Депрессия у подростков: как распознать. Методы диагностики подростковой депрессии

Чаще всего родители интересуются школьными успехами своих детей, но не обращают внимания на возможные признаки появления у них депрессии. Особенно высокий риск возникновения депрессивных расстройств наблюдается у девочек в подростковом возрасте, так как в этот период времени дети очень подвержены влиянию сверстников, могут переживать первую влюбленность, становятся очень восприимчивыми к комментариям окружающих по поводу своей внешности.

Подростковая депрессия возникает в связи с тем, что ребенок переживает один из кризисных периодов своей жизни: переход от детства к совершеннолетию. Незначительные проблемы в воображении подростка перерастают в непреодолимые трудности, в результате чего резко снижается самооценка ребенка.

Основные симптомы депрессии у девочек-подростков

Родители должны обратить пристальное внимание на появление следующих симптомов, сигнализирующих о возможной депрессии:

  • стремление к одиночеству. Девочка, которая раньше проводила все свободное время в компании сверстниц, вдруг перестает приглашать подруг в гости, отказывается от прогулок и даже перестает отвечать на телефонные звонки одноклассников. Все это является тревожным симптомом, так как свидетельствует о возможном начале возрастного кризиса у ребенка и наличии конфликта с окружающими людьми;
  • снижение успеваемости. Бывшая отличница может проявить равнодушие к учебе. В дневнике начинают появляться плохие оценки, вместо выполнения домашних заданий девочка часами «зависает» в интернете или откровенно бездельничает;
  • возникновение проблем с засыпанием, ухудшение качества ночного сна. В случае появления депрессии или даже обычного невроза у девочки может возникнуть бессонница, выражающаяся в затрудненном засыпании или частых ночных пробуждениях. Иногда режим дня может нарушиться настолько, что школьница засыпает тотчас же после уроков, а затем проводит чуть ли не половину ночи без сна;
  • нежелание общаться с родителями и другими членами семьи. Ранее дружелюбный и общительный ребенок вдруг начинает избегать разговоров с родными, пытается уединиться в своей комнате, проявляет недовольство даже при попытке обнять его или спросить о чем-то;
  • слишком сильная привязанность к интернету и социальным сетям. К сожалению, подобной зависимостью страдают не только девочки-подростки, подверженные возникновению депрессивных состояний. Вполне возможно, что скоро начнут создавать центры по борьбе с интернет-зависимостью не только у подростков, но и у взрослых людей. Во время депрессии ребенок не просто проводит значительную часть времени в интернете, но не может отвлечься даже на 10-20 минут, чтобы принять пищу или сходить в магазин. Как правило, подростки не допускают родителей к просмотру содержимого их страничек в социальных сетях, что еще больше усугубляет пропасть непонимания между взрослыми и детьми;
  • появление излишней раздражительности у подростка свидетельствует о наличии скрытого личностного конфликта. Таким способом ребенок пытается высвободить психическое напряжение, «докричаться» до родителей, сообщить им в завуалированной форме о своем состоянии;
  • усиление протеста по отношению к родителям, которое выражается в нежелании девочки помогать в домашних делах, убирать свою комнату, а в некоторых случаях – даже в пренебрежении своим внешним видом.

В развитых странах от депрессии страдают около 5% девочек-подростков, из них 15% подвержены возникновению биполярного расстройства, при котором аффективные состояния (беспричинные вспышки агрессии и раздражительности) периодически сменяются симптомами депрессии.

К сожалению, некоторые девочки-подростки в этом возрасте подумывают о самоубийстве. В основном столь мрачные мысли посещают детей в случаях, когда родители вовсе не обращают на них никакого внимания или, наоборот, проявляют гиперопеку.

Родителям девочек переходного возраста желательно как можно чаще общаться со своими детьми, но не приказным тоном, а с позиции друга или товарища. Можно вместе задумать и выполнить какие-либо действия: испечь торт по новому рецепту; приобрести желанного питомца и ухаживать за ним; попросить ребенка оказать помощь в освоении новых компьютерных программ.

Свою роль в воспитании девочки-подростка может сыграть и отец: организовать семейный туристический поход; научить дочь какому-либо важному ремеслу; помочь в освоении нового материала по некоторым школьным предметам; заняться вместе фотографированием или видеосъемкой.

Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверия между родителями и детьми, что, в свою очередь, позволит значительно снизить проявление симптомов депрессии и ускорить процесс адаптации девочки к будущей взрослой жизни.

Предупреждение: Данная статья написана в информационных целях, и не должна рассматриваться в качестве замены профессиональной медицинской консультации.

Запись к врачу абсолютно бесплатно. Найдите подходящего специалиста и запишитесь на прием!

Взросление - естественный, но очень трудоемкий процесс для еще не окрепшего организма...

Даже когда дети вытягиваются выше родителей, они продолжают остро нуждаться в бережном и внимательном отношении. Наш эксперт - врач-физиолог Марина Ли.
Не навреди!

У юношей, хоть они и носят обувь 45?го размера, практически все системы организма (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная) еще не сформированы окончательно. Всю свою энергию растущий организм тратит на довершение этой грандиозной работы. Поэтому многие вещи, безопасные для взрослого, представляют риск для подростка.

1. Занятия тяжелой атлетикой. После 15 лет кости и мышцы быстро растут в длину, поэтому большинство ребят выглядят угловатыми и неуклюжими. А какой же мальчишка, с тоской глядящий на свое худосочное отражение в зеркале, не мечтает о бицепсах Шварценеггера? Но поднятие тяжестей (особенно вертикальная нагрузка на позвоночник) может стать не только причиной образования межпозвонковой грыжи, но и фактором торможения роста суставов, мышц и связок. Кроме того, силовые виды спорта чреваты сильным напряжением зрительного аппарата, и если у юноши «слабые» глаза, все может закончиться отслоением сетчатки.

Для подростка гораздо полезнее такая физическая активность, как гимнастика, бег, плавание, танцы, пешая ходьба на длинные дистанции, катание на роликах, велосипеде и лыжах.

2. Слишком интенсивные физические нагрузки. Бесконтрольные занятия в тренажерном зале, неверно подобранные упражнения и слишком большое количество подходов опасны не только для опорно-двигательной, но и для сердечно-сосудистой системы подростка. У юношей очень быстро увеличивается сердце (его вес и объем с 10 до 16 лет вырастают соответ-ственно в 2 и в 2,4 раза), а питающие этот важнейший орган сосуды остаются сравнительно узкими. Это создает для сердца дополнительную нагрузку. Поэтому подростки часто жалуются на боли в левой части груди, повышенное артериальное давление, склонность к аритмии. Любое отклонение в работе сердца, а также такие симптомы, как бледность кожи, синюшность губ, повышенная слабость, одышка, обмороки, нельзя оставлять без внимания.

3. Повышенные умственные нагрузки, стрессы, отсутствие режима. Все эти факторы способствуют нарушению тонуса сосудов - развитию гипертонических или гипотонических состояний, которые впоследствии могут перерасти в истинную гипотонию или гипертонию. Если интеллектуальные и эмоциональные перегрузки у подростка сочетаются с малоподвижной жизнью, то риск значительно возрастает.

Помимо проблем с сердцем переутомление и стрессы могут навредить и желудочно-кишечному тракту. Из наиболее распространенных проблем - гипер- и гипомоторная дискинезия ЖКТ. Первая характеризуется повышенной деятельностью органов пищеварения, а вторая - пониженной. Гипермоторная дискинезия может возникать после чрезмерно высоких физических нагрузок, при сильном переутомлении, плохом питании. Ее симптомы: схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, отрыжка, изжога, вздутие живота, частый стул. Гипомоторная дискинезия проявляется снижением аппетита, чувством тяжести в животе, частыми запорами.

4. Малоподвижный образ жизни. Сердечно-сосудистая система человека нуждается в регулярных тренировках. Умеренная, продуманная и регулярная физическая активность поможет наладить процесс нормального кровообращения в сердечной мышце, а также в других органах и системах подростка. Поэтому не правы те родители, которые оберегают свое подрастающее чадо от любых физических нагрузок и даже от домашнего труда.

5. Перегревание и резкий перепад температур. Порой некоторые части организма растут неравномерно, поэтому нередко бывает так: сам юноша уже богатырского роста, а его сердце - все еще как у ребенка. Неслучайно именно рослые ребята частенько жалуются на слабость, быструю утомляемость и даже обмороки. Для них особенно опасен перегрев на пляжах и в бане, нежелательны резкие закаливающие процедуры, моржевание…

6. Переохлаждение. Подростки хотят выглядеть модно и ради этого готовы терпеть любой холод. Но гормональная перестройка, происходящая в их организме, может приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы, что повышает риск возникновения многих хронических заболеваний.

7. Экстремальный спорт. Быстро растущие трубчатые кости становятся более хрупкими, поэтому падения у подростков часто заканчиваются переломами.

8. Чрезмерное напряжение голосовых связок. Во время мутации голоса нежелательно кричать во все горло или громко петь. Из-за перенапряжения на складках возникают так называемые узелки крикунов. Изменяя вибрацию складок, они делают голос глухим и хриплым. Некоторые узелки рассасываются сами собой, но иногда требуется микрохирургическая операция.

9. Привычка сидеть и стоять в неправильной позе, носить сумку на одном плече. Это приводит к искривлению позвоночника. Растущие кости подростка настолько мягки, что легко принимают форму, которую им диктуют мышцы.

10. Раннее начало половой жизни. Дело не только в распространении СПИДа, хотя известно, что около 45% всех носителей ВИЧ - это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Несмотря на то что половое созревание у сегодняшних подростков происходит раньше, чем у их отцов и дедов, все-таки психологически юноши школьного возраста еще не готовы к сексуальной жизни. Согласно данным американских исследований, изучавших душевное здоровье 8563 американских старше-классников, среди тех, кто занимался сексом в школьные годы, было на 14% больше случаев депрессий и снижения самооценки.
Диета для скелета

За время полового созревания юноши вырастают примерно на 35 см. И порой этот процесс происходит не плавно, а скачкообразно. Чтобы успешно осуществить эту грандиозную «стройку», организму подростка нужны помощь и поддержка! Как известно, основной строительный материал человеческого скелета - это кальций. Согласно рекомендации ВОЗ, оптимальная ежедневная норма этого минерала для молодых людей от 13 до 16 лет должна составлять 1200 мг. Набрать ее за день не так уж сложно: например, литром молока, кефира или ряженки. 100 г твердого сыра - это уже половина суточной нормы кальция. 100 г апельсинов содержат 35 мг кальция, 100 г кураги - 170 мг, а 100 г кунжута - 1100 мг!

Но, к сожалению, не все так просто. Кальций - минерал капризный, и его достаточное поступление еще не гарантирует полной усвояемости. Например, некоторые эндокринные патологии, заболевания почек и пищеварительного тракта (особенно при низкой кислотности желудочного сока) препятствуют всасыванию этого вещества. Хронически не хватает важного для костей минерала вегетарианцам и сладкоежкам, потому что при низком содержании белка в пище и повышенном уровне простых углеводов кальций не удерживается, а вымывается из организма. Не дружит этот минерал и со слишком тяжелой, жирной пищей. Быстро выводится из организма вместе с газированными напитками и кофе. Однако, несмотря на все эти сложности, ликвидировать дефицит кальция все-таки реально.

Для того чтобы этот микроэлемент хорошенько усвоился, ему нужны «помощники». Среди них - фосфор и магний. Оптимальное соотношение кальция и фосфора, так же как кальция и магния, составляет пропорцию 2:1 (где кальция в 2 раза больше). Для того чтобы кальций мог благополучно всосаться в кровь, также необходимо обеспечить достаточное поступление в организм витаминов D и A.

Сегодня в материале расскажем про переходный возраст у девочек и у мальчиков. Как быть родителям и как правильно себя вести с детьми в данный период. Что следует делать а, что нет.


Взросление – естественный процесс, который, тем не менее, сопровождается немалыми проблемами. Все изменения, происходящие в подростковый период, настолько сильны, что затрагивают все сферы жизни. Ничего уже не будет по-прежнему. И это очень сильно пугает родителей. Впрочем, и дети не всегда с восторгом принимают происходящее.

Меняется не только физическое тело ребенка, но и его мировосприятие . Дитя формирует свое представление об окружающем, ориентируясь на взрослого. Родители для него почти боги, они защищают, дают еду и кров, и поощряют. Со временем ребенок накапливает свой собственный жизненный опыт, который зачастую идет вразрез с тем, что он видит в семье, на первое место выходит авторитет сверстников.

Общая психическая и физиологическая незрелость, перестройка гормональной системы, неадекватная самооценка – все это делает практически любого подростка взрывоопасным субъектом общения. Взрослым порой кажется, что их ребенок теряет рассудок. А дети не могут донести до взрослых свои проблемы.

Переходный возраст у девочек

У девочек пубертат начинается довольно рано. Первые изменения можно заметить уже к концу начальной школы. Примерно к 10-11 годам наблюдается резкий скачек роста и мышечной силы. Гормональные изменения у девочек проходят мягче и дольше растянуты по времени. Могут появиться первые комплексы по поводу внешности. Родителям, да и всем окружающим, нужно быть максимально деликатными.

В 12-14 лет у здоровой девочки-подростка начинается менструация. Это очень важный период становления и осознания своей женской сути. Мама либо любой другой взрослый, которому ребенок доверяет, должны заранее поговорить об особенностях взросления и о том, как теперь будет функционировать организм.

Кроме того важно грамотно проводить профилактику подростковой беременности. Без запугиваний, но честно рассказать обо всех последствиях незащищенного секса. Ведь подросшие девочки в этом вопросе наиболее уязвимы.

Переходный возраст у мальчиков

Взросление мальчиков начинается несколько позднее, чем у девочек. Если посмотреть, например, на шестой класс школы, то резко бросается в глаза отличие и физическое и эмоциональное. Пубертат у мальчиков начинается в среднем в 13 лет и отличается более активными гормональными всплесками, и более быстрым ростом костной и мышечной массы.

Активный выброс в кровь андрогинов , делает мальчиков-подростков более агрессивными, они реже идут на компромисс, чаще свершают необдуманные действия. Задача взрослых максимально корректно объяснять подростку последствия его поступков. В этот период очень важно постараться найти общий язык и общие интересы.

Чего родителям ждать от детей-подростков

Пубертат окутан множеством мифов. Взрослые, конечно, помнят себя в этом возрасте, но современные подростки кажутся совсем другими. Если внимательно приглядеться, со сменой поколений, по сути, ни чего не изменилось. У подрастающих детей те же проблемы, им хочется сепарации от родителей, но нет возможности.

То, насколько остро будет проходить подростковый возраст детей в каждой конкретной семье, зависит от множества факторов.

Прежде всего от того насколько доверительные и открытые отношения были в более раннем периоде. Но есть общие тенденции, присущие всем подросткам, в той или иной степени:

  • Внешне необъяснимые перепады настроения. Они связаны с особенностями работы растущего мозга и перестройкой гормональной системы.
  • Проблемы со здоровьем, связанные со слишком быстрым ростом. Нервная и кровеносная система не успевают за стремительно вытягивающимися конечностями.
  • Отдаление от родителей и «уход» из дома. Это абсолютно нормальный этап взросления, родителя следует с пониманием относится ко все возрастающей самостоятельности подростка.

Ожидания детей-подростков от родителей

Каким бы сложным не был период перехода от детства к юношеству для родителей, детям гораздо сложнее. Часто они не понимают что происходит. Почему тело вдруг стало болеть и перестало слушаться. Почему хочется плакать и кричать без повода. И как теперь дальше жить.

Отсутствие жизненного опыта делает подростков очень уязвимыми и, по сути, они все равно еще дети, даже если переросли маму на голову. Им так же нужна родительская опека и поддержка в сложных ситуациях. Просто необходимо знание, что есть надежный тыл, где их любят и примут любыми.

Подростки на самом деле готовы идти на компромиссы и выстраивать новые отношения с родителями. Они ожидают, что родители с пониманием отнесутся к их желаниям, проблемам и страхам.

Как минимизировать конфликты и ошибки

Подростковый возраст – наиболее сложный период в жизни семьи. Ребенок внешне уже часто выглядит совсем взрослым. Но при этом малый жизненный опыт и невозможность отвечать за свои поступки делает детей этого возраста очень уязвимыми.

Подростки стремятся к независимости , начинают «уходить» из дома, ставят на первое место авторитет сверстников. Характер этого обособления зависит от характера ребенка и от предыдущего опыта отношений с родителями.

Взрослых эта ситуация тревожит и вызывает стремление все исправить, «вернуть как было». Эти попытки либо оканчиваются неудачей и окончательным отдалением ребенка. Либо порыв к естественной сепарации пресекается и из подростка вырастает инфантильная, неприспособленная к жизни личность.

Еще один негативный вариант дальнейшего развития детско-родительских отношений – ребенок замыкается в себе, затаивается и ждет момента взросления. После чего следует разрыв отношений надолго, возможно навсегда.

Родителям важно , исходя из собственной ситуации, найти компромисс между попустительством и абсолютным запретом. Надо учится заново выстраивать приемлемые границы поведения и отпускать там, где это возможно.

Для этого надо учесть основные задачи в воспитании подростков:

  1. Определите для себя конечную цель воспитания. Родители не часто задаются этой проблемой. Либо смотрят на нее слишком узко и одномоментно. Они хотят, чтобы подросток вот прямо сейчас был послушным, а через пять лет стал самостоятельным, смелым и решительным. Но так не бывает, если человека очень долго ломать, он рано или поздно сломается. Из хорошей правильной послушной деточки не вырастет успешный, психологически зрелый взрослый. Помните о главной цели – .
  2. Создайте подростку условия для взросления. Дети хотят исследовать мир, и это совершенно нормальное их стремление. Взрослые хотят обеспечить максимальную безопасность. Чем старше ребенок, тем шире круг его интересов и тем он дальше от дома и семьи. Основная беда подростка – малый жизненный опыт, влекущий за собой порой слишком жестокие последствия. Родителям стоит заранее продумать стратегии действий в разных опасных ситуациях. Просто запрещать – не выход, подросток все равно сделает то, что хочет, но уже втайне. Надо максимально подробно проговаривать все последствия тех или иных решений, часто уже только это останавливает ребенка от сомнительных действий. В крайнем случае, допустимо и запретить, но таких запретов должно быть как можно меньше, в идеале не больше пяти.
  3. Безусловное принятие ребенка . Любовь родителя не должна зависеть ни от каких внешних факторов. Ни оценки в школе, ни успехи/неудачи в любимом деле, не должны глубинно влиять на детско-родительские отношения. Любить подростка порой очень сложно, такого нескладного, хамоватого, неряшливого, но ему это необходимо даже больше чем младенцу. Родительская безусловная любовь дает силы для преодоления, для познания нового, для движения вперед.
  4. Доверьте подростку зону ответственности. Научитесь делегировать подросшему ребенку часть заботы о семье и нем самом. Есть довольно много вещей, с которыми подростки справляются не хуже взрослых – приготовить несложный ужин, забрать посылку с почты, самому выбрать и купить шторы в свою спальню. Такое делегирование идет на пользу всем, и дети учатся настоящей жизни и родители получают небольшую передышку.

Подростковый возраст в жизни мальчиков и девочек рано или поздно заканчивается. Наступает новый этап жизни – юношество, а затем зрелость. От того насколько грамотно поведут себя родили в период пубертата, зависит то насколько гармоничными и сильными личностями вырастут их дети.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Нормальная деятельность женского организма предусматривает определенную цикличность функций половой системы, которая устанавливается на этапе подросткового возраста. Именно в промежутке от десяти и до шестнадцати лет каждая здоровая девушка сталкивается с наступлением ежемесячных кровянистых выделений – менструаций. Однако в определенных случаях наблюдаются некоторые нарушения этого нормального явления. Так одной из возможных проблем развития репродуктивной системы девушек в подростковом возрасте принято считать аменорею, которую квалифицируют как отсутствие менструаций. Аменорея у подростков подразумевает обязательное лечение под присмотром доктора, после принятия мер по выяснению причины отсутствия этих самых месячных у подростков.

Почему у подростков возникает аменорея? Причины

В целом, аменорея у подростков может быть, как первичной (в этом случае менструации изначально не происходят), так и вторичной (ежемесячные выделения прекращаются спустя некоторое время после своего начала).

Первичный тип заболевания в большей части случаев объясняется определенными генетическими либо врожденными нарушениями. При генетических проблемах наблюдаются изменения в хромосомах, которые провоцируют сбой в деятельности нейрогуморальной системы. Врожденные нарушения объясняются изменениями нормального строения и функционирования репродуктивной системы плода по причине воздействия внешних факторов, к примеру, болезней матери, интоксикации, потребления беременной алкоголя, медикаментов и пр.

Что касается вторичного типа отсутствия менструаций у девочек, то чаще всего они провоцируются стрессами, недоеданием (к примеру, жесткими диетами), а также тяжелыми нервно-психическими нагрузками. Кроме того такая форма патологии может стать следствием черепно-мозговых травм либо недугов головного мозга. Любая из таких причин приводит к нарушению в связке между головным мозгом, гипоталамусом, гипофизом, яичниками и маткой. На каждом из этих уровней может произойти сбой, провоцирующий аменорею.

Как корректируется аменорея? Лечение отсутствия месячных у подростков

Своевременная терапия аменореи у подростков помогает полностью восстановить репродуктивное здоровье девочки и дать ей возможность в будущем насладиться материнством.

В том случае, если отсутствие менструаций объясняется наличием определенных генетических либо врожденных нарушений, которые не подлежат восстановлению, может подниматься вопрос о возможности установки регулярных псевдоменструаций, которые помогут девочке чувствовать себя наравне со сверстницами.

Если аменорея объясняется пониженной выработкой гонадотропных гормонов гипофиза, а также отсутствием их циклической секреции, то терапия носит особенно продолжительный характер. В этом случае лечение подразумевает соблюдение оптимального режима труда и отдыха, нормализацию рациона питания, проведение физиотерапевтического воздействия, а также циклическую витаминотерапию. Также доктора обычно выписывают таким пациенткам негормональные фитокомплексы. Если такая терапия не дает положительного результата, то больным старше шестнадцатилетнего возраста назначают циклическую гормонотерапию в течение трех-шести месяцев. В большей части случаев, коррекция осуществляется путем потребления препаратов, являющихся источником натурального эстрадиола в сочетании с метаболически-нейтральным гестагеном, который не способен угнетать овуляцию. Примером такого лекарства считается Фемостон.

Иногда подобная гормонотерапия может потребоваться и при аменорее, развившейся на фоне дефицита массы тела. Но в этом случае лечение осуществляется только после оптимизации режима питания, набора достаточного веса и коррекции психоэмоционального состояния.

Если отсутствие менструации объясняется опухолевыми формированиями, то лечение может быть как оперативным (краниофарингома), так и консервативным (пролактинома). Во втором случае пациентке выписывают прием составов, снижающих количество пролактина в крови, терапия отличается длительностью и требует постоянного лабораторного контроля.

При врожденных нарушениях развития матки либо влагалища коррекция также подразумевает хирургическое вмешательство, если такое лечение помогает справиться с патологическим состоянием.

Если у пациентки диагностируют такую эндокринную патологию, как гипоталамический синдром пубертатного типа, то терапия проводится путем применения негормональных растительных медикаментов, призванных нормализовать менструальную функцию, а также при помощи циклического прием витаминов. В некоторых случаях доктора принимают решение о необходимости гормональной терапии, а именно приема дидрогестерона.

Если аменорея развилась на фоне стрессов и психоэмоциональных переживаний, пациенткам необходима помощь по выходу из такого состояния, а также по налаживанию нормального ночного отдыха. Им показано полноценное питание, а также осуществление санации очагов хронических инфекций. В дальнейшем может понадобиться эстрадиол-терапия.

Таким образом, в большей части случаев при аменорее у подростков, принято использовать неагрессивные методы лечения – витамины, негормональные средства, физиотерапию, налаживание питания и режима дня. Чаще всего таких мер оказывается достаточно, чтобы добиться нормального функционирования репродуктивной функции у девушки.