Почитание родителей в православии. Шесть способов почитать отца и мать

Мы добрались уже до пятой заповеди. Давайте ее прочтем и поразмышляем.

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12)

Этому месту вторит еще один отрывок из Нового Завета:

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3)

Мы уже говорили, что по Писанию, посягательство на суверенитет обычно наказывалось смертной казнью. Заповедь о почтении родителей - не исключение:

«Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15)

«Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:17)

«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Прит.20:20)

«Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот — сообщник грабителям » (Прит.28:24)

Очень серьезные заявления! Даже как-то жутковато от таких слов. Бог так защищает суверенитет родителей, потому что сам позиционирует Себя с Отцом.

«Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. …"» (Мал.1:6)

Отношение к родителям должны носить элементы почтения и страха. Такого же, как пред Господом. Если мы не умеем правильно относиться к родителям - мы не сможем понять до конца, как правильно почитать Бога Отца. Именно поэтому эта заповедь, утверждают евреи, находилась еще на скрижали с заповедями, которые относятся к отношениям с Богом, а не к отношениям с человеком.

Тайна этой заповеди сокрыта в том, что Бог и родители соучастники в творении нового человека. По замыслу Бога именно родители должны были стать и соучастниками духовного рождения своего ребенка, наставляя его в Слове Божьем.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4)

Что значит не раздражать детей? Значит ли это потакать им во всем? Однозначно нет! Не раздражать детей - это значит создать атмосферу в семье, в которой детям будет легко оказывать почтение родителям.

От некоторых людей я слышал фразы, типа - «Мои родители не додали мне любви и мне сложно их почитать». Родители не недодали вам любви, а отдали ровно столько, сколько у них этой любви было. У большинства из нас родители не были христианами, а это значит, что и источника пополнения любви у них не было. Сегодня у нас есть Бог - источник настоящей люби. Поэтому мы можем излить на своих детей любви больше, чем это сделали наши родители для нас. Постарайся сделать так, чтобы у твоих детей было меньше сложностей с почтением тебя. Это упростит твои усилия воспитывать своих детей в наставлении Господнем.

Практика жизни

Как-то мне на глаза попала информация, что от 6 до 9 лет представления о родителях идеалистичны. Папа - все может. Мама - самая красивая. Идеализация в этом возрасте делает послушание родителям слепым. Воля ребенка в этом возрасте только начинает формироваться. Период перехода ребенка во взрослую жизнь делает эту заповедь весьма сложной. Идеализация исчезает. Ребенок начинает сравнивать своих родителей с другими людьми, учителями в школе, родителями одноклассников и т.п. Это время, когда человек начинает видеть и плюсы и минусы в своих родителях. Как ни горько в этом признаться, но оказывается папа не всемогущий, а мама не самая красивая.

Если с этим мнением согласиться, то исполнение заповеди о почтении родителей, это не слепое подчинение и боготворение родительского ореола, а осознанный, повторюсь ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР - ПОЧИТАТЬ, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО.

Здесь же стоит упомянуть о семьях, в которых даже в маленьком возрасте, дети смущались своих родителей. К сожалению, наше общество изобилует такими примерами. Алкоголь, насилие, разводы и т.п. явления заставляют многих детей рано взрослеть. Чаще всего, в сердце таких детей много ран. Но при всем этом там в этом сердечке носится образ идеального родителя. Тот образ - это мечта, которая не исчезает с годами. Эта же мечта и в сердцах тех детей, которые потеряли родителей. На первый взгляд, это светлая мечта, но в ней есть опасность при построении своих семей. Т.к. такой человек пытается найти в лице мужа или жены - маму или папу. При таких отношениях будут страдать и супруги и их дети. Такому человеку нужно исцеление сердечных ран. Это исцеление может подарить Господь.

Библия не говорит почитать родителей только, если они люди с большой буквы. Библия так же не говорит, что люди, которые не знали своих родителей, или потеряли их, освобождаются от исполнения этой заповеди. Мы говорили, что все заповеди основаны на заповеди возлюби («агапе» - безусловная любовь), следовательно, и в этой заповеди должна присутствовать безусловная любовь.

Еще раз подчеркну. Исполнение заповеди о почтении родителей, это осознанный выбор - ПОЧИТАТЬ, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО. Почитать - не смотря на то, что пили, не смотря на то, что дрались, не смотря на их эгоизм, не смотря на то, что сдали в детский дом или просто бросили в грудном возрасте. Наше почтение должно все это покрыть. Исполнить эту заповедь в таком случае становиться весьма не просто. Но это необходимо в первую очередь для нас самих.

Почитание

Итак, мы поняли, что почтение - это не слепое подчинение. Слепое подчинение родителям - это отсутствие ответственности. Человек, слепо подчиняющийся своим родителям, не смотря на совершеннолетний возраст, уклоняется от ответственности принимать самостоятельные решения в жизни. Такой человек не приспособлен к полноценной взрослой жизни.

Так что же такое почтение родителей?

Почтение - это покрыть «наготу»

Пример: Ной и его сыновья (Быт 9:20-26). Покрывать «наготу» наших родителей - это почтение.

Не позволяйте себе выносить "наготу" ваших родителей на обозрение: пристрастия, слабости, недостатки характера и т.п.

Почтение - это продолжить следовать за Богом, как отец.

Пример: Давид и Саломон

«ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: "сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему"» (3Цар.5:3-5)

Почтение - это не грешить грехами отца

Пример: Ионафан и Саул. Ионафан поддерживал отца во всех сражениях. Он никогда не трусил. Но, в вопросах нечестия, Ионафан выбирал сторону праведности.

«... Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!» (1Цар.20:13)

Вы знаете грехи ваших родителей. Проявите почтение в том, что вы не повторите их грехов.

Еще несколько практических советов:

Исходя из сегодняшних реалий, заповедь почтения родителей, это еще и …

- периодически звонить не по делу, а просто так

- оказывать внимание объятиями, подарками, записками, письмами (и не только в праздники)

- посещать и не потому, чтобы что-то взять

- помогать в уборках, ремонтах и т.п.

- при необходимости и возможности помогать финансово

- молиться о них

- не позволяй себе хамить родителям

- не позволяй себе произносить фразы - «Ты мне больше не отец» (не мать)

-не позволяй себе держать обиду на родителей. Прощай!

- почитай и кровных и приемных родителей (если это твой случай)

- проси у них благословения на судьбоносные решения

- Почет и уважение тем детям, которые способны без ропота досмотреть в преклонном возрасте своих родителей или обеспечивают уход за ним.

- Как парень относится к маме, так он будет относиться и к своей жене.

Заключение

Приходите на домашнюю группу, и мы вместе еще порассуждаем над этой темой.

Савенок А. В .

Заповедь о почитании родителей кажется одной из самых естественных и справедливых: заботой и вниманием к отцу и матери в старости мы отдаем им дань за те усилия, которые они затратили на нас в молодости. Но с возрастом старшее поколение нередко становится более требовательным, нетерпимым, совсем не готовым все принять и простить. А бывает и так, что трудно определиться, кого и за что почитать: к примеру, отец в свое время ушел из семьи, или ребенок был оставлен на попечение бабушки. Сегодня у многих людей самые большие проблемы вызывает налаживание отношений со своими родителями. Как нам понять «дорогих своих стариков»?

Фото РИА Новости

С единственного чада по гамбургскому счету

Хотя проблема «отцы и дети» возникла не в нашем веке, от времени она не только не потеряла актуальности, но и новые социальные изменения еще больше ее обострили. У «отцов» и у «детей» есть определенные для каждого периода возрастные задачи. Зрелый возраст - это время подведения итогов, передачи эстафеты молодому поколению, которое уже должно уверенно самостоятельно идти по жизни. Увы, родители к этому готовы не всегда. Как утверждает семейный психолог Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Светлана Перегудова , это - следствие распространенной в последние десятилетия идеи: пусть детей будет меньше, но у них будет все самое лучшее. «Если у родителей всего один ребенок, - говорит психолог, - от него ждут и реализации неосуществленных планов старших поколений семьи, и, если родители принесли ему в жертву свои творчество, карьеру, неустроенную личную жизнь, от него со временем также ждут подобных жертв в их сторону. Когда были большие семьи, то родительские ожидания распределялись между всеми детьми, даже поговорка “в семье не без урода” говорила о том, что раньше заведомо рассчитывали, что не каждый ребенок может и должен оправдать надежды родителей. Сейчас же, если единственный ребенок не оправдывает родительских ожиданий, то родитель это воспринимает как жизненный крах, потерю смысла своих жертв. Сегодняшний конфликт поколений во многом обостряет повышенные запросы родителей по отношению к детям. Такая ситуация не идет на пользу никому».

Частые жалобы взрослых людей на депрессию, тревожность, злость на себя скрывают под собой чувство вины за то, что ты не стал тем, кем должен был стать по мнению своих родителей. В свою очередь, и родителей гложет страх неизвестности: что делать, если вдруг ребенок не достигнет намеченного? Пусть уж лучше подольше посидит «по крылом». Вот родитель и боится отпустить ребенка в свободное плавание, оттягивая неизбежный момент истины.

Конечно, малодетность не единственная проблема трений и перекосов в детско-родительских отношениях. Но факт остается фактом: во многих многодетных семьях даже в современных условиях ситуация складывается иначе. Рассказывает Татьяна, мама семерых детей : «У моих родителей нас было восемь: шесть братьев и две сестры. Родители были верующими. Мой отец, хирург, в 49 лет принял сан, и мы всей семьей переехали из Москвы в Крым. Дома нас всех с детства воспитывали в вере. Видимо, поэтому в итоге жизнь всех моих братьев и сестер сложилась счастливо. Все мы сумели создать и сохранить семьи, многие - воспитать не по одному ребенку. Хотя наш период взросления не у всех проходил гладко, мы всегда с уважением относились к родителям. И с другой стороны, когда у нас уже появились свои семьи, мама никогда не вмешивалась в нашу личную жизнь, возможно, потому, что к этому времени она уже сполна реализовала своей материнский потенциал. Поэтому и к внукам у нее особенное отношение. Она видит в них маленьких личностей, разговаривает с ними как со взрослыми, с каждым из внуков у нее возникает особый контакт. Спокойное отношение родителей к нашей жизни вовсе не значит, что она им безразлична. Когда они действительно хотят что-то в ней изменить, они обращаются за помощью к Богу».

Споры о вере

Ситуация, когда пожилые родители вместе с детьми ходят в храм, причащаются из одной чаши, хотя и встречается сегодня, но все же не часто. Нередко родителей и детей разделяют мировоззренческие противоречия. Но эти противоречия не должны служить причиной для раздора. Почему нам достались именно такие родители - это тайна промысла Божия. Ведь «если родители полностью единодушны с нами, у нас нет поля, где можно было бы проявить терпение и смирение», говорит священник Павел Гумеров , клирик храма Святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы. Один такой пример христианского смирения по отношению к вере родителей отцу Павлу доподлинно известен. Его отец, иеромонах Иов (Гумеров), рос в Башкирии, в традиционно исламской земле. И хотя семья его была скорее неверующей, но исламские традиции в ней были ощутимы. Тем не менее сын, уже сам будучи православным, не переставал почитать своих «непросветленных» родителей. По его смирению и любви отцу Иову удалось в зрелом возрасте крестить свою мать.

Также почитанием игумену Сергию (Рыбко) , сейчас настоятелю храмов Прп. Сергия Радонежского в Бибиреве и Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, удалось обратить к вере своих родителей-коммунистов. «Когда я стал ходить в храм, - рассказывает отец Сергий, - мои родители, конечно же, были против. Они боялись, что из-за этого и у меня, и у них будут неприятности, поскольку мы жили под одной крышей. Отчасти так это и было: из-за того что я распространял тогда религиозный самиздат, мою маму водили в КГБ. И все же я старался не ругаться с ними, не спорить, а делать свое дело. Когда я стал работать в храме, родители начали переживать, что этого не поймут окружающие, будут осуждать их за воспитание сына. Но неожиданно все родственники, а у отца в семье было десять человек детей, сказали: наконец-то среди нас есть хоть один, кто будет за нас молиться. И отец призадумался. Когда я уходил в монастырь, мне было 28 лет. Тогда я не сказал матери правды, понимая, что вряд ли она одобрит мое решение. Сказал только, что еду псаломщиком работать в хорошую область. На что мне ответила мама: “Не в Оптину ли пустынь ты собрался?” Когда же через два года я приехал иеромонахом, я был готов, что меня родители как минимум спустят с лестницы, но вдруг отец радостно встретил меня словами: “Молодец сынок”. Видимо, к этому времени они уже поняли, что ребенок имеет право на собственный выбор. Но и родитель имеет право на ошибку, и не надо их осуждать, не надо обижаться, тогда и к нашим ошибкам наши дети будут снисходительнее. Я дал своим родителям это право, и потом отец даже просил у меня прощения, и приходил на исповедь. Мама тоже недавно приняла крещение, в возрасте 67 лет, сейчас изредка ходит в храм».

В священном писании сказано: «...отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех» (Лк. 12: 52). То, что в семье кто-то ходит в храм, а кто-то нет - это нормальная ситуация. Другой вопрос: нужно ли человеку верующему во всем слушаться родителей? Одну прихожанку отца Сергия мама в свое время уговорила не спешить с замужеством, чтобы окончить аспирантуру. А теперь с кандидатским дипломом девушка очень сокрушается о том, что осталась без семьи. Если у человека есть духовник, то лучше ему слушаться духовника. Но главное, по мнению отца Сергия, это прислушиваться к своей совести - голосу Божьему в человеке - и не идти против него, хотя бы и родители уговаривали тебя на другое.

Сделать первый шаг

Как бы там ни было, практически все мы чувствуем и понимаем, что, пока у нас не восстановлены теплые или по крайней мере доброжелательные отношения со своими родителями, жизнь нашу вряд ли можно будет назвать счастливой. Мир с родителями как почва под ногами. Без него в жизни нет опоры: отсюда внутренняя опустошенность, депрессии, нервозность и тревожность за то, что в старости нас ждет то же самое. Как выйти из этой ситуации? Начинать надо с осознания необходимости мирных отношений с родителями, советует Светлана Перегудова.

Для этого, например, можно составить список того, за что мы благодарны своим родителям, начиная от самого факта появления на свет. А также список родительских требований к нам, но посмотреть на них надо критически: что является обоснованным, а что нет. Например, необоснованными могут считаться подсознательные требования родителей вернуть им те ресурсы, которые они затратили на воспитание. Иногда родителям важен социальный статус ребенка, материальная поддержка. А для их детей, взрослых людей поколений 1960-1980-х, более значимо качество душевных отношений.

«Часто бывает так, - рассказывает психолог, - что пожилые родители уже в силу своего возраста не способны к диалогу. Но для них значимо, если ребенок проявляет великодушие и первым делает шаг к примирению. Иногда им даже не важны слова, но они должны видеть, что ребенок о них помнит, что они ему дороги. Для этого взрослому ребенку своих пожилых родителей нужно самому определить какой-то преемлемый объем заботы и выполнять его регулярно. Можно с определенной периодичностью звонить или приезжать, закупать продукты или звонить, поздравлять. Любой доброжелательный жест, даже отвергнутый сначала, при регулярном доброжелательном воспроизведении детьми со временем становится привычным, а в пожилом возрасте сила привычки очень значима».

Проблема взаимоотношений с родителями настолько актуальна, что есть даже некоммерческие группы самопомощи, которые работают по программе «12 шагов» (по тому же принципу, что работают и группы «Анонимных алкоголиков»). Группы «Взрослые дети» посещают люди, которые хотят решить проблему общения с родителями через обсуждение своей ситуации с людьми, попавшими в аналогичную ситуацию, обменяться опытом, получить совет. Важна и духовная составляющая этой программы, заставляющая человека признать свое бессилие и обратиться за помощью к Господу. Такие группы есть в Москве, например, в культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста в Малом Златоустинском переулке; при воскресной школе Данилова монастыря и т. д.

Вопрос национальной безопасности

Почитание родителей - не просто некая моральная норма. За ней стоит в целом благополучие и отдельного человека, и целого народа. В Священном Писании об этом говорится не раз, но наиболее ярко это показано на примере Ноя и его сыновей, которые увидели отца в состоянии опьянения (см. Быт. 9). Сим и Иафет, не глядя на отца, покрыли его наготу. Хам же посмеялся над Ноем. В результате двое сыновей получили отцовское благословение, которое и нам обещает Господь. «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле» (Исх. 20: 12) - так полностью звучит заповедь, данная Моисею на горе Синай. Хам же за свою непочтительность был проклят. Так же было сказано и Моисею: «Злословящий отца своего и мать свою, смертию да умрет» (Исх. 21: 17).

«Господь не просто призывает нас относиться к родителям с почтением, - говорит священник Павел Гумеров, - он выстраивает иерархию ценностей. Человек, не чтущий отца и мать, скоро не будет чтить ни Родины, ни Церкви и дойдет до того, что он не будет чтить Бога. Непочитание Бога ведет к смерти, потому что мы отрываемся от источника благодати. Поскольку родители - сотворцы, соработники Бога: Господь дает нам душу, родители же дают тело, - то, почитая родителей, мы почитаем и Бога. И, наоборот, осуждая родителей, можно скоро дойти до Богоборчества. Целый народ, теряющий почитание старших, обречен на вымирание. Не случайно так сильны кавказские народы, где почитание старших и сегодня укоренено в сознании. Нередко приходится наблюдать, как в Москве нашим старушкам помогают поднести сумки, уступают место в метро исламские ребята. Глядя на это, с грустью отмечаешь про себя, что, если у этих народов такая молодежь, они могут быть спокойны за свое будущее». А мы?..

Оксана СЕВЕРИНА

Б ожьи заповеди совершенно четко говорят, что требуется от их исполнителя. Но когда мы переходим в практическую плоскость следования заповедям, начинаются трудности. И тогда требуется молитва, размышления и творческий подход. С пятой заповедью дело обстоит именно так. «Почитай отца и мать» кажется слишком размытым понятием, особенно для повзрослевших детей. Маленькие дети почитают родителей послушанием, а вот взрослым что делать? Что будет уместно для взрослых исполнителей пятой заповеди?

Мы уже довольно большой путь прошли до сегодняшнего разговора. И медлили мы с темой практического применения намеренно. Слишком уж часто мы стремимся «проскочить» основы и сразу перейти к практике: просто дайте мне список дел, и я побегу их делать! Но глубокие перемены в нас и наиболее правильный порядок почитания родителей приходит лишь с пониманием, что эта заповедь значит, почему она нам дана, почему она так важна. Я надеюсь, что вы прочитали четыре предыдущие статьи из этой серии. Если так, то к разговору о практике вы готовы.

Чтите тех, кому причитается почтение

В прошлой статье мы уже упоминали, что почтение к родителям – это форма почтения ко всякой власти, включая власть Самого Бога. Как говорит Тим Келлер: «Почтение к родителям – это основа любого другого уважения к любой другой разновидности власти» . Я также указал, что в заповеди нет «срока давности», мы должны почитать родителей в детстве, равно как и в зрелом возрасте, мы обязаны относится к ним с почтением, и эта обязанность никогда не прекращается.

Так какое же почтение к родителям хочет увидеть Бог? Я собираюсь озвучить список из шести пунктов, но, разумеется, этих пунктов может быть гораздо больше. Спешу вас предупредить, при ознакомлении с каждым пунктом вам захочется сказать: «Да, но ты не знаешь моих родителей, как они со мной обходились, что они сделали со мной» . Я понимаю, что в некоторых случаях почитать отца и мать трудно и почти невозможно. Но для начала давайте просто посмотрим, как почтение к родителям может выглядеть на практике.

Прощайте их

Наверное, самый важный способ почтить родителей – это прощать их. Придется признать, что совершенных родителей не бывает. Все родители так или иначе не дотягивают до планки ожиданий, выставленной их детьми. Да что греха таить, даже до своей собственной планки они не дотягивают. Наши родители согрешили против нас. Они поступали немудро, требовали от нас невозможного, говорили и делали то, что ранило нас. Именно из-за этого многие дети вырастают в людей с багажом гнева и горечи, не способных оставить позади ошибки и грехи своих родителей.

Лучший способ почитать родителей – простить их. И это можно сделать, если мы служим и подражаем нашему всепрощающему Спасителю. В Библии мы видим, как Иисус прощает тех, кто наносил Ему раны. В тот самый момент, когда гвозди вонзались в Его плоть, Он произносит: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят» (Лк. 22:34). Когда мы стоим у подножия Креста и размышляем о нашем Спасителе, как мы посмеем не прощать своих родителей? Мы чтим отца и мать, относясь к ним с благодатью и прощением.

Говорите о них добрые слова

Еще один способ проявлять почтение к родителям – говорить о них с уважением. Мы живем во времена, когда высказывать свои недовольства считается «целительным», когда вываливать на людях свое «грязное белье» уместно в «терапевтических целях». Мы, не задумываясь, с удовольствием сообщаем миру о том, что мы думаем о правительствах, начальниках, родителях. Но Библия предостерегает нас, говоря, что мы должны уважать и чтить любую власть, которую Бог поместил в нашей жизни (Рим. 13:7). Библия предупреждает, что наши слова имеют способность почитать и бесчестить. Мы не можем беспечно забыть о наказаниях, которые в Ветхом завете причитаются тем, кто проклинает родителей или нападает на них (Исх. 21:15-17, Лев. 20:9), потому что корень греха всегда один. Проклинать или бить родителей – это преступление против пятой заповеди и также шестой.

Нам следует говорить о родителях добрые слова. Добрые слова, когда они живы, и добрые слова, даже когда они уже умерли. Добрые слова, когда разговариваем со своими братьями и сестрами, со своими супругами, со своими детьми. Мы должны говорить о них добрые слова, когда рассказываем о родителях в церкви и обществе, показывая пример универсального почтения и уважения, применимых в любой культуре, и которые в наши дни кажутся утраченными в таком большом спектре контекстов. Христиане, говорите о родителях добрые слова, не говорите о них плохо.

Уважайте их на людях и в уединении

Третий способ почитать отца и мать – проявлять уважение к ним на людях и в уединении. В одной из проповедей Тим Келлер призывает детей: «Уважайте желание родителей увидеть себя в вас!» Родителям важно видеть, каким образом они положительно повлияли на своих детей, отражение в них своих ценностей и способностей. «Вы не представляете, как важно отдавать им должное там, где это возможно. Вы не представляете, как важно иногда просто сказать: «Знаешь, распоряжаться деньгами я научился у тебя». Или: «Знаешь, папа, ты меня всегда учил поступать вот так… И я теперь только так и делаю.»» Это кажется чем-то простым, но именно это приносит радость нашим родителям.

Мы можем говорить такие слова лично в разговорах наедине, а можем говорить об этом публично, когда за семейным праздничным столом нужно «толкнуть речь» или произнести тост. Деннис Рейни даже призывает детей написать «официальное письмо» родителям, которое потом следует прочесть перед ними вслух. Мы можем почитать родителей через уважение к ним.

Мы почитаем родителей, когда спрашиваем у них совета в различных жизненных ситуациях. Библия довольно часто ассоциирует возраст с мудростью, а молодость с безрассудством (Пр. 20:29, Иов 12:12) и говорит нам о том, что пожившие подольше набрались побольше мудрости. Поэтому не зазорно полагаться на советы и мудрость старших, когда нужно принимать важные решения в жизни. В некоторых культурах это в порядке вещей, в других этого сторонятся. Но в любом случае, когда мы обращаемся к родителям за помощью, мы проявляем этим почтение к ним, даже если впоследствии не сможем воспользоваться их советами.

Поддерживайте их

Мы проявляем почтение, когда поддерживаем наших родителей. И я не говорю лишь о финансовой помощи, но и о других формах любви и заботы. Я вспоминаю историю Давида в очень трудный момент его жизни, когда от него отвернулись друзья и напали враги. В этой ситуации он воззвал к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя…» (Пс. 70:9). Давид страшился ситуации, когда соединяются преклонный возраст и изоляция, боялся оказаться старым и одиноким. Наши родители этого тоже боятся.

Когда мы молоды, у нас есть силы, мы жаждем независимости. Наши родители воспитывают нас сильными и свободными. Но есть тут загвоздка, плата, так сказать, за все это: отдавая нам независимость, они с каждым годом теряют ее сами (Еккл. 12:1-8). Мы почитаем родителей, когда обещаем им не оставить их в преклонном возрасте в одиночестве. Как они заботились о нас, мы будем заботиться о них. Это наша обязанность, и это должно стать нашей радостью.

Во времена, когда миллионы стариков живут в одиночестве, отданные в дома престарелых или помещенные в больницы, окруженные профессионалами, а не семьей, христиане получили возможность показать всему миру особое почтение к родителям. Кент Хьюз говорит, что даже когда родителям не нужны деньги, «христиане все равно несут на себе ответственность проявлять свою личную заботу о них» . Можно нанять сиделок, но этого недостаточно. Заботу невозможно отдать на «аутсорсинг». Нельзя отказать родителям в эмоциональной поддержке и общении, потому что даже у неверующих так не принято.

Обеспечивайте их

И последнее, мы почитаем родителей, заботясь о них материально. В 1 Тим. 5 мы читаем, как Павел дает Тимофею советы по заботе о вдовах в церкви. В своих инструкциях Павел упоминает два принципа: дети должны «вернуть должок» своим родителям (4) и христиане, не помогающие своим членам семьи поступают хуже неверующих (8). Все толкователи этого отрывка в один голос утверждают, что данные принципы распространяются на детей и их пожилых родителей. В некоторых церквях что-то является обычным делом, а других церквях то же самое вызывает разделения. Стотт однажды заметил, что «африканские и азиатские культуры, где семья – это все родственники, в этом вопросе являются живым обличением всему западу» .

Когда дети маленькие, Бог их обеспечение возлагает на родителей (2 Кор. 12:14). Но, по словам Стотта, «когда родители стареют и слабеют» , роли меняются местами. Хьюз пишет: «Христианские дочери и сыны несут ответственность за финансовую заботу о вдовах и, как видно из текста, за финансовую заботу о беспомощных родителях и бабушках с дедушками» . Уильям Баркли говорит похожие слова: «Воспитание детей требует огромных жертв со стороны родителей, и это честно, когда дети готовы в свою очередь идти на жертвы ради своих родителей» . Можно еще вспомнить отрывок из Ев. от Марка 7:9-13, когда Иисус ругает фарисеев за отказ заботиться о родителях.

Подписывайтесь:

Возможно, никакая другая форма «почтения» не дается так тяжело западному миру, как эта. Но все довольно просто: Библия призывает христиан к ответственности за заботу о членах своей семьи. И эта заповедь равным образом распределяется и на родителей маленьких детей, и на детей пожилых родителей.

Заключение

Бог призывает детей всех возрастов проявлять почтение к отцу и матери и не бесчестить их. Он призывает нас почитать их из почтения к Нему Самому. Он призывает нас быть людьми, уважающими Его власть через уважение к родителям, которых Он посчитал уместным дать нам. Каким образом Бог призывает вас лично проявлять почтение к вашим родителям?

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Пятая заповедь о почитании родителей — единственная, в которой Господь обещает человеку великую награду уже в нынешней жизни. Вдумайтесь: «да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», то есть время нашей земной жизни и благополучие человека непосредственно связаны с исполнением заповеди о почитании родителей. О том, каковы последствия пренебрежения главной обязанностью детей поговорим с настоятелем Михаило-Архангельского храма села 2-е Пересыпкино Гавриловского района священником Владимиром Авсеенко.

— Батюшка, почему отношение к родителям так важно для Господа?

Если посмотреть в начало бытия, то мы увидим, что Господь создал Свой закон — закон совести, по которому жили люди. Но с течением времени, произошло страшное событие - богоотступничество. За это люди в лице Адама и Евы были изгнаны из благостного состояния рая и стали забывать нравственный закон. Господь, желая спасти людей, через пророка Моисея на горе Синай дает второй закон на скрижалях. Это было десять заповедей, которые образно разделены на две части. Первая часть напутствует на любовь к Богу, а вторая — определяет отношение человека с ближними своими. Так вот сразу после заповедей о любви к Богу следует заповедь о почитании родителей. Потом уже идут: «Не убий», «Не укради» и все остальные. Уже из этого можно заключить, какое значение придает Сам Господь исполнению Его воли о почитании родителей.

Дети, рожденные в ветхозаветное время, за непочтение к родителям или произнесенные скверные слова в их адрес могли лишиться жизни. Так страшно наказывались чада за преступление пятой заповеди.

— В чем должно выражаться почтение родителям?

В первую очередь родителей нужно любить, быть им искренне благодарными, слушаться их во всем, что не противоречит воле Божией. Также не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении. Все это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди.

— Отец Владимир, часто современные дети пренебрегают исполнением заповеди о почитании родителей. Отчего это происходит?

От своеволия, гордыни, от того, что человек забывает, кому он обязан своей жизнью и своим бытием. Почтение родителей — значит почтение Богу. Исполняя пятую заповедь, мы призываем имя Божие и, смиряясь, призываем благодать и силу Его.

Очень важно учиться смирению от самих родителей. Оно берется от уважения и почтительного отношения супругов друг к другу. Если в семье нет уважения и почтения, то это плохой пример. Дети не должны видеть недостойное отношение к старшему поколению в семье, иначе они обязательно переложат на своих родителей такое же отношение.

Что делать, если кто-то из родителей оказался в беде – пристрастился к алкоголю, хуже того, к наркотикам – как помочь? И самое главное, как научиться и в этом случае оставаться почтительным к родителю?

— Конечно, очень трудно, когда родители занемогли. Как поступать детям? Как Господь поступал с нами, когда пришел в этот мир спасти нас. Помним ведь, что Господь сказал, когда пришел на землю: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Кто окружал нашего Господа Иисуса Христа, когда Он был на земле и освящал святыми стопами землю? В основном это были страшные грешники, блудники, истерзанные нуждой и прочими тяготами жизни, отпавшие от Бога. Они тысячами ходили за Ним. Их сердце было в простоте, и они чувствовали, что Бог есть любовь, и они шли за Ним, раскаиваясь. Для нас это должно быть примером.

Снисхождение к немощи, оказание милости падшим – вот чему учит нас Спаситель. В случае с родителями это больно и тяжело. Есть дети, которые понимают и относятся с печалью, но и проявляют усердие по уходу за ними. А бывают и те, которые в тяготах забывают о пятой заповеди.

Разумеется, это очень страшно, когда родители выпивают или принимают наркотики. Как поступать в такой ситуации? Надо приходить к Богу и просить Его об исцелении. Мы получили такой недуг не от Бога, а по причине того, что отошли от Него. Теперь надо трудиться и искренне просить Его, как дети просят родителей, и тогда Господь услышит нас и ниспошлет нам милость Свою: дух крепкий и здравие для наших родителей.

— Каковы последствия непочитания родителей детьми?

Последствия эти очень серьезные и приводят к печальному концу. Это болезни и потрясения, разрушение семьи и общества, ранняя смерть. Заповеди Божии непреложны, их силу и действие никто не может отменить. Когда сегодня говорят о крайне низкой продолжительности жизни в нашей стране, о невысоком благосостоянии, почему-то забывают вспомнить о миллионах брошенных стариков, о страшном порой отношении к старшим, которое смертельно поражает наше общество уже из поколения в поколение.

А стоило бы ведь только обратить внимание на стариков, воздать им должное и в духовно-нравственном и в материальном смысле – как многое бы переменилось!

Будем просить Бога, чтобы укреплялась наша вера и были здоровы родители. Будем почитать родителей — тех, кто дал нам жизнь, и Бог даст нам счастье. Не зря Господь говорит: «Родительское благословение созидает дома детей ».

— Спаси Вас Господь за интересную беседу.

Исход 20 дает нам десять заповедей, которые Бог дал людям Израиля. Пятая из них (Исход 20:12) – о родителях:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

«Это обычная Божия заповедь, написанная Его собственной рукой и переданная людям Моисеем; она содержит моральное наставление и является вечной обязанностью; ее смысл заключается не только в почитании, которое дети должны иметь по отношению к родителям, а также в послушании, которое они им показывают; a также необходимо почитать их имуществом, пищей, одеждой и снабжать всем необходимым для жизни, когда у них возникает нужда в этом; это справедливая услуга, воздаяние за всю заботу, затраты и беды, которые они испытали, воспитывая детей своих для мира.» (John Gill"s Exposition of the Entire Bible, Dr. John Gill 1690-1771)

Почитание родителей включает в себя глубокое уважение, почтительность и помощь. Это значит, что ты – вместе с ними, ты заботишься о них. В отличие от других заповедей, где Бог не дает особенных обещаний, в этой заповеди Он их дает. Господь говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе .» Но на этом Он не останавливается. Второзаконие 5:16 вещает ту же заповедь, но с добавлением дополнительного обещания:

Второзаконие 5:16
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои [обещание 1] и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. [обещание 2]»

Павел повторяет эту же заповедь в Послании к Ефесянам 6:2-3:

«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Павел говорит, что это «первая заповедь с обетованием (обещанием)». Первая Божия заповедь с обещанием – это заповедь о почитании родителей! И какое это обещание! Ты будешь долголетен на земле и будет тебе благо! Ты хочешь жить долго на земле? Хочешь ли ты блага? Это все для тебя: почитай родителей своих, и оно обязательно случится.

Как и в случае с иными заповедями, здесь Бог говорит о том, что произойдет, если кто-то не будет соблюдать этот Его наказ. В Евангелии от Марка 7 Иисус соединил саму заповедь и описание того, что может произойти, если не будешь ее соблюдать:

Евангелие от Марка 7:10
«Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.»

Слово «злословящий» здесь – это глагол «какологео» в греческом тексте, который значит «говорить зло». Тот, кто говорит зло о своем отце или матери, умрет смертью.

Чтобы найти пример не почитания родителей, давайте продолжим чтение вышеприведенного отрывка из Евангелия от Марка:

Евангелие от Марка 7:11-13
«А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.»

Слово «корван» – еврейское, оно значит «дар, данный Господу». Это слово, к примеру, встречается в книге Левит 1:2, где говорится:

Левит 1:2
«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву [корван] Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого.»

Слово «жертву» здесь – в еврейском тексте слово «корван» – его использует Бог, говоря о тех евреях, кто не почитает своих родителей. По существу, эти евреи говорят своим родителям: «Всё, чем я могу помочь тебе - моё имущество, мои доходы – это корван, то есть, все это посвящено Господу, и я не могу дать это тебе». Это обет, который они использовали, чтобы не отдавать ничего своим родителям. Они давали обет, посвящая все Господу, и поэтому могли заявлять, что у них нет ничего, чтобы обеспечить поддержку родителям и, следовательно, они не обязаны это делать. Как объясняет Barnes:

«Если кто-то однажды посвятил все свое имущество Богу (это и есть «корван», или дар Господу), – оно уже не может быть предназначено для поддержки родителям. Если бы его родитель был беден и в нужде, и если бы он обратился к сыну за помощью, сын ответил бы в гневе: «То имущество, которое ты просишь и благодаря которому я могу быть тебе полезен, уже посвящено Богу, – это «корван» – я отдал Богу все.» Евреи считали, что собственность нельзя забрать назад, и сын не обязан помогать ею своему родителю. Он сделал более важную вещь, отдав ее Богу. Сын был свободен. От него больше не требовалось, чтобы он делал что-нибудь для своих родителей. Таким образом, в один момент он мог освободить себя от обязательства чтить и повиноваться своему отцу и матери. (Albert Barnes’ Notes on the Bible, Albert Barnes (1798-1870))

Наш Господь Иисус Христос порицал отговорку «корваном» – даром Богу, – используемую, чтобы не помогать родителям.

Подытожим: Бог заповедовал нам почитать наших родителей всем. Заповедь почитания – это первая заповедь с обетованием, и обетование действительно великое: долголетие и благо на земле! Многие люди не желали бы ничего большего! Итак, у нас есть обещание. Но это не аксиома! Оно оговорено определенными условиями, и будет даровано тем, кто почитает своих родителей. Заповедь почитания родителей настолько важна, что те, кто говорит зло против своих родителей, смертью должны умереть. Да, мы все сейчас живем в век благодати, но вот – заповедь Божия и Его обещание и еще – приглашение для нас:

Послание к Ефесянам 6:2-3
«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».