Развитие речи через театрализацию. Как с помощью театра легко и играючи помочь ребенку развить речь и навыки общения

Тема второго доклада: Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.

МБДОУ №87 «Золушка»

ДОКЛАД

Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.

Выполнила:

воспитатель

Ястребова В.Л.

г.Набережные Челны 2011 г.


Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительность речи делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительней речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Работа по формированию выразительности речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем, не, только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, потому что бывает, что взрослые люди с богатым духовным содержанием и с выразительной речью оказываются стеснительными, замкнутыми, теряются в присутствии незнакомых людей.

Привычку к выразительной речи воспитать, только привлекая с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Самый короткий путь эмоциональной раскованности ребенка и снятий зажатость это пусть через игру, фантазию и сочинительству это театральная деятельность.. Воспитательные возможности театральных игр широк. Участвуя в них дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения.

С умственным развитием тесно связано совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев собственных взысканий незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно четко понятно изъясняться, у него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Театральные игры позволяют ребенку приобщится к достижениям истории культуры и осваивая их становиться культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит его развитию творческих способностей.

Театральная игра имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность театральных игр близки детям. Театральная игра является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения для детей всегда имеют нравственную направленность «дружба, доброта, честность, смелость». Благодаря сказкам рассказам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Развивая ребенка в театральной деятельности воспитатель должен:

Создавать условия для развития творческой активности детей;

Поощрять творчество;

Развивать способность свободно держаться при выступлении;

Побуждать к импровизации;

создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;

Обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь.

Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Таким образом, театрализованная деятельность важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способности распознавать эмоциональное состояние человека, по мимике, жестам, интонациям, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, и находить способы содействия.


Ястребова Вера Леонидовна

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made ! Поскольку не хлебом единым жив человек, приходится иногда задумываться над тем, каким образом наши дети изучают окружающий мир. Определённой формой познания человеком предметов и явлений является речь. И, конечно, речь — это средство общения людей друг с другом. А значит, это незаменимый инструмент для ребёнка в процессе становления его личности. Итак, сегодня я предлагаю выяснить, как происходит развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Роль театра в развитии ребёнка настолько важна, что об этом можно говорить бесконечно.

Театрализованные представления, в которых с раннего возраста участвует сам ребёнок, приносят малышу колоссальную пользу.

Помимо речи, театр неизбежно развивает в детях творческие способности, стимулирует развитие психики.

Театр также замечательно помогает развивать эмоциональный интеллект, о котором я написала уже не одну статью:

Маленький домашний театр

Маленький домашний спектакль, созданный родителями с помощью любимых игрушек ребёнка, — это самый лучший способ донести до малыша важную информацию, установить взаимопонимание.

Игровая форма общения всегда предпочтительнее.

Например, совершенно бесполезно на словах убеждать ребёнка, что он не должен бояться подходить и знакомиться с другими детками на площадке во дворе.

Ребёнок не воспримет эту информацию. А зачем ему это надо? Это родители мучаются головной болью оттого, что ребёнок растёт нелюдимым букой.

А сам ребёнок пока не понимает всей важности развития навыков общения.

Иногда ему хочется с кем-то поиграть, но это же так страшно!

А вдруг ребята не станут с ним дружить?

И тогда на помощь приходит его любимый мишка.

Пример постановки домашнего спектакля

Косолапый плюшевый друг будет грустный ходить по импровизированной детской площадке в детской комнате, вздыхать и громко мечтать с кем-нибудь поиграть.

Это совершенно точно заинтересует вашего малыша.

Он станет внимательно следить за развитием событий.

А потом на ту же «площадку» придёт, допустим, его любимая лисичка.

Она тоже привлечёт к себе внимание ребёнка печальными рассуждениями о том, как ей скучно одной на площадке и как страшно подойти к мишке, познакомиться с ним и вместе поиграть.

Мишка такой страшный, ой, какой страшный!

Лисичка прячется от мишки и трясётся от страха.

Обычно в этом месте дети начинают хихикать, и тогда уж можно спросить у маленьких зрителей, как же помочь мишке и лисичке?

Можно дать им маленький мячик, чтобы игра завязалась. Дети от такого спектакля приходят в восторг.

А ещё они великолепно понимают всё, что вы пытаетесь до них донести этим представлением, формулируют свои мысли. И уже на следующий день такие «стесняшки» смело идут знакомиться с другими детьми на площадке.

И надо сказать, что такой креативный способ помогает корректировать поведение ребёнка в любых других случаях, не только тренировать коммуникативные навыки или речь.

Цель у домашнего спектакля может быть любая.

В своей статье , я собрала несколько советов о том, что ещё можно сделать в домашних условиях для формирования правильной речи у малыша.

А в будущем я обязательно напишу несколько статей на такие темы: как сделать дома теневой театр, кукольный театр, в какой театр сходить с ребенком и т.д. Это очень интересная и богатая тема, тесно связанная с воспитанием подрастающего поколения.

Театрализованная деятельность в детском саду

Итак, через игру ребёнок получает знания о том, как устроено общество, как строятся отношения между людьми, учится позиционировать себя как личность.

Для взрослых, переживающих за будущее своих детей, это отличная возможность вмешаться и «возглавить безобразие», чтобы направлять и корректировать.

Именно поэтому в детском саду так много внимания уделяется театрализованным представлениям с непосредственным участием дошкольников.

Это самый доступный способ самовыражения в творчестве для детей, поэтому организация таких спектаклей безусловно привносит неоценимый вклад в развитие наших детей. Готовясь к спектаклю, дети занимают свои мысли будущим художественным образом. Это способствует развитию воображения, ассоциативного мышления и речи.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи?

Дело в том, что публичные выступления, как средства развития малышей, неизбежно приводят к расширению словарного запаса.

Ребёнок попадает в такую ситуацию, когда он вынужден активно воспринимать и использовать важную новую информацию.

Так дети на практике познают всё богатство родного языка, пользуются его выразительными средствами.

Выступая на сцене, ребёнок старается говорить чётко и достаточно громко, чтобы его все услышали и поняли. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

Вот так выступал наш старший сынок в 4 года, когда занимался в театральной студии:

Во время действия на сцене малыш лучше всего тренирует навыки общения посредством диалога. Ребёнок находится в таких условиях, когда ему приходится чётко понимать структуру представления, последовательность действий всех героев, причинно-следственную связь событий.

Всё это способствует укреплению и развитию речевого аппарата. Малыш тренируется формулировать свои мысли и выражать их.

Художественная постановка обязательно поможет ему усвоить элементы речевого общения:

  • мимика;
  • жесты;
  • позы;
  • интонация;
  • модуляция голоса.

И, конечно, для детей самое важное в театре – это ощущение волшебства, ожившая сказка.

Дети добровольно и с удовольствием окунаются в этот полезный процесс развития речи и развития личности.

Как приобщить ребёнка к театру?

Возможно, ваш малыш не захочет выступать на сцене.

Что ж, это его выбор.

Зато, может быть, ему понравится смотреть спектакли с участием профессиональных актёров?

Как развить у ребёнка эту полезную привычку?

Сегодня это очень просто.

Во времена моего детства театр был сущим наказанием для маленьких детей. В нем было слишком много запретов.

Маленьким зрителям во время спектакля нельзя было говорить, прыгать, обсуждать самые эмоциональные моменты с соседями.

Можно было сидеть тихо и изо всех сил стараться не потерять нить сюжета.

Да, в театрах всегда ставились спектакли по классическим бессмертным произведениям. Были предусмотрены различные виды и формы подачи, от простенькой музыкальной постановки до настоящего балета.

Да, спектакли предусмотрительно делились по возрастам зрителей.

Но мало кто задумывался над необходимостью в первую очередь заинтересовать публику, состоящую из малышей.

Но в наши дни всё популярнее становится такое явление как интерактивный театр.

Вот уж это настоящее погружение в волшебный мир сказки!

Это гениальное изобретение, позволяющее полностью завладеть вниманием маленьких зрителей.

Их и зрителями-то в это время назвать нельзя.

Скорее всё-таки они становятся полноправными участниками сказочного действа. Только при этом не проговаривают заранее заученный текст, а играют по заданным правилам наряду с окружающими их персонажами сказки.

Ребёнка это, естественно, очень занимает, заставляет сопереживать героям, принимать активное участие в развитии событий. А значит, он гораздо глубже понимает сюжет, логику действий персонажей. Усваивает морально-нравственный посыл старой мудрой сказки.

Заключение

Театральная деятельность – это отличная методика для развития вашего ребёнка.

Именно через театр вы можете заложить в формирование новой личности не только способность развивать речь, но и общие фундаментальные ценности.

Связная речь – это только начало.

Родителям остаётся не забывать расспрашивать своих деток после представления, что им понравилось, что они поняли и запомнили.

Ибо ничто так не развивает речь ребёнка, как душевные беседы с домочадцами, а театр – лишь благодатная почва.

Начните приобщение ребёнка к театру с интерактивных спектаклей и обязательных вопросов о его впечатлениях, и вы сразу заметите положительные изменения в речи своего малыша!

С уважением, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях


Муниципальное образовательное учреждение

«Узнезинская средняя общеобразовательная школа»

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка .

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Также театральная деятельность тесно связана с другими областями детской деятельности.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По профилю знаний: групповой проект.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы.

Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение) .

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

4. Развитие связной, выразительной речи.

Срок реализации проекта:

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.

Реализация проекта:

В начале проекта воспитателем был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр? » и исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду! », проведено анкетирование родителей о важности театрализованной деятельности для расширения словарного запаса.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 « Развивающая среда»,
2 « Дети»,
3 « Взрослые».

Первое направление – формирование предметно-развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

    сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
    Презентация для детей разных видов театров - теневой театр, настольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках, пальчиковый театр и театр на ладошке, театр миниатюрных кукол (киндер-сюрприз). Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.
    Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе. Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита). Репетиции с детьми для дальнейшего показа настоящим зрителям: детям и родителям

Третье направление - « Взрослые»: работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

    выставка театров разного вида; создание выставок игрушек сделанных своими руками; конкурс афиш, пригласительных билетов; совместное выступление детей и их родителей; выступление кукольного театра. Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению театров. Посещение спектаклей для детей, фотовыставки с утренников с участием детей и воспитателей и родителей.

Специфическими приемами в процессе развития коммуникативных навыков (навыков развития речи) являются:

Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения . Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и как следствие развитию взаимоотношений детей. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что прежде всего, необходимо в общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

Вопросы-ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника. Общение через игрушку.

Создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, вызывает повышение познавательного интереса детей.

Предположительный результат проекта:

1. Разработка перспективного плана

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

Воспитатель старшей группы «Любознайка»

Ибраева Ырысты Шакаровна.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Основная цель современного педагога - разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий по речевому развитию, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Цель:

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

    Изучить литературу по данной проблеме.

    Подготовить консультации для родителей.

    Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, в группе разработан план работы по театрализованной деятельности «В гостях у сказки», который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработаны и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Подобраны консультации для родителей по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Собраны, ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.

В своей группе часто использую:

1.Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей.

    Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

В течение года с ребятами были поставлены такие сказки как: «Колосок», «Р, «Теремок» на новый лад. Драматизация сказки «Теремок» была представлена для родителей. В подготовке которого, закрепляются умения в сочетании движения и речи, а также закрепляется произношение текста с различной силой голоса и интонации.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Цель: обмен опытом.

Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Она существует в двух формах: диалогической и монологической. Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций: – коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую и планирующую.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Для реализации этой цели, её источником является театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:

– ознакомление с художественной литературой;

– развитие связной речи;

– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

– развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

– подготовка детей к обучению грамоте.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность: выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение от лица персонажа.

Театрализованная игра даёт возможность работать над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза).

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение).

Работу по организации театрализованной игры лучше проводить в три этапа:

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
  3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.

В играх – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

– ролевые диалоги на основе текста;

– инсценировки произведений;

– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,

– съешьте кислый лимон (дети морщатся);

– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

– покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

– полетим как птицы;

– волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

В чистом поле дом стоит,

Возле дома курица:

«Куд-ку-дах! Куд-ку-дах!

Все ею любуются!

По дороге кот бежит

Ни на кого не глядя.

Спотыкается, дрожит,

Испугался дяди!

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси – гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.