Математика - царица всех наук! План-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему: Занятие по математике в средней группе. "Знакомство с цифрой один"

Конспект занятия

Тема: Один. Число и цифра один.

Цель: Учить выделять один предмет из группы. Познакомить с числом и цифрой 1.
Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить ориентироваться на двух полосках. Познакомиться с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Повторить понятия «верхняя», «нижняя» полоска. Учить составлять цифру 1 из двух полосок. Сравнение по длине «на глаз».

Материалы: бельевые прищепки, котенок, картинки с изображением животных от 1 до 5, картинки-мячики, раздаточный мтериал: изображения собачки и кошки на каждого, полоски для выкладывания.

Ход урока.

1. Пальчиковая гимнастика. Котенок.

Кусается больно котенок - малыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Будешь кусаться, скажу тебе кыш!

(бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти

2. Учить выделять один предмет.

Котенку одному скучно играть. Давайте найдем тех, кто один и познакомим их с котенком, чтобы они играли вместе. На доске картинки с изображением от 1 до 5 зверей на каждой. Дети выбирают те картинки, где изображено 1 животное и прикрепляют рядом с котенком.

3. Работа на доске.

На доске 2 полоски. Учитель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Один.
Учитель выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке? Один. У красного кружочка есть пара. Один красный и один зеленый кружок. Говорят, что кружков поровну или одинаковое количество. Учитель добавляет 1 красный круг. А теперь кружков поровну?
Нет, у 1 красного круга нет пары. Красных кругов больше. Как снова сделать поровну?
(2 способа)

4. Физминутка. Будем в классики играть

Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.

(Прыжки па одной ноге.)

5. Выкладывание на полосках.

Возьмите полосочки, положите их горизонтально одна под другой, вот так. Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску. Придерживайте полоску левой рукой. Правой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. Сколько собачек ты положил? Почему? Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?

6. Знакомство с цифрой 1.

Люди придумали специальный значок, обозначающий, что у тебя один предмет. Этот значок называется цифра. - Это цифра «Один». Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Одинаковой ли длины должны быть полоски? Возьмите длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьмите короткую полоску положите ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуйте на цифру. Цифра сломалась. Соберите цифру снова.

7. Итог урока.

- С какой цифрой познакомились?

При подготовке занятия использовались книги:

2. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." —- Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001. — 392 с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений)

в средней группе

Болховитина Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад №55»

город Северск, Томской области

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип занятия: открытие нового знания.

Актуальность: Развитие математических способностейсложное, комплексное и многоаспектное направление. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка "жизненных" и "научных" понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных методов и приемов, способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направленные на умственное развитие дошкольника в целом.

Цель:

Задачи:

1.Сформировать представление о числе и цифре 1, умение соотносить числительное с предметами.Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник), формировать умение составлять логический ряд, чередуя расположение геометрических фигур.

2.Развивать умение отгадывать математические загадки на основе зрительной воспринимаемой информации; развивать логическое мышление, воображение детей, конструкторские способности, интерес к предмету.

3. Воспитывать умение самостоятельно выполнять задание, желание приходить на помощь друг другу.

Раздаточный материал: настольный конструктор, схемы ракет, карточки с цифрами,карточки с изображением персонажей сказок, карандаш, картинки с изображением медведей из сказки и стулья разных размеров.

Словарная работа: один, первый.

Ожидаемые результаты: 1. Дети должны иметь представления о цифре и числе 1.

2. Должны знать название геометрических фигур, их характерные особенности.

3. Должны уметь создавать постройку, используя схемы.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

Звучит музыка из сказки «Золотой ключик».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какая это сказка? Кто живёт в этой сказке? К нам с просьбой обратилась Мальвина, она никак не может научить Буратино считать и просит нас помочь ей. А вы уже умеете считать? Молодцы! Поможем Мальвине, научим Буратино считать?

Воспитатель: - Для этого нам необходимо отправиться в страну цифр. Хотите вместе с Мальвиной и Буратино отправиться в путешествие?

Воспитатель: - На чём можно путешествовать? (ответы детей) Какой самый быстрый транспорт Вы знаете? Правильно, ракета.

Воспитатель: - Предлагаю вам полететь на ракете. Согласны? Но для начала её надо построить. Из чего можно построить ракету? Воспитатель обращает внимание детей, что в группе нет всех названных материалов. Из чего в группе можно построить ракету? На столах находятся наборы конструкторов и схемы трёх видов ракет. Воспитатель предлагает ребятам выбрать схему, по которой они будут строить ракету и подобрать строительный материал. Дети строят по выбранным схемам ракеты (Приложение 1).

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

В страну цифр приземлись!

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на какую красивую поляну мы попали. Что на ней растёт? Мальвине очень нравятся цветы.

Воспитатель : - А что ещё мы видим на полянке?Сколько домов на поляне? А как вы думаете, какая цифра в нём живёт?(Приложение 2) Как вы догадались?

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, в доме нет жителей. Поможем заселить домик (дети выбирают карточки с изображением одного персонажа сказки и вставляют в окошечки дома). Объясняют, почему выбрали именно эту карточку.

Воспитатель: - Объясните Буратино, что означает цифра 1.

Воспитатель: - Число 1 обозначается на письме цифрой 1 (показ цифры 1).

Воспитатель:- Ребята,чтобы Буратино запомнил, подарим ему цифру 1, которую слепим из пластилина. Сколько частей у цифры 1?

(Дети раскатывают из пластилина длинные жгутики, прикладывают к листу картона, затем прикладывают «носик» единицы).

Воспитатель:- Как вы думаете, Буратино запомнит цифру 1. Ему очень понравилсяваш подарок.

Воспитатель:- Мы славно поработали, теперь отдохнем (физ. минутка):

(выполняем движения по тексту стихотворения)

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Воспитатель: - Посмотрите на полянку.

Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте ж их, ребята,
Будем глазками искать.

Что под цветами спряталось?(геометрические фигуры)

Воспитатель: - Какие геометрические фигуры мы с вами нашли?

Воспитатель: - Подойдите к пеньку, на нём лежаткарандаши и карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры?

Воспитатель: - Как вы думаете, чтонадо сделать? Буратино сам не справится. Поможем ему?

«Продолжи ряд» (Приложение 3).

Воспитатель: - Молодцы, вы выполнили все задания, а теперь пора отправляться домой. Закройте глаза. Повторяйте за мной: «1, 2, 3 на ракете мы летим». Можете открыть глаза, мы уже прилетели назад в группу.

Воспитатель: - Где мы с Вами побывали? Кому помогали? Как мы помогли Мальвине и Буратино?

Воспитатель: - Мальвина и Буратино благодарят вас за помощь и приготовили вам подарок (каждому ребёнку дарится сладкий подарок). Герои возвращаются к себе в сказку и говорят вам: «До свидания! До скорых встреч!»

Литература:

Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: «ТЦ Сфера», 2012.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Пузырева Александра
Занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрой 1, обозначающей число «один» в средней группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Красная Шапочка» отдела образования и молодежной политики города Новочебоксарска

Конспект

Занятия по ФЭМП

на тему : «Знакомство с цифрой 1 , обозначающей число «один » в средней группе .

Воспитатель : Пузырева А. В.

Цель : познакомить детей с цифрой 1 ;

Задачи : - закрепить умение находить много предметов и один ;

Учить обозначать одиночные предметы цифрой 1 ;

Правильно называть количество предметов;

Осознавать значения «число » , «цифра » .

Материал : фланелеграф, деревья высокие и низкие, ручеек, картинки с изображением зайчонка, бельчонка, гриба, моркови, ореха; цифра 1 по количеству детей, фломастеры, игрушка Котик.

Ход занятия:

В.: Сегодня я расскажу вам историю о Котике, который живет в лесу. Он очень добрый и веселый, дружит со всеми лесными зверюшками. Еще он очень любит математику. Хотите познакомиться с ним ?

Д.: Да. Хотим.

В.: Для этого нам необходимо отправиться в лес и посмотреть, что же там делает Котик. Ребята, как вы думаете, что такое лес? Что растет в лесу?

Д.: Деревья.

Педагог показывает на ручеек, расположенный на фланелеграфе,и спрашивает у детей знают ли они что это такое.

В.: Возле ручейка растут другие деревья.

Выставляет на фланелеграф высокие деревья (ближе к ручейку) и низкие (дальше от ручейка) .

В.: Какие деревья по высоте? Где находится высокое (низкое) дерево?

Д.: Высокие. Низкие. Ближе к ручейку (дальше от ручейка) .

Затем предлагает детям взять по одному дереву и «посадить» их, рассказав, где они расположены. Обращает внимание на то, что каждый ребенок «посадил» по 1 дереву и их стало много - получился лес. Предлагает прогуляться по лесу.

ФЗК : Ветер дует нам в лицо (поднимают руки над головой)

Закачалось деревцо (качание руками из стороны в сторону)

Ветерок все тише, тише (качание руками замедляется)

Деревцо все выше, выше (тянутся вверх)

В.: Давайте присядем на пенечки и послушаем историю. По ходу рассказывания педагог задает вопросы – загадки.

«Однажды Котик гулял по лесу, вдруг набежала тучка, загремел гром, подул сильный ветер, пошел дождь. Слышит Котик, кто-то плачет. Это был Зайчонок, он потерял маму. Сколько зайчат нашел Котик(1) . Взял его с собой, согрел и пошли они дальше. Вдруг слышит кто-то пищит. Это Бельчонок. Он выпал из дупла во время грозы. Взял и его Котик с собой. Сколько бельчат нашел Котик(1) . А дождь все усиливался. Где же спрятаться от дождя? Смотрит, стоит Антошка на одной ножке. Что это, ребята (гриб) . Скажите, ребята, что происходит с грибами после дождя (растут) . Верно. Вот и наш гриб тоже стал большим и всем хватило место спрятаться под ним. Когда дождь закончился, выглянуло солнышко. Прибежала зайчиха и нашла своего зайчонка. Поблагодарила Котика за то, что он спас его и подарила ему морковку. Тут и белка прыг – скок с ветки на ветку. Спасибо тебе, - Котик,- что спас моего бельчонка. И угостила Котика орехом. Положил Котик в один карман орех , другой - морковку и думает : «Как бы не забыть, по сколько у меня разных угощений» . Вдруг, слышит, кто – то говорит : «Не забудешь, если возьмешь меня с собой» . Смотрит : палочка стоит, очень странная на вид и песенку поет : похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок. Кто ты, - спрашивает Котик. Я цифра1 или единица . Я так люблю число один . – ответила палочка».

В.: Ребята, давайте вспомним :

Сколько зайчат нашел Котик? Сколько бельчат спас от дождя?

Сколько морковок подарила зайчиха? Сколько орехов дала белка? (каждое множество обозначается на фланелеграфе цифрой ) .

Котик.: Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне правильно сосчитать и запомнить цифру 1 . Я такую же цифру 1 прикреплю к своему домику, и у меня будет дом под номером 1.

Затем Котик раздает детям карточки с изображением цифры 1 . Предлагает им обвести ее и нарисовать под ней 1 морковь, 1 орех.

Публикации по теме:

Игровое занятие по математике «Знакомство с цифрой 1» Знакомство с цифрой 1. Задачи: повторить понятия «один», «много»; закрепить умение разгадывать загадки; учить подбирать прилагательное к.

Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы «Число и цифра 4» Образовательная область: «Познание» Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность Тип: интегрированное Интеграция образовательных.

Конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе. Тема: «Число и цифра 7».

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет до четырех, число и цифра 4» Тема: СЧЕТ ДО ЧЕТЫРЕХ, ЧИСЛО И ЦИФРА 4. Цель: 1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Счёт до семи. Число и цифра 7» Цель: научить детей считать до 7; познакомить с числом.

Конспект занятия ФЭМП во второй младшей группе «Счет до 5, число и цифра 5» Цель: освоение счета до 5, познакомить с цифрой; временные отношения и представления. Развивать логическое мышление, память. Материал:.

Занятие по математике для детей 4-5 лет. Цифра 1.

Цель : познакомить с цифрой 1.
Описание материала : Предлагаю вам конспект занятия для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Цифра 1». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект НОД направлен на содействие познавательному развитию детей.

Задачи:
Познакомить с цифрой 1, развивать интерес к математике у детей («Познавательное развитие»)
Расширять словарный запас; уточнить значение слова «цифра 1» и «единица», вовлекать детей в беседу, закрепить умение отвечать и задавать вопросы. («Социально-коммуникативное развитие»)
Продолжать воспитывать потребность быть здоровым через занятия спортом; развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. («Физическое развитие»)
Продолжать развивать творческие способности. («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:
- практические: погружение в игровую ситуацию; выполнение музыкальной зарядки; игра «На одной ножке!», работа с трафаретом, цветными карандашами.
- наглядные: рассматривание листа к заданию «Команды»;
рассматривание иллюстраций в рабочей тетради.
- словесные: беседа, ситуативные разговоры.

Материалы и оборудование: куклы «Единица», маркеры, цветные карандаши, листы бумаги, трафареты с цифрой 1; цифра 1, связанная из ниток крючком на каждого ребенка.
Аппаратное обеспечение: магнитофон.
Программное обеспечение: музыка для зарядки (Непоседы «Зарядка»)

Формы организации совместной деятельности

- Двигательная деятельность: игра «На одной ножке!», выполнение музыкальной зарядки
- Игровая деятельность: игровые ситуации, дидактические игры «Что такое цифра», «Отдых на песке», «Помоги накрыть на стол»
- Продуктивная деятельность: выполнение заданий на листах бумаги при помощи трафарета
- Познавательно-исследовательская деятельность: изучение цифры 1; решение проблемных ситуаций: подготовить детей к подвижной игре
- Коммуникативная деятельность: беседа о цифрах, ситуативные разговоры, вопросы по теме
- Музыкально-художественная деятельность: подбор цветовой гаммы для разукрашивание цифры; аудиосопровождение «Зарядка»

Ход занятия.

Сюрпризный момент – появление Единицы.
Худосочная девица –
Длинный нос торчит,
Как спица.
Очень-очень уж тонка,
Все глядит из-под козырька.

На лоб козырек
Натянул паренек.
Паренек тот один –
Это цифра 1.

Игра «Что это за цифра?».
Дети закрывают глаза. Воспитатель кладет на стол цифру 1. Наощупь изучать.

Физминутка.
На одной ноге скачу,
До окна я доскачу.
А теперь другой скачу,
От окна я отскачу.
Левой раз и правой раз!
Доскакали мы до вас.

А теперь, ребята, садимся за сто и выполним задание в нашей «Мастерилки».
задание:
на столе лежат трафареты единицы, листы белой бумаги, цветные карандаши. Нужно с помощью трафарета нарисовать цифру и разукрасить цветными карандашами.

Молодцы! Все справились с заданием. А теперь давайте поиграем...

Подвижная игра «На одной ножке».
Правила игры: Выбирают Ловишку – одного ребенка, который ловит детей, дотрагиваясь до них. Пойманные дети выбывают из игры. Но нельзя ловить того, кто встал на одну ногу, обхватив колено ногами. Когда поймано 3-4 ребенка, выбирают нового ловишку. Игру можно повторить 3-4 раза.

Мы ловишку выбираем,
Нас ловить он начинает.
На одну я ногу встану,
Так ловишка не достанет.

Итог занятия. (похвалить детей).