Портрет современного воспитателя дошкольного учреждения. Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Из истории вопроса

Заключение

Список литературы

Введение

Выбирая тему для своей контрольной работы, я не спроста выбрала, именно эту тему «Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения», т.к. являясь сама педагогом ДОУ мне интересна эта тема само по себе. Работая над контрольной можно анализировать свой психологический портрет как педагога и в результате повысить свой профессиональный уровень.

В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из существеннейших Факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя. В психолого-педагогической литературе существует достаточно четкое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на Формирование личности дошкольника (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская и др.). Весьма подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у них тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психологической литературе не уделено еще должного внимания изучению профессиональных качеств личности самого воспитателя детского сада. Весьма обширная литература по педагогической деятельности посвящена в основном исследованию психологии учителя.

В работах Ф.Н. Гоноболина, 1975; С.В. Кондратьевой, 1984; В.А. Крутецкого, 1978, 1980; Н.В. Кузьминой, 1975, 1985, А.К. Марковой, 1987, 1990; Л.М. Митиной, 1990, 1995; В.А. Сластенина, 1976; И.М. Юсупова, 1989 и др. анализируются педагогические способности и профессионально значимые качества личности учителя; любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д. Но интегративные образования личности воспитателя детского сада в современных исследованиях представлены пока недостаточно. Между тем дошкольные учреждения образования нуждаются сейчас в таких педагогах-воспитателях, которые обеспечили бы развитие индивидуальности и творческое отношение к жизни каждого ребенка.

Актуальность данной работы определяется тем, что в ней исследуется одна из проблем, стоящих перед педагогической психологией, проблема профессиональных качеств личности современного воспитателя детского сада.

Из истории вопроса

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения психологических свойств личности педагога, проблеме влияния личности взрослого на развитие личности ребенка показывает, что ведущим началом процесса Формирования личности является деятельностно-опосредованный тип взаимодействия с наиболее референтными для ребенка лицами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин). Для детей дошкольного возраста - это его ближайший микросоциум - родители, воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность. Формируются навыки социального поведения. Этим определяется значение детского сада как организационной и общественной Формы воспитания дошкольников (А.Б. Николаева, 1987,с.158). В отечественной педагогической и психологической литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в обучении детей определенным навыкам и умениям, их Физическом развитии, подготовке к школе т.д. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных качеств воспитателя на развитие личности дошкольника. "Вследствие специфики детского возраста - впечатлительность, легкая внушаемость, эмоциональность - педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и другими специальными способностями, но и личностными свойствами» (А.Б. Николаева, 1985, с.158). В этой связи актуально высказывание К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности… (К.Д. Ушинский, 1974, с.238).

В психологических исследованиях подробно изучены закономерности и особенности психического и личностного развития детей дошкольного возраста, но изучению особенностей личностного развития взрослого, работающего с детьми, еще не уделено должного внимания. Вследствие недостаточного внимания к личностным качествам воспитателя из педагогического процесса в таком виде, в каком он предстает на практике и описан в научной литературе, выпала одна из центральных проблем педагогической психологии - проблема профессиональных качеств личности воспитателя детского сада. Среди немногочисленных исследований, посвященных изучению личности воспитателя детского сада, известны работы А.Г. Исмагиловой, 1988; Е.И. Кузьминой, 1986; А.Б. Николаевой, 1985; Р.В. Овчаровой, 1995.

В исследовании Р.В. Овчаровой подчеркивается, что "воспитатели, слабо разбирающиеся в себе, своих собственных проблемах, не умея правильно оценить себя и принять себя, не в состоянии делать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой". На основе проведенного исследования автор делает выводы о негармоничном развитии личности некоторых обследуемых ею воспитателей детского сада. Другие исследователи основное внимание уделили изучению личности воспитателя как фактора становления личности дошкольника. В этих исследованиях сделана попытка изучить, как воздействия воспитателя, его личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно они интерпретируются детьми, какую роль играют педагоги в формировании личности дошкольников, влияние которых предопределено нормативно и усиливается относительной неразвитостью системы собственных ценностей и эталонов социального поведения дошкольника. Но подобных работ явно недостаточно.

Среди исследований по проблемам психологии педагога, его профессиональной деятельности значительное место занимают работы, посвященные педагогическим способностям. Одни исследователи при изучении педагогических способностей исходили из анализа педагогической деятельности. При этом раскрывались структурные и содержательные компоненты педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, 1962, 1975; В.А. Крутецкий, 1973; Н.В. Кузьмина 1985; Н.Д. Левитов, I960), уровни их развития (Н.В. Кузьмина, 1985) функции (А.И. Щербаков, 1967). Другие исследователи основное внимание обращали на индивидуально-типологические особенности педагога, раскрывая связь коммуникативного компонента педагогических способностей с особенностями его нервной системы (Н.А. Аминов, 1988; Э.А. Голубева, 1989).

Итак, рассмотрев историческую сводку данного вопроса можно сказать, что проблема личности воспитателя его педагогических способностей, актуальна и малоизученна.

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

Известный советский педагог А. С. Макаренко, подчеркивая роль и ответственность педагога, писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству»

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. И именно от воспитателя зависит, каким будет этот процесс, напряженным или психологически комфортным для детского коллектива.

М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. А именно одна из задач дошкольного образования это развитие познавательной деятельности, очень важная для ребенка.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

· способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

· тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

· умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

· знания особенностей психического развития детей;

· способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Поскольку многими учеными доказана важность общения в развитии ребенка, то как не педагог общается или направляет это общение в нужное русло. И если все перечисленные выше личностные параметры будут представлены в той или иной мере в педагоге, процесс развития личности ребенка будет несомненно выше. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

Характеристика личности педагога

В психологическом исследовании одной из первых возникает задача определения индикаторов, характеристик, которые фиксируют профессионально значимые особенности личности педагога, проявляющиеся в его деятельности. Данная проблема является собой актуальной в отношении данной профессии, как компоненты, характеризующие личность педагога, обеспечивают выполнение им его профессиональных функций и дают определенные преимуществ у воспитателя над воспитанником.

Большинство разработанных психологических концепций строения личности выглядят излишне сложными: большинство из них сводится к тому, что в личности, как в микрокосме, все компоненты представлены в нерасчленимой, неразложимой целостности. Субъективное и объективное спаяны, сплетены в духовной целостности человека, и невозможно определить, какая из сторон является ведущей. Не останавливаясь на содержательных моментах, отметим, что если собрать воедино все перечни личностных свойств педагога ДОУ, сформировавшиеся во всех психологических дисциплинах, то получится весьма длинный список.

В рамках педагогики чаще всего решение данной проблемы ограничивается задачей выявить те личностные качества, которые являются типичными для представителей педагогической профессии, с тем чтобы на их основе осуществить профессиональный отбор, профессиональную подготовку. Еще в 1929 г. С.М. Фридман, отмечая неразработанность вопроса о выявлении и изучении качеств педагога, писал: «Вопрос об анализе изучения особенностей и тех качеств, которыми должен обладать педагог, вопрос о выработке способов получения этих качеств именно из имеющейся в наличии рабочей силы -- есть основная задача, без решения которой не удается обеспечить просветительные учреждения необходимой рабочей силою. В созданные им бланки оценки труда педагога С. М. Фридман включил специальный раздел педагогических свойств личности. Сюда входят: академическая подготовка; педагогическая подготовка; сведения по отдельным предметам; подход к детям; интерес к жизни ребенка; товарищество и верность; интерес к педагогике; ежедневная подготовка к занятиям; развитие речи и т. д. Большинство из них являются вполне объективными показателями, которые можно непосредственно использовать в практике педагогической деятельности.

Поиск главенствующих, определяющих профессиональных качеств, на основе которых зиждется и разворачивается вся педагогическая деятельность, привел к созданию целой «коллекции». Не рискуя дать полный обзор (хотя анализ литературы позволил выявить более 70 профессионально важных качеств), назовем лишь те из них, которые чаще всего встречаются на страницах психолого-педагогических изданий, посвященных личности учителя. Сюда обычно помещаются эмоциональность (А. О. Прохоров, Т. Г. Сырицо, В. П. Трусов и др.), общительность (Н.В.Кузьмина, В. И. Гинецинский и др.), идейно-политическая активность (М. Ачилов, Ф. Н. Гонобо-лин и др.), пластичность поведения (Н.В.Кузьмина и др.), способность понимать детей и руководить ими (Э. А. Гришин, ф. Н. Гоноболин и др.), владение в совершенстве методами преподавания (Л. М. Портнов и др.), любовь к детям (Ш. А. Амонашвили, Н. И. Поспелов и др.), эмпатия (В. Н. Козиев, А. Э. Штейнмец и др.), социальная зрелость личности (И. А. Зязюн, Н. П. Лебедик и др.) и т. д. Вполне очевидно, что, если говорить о целостной личности, не всегда можно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке.

Нестерова О. также, составила схему свойств личности педагога, разделив свойства на специальные (профессиональные) и личностные нравственно-волевые. (см.схема № 1)

Очевидно, что если взять только один абстрактный критерий, каким бы обобщенным он ни был, как мерило педагогических способностей, то это приведет к унификации требований к педагогической деятельности, в результате чего одна часть педагогов, чьи параметры полностью соответствуют выдвинутым критериям, -- идеализируется, а другая деградирует, так как не соответствует и не может перестроиться, тогда как третья успешно адаптируется к любым новым условиям. В связи с этим в настоящий момент назрела настоятельная потребность отказаться от коллекционирования многочисленных внешних критериев оценки профессиональности педагога и попытаться определить внутренние, сущностные, образующие пространство, в котором развивается профессиональная личность, с тем чтобы уже в рамках этого пространства выделить наиболее типичные направления становления учителя-профессионала.

В каждом конкретном случае значимость и, соответственно, иерархическая структура личностных качеств учителя будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, сложившиеся отношения с ребятами и проч.).

Структура мастерства воспитателя

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной деятельности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению.

Следующим не менее важным аспектом деятельности преподавателя-воспитателя является вопрос о педагогических способностях. Их определяют как индивидуальные, устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессу и результатам, позволяющим находить продуктивные способы решения задач в конкретных условиях. Педагогические способности рассматриваются в качестве функционирующей системы, поэтому главным критерием способностей выступает результат деятельности.

Изучение вопросов структуры, функций общих и специальных способностей, требований к преподавателю позволило перейти к изучению одной из важнейших характеристик педагогических работников - их профессиональной компетентности.

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

1. Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

3. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

5. Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Теперь мы подошли к анализу качества и критериев оценки деятельности воспитателя. Сразу отметим, что сегодня учеными, методистами, работниками образовательных учреждений накоплен огромный аналитический материал, но до сих пор четких и научно обоснованных критериев оценки труда педагогов не существует. Это происходит по трем причинам.

Во-первых, критериями становится все, что каким-то образом связано с особенностями педагогической деятельности, и забывается, что критериями являются только отличительные признаки, используемые в качестве «мерила труда» педагога.

Во-вторых, авторы, дающие перечень разнообразных критериев, останавливаются как бы на полпути: не до конца выдерживается принцип деятельности, анализ заканчивается на уровне состава, без перехода к систематизации отдельных элементов, их логической упорядоченности, выявлению доли каждого из элементов в системе целого.

Существуют три блока критериев оценки общепедагогических (воспитательских) умений: блок критериев оценки общепедагогических умений, блок критериев по оценке специальных умений и блок критериев по оценке результатов деятельности преподавателя (в основном умений и навыков учащихся).

Наиболее упрощенная модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности, включает три ее уровня: нормативный; преобразующий; творческий.

Нормативный уровень характерен для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.

Преобразующий уровень качества предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.

Творческий уровень - в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.

Накопленный опыт проведения аттестации педагогических и руководящих кадров убеждает, что при изучении профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений руководствуются следующими основными требованиями диагностики:

1. Изучение профессиональной деятельности должно быть направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.

2. Оценка профессионально-педагогической деятельности должна проводиться не только путем сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований (не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.

3. Диагностика профессиональной деятельности нужна не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.

4. Изучение профессионально-педагогической деятельности должно опираться на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального Роста.

5. Уровень профессиональной деятельности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности преподавателя, а процесс самосовершенствования, профессионального роста - как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Нельзя использовать результаты диагностики для «навешивания ярлыков», ими следует руководствоваться для построения обоснованной системы работы с кадрами. Изучение работы инженерно-педагогических кадров на диагностической основе позволяет вести работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Конкретные условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:

1. Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей, развития учреждения.

2. Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех инженерно-педагогических и руководящих работников.

3. При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.

Основные принципы, лежащие в основе диагностики:

а) Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства человека;

б) Принцип комплексности, что предполагает при изучении профессиональной компетентности учет всех компонентов, ее составляющих;

в) Принцип единства личности и деятельности;

г) Принцип надежности и валидности диагностической методики;

д) Принцип доверия к результатам самодиагностики педагога.

Классификация социально-психологических качеств педагога

воспитатель педагог личность мастерство

Роль личностных качеств педагога несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.

Личностные качества педагога можно разделить на три группы.

1. Психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы - восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния - усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности.

2. Психологические качества, характеризующие воспитателя как личность. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие.

Определение личностных качеств педагога предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощённое представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда. Важнейший путь овладения педагогическим тактом - постоянный самоконтроль и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство педагога, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать мягко, не заметно для окружающих и для ребенка.

Заключение

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Педагог воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура;

профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности;

психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность.

Иными словами, педагог-профессионал как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

А закончить хотелось бы словами советского педагога и писателя А.С. Макаренко: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет».

Список литературы

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

2. Безделина Р. Повышаем квалификацию педагогов // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.

3. Бондаренко А.К., Поздняк Л.Б. Заведующий дошкольным учреждением. М., 1984.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. M., 2001.

5. Видт И.В. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы //Педагогика. 2002. № 3.

6. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Избр. пед. соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1.

1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.

2. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.

3. Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги // Дошкольное воспитание. 2004. № 9.

4. Стеркина Р.Б. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия " [Текст]: / Л.Д. Столяренко - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: "Феникс ", 2003. - 544 с.

6. Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

    презентация , добавлен 07.10.2016

    Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм учителя, включающий в себя ряд личностных качеств, таких как моральные и нравственные аспекты.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Характеристика структурно-функциональной модели взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей. Исследование роли дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Изучение психолого-педагогических основ сотрудничества педагога и родителей.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии. Характеристика типичных ролевых позиций педагога. Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Сущность профессии педагога как одной из важнейших в современном мире. Характеристика основных функций учителя. Роль характерологической особенности личности в формировании профессиональной направленности. Анализ качественных особенностей личности.

    презентация , добавлен 26.03.2015

    Изучение роли педагога в жизни ребенка. Определение основных личностных качеств настоящего педагога, который должен хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период жизни, чтобы не причинять ему вреда.

    эссе , добавлен 20.09.2010

    Рассмотрение профессионально-личностных качеств педагога. Профессионально-педагогическая компетентность и культура учителя. Педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, описание ведущих свойств.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Роль воспитателя в жизни ребенка и общества. Преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию. Ведущие нормативные документы о правах и обязанностях воспитателя дошкольного учреждения, требования к его личности и функции.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Характеристика профессиональных качеств современного педагога. Выявление специфики профессионально-педагогической культуры учителя литературы и определение роли творческих способностей и эмоционально-коммуникативных качеств в работе учителя-филолога.

Современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника – педагога.

Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Мог уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.

Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.

Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю) обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Хотел развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершинств и качеств. Поднимать свою профессиональную планку.

Конечно у воспитателя все таки особая роль. Он важная фигура для детей в системе образования. Содержание образования, формы общения, которые реализуются в процессе образования, определяет направление и качество развития детей. Именно взаимосвязь педагога с детьми и происходит развития личности детей. Поэтому педагог и должен обладать такими качествами, которые я описала выше, чтобы дети также как и воспитатель был разносторонне развиты.

Взаимодействия педагога и детей начинается с признанием педагогом индивидуальности ребенка и с включением его в учебную деятельность. Дети становятся активными субъектами обучения.

Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.

Делаем вывод, что субъекты образовательного процесса – это воспитуемые дети и их родители.

Таким образом, при активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (педагог – дети – родители), становится возможным обучать детей различным образовательным областям. Поэтому и воспитатель должен развиваться так, как развивается современное общество: быстро и качественно. Осваивать современную образовательную программу.

То, что я описала о воспитателе, я думаю это и есть портрет современного педагога в современном развивающемся обществе.

Данный материал является размышлением о том, каким должен быть современный воспитатель.

Современный воспитатель детского сада. Каким он должен быть?

Закрываю глаза на миг и представляю этот образ – с добрыми глазами, милой улыбкой, открытой душой…
Приводишь своего ребенка в детский сад, вместе с ним первый раз переступаешь порог, и охватывает какое-то непонятное волнение (скорее всего еще это чувство появилось задолго до этого момента): кого увижу? В чьи руки я передам самое дорогое, что у меня есть – этого маленького человечка с тревожно бьющимся сердцем? До сих пор все было ясно: с момента рождения он все ночи и дни проводил со мной, я по одному слову или взгляду угадывала любое его желание, рядом были близкие, родные люди. И вдруг в один день всё изменилось – ребенок оказывается в совершенно незнакомом ему мире, среди новых людей: и взрослых, и детей.
Вот именно в этот момент и понимаешь, что для тебя и твоего ангелочка начинается новая жизнь со своими заботами, радостями, тревогами. Понимаешь, что многое в этом мире будет зависеть от воспитателя, которому ты доверяешь своего ребенка – частичку своей души.
Помню как сегодня то утро, когда я свою дочь в первый раз привела в детский сад. Оставила ее, а потом долгие два часа только и делала, что думала о ней: как она там? Каково ей там? Помню также свое волнение, когда по дороге домой дочь на только ей и мне понятном языке делилась своими впечатлениями со мной. Одно было ясно: ей здесь понравилось. И как вдруг стало легко и радостно на душе! Мой ребенок в хороших руках, ему там будет тепло и хорошо. И с каждым днем я все больше и больше убеждалась в этой мысли.
Моя дочка ходила в детский сад с желанием, с удовольствием разучивала песни, стихотворения, танцы. По вечерам она нам пересказывала сказки со своими комментариями, рассуждениями. Лепила из пластилина различные фигуры. Альбомные листы заполнялись интересными рисунками. То есть мир детского сада постепенно перешел и в наш дом: тихо, незаметно, ненавязчиво. Потом начались игры в куколки. И что интересно было заметить – моя дочь всегда выбирала себе роль воспитателя. Она копировала ее слова, движения, даже голосу придавала ее нотки: то строгие, то спокойные, то с доброй улыбкой, то со словами утешения, одобрения, похвалы.
А сколько таких маленьких детишек ходит в одну группу? Все они по характеру разные, для каждого нужно найти свой подход. Каждый ребенок реагирует на замечания по-своему. Приходит с утра с разным настроением. Сколько всего этого разного нужно увидеть, почувствовать, пропустить через душу и сердце воспитателю! Ведь ты выбрал эту профессию не просто так, а потому, что ты любишь детей, любишь по-настоящему. Ты хочешь, чтобы они стали хорошими людьми в будущем. И ты знаешь, что первые шаги в становлении каждой личности делаются при твоем участии, под твоим руководством. Любое занятие в детском садике направлено прежде всего на то, чтобы сеять в сердцах этих чудесных малышей семена добра. Чтобы каждый ребеночек понял, что он тоже должен отвечать за свои поступки и слова. Чтобы он мог различать, где добро и зло. Чтобы он всегда тянулся к прекрасному. И сколько этих «чтобы» еще?..
Я по - особому волнуюсь, когда пишу эти строки. До сих пор я работала в школе, учила детей. И совсем недавно судьба привела меня в детский сад. Даже не верится – я сама воспитатель. Мне доверили целую группу маленьких ребят. Через какое-то время волнение мое прошло. Ведь дети всегда остаются детьми – в школе ли или в садике. Это те же самые маленькие человечки, которые глядят на тебя доверчиво, с надеждой, с любовью. И как же не ответишь им тем же? Как не подарить им свое тепло, искренность и доброту? Если ты просто взрослый человек. Если ты еще к тому же мама. Этим, думаю, всё сказано…

Пусть эти строки станут небольшим моим подарком для всех тех, кто выбрал профессию воспитателя:
И глаза эти с любовью
Излучают добрый свет –
Не простого человека.
Не простого. Вовсе нет.

В них ты видишь всё от мира,
Всё от сердца и души.
Здесь и детство, и наивность,
Что так любят малыши.
Оставляя дома маму,
Папу, брата иль сестру,
Маленький ребенок ходит
Спозаранку, поутру.

И с надеждой, верой смотрит
В эти добрые глаза.
Ждет он ласки, пониманья,
Без которых жить нельзя.

Ты в душе ребенок тот же.
Твое счастье тоже здесь.
Ты им друг, товарищ, мама.
Ты им кто – не перечесть…

Разве можно перечислить?..
Детский сад – он тот же дом,
Где растет ребенок, зная,
Как любим в раю своем.

Пусть сейчас он мал, наивен,
Может, и порой капризен.
Скоро станет он большой
И полюбит мир душой.

В этом - вся твоя заслуга.
Твое счастье, твой приют.
Ты тепло свое им даришь.
А потом с лихвой вернут.

Низкий наш поклон примите,
Воспитатели души!!!
Мы за всё вам благодарны! –
Мамы, ваши малыши.

юлия зиновьева
Эссе «Портрет педагога дошкольного учреждения»

Введение

Дошкольное детство является уникальным периодом развития личности. В отличие от последующих возрастных этапов данный возраст служит фундаментом формирования отношения к миру и получения основных знаний и умений. Педагог должен создать условия для полноценного проживания ребенком этого периода жизни. От профессионального образовательного уровня педагогов дошкольных учреждений зависит психофизическое развитие детей, их эмоциональное благополучие.

В детском саду ребенок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада, воспитатель играет важную роль. От этого зависит отношение ребенка к детскому саду и психологический климат в группе. Каким же должен быть идеальный педагог ?

Конечно дошкольный педагог должен иметь профессиональное образование, должен знать детскую и возрастную психологию. Также должен обладать такими качествами как : аккуратность, сдержанность, доброжелательность и многими другими. Это должен быть человек, владеющий разными методиками воспитания и образования, заниматься подготовкой ребенка к школе. Но это ли самое важное?

Как педагог , работающий в дошкольном учреждении уже 9 лет , могу сказать, что намного важнее уметь находить общий язык с детьми, уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Воспитатель должен суметь понимать ребенка в любой ситуации, сделать так, чтобы малыш с удовольствием ходил в детский сад и ничего не боялся. Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботится о детях, любить детей. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире. Воспитатель должен уважать ребенка, видеть в нем полноценную развивающуюся личность, считаться с его правами, потребностями, щадить детское самолюбие. Педагог должен верить в возможности ребенка, поощрять его стремление быть хорошим, хвалить его даже за самые не значимые успехи, серьезно относится к увлечениям и интересам каждого ребенка.

Проявлять выдержку и терпение в любых ситуациях, находить индивидуальные способы воздействия на детей, пытаться понимать детские поступки. Не менее важно умение воспитателя вставать на место ребенка, видеть ситуацию его глазами.

Так же педагог должен обладать педагогическим тактом , уметь общаться не только с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам. Воспитатель – это сложная и ответственная профессия. Здесь много требований и от родителей.

Для того, чтобы выстроить доверительные отношения с родителями, необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить их к себе. Нужно стать авторитетным педагогом в их глазах . Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности . Авторитет педагога – это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и в взаимоотношениях с родителями.

Еще одна необходимая черта для успешного воспитателя – эмоциональная выразительность. Влияние взрослого человека на ребенка протекает чаще всего путем игр, бесед, занятий и др. Успеху в этом процессе как раз в значительной степени будет способствовать именно такое качество, как эмоциональная выразительность.

В конце хочу добавить, что воспитатель не должен ни при каких обстоятельствах не допускать грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку или родителям, так же к коллегам. Огромное значение для хорошего педагога конечно имеет оптимизм и юмор. А еще нужно любить свою профессию, и чтобы быть в ней успешной, нужно постоянно совершенствоваться, нужна постоянная работа над собой.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Эссе «Профессиональный портрет. Моя работа-моё призвание-моя жизнь!» Мое призвание - любовь к детям и доброта! Испытываю волшебное состояние влюбленности в профессию. Несу запас знаний, умений, нежности, чуткости.

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Воспитатель: Курочкина Татьяна Владимировна С поступлением.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры» Цель: создание.

Работа Меньщиковой Натальи Николаевны, родителя ребёнка посещающего наш детский сад, была отправлена на интернет конкурс "Портрет современного воспитателя детского сада".Организаторами конкурса является департамент образования и науки Тюменской области.

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Детский сад. Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки во дворе, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница. Прошло много лет с тех пор, как я покинула стены своего детского сада, многое забылось, но свою воспитательницу помню до сих пор и никогда ее не забуду. Спроси у любого, помнит ли он свою воспитательницу, свой детский сад, почти каждый ответит утвердительно, у подавляющего большинства эти воспоминания вызовут улыбку.

Современный воспитатель, какой он? Прошли годы, и уже моя дочь посещает тот самый детский садик, что я много лет назад. За 20 лет многое изменились, например материальная база учреждения, однако, дети, посещающие это учреждение сегодня, как и прежде с пользой и удовольствием проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и интеллектуально, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий. И как во все времена, воспитатель, который встречает их на пороге детского сада - это первый после мамы человек,

Какими качествами он должен обладать? «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А. Сухомлинский.

Главное, на что обращают внимание родители, приводя ребенка в детский сад, - это отношение воспитателя к ребенку. В первую очередь воспитатель должен обладать способностью любить чужого ребёнка, как своего. Это качество души, безусловно, должно быть у человека, который выбрал профессию воспитатель. Без него он не сможет дать ребятам самого главного – прожить детство в детстве, не сможет взрастить в ребёнке добро, ласку, чуткое отношение к окружающим. Первая ступенька становления человека будет корявой, не красивой. Малыши, как никто другой чувствуют отношение к себе и отвечают нам взрослым тем же.

Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Воспитатель должен быть не только для детей, но и для родителей авторитетом. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать, вести здоровый образ жизни. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия педагога.

Необходимые качества современного воспитателя- терпение, доброжелательность при взаимоотношениях с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями о воспитании ребёнка.

Итак, современный воспитатель – это: человек - добрый, чуткий, с большим сердцем, морально устойчивый, коммуникабельный; педагог - образованный, умный, обладающий современными методиками, личность –творческая, неординарная.

Вот такой портрет современного воспитателя можно написать с воспитателя детского сада моей дочери.

Мы благодарим Наталью Николаевну и желаем победы!