Процесс социализации ребенка. Роль семьи в процессе социализации ребенка

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности.

В семье индивидуальный опыт не исчезает со смертью индивида, а входит в состав коллективного опыта. Семья в этом смысле выступает как взаимодействующая группа. «И так как эта группа, - отмечает Аристова Н.Г., - со смертью данного поколения также не исчезает, а продолжает существовать, то коллективный опыт этого поколения также не исчезает, а передается следующему поколению, отцы передают свои знания детям, дети - своим детям и т. д., вместе с этим каждое поколение к полученной по наследству сумме знаний (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания), таким образом, постоянно растет» .

Итак, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой -- социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других .

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. В этой связи различают следующие типы семей:

с общественно-прогрессивной направленностью (единство взглядов, хорошие межличностные отношения);

с противоречивой направленностью (отсутствует единство взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);

с антиобщественной направленностью (их ценностные ориентации противоречат идеалам общества).

Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. Семья в силу своего постоянного и концентрированного воздействия на индивида способна сформировать у него устойчивые ценностные ориентации. Поэтому господствующая общественная мораль сохраняла свою власть, только если ей удавалось взять под свой контроль семью. Так, христианская мораль господствует длительное время на огромной территории за счет того, что она начинается с семьи; семейные узы священны.

Семья играет ведущую роль в экономической социализации детей, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков. Этот процесс во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах дети из семей с высоким экономическим статусом, но более сформированные экономические понятия имеют дети из небогатых семей .

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функцию (забота о младших в семье, помощь больным, уход за животными).

Отечественная наука рассматривает роль семьи в экономической социализации и через формирование полезных навыков и привычек .

Многие из них связаны с культурой поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми руками и класть их на место; не рисовать на стенах. Отношение детей к личной и общественной собственности формируется в детстве и закрепляется в подростковый период.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес ученых, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя, либо наказывая. Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д.Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический, и попустительский.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов -- «авторитетный», «сотрудничество») -- родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов -- «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») -- ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания:

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -- это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности -- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) -- стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой -- к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости .

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Реан А.А. выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности (отсутствие одного из родителей). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы. При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница .

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными, из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная-неполная семья». В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения .

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Реан А.А. отмечает, что этом плане можно выделить несколько типов неправильного воспитания:

гипопротекция -- недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка;

доминирующая гиперпротекция -- чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;

потворствующая гиперпротекция -- недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты;

воспитание “в культе болезни” -- болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки;

эмоциональное отвержение -- ребенок ощущает, что им тяготятся;

условия жестких взаимоотношений -- срывание зла на подростке и душевная жестокость;

условия повышенной эмоциональной ответственности -- на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;

противоречивое воспитание -- несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи .

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. И, тем не менее, хотя родители как центр ориентации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая фактором построения ребенком картины социального мира, часто осложняется общей ситуацией, в которой оказывается семья. Так, при бурном темпе социального развития семья часто «не успевает» за его ходом. Родительская позиция при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт -- у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося социального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побеждает привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пытаются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его разлад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоречие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом - причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностного усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к образованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни» .

Проблемы социализации в современном обществе связаны с тремя обстоятельствами:

  • 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
  • 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.
  • 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации.

Несмотря на то, что в условиях социальной нестабильности современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее значение в процессе социализации подрастающего поколения весьма важно.

В то же время в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности .

Итак, сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка.

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, получить качественное правовое воспитание, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами [Бабенко, 2005, с. 104]. Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности.

Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Задачи семейной социализации и воспитания заключаются в том, чтобы выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности с тем, чтобы он мог достаточно эффективно адаптироваться к жизнедеятельности различных групп и коллективов. В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально - психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие семьи. По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала - бессознательно!) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению [Реан, 2000, с. 31].

Средства социализации:

  • 1. Методы вскармливания младенцев и ухода за ними;
  • 2. Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организаций;
  • 3. Последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других [Реан, 2000, c.4].

Изучение влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Рассмотрим результаты одного из них (Д. Баумринд). В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль, то есть попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости: оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.

Модель поведения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная - неполная семья". В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е. Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция-недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция-чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция-недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание "в культе болезни" - болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений - срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности-на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание - несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей ("обесценивание" родителей - по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно "обесценивания" родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность "реакция эмансипации". Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно, как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о "замещении родителей" группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг.

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек- на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, "С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?" - и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек - друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А. Реан, М.Ю. Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Елена Володченкова
Роль семьи в социализации ребёнка

Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит от отцов и матерей, а родители счастливы, когда их сыновья и дочери успешны в учебе и работе.

Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. .

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со стороны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так , а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Анализ причин социального и психологического благополучия/неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи , но и факторов социального окружения , правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему.

Семья и общество - это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего : руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой - к старому, мужчина - к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

В каждой благополучной семье детей учат , как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

Семья является идеальным типом социальной структуры . Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика. Ребенок не может жить вне семьи , и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

С точки зрения социологии семья - это часть общества, своеобразный воспитательный коллектив. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями : нравственными, социально-биологическими , хозяйственно-экономическими, психологическими.

На семью как социальный институт оказывают влияние все социально -экономические и культурные процессы, происходящие в обществе.

Семья выполняет ряд важнейших социальных функций (классификация М. С. Мацковского) .

Таблица 1.

Сфера семейной

Деятельности Общественные

Функции Индивидуальные

Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная Социализация молодого поколения

Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно –

Бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно -

Бытовых услуг одними от других

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных

Средств одними членами семьи от других

Сфера первичного

Социального

Контроля Моральная регламентация поведения членов семьи , ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за не должное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Социально –

Статусная Представление определенного социального статуса членам семьи . Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Сфера духовного

Общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи . Укрепление дружеских основ брачного союза

Досуговая Организация рационального досуга

Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Поручение психологической защиты, эмоциональной поддержки

Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Семья образует некую социальную единицу - все за одного и один за всех. Новый смысл существования семье дают дети , источник радости и сил. Любовь к детям часто дает силы родителям переносить все невзгоды жизни.

Вместе с тем и чрезвычайно трудно воспитывать детей в семье . Одна из причин этого в том, что родителям очень трудно понимать своих детей и свободно относиться к ним. Очень часто родители не понимают своих детей, хотя уверенны, что они их знают. Жить своей семьей «в полноте ее задач» достаточно трудно. Сама по себе семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Разрушение же семьи не только не реализует ее воспитательной возможности, но и влечет за собой чрезвычайные осложнения для души ребенка.

Современная семья все более и более не справляется с выполнением своих прежних функций. Изложенные обстоятельства можно охарактеризовать как кризис современной семьи . Однако наименьшее значение здесь следует приписывать экономическим трудностям. Как бы ни тяжелы были они, крепкая семья переносит их как единое целое; муж, жена, дети становятся при этом только ближе друг другу. Все основные трудности семейной жизни, приведшие ныне к кризису семьи , лежат, как правило, не вне ее, а в ней самой - в личности людей, образовавших семью .

семья семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Таким образом, в определение понятия «неполная семья » ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем : неполными считаются семьи , в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность.

Итак, семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В каждой благополучной семье детей учат , как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо.

Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи.

Научно-технический прогресс достиг на сегодняшний день настолько высоких результатов, что теперь обществу требуются активные люди с высокоразвитым творческим потенциалом, гармонично взаимодействующие с окружающими, быстро принимающие решения и способные своевременно и разумно решать возникающие проблемы.

Социализация - это процесс познания человеком нравственных норм, морали и правил поведения в окружающем его обществе. Осуществляется этот процесс, как правило, посредством общения в семье, что позволяет приобрести качества, опыт, убеждения, ценности и формы поведения, установленные и одобряемые обществом, благодаря которым собственно и становится полноценной жизнь в обществе.

Именно общение является источником социального развития ребенка. На самом деле не столь важно с кем происходит общение. Это могут быть его сверстники или взрослые. Но, учитывая тот факт, что первым человеком, с которым ребенок начинает общаться и нуждается в нем, является его мама (либо отец или человек их замещающий), то именно семья считается первым и основным «институтом социализации».

Неотъемлемая роль в детском возрасте отводится агентам социализации. Именно они оказывают столь значимую роль на процесс социализации. К ним относятся лица, с которыми ребенок общается чаще всего. В основном это:

  • семья ребенка (его родители и близкие люди);
  • детский сад (особо значимая роль отводится воспитателям);
  • общество (сверстники и друзья ребенка).

Перед семьей и педагогами помимо традиционных вопросов (как следует учить и каким должно быть воспитание ребенка в современных условиях) встает задача, суть которой состоит в правильном формировании человека, чтобы он мог соответствовать требованиям современного общества. Успешная социализация позволит стать ему полноценным членом своей социальной среды и иметь равные права.

Социализация детей дошкольного возраста длится достаточно долго. Это очень важный шаг, который совершает ребенок на пути вхождения во внешний мир.

Общение в семье, как и в обществе очень важно для ребенка. Ведь в процессе взаимодействия с другими людьми он учится жить по установленным правилам, принимать во внимание не только свои увлечения, но и интересы других людей, впитывая определенные нормы поведения.

Социализация не допускает безучастной и пассивной позиции человека в жизни. Более того, социализация предусматривает принятие им активного участия в освоении людских отношений, общечеловеческой культуры, а также формировании определенных норм, функций и усвоении навыков и умений, требующихся для их успешной реализации.

Социализация основывается на глубоком освоении людьми окружающей их действительности, постижении ими навыков как практической групповой, так и индивидуальной работы.

Как осуществляется эта самая социализация? Только родившемуся малышу пока не ведомо где он оказался, покинув уютную, теплую и безопасную утробу матери. А оказался он в семье, основной функцией которой собственно и является социализация, либо процесс семейного воспитания ребенка.

На семье лежит задача в функциональной социализации и воспитании ребенка, обеспечении его безопасности, комфорта и эмоциональной защиты. Механизм социализации в семье - естественное усвоение посредством подражания, поролевой идентификации, усвоения установленных норм и правил путем взаимоотношения (общение, деятельность) и взаимодействия со сверстниками.

Детский возраст это тот период, когда у ребенка формируется самосознание, происходит закладка первых представлений о себе самом, образование устойчивых форм межличностного взаимодействия и усвоение моральных и социальных норм.

Семья ответственна за воспитание, развитие ребенка и приобретение им социального опыта. Будучи социальным институтом воспитания, семья выполняет процесс социализации детей, выступая в качестве источника социализации. На самом деле социализация имеет массу источников, но семья считается наиважнейшим. Ведь в семье социализация проходит самым естественным и безболезненным способом. В качестве основного механизма выступает воспитательный процесс. Этот процесс социальный в самом широком смысле. В воспитании принимают участие и люди, и вещи, и явления, но первое место отводится людям, а точнее родителям ребенка.

Дети должны ощущать себя любимыми. И это мнение разделяют все воспитательные теории. Ведь не секрет, что недолюбленные и нелюбимые детки болеют гораздо чаще, да и развиваются хуже. Затем повзрослев, они становятся источником проблем социального и психологического характера.

Семья является основным институтом социализации личности ребенка. В семье он приобретает первичный опыт социального взаимодействия. Определенный этап времени семья для детей выступает единственным местом получения такого опыта. Пройдет немного времени и в их жизни появятся такие социальные институты, как ясли, детский сад, школа, институт, улица. Но и в этом случае семья, как и прежде, останется важнейшим фактором социализации личности.

Семейная социализация толкуется двояко. С одной стороны она понимается как подготовка к предстоящим семейным ролям, а с другой – как воздействие, которое оказывает семья на формирование социально-компетентной, самостоятельной, зрелой личности.

Социализация в семье осуществляется по 2 параллельным направлениям:

  • в ходе целенаправленного процесса воспитания;
  • на основе механизма социального научения.

Что касается социального научения, то этот процесс протекает по двум основным направлениям. Так, в одном случае обретение социального опыта происходит при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями и другими членами, проживающими в семье (братья, сестра, бабушка, дедушка), тогда как в другом случае социализация осуществляется в ходе наблюдения за тем, как происходит взаимодействие других членов семьи между собой.

Помимо этого социализация детей в семье может протекать и путем особенного механизма социального научения, получившего название «викарное научение», основанного на усвоении социального опыта через наблюдение научения других.

В семье индивидуальные качества и внутренний мир ребенка раскрываются в полной мере.

Факторы, влияющие на личность ребенка в семье, делятся на три группы.

К первой относится социальная микросреда семьи , внутри которой происходит процесс приобщения ребенка к социальным ценностям и ролям, ознакомление со сложностями и противоречиями современного мира.

Ко второй – внутри и вне-семейная деятельность . В основном это бытовой труд, выступающий самым действенным оружием социализации людей и приобщения их к будущей жизнедеятельности.

Третья группа это процесс воспитания в семье , то есть определенный комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Существенное влияние на процесс развития ребенка оказывает окружающая среда. Причем это не просто дом или улица, а люди, группирующиеся по особой системе взаимоотношений, правил и взаимодействия. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то новое, что сказывается на его поведении. Взрослые, к примеру, демонстрируют свои навыки и умения относительно того каким образом следует контактировать с одушевленными и неодушевленными предметами. Дети соответственно берут с них пример. Достаточно взглянуть на ребенка, и становится очевидно, что он действительно копирует манеру поведения взрослых людей. Затем в процессе общения между собой детки начинают учить друг друга правильному общению в их маленьком мире.

Социализация личности ребенка осуществляется под воздействием разных факторов, что подкрепляется многочисленными исследованиями в области социологии и социальной педагогики. Социализация личности ребенка осуществляется (формируется) под воздействием различного рода факторов.

Различают следующие факторы социализации человека:

  • микрофакторы, представляющие собой непосредственную среду жизнедеятельности ребенка и его близкое окружение (главным образом семья, затем соседи, друзья, микросоциум);
  • мезофакторы. Здесь подразумеваются этносоциокультурные условия региона, СМИ, субкультуры, типа поселения (малый город, средний город, мегаполис; курортный центр, промышленный, индустриально-культурный; село – малое, среднее или большое);
  • макрофакторы, в качестве которых представляется страна, государство, общество, этнос;
  • мегафакторы. Здесь уже речь идет о космосе, мире, планете, сравнимых с аспектами регионального, национального, глобального и континентального в развитии человека.

Особая роль отводится микрофакторам (т.е. семье, ровесникам, воспитателям), которые являются самыми значимыми в первичной социализации ребенка. Ближайшее окружение оказывает существенное воздействие на процесс формирования личности ребенка в ходе повседневной жизни.

С возрастом для ребенка все большую роль начинает играть процесс овладения нормами и правилами взаимоотношений в обществе. Тогда одних знаний об устройстве человеческого общества и о правилах поведения в нем уже недостаточно. Ему требуются условия, позволяющие приобрести личный социальный опыт, потому как социализация предполагает принятие «живого» участия самого человека в постижении культуры поведенческих отношений, освоении социальных норм и выражении психологических механизмов социального поведения.

Семья уникальна тем, что дети получают от нее социальный опыт и учатся тому как нужно правильно интегрировать в большой мир. Лишь семья способна социализировать ребенка в полной мере, предоставив ему основу для устойчивого вхождения в жизнь, возможность выбирать для себя то, что нужно и отвечать за совершенные действия. При отсутствии опыта семейного воспитания (что бывает у детей – сирот и тех, кто воспитывается в интернатах) происходят проблемы социализации детей.

Проблема социализации детей дошкольного возраста

Проблемы социализации детей в настоящее время являются ключевыми в педагогической теории и практике. Ведь от успешного их решения зависит возможность полноценного функционирования личности в обществе как активного субъекта. К проблемам социализации детей относятся проблемы развития личности, формирования и социализации ее в обществе.

Социализация и воспитание личности в семье и обществе– процесс довольно сложный и очень важный. Социализация в данном случае позволяет человеку стать тем членом общества, к которому он относится.

Как помочь ребенку в социальной адаптации

Наиболее удобной формой развития ребенка в любом возрасте является игровая форма, использовать которую можно вплоть до семилетнего возраста. Общение при этом является ее составляющей. В процессе игры дети быстро развиваются и физически, и психически, и эмоционально, и социально. В игре малыш часто использует бытовые ситуации. К примеру, поход в детский сад или магазин, поездка в транспорте, игра в «дочки-матери» или в доктора.

В процессе игры он как бы создает ситуацию максимально приближенную к действительности, воображая и фантазируя что-либо. Таким способом он старается почувствовать себя взрослым, примеряя его поведение на себя. Процесс игры позволяет детям проработать различные пути и варианты того, как можно разрешить конфликтную ситуацию, выразить свое недовольство, одобрить, или поддержать.

Детям старшего возраста кроме игры необходимы беседа, наблюдения, обсуждения, учеба, музыкальные упражнения. Оказание взаимопомощи друг другу нуждается в поощрении. Это касается и совершения любых нравственных поступков. Потому что из этих кирпичиков и строится личность человека.

Все фотоматериалы взяты с сайта Google.Images.ru

Динамичные изменения современного мира в политической, экономической и социальной сферах диктуют необходимость новых подходов к теории и практике воспитания и позитивной социализации личности учащегося. В эпоху быстрого обновления всех сфер жизни, успешная социализация молодежи предполагает ее готовность самостоятельно действовать и принимать адекватные решения в условиях быстро меняющейся окружающей действительности.

Именно это обусловило открытие множества городских экспериментальных площадок в школах Москвы, которые изучают механизмы социализации личности детей и разрабатывают программы, тренинги, образовательные программы, направленные на формирование позитивной социализации учащихся. На базе нашей школы также открыта экспериментальная площадка, цель которой – позитивное социальное становление учащихся как интегрированное качество личности. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что социализация личности не есть завершенный процесс. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст).

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:
оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
социальный опыт складывается и спонтанно. Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» - нормами и правилами - проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами - происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей.

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Библиография
С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.
Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 стр.