Отличие натуральных духов от ненатуральных. Ароматные мифы — вся правда о синтетических и натуральных компонентах в интервью с Анной Зворыкиной и Матвеем Юдовым

Хорошая новость для сторонников натурального образа жизни: сегодня есть возможность отказаться от привычной синтетической парфюмерии и использовать натуральные духи. Их выбор в России пока невелик, но это только начало.

Немного теории

Каждый день нас окружают сотни и тысячи запахов, среди которых ароматы парфюмерной продукции занимают не последнее место. Из чего они складываются? Иными словами, что же такое парфюм? Это комбинация душистых эфирных масел или искусственных ароматических соединений, а также фиксирующие и растворяющие вещества. Вместе всё это и есть тот продукт, который способен придать нашему телу или каким-либо вещам лёгкий или насыщенный приятный запах.

В зависимости от концентрации эфирных масел выделяют следующие виды ароматов: духи - с концентрацией масел 15–40%, парфюмерная вода (8–15%), туалетная вода (4–8%) и одеколон, или «кёльнская» вода (2–5%). Нетрудно догадаться, что чем меньше разбавлена ароматическая составляющая, тем более стойким будет аромат.

У истоков

Парфюмерия как искусство создания запахов и как профессия появилась давно. Тысячелетиями мастера этого дела учились и обретали опыт, а вдохновение и необходимые материалы щедро дарила природа. Творения древних парфюмеров использовались в храмах, дворцах и обычных жилых домах - об этом свидетельствуют сосуды со следами благовоний, которые до сих пор находят при раскопках. От нехитрых сочетаний душистых природных масел мастера постепенно переходили к созданию изысканных и сложных дистиллятов, духов и парфюмированных косметических продуктов. Результаты их труда вносили разнообразие в жизнь наших предков, а сегодня и вовсе не представить человеческое существование без парфюмерии.

Если в древности парфюмеры использовали растительные ароматические вещества в их первозданном виде, то с середины XIX века они уже научились извлекать из них отдельные составляющие, такие, например, как ванилин и кумарин (вещество, получаемое из бобов). Ещё через некоторое время были изобретены способы синтезировать подобные вещества и вовсе без использования натуральных ингредиентов - так были получены первые искусственные ароматизаторы. Вот с этого-то момента, кстати, и началась история современной парфюмерии.

Сегодня, когда использовать синтетику экономически более выгодно, чем органические материалы, парфюмеры практически повсеместно переключились на разработку духов полностью или частично искусственных. Однако продукция из натуральных ингредиентов по-прежнему продолжает создаваться и находит своего покупателя. За последнее десятилетие интерес к органической парфюмерии возрос, поэтому парфюмеры снова обращаются к вековым традициям, но уже с современными знаниями и опытом.

Натуральный парфюм

Как таковой классификации и стандартов для натуральных ароматов не существует. Есть просто общее понимание того, что такое «натуральная парфюмерия». Это означает, что продукт изготовлен в соответствии с классической традицией создания ароматов, но при этом на 100% состоит из натуральных ингредиентов без каких-либо ароматизаторов, консервантов или других веществ искусственного происхождения.

Несколько слов о спирте в составе парфюма. Чтобы избежать акцизного сбора, который взимается с любой алкогольсодержащей продукции, его замещают или денатурируют (добавляют специальные вещества, чтобы спирт стал техническим, непригодным для пищевого употребления). Так вот, на этом этапе видна большая разница между натуральным и обычным парфюмом: для денатурации спирта в органическом производстве духов не используют диэтилфталат (вещество, которое может содержать диоксины - стойкие яды, называемые «гормонами преждевременного старения»), а выбирают натуральные субстанции, например лавандин - эфирное масло лаванды.

Где найти натуральные духи

Если вы хотите приобрести парфюм из натуральных компонентов, ищите слова all natural ingredients (англ. - все ингредиенты натуральны). Такая продукция будет стоить дороже, да и времени на её поиски уйдёт больше - в обычном российском парфюмерном магазине вряд ли найдётся что-то подобное.

Ингредиенты, прописанные как imitation или natural synthetic compounds, означают, что данные синтетические химикаты используются в качестве аналогов натуральным веществам. Очень небольшое количество парфюма имеет экомаркировку, но и такие ароматы есть: если поискать, то можно найти духи, сертифицированные Ecocert и даже Demeter (My Tao). Случается так, что продукция из категории all natural ingredients не имеет сертификата только из-за отсутствия у компании-производителя средств на эту дорогостоящую процедуру.

Синтетические духи, конечно, обладают более сильным, насыщенным запахом, который держится существенно дольше. Истинные поклонники парфюма - те, кто привык к Chanel и другим модным современным маркам,  - попробовав натуральные духи, порой жалуются, что те не обладают такой же сложной композицией. Этому есть объяснение: большинство органических ароматов состоят приблизительно из 20 различных компонентов, тогда как привычные духи могут содержать до 200 ингредиентов! И да, натуральные запахи действительно менее стойкие, чем искусственные.

Вот несколько брендов, которые создают органические духи на Западе: Acorelle, Farfalla, Florascent, Florame, Honoré Des Prés, Lashmi, Melvita, Provida organics, Taoasis (Aqua di Tao, My Tao).К сожалению, в России пока можно встретить лишь некоторые из них (Florame, Acorelle, Melvita), однако тенденция такова, что их количество будет увеличиваться, - потому что рынок натуральной косметики и парфюмерии растёт, как растёт и спрос на эту продукцию.

Несколько слов об аллергии

Появление аллергической реакции или раздражения на биодухи, как, впрочем, и в случае с любым косметическим средством, полностью исключить невозможно. Если вы чувствительны к разного рода аллергенам, то прежде чем приобрести новый продукт, стоит протестировать его на запястье. Лучше сделать это вечером, а утром посмотреть, как отнесётся ваш организм к новому аромату.

Некоторые натуральные ароматические компоненты - очень сильные аллергены. Например, экстракт дубового мха (Evernia prunastri extract), экстракт древесного мха (Evernia furfuracea extract), циннамал (Cinnamal). Поэтому серьёзные производители натурального парфюма стараются избегать использования подобных веществ. Кроме того, в соответствии с европейскими правилами, которые, кстати, становятся жёстче с каждым обновлением, обращение с ингредиентами высокого риска для аллергиков строго регулируется. Создан список из 26 отдушек (сегодня идут жаркие дискуссии о том, чтобы расширить его до 127 веществ!), способных вызывать аллергию, и если они входят в состав парфюма, то их наименования обязательно должны быть прописаны на упаковке. Это существенное изменение - раньше достаточно было указать fragrance/parfum, что подразумевало уникальное сочетание отдушек (секретную формулу духов).

Если новые правила действительно вступят в силу, то это существенно отразится и на самом составе духов. Так, например, некоторые масла-аллергены, в том числе розовое, лавандовое и гвоздичное - основные в парфюмерии, будут разрешены к использованию в составе духов лишь в количестве 0,01% от общего объёма. Подобные нововведения имеют двоякий результат: с одной стороны, существенно влияют на производственный процесс, ограничивая возможности парфюмеров, а с другой - снижают риск возникновения раздражения на парфюмерную продукцию. В любом случае человек, страдающий от аллергии, обычно знает, на что возникает реакция, и ему стоит более внимательно читать состав продукта на упаковке.Если вы всерьёз решили переключиться на органические духи, настраивайтесь на то, что это займёт некоторое время - от поиска понравившегося аромата до изучения способов пользоваться им. К счастью, сегодня на международном рынке уже представлен довольно большой выбор натуральных ароматов.

Большинство из нас привыкло к массовой парфюмерии, которую можно купить во всех косметических магазинах. Однако помимо нее существует парфюм для истинных гурманов — натуральные духи. Такие ароматы полностью состоят из натуральных ингредиентов, исключены ароматизаторы, консерванты и другие синтетические компоненты. Сегодня я расскажу вам про 5 самых интересных натуральных ароматов.

Отличный вариант для тех, кто никогда не пользовался натуральной парфюмерией. Набор состоит из 7 пробников по 0,5 мл каждый, упакованных в металлическую коробочку. Ароматы все разные и созданы для знакомства и понимания того, что они из себя представляет и подходят ли вам.

Первое время все запахи набора Анны Зворыкиной перемешаны и выделить какой-то один сложно, для этого нужно время. Все ароматы сложные, глубокие, обволакивающие. Во время использования ноты меняются одна за другой и каждая раскрывается на коже разных людей по-своему.

Не буду расписывать все 7 пробников, а выделю 3 наиболее интересных по составу.

  • Марокко — здесь вас ожидает дивный, богатый насыщенными красками Восток. Прогуливаясь по жаркому рынку, вы ощущаете гамму специй имбиря, корицы, мускатного ореха, кардамона. Но среди всей остроты робко просачивается сладкая марроканская роза в окружении нероли, жасмина и ветивера. Многогранность аромата дополняют сандал, пачули и бобы тонка.
  • Вторая кожа — мягкий, но сильный, спокойный, но с характером, этот аромат окружит вас нотами бергамота, коньяка и табака. На смену этой силе выступает нежность и спокойствие жасмина, флердоранжа и розы. Однако у «Второй кожи» непростой шипровый характер и вдогонку к перечисленным нотам проявляются ваниль, белый кедр, пачули и дубовый мох.
  • Кофе и шоколад на десерт. Горькие, без капли сладости кофе и шоколад идут бок и бок и никто из них не отдает своего лидерства. А апельсин прекрасно их дополняет. Помимо них в пирамиде присутствуют черный перец, лабданум, сандал и другие, не менее сочные нотки.

Цена за набор — 2625 руб.

Selection Excellence Парфюм № 3

Selection Excellence — интересная российская марка, которая выпускает не просто натуральный, но то же время селективный парфюм. Ароматы SE не имеют пола, они раскрываются абсолютно по-разному на коже каждого человека, будь то мужчина или женщина. Также у композиций нет названий, только номера.

За каждым номером стоит история, воспроизведенная Марией Борисовой — создателем бренда. Само производство парфюма находится в Бельгии.

Солирующие нотки № 3 — древесные. Производитель описывает его так: «для жизнерадостных людей, легких на подъем». Этот аромат легкий, чистый, летний. Здесь нет тяжести и томности, солирует бергамот и листья смоковницы, а красная смородина придает кислинку и освежает их. Второстепенной нотой является жасминовый чай, который скорее угадывается, нежели отчетливо слышится.

Указывается стойкость 8-10 часов, но по факту на коже он держится 4-5 часов.

Цена за 30 мл — 2650 руб.

Отдельной категорией среди масляных духов идут арабские ароматы. Чаще всего они имеют цветочные, пряные и ориентальные ноты. Флакончики отличаются нарядностью, замысловатостью и сложными элементами в оформлении.

Масляные духи Al Rehab «Lovely»

Al Rehab — популярная в России марка арабских духов. Упакованы они в стеклянный флакончик 6 мл, оснащенный роликом, что упрощает нанесение.

Lovely — легкий задорный аромат, который больше подойдет для молодых девушек. Свежие ноты бергамота и магнолии сдаются под напором сладости апельсина и персика, которая через некоторое время тускнеет и остается приятный и нежный фруктовый шлейф.

Цена за 6 мл — 300 руб.

Твердые духи Макошь №4 «Вечерний бриз»

Продукт российской марки природной косметики упакован в красивую деревянную баночку с откручивающейся крышкой, масса 10 гр. Наносить их следует в небольшом количестве на запястья и пульсирующую область на шее.

Вечерний бриз — терпкий, древесный яркий аромат, который скорее подойдет для свидания, нежели похода на работу. Он соблазняет, дарит уверенность в себе и ощущение сексуальности.


Духи не очень стойкие, но формат упаковки вполне позволяет носить их с собой и обновлять в течение дня.

Цена за 10 гр. — 390 руб.

Твердые духи Pretty Garden «Десерт из роз»

Уральская мануфактура, производящая натуральную косметику, также выпускает сухие духи. Упакованы они в стик, как бальзамы для губ. Лично для меня такой формат вполне удобен для нанесения на шею и запястья и для ношения с собой в сумочке.

Состав у «десерта из роз» необычный с точки зрения соседства различных нот. Pretty Garden обещает «аромат розы на фоне мандарина», но с первых минут доминирует ландыш, его я чувствую сильнее всего и его нотка не гаснет до самого конца. Через короткий отрезок времени активно проявляется лилия своим немного душащим и резким ароматом. Черная смородина спасает ситуацию и придает композиции свежесть и легкую кислинку. Пион и ваниль практически не угадываются, а грейпфрут и мандарин выходят на сцену лишь в конце акта.

В целом аромат интересен и отлично подходит для зимы, несмотря на цветочно-фруктовые компоненты, он уютный и теплый.

Цена за 5 гр. — 198 руб.

Натуральные духи схожи с селективной парфюмерией тем, что они предназначены для настоящих ценителей, продаются не в каждом магазине и их стоимость, как правило, превышает среднюю по рынку. Часто производят такую продукцию не крупные парфюмерные дома, а handmade-компании, создающие духи в ручную и небольшими партиями. Помимо привычной жидкой формы, существуют твердые духи, иногда называемые сухими. За их основу берется пчелиный воск и отсутствует спирт в составе. Чаще всего стоимость такой парфюмерии дешевле, чем жидкие аналоги.

Выбирая натуральные духи помните, что они интимны, сидят близко к коже и их аромат не разносится на метры вокруг вас. Это что-то личное, что окружающие лишь слегка улавливают, но точно не знают.

Тиражирование в парфюмерном мире безликих новинок заставляет нас искать глубокие неординарные ароматы, способствующие самовыражению и подчеркивающие нашу индивидуальность. Сегодня парфюмерам все сложнее быть оригинальными и одновременно ненавязчивыми. Избалованный покупательский вкус требует новизны, изысканности, неповторимости... Однако самые виртуозные вариации из синтетических композиций - это всего лишь незамысловатые копии многогранных природных ароматов. Натуральные духи неповторимы и имеют достаточно высокую цену. Именно они способны удивить и завоевать внимание искушенных.



Духи - это модный аксессуар, необходимое дополнение образа, исключительность которого способен подчеркнуть эксклюзивный аромат. Благородный изысканный аромат духов, составленных из натуральных эфирных масел , далёк от банальной узнаваемости и навязчивости. В то время как запах синтетических композиций на коже постепенно выветривается и ослабевает, аромат эфирных масел с течением времени изменяется, подобно драгоценному камню, переливающемуся радугой под лучом света.

Аромат каждого натурального эфирного масла сам по себе многокомпонентен и интересен, однако натуральные духи, сочетающие несколько ингредиентов, имеют большую популярность. Искусство создания композиций из натуральных эфирных масел - одни из областей профессиональной ароматерапии . Принципиальное отличие этого направления от бытовой аромакультуры и синтетической парфюмерии заключается в использовании только 100 процентов натуральных эфирных масел. Несомненно, дефицит сырья высокого качества делает натуральные духи дорогой и исключительной вещью.

Сегодня для создания духов производители используют в подавляющем большинстве синтетические заменители натуральных эфирных масел. Лишь некоторые классические ароматы, принесшие в своё время известность парфюмерным домам «Chanel », «Balmain», «Estee Lauder », «Guerlain », все ещё выпускаются на заказ строго ограниченными партиями в первоначальном, натуральном варианте. Эти уникальные экземпляры поддерживают реноме компаний среди профессионалов и в тоже время являются желанным и весьма дорогим приобретением для истинных ценителей натуральных духов.

Редкость и малый объём производства натуральных эфирных масел является естественным ограничением популяризации профессиональной ароматерапии и, соответственно, натуральных духов. Большинство эфирных масел, продаваемых в универмагах, являются, как и массовая парфюмерия, продуктами аромасинтеза. Однако синтетическая копия запаха, пусть даже очень яркая и стабильная, никогда не раскроет всю глубину и богатство аромата натуральных духов. Именно поэтому сегодня несмотря на несомненные успехи в области химического синтеза натуральные духи остаются дорогим и исключительным товаром, не нуждающимся в рекламе.

Однако престижность и эксклюзивность - это ещё не все мотивы, определяющие выбор покупателем натуральных духов. С древних времен известно и подтверждено современной наукой мощное воздействие эфирных масел растений на психоэмоциональное состояние и поведение человека. Особый интерес вызывают эфирные масла-афродизиаки, привлекающие внимание людей противоположного пола. Бигардия, тубероза , нероли , фиалка, гиацинт, ирис - одни из самых ярких ароматов-афродизиаков категории «абсолю». Духи, в состав которых входят подобные масла, - бесспорные лидеры продаж в натуральной парфюмерии. Воздействие ароматов на нашу нервную систему, на подсознание сложно переоценить. Как известно, обоняние является одним из самых древних способов восприятия мира. Запах - это информация. Каждый человек имеет особенный, ему лишь присущий запах, характеризующий личность и привлекающий людей, близких по духу.

Конечно, чаще всего в первый момент мы обращаем внимание на внешний вид, но и от запаха очень многое зависит. Аромат может стать причиной вспыхнувшей вдруг симпатии или, наоборот, необъяснимой неприязни. Сексуально-значимые ароматы не случайно именуются «афродизиаками». В древних легендах говорится, что у богини любви и красоты Афродиты - искусной соблазнительницы - был чудесный пояс, в котором заключались любовь, желание и обольщение. Этот пояс источал волшебный аромат, его любовной власти были подчинены не только люди, но и боги. Именно с помощью пояса Афродиты Гере удалось соблазнить Зевса.

К сожалению, нам остаётся лишь теряться в догадках, что же было зашито в пояс и являлось источником покоряющего аромата любви. Вполне вероятно, что это могла быть капсула со смесью эфирных масел растений: некоторые компоненты эфирных масел обладают гормоноподобной структурой, что позволяет им вмешиваться в психофизические функции организма. Установлено, что эфирные масла-афродизиаки обладают способностью влиять на гипофиз и вызывать образование эндорфинов. Именно эндорфины обостряют сексуальные желания, вызывают эйфорию и, кроме того, обладают обезболивающим эффектом.

Действие натуральных афродизиаков не ограничивается лишь возбуждающим эффектом, они очень тонко и плавно регулируют нервную и эндокринную системы, оказываются эффективными при фригидности и импотенции, восполняют жизненную энергию. Компоненты эфирных масел воздействуют на различные участки мозга. Поэтому запах одного эфирного масла погружает в ностальгию, пробуждает печальные воспоминания, а другой - дарит чувство радости, полета. Афродизиаки уменьшают психоэмоциональное напряжение, снимают состояние дискомфорта, неуверенности, пробуждают сексуальное влечение. Натуральные духи-афродизиаки - это точный камертон, позволяющий настроиться на гармоничное общение и зазвучать в унисон.

Для разных людей афродизиаками могут являться абсолютно разные запахи. Одного пленит девушка, пахнущая опьяняющим жасмином, другой не сможет равнодушно пройти мимо свежего весеннего запаха мимозы, а кому-то по душе жаркая корица или знойный аромат мёда : обычно людей привлекает то, чего им не хватает в своей привычной жизни: кто-то ищет яркие новые впечатления, а кому-то мечтается об уюте и домашнем тепле. Зная этот «маленький» секрет, можно осознанно с помощью аромата создавать свой образ, отражающий внутренний мир.

Главным отличием натуральных ароматов от синтетических двойников является их способность подчёркивать запах естественных феромонов благодаря уникальным биологическим свойствам. При нанесении духов-афродизиаков эфирные масла создают «пьедестал» для собственных феромонов тела, формирующих индивидуальный аромат, столь же уникальный и неповторимый, как отпечатки пальцев. Образ, создаваемый натуральными духами, всегда гармоничен и близок внутреннему миру их обладателя, что, несомненно, отмечается окружающими.

Нет ничего странного в том, что эфирные масла-афродизиаки вызывают сексуальное возбуждение. Существует тесная взаимосвязь между сексуальным поведением и способностью воспринимать запахи. Оказывается, люди, обладающие развитым чувством обоняния, очень редко жалуются на сексуально-психологические отклонения. Однако чувство обоняния, как и любое другое чувство, можно развить. И в этом оказываются хорошими помощниками эфирные масла, плавно приводящие к нормализации работы эндокринной системы и раскрывающие внутренний мир.

Многие любители духов знают, что в парфюмерном мире существует разделение на натуральные и синтетические парфюмы. При этом синтетику иногда презрительно называют словом «химия». Да, со словом «химия» поспорить сложно. Вот только презрительность здесь излишня. Ведь многие модные и популярные ароматы, которые признаются в мире настоящими парфюмерными шедеврами, имеют именно синтетическое происхождение. В данной статье мы хотели бы разобрать вопрос, чем отличаются натуральные парфюмы от синтетических аналогов.

Если вы не желаете пользоваться синтетическими духами, то вам придется полностью переходить на натуральную парфюмерию. Но помните, что натуральные парфюмы по определению дорогие, поскольку оригинальные элитные компоненты просто не могут стоить дешево. Их получение связано с большими финансовыми, трудовыми и временными затратами, что и отражается на конечной стоимости натуральных духов.

Индусы могут рассказать вам о том, что натуральные эфирные масла - это божье творение. Не вдаваясь в теологические измышления, мы отметим, что натуральные масла, входящие в состав натуральной парфюмерии, выделяются из растений, которые произрастают не в теплицах, а в природной среде, вследствие чего можно говорить об ограниченности этого ресурса. Кроме эфирных масел в состав натуральной парфюмерии входят цветочные воски, абсолюты и конкреты. И если с цветочными восками все понятно, то остальные термины требуют разъяснения. Конкретами называют вещества, получаемые путем дистилляции или перегонки природных компонентов, таких как мирра, древесина сандала, ладан и прочее. А абсолютами называют часть конкрета, которая растворяется в спирте. Процесс создания натуральных духов сопровождается строгим следованиям рецептам, пропорциям, последовательностям добавления эфирных масел. Все это требует от парфюмера немалого опыта и профессионализма. Зато в конечном итоге мы получаем поистине непревзойденный запах.

Неповторимые натуральные духи получаются только путем проб и ошибок. Ведь смешивание тех или иных эфирных масел не гарантирует стопроцентно качественный результат. Поэтому хорошие натуральные парфюмы - это поистине элитный продукт, который по определению не может быть ширпотребом. Ведь натуральное сырье - ограниченный товар с высокой ценой. Кроме того, из натурального сырья невозможно сделать идентичный аромат дважды. Это объясняется тем, что ароматический букет цветов и трав меняется в зависимости от многих факторов, в том числе и от погодных условий, при которых они собирались.

Как видите, натуральные ароматы очень сложны, но от этого они и уникальны. Но помните, что натуральный аромат может разочаровать вас. Заплатив большую сумму за второй флакон любимого натурального парфюма, вы можете просто не узнать его, поскольку создан он будет уже из компонентов другого сбора. Зато вы можете быть уверены в том, что ваш запах неповторим и исключителен. Натуральные компоненты активно используются такими парфюмерными домами, как Balmain, Estee Lauder, Chanel и Guerlain. Как правило, их применяют для создания классических парфюмов, которые выпускаются ограниченными партиями.

Ну а если вы не хотите тратить небольшое состояние на аромат, что ваш выбор - синтетические парфюмерные композиции. При этом речь может идти не только о чистой синтетике, но и о смеси синтетических и натуральных компонентов в разных пропорциях. Это так называемые «синтетические заменители», которые парфюмеры называют словом «амбрэ».

Не стоит думать, что синтетическая парфюмерия хуже по тем или иным характеристикам. На современном рынке парфюмерии можно найти достаточное количество вариантов оригинальной синтетической парфюмерной продукции, которая может похвастаться огромным выбором ароматов. Развитие парфюмерной индустрии позволяет современным парфюмерам создавать композиции, эксклюзивность и насыщенность которых не уступают духам из натуральных компонентов.

Ярким примером синтетического парфюма, неотличимого от натурального варианта, является цветочный аромат Gucci Flora, который представляет парфюмерный бренд Gucci. Свежесть этого цветочного запаха поражает натуральностью и сочностью. В состав парфюма входят нотки розы, османтуса и нежного пиона, после чего аромат раскрывается запахами сандала, пачули и розового перца.

Что касается сложных и насыщенных синтетических композиций, то здесь главным примером является аромат Valentino V. Эта женская туалетная вода предназначена для романтичных представительниц прекрасного пола. Аромат начинается запахами гальбанума и нероли, поражает глубиной ноток лилии, жасмина и розы, перетекая в базу из дубового мха, сандала, вирджинского кедра и ветивера.

Эфирные масла или синтетические молекулы? Современные формулы или старинные рецепты? Развенчиваем мифы об ароматах вместе с парфюмерным химиком Матвеем Юдовым и натуральным парфюмером Анной Зворыкиной.

Миф № 1

Настоящая парфюмерия производится из натуральных материалов. Всё остальное – эрзац, не заслуживающий внимания.

Матвей:

Современная парфюмерия как таковая, в том виде, какую мы знаем её сейчас, сформировалась не так уж давно — во второй половине XIX века. Houbigan Fougere Royale (1882) и Guerlain Jicky (1889) были одними из первых современных ароматов. Мало кто, не считая историков парфюмерии, назовёт хотя бы пару ароматов, выпущенных раньше. В состав этих духов входят синтетические материалы — кумарин, ванилин, изобутилхинолин. Так что, на мой взгляд, именно появление синтетических ингредиентов в палитре парфюмера сформировало парфюмерию как отдельный самостоятельный вид творчества. В состав Shalimar, к примеру, входит и натуральный абсолю ванили и синтетический этилванилин, и именно сочетание этих двух компонентов позволило добиться нужного результата. Без синтетических веществ невозможны были бы ароматы с нотами зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), акватические. Не существует натуральных материалов с запахом ландыша, сирени, цикламена, фрезии, гвоздики и ещё многих-многих цветов. Все эти запахи воссоздаются только при помощи синтетических материалов. Мускус, амбра, некоторые древесные запахи — всё это уже много лет заслуга синтетики. Качество аромата больше зависит от мастерства парфюмера, а не от материала, который он использует.

Анна:

Конечно же это миф. Настоящее искусство – это то, которое обращается к нашему сердцу. Из чего оно создано – глубоко вторичный вопрос. Выбор материала обычно диктуется целью. Подменять цель средствами и заявлять «я пользуюсь только натуральными ингредиентами, потому что они натуральны» - странный логический выверт. Мне представляется, что первична цель, а средства подбираются, исходя из нее. Например, воспроизведение аромата ландыша требует синтетических молекул. А натуральные материалы позволяют решать задачи, недоступные синтетике. Например, создать ароматы изменчивые, живые, дышащие, близкие по гармоническому строю к ароматам природы. Ароматы, которые говорят на языке души.

Например, для меня ароматы искусственной «свежести» - как скрип железа по стеклу. Мне не нравится «огранка», которую дают аромату альдегидные молекулы, а длиннющий шлейф искусственных мускусов и их «стойкость» меня утомляют. Уже несколько раз сменилась ситуация, но духи сидят, как гвоздём прибитые, а иногда ночь и ванну переживают… Вот моё представление о парфюмерном кошмаре. Любители парфюмерии, созданной из синтетических материалов, часто говорят о «грязных тонах» натуральных ароматических веществ. Я воспринимаю эти особенности звучания не как грязь, а как «сложный цвет» в противовес «простому, открытому цвету», который художники иногда называют «цвет из банки». На сложных цветах отдыхает мой глаз, на сложных ароматах – мой нос. Натуральные экстракты позволяют создавать картины, которые не отделены от окружающей жизни «отфильтрованностью красок» и чрезмерной рафинированностью.

Миф №2

Натуральная парфюмерия безопасна и не вызывает аллергии, а синтетическая – вредна для здоровья, вызывает рак и понос.

Матвей:

В корне неверно ставить знак равенства между понятиями «натуральный» и «полезный» или даже «безопасный». Волчьи ягоды и чилибуха совершенно натуральные, но здоровья они точно не принесут. Натуральные материалы, эфирные масла, абсолю и т.п. — это всегда сложная многокомпонентная смесь с варьирующимся составом. Среди нескольких сот компонентов вполне может оказаться аллерген. Именно поэтому сейчас запрещены, например, дубовый мох и перуанский бальзам. Многие цитрусовые эфирные масла содержат в своём составе вещества, вызывающие фотосенсибилизацию. Если нанести на кожу состав, содержащий натуральное масло бергамота, то при попадании прямых солнечных лучей вы гарантировано получите фототоксическую реакцию или попросту говоря ожог. Синтетические материалы — это как правило индивидуальные вещества. Прежде, чем попасть в ваш любимый пузырёк духов, все новые соединения проходят огромное число тестов, токсикологических, дерматологических и всяких прочих других. Ещё один важный момент: не бывает абсолютных понятий «безопасно» и «вредно». Как сформулировал ещё в XV веке Парацельс, «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Человек, съевший примерно 400 граммов поваренной соли, неизбежно умирает. Получается, что в каждой пачке соли больше двух смертельных доз. Почему никто не рисует на них череп с костями и не пишет жутких предостерегающих надписей? Однажды на одном парфюмерном форуме одна дама писала о вреде вещества, под названием изо е супер, аргументируя этом тем, что это страшный яд. В качестве аргумента приводила значение LD50=5000 мг/кг. Вот если бы у дамы было бы всё в порядке с арифметикой, то она смогла бы подсчитать, что для того, чтобы отравится изо е супером, человеку массой 70 кг надо съесть 350 граммов вещества (примерно, как с поваренной солью). Если речь идёт об аромате Molecule 01, то потребуется выпить 30-40 больших пузырьков. Только не забывайте, что помимо изо е супера в этом случае придётся выпить ещё больше трёх литров спирта. Что нанесёт больший вред — думайте сами.

Анна:

Некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Некоторые ароматические материалы – фототоксичны. Тем, кто пользуется натуральными духами, нужно знать (и выполнять!) два простых правила:

Перед знакомством с натуральными духами сделайте аллергенную пробу, для этого нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснения, припухлости или отека) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Не наносите духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Миф №3

Натуральная парфюмерия – это про духи, а синтетическая – про отдушки для стирального порошка.

Матвей:

Подавляющее большинство современных парфюмерных композиций содержат как натуральные, так и синтетические компоненты. Использовать в работе только ингредиенты позапрошлого века — это всё равно, что строить небоскрёбы из тростника и бурой глины. Действительно есть такое понятие «натуральная парфюмерия» — в ней используются только материалы природного происхождения. Это явление довольно субкультурное и неоднозначное. Чтобы найти действительно полноценно «натуральный» аромат надо серьёзно задаться целью — производством, как правило кустарным, подобных композиций занимаются очень небольшие нишевые бренды. Скорее всего, полностью натуральные ароматы по началу вас расстроят — они мало похожи на привычные нам духи из магазина. У большинства 100%-натуральных ароматов имеется характерный «аптечный» подтекст (почти во всех эфирных маслах содержатся высокомолекулярные терпены, обладающие характерным скипидарно-камфорным запахом) и они практически лишены шлейфа.

Анна:

Человек, привыкший к современной цифровой фотографии, увидев на бумаге фотоотпечаток с пленки, автоматически тянется «прибавить яркость» или спросить – «а что так нерезко»? Но аналоговую фотографию – на бумаге или стеклянных пластинах, не «подсвечивают» светодиоды экрана ноутбука, там другие цвета (или их вовсе нет) и другой порядок контраста. Одно не хуже другого, просто разные концепции, разные вкусы: каждый выбирает для себя. Многие успешно любят и «цифру» и пленку, кто-то отдает предпочтение чему-то одному. Так же дело обстоит и с натуральной парфюмерией.

От натуральной парфюмерии не стоит ждать cтойкости, сравнимой со стойкостью искусственных ароматов, или свежести — они не свойственны натуральным духам. Зато они гарантируют своему владельцу природное, иногда брутальное звучание аромата, ярко выраженный характер, зачастую непривычный для восприятия. Натуральный аромат — это чаще всего экстравагантная, выпуклая композиция, иногда шокирующее впечатление. Натуральная парфюмерия — для хорошо осознанного выбора, для тех людей, которым нужны более выразительные, яркие возможно, экстравагантные характеры ароматов. Не «выпил и пошел», не «съел и порядок» или «напшикался и побежал». Это не означает, что духи для «побежал» — хуже, они просто для других ситуаций и состояний.

Миф №4

Только из натуральных компонентов можно сделать настоящий парфюмерный шедевр, синтетика никогда не будет пахнуть так роскошно и убедительно, как натуральные компоненты.

Матвей:

Самый главный аромат всех времён и народов, Chanel №5, был бы невозможен без смеси трёх алифатических альдегидов, разумеется, синтетических. Thierry Mugler Angel, который мог бы составить конкуренцию пятой шанели по объёму продаж, строится на основе этилмальтола — синтетического вещества, которое даже не встречается в природе.

Странно было бы утверждать, что настоящий парфюмерный шедевр может быть только 100% натуральным. На настоящий момент не существует ни одного мало-мальски известного 100%-натурального аромата. Все духи XX и XXI века в большей или меньшей степени содержат синтетические ингредиенты. И натуральные и синтетические компоненты выполняют в духах свою определённую функцию и было бы непросто обойтись при создании полноценной парфюмерной композиции как без одних, так и без других.

Вообще было странно оценивать, например, живопись, по натуральности красок, которые были использованы художником. Вот это нарисовано акварелью на меду — это шедевр. А всё, что акрилом — так, мазня.

Анна:

Духи как произведение искусства – это дело рук мастера, а не материалов. Музыку можно играть и на электронной гитаре и на скрипке, важен профессионализм исполнителя. Современная парфюмерия сформировалась в первую очередь при участии синтетических молекул, и все широко известные шедевры – духи с синтетическими молекулами. Натуральная парфюмерия возродилась в начале 21 века как альтернативный, не-массовый тренд. Тем не менее, с каждым годом произведения натуральных парфюмеров становятся все более известными, и среди них есть очевидные шедевры. Но это направление молодое, и я уверена, что главные «шедевры» натуральной парфюмерии еще увидят свет.

Миф №5

Производство натуральных ароматов безопасно для окружающей среды, а синтетических – очень вредно. Тают льды, касатки выбрасываются на берег, дети рождаются с пёсьими головами.

Матвей:

Зверушка кабарга была практически истреблена из-за того, что её железы служили источником натурального мускуса. В Индии вырубили практически весь сандал, переработав его на эфирное масло. Для получения абсолю требуется огромное количество токсичных растворителей. Получение синтетических душистых веществ не сопряжено с большими опасностями, чем куда более масштабные химические производства. Что же касается вреда от использования парфюмерии, то тут только могу процитировать известного парфюмерного критика, написавшего однажды, что ни один человек не погиб от аромата Mitsouko, но зато из-за него появилось множество новых людей.

Анна:

Для окружающей среды безопаснее всего было бы вообще не пользоваться духами. Однако мы ими пользуемся. Духи – это роскошь. Добыча натуральных экстрактов, часто, к сожалению, вредит природе. Большинство натуральных парфюмеров очень озабочены этой проблемой, и используют только ингредиенты, сырье для которых было добыто на законных, специально посаженных плантациях.

Миф №6

Натуральные компоненты – это эфирные масла. Все остальное – синтетика и порождение дьявола.

Матвей:

Существует много способов извлечения ароматических материалов из натурального сырья: прямой отжим в случае с цитрусовыми, перегонка с водяным паром, экстракция различными растворителями. Ни один способ не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат сырья, поскольку в процессе выделения неизбежно происходит ряд химических трансформаций. Строго говоря, только этот факт уже не позволяет считать никакие эфирные масла или абсолю 100% натуральными. Эфирное масло розы пахнет не так, как абсолю розы и ни то, ни другое не пахнет как живая свежая роза.

Анна:

Что касается натуральной парфюмерии, тут совсем общепринятого критерия нет. Дело в том, натуральная парфюмерия представлена маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Существует много мнений на этот счет. Некоторые натуральные парфюмеры используют даже изоляты – эфирные масла, очищенные до нескольких молекул. Хорошие духи делают не материалы, их делает парфюмер.

Миф №7

Натуральные ароматы всегда красиво раскрываются на коже, а синтетические и на блоттере фу-фу, а на коже и вовсе могут превратиться в кошачий лоток.

Матвей:

Некоторые индивидуальные вещества имеют настолько сложный, гармоничный приятный аромат, что сами по себе используются как полноценные духи — вельвион, амброксан. Насколько красиво будет раскрываться на коже, например, натуральная тинктура цибетина в чистом виде, можете поэкспериментировать сами.

Анна:

Натуральные духи не садятся идеально на любого человека, так же, как и синтетические. Разница между звучанием на блоттере и на коже у натуральных ароматов часто выражена ярче, чем у не только натуральных. Но хороший аромат вне зависимости от того, из чего он сделан, будет гармонично звучать и на коже и на бумаге.

Миф №8

Натуральные ароматы – «стойкие от природы», а синтетические – мгновенно улетучиваются. А если не улетучиваются, значит в них добавлен яд.

Матвей:

Стойкость зависит от летучести вещества, лёгкие молекулы более летучи, чем тяжёлые. Как правило, вещества с цитрусовым запахом, с запахом зелёной травы легколетучи, а вещества, пахнущие, например, мускусом или деревом — более стойкие. Стойкость композиции зависит от того какие именно компоненты входят в состав и насколько они летучи. Это не зависит от натуральности и их происхождения. И натуральное масло бергамота и синтетический линалилацетат одинаково испарятся с кожи минут за двадцать максимум.

Анна:

Нельзя сказать, что натуральные духи держатся дольше синтетических. Чаще всего бывает наоборот. Например, натуральный аромат «цитрусовой» группы будет держаться меньше, чем его синтетический аналог, в котором были использованы специальные фиксаторы. Более основательные «восточные» композиции, с участием большого количества базовых ароматических ингредиентов, взятые в аналогичном количестве и концентрации со своими «не-только-натуральными» собратьями, будут держаться вполне сравнимо по длительности звучания. В целом, стойкость натуральных духов колеблется от часа (лёгкий одеколон), до нескольких суток при нанесении на одежду или волосы для концентрации Eau de Parfum или Parfum.

Миф №9

Натуральная роза всегда пахнет лучше, чем собранная синтетическая, про это ещё Андерсен в сказке «Свинопас» рассказал.

Матвей:

Я ещё раз вернусь к тезису, что запах эфирного масла розы очень сильно отличается от запаха живой цветущей розы. Разумеется, аромат живого цветка великолепен, но воссоздать это ощущение без синтетических компонентов будет невозможно. Все гиперреалистичные ароматы — это результат анализа запаха живого цветущего цветка (так называемая хроматография headspace или технология living flower), и последующее воссоздания аромата из индивидуальных синтетических компонентов. Тут ещё хочется вспомнить высказывание Коко Шанель о том, что духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина.

Анна:

Запаха «натуральной розы» как вещи в себе вообще не существует. В массовом сознании натуральная роза пахнет отдушкой для шампуня, к которой привыкли с детства. И если случайному неподготовленному человеку поднесут зелененький флакон с разведенным абсолютом майской розы – он легко может сказать, что это «ну что-то свеженькое… может трава». И после раскрытия тайны он же скажет – «Что вы! Настоящая роза пахнет по-другому».

Миф №10

Натуральные компоненты дорогие, а синтетические дешёвые. Поэтому все используют синтетические.

Матвей:

Совершенно ничем не подкреплённое заявление. Существуют очень дешёвые натуральные материалы и чудовищно дорогие синтетические. Большинство дешёвых синтетических ингредиентов стали дешёвыми только благодаря тому, что они очень востребованы и учёные потратили очень много сил на то, чтобы разработать доступный метод синтеза. Изначально синтетический ванилин стоил довольно дорого и его цена была сопоставима со стоимостью натурального материала. Относительно дешёвым ванили стал только после того, как был разработан простой доступный метод синтеза ванилина из лигнина (отход древесной промышленности). На то, чтобы найти и разработать синтез галаксолида, самого популярного на настоящий момент вещества с мускусным запахом, крупнейшая мировая корпорация по производству аромахимикатов потратила 15 лет. И именно поэтому галаксолид доступен и относительно дёшев, в отличие, например от аналогичного мускона, стоимостью несколько тысяч долларов за килограмм. Многие вещества с мускусным запахом, запахом амбры или сандала имеют очень сложную структуру и, как следствие, их синтез сложен и трудоёмок, такие вещества чрезвычайно дороги. До сих пор не существует удобной схемы синтеза ирона, ключевого одоранта корня ириса, цена на синтетический ирон крайне высока. Тем не менее, очень похожие по структуре иононы с запахом фиалки уже более 100 лет успешно производятся в огромном количестве и стоят дёшево.

Анна:

Конечно же в массе своей натуральные экстракты в данный момент на порядок или несколько дороже синтетических. И их производится намного меньше. И никакая природа не в силах дать столько сырья, чтобы насытить современный рынок производства массовой парфюмерии.

Миф №11

Природа совершенна, а учёные – нет, поэтому в лаборатории невозможно получить такие же прекрасные запахи, какие есть в природе.

Матвей:

Практически любой зелёный лист растения, будучи поврежденным, обладает характерным «зеленым» запахом. Причина этого запаха в так называемых С6-wound соединениях, в первую очередь запах обусловлен цис-3-гексенолом («спиртом листьев») и цис-3-гексенилацетатом. На настоящий момент не существует методики, позволяющей выделить эти соединения из природного сырья. Однако их синтез чрезвычайно прост и дёшев. Очень часто приходится слышать такой термин, как «химозность». Дескать, в этом аромате такой химозный инжир (клубника, фрезия, ландыш), а вот в другом — очень натуральный. В обеих случаях аромат инжира (клубника, фрезия…) создан при помощи синтетических ингредиентов, потому что натуральных просто не существует. Проблема первого аромата в балансе, неправильно подобранных пропорциях и неверной аранжировке компонентов. И это проблема опыта и технических навыков парфюмера, а не проблема ингредиентов.

Анна:

Парфюмерия – искусство, а искусство не есть повторение природы. Даже натуральная парфюмерия не занимается воссозданием природы – иначе духами считались бы обычные компоненты, вроде эфирного масла лимона, однако, это не так. Натуральные парфюмеры точно так же, как и парфюмеры, использующие всю палитру ароматических веществ, создают принципиально новые вещи. Просто эстетика другая. Например, среди натуральных парфюмеров и любителей этого жанра популярны кожаные ароматы. Духи, пахнущие пудрой, и новой дорогой сумкой – куда уж дальше от природы.

Миф №12

Натуральные духи на каждом человеке пахнут по разному, идеально подстраиваясь под его собственный запах, а синтетические на всех пахнут одинаково.

Матвей:

В этом утверждении есть доля правды. Любой парфюмерный продукт (за исключением, разве что, хулиганства типа Escentric Molecules) — многокомпонентная смесь. Как будут испаряться компоненты зависит от огромного числа факторов — температуры, влажности, давления, состояния вашей кожи. Плюс работает так называемый клеточный осмос, некоторые компоненты частично растворяются в жировой ткани, что замедляет испарение и есть ещё сотня причин, почему в каждом отдельно взятом случае запах одних и тех же духов на коже человека будет немного различаться. Если в составе много натуральных компонентов, то ситуация несколько усугубляется.

Другое дело, что никто ни под кого не подстраивается. Молекулам душистых веществ, что природного, что рукотворного происхождения, совершенно плевать на ваш «собственный запах». Просто на вашей коже аромат будет пахнуть чуть иначе, нежели на блоттере, отличия эти практически непредсказуемы. Конечно, они не будут радикальными — ландышевый аромат ни у кого на коже не будет пахнуть елью и амброй.

А теперь представьте себе художника, который нарисовал чудесного гиппопотама. Зрители любуются картиной, но один человек видит на картине лося, второй — кенгуру, а третий — черепаху. Этого ли хотел художник? Так вот одной из ключевых задач парфюмера как раз является сведение вот этого разброса и разночтения запаха к минимуму. Хорошо выстроенный и сбалансированный аромат должен пахнуть в большинстве ситуаций практически одинаково. А вот это «подстраивание» аромата под конкретного человека звучит как не очень логичная маркетологическая байка, призванная замазать огрехи в работе парфюмера.

Анна:

Тут момент тонкий. С одной стороны, конечно, есть вариабельность звучания на разных людях. Да и как ей не быть, если у одного индивида кожа сухая и холодная, у другого - горячая, и так далее. Понятно, что если мы наносим на кожу смесь веществ с разной температурой кипения, то от того, какова температура кожи (и окружающей среды!!!), будет зависеть динамика испарения этой самой смеси. Например, если смешать спирт и ацетон и выплеснуть на горячую плиту - пахнуть будет все вместе: и спирт, и ацетон. Если эту же смесь вылить на холодный стол - сначала мы почувствуем преимущественно запах ацетона, потом - спирта и ацетона вместе, потом - преимущественно спирта. Аналогично происходит с кожей и духами.
И это подталкивает нас к тому, чтобы, по возможности, уйти от мифологии и сочинительства. Все эти «цветы на мне не звучат» и так далее имеют, по большому счету, ту же самую физическую причину. Плюс смешение с собственным запахом тела, когда он ярко выражен.
Тем не менее, несмотря на вариабельность звучания, всегда можно понять, какой это аромат. Проводя аналогию, человека можно одеть в шубу, можно в плавки, можно в платье. Что-то подходит этому человеку и конкретной ситуации лучше, что-то хуже, но нельзя сказать про товарища в плавках – «О, это же совсем другой человек!». Да тот же! И не надо создавать мифов там, где есть логика.

Миф №13

Натуральные ароматы обладают сложным богатым звучанием, а синтетические – это как краткое изложение «Евгения Онегина» на двух листах.

Матвей:

У натуральных и у синтетических компонентов своя роль и своя функция. Как правило синтетика создаёт крепкий скелет аромата и наделяет его столь любимыми многими свойствами типа стойкости и шлейфовости. Натуральные компоненты придают аромату глубину, объём и насыщенность деталями.

Натуральные эфирные масла сами по себе как бы природные духи, самостоятельные композиции со своим характером, историей, развитием и драматургией. Сочетать множество натуральных ингредиентов сложно, потому что эти истории начинают наслаиваться и это приводит к некоторой невнятности и сумбуру. Вспомните десять своих самых любимых песен. А теперь представьте, что все десять играют одновременно. Получится ли в результате музыка, которая в 10 раз прекраснее? Нет, получится шум и какофония.

Анна:

Некоторые синтетические ароматы действительно созданы в эстетике минимализма – взять хоть аромат из одной молекулы. Современное быстрое, клиповое сознание диктует свои условия тем, кто создает ароматы и продает их. Натуральная парфюмерия изначально относится к нишевой, у нее другая целевая аудитория, и есть возможность делать более медленные, подробные истории. Конечно, натуральные материалы сами по себе имеют совершенно иную эстетику и сложное звучание, соответственно, и композиции из них развиваются медленно, и звучат довольно необычно.

Но сводить всю «не-только-натуральную» парфюмерию к духам из одной молекулы – огромная ошибка. Во всех сферах есть минималисты и любители объемных, сложных произведений. Это в первую очередь зависит от замысла автора композиции, а не от материала.