому празднику уже более 2000 лет. Наступает он весной, когда пробуждается природа и все просыпается. А называется он?
Дети: Пасха
Педагог - Совершенно верно. И нам с вами предстоит вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи, издревле передаваемые из глубины веков и дошедшие до наших дней. Узнаем, как проводится праздник Светлой Пасхи.
Ведь этот праздник еще не закончился, его празднуют целую неделю.
(звучит фонограмма колокольного звона, на фоне читается стихотворение «Пасха»)
- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы
Они тепло в себе таят весенний звон игривый
И купола опять блестят и солнышко сверкает
Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает


Существует такое поверье, что на Пасху солнце играет и многие старались подкараулить это мгновение, дети даже обращались к солнышку с песенкой.
(Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Солнышко - покажись, красное нарядись!)
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит Христосоваться? (ответ: целоваться)
Педагог: Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих писанками или крашенками. Так уж повелось на Пасху яйца красить, а потом друг друга ими одаривать. За что же такая честь выпала простому куриному яйцу? Одна из легенд гласит, что вскоре после вознесения Спасителя на небо, его мать Мария Магдалена отправилась в город Рим. И стала рассказывать об Иисусе Христе императору Тиберию. На что тот ответил:- «Я поверю всему, что ты скажешь, если вот те яйца» - сказал Тиберий, указав на корзину куриных яиц «покраснеют». К изумлению всех присутствующих, яйца действительно покраснели. С тех пор и стали крестьяне в свой светлый праздник одаривать друг друга крашеными яйцами. Но еще яйцо считалось символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей)
-Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки- это яйца окрашенные в один цвет.
Писанка- нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.
Перед практической работой немного отдохнем.
Физминутка
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем (показ ладонями)
Из печи несем куличи
А от курочки – яички (пальцами рисуют по воздуху)
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем – будет золотое
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйца
в пасхальные одежды (руки на поясе, повороты туловища)
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька (машут руками как мотыльки)
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую все фасолью
Будет ей жених богатый (показ бровей, веснушек)
Симпатичный, конопатый
А соседским близнецам нарисуем солнце
Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце! (Круговые движения руками)

Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе. А в работе пусть вам поможет творчество и фантазия.
Практическая работа
Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
По окончании практической работы оформляется выставка.

Подведение итогов Педагог: Ребята, осмотрите свои работы.
Чем замечательны ваши сувениры? (ответы детей)
О чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)
С какими чувствами украшали пасхальные яйца? (ответы детей)
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
(звучит Пасхальный колокольный звон)
- Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые
Кто яйцо друг другу дарит
Счастлив целый год бывает

Спасибо за занятия. Желаю вам радости и мира