Подростковое насилие: как предотвратить.

Сексуальная агрессия и отношение к ней в подростковой среде

Сексуальная агрессия – это насильственные сексуальные действия, совершенные в отношении человека, не желающего подобного обращения. К разновидностям сексуального насилия относят:

▪ половые сношения с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему лицу;

▪ поцелуи, петтинг, использование разнообразных принуждающих к половому контакту методов (физическое, вербальное давление);

▪ нежелательное сексуальное внимание в виде домогательств, выслеживания, непристойных телефонных звонков, писем и преследования посредством компьютерных технологий;

▪ непристойное нападение (от попытки прикосновения к ягодицам или груди незнакомого человека до нападения сексуального характера без намерения совершить половой акт. К непристойному нападению можно отнести фроттаж, вуайеризм и непристойное обнажение (эксгибиционизм).

▪ инцест, грубая непристойность по отношению к ребенку.

К признакам сексуальной агрессии относят: 1) нарушение общественных отношений, обеспечивающих право на половую свободу и неприкосновенность человека, нормальное половое развитие ребенка; 2) использование принуждения (угрозы, сила, шантаж, обман, навязчивость); 3) отсутствие согласия со стороны потерпевшего или невозможность осознания им факта сексуальной агрессии в связи с малолетним возрастом или болезнью.

Практически все вышеперечисленные разновидности сексуальной агрессии встречаются и в подростковой среде. По данным Национальной расчетной палаты по семейному насилию (Канада), около 25% всех сексуальных преступлений в стране совершаются подростками. В Израиле эта цифра составляет примерно 15,5%, в Японии − около 18% . В США около 20% изнасилований и от 30 до 50% сексуальных домогательств совершаются подростками. В 2004 году в России число изнасилований среди несовершеннолетних составило 15,2 % от общего количества изнасилований. В Беларуси число пoдрocткoв, пeрeжившиx изнacилoвaниe или пoкушeниe нa нeгo составляла в в 2002 г. – 143 человека, в 2003 г. – 137 чeлoвeк. По официальным данным ceкcуaльнoe нacилиe среди вcex прecтуплeний, coвeршeнныx нaд пoдрocткaми, зaнимaeт oтнocитeльнo нeбoльшую чacть – вceгo в 2003 гoду в рeзультaтe прecтуплeний пocтрaдaлo 4.346 пoдрocткoв (в 2002 г. – 3.733). Однако, далеко не все подобные случаи попадают в статистические отчеты. Нередко, пaрни-cтaршeклaccники принуждaют cвoиx пoдруг к сексуальным контактам. Это может oбcуждaться между самими подростками внутри кoмпaнии, нo o тoм, чтoбы обратиться в милицию или рaccкaзaть рoдитeлям, как правило, речь не идет. В первую очередь, к насилию склонны подростки из неблагополучных семей, где подобное поведение становится нормой. Они привыкают к избиениям и унижениям, у них размыты границы поведения. допустимого в отношении других лиц.

Опросы подростков в разных странах показывают, что из них около 10-20% считают сексуально-агрессивное поведение приемлемым и допустимым в определенных ситуациях. Так при опросе российских подростков каждый четвертый юноша в той или иной степени согласился с мнением о том, что нельзя осуждать парня, если он займется сексом с девушкой, с которой он долгое время встречался, даже против ее воли.

Исследование австралийских подростков выявило, что каждый третий 14-летний юноша не видел ничего предосудительного в том, чтобы изнасиловать девушку, если она сама дала к этому повод. Около 10% считали изнасилование оправданным в случае, если «они уже долгое время встречались» или если «девушка была обкурена или пьяна»; 14% рассматривали девушку, о которой было известно, что она уже занималась сексом с другими, в качестве вполне допустимого объекта для изнасилования. А 23% считали возможным изнасиловать девушку, которая вначале согласилась на половую связь, а потом поменяла свое решение (Робертс Р., 1992). Согласно опросу, проведенному в Литве, треть юношей полагает, что многие женщины «бессознательно» желают быть изнасилованными и сами создают подходящие для этого ситуации. Опрос среди 15–16-летних подростков, проведенный американскими учеными в 1992 году, выяснял их представления о взаимоотношениях между полами, включая их отношение к изнасилованию. Если женская половина проявила необычайный интерес к теме изнасилования, желая узнать об этом как можно больше с целью самосохранения, то мужская половина, напротив, сочла тему изнасилования для себя неактуальной, мотивируя это тем, что с ними такое вряд ли может произойти. Осуждая изнасилование, подростки мужского пола вместе с тем отрицали всякую связь между практиковавшимся им активным склонением девушек к вступлению в половую связь и изнасилованием. В их представлении уложить в постель подругу против ее воли и напасть на женщину на улице − две совершенно разные вещи.

Опросы девушек показали, что каждая четвертая получила свой первый сексуальный опыт по принуждению, а каждая десятая подверглась изнасилованию. Анализ всех эпизодов сексуального насилия показал, что в 84% случаев жертвы были знакомы с насильниками, а 57% случаев изнасилования приходятся на время свидания. Такого рода насилие редко становится известным правоохранительным органам. Более того, многие женщины, подвергшиеся насилию, не вполне уверены, что стали жертвой преступления, поскольку знакомые мужчины практически никогда не прибегают к оружию, а часто и к словесным угрозам. Жертвы изнасилования на свиданиях, нередко, берут на себя значительную часть ответственности за случившееся, вместо того чтобы обвинять истинного виновника. Часто в такую ситуацию попадают студентки, которые, поступив в университет или другое учебное заведение, оказались вдалеке от родителей, и не знают как правильно себя вести в новой обстановке. Они могут слишком доверять мужчинам, с которыми встречаются, полагая, что свой товарищ-студент не станет обижать или использовать их. Например, студентка заходит в комнату своего кавалера, не замечая его очевидных сексуальных намерений, которые вполне реально осуществить в такой ситуации. При этом многие молодые мужчины ошибочно представляют себе изнасилование как акт физической агрессии, совершенный незнакомцем. Нередко, они не видят в принуждении партнерши к половому акту ничего предосудительного, считая, что отношения мужчина-женщина это некая игра, в которой женщина «должна» расплачиваться сексом. Некоторые из этих мужчин охотно признаются, что склонили женщину к сексу, напугав ее или приведя в состояние алкогольного или наркотического опьянения. Другие признают, что «справились» с девушкой, проявив некоторую грубость (например, заломив ей руку или прижав к постели), но все равно не считают это насилием. Другие добивались секса с подругой при помощи словесных угроз: «Ты завлекала меня − пришло время расплачиваться». Фактически все мужчины в вышеприведенных примерах совершили сексуальное насилие, хотя, возможно, они не отдавали себе в этом отчета. Многие из них считают, что, отправляясь на свидание, женщина должны быть готова к тому, что оно может закончиться сексуальным контактом. К такому выводу приводит ряд исследований, показывающих, что мужчины связывают значительно больше сексуальных ожиданий с разного рода вечеринками, дискотеками и встречами, чем женщины. Кроме того, многие мужчины и женщины склонны рассматривать изнасилование на свидании, скорее как ситуацию, в которой женщина сама не смогла установить границы дозволенного. Безусловно, в ряде случаев мужчина полагает, что он уговорил женщину совершить половой акт, хотя на самом деле женщину вынудили к этому страх или его угрозы. Источником многих недоразумений, часто приводящих к изнасилованию во время свидания, является ложное представление о женщине как о существе крайне непоследовательном и противоречивом: «Если женщины говорит "нет", они имеют ввиду "может быть", а, говоря, "может быть" имеют в виду "да"». В результате мужчина не воспринимает всерьез слова партнерши, поскольку интерпретирует их по-своему. Нельзя сбрасывать со счетов и бытующее среди некоторых мужчин представление, что если они пригласили женщину на свидание и потратили на нее деньги на дискотеке или в ресторане, она просто не имеет права отказывать им в сексе. Кроме того, большинство студентов-мужчин, совершивших изнасилование на свидании, сделали это, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и не вполне понимали, что совершают противоправное действие.

Как же можно избежать сексуального насилия? У. Мастерс и В. Джонсон (1991) дают рекомендации, которые снижают вероятность изнасилования во время свидании или кем-то из знакомых.

1. Ясно выскажите своему партнеру, насколько далеко вы намерены зайти в сексуальном плане. Вы имеете право отказаться от любой формы сексуальной активности, однако если вы не объясните это своему партнеру достаточно четко, у него могут оставаться сомнения относительно ваших желаний. Если вы чувствуете или ведете себя неуверенно, это не добавляет вам женственности, загадочности или игривости, а лишь дает повод вашему партнеру начать гадать, чего вы хотите, причем его догадка может оказаться ошибочной.

2. Избегайте людей, обращающихся с вами плохо или старающихся подчинить вас себе. Психологи пришли к выводу, что существуют определенные типы мужчин, от которых с большей вероятностью можно ожидать сексуальных посягательств на женщину. Не оставайтесь наедине с мужчинами, обладающими перечисленными ниже характеристиками:

Задира и хвастун;

Безжалостный человек, способный оскорблять других людей и издеваться над ними;

Безрассудный, склонный к импульсивным поступкам;

Физически груб всегда и во всем;

Много пьет или употребляет наркотики;

Склонен к вспышкам гнева или ревности, особенно если не может настоять на своем.

Часто унижает женщин и относится к ним как к инструментам для секса.

Не считается с вашим мнением, касается ли оно секса, алкоголя, распорядка дня или любой другой сферы.

Считает, что законы созданы для того, чтобы их нарушать.

3. Сдержанность и трезвая голова - ваши главные союзники, если речь идет о вашей личной безопасности. Многие мужчины, готовясь совершить насилие, пытаются склонить партнершу к сексу при помощи алкоголя или наркотиков. Они понимают, что женщину, находящуюся в состоянии слабого, а тем более сильного алкогольного или наркотического опьянения, легче подчинить себе. Все реакции у нее замедлены, способность формулировать мысли ослаблена; в результате она может неосознанно подать своему партнеру сигнал о том, что она не возражает против его намерений.

4. Избегайте мест, провоцирующих возможного насильника. К ним относятся укромные уголки на природе, пустынные пляжи в ночное время или квартиры малознакомых людей. Чаще всего изнасилование знакомым происходит на квартире насильника или жертвы. Поэтому, если вы пригласите своего кавалера зайти к вам домой, где больше никого нет, он может воспринять это как приглашение к сексу. Если вы оказались в одной из таких ситуаций и ощущаете опасность, выходите из помещения как можно скорее.

5. Подумайте о том, как вы будете защищаться еще до возникновения каких-либо проблем. Обучиться приемам самообороны; носить в сумочке электрошокер или газовый баллончик; всегда иметь при себе деньги на такси, если вам придется неожиданно расстаться с партнером; если вы едете в незнакомое место, предварительно узнать как выбраться оттуда.

6. Остерегайтесь двусмысленных высказываний о сексе. Когда вы решите, чего именно вы ждете от предстоящего свидания, вы должны ясно изложить это своему партнеру. Если вы не хотите с ним секса, скажите об этом прямо, например так: «Я не ложусь в постель на первом свидании». Не говорите, что вы хотите просто дружить, разрешая ему в то же время расстегивать вашу блузку. Не говорите ему, что вы не хотите заниматься сексом, потому что у вас нет с собой никаких противозачаточных средств, − у него может найтись презерватив. Если вы скажете: «Я не хочу заниматься сексом прямо сейчас», он может решить, что через пять минут будет самое время.

Самое главное − доверяйте своему инстинкту. Если вы на первом свидании ощущаете неприятные вибрации, исходящие от мужчины, если он грубо «лапает» вас, не обращая внимания на ваши протесты, не тяните время. Постарайтесь под любым удобным предлогом закончить свидание. Скорее всего, это спасет вас от неприятностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны отпрысков. В отсутствии родителей, подростки поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуется.

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы подростку незачем было вести себя неправильно.

Пример: подросток постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение:

Не дожидайтесь, пока подросток станет демонстрировать свое неудовольствие и конфликтовать. Придя с работы, сразу уделите внимание подростку, хотя бы 15 минут, поговорите с ним, поинтересуйтесь как у него дела? Используйте любую возможность, чтобы выразить ему свои теплые чувства (чаще улыбайтесь, проходя мимо, просто обнимите).

2. Не предъявляйте к подростку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. Если он обманывает, разберитесь в причинах лжи подростка. Важно понять, что ребенок не родился лгуном, у него должна быть причина для этого: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите подростка, «что лучше горькая, правда, чем сладкая ложь»

4. Учитесь владеть своими чувствами.

Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.

5. Если подростка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:

Как установить контакт с подростком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним.

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители смогут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его.

Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют ваши разговоры о ваших личных проблемах по «Телефону доверия» для детей и подростков. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Но если это защитит вашего ребенка, дело этого стоит. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно». Убедите ребенка, что его тело принадлежит только ему и он вправе сказать «нет» любому, кто хочет до него дотронуться. Объясните ребенку, что взрослые могут угрожать ему или его родителям, чтобы заставить его соблюсти тайну. Ваш ребенок должен понять, что есть «нехорошие» тайны, которые нельзя соблюдать.

Вы можете составить свод правил, которые могут защитить ребенка.

1. Вы всегда будете верить и помогать ребенку. Он не должен сомневаться в том, что вам можно сказать все.

2. Если детей не сопровождает взрослый, лучше, если они везде, где возможно будут ходить парами или группами. Детям следует идти домой всегда одной и той же дорогой.

3. Нельзя разрешать маленькому ребенку находиться в общественных местах одному (например, в туалете).

4. Необходимо удостовериться в том, что няне или другому воспитателю можно доверять.

5. Если ребенку что – то угрожает, он вправе делать все, что угодно: убежать, визжать, кричать, лягаться, драться кулаками, лгать. Важна лишь безопасность ребенка.

6. Ребенок сам решает, кому он позволяет себя целовать и обнимать. Нельзя заставлять ребенка делать это против его воли, особенно, если он чувствует, что это неправильно.

7. Добейтесь того, чтобы ребенок твердо знал: если кто-то предлагает ему что-то неприятное, показывает порнографические картинки, фотографирует его обнаженным или делает подарки - об этом надо обязательно рассказать родителям. Убедите ребенка в том, что его не будут обвинять или ругать, что бы ни делал с ним взрослый.

8. Дети должны точно сообщать вам, с кем они уходят,

куда идут и когда вернутся.

Как предотвратить насилие над ребенком в детском саду, в школе или в детском лагере?

1. Отдавая ребенка в какое-либо детское учреждение, убедитесь, что оно имеет хорошую репутацию, и каковы его традиции. Выясните, не было ли инцидентов в прошлом.

2. Узнайте как можно больше об учителях и воспитателях. Поговорите с родителями детей, посещавших это заведение. Узнайте, как в этом учреждении принимают учителей или воспитателей на работу, интересуются ли их прежней работой и рекомендациями.

3. Узнайте, допускаются ли родители к участию в делах детского учреждения, приветствуют ли это сотрудники. Открытость - важный признак. Убедитесь, что вы в любое время сможете увидеть своего ребенка.

4. Вы должны знать о любой отлучке детей. Никогда не давайте воспитателю права уводить ребенка на какие-нибудь мероприятия без вашего ведома.

5. Запретите давать о вашем ребенке любые сведения кому – либо без вашего разрешения.

6. Убедитесь, что в школе, детском саду или мини центре каждый день точно знают, кто будет забирать ребенка домой.

7. Если вы предполагаете, что в школе или в детском саду с ребенком жестоко обращаются, не обращайтесь туда с жалобами, а сообщите о своих подозрениях в полицию или социальные службы.

8. Поговорите с родителями других детей, чтобы выяснить, не замечали ли они что-либо необычное в поведении или здоровье своих детей.

9. Помните, что важно предпринять все возможное, чтобы защитить детей.

Изнасилование – реальная проблема современного общества. Как избежать изнасилования: советы подросткам. Что делать, если вы стали жертвой насильника? Как справиться с эмоциональной и психологической травмой?

Жертва часто знает своего насильника

Взрослые, рассказывая детям о правилах безопасности, предупреждают: берегись незнакомцев, которые поджидают тебя в темном переулке. Но это скорее страшная сказка. В реальности большинство жертв хорошо знают своего насильника. Им может стать друг или даже родственник.

Нет, это не значит, что любой близкий человек – потенциальный насильник. Но если взрослый ведет себя подозрительно: пытается обнять, поцеловать, делает различные намеки – это повод насторожиться. Особенно, если на просьбы перестать взрослый не реагирует или пытается перевести все в шутку.

Взрослые не должны вести себя так с детьми. Оставаться с таким человеком наедине может быть опасно. Однажды он может потерять над собой контроль, особенно если злоупотребляет алкоголем или наркотиками. Чтобы избежать неприятностей, нужно обязательно рассказать об этом родителям, старшим друзьям, школьному психологу – любому взрослому, которому ты доверяешь.

Всегда ли жертва женского пола?

Еще одно популярное заблуждение: насилуют только девочек. На самом деле, мальчики тоже подвержены опасности. По статистике, каждый десятый подросток переживает изнасилование в возрасте до 14 лет. А из десяти пострадавших подростков двое будут мальчиками. Если учесть, что далеко не все жертвы обращаются в полицию, реальные цифры могут быть выше.

Опасность подстерегает мальчиков в раздевалках и душевых спортивных клубов. Насильником может стать и тренер, и парни из спортивной команды. Агрессивные, склонные к доминированию подростки могут воспринимать изнасилование как забавную шутку. И попытаться так «пошутить» с тем, кто им не нравится. Также насилие для них – способ наказать провинившегося, поставить на место. При этом жертва не обязательно совершает что-то действительно плохое, просто поступает не так, как хочется главарю компании.

Девочки подвергаются изнасилованию независимо от их внешнего вида. Бытует мнение, что нападают только на тех, кто выглядит доступно: носит короткие юбки, ярко красится и ведет себя раскованно. Но это не так.

Жертвой может стать даже скромная, тихая девочка, которая никогда не привлекала внимание мальчиков. Особой опасности девочки подвергаются в компаниях, где употребляют алкоголь и наркотики. Насильник может специально подпаивать свою жертву, дожидаясь, пока она опьянеет и не сможет сопротивляться.

Лучший способ защититься – ничего не употреблять и постараться поскорее уйти. Если выпивку предлагает незнакомый парень, и он очень настойчив, нужно позвать на помощь. Нельзя никуда выходить с этим парнем и оставаться с ним наедине.

Девочки рискуют, когда возвращаются домой поздно, в одиночестве идут через пустырь или другое безлюдное место, садятся в машину к незнакомым мужчинам. Чтобы обезопасить себя, нужно всегда рассчитывать свое расписание так, чтобы вернуться домой засветло, идти только по людным улицам, сообщать родителям или друзьям, где ты находишься, чтобы они могли тебя встретить.

Готова ли я к сексу?

Возраст сексуального согласия существует не просто так. Дети и подростки младше 16 лет еще не готовы к сексу. Организм и психика продолжают формироваться. Большинство подростков уверены, что они все знают и готовы к сексу, но в действительности это не так. Не нужно торопиться. Неприятный первый опыт может испортить впечатление и надолго отбить желание заниматься сексом в дальнейшем.

Организм подростка формируется до 18-20 лет . Половые органы, как и любые другие, должны правильно сформироваться. Для девочек ранний секс чреват сбоями менструального цикла, у них могут появиться болезни мочеполовой системы: цистит, киста, эрозия. Мальчики рискуют получить травмы половых органов, трещины и разрывы крайней плоти.

Эмоциональная готовность к сексу так же важна, как и физическая. Первый секс – волнительное и ответственное событие, особенно для девочек. Если подростки начинают заниматься сексом до 16 лет, они, как правило, не предохраняются. Они не могут купить средства контрацепции, а зачастую даже не знают, что ими нужно пользоваться.

В случае беременности или заражения болезнями, передающимися половым путем, подростки переживают серьезное нервное потрясение. Аборт или продолжительное лечение вызывают стыд и чувство вины, страх, что кто-нибудь узнает об этом. Особо впечатлительным подросткам может даже понадобиться помощь психотерапевта.

Если партнер настаивает на сексе , но ты считаешь, что еще рано, не нужно заставлять себя. Секс без четкого согласия – это изнасилование. Секс взрослого с подростком по принуждению – это изнасилование. Не нужно соглашаться на секс, чтобы казаться взрослее или из страха разочаровать своего взрослого парня (девушку). К тому же, даже если все будет добровольно, у твоего партнера могут быть проблемы. Занятие сексом с подростком, не достигшим возраста согласия, уголовно наказуемо.

Не всем взрослым доверяй

Маленькие дети могут пойти за незнакомой тетей, если она пообещает им конфету. На детей постарше такие приемы не действуют, поэтому преступникам приходится быть изобретательными. Они могут попросить о помощи, притвориться больными, инвалидами. Представиться полицейским, работником социальной службы, у них могут быть при себе документы. К таким «спектаклям» преступники готовятся заранее и выглядят очень убедительно.

В любом возрасте нельзя быть доверчивым! Нельзя заходить вместе со взрослым в закрытое помещение, садиться в машину, отдавать ему свой телефон. Даже если этот человек хорошо знаком и твои родители ему доверяют, будь осторожен. Если ты чувствуешь опасность, забудь о правилах хорошего воспитания. Не стесняйся закричать, позвать на помощь, оттолкнуть взрослого. Если он пытается удержать или тащить за собой, нужно попытаться оттолкнуть его.

Можно ли получить удовольствие от изнасилования?

Иногда во время изнасилования жертва может испытать оргазм. Значит ли это, что ей было приятно? Нет. Почему же так происходит? Наша психика устроена таким образом, чтобы в любой опасной ситуации защищать себя. Поэтому тело реагирует на секс оргазмом, чтобы сгладить ситуацию. Физические реакции нельзя контролировать, поэтому не нужно стесняться и думать, что с тобой что-то не так.

Если ты сомневаешься, было ли это изнасилованием, ведь физически тебе было приятно, подумай, хотелось ли тебе этого на самом деле. Как ты поведешь себя, если ситуация повторится? Получил ли твой партнер согласие на секс и если да, чем оно было продиктовано? Может быть, ты его боишься? Или считаешь секс чем-то вроде платы за отношения? Даже если тебе приятно во время самого процесса, секс без полноценного согласия – изнасилование. И отношения с человеком, который принуждает тебя к сексу, если тебе этого не хочется – опасны и неправильны.

Некоторые люди склонны получать удовольствие от боли, их называют мазохистами . Считается, что в этом виноваты их родители, применяющие физические наказания. Дети любят своих родителей и нуждаются в ответной любви. Но если вместо поддержки дети получают наказания, они начинают воспринимать побои, как один из признаков любви.

Выросшие в неблагополучных семьях мальчики и девочки, вступая в отношения и начиная заниматься сексом, хотят от партнера такого же отношения. Если они подвергнутся изнасилованию, то, скорее всего, воспримут его как нечто нормальное и даже приятное.

Насильником может быть их партнер или случайный человек. Такая реакция ненормальна, мазохисты не могут оценить опасность таких отношений и серьезно пострадать. Если ты замечаешь за собой похожие наклонности, тебе нужна помощь. Не бойся поговорить об этом с психологом или родителями. Все, что ты расскажешь, останется между вами, а ты получишь действенный совет.

Нельзя молчать

Жертвы изнасилования часто боятся или стесняются обращаться за помощью. Они боятся, что им не поверят, что преступник не будет наказан, и подобное может повториться. Некоторые не доверяют своим родителям, не хотят общаться с полицией или проходить необходимую медицинскую процедуру. Нужно понимать, что полицейские, врачи и работники социальных служб призваны помочь. Они обязаны задавать неприятные вопросы, чтобы получить полное представление о случившемся и иметь возможность предъявить обвинение.

Побороть стеснение может быть очень сложно. Но доверительный разговор с другим человеком принесет тебе облегчение. Если в твоем окружении нет таких людей, или ты боишься разговаривать с кем-то один на один, позвони на горячую линию для жертв изнасилования. Там работают специалисты, которые обязательно помогут советом и подскажут, как лучше поступить.

Последствия насилия

В результате изнасилования может развиться психологическая травма . Это постоянные кошмары, чувство страха и незащищенности, боязнь отношений.

Последствия изнасилования могут быть разными: от полного отказа заниматься сексом до беспорядочного секса со всеми подряд. Жертва изнасилования как будто перестает чувствовать свое тело, считает его грязным и испорченным.

Иногда, пережив изнасилование, подростки считают виноватыми себя, а насильника оправдывают и сочувствуют ему. Они специально начинают искать отношения с людьми, которые будут относиться к ним грубо и пренебрежительно. Партнер может наказывать, избивать и всячески ограничивать подростка, и он будет думать, что так и должно быть. Это явление называется стокгольмский синдром . Он может влиять на человека и во взрослой жизни, не давать ему возможности построить нормальные отношения.

Жертва тоже виновата?

Виктимблейминг (буквально – «обвинение жертвы») – это перекладывание вины за изнасилование с преступника на жертву. К сожалению, часто ответственность перекладывают именно на жертву. Ее одежда или поведение считаются допустимым поводом для изнасилования. Но это неправильно. Даже если жертва разгуливала с миллионом в руках и буквально напрашивалась на ограбление, суд признает виновным в преступлении грабителя. Так же и с изнасилованием. В нем виноват только преступник.

Даже если тебе кажется, что твое поведение могло как-то спровоцировать насильника, виноват в случившемся только он. Поэтому не бойся обратиться за помощью.

Как избежать изнасилования?

  1. Продумать свои действия заранее . Что ты будешь делать в опасной ситуации? Выучи наизусть номера людей, которым можно позвонить. Если ты живешь с потенциальным насильником в одном доме, поговори со своими друзьями и их родителями. Возможно, они смогут пустить тебя переночевать или найти другой способ помочь. Планируй свое время так, чтобы не возвращаться домой слишком поздно. Носи удобную одежду и обувь, которая позволит тебе быстро убежать. Не рассказывай о себе личные вещи людям, которых ты плохо знаешь, и не размещай ничего личного на страничках в соц. сетях – преступники используют эту информацию в своих целях.
  2. Подумай, куда и как убежать . Проверь маршрут, которым ты обычно идешь в школу и обратно. Насколько он безопасен? Если тебе приходится проходить через дворы, по боковым улицам, идти мимо пустыря, попробуй составить другой маршрут. Лучше идти на десять минут дольше, но держаться подальше от потенциально опасных мест. Если на тебя все-таки нападут, тебе нужно точно знать, как быстро выбраться к людному месту. Преступники не рискнут ничего сделать на глазах у большого количества людей.
  3. Не оставайся наедине . Не оставайся со взрослыми, которому ты не доверяешь, наедине. Из закрытого помещения, например, из лифта, не получится сбежать, поэтому пропусти взрослого вперед воспользуйся другим лифтом. Не поднимайся по лестнице! В домах, где все пользуются лифтом, никто не заметит, если на лестнице на тебя нападут. В подъезде и квартире один на один тоже оставаться опасно. Ты можешь не успеть убежать, а если взрослый значительно сильнее, он может тебя удерживать. Держись ближе к двери или к балкону, чтобы при первой же возможности выйти из квартиры или позвать на помощь. На улице постарайся привлечь внимание прохожих. Даже если они не вмешаются, насильник наверняка испугается и отстанет от тебя.
  4. Обозначь границы допустимого . Если взрослый позволяет себе лишнее, дай понять, что тебе это неприятно. Не позволяй дотрагиваться до себя, не реагируй на двусмысленные шутки и намеки. Любой адекватный взрослый человек поймет, что тебе это неприятно, и прекратит так себя вести. Если он злится, в ответ на замечания начинает вести себя агрессивно, постарайся не провоцировать его и как можно скорее обратись за помощью. Многие педофилы чувствуют свою безнаказанность, если жертва ведет себя покорно. Уверенно скажи, что ты обязательно расскажешь о случившемся. Страх наказания удерживает насильников от преступления.

Помни, что твоя безопасность важнее всего. В любой ситуации не бойся постоять за себя и обратиться за помощью.

Проблема насилия среди подростков. Гогицаева О.У., Гобаева И.А. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.

Ключевые слова: подростковая среда, психологическое насилие.

Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих . Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.

Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.

Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.

Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе . В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.

Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия :

  • Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;
  • Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;
  • Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;
  • Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;
  • Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм .

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.

Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе . По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.

Наше исследование показало:

  1. Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:
  1. Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.
  2. Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.
  3. Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.
  4. Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.

Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования .

Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.

Ссылки на источники
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.
  2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
  3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0
  4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.
  5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.
  6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.
  7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.
  8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
  9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154 с.

По телевизору довольно часто можно увидеть, как школьник приходит в школу с ружьём и убивает своих одноклассников и учителей, конечно же, такая агрессия не возникает на пустом месте. Психологи считают, что истоки подросткового насилия находятся в неблагополучных семьях, там, где родители жестоко обращаются со своим ребёнком.

В некоторых случаях, подростковое насилие возникает из-за неравенства в школе, какой-то ребёнок не может вписаться в коллектив класса и его начинают преследовать одноклассники. Всё начинается с мелочей, группа лидеров оскорбляет ученика, который кажется им более слабым либо просто плохо одет, потом подростки переходят к физическим нападкам. В конце концов, ученик оказывается в положении кролика, загнанного в угол и пытается справиться с ситуацией теми методами, которые ему доступны. Драться с большой группой противников и победить их он не может, поэтому берёт в руки оружие и в азарте убивает всех подряд.

Виноват ли такой подросток в убийстве или просто защищался от агрессивной толпы? Конечно же виноват, но так же виновны и те одноклассники, которые вынудили его защищаться и взять в руки оружие, ведь первоначальная агрессия исходила именно от них. Следователям, разбирающимся в таких делах, следует обратить внимание на таких провокаторов и выяснить, почему они решили, что имеют право издеваться толпой над одним человеком. Некоторые психологи утверждают, что подобное поведение возникает из-за просмотра жестоких боевиков, в которых прав тот, кто сильнее остальных, кто добивается своей цели, убивая людей десятками.

Достаточно часто агрессивными становятся те подростки, в семьях которых, на первый взгляд, царит благополучие, они прекрасно одеты, имеют замечательные модные телефоны и компьютеры, над ними не издеваются жестокие отцы. Если обратить внимание на таких молодых людей, можно понять, что всё своё свободное время они проводят, играя в разные компьютерные игрушки, вольно или невольно, развивающие агрессивность и превосходство над остальными членами общества. Чаще всего, подростки всё-таки понимают, что в одиночку не могут подчинить себе никого, поэтому сбиваются в стаи.

Когда группа таких подростков, оторвавшись на пару часов от любимой игрушки, выходит на улицу, возникает действительно опасная ситуация. Как стая волков они набрасываются на одинокого прохожего, и даже очень сильный человек не может в одиночку справиться с ними. Многие спорят о влиянии современной молодёжной музыки на неокрепшие умы подростков, ритмы такой музыки вызывают пограничное состояние, ведущее к агрессии. После посещения некоторых концертов, лавина агрессивных мальчишек и девчонок несётся по городу, ломая и круша всё, что подвернётся им под руку.

Большое значение имеют отношения внутри семьи, там, где царит постоянное пьянство, где отец поднимает руку и на мать, и на самого ребёнка, вырастает подросток, с надломленной психикой. Он не видит разницы между добром и злом, считает, что быть добрым человеком, это слабость, из-за которой можно подвергнуться насилию, поэтому нападает первым. Бывают случаи, когда подросток, увидев жестокость своего родителя, пытаясь защитить себя или маму от побоев, идёт на крайние меры и убивает мучителя. В таких случаях осуждают ребёнка, но разве случилось бы подобное преступление, если бы в семье были хорошие отношения?

В некоторых районах городов, и даже отдельных домах существуют молодёжные банды, в которые постоянно вовлекаются новые члены. Мальчики видят превосходство членов такой группировки над остальными людьми и тоже стараются попасть в данное сообщество, чтобы быть защищёнными. Однако, со временем, обычный подросток начинает совершать такие же жестокие поступки, ворует, угоняет машины и, в результате, попадает в тюрьму. Там находятся отнюдь не ангелы, в человеке взращивается ещё большая жестокость, и на свободу через несколько лет выходит уже состоявшийся преступник, способный избивать и убивать людей без сожаления.

Подростковое насилие, это большая проблема всего мира, бороться с которой чрезвычайно трудно, переделать сознание агрессивного человека гораздо сложнее, чем воспитать в душе ребёнка понятия о добре и справедливости, если этим заниматься с рождения малыша. Поэтому следует соединить усилия родителей, воспитателей и учителей, чтобы дети росли в здоровой обстановке, читали хорошие книги и смотрели добрые фильмы. Большое значение имеют занятия спортом, если ребёнок постоянно ходит на тренировки, ему не придёт в голову вступать в молодёжную банду. Кроме того, имея навыки самозащиты или просто тренированное тело, будет гораздо легче противостоять мерзавцам, нападающим из-за угла.