"проблемы трудновоспитуемых детей и работа с ними". Трудновоспитуемый ребенок - что делать

Откуда берутся « трудновоспитуемые» дети?

«Трудный» подросток - это понятно. Обычно это тот, который не умеет себя вести, у которого сформировано «негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей», который груб недисциплинирован, который вызывает возмущение и огорчение учителей и родителей. В общем, человек, которого упустили, не воспитали…Но младший - то школьник! Почему учителя заговорили о нём? Почему ранее он характеризовался только положительными эпитетами: любознательный, доверчивый, послушный, великодушный. Воск да и только, делай что хочешь! И вдруг – ужасно непослушный, ужасно вредный, агрессивный, недисциплинированный. На уроке не желает работать, будоражить класс. В общем, целый набор качеств педагогически запущенного. Что это – переломный возраст в связи с акселерацией ? Нет, этим прикрываться рано. Хорошо, что ещё не « трудный», а «трудновоспитуемый». Но от этого не легче ни учителю, ни родителям.

И всё же он есть. Что же предопределяет его появление?

Начало всему там, где мы, взрослые, не обеспечили ему « нормальную жизнь», где вместо воспитания стихия и самотёк. Вот и катятся дети из начальных классов по наклонной в подростковые « трудные», и ничто и никто им не мешает – ни школа, ни семья. Иногда даже способствуют.

Философия поведения детей имеет свои законы. Как показывают наблюдения, поведение младшего школьника зависит от эмоционально – нравственной атмосферы, которая складывается в семье и в школе. Но особенно в семье, и об этом пойдёт главным образом разговор.

В воспитании семейный климат – это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Вот почему нам, педагогам, кто ещё озабочен воспитанием будущего страны, кто не очтуждён от детей и родителей (а таких отчуждённых становится, к сожалению, всё больше). Дети – это зеркало нравственной жизни отцов и матерей. И чтобы хорошо узнать своих воспитанников, понять их характеры, мотивы поведения, духовные запросы, надо глубже знать их семьи.

Детская грубость, чёрствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,- результат отрицательной системы отношений в семье и образа её жизни. Это отсутствие уважительных, добрых, заботливых отношений отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Не случайно сами учителя говорят: « Когда ребёнок трудновоспитуемый прежде всего ищи причину в семье».

Конечно учителя не боги, они не всесильны. Но если знают, что в семье худо живётся их воспитаннику, должны, проанализировать неудачи семейного воспитания, постараться помочь, добиться положительного влияния на отцов и матерей, а через них на воспитанников. Жизнь сегодня тяжёлая и суровая, всё больше напряженных и тяжёлых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, и на этом фоне всё чаще приходиться сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Исчезает теплота, сердечность семейных отношений, возрастает дефицит общения родителей с детьми.

Дефицит общения родителей с детьми не служит основой успехов школьников в учебной деятельности , увеличивает число «трудновоспитуемых». Семья мир сложных взаимоотношений . В ней всё по своему. Свои причины, порождающие неблагополучие. Вместе с тем есть сходные черты – отсутствие подлинного интереса, подлинного внимания, подлинного уважение к ребёнку. В детском коллективе возникают конфликты, что ведёт к отчуждению ребят со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начинается и самое большое, пожалуй, зло – сопротивлению воспитательному воз действию, неподчинению учителю. Так ребёнок становится «трудным.» Он осознаёт, что в классе он не в центре внимания. Поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам и учительнице.

А что же родители. Когда узнают о «неупровляемости» своего дитя? Принимают экстренные меры? Изменяют своё отношение к ребёнку, приведшие к кризису? Нет, чаще всего обвиняют школу и учителя в неумении работать. Их словами правят не разум, а эмоции, «наш ребёнок не хуже других».

Ясно, что без влияния на семью изменить жизнь и поведение ребёнка невозможно.

Какую стратегию в данной ситуации должен применить учитель? Быть готовым начать контакт с семьёй с хорошей вести. Обращаться с отцом и матерью так, чтобы устранить все препятствия к началу общения. Начало контакта должно быть в форме спокойного обмена мнениями по поводу каких-то общественных событий или проишествии. Учитывая, что многие родители ориентированы на то, чтобы дать своим детям то, чего не получили сами, но «перегибают палку». Родительская любовь как чувство не должна быть самоцелью. Есть любовь деятельная, та, которая органически сливается с чувством ответственности за ребёнка, есть другая - ради удовлетворения родительских потребностей. Такая любовь уродует ребёнка. Отцы и матери должны видеть своего ребёнка личностью, а не смотреть на него как на экзотический цветок, который может погибнуть от северного ветра. Не стоит читать лекцию, поступать в соответствии с конкретной ситуацией. Есть семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь ребёнка и родителей. Всё идёт от отца и матери. Главную задачу они видят в том, чтобы «жить не хуже других». На это уходит всё время и все силы души. А страдают дети. Домашние разговоры вертятся вокруг денег, благ, приобретений. Давно замечено: тому, кто в детстве не усвоил «науки добра и щедрости», любая другая наука не пойдёт в прок. Вот и детям из таких семей не везёт в учении. Хотят того родители или нет – ребёнок становится эгоистичном излишне практичным, стремится, «урвать» у других. Когда родители обнаруживают (как правило, поздно) эти качества у своих детей, то ради их « спасения» выражают готовность сотрудничать с учителем. Однако дело редко доводят до конца, боясь общественного мнения, не «впускают» учителя в мир своей семьи. Постараться объяснить родителям, что нельзя строить жизнь за счёт других. Без труда дома ребёнок не оценит того что делают для него папа и мама. Напомнить родителям мудрость о том, что главный метод воспитания семейного – это собственная жизнь, собственное поведение лично отца и матери.

Есть семьи, где годсподствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правил, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна ограниченность, бедность чувств.

Здесь царит неуважение и недоверие друг другу, грубость и оскорбления, скандалы и драки. Дети живут на собственном попечении. Таким детям безразлично как к ним относятся.

Это самый трудный случай, но к сожалению самый распространённый отрицательный «семейный опыт». В этом случае родителей надо расположить к себе, заручиться доверием, не обижаться на их замечания. Надо выявить кто из родителей пользуется большим доверием у ребёнка. Эффективность такого подхода заключается в желании учителя пробудить в родителях потребность раскрыться, создать обстановку близости, тепла и мира.

В ликвидации трудновоспитуемости ребёнка многое можно сделать в школе. это тот случай, когда учителю не надо придумывать что - то особенное. Доброе, человеческое отношение в сочетании с требовательностью – вот и весь секрет.

Следующий тип семьи, глее господствует внешняя благополучность, здесь как будто любят друг друга.

Родители вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учёбе. Но случаются и конфликты, сопровождающиеся несдержанностью в появлении эмоций. И тогда на детей сыплются ругательства. Причина конфликтов кроется не в злости, а в низком уровне их педагогической культуры, в их усталости и раздражительности.

Во всей педагогической деятельности учителя стержневая направляющая линия - борьба не с ребёнком, не с его родителями, а с причинами, вызывающими нежелательное влияние семьи на поведение ребёнка. Научить семью любить друг друга. И ничего, что не всё сразу получается, что не всегда удаётся изменить в нужном направлении образ жизни семьи. Главное тут – желание учителя, воспитателя внести труд своей души, обратить знания о семье в утверждение добра и помощи детям . Чтобы засеять поле, надо его распахать. Так и в работе учителя.

Из практики известно, что каждый ребенок имеет собственный характер. Некоторые из них, будучи «аномальными» или «асоциальными», трудновоспитуемые. Трудновоспитуемые дети — это те, кто остаются без внимания, не получили должного воспитания, оказались брошенными на произвол судьбы. Они появляются вследствие совершенных кем-то, когда-то ошибок, отсутствия индивидуального подхода к ним в процессе воспитания. Иначе говоря, это дети, которые оказались в стороне от нормального образовательно-воспитательного процесса, которые и не могли установить нормальных отношений с другими учениками, выразить свои душевные переживания. Стало быть, выражение «трудновоспитуемый» не сводится лишь к его негативной характеристике, к тому, что он дурной, испорченный и ненадежный ребенок. Необходимо уделить особое внимание, проявлять индивидуальное отношение и подход к трудновоспитуемому ребенку. Не секрет, что в процессе образования приходится сталкиваться с трудновоспитуемыми детьми. В настоящее время разработаны научные методы воспитания по индивидуальному подходу к таким ученикам, а также способы преодоления их моральных недостатков, преодоление их порочных качеств. Согласно исследованиям ученых, кроме социальных причин, возникновения трудновоспитуемых, капризных, аморально неустойчивых детей, существуют также педагогические и психологические факторы. Ребенок, прежде чем ступить на порог школы, в течение своей 6-7 летней жизни развивает свое мировоззрение и характер. Признавая, что воспитание ребенка — совместный долг семьи и школы, необходимо иметь в виду, что семья все-таки является первостепенным воспитателем в этом процессе. Семья, придающая большое значение приобретению ребенком знаний, контролирует его домашние работы, помогает ему справиться с трудными заданиями, и наоборот, семья, не заботившаяся об учебе своего ребенка, считает, что ему достаточно лишь уметь писать и считать. С подобным отношением можно столкнуться у некоторых школьных учителей. Такое недостаточное внимание не может не оказывать негативного влияния на детей. Это приводит к неуспеваемости ребенка, и ребенок постепенно становится трудновоспитуемым. По словам русского педагога Сухомлинского, «доверие к стремлениям ребенка - это проявление мудрости, человеческой терпеливости». Трудновоспитуемый ребенок с детства крайне нуждается во внимании и любви. Необходимо проявлять доброту и заботливость в воспитании ребенка, особенно в работе с трудновоспитуемыми детьми. Нет единой причины формирования трудновоспитуемых детей. Вместе с тем, нет всеобщего целительного средства, избавляющего ребенка от такого состояния. Известно, что слабость общественного контроля, невнимательность семьи, верхоглядство на воспитание ребенка могут вызывать негативные последствия

По мнению большинства ученых, можно преодолевать трудности в воспитании ребенка путем достижения определенной меры его психического развития. В целом, в психическом развитии человека и в формировании личных качеств решающее значение имеют внешняя среда и воспитание. Кроме того, сильным фактором, влияющим на формирование личности человека, является передача накопленного опыта детям в качестве средства воспитания. В заключение можно сказать, что для предотвращения порочных качеств ребенка и их ликвидации необходимо обратить особое внимание на следующие пункты:  во-первых, определить возрастные особенности психического развития каждого подростка;  во-вторых, изучить изменения, происходившие в воспитании ребенка;  в-третьих, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудновоспитуемого ребенка. Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующее:  усилить контроль учителей, родителей, а также общественности на территории школы, на улице;  учить ребенка способам эффективного использования его свободного времени и прослеживать, как это реализуется;  привлекать его в различные кружки, учитывая его интересы и способности;  повышать активность, давать поручения по его возможностям, связанные с участием в различных мероприятиях, проводящихся в школе, на вечерах и в кругу своих сверстников;  приобщать его к различным видам общественно-полезного труда;  применять различные способы поощрения по отношению к нему.


Определение понятия « трудновоспитуемости»

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подростковый возраст. Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по-своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс включает в себя много различных сторон. Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение ребёнком различных категорий ценностей, образцов поведения и т. д. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так негативных) является ведущей. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст представляет собой группу риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подрастающего поколения. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще несложились. Поэтому чаще всего подростки попадают в категорию «трудных».

Термин трудновоспитуемость - означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере. Неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. и как тревожный результат - трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Неверно приравнивать их к категории педагогически запущенных учащихся. Педагогическая запущенность - это причина, а не характеристика личности ребенка.

Трудновоспитуемость - проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок. Иногда этот конфликт - естественное столкновение противоречий, вызванное всего лишь непониманием друг друга. Как сложится их дальнейшая судьба, во многом зависит от школы.

Девиантность - определяет как отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). К категории трудновоспитуемых относятся такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Поэтому следует различать термины «трудные» и «педагогически запущенные дети» Под педагогической запущенностью подростков понимается стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно-воспитательного процесса. Все трудные дети являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом. Делинквентность, обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться кражи небольших сумм денег из дома. Детская делинквентность в подавляющем большинстве имеет социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания. Делинквентность не всегда связана с аномалиями характера, однако, при акцентуациях характера имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения.

Основные причины появления трудновоспитуемых детей.

Многие педагоги, к причинам трудновоспитуемости относят особенности семейного окружения, работы школы, влияние улицы, неформальных сообществ. Однако разнообразные нарушения поведения подростка обусловлены многими факторами. Наиболее типичными, по мнению В. А. Сухомлинского, являются следующие:

А) Наследственные: ребенок наследует от своих родителей психофизиологические особенности своего организма, влияющие на его развитие, способствующие формированию особенностей характера, отклонений, которые не всегда быстро обнаруживаются родителями и педагогами. Однако современные психологи отрицают решающее влияние на поведение трудных детей наследственного фактора, генетической отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы.
б) Приобретенные с рождения: недоношенность, слабость организма, особенности развития и функционирования органов и многие другие, существенно влияющие на последующее развитие ребёнка, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;
в) Приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ребёнком:
В некоторых случаях причины обнаруживается не сразу, а постепенно накапливаются, что впоследствии влияет на психику ребенка и ход его индивидуального развития;
г) неумение родителей видеть проблемы ребенка, нуждающегося в особом вос питании. К таким детям относятся:
д) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:
е) улица в широком смысле слова.

Особенности личности и поведения трудновоспитуемых детей

Выявление трудновоспитуемых, по мнению Майкла Раттера, невозможно без знаний об особенностях личности данной категории детей. Трудновоспитуемому ребёнку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. Однако, когда возникает трудновоспитуемость, формируется особая ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств.
Майкл Раттер считает, что мотивационная среда трудновоспитуемых детей включает:
· ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;
· бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.

Среди отрицательных качеств трудновоспитуемых детей всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудновоспитуемых детей характерен эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок. Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети. Беспринципность – другая распространенная черта трудновоспитуемых детей. Для таких детей нет твердых норм морали.

Трудновоспитуемость, всегда связана с наличием отклонений в поведении ребенка, диапазон которых достаточно широк - от пассивного сопротивления требованиям воспитателя до правонарушений. Поэтому к категории «трудных» подростков зачастую относят и несовершеннолетних правонарушителей и воспитанников спецшкол, не нарушавших закон; и детей, состоящих на учете по делам несовершеннолетних, и обычных учащихся, воспитание которых вызывает у учителей трудности.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.
Мотивационная среда трудных подростков включает:
- ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;
- житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.
Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания можно только в том случае, когда будут ясны мотивы поведения каждого конкретного подростка.
Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких впечатлениях, эмоциональных переживаниях.
Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную сферу подростка и переключить его чувства, переживания на общественно полезные дела.
Среди отрицательных качеств трудного подростка всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок.
Эгоизмом
страдают преимущественно избалованные дети.
Беспринципность
– другая распространенная черта трудных детей.
Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций.
Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи жизни”, но тяжело переживает конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.
Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.
Вторая особенность поведения трудных детей
- конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников.
Третьей особенностью - характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.
Четвертая особенность
– крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая интенсивность).
Пятая особенность
поведения трудновоспитуемых – это противодействие воспитательным воздействиям.
Особенности развития трудного ребенка:
- основные отклонения в развитии психики, которые породили неправильное поведение;
- систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;
главные отношения трудного подростка с окружающим миром.
Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство.
Если подросток стал на путь продуманного противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.

Особенности применения методов поощрения и наказания в воспитании трудновоспитуемых детей.
Большинство педагогов и психологов (А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Х. Бектенов, М. А. Галагузова, И.П. Подласый) отмечают, что использование методов поощрения и наказания в воспитании трудновоспитуемых детей зависит и от конкретной педагогической ситуации, а также от отношения ребенка к наказывающему и поощряющему.

Общим требованием к методам поощрения и наказания является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение - как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода.
В.А. Сухомлинский утверждал, что наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный негативным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. И третье значение заключается в снятии вины. Отрицательный поступок представляет собой определенную преграду, неуверенность во взаимоотношениях с воспитанником. Наказание должно нейтрализовать эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую ребёнок признает и принимает. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

Другой отечественный педагог - А. С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю и человеческое достоинство.

Виды и формы поощрения и наказания

Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем, целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения:
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы:
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
б) традиционные поощрения и наказания;
в) поощрения и наказания в форме экспромта.
Заключение
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются. Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников, которые различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений. Исходя из этого, предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников является важным направлением в борьбе с антиподами нравственности в сознании и поведении школьной молодежи. Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности, максимальное использование воспитательных возможностей социальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с отрицательными – все это составляет общую стратегию воспитания и перевоспитания. Методика перевоспитания предполагает создание и накопление социально ценного жизненного опыта путем включения трудного подростка социально ценную деятельность, в систему ответственных зависимостей в коллективе сверстников, других социально здоровых объединениях детей и взрослых. Деятельность есть главный инструмент перестройки духовного мира личности, коллектив – главное воспитательное средство в руках педагога.
Воспитание трудных подростков обеспечивается все системой общественного воспитания в нашей стране. Кроме того, в школе и семье предпринимаются те общие профилактические меры, которые не должны допускать появления трудновоспитуемых. Но именно школа была и остается основной социальной воспитательной силой, организующей процесс воспитания трудных детей.

. Работа

детьми

РАБОТА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

План

Введение

I. Основные направления работы школы с "трудными" учащимися

1. Изучение "трудных".

2. Планирование работы классного руководителя

3. Организация помощи "трудным" детям

II. Работа с "трудными" в функционалах руководителей школы и воспитателей

Директор школы
Заместитель директора по учебной работе
Заместитель директора по воспитательной работе
Классный руководитель.
Школьный психолог
Наставники
Учителя-предметники
Родители.
Совет по профилактике правонарушений
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики
и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

III. Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными детьми

Карточка учета "трудного" ребенка
Краткая характеристика "трудного" ребенка.

IV. Стимулирование волевых усилий трудного подростка

Приемы индивидуального воздействия
Условия действенности приемов (по Верцинской)
Дифференцирование - групповой подход в процессе обучения


Приложения

1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

2. План педагогического совета
"Оценка знаний учащихся и защита ребенка от педагогической
некомпетентности, ошибок и агрессии"

3. План педагогического совета


"Проблемы трудных детей и трудного детства"

4. План педагогического совета


"Проблемы учебной дисциплины"

5. План педагогического совета


"Правовое воспитание: проблемы, пути решения"
ВВЕДЕНИЕ

Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат -"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении .

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.

Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика.виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях . Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в непредсказуемом переплетении в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом.

По типу запущенности:

Педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);



- социально запущенные (дезорганизаторы - пассивные и активные);

Правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

Отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).


По области психических нарушений:

По позиции:

ТРУДНЫЕ

По типу запущенности


педагогически запушенные (неуспевающие и недисциплинированные)

социально запущенные (дезорганизаторы, пассивные, активные)

правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганства)

отклоняющиеся от N по здоровью-психическому и соматическому

с пассивной жизненной позицией

(безволие, равнодушие, недоверие)


с неадекватной реакцией
(эгоисты, упрямцы)

с антиобщественным поведением
(жестокие, антогонисты, аморальные)

по области психических нарушений:

по позиции

Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение "трудного" к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Организации системы предупредительной работы с детьми, укреплению положительных начал в ребенке, адаптации его в коллективе сверстников посвящается школьная программа "Трудные дети".

Основные направления работы школы с "трудными" учащимися
ИЗУЧЕНИЕ "ТРУДНЫХ"

Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания.

Диагностическая карта "трудного"

1. Выявление "трудных" школьников с 1 по XI класс, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".

3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Возрастная педагогика в работе с "трудными"

"Трудный": младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем , изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

"Трудный": средний школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

"Трудный": старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет . Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Реализация учителем личностного подхода.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

рудным детям.



К благополучным детям

К трудным детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Границы применения личностного подхода к трудным.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

Для большого диапазона личностных качеств между Я положительный и Я отрицательный эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.

При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Я агрессор и Я эгоист), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.

Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

В воспитательной работе встречаются благополучные дети, не требующие каких-либо усилий, а так же те, кто представляет определенные трудности для воспитателей. Среди них выделяют трудновоспитуемых. Это определенная категория детей, которая отличается от сверстников и характеризуется определенными проявлениями.

В результате изучения главы 35 студент должен:

знать

  • сущность понятия "трудновоспитуемый" в социальной педагогике;
  • взгляды В. Н. Сорока-Росинского о типичных группах трудновоспитуемых и их особенностях;
  • формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых;

уметь

Определять основные формы трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых;

владеть

Методами определения основных форм трудновоспитуемости ребенка и проблем воспитания трудновоспитуемых.

Понятие "трудновоспитуемый" в социальной педагогике

Понятие трудновоспитуемый встречается и в специальной литературе и в повседневном лексиконе воспитателей. В первой половине XX в. использовалось выражение – "дети, трудные в воспитательном отношении". До настоящего времени понятие "трудные" дети не имеет общепринятой трактовки. Это связано с многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Историко-педагогический подход позволяет выделить в проблеме наиболее существенное, что сложилось в ее понимании.

Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные трудности в педагогической работе. Эти трудности проявляются в негативном (девиантном) поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю и воспитательному воздействию.

Одними из первых проблемы трудновоспитуемых детей в России исследовали чаще всего врачи. Именно к ним обращались родители с проблемами трудновоспитуемости детей и им приходилось их решать. В конце XIX – начале XX в. нс редко в статьях, отдельных брошюрах именно врачи анализировали трудновоспитуемость и давали рекомендации родителям. Детский врач М. Перфильев , работавший с трудновоспитуемыми детьми и их родителями, писал, что вначале родители "замечают какие-либо особенности или странности в ребенке, с которыми они не могут справиться самостоятельно и потому иногда даже очень рано обращаются за разъяснением к врачу (гораздо чаще впрочем этого не бывает); затем ребенок вступает в школьный период и проявляет свои особенности или странности еще в большей мере, причем педагоги или вовсе не замечают или игнорируют их, или же переталковывают их по-своему, и, наконец, когда зло уже запущено или даже непоправимо, обращаются к врачу, ищут его всемогущества" .

Среди педагогов, психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемости преобладали те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания. В частности, к таким авторам относятся Д. А. Дриль, В. П. Кащенко, В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко и др.

Д. А. Дриль многие годы жизни посвятил исследованию проблем социального отклонения детей и путей его преодоления. Он уделил значительное внимание исследованию причин формирования детей, которые требуют исправления, одним из первых ввел понятие медико-психологической диагностики детей в исправительных учреждениях и особенностей воспитательной работы с ними.

В. П. Кащенко отмечал, что родившиеся физически здоровое существо имеет от природы возможности полноценного развития в благоприятных условиях. На практике таких условий не существует и развитию ребенка сопутствуют неблагоприятные факторы, в том числе болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях и говорят о трудных детях. Этим подчеркивают характерную особенность в их жизненных проявлениях (а также и в педагогическом плане), связанную с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками и проявляющиеся в осложненной форме поведения.

М. Перфильев, В. П. Кащенко, В. А. Сухомлинский и другие исследователи в качестве наиболее типичных причин (факторов) формирования детей, трудных в воспитательном отношении, указывали следующие.

  • 1. Наследственные. Ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего "Я", способствующие формированию особенностей характера, отклонений, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами.
  • 2. Приобретенные с рождения своеобразия (недоношенность, хилость и слабость организма, своеобразие развития и функционирования тех или иных органов), существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности.
  • 3. Приобретенное в раннем возрасте своеобразие как следствие:
    • – искусственного вскармливания;
    • – передачи болезни от кормящей матери;
    • бытовых условий;
    • – болезней и особенностей их протекания;
    • – очевидной или незаметной, но постоянной недостаточности питания;
    • – ушибов головы, травмы.

Невозможно перечислить всего многообразия факторов, обусловливающие уход за ребенком, которые могут сказаться на его развитии. Это иной раз ничем сразу не обнаруживается, но постепенно накапливается и влияет на психику ребенка, впоследствии определяя своеобразие его индивидуального развития.

  • 4. Обусловленные неумением родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании, и учитывать это в воспитании. В частности, далеко не все родители умеют выделять такие явления, как:
    • гиперактивность часто "нервных", бойких, легко впечатлительных детей, непосед;
    • гипоактивность, проявляемую в вялости, болезненности, малоподвижности, трудной восприимчивости, упрямстве, своенравности, раздражительности;
    • пластичность психики и повышенную восприимчивость. Как указывал В. А. Сухомлинский, таких (особенно маленьких) детей возбуждает или парализует агрессивность школьной суеты – беготня, шум, крик, особенно крик учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Под влиянием страха он в течение продолжительного времени не может нормально развиваться. Самое драгоценное время упущено для полноценного умственного развития;
    • одаренность, оказавшаяся в среде отчуждения, неприятия. Такое явление имеет место, вследствие нереализованности возможностей ребенка в познавательной деятельности и неадекватности их проявления;
    • замедленное умственное развитие – не умственно отсталые, а нормальные дети, в воспитании которых в дошкольные годы допущены ошибки;
    • состояние дезадаптации (начало пребывания в детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе другой школьный коллектив), которое усугубляется неумением воспитателей осознать это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию личности. Данный факт особенно негативно проявляется, когда и сама среда оказывается по отношению к этому ребенку агрессивной.
  • 5. Обусловленные воспитанием, воспитательными действиями без учета индивидуальных особенностей ребенка, педагогическими упущениями в работе с ним. Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку появляется множество острых углов и подводных камней, создающих условия для потрясений, с которыми ребенок не может справиться. К таким факторам относятся следующие.

Во-первых, недостаток (отсутствие) должного воспитания ребенка в годы раннего детства (от года до семи-восьми лет). Чем дальше от рождения начинается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в интеллектуальном плане. Это проявляется либо в ошибочном мнении, о том, что, чтобы ребенок учился, до поступления в школу его сознание должно оставаться как чистая доска (не надо учить его писать и читать), либо в неумении создавать обстановку, способствующую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и начальный школьный период. Если этого нет, по существу нет умственного воспитания и формируется задержка умственного развития.

В умственном воспитании важная роль принадлежит любознательности. Она пробуждается в ребенке незаметно для тех, кто его окружает. Истоки любознательности в природе самого человека. Исследования специалистов убедительно показывают, что ее можно развивать, тормозить и даже "закупорить". Открывая перед ребенком те или иные вещи, предметы, явления, воспитатель обеспечивает его направленное развитие. И чем больше открытий, тем больше новых вопросов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если этого не происходит то, у ребенка формируется невосприимчивость, непонятливость, тупость, которые и делает его трудным в обучении и воспитании.

Во-вторых, несправедливость, оскорбляющая и уязвляющая самолюбие, вызывающая у ребенка возмущение и рождающая самые разнообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрослого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником большого горя.

В-третьих, грубость и бестактность по отношению к ребенку, способствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние, он нередко прибегает к совершенно неожиданной форме активного протеста – действиям на зло, к кривлянью, паясничанью. Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает. Это очень опасное состояние – притупление чувства чести, гордости. Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

В-четвертых, равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающееся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у ребенка потребность изменения отношения к себе и он разными способами старается привлечь внимание. Это могут быть истерические проявления, неординарные показные действия, агрессивность по отношению к окружающим.

В-пятых, стремление некоторых родителей поставить воспитание на "научную" основу, что приводит к нивелированию своеобразия ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной "педагогики". Часто такой родитель использует определенную книгу и пытается дословно реализовать ее советы в воспитании ребенка. При этом часто увлекаются специально подобранными игрушками, не соответствующими интересам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения, у него выискиваются "таланты и наклонности", часто мнимые или отвечающие существующей "моде", начинается дрессировка, ломка ума, чувства и воли, доходящие до истинной пытки для него. В конечном итоге это приводит к деформации личности ребенка, вплоть до трагедии.

В-шестых, "сильные", "волевые" меры воздействия на ребенка в семье. Послушание и повиновение не должны основываться на страхе, который порождает обман, лицемерие, подхалимство.

В-седьмых, "устройство" родителями своего ребенка в "престижные " детские сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей и склонностей. В таких учреждениях нередко имеет место перегрузка ребенка и, как следствие, его неспособность справиться с учебной программой, что приводит к серьезным нервным срывам, раздражительности и другим негативным последствиям.

В-восьмых, попустительство в воспитании – "свободное воспитание" без учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и полной неуправляемости в отношении к ребенку.

В-девятых, ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка отрицательных позиций, интересов, привычек, установок.

В-десятых, отсутствие общественного воспитания, стремление родителей изолировать ребенка от внешней среды. Такой подход формирует "искусственность" и ограниченность личности. Ребенку приходится очень трудно в последующем самопроявлении в школьной среде и общении со сверстниками. Он не знает как лучше себя вести, у него нет опыта общения, самопроявления активности. Все эго способствует изоляции, сдерживанию в активности, насмешкам сверстников, а порой и издевательств с их стороны или, наоборот, к неадекватным действиям и поступкам, последствия которых трудно прогнозировать.

  • 6. Обусловленные проблемами семьи, отразившимися па воспитании ребенка. Это:
    • ребенок, которого не ждали и обусловившее данный факт негативное отношение к нему;
    • отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы. Существует поговорка "с кем поведешься, того и наберешься". Не лучшее окружение способствует усвоению опыта соответствующего поведения и отношения;
    • приниженное или недостаточно почетное положение матери в семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию ее воспитательного воздействия и формированию понимания того, что необязательно слушаться тех, кто делает какие-либо замечания и наставления. У мальчиков это может способствовать формированию негативного отношения к представительницам противоположного пола;
    • отсутствие отца или его положительного воспитательного влияния на ребенка;
    • агрессивность семейного быта, способствующая формированию у ребенка напряженности, переходящей в страх со всеми вытекающими из этого явления негативными последствиями;
    • самоустранение родителей от воспитания ребенка по различным причинам: "служебной" занятости; из-за желания пожить для себя, пока молоды; перекладывание воспитания на бабушек, дедушек, других воспитателей. Такие родители часто считают, что пока ребенок маленький он не понимает, а когда подрастет, вот тогда они и займутся его воспитанием;
    • отсутствие единства требований и согласованности действий в процессе воспитания;
    • отсутствие внутренней дисциплины и порядка в семье, положительных воспитательных примеров, фактических образцов для подражания.
  • 7. Обусловленные случайно попавшей в руки книгой или просмотром телевизионной передачи далеко не детского содержания, побуждающих не по возрасту ранний интерес и поиск ответов не у родителей, а у знакомых.
  • 8. Обусловленные влиянием улицы в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами :
    • отрицательными примерами старших;
    • – кругом новых знакомых далеко не лучшего поведения, совместными поисками приключений.

Изложенное показывает, как много факторов может способствовать формированию трудновоспитуемости ребенка. Каждый трудновоспитуем по-своему. Причины этого свои. Одни из них характеризуются своеобразием роста ребенка, его неугомонностью и активностью, другие – результат негативного воспитания, влияния среды, третьи – следствием нарушения в развитии и недостатков воспитания.

  • Отечественная социальная педагогика: хрестоматия / сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев. М.: Изд. центр "Академия", 2003. С. 338-353.