Пенсии - вверх! В пенсии отказать! Как посчитать, заработали ли вы на старость.

Можно ли будет выбрать — получить всё накопленное сразу или частями ежемесячно с остальной пенсией? Получат ли эту часть пенсионных отчислений наследники?
На вопросы «АиФ» ответили в Пенсионном фонде РФ.

Кому и как заплатят
Кто получит накопительную часть пенсии?

— Граждане, у которых есть средства пенсионных накоплений. Накопления по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) формируются у россиян 1967 года рождения и моложе, если, начиная с 2002 г. был период времени, когда работодатели делали за них взносы по ОПС. А также у мужчин 1953-1966 годов рождения и женщин 1957-1966 годов рождения, в пользу которых с 2002 по 2004 год работодатели уплачивали взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Это так называемые «двухпроцентники», которые в связи с изменением законодательства были исключены из обязательной накопительной системы.
При этом независимо от возраста и страхового стажа граждане самостоятельно могут отчислять взносы ещё и на добровольные пенсионные накопления. Например, делать взносы по программе государственного софинансирования пенсий или направить на будущую пенсию средства материнского капитала.

По каким правилам будет рассчитываться накопительная часть пенсии?
— Выплаты начнутся с июля 2012 года. Её можно получать либо как единовременную выплату (для тех, у кого пенсионные накопления меньше 5% от общего размера пенсии), либо в расчёте на ограниченное количество лет (срочная выплата добровольных пенсионных накоплений на срок не менее 10 лет), либо бессрочно, как часть трудовой пенсии по старости.
Её размер будет определяться путём деления общей суммы пенсионных накоплений (включая доход от инвестирования) по состоянию на день, с которого назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости, на 18 лет (216 месяцев).

Все ли при желании смогут получить имеющуюся накопительную часть пенсии единовременно, целиком?
— Нет. Это смогут сделать те, чья накопительная часть 5% и менее от размера их трудовой пенсии (страховая часть плюс накопительная). Под эту категорию подпадают «двухпроцентники» (см. выше. — Ред.). На единовременную выплату могут рассчитывать получатели социальной пенсии либо трудовой пенсии по инвалидности или по потере кормильца, у которых менее 5 лет страхового стажа, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 60 лет и женщины — 55 лет).
Оформить срочную выплату накопительной части (в течение определённого количества лет, но не менее 10 лет) смогут только те, кто вносил добровольные взносы сверх обязательных (в т. ч. участ-ники программы софинансирования; те, кто направил на пенсию средства маткапитала). Если за вас перечисляли только обязательные взносы, накопительную часть можно будет получать только бессрочно как часть трудовой пенсии. Гражданин определит способ выплаты при назначении ему пенсии.

Что наследникам?
Накопительную часть можно будет наследовать?

— Если гражданин умер до назначения ему накопительной части пенсии в виде единовременной или бессрочной выплаты, средства пенсионных накоплений передаются в полном объёме его правопреемникам (если пенсионер умер после назначения выплат — не передаются. — Ред.). Правопреемники — те, кого гражданин заранее указал в заявлении в ПФР или НПФ (необязательно родственники), либо правопреемники по закону (1-й очереди: родители, супруг и дети; 2-й очереди: братья, сёстры, дедушки, бабушки).
Если пенсионер оформил срочную выплату накопительной части, то наследники получают весь невыплаченный остаток пенсионных накоплений и после назначения пенсии. В этом случае важно, что, если на пенсию были направлены средства маткапитала, правопреемниками являются только отец ребёнка (усыновитель) или ребёнок (дети), если нет отца.

В последнее время участились случаи, когда человек доживает до пенсионного возраста (женщины — до 55 лет, мужчины — до 60), идёт в ПФР за пенсией, но получает отказ. «Не заработал», — говорят ему.

В 2016 г. в Саратовской области таких несостоявшихся пенсионеров оказалось 396 человек, в Иркутской области — 470, во Владимирской — 97, в Марий Эл — 44.

«Отказы в назначении пенсий всегда были, есть и будут, — прокомментировала ситуацию на местном ТВ Людмила Филиппова, заместитель управляющего ПФР по Республике Марий Эл. — Но если в прошлые годы отказы в основном были по назначению льготных досрочных пенсий, то в 2016 г. появилась иная причина. 44 человека в республике получили отказ из-за недостатка стажа или количества накопленных пенсионных баллов».

Новые правила: стаж и баллы

Новые пенсионные правила были введены с 1 января 2015 г. Если раньше, чтобы вам назначили страховую пенсию по старости (в 55 лет для женщины и в 60 лет для мужчины), надо было иметь всего 5 лет стажа, то теперь требования ужесточились. Надо соблюсти (помимо возраста) 2 условия:

1. Иметь страховой стаж (то есть тот период работы, за который работодатель отчислял за вас взносы в ПФР) не меньше 15 лет. Правда, эта норма вводится постепенно. В 2017 г. для получения страховой пенсии надо отработать 8 лет, в 2018 г. — 9, в 2019 г. — 10 и так далее. Но начиная с 2025 г. надо будет иметь стаж не меньше 15 лет!

2. Заработать не меньше 30 пенсионных баллов. Эта норма тоже вводится поэтапно. В 2017 г. надо накопить не меньше 11,4 балла, в 2018 г. — 13,8, в 2019 г. — 16,2 и т. д. Начиная с 2025 г. для получения страховой пенсии вы должны будете иметь уже не меньше 30 баллов!

Много это или мало? Легко ли заработать эти 30 баллов? И почему сотни людей в каждом регионе не смогли накопить себе на пенсию, оставшись в преклонном возрасте без средств к существованию?

Как понять, чего ждать?

Максимальная сумма, за которую вам начислят наибольшее количество баллов в 2017 г., — 60 300 руб. в месяц. Если вы можете похвастаться таким доходом (причём официальным!), значит сможете заработать в 2017 г. 8,26 балла (с 2021 г. максимум будет 10 баллов). С таким высоким заработком 30 необходимых баллов можно заработать всего за 3-4 года.

Если ваша зарплата (или официальный доход) в 2 раза скромнее, то есть примерно 30 тыс. руб., значит, и баллов будет накоплено за год в 2 раза меньше: 4. И тогда для сбора необходимых 30 баллов понадобится уже 7-8 лет.

Если же ваша зарплата на уровне МРОТ, то есть всего 7,5 тыс. руб., за год вы сможете накопить всего 1,03 балла. Получается, для получения страховой пенсии человеку с минимальным заработком надо отработать 30 лет!

Чтобы узнать количество баллов, которые вы можете заработать в этом году, воспользуйтесь формулой:

ваша зарплата (то есть весь официально полученный доход, облагаемый налогами) х 8,26 / 60300 = баллы, заработанные в этом году

Когда в СМИ стала появляться информация о том, сколько человек в том или ином регионе не получили страховую пенсию, в ПФР сделали официальное заявление: «Страховые взносы, которые платятся в Пенсионный фонд и пересчитываются в баллы, начисляются только с „белой“ зарплаты. Поэтому описанная проблема — недобор баллов — может коснуться только тех трудящихся, кто получает „серую“ зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости».

В первую очередь под ударом оказались люди, которые официально получают минимальный размер оплаты труда (МРОТ). У кого-то это весь доход, а кому-то ещё выдают часть заработка в конверте, но с этого «чёрного» дохода взносы в ПФР не идут, и для пенсии он не учитывается. Таких работников на МРОТ сегодня в стране 5 млн человек! Чтобы заработать страховую пенсию, им придётся вкалывать больше 30 лет.

Ещё хуже ситуация у тех, кто вообще не имеет официального дохода. «Если человек всю жизнь находится „в тени“, тогда у него действительно есть риск остаться без страховой пенсии. Страховая пенсия — это же компенсация утраченного заработка. Человек работает, за него работодатель платит вносы... А если заработка и взносов не было, то что компенсировать и за счёт чего?» — говорит Владимир Назаров, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Выходит, без страховой пенсии могут остаться домохозяйки, те, кто не работает или трудится нелегально, то есть получает всю зарплату в конверте или работает на себя и не платит никаких взносов в ПФР. Кстати, таких нелегалов недавно подсчитали: их оказалось 15 млн человек. Часть из них успела раньше заработать себе на пенсию, часть — ещё успеет (если срочно найдёт работу с «белым» заработком), но некоторые из этих 15 миллионов действительно могут дожить до 55 или 60 лет и остаться без пенсии. И первые пострадавшие, как известно, уже есть. Конечно, есть шанс заработать недостающие баллы. Но для многих это, увы, нереально: работы официальной нет, работодатель-частник платит копейки и т. д. Так что проблемы массовой теневой занятости в стране действительно обходятся людям боком. Тем, кто не заработал страховую пенсию, «светит» лишь социальная, которую эксперты называют не иначе как «пособием по бедности». Дают «социалку» на 5 лет позже страховой: женщинам в 60 лет, мужчинам — в 65. И размер её значительно меньше. В этом году средняя социальная пенсия равна всего 8774 руб.

Президент поручил правительству повысить благосостояние пенсионеров, которых насчитывается в стране 43 миллиона. Пока об одних заботятся, грядущие реформы могут вовсе лишить средств к существованию миллионы людей, которые готовились выйти на пенсию — а вынуждены остаться работать из-за повышения пенсионного возраста.

Что будет с миллионами «новых пожилых»

Уже в среду на заседании правительства России будет предложена новая концепция пенсионной реформы, суть которой — в поэтапном повышении пенсионного возраста. Американское агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники в Кремле сообщило, что изначально обсуждались три возможных сценария реформы, из которых премьер-министр Дмитрий Медведев выбрал наиболее «жесткий».

Пенсионный возраст для женщин будет увеличен сразу на восемь лет — с 55 до 63 лет; для мужчин он вырастет на пять лет — с 60 до 65 лет. При этом, впрочем, при реформировании останутся неизменными ряд существующих льгот для отдельных категорий пенсионеров — военных, медиков, работников вредных производств.

Дискуссия о том, что в России нужно повышать пенсионный возраст, ведется уже не первый год. Но особую остроту она приобрела сразу после президентского послания Федеральному Собранию: Владимир Путин заявил, что средняя продолжительность жизни составила 72,5 лет, а к 2024 году должна вырасти до 78 лет. Хотя если посмотреть большинство российских регионов, там средний возраст мужчин — всего 61(!) год.

Идею повышения пенсионного возраста поддерживает лишь каждый десятый россиянин, свидетельствуют соцопросы. Зато «за» многие экономисты, в том числе бывший министр экономики, а ныне глава Сбербанка Герман Греф : по его словам, пенсионный возраст должен «отодвигаться» синхронно с увеличением среднего возраста в стране. Иначе, мол, не преодолеть дефицит Пенсионного фонда.

На сегодняшний день он составляет 265 млрд. рублей, в то время как для обеспечения всех российских пенсионеров требуется сумма в 7 трлн. рублей (из нее только половина покрывается за счет отчислений работодателей).

Однако, несмотря на постоянный рост дефицита Пенсионного фонда, существовал негласный мораторий на официальное обсуждение вопроса с повышением пенсионного возраста. Ведь, как показывает практика последних лет, пенсионеры были той социальной группой, которую Москва предпочитала не трогать.

В нынешней же ситуации недовольными они и не станут, ведь президент поручил правительству повысить их благосостояние. Может быть, даже обеспечат какую-то единовременную выплату, как было весной. Недовольными же окажутся «новые пожилые» или молодые пенсионеры — женщины в возрасте 56−62 лет и мужчины в возрасте 61−64 лет. То есть они всю жизнь работали, а, оказывается, никакой пенсии им не положено… И не только им, люди помоложе вообще рискуют не дожить до пенсии.

Не готова к вызовам времени

В разгар общественной дискуссии по поводу повышения пенсионного возраста появился доклад Центробанка, в котором вина за провал пенсионной реформы возлагается… Нет, не на служащих Пенсионного фонда, построивших в каждом райцентре гигантские мраморные дворцы с люстрами и пальмами. И даже не на налоговую службу, которая в упор не замечает в России гигантский теневой сектор, где платят зарплаты «в конвертах».

Виновники провала пенсионной реформы, по мнению экспертов банковской системы, — это поколение миллениалов: те, кому сейчас от 20 до 40 лет. Эти люди, по мнению банковских аналитиков, настроены на сиюминутные траты, а не на накопление средств и приобретение товаров.

«Несмотря на сравнительную активность российской молодежи при формировании накоплений, ее большинство склонно к вложению свободных денежных средств в получение качественных впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу. Это может подрывать устойчивость существующей модели пенсионной системы», — говорится в докладе.

По мнению аналитиков, миллениалы большую часть средств тратят на развлечения и иные услуги; вместо покупки новой квартиры предпочтут арендовать жилье, а вместо покупки новой машины — воспользуются сервисом каршеринга. Правда, как говорится в докладе, такая же тенденция имеется и в других странах.

Только ведь власти Германии или Франции не обвиняют свою молодежь в том, что она подрывает экономические устои

— Возможно, наша банковская система не готова к современным реалиям, — говорит директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов . — Современный российский человек приучен со времен распада СССР к тому, что копить невыгодно. Слишком мала зарплата и слишком велик шанс все потерять, как в свое время в Сбербанке, «Чаре» или «Русском доме Селенга». Вот и живут в большинстве своем от зарплаты до зарплаты. А если деньга шальная появляется (наследство, например), то сразу продают доставшуюся квартиру, дабы ремонт в своей сделать и машину новую купить.

Фирсов: основная проблема — слабость экономики России

Вообще, справедливо ли проводить аналогию между проблемами российских миллиниалов, не желающих откладывать деньги на будущую пенсию, и их западных ровесников? Этот вопрос «Свободная пресса» задала руководителю Центра социального проектирования «Платформа» Алексею Фирсову .

— Есть культурные факторы: владеть становится менее модным. Но я не думаю, что дело надо сводить только к смене культурного кода. Есть и экономические причины: налоговая политика или то, что дешевые займы делают более выгодной покупку недвижимости в кредит.

Но, я думаю, в России более значимый фактор — это снижение уровня жизни. Доля затрат на еду в России довольно высока, и продолжает расти, а это характеристика слабой экономики. Но снижение уровня жизни фактически происходит и в Западной Европе (ряде стран, кроме Германии, Швейцарии), и в США, если брать нижний уровень среднего класса и ниже. Проблема в том, что никакой универсальной «отмычки» нет. В той позиции, на которой находится наша банковская система, отказ молодежи от накоплений — это, наверное, проблема. А с позиций реального сектора может быть ровным счетом наоборот — лучше ведь, если современный человек не копит, а тратит. В общем, это всегда баланс. А может быть и третья позиция — главная проблема в слабости макроинститутов в России, в избыточной доли госсектора.

«АиФ» вместе с начальником отдела назначения пенсий и пособий Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Аллой КОЛБИК разбирался в тонкостях современной социально-страховой системы и нашел ответы на самые важные вопросы, волнующие многих белорусов.

Чем выше зарплата, тем выше пенсия?

В системах пенсионного страхования при исчислении пенсий учитывается вклад работника в финансирование системы. Это означает, что пенсии исчисляются исходя из прошлого заработка и трудового стажа пенсионера. В нашей пенсионной системе также влияют на размер пенсии эти показатели: чем больше стаж и выше прошлый заработок, тем больше пенсия. Согласитесь, что такой подход справедлив.

Показателем величины заработной платы служит индивидуальный коэффициент заработка, который определяется путем соотнесения ежемесячного фактического заработка пенсионера в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением полученных коэффициентов.

Действующее пенсионное законодательство позволяет учитывать заработок, оцениваемый индивидуальным коэффициентом 5,0, и трудовой стаж продолжительностью 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

Что такое минимальная трудовая пенсия и социальная пенсия? Чем они различаются?

Минимальная трудовая пенсия - гарантированный уровень, установленный законодательством при наличии требуемого стажа работы для каждой категории пенсионеров (по возрасту, по инвалидности и т.д.), ниже которого пенсии не выплачиваются.

Например, пенсию по возрасту в минимальном размере получают граждане при стаже работы 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин и индивидуальном коэффициенте заработка ниже 0,62000.

В феврале 2018 года размер минимальной пенсии по возрасту составляет 181,94 руб.

Социальные пенсии назначаются лицам, не получающим трудовой пенсии.

Установлен ли максимальный размер пенсии?

Максимальный размер пенсии устанавливается при индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и стаже работы 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.

В феврале 2018 года максимальный размер пенсии для неработающих получателей пенсий составляет 548,27 руб.

Если выходить на пенсию через год, могу ли я уже сейчас узнать ее размер?

Точный размер будущей пенсии определить сегодня невозможно, так как базовые параметры (продолжительность стажа работы и величина индивидуального коэффициента заработка) определяются на дату назначения пенсии.

Так, например, в текущем году пенсии исчисляются за последние 24 года подряд стажа работы, в 2019 году будут исчисляться за последние 25 лет подряд стажа работы.

Кроме этого, размеры пенсий исчисляются с учетом средней заработной платы работников в республике, величина которой также может измениться.

Будет ли пенсия у тех, кто почти не работал?

При отсутствии права на трудовую пенсию гражданину может быть назначена социальная пенсия: женщинам - в 60 лет, мужчинам - в 65 лет. Размер социальной пенсии для указанной категории лиц составляет 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала, в феврале 2018 года - 99 руб. 66 коп.

Где я могу уточнить, платит ли за меня мой работодатель взносы в пенсионный фонд?

Прежде всего, по данному вопросу вы можете обратиться непосредственно к самому работодателю. Также соответствующую информацию можно получить в органах Фонда социальной защиты населения по месту жительства или по месту нахождения организации, в которой гражданин работает.

О чем должны побеспокоиться молодые люди - будущие пенсионеры?

Сейчас многие предпочитают работать, не оформляя договор официально, и получать зарплату «в конверте». Многим работодателям такая система трудовых отношений позволяет платить работникам больше, но это лишает человека социальных гарантий.

Если наниматель не платит страховых взносов с доходов работника или уплачивает их частично, работник, выходя на пенсию, во-первых, не сможет претендовать на то, чтобы пенсия исчислялась из суммы его фактического дохода. Пенсия будет исчислена с учетом только той части дохода, из которой уплачены страховые взносы.

Во-вторых, эти годы в будущем окажутся «потерянными». Ведь необходимо подтвердить, что в период работы работник подлежал государственному социальному страхованию и за него уплачивались страховые взносы. Период после 1 января 2003 г. засчитывается в стаж работы только по данным Фонда социальной защиты населения, основанным на персонифицированном учете. При этом имеет значение не только факт уплаты обязательных страховых взносов, но и размер заработка, из которого они уплачивались. Для включения в стаж работы в полном объеме тех или иных периодов размер заработка не должен быть ниже минимальной заработной платы. В противном случае в стаж засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента.

Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года, сводится к бухгалтерской спецоперации в интересах государственного бюджета: правительство на ходу латает фискальные дыры, даже не пытаясь решить системные проблемы и стимулировать экономический рост. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. Единственная цель проводимой политики - найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны.

«Вместо того чтобы заниматься всем комплексом пенсионных проблем — формированием пенсионных прав и пенсионных накоплений, льготами для отдельных категорий работников — правительство сдвигает срок доступа к пенсиям, изменив только пенсионный возраст», — говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах .

Действия правительства небрежны и непродуманны, согласен экономист Евгений Гонтмахер .

К примеру, недавно социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о планах отменить балльную систему и перейти на новый способ расчета пенсионных выплат. «С этим решением я согласен, но предлагать альтернативу надо было гораздо раньше и в пакете с повышением пенсионного возраста», — говорит эксперт. Правила игры снова меняются, но пенсионная система так и не обрела ясные очертания.

Реформа на коленке

Первое, что бросается в глаза в действиях правительства — это спешка, с которой принимаются столь важные решения.

В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. «В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — говорит Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

Пенсионные реформы почти никогда не затрагивают тех, кто выходит на пенсию в следующем году, говорит Табах: «Невозможно честно объяснить, почему, если женщина родилась 31 декабря 1963 года, то она может выйти на пенсию в 55 лет, а если в 1964 году, то уже на два года позже». При этом Россия обладает финансовыми резервами, чтобы начать этот процесс не сейчас, а через несколько лет. «Из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний, которые можно было бы направить на поддержание пенсионной системы», — считает Гонтмахер.

В передовой международной практике пенсионные проблемы решаются совсем по-другому. Образцовый пример — комиссия по реформе солидарной пенсионной системы под руководством будущего главы ФРС Алана Гринспена, действовавшая в 1981-1983 годах в США. В течение двух лет представители обеих политических партий, профсоюзов и бизнеса согласовывали реформу. «Было решено повысить пенсионный возраст и размер социальных взносов, но при этом высшая бюрократия и члены конгресса стали платить социальные взносы, были урезаны различные льготы, а пенсии состоятельных американцев начали облагать подоходным налогом. В итоге пенсионная система была стабилизирована еще на 20 лет», — рассказывает Табах.

Даже в России пенсионная реформа 2002 года публично обсуждалась в течение 4 лет на платформе специального совета при президенте.

«Сейчас Путин , что он в этом не участвует. Как это возможно? Президент по Конституции определяет основные направления внутренней политики страны, но пенсионная реформа — это не его дело?» — удивляется Гонтмахер

(о том, что президент не участвует в проработке пенсионной реформы, заявил в понедельник Дмитрий Песков — А. Х.

Впрочем, вмешательство президента наверняка зарезервировано под смягчение жесткого сценария, изначально предложенного правительством.

Фискальный промах

Правительство выбрало самый простой способ действий на пенсионном поприще, который позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. К тому же средняя продолжительность жизни в России растет примерно на полгода за календарный год. «Через 10 лет, когда закончится период повышения пенсионного возраста, окажется, что люди, достигшие пенсионного возраста, живут дольше еще на 5 лет. Либо пенсионный возраст опять придется сдвигать, либо искать деньги в другом месте», — говорит Табах.

Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией.

«Это тактическая перекачка пенсионных прав молодых поколений в пользу нынешних пенсионеров. Причем еще неизвестно, какой будет инфляция после повышения НДС и не обвалится ли в очередной раз рубль», — говорит Гонтмахер.

Но самое главное, реформа пенсионной системы подразумевает понимание того, что происходит на рынке труда: при низких зарплатах и высокой безработице сбалансировать ПФР невозможно в принципе. Именно такая ситуация ждет Россию после повышения пенсионного возраста из-за отсутствия экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов : «Баланс на рынке труда будет нарушен, безработица вырастет. Людям придется платить пособия. Как следствие, сэкономить бюджету ничего не удастся».


Петр Саруханов / «Новая газета».

С собираемостью страховых взносов у правительства и так большие проблемы: половина взносов ПФР формируется всего 10% работников, точнее их работодателями, а примерно за треть работников страховые взносы не уплачиваются вовсе. Из-за распространенности серой занятости многие люди не успеют накопить необходимый стаж и смогут претендовать на социальную пенсию только в 68 лет для женщин или 70 лет для мужчин. «Скрытое повышение пенсионного возраста для тех, кому не хватает стажа и баллов для страховой пенсии, идет достаточно давно — с 2015 года», — указывает Табах.

Пенсионные привилегии

Один из главных перекосов в пенсионной системе связан со льготными условиями выплат.

Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире,

говорит Сафонов. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

«Есть некоторая категория людей, которые за государственный счет имеют возможность выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные. Справедливость этих прав вызывает много вопросов — конечно, не для ветеранов боевых действий, а для многочисленных столоначальников в силовых ведомствах», — говорит Табах.

Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов — прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, — которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств.

Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что производит на остальное население очень тяжелое политическое впечатление.

«Силовики охраняют эту власть, не дай бог, их тронут. Получается, что их интересы учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения», — говорит Гонтмахер.

Но и многие «вредные» производства сегодня уже совсем не являются таковыми — стандарты по ним устанавливались десятилетия назад, а переаттестация рабочих мест и профессий идет крайне медленно, говорит Табах. Среди категорий досрочников есть также ряд низкооплачиваемых, но не представляющих никакой опасности профессий — например, школьные педагоги. «В этой связи нужно изменить подход, чтобы досрочная пенсия была возможна не в строго установленный срок, а только по факту утраты трудоспособности», — считает Сафонов.

Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались: Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25-30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных 46 млн пенсионеров.