Надо ли учить детей читать. Чем опасно раннее развитие и когда можно учить ребёнка читать? Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э

Мирное урегулирование

Мария Вишнякова , детский психолог, vk.com/family.harmony:

«Вопрос достаточно серьезный, ведь в зависимости от ответа последствия будут диаметрально противоположными. Начнем с того, что реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Наше общество в целом весьма агрессивно. Н все дети и не все взрослые отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах? «Дать сдачи», то есть оказать физический или словесный отпор обидчику, по сути, означает ответить агрессией на агрессию. Но если взрослые в большинстве случаев отдают предпочтение словесной перепалке, то дошколята спешат тут же затеять драку. Все потому, что у них слабо развита такая черта, как произвольность психики – способность сознательно менять и контролировать свои реакции на окружающую действительность. Это и есть одна из главных причин, по которой лучше не поощрять ребенка давать физический отпор, к тому же он вряд ли сумеет рассчитать свою силу и может сильно поранить задиру.
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор. Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель. Вы должны помнить, что, пока вас нет рядом, за безопас­ность­­ ребенка отвечают педагоги. Они и должны разрешать конфликтные ситуации непосредственно на месте. А ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Если ни попытки воспитателя, ни беседы с родителями драчуна ситуацию не улучшают, стоит задуматься о смене детского сада, какими бы сложностями это ни грозило, ведь на повестке дня – психическое здоровье вашего ребенка.

Параллельно важно привить дошколенку самую выигрышную стратегию поведения: всегда говорить другим людям, включая детей, о своих чувствах. Обидчику можно и нужно обозначить вслух: «Мне больно! Прекрати меня бить!», «Мне обидно, ты разрушил моего снеговика!», «Я злюсь на тебя, ты сломал мою игрушку!». Защищать свои границы означает в первую очередь уметь о них сообщать. Ребенок учится этому в семье. Если вы дома общаетесь по такому принципу, он автоматически усвоит полезный урок. Также очень полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.
Если вашего сына или дочь обижают в начальной школе, то ваша линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Ваша цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему чаду вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка. И будет хорошо, если именно вы научите его разным «отвечалкам», которые существуют в любой детской субкультуре. Например: «Кто обзывается, сам так и называется», «От такого же слышу». Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя».

Адекватная реакция ­

Евгений Идзиковский , семейный психолог:

«Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы. Знаю, многие воспитатели и учителя со мной не согласятся, ведь они часто просят родителей не учить ребенка давать сдачи. Но это глупо. Любое поведение, которое в принципе соответствует сложившимся обстоятельствам, нормально. Ненормально другое: продавать ему идею, что он должен терпеть и сдерживаться в те моменты, когда другие этого не делают.

честный бой

Всех детей, независимо от пола, с самого начала важно учить не бить никого по лицу и по голове. Но нужно также понимать, что оценивать силу собственного удара и его последствия мальчики и девочки начинают ближе к 14–16 годам. В этом возрасте полезно объяснять подростку, какие точки на человеческом теле наиболее уязвимы, какие приемы разрешены, а какие должны остаться под запретом, если угрозы для жизни нет. А сыновьям примерно с 12 лет стоит объяснить, почему разъяренных девушек нужно «блокировать» и «удерживать», а не бить в ответ.

Когда вы учите чему-то ребенка, полезно не забывать, что это ваш ребенок, и его здоровье и психика для вас важнее, чем здоровье и психика других детей. Решите для себя, чего вы хотите: чтобы ваш сын в опасной ситуации растерялся и не знал, что делать? А так может случиться, если вы последуете советам педагога и будете учить его сдерживать свою агрессию и не вступать в драку. Или будет лучше, если он подерется с кем-то, его попросят так не делать больше, а он ответит: «Ну, не знаю, не знаю»? Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации. Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию. Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации. Некоторые психологи советуют учить детей так: «Первым не бей!», но это как раз ограничивающая фраза, я бы не стал ее употреблять. Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело. Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно. Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело. Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал. И в этом случае у меня нет большой жалости к обидчику. Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию. Вам это надо?

с ранних лет девочек необходимо учить уважать чужую физическую силу. пусть риск оказаться в нокауте за словесные оскорбления у девушки и невелик, дамы всех возрастов должны четко понимать: джентльменов провоцировать не стоит. Все же, вероятность встретиться с мужчиной, которого социальные рамки не смущают, существует всегда.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет. Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать. Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим».

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
● С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
● В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
● Как считают офтальмологи раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
● Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
● Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
● у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
● у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
● ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
● фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

В заключении подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для ребенка. Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость детства.

Разворачивающийся перед глазами ребенка мир несет ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малыша, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему свое время.

Психофизическое благополучие ребенка, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Метелкина Т.Н.,

Ст. преподаватель кафедры психологии КГПУ

Уметь читать до школы, учить ребенка чтению в дошкольном детстве – хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? Этот вопрос дискуссионный, часто обсуждаемый в психолого-педагогической теории и практике. В обществе бытует достаточно распространенное мнение, о том, что ребенок должен пойти в школу уже читающим. Родители зачастую гордятся рано начавшим читать ребенком. Более того, ряд школ выдвигают это условием для поступления в первый класс, и это является совершенно неправомерным. С каждым годом количество «читающих» детей в первых классах увеличивается. Как умение или неумение читать при поступлении в первый класс отражается на его эмоциональном благополучии, на эффективности обучения? Считать ли ребенка умеющего читать безусловно готовым к обучению. Вот те вопросы, которые побудили нас провести небольшое психологическое исследование.
В психологической теории и практике существует разные представления о составляющих структурных компонентах, определение содержания готовности ребенка к обучению в школе. Исследования по этому вопросу занимались Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова.Н.И., Поливанова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин включает в структуру готовности к школе три основные линии развития. Линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, а также линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Л.И Божович предлагает включить еще и линию мотивационной готовности. Согласно трактовке автора учебника «Возрастной психологии» В.С. Мухиной, готовность к школе предполагает навыки самоконцентрации и самооценки, наличие определенного уровня умственного, волевого, личностного развития, сформированности познавательной деятельности и познавательных интересов. Готовность к обучению в школе складывается из психологической, социальной, физической зрелости. Но, так или иначе, во всех представлениях речь идет именно о развитии ребенка как главного вопроса при определении готовности к обучению. Наличие в какой-то мере сформированных умений и навыков «школьного» характера не является обязательным. Указания на обязательное наличие умения читать не встречается ни в психологической теории, ни в официальных документах. Исследуя ребенка, необходимо обращать внимание на определенный уровень развития речи, говорить о развитии фонетико-фонематического слуха, восприятия, анализа, о знании букв. Программа дошкольного обучения и воспитания также не предполагает обязательного обучения навыку чтения как в предшкольный период, так и на более ранних этапах. Однако, в последнее время обучение присутствует в дошкольном возрасте, при этом он носит исключительно интеллектуалистический подход. Однако можно уметь и читать, и считать, но не быть готовым
Исследование проводилось в первых классах школ города Красноярска. На момент окончания адаптационного периода (ноябрь-декабрь) во всех первых классах обучалось 82 ученика. Из них 23 (28.0%) ученика умели читать на момент поступления в школу, и 59 (72.0%) учеников – не умели. На первом этапе было проведено исследования уровня тревожности всех школьников первых классов. В работе использовался детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) Дж.Тейлор-А.М.Прихожан. Авторы теста выделяют пять уровней тревожности. Первый - состояние тревожности испытуемому не свойственно, что говорит о том, что подобное «чрезмерное» спокойствие может иметь, так и не иметь защитного характера. Второй - нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Третий - несколько повышенная тревожность, часто связанная с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Четвертый - явно повышенная тревожность, носящая «разлитой» генерализированный характер, и пятый - очень высокая тревожность. Дети, имеющие пятый уровень тревожности, входят в группу риска. В результате проведенного исследования отмечается, что количество детей в первых классах, имеющих нормальный уровень тревожности всего 18 процентов от общего количества. При этом достаточно большое количество детей имеют явно повышенную (17%) и очень высокую тревожность (28%). Но у самого большого количества первоклассников (36,6%) наблюдается третий уровень тревожности. Этот уровень, согласно тесту, связан с «ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни», предположительно, именно с ситуацией школьного обучения.
На втором этапе работы мы предположили, что дети не умеющие читать на момент начала обучения чтению оказываются менее подготовленными, чем их «читающие » сверстники. Так как количество «читающих» детей больше, то, вероятнее всего, педагог в своих требованиях ориентируется именно на их уровень подготовленности. Это может спровоцировать возникновение ситуации неуспешности для «не читающего» ребенка, вызвать эмоциональный дискомфорт, нервную напряженность, появления повышенного уровня тревожности, связанной с обучением. Таким образом, рабочей гипотезой стало предположение, что в группе детей, не умеющих читать к началу обучения чтению, количество детей с нормальным уровнем тревожности будет больше в процентном соотношении, чем в группе «читающих» детей. Первоклассники были разделены на две группы. Группу детей, не умеющих читать на момент начала обучения чтению мы обозначили как условно экспериментальную (Э). Группу детей, умеющих читать на момент начала обучению чтению как условно контрольную (К).
На втором этапе мы разбили всех обследованных детей на две группы по наличию навыка чтения на момент поступления в школу. Из общего количества обследованных детей 23 (28.0%) ученика составили группу «нечитающих» и 59 (72.0%) учеников – группа «читающих». Процентное распределение детей по уровням тревожности в каждой группе представлено в таблице 1.

Распределение учащихся первых классов в соответствии с выявленным уровнем тревожности.

Уровень Кол-во «читающих» Кол-во «нечитающих»
тревожности учеников учеников

V 16 27,1% 7 30.4%
IV 10 16,9% 4 17.4%
III 23 39.0% 7 30,4%
II 10 16,9% % 5 21,73%
I 0 0% 0 0

Анализ результатов исследования показал, что процент детей, испытывающих разлитую, генерализованную тревожность в обеих группах составил 16,9% («читающие») и 17,4% («нечитающие»), разница незначительная. Процент количества детей, составивших группу риска в группе «нечитающих» оказался выше, чем в группе «читающих». Процент, приходящийся на третий уровень тревожности, связанной с ситуацией в группе «читающих» выше (39%), чем в группе «нечитающие» (30,4%). Процент первоклассников, имеющих нормальный уровень тревожности в группе «нечитающих» выше (21,7%),чем в группе «читающих» (16,9%). Суммарное процентное количество детей имеющих уровень тревожности выше нормального в группе «нечитающих» составляет 78,2%. В группе «читающих» - 83,0%. Таким образом, процент количества высокотревожных первоклассников в группе детей, умевших читать на момент поступления в школу выше, чем в группе детей, не умеющих.

Первоначальная гипотеза не подтвердилась.
По полученным данным был проведен теоретический анализ. Мы более подробно рассмотрели и сравнили ситуации развития, в которых оказывается ребенок «читающий» и «нечитающий» ребенок до школы и с началом обучения навыку чтения в школе. Формирование навыка чтения не является обязательным компонентов возрастного развития дошкольного детства. Тогда возникает вопрос: как, при каких обстоятельствах возникает у дошкольника умение читать, и какую роль оно призвано выполнять? Встречаются случаи, когда родители приглашают специалистов для преднамеренного, организованного обучения навыку чтения в дошкольном детстве. В таком случае возникает вопрос о целесообразности с точки зрения решения задач возраста и о способах дальнейшего включения этого навыка в ход развития ребенка. Чаще всего, эта задача не решается должным образом. В иных случаях дети начинают читать либо стихийно, самостоятельно, по подражанию, либо под руководством ближайшего взрослого окружения. Оценивать это умение как полноценный навык чтения аналитико-синтетическим способом было бы неверно. Чаще это контекстное воспроизведение знакомых слов как буквосочетаний по памяти чтение, как способ познания утрачивает свою роль. Зачастую дети не понимают смысла прочитанного в случае чтения небольшого связного текста.
С точки зрения онтогенетического развития дошкольник 6-7 лет находиться в ситуации наступающего кризиса семи лет. К семи годам, готовясь к школе, ребенок постепенно готовиться к новой социальной роли - роли «ученика», постепенно формируется самооценка, для ребенка личностно значимым становиться ситуация успешности. Умение читать становится для него достижением, позитивно одобряемым взрослыми. Родители, подчеркивают значимость, с гордостью демонстрируют навык чтения своего ребенка. Более того, от ребенка ждут дальнейших успехов достаточно высокого уровня, транслируя ему высокий уровень требований.
С началом школьного обучения ситуация начинает меняться. Количество читающих детей в классе часто превышает количество не читающих. Можно предположить, что учитель будет сориентирован на эту группу учеников. Но методика и программа, определяющие содержание урока, предполагает формирование аналитико-синтетического навыка чтения. Таким образом, с одной стороны у «читающего» первоклассника происходит переформирование уже имеющегося навыка чтения, могут возникнуть сложности в звукобуквенном анализе слова. А с другой стороны, ребенок справедливо полагает, что он уже умеет читать, и поэтому не понимает, почему он должен учиться читать снова, по слогам. И как следствие, первоклассник дезориентирован в происходящем, возникают эмоциональные проблемы, снижается интерес к обучению. Привычная ситуация успешности может смениться на ситуацию неуспешности, которая на фоне высоких требований к ребенку со стороны близких, вызывает страхи несоответствия ожиданиям окружающих и проверки знаний, эмоциональный дискомфорт, нервное напряжение, и состояние повышенной тревожности, связанное именно со школой.
Для преодоления обозначенных проблем, снижения уровня тревожности, эмоционального дискомфорта «читающих» детей в школе необходима, прежде всего, корректная педагогическая тактика в учебно-воспитательном процессе, индивидуальный подход к ребенку, оптимизация детско-родительских отношений. А так же определение и конкретизация единых требований к уровню и составляющим подготовленности ребенка к школе и приведение в соответствие с ними процесса подготовки ребенка к школе, как в системе дошкольного воспитания, так и среди детей, не посещавших детский сад

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа - произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа - вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма-мя)

* Старшая и подготовительная группа - звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке - новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение - мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А - первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3-5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Дидактические игры:

«Кто больше придумает слов на А?» (можно имён), «Кузовок» (сложить в корзинку предметы на А). Напечатайте на цветном принтере гласные звуки красным цветом, крупным шрифтом и по мере изучения наклеивайте на домашние предметы (А - аквариум) и т.д.

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И, Ы Ы Ы Ы Ы, Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я (произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак-бок-бык-бук был-бил-бел кот-кит лак-лик-лом-лес-лис нос-нёс сук-сок-сыр-сер- сел рыл-рёв-рот-рис-рад ток-тик-тук

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб - ра, бе - ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

« Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Помогите поскорей

Из слогов собрать гостей».

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос - сон, кот - ток, кит - тик, насос - сосна, мала - лама, лом - мол, налим - лиман, вол-лов, лес - сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог - пирог, бок - грибок, бор - забор, ход- поход, сук- барсук, нос - поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ - карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Скок, скок, поскок.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на -ОК

И положим в кузовок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)

Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.