Здоровьесбережение в ДОУ (для детей и родителей). Гимнастика для глаз

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Здоровьесбережение в детском саду»

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.

Здоровьесбережение в детском саду

Актуальность.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Цель:

– сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи:

– формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

– прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

– повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

– формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится –

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

 закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

 проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

 проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

 сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10.Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Обоснованную тревогу в России вызывает состояние здоровья детей и подростков. Дети оказываются больными уже с момента рождения, до 80% хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте, более 60% студентов нуждаются в стационарном лечении, 85% учителей имеют хронические заболевания.

Ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей и взрослых. Гиподинамия среди детского и взрослого населения России достигла 80%. Увеличение распространенности среди школьников и молодежи курения, употребления алкоголя и наркотиков, низкая двигательная активность подрастающего поколения и взрослого населения свидетельствует о низком уровне культуры здоровья, гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов физического воспитания (В.И. Чимаров, 2000).

Таким образом, современное общество предъявляет социальный заказ образованию - заказ на поиск путей сохранения здоровья. И этот заказ не может быть обращен только в сторону медицинской науки, практического здравоохранения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье человека обеспечивается усилиями медицины лишь на 8-10% и в большей степени (до 50-55%) зависит от того образа жизни, который ведет сам человек. В свою очередь, образ жизни формируется, главным образом, посредством культурологической направленности воспитания и образования. Поэтому социальный заказ на здоровьесбережение, здоровый образ жизни (ЗОЖ) адресован, в первую очередь работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, работникам физической культуры.

Практика показывает, что существующая система образования нередко приводит к ухудшению состояния здоровья детей. В научных публикациях о здоровом образе жизни школьников (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Змановский, Л.И. Лубышева и др.) часто отмечаются такие явления как неблагоприятная экологическая обстановка, интенсификация обучения, снижение двигательной активности, школьные стрессы и противопоставление их здоровью человека. При этом не учитывается тот факт, что большинство этих явлений создаются самими людьми. Отдельные наблюдения за здоровьем школьников (М.И. Степанова, Г.Г. Онищенко) при различных экспериментальных формах обучения также показывают неблагоприятное воздействие образовательного процесса на их здоровье.

Одной из причин, по нашему мнению, является отсутствие в большинстве учебных заведений должного внимания духовно-нравственной сфере, мотивационным установкам, общему оздоровлению всех участников образовательного процесса. И как следствие: снижение мотивации, уровня психического и физического здоровья на фоне появления трудностей в освоении программного материала и проблем с формированием навыков самоорганизации и самооздоровления.

Реальную картину состояния здоровья усугубляет также отсутствие у большинства руководителей и педагогов образовательных учреждений специальных знаний и умений диагностики состояния здоровья учащихся, организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими, различный уровень здоровья.

В сложившейся ситуации актуальной является проблема изучения безопасности внедрения новых образовательных технологий на здоровьесбережение учащихся, которое включает в себя аспекты создания социальной мотивации в комплексе с учетом взаимодействия и влияния образовательных технологий на здоровый образ жизни.

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно

диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных характеристик в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие "здоровье" определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонении в организме и состояние полного физического психического и социального благополучия, необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здороовьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели:

Интеллектуальная и физическая работоспособность;

Физическое развитие и общая физическая подготовленность;

Психологическая адекватность и уравновешенность;

Совокупность социально-духовных ценностей личности.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья

субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с целью физкультурного образования, которая заключается в формировании устойчивых качества самореализующейся творческой личности и ее готовности физической, психофизической и духовной к предстоящей самостоятельной жизни и постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Следовательно, к процессу здоровьесбережения необходим системный подход, который обеспечит целостное представление о состоянии здоровья учащихся, наполнит конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и поможет ответить на вопрос, в каких направлениях следует вести работу. К данным направлениям можно отнести:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся.

2. Создание психолого-педагогических и организационно - педагогических условий обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно - воспитательного процесса.

3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегаюшей технологии.

4. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

5. Осуществление структурного преобразования в плане создания здоровьесохраняюших технологий в образовании.

6. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и во внеучебной образовательно-воспитательной среде.

1, Развертывание опытно-экспериментальной и научно - исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.

8. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

9. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

10. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса "Основы здорового образа жизни".

11. Вовлечение в деятельность по укреплению здоровья школьников всего педагогического коллектива, самих детей и их родителей.

Системный подход, по нашему мнению, представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педгогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий форм, методов, приемов, процедур, обеспечивающих практико - ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Применительно к физическому воспитанию, это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат и создающих принципиально новые возможности для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни через осознанное, творческое использование средств физической культуры.

Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья (Ю.В. Хмелевский, 2000), под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром. "Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного - самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам" (М.А. Зискина, 1996)

Современный человек, будучи погруженный в природно - экологическую, производственно-трудовую и социальную среду, не может рассчитывать только на помощь медицины. При всей вооруженности современным диагностическим оборудованием, методами лечения, профилактики, она оказалась не в состоянии гарантировать здоровье и благополучие нации. В связи с этим, перед физкультурным образованием возникла задача чрезвычайной важности: научить школьников, начиная с детского возраста, следовать основным принципам здорового образа жизни (беречь, укреплять, преумножать свое здоровье), обеспечивать культуру его здоровья, которая означает рациональное отношение ко всем аспектам своей жизни. Это понятие включает и рациональное питание, и регулярные занятия спортом, и ведение здорового образа жизни.

В понятие здорового образа жизни входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, адекватный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности, семьи и общества формы досуга, отказ от вредных привычек, соблюдение правил психогигиены (Г.М. Соловьев, 1997). Нарушение хотя бы одного из этих важных и взаимосвязанных элементов негативно отражается на состоянии здоровья человека и может свести "на нет" все усилия по сохранению и укреплению здоровья, особенно среди детей, подростков и молодежи.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".

Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д. (В.И. Чимаров, А.Г. Щедрина и др.)

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям (Д.В. Колосов, В.С. Лиходед и др.). Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, "втискивание" всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонируют ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите, сколько детей сидят на лавочках, "случайно" забыв спортивную форму! Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, "Веселые старты" и. т.д.), в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. (Н. Голиков, 2000) Помочь такому школьнику обязаны, прежде всего, учителя физкультуры, родители, педагог-валеолог, психологи, классный руководитель. Их задача - научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально-психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка "появился аппетит" заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.

Анализ теоретической литературы по проблеме здоровьесбережения школьников и массовой практики физического воспитания в образовательных учреждениях позволяют сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь к развитию физических кондиционных способностей учащихся (ловкости, силы, гибкости и т.д.) и компенсации недостаточной двигательной активности.

В некоторых образовательных учреждениях вводится дополнительный урок физической культуры, открываются спортивные секции (к сожалению, в них занимаются в основном физически одаренные, способные дети). Однако это не создает предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник исключен из этого процесса как субъект деятельности. Мы убеждены, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья, а эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

Организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

Организация профилактических мероприятий в детском саду;

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

ЛЮДМИЛА Пискова
Здоровьесбережение дошкольников

"Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой" Платон, древнегреческий мыслитель

Идея здоровьесбережения в рамках педагогической теории и практики была впервые выдвинута Платоном многие столетия назад. Последующие поколения философов и учёных развили и дополнили её.

Сейчас под здоровьем подразумевается , согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» , по определению же кандидата медицинских наук, профессора Н. К. Смирнова, – “это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни” .

В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и укрепление здоровья , активное формирование здорового образа жизни у воспитанников.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

Медико-профилактические;

Физкультурно-оздоровительные ;

здоровьесберегающие образовательные технологии;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ; организация и контроль сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста ; организация выполнения требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ .

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на становление физической культуры дошкольников и развитие их физических качеств : их силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы : дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, закаливание, правильный двигательный режим, проведение гимнастических упражнений, соблюдение динамических пауз (физминуток, организация подвижных и спортивных игр, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры (культуры здоровья ) дошкольников . Цель таких технологий – формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умений сохранять, оберегать и укреплять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи безопасного поведения и вести здоровый образ жизни . Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников . Ведущий принцип таких технологий – учет личностных физических и психологических особенностей ребенка, учет интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. К ним относятся : профилактические беседы, дидактические игры,

чтение детской художественной литературы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения детского развития в педагогическом процессе ДОУ.

Эти технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника . Эти технологии направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся : индивидуальные и групповые тренинги, релаксации, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и другие.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни . Они могут реализовываться через участие в педагогических и валеологических конференциях, посещение практических семинаров по здоровьесбережению , специальных курсов валеологической грамотности.

Технологии валеологического просвещения родителей – технологии, обеспечивающие формирование валеологической образованности у родителей воспитанников ДОУ : формирование у них чётких представлений о здоровом образе жизни , факторах риска, способах поддержания и укрепления взрослого и детского здоровья . К ним относятся : информационные стенды и буклеты для родителей, консультационная поддержка родителей педагогическим и медицинским персоналом ДОУ, проведение тематических родительских собраний и “Дней здоровья” .

Здоровьесбережение – это одна из базовых составляющих воспитательного и образовательного процесса. Только применяя комплекс здоровьесберегательных технологий , можно воспитать здоровую , гармонично развитую личность.

Публикации по теме:

Фитнес для дошкольников "Фитнес для дошкольников». Перспективное планирование составлено на основании программы автора Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные.

В рамках подготовки к городскому конкурсу дошкольных образовательных учреждений на лучший социальный видеоролик по профилактике детского.

Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.

Семинар-практикум для родителей «Здоровьесбережение как залог успешности ребёнка в социуме» Цель: формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у всех участников образовательных отношений. Задача: Повысить компетентность.

Анастасия Миргородская
Здоровьесбережение в детском саду и дома

Цель : Познакомить родителей воспитанников с основными факторами,

способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в

домашних условиях и условиях детского сада .

Задачи : Создать условия для осознания родителями необходимости

совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления

здоровья дошкольников .

План проведения собрания :

1. Вступление.

2. Компоненты укрепления здоровья .

3. Игровой самомассаж «Доброе утро» .

4. Игра «Найди правильный ответ» .

5. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята» .

6. Раздача памяток.

7. Заключение.

Ход собрания:

1. Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые родители. Наша встреча

сегодня посвящена важной проблеме - воспитанию у наших детей

положительного отношения к здоровому образу жизни .

Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и

дошкольного учреждения. Народная мудрость гласит : «Деньги потерял -

ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все

потерял". «Что же такое здоровье Какого человека можно назвать

здоровым ? А приходилось ли вам слышать такое понятие, как

здоровьесбережение ? (Ответы родителей)

Воспитатель : Вырастить ребёнка здоровым , успешным, сильным – это

желание каждого родителя. Что же можно сделать для приобщения детей к

здоровому образу жизни ?

2. Необходимо использовать целебные природные факторы окружающей

среды : солнце, воздух, вода, фитонцидные свойства растений, так как

естественные силы природы представляют собой привычные

компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности

организма.

Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический

климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение

воспитываются в семье. Здесь важно умение правильно и рационально

относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же

улыбаться и дарить радость друг другу!

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных

влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению

защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь

является правильно организованный режим дня.

Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей

в течение суток.

Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Прогулка

должна проводиться в любую погоду, за исключением особо

неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать

погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее

двух раз в день по два часа, летом - неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является Сон, который

особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы дети ежедневно (и

днём, и ночью) засыпали в одно и то же время. Таким образом, домашний

режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду , и

особенно в выходные дни.

Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых

витаминами А, В, С, Д, минеральными солями, а также белком. Чаще

включайте в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное

значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых

интервалов между приёмами пищи.

Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин,

для ослабленного ребёнка имеет большее значение, чем для здорового . У нас

в детском саду проводятся следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание помещения;

Ежедневные прогулки;

Облегчённая одежда в группе;

Хождение босиком по дорожкам здоровья ;

Просыпательная гимнастика после сна;

Обширное умывание после сна;

Утренняя гимнастика;

НОД Физическая культура.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст,

его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется

проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний,

например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к

невротическим расстройствам.

Если мы хотим видеть своих детей здоровыми - надо ежедневно проводить

закаливающие процедуры. Минимальное закаливание-это воздушные и

водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Помните : здоровье ребёнка в ваших руках!

3. Игровой самомассаж "Доброе утро. "

Доброе утро, улыбнись скорее,

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки .

Мы ладошки разотрем смелее, смелее,

А потом похлопаем дружнее, дружнее.

Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем .

Улыбнемся снова - будьте все здоровы !

Воспитатель : Сейчас я предлагаю немного поиграть и в ходе игры мы

постараемся выяснить, что же взрослые могут сделать для того, чтобы

воспитать у детей потребность к сохранению и укреплению своего здоровья ,

а так же получить информацию о выше сказанных технологиях.

4. Игра «Найди правильный ответ» .

(Воспитатель читает вопрос, родители выбирают правильный ответ из

трёх вариантов, и поднимают табличку с буквой, соответствующей

правильному ответу. Правильные варианты ответов отмечены *).

1. Здоровый образ жизни – это :

А) свободный режим

*Б) жизнь по режиму, занятия спортом, сбалансированное питание,

полноценный сон

В) профилактика заболеваний с применением народных средств

2. Правильная осанка – это :

А) опущенные плечи, согнутые в коленях ноги

*Б) прямое положение туловища и головы, развёрнутая грудная клетка

В) запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская грудь, отстающие

лопатки, плоская спина

3. Для формирования правильной осанки надо :

А) заниматься только лечебной гимнастикой

*Б) выполнять комплексы утренней гимнастики, заниматься плаванием,

массажем, подвижными играми

В) достаточно спать на жёсткой кровати без подушки

4. Вид закаливания, основанный на ходьбе по разным поверхностям :

*А) босохождение

Б) обтирание

В) обливание

5. Спортивное устройство для тренировки отдельной группы мышц :

А) скакалка

*Б) тренажёр

6. Вид гимнастики, направленный на развитие мелкой моторики :

А) дыхательная

Б) утренняя

*В) пальчиковая

7. Игры, способствующие развитию движений детей :

А) компьютерные

Б) настольные

*В) подвижные

8. Что менее всего защитит от простуды и гриппа :

*А) частое мытьё рук

Б) противогриппозная прививка

В) отказ от прогулок в холодное время года

9. Как правильно дышать :

В) ни один вариант, ни лучше и не хуже другого

10. Самый любимый детьми атрибут, используемый во многих спортивных

играх :

А) скакалка

11. В выходной день лучше всего :

А) поваляться в постели

Б) отправиться в гости, там много развивающих мультиков, и дети смогут

пообщаться друг с другом

*В) совершить прогулку всей семьёй, поиграть в подвижные игры на улице,

заняться спортом

12. Фактор, который в большей степени влияет на здоровье ребёнка :

А) экология

Б) наследственность

*В) образ жизни

Воспитатель : Еще одна составляющая часть для укрепления здоровья детей –

пальчиковая гимнастика. Для чего же нужна пальчиковая гимнастика? В чём

необходимость проводить её дома с детьми ?

Развивается речь ребёнка, так как идёт активизация речевых центров

головного мозга;

Ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь;

Концентрируется внимание у детей;

Речь ребёнка становится более чёткой, яркой, ритмичной;

Развивается память, фантазия, воображение у детей;

Кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими.

5. Пальчиковая гимнастика "Дружные ребята".

Воспитатель : Вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что

всё то, о чём мы сегодня говорили было полезным.

6. Раздача памяток для родителей по укреплению физического

здоровья ребенка .

7. Решение собрания :

Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью

- Домашний режим ребенка должен быть продолжением режимного дня

детского сада

Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи

В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку

Больше двигаться, ходить на лыжах и кататься на коньках.

Воспитатель : Искренне желаем вам и детям здоровья , счастья и семейного

благополучия.