Развиваем ребенка: от шести месяцев до года. Когда начинать развивать речь у ребенка? Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно: советы, рекомендации, памятка по развитию речи у ребенка

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

Период от 6-7 до 9-10 месяцев

В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи.

К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками ("ладушки"), на слова "до свидания" машет ручкой.

Со второго полугодия (шести - семи месяцев) возникают новые типы - общение: эмоциональное общение речевое общение

Один тип возникает на основе понимания речи взрослого при ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением.

Общение, которое происходит между взрослым и ребенком - эмоциональное. У ребенка надо вызвать ответ, который должен соответствовать не форме обращения, а его цели. Дальнейшее развитие понимания у ребенка состоит во все большем отдалении форм обращения, которыми пользуется взрослый, от преследуемой обращением цели, пока ребенок не начинает выполнять соответственное движение и действие по одному только словесному требованию взрослого, т. е. пока понимание не превращается в чисто речевое понимание.

Отличие понимания от эмоционального общения состоит в том, что целью обращения взрослого к ребенку является не установление эмоционального контакта с ним, а выполнение ребенком какого-либо движения, действия или, напротив, воздержание от него. Эмоциональный контакт с ребенком и здесь необходим, так как положительное отношение к взрослому является для него основным мотивом его деятельности и ребенок очень охотно и радостно выполняет требуемое от него действие или движение. Выполнение действия или движения в условиях такого общения содержит уже элементы произвольности, так как ребенок производит это действие или движение не по собственному влечению, а по требованию взрослого. Понимание речи является одним из важнейших этапов подготовительного периода в развитии детской речи. В понимании развивается смысловая сторона речи ребенка, которая на первых порах независима от развития его самостоятельной (звуковой) речи. Смысловое содержание - указание на какое-либо лицо или действие, предмет, дающее возможность сообщить что-нибудь собеседнику, - является специфической особенностью человеческой речи.

Другой тип общения с ребенком - общение, которое направлено на какой-нибудь объект - лицо, предмет или действие. Только этот вид общения носит специфический характер человеческой речи. Речевое общение состоит из понимания чужой и самостоятельной речи.

Для развития у ребенка понимания речи требуется следующее:

  • 1. Приучить ребенка к общению по поводу него самого и другого лица, а также предмета и действия с ним. Этот тип общения развивается на втором полугодии.
  • 2. Надо, чтобы ребенок первого года жизни не был безразличен к лицу и предмету, т. е. объект должен занимать какое-то место в его жизненной практике - это может быть близкий ребенку человек, интересная игрушка и т. п.. 3. Этот осмысленный в совместной деятельности и в общении со взрослым объект (лицо, предмет, действие) должен быть соотнесен взрослым со словами - его названием.
  • 4. Понимание речи как акт общения заключается в активное восприятие и ответ. Инициатива такого общения всегда на стороне взрослого.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи.

Пассивная речь опережает в своем развитии активную

Примерно с шести - восьми месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Если его спросят:"Где кукла? Где часы?", ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его.

В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

На восьмом - девятом месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам.

Он уже произносит удвоенные слоги: "ма-ма", "па-па". Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, быстро реагирует.

Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: "Скажи - часы, скажи - ложка". И к великой радости родителей многие малыши уже в 8-10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими "необыкновенными способностями". Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка.

К девяти месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия: "садись", "пей", "дай ручку".

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание.

Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком). Он может не развиться у детей с пониженным слухом или с его отсутствием, с каким-либо не выявляемым ранее дефектом артикуляционного аппарата, речедвигательного анализатора.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые реакции у детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения.

Для нормального развития речи ребенка важно обогащение его словарного фонда путем общения с окружающими, исправление ошибок в произношении слов и тренировка в усвоении речевых стереотипов-шаблонов.

Таким образом, в процессе постепенного развития речи слово у ребенка постепенно начинает заменять условный раздражитель первой сигнальной системы и тем отвлекать его от действительности. В раннем детстве речевые связи немногочисленны, но с возрастом они обрастают все большим количеством связей с раздражителями первой сигнальной системы, что расширяет сферу влияния окружающей среды на словесные сигналы. Это сопровождается развитием правильного понимания ребенком смыслового значения слова при наличии постоянного корригирования его со стороны первой сигнальной системы.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца. Этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его "дефицит" может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка.

Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей - пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Речь ребенка надо воспитывать, надо учить его понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности.

В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина - "би-би", собачка - "ав-ав". Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова "облегченные", сопровождая их словами, произнесенными правильно.

Период младенческих криков (0 мес. - 2-3 мес.)

Первый крик ребенка возникает как компонент стволово-подкорковые оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Условия, необходимые для голосообразования, возникают в периоде новорожденности случайно. Это происходит, когда под влиянием резкого возбуждения симпатической нервной системы изменяются физические свойства мышц тела и возрастает объемная скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Они способствуют наискорейшему устранению матерью дискомфортных состояний младенца.

Крики каждого ребенка обладают индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям криков можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния, а каждый отдельный крик, сопряженный с одним дыхательным циклом, выражает относительную степень и фазу этого состояния. Таким образом, в звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности.

Там, где оборонительная реакция наиболее или наименее интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), - в начале криков и на их спаде, - там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдаленно напоминает гласные звуки речи или журчание ручья.

Начиная с третьего месяца по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики "боли", крики "удовольствия" и крики "голода".

Понятно, что короткость голосовых связок младенца благоприятствует включению в вибрацию мышечных стенок высокочастотных резонаторов. Другими словами, звуковые волны, образующиеся в речевом тракте, могут подвергаться не только положительной, но и отрицательной интерференции и, следовательно, мощность голоса может резко падать.

Период гуления (2-3 мес. - 5-6 мес.)

Наблюдения показали, что младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать. Замолкая, младенец внимательно следит за матерью и запечатлевает в памяти особенности ее эмоционально положительного поведения: неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи. Подражая матери, он постепенно снижает ситуации такого же эмоционально положительного общения с нею интенсивность своих двигательных реакций и криков.

На втором месяце увеличивается время бодрствования ребенка, а это расширяет возможности воспитательного воздействия на него со стороны окружающих взрослых. Здесь задача состоит в том, чтобы уловить взгляд ребенка, задержать его на себе и при этом заиграть с ребенком, воздействуя одновременно на его зрение, слух. К 2,5 - 3 месяцам жизни коммуникативно и познавательно опосредованные комфортные состояния внутренней среды становятся потребностью ребенка, поэтому он снова и снова воспроизводит тот комплекс поведенческих реакций, который, как свидетельствует его опыт, стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

Гуление в отличие от криков можно характеризовать как "согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования". Согласно-подобные элементы обычно звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием нёбной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены.

Освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у. Имея в виду эти данные, следует думать, что раньше всего ребенком осваиваются национально-специфические варианты эмоционально-выразительных А-тембров, потом И- и У-тембров, т. е. тех тембров, которые превалировали у него в разных типах криков.

На третьем месяце возникает новое явление - ребенок уже сам ищет взрослого взглядом для общения с ним. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается. В ответ на приветствие взрослого ребенок выражает большую радость - смеется, взвизгивает. Назвали такое выражение радости "комплексом оживления". Инициатива общения сейчас уже принадлежит ребенку. У младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы. В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

На четвертом месяце жизни ребенка самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ним и взрослым посредством речевых звуков. Кроме того, в течение этого месяца наблюдаются некоторые сдвиги в развитии движений ребенка. Он начинает прислушиваться к голосу взрослого, искать его и, встретившись с ним взглядом, отвечать звуками, громким смехом.

На третьем месяце ребенок реагирует на "разговор" с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса, движениями ручек и ножек. Но на четвертом месяце слуховое восприятие приобретает особое значение во взаимоотношениях ребенка со взрослым. Он перекликается со взрослым на расстоянии, когда слышит голос и одновременно видит взрослого.

Несколько увеличивается число звуков, которые произносит ребенок: гласные звуки "а", "э", "у", "и", согласный звук "р", а у некоторых детей появляются сложные комплексы звуков, вроде "агу", "тиль", "тилья" и т. п. Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении высокими певучими звуками наподобие трели, которые они произносят с большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки ("а-а-а", "р-р-р").

Смена коротких звуков (гуканье) протяжными, певучими звуками (гуление) происходит одновременно с изменением движений ребенка. Это связано, по их мнению, с тем, что он приобретает способность к более длительному сокращению отдельных мускульных групп. Произнесение звуков, как и выполнение движений, осуществляется ребенком под контролем высших органов чувств: звуки произносятся под контролем слуха, а движения выполняются под контролем зрения.

Удалось установить факт подражания звукам у ребенка в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить звуки, которые умеет произносить и он сам, тем же тоном, в ответ могут последовать такие же звуки. Меняя звуки, например, "а-а-а", на "р-р-р", можно вызвать такие же изменения звуков у ребенка. Переход его от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно.

Дети начинают произносить звуки и вне ситуации общения. Этот процесс длится в течение долгого времени, в процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи. Научаясь распознавать форматные области отдельных аллофонов гласных родного языка, ребенок переходит к дифференциации соответствующих двигательных, в данном случае артикуляторных, сноровок.

Для понимания дальнейшего развития коммуникативно-познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь вокализованные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки эмоционально незначимы.

При восприятии материнской речи ребенок точно так же принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними, он игнорирует. Однако такое отношение к зашумленным участкам потока материнской речи постепенно изменяется.

Период гуления завершается тем, что ребенок на грани первого полугодия начинает опознавать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Переход к восприятию "трудных" зашумленных участков материнской речи связан с усилением коммуникативно-познавательной мотивации и, следовательно, активации соответствующих актов.

Отсюда можно заключить, что в периоде освоения эмоционально-выразительного вокализма возрастает коммуникативно-познавательная активность ребенка вообще. С точки зрения фонетики умение опознавать эмоциональные значения тембра зашумленных гласных означает, что ребенок перешел к бессознательному восприятию cегментов речи меняющейся звучности.

Однако, воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а потом и подражательно воспроизводить слитые с вокальными шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в соответствии с закономерностями родной речи.

Важнейшими в этом процессе нормирования оказываются И-образные тембровые переходы между шумовыми и вокальными элементами - основа будущих характернейших для русской речи мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание - важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания как "ма", "ха" и др.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца , как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.

На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и "выразить" ему свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только выражают его радость при виде взрослого - они адресованы ему, служат тому, чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих желаний.

В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет ребенка к самому важному шагу - к общению со взрослым на основе понимания. В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки.

Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно.

Подведем краткие итоги

Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для развития его речи.

1. на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;

2. на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца - в ответном взгляде, громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;

3. на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на приветствие взрослого ребенок выражает свою радость ("комплекс оживления");

4. на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со взрослым осуществляется по инициативе ребенка;

5. на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.

На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи.

Статья подскажет, как развивать речевые навыки ребенка на разных возрастных этапах, приведет примеры и конкретные практические методы освоения речи, даст рекомендации по формированию правильного произношения у ребенка

Задача родителей − создавать благоприятную для развития ребенка обстановку, способствовать раскрытию заложенного в нем потенциала, направлять и в случае необходимости помогать своему ребенку на каждом из этапов его становления.

Освоение речи − важная ступенька в развитии крохи. Первые слова родители ждут всегда с нетерпением. Во-первых, потому что это значительно облегчает процесс интерпретации желаний и потребностей чада, во-вторых, это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально и постепенно приобщается к взрослому миру.

Мама занимается с ребенком

Следует помнить, что примеров того, чтобы здоровый ребенок, находящийся в социуме, не говорил, в медицинской практике нет. Рано или поздно этот момент наступит, вне зависимости от того занимаются с ребенком дополнительно или нет.

Однако детишки, развитию речи которых уделялось должное внимание, начинают говорить быстрее, строят предложения правильнее, не сильно искажают слова, обладают более богатым запасом слов, а значит, в последующем они вряд ли столкнуться с необходимостью наверстывания упущенного при подготовке к школе и смогут выделить дополнительное время на развитие иных интеллектуальных способностей.

Как правильно развивать речь ребенка: памятка

Для того чтобы облегчить задачу ребенку в освоении новых слов и правильном применении их на практике, нужно придерживаться следующих принципов:

1. Начинать с самого начала
Имеется ввиду с самого рождения ребенка, а можно еще, будучи беременной. Не бойтесь, что вы уже что-то упустили, речь не идет о специальных занятиях, главное − это простое общение, контакт глаз. Вряд ли найдется мама, которая не разговаривала со своим малышом со дня его рождения, а многие начинают даже задолго до этого



мама с крохой

2. Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите
Общительным от природы или по долгу службы людям не составит труда находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки

3. Играть со своей интонацией
На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи

5. Говорить медленно, повторяя по несколько раз
Очевидно, что при быстрой невнятной речи ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить



гуление грудного ребенка

6. Упрощать слова и предложения , но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем»
Вначале ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения речи может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав», или объясняя ребенку, почему нельзя трогать розетку, не следует рассказывать про суть электричества и напряжение в сети, можно просто сказать «нельзя, будет больно» (или «бо-бо»). Но не надо намеренно коверкать слова, особенно после года, наподобие «сьто за класивый масянечка тут почмокивает?»

7. Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения
Например, поначалу можно говорить «Маша держит мишку», потом добавлять «Маша держит большого пушистого мишку. Мишка любит мед»

8. Исключать фон при общении
Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу

9. Уделять внимание мелкой моторике рук
Доказано, что развитие нервных окончаний на пальчиках и ладошках рук напрямую связано с развитием речи. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка (массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к разным на ощупь поверхностям)

Как развивать речь ребенка на первом году жизни?



мама играет с грудным ребенком

В привычной для мира взрослых манере общения, т.е. с помощью слов, ребенок начнет говорить только на втором году жизни. Речь, тем не менее, складывается из двух составляющих: воспроизведение и понимание (восприятие).

ВАЖНО: Дети начинают понимать значения слов гораздо раньше, чем учатся их произносить.

Другими словами, ребенок на протяжении первого года формирует так называемый пассивный багаж слов. А на втором году, как правило, переводит его в статус активного, т.е. начинает употреблять эти слова в своей речи.

Очень важно помочь своей крохе выучить как можно больше слов, при этом устанавливая определенные связи и ассоциации слов с реальными предметами или действиями.



мама общается с малышкой

Учитывая, что ребенок на первом году развивается очень стремительно, рассмотрим основные этапы речевого развития ребенка в первые двенадцать месяцев.

  • 0-3 месяца
    Ребенок общается с помощью плача или крика, хорошо улавливает интонацию вашего голоса
  • 3-6 месяцев
    Период «гуления». Именно в этом возрасте малыш в хорошем расположении духа может порадовать звуками «агу», способен произносить многие гласные и некоторые согласные. Важной особенностью является умение вступать в диалог с ребенком, говорить с паузами, предоставляя возможность ребенку ответить. Можно поощрять малыша, повторяя произнесенные им звуки

ВАЖНО: Примерно до 4-5 месяцев дети не понимают значения слов, а интерпретируют вашу речь по интонации.

  • 6-9 месяцев
    Фаза лепета. После полугодовалого возраста, многие родители способны уловить в хаотичном лепете слова «ба-ба», «па-па», «ма-ма». В самом начале это лишь набор слогов, чередующихся в разной последовательности. На этом этапе можно активно учить ребенка словам, называя окружающие его предметы


ребенок с кубиками
  • 9-12 месяцев
    К концу первого года ребенок произносит свои первые слова. Некоторые детишки способны произнести до 10 слов. Но все индивидуально, и зависит, в том числе от темперамента ребенка. Если вы по натуре не словоохотливы, вряд ли ваш ребенок начнет болтать без умолку

Отдельно следует упомянуть о методиках раннего развития ребенка. Желание родителей вырастить способного ребенка, умнее и успешнее себя, вполне естественно. Но в порыве наилучших побуждений, важно не добиться обратного результата. Жизнь ребенка первого года связана, прежде всего, с эмоциональной стороной. Поэтому первостепенным должно стать живое чувственное общение, а не механическое запоминание слов с карточек, показывать которые рекомендуют ребенку уже с первых дней жизни.



ребенок смотрит на картинки

Ряд методик действительно демонстрируют высокие результаты: дети знают много слов, начинают читать и писать раньше, чем говорить. Но часто они имеют проблемы с общением, эмоциями, социальной и личной жизнью в последующем. Поэтому ко всему нужно подходить разумно и ориентироваться прежде на желание и интерес ребенка.

Основными техниками развития речи у детей первого года являются:

  • звуковое подражание ребенку
  • комментирование происходящего
  • песенки, потешки, пальчиковые игры
  • развитие мелкой моторики

Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.

Основные принципы:

  • простая рифма
  • повторение звуков или слов
  • небольшой размер
  • сопровождение жестами/действиями

Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.

Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

  • эмоциональный контакт с ребенком
  • развитие его речевых навыков
  • массаж пальчиков
  • изучение частей тела
  • помощь в установлении режима

Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, поскольку это развивает чувство стабильности и защищенности.

Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:

  • утренние гигиенические процедуры


стишок для умывания
  • переодевание ребенка


стишок при переодевании
  • подготовка к купанию


стишок для купания
  • перед гимнастикой


стишок для гимнастики
  • массаж пальчиков


стишок для массажа пальчиков
  • перед сном


стишки на ночь

Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

Пик развития речи наблюдается обычно у детей на втором-третьем году жизни. Как правило, в возрасте около года ребенок начинает ходить, и на смену рывку в физическом развитии приходит языковой прорыв. Родители, безусловно, могут стимулировать свое чадо к развитию речи, используя следующие приемы:

  • Совместное чтение сказок и их обсуждение


чтение сказки
  • Связывание картинок с реальными предметами
    Показывая ребенку ту или иную картинку в книжке, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на сходство
  • Уточнение и правильное повторение сказанных ребенком слов
    Если ребенок показывает на предмет и произносит его не совсем правильно, не следует указывать ему на ошибку, нужно согласиться и повторить правильно. Например, ребенок сказал: «пашина», вам следует ответить: «да, это машина»
  • Предложение выбора
    Предлагая ребенку что-нибудь, расширяйте его словарный запас, предоставляя альтернативу. Например: «Ты хочешь яблоко или грушу?», «Ты будешь пить из кружки или из стакана?»
  • Словесные игры
    Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словами


игра мамы с сыном
  • Озвучивание того, что делает и ощущает ребенок
    Старайтесь проговаривать все, что делает ребенок простыми несложными предложениями, в том числе описывайте его чувства, например, если ему больно, или горячо, или холодно
  • Комментирование своих действий
  • Обращение по имени, зрительный контакт
    Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему
  • Использование жестов
    Первое время жестикуляция − незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словам, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами
  • Тренировка мышц
    Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку, а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой
  • Чтение по ролям
    Если вы регулярно рассказывали ребенку один и тот же стишок или потешку, он быстро выучит ее слова, поэтому со временем вы можете читать стишок, разбив строки по ролям, как бы отвечая друг другу. Хорошим примером для этого является диалог «Гуси-гуси, га-га-га»


общение мамы и дочки
  • Развернутое определение свойств предмета
    Важно не только называть предмет, но и рассказывать немного о нем. Например, показывая малышу книгу, следует продемонстрировать также, что книгу можно листать, открывать и закрывать
  • Ответ с дополнением
    Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает. Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
  • Выражение непонимания ребенка, который знает, но ленится произносить слова вслух
    Можно намеренно не сразу выполнять прихоть ребенка, если он знает как, но не озвучивает просьбу, а лишь указывает рукой. Как вариант, можно предложить ребенку заведомо неверный предмет, как-будто вы его не поняли, и только с третьего раза дать ему то, что он хочет

ВАЖНО: Дети в этом возрасте чуть ли не каждый день узнают новое слово. Можно вести так называемый журнал «Слово дня» и записывать каждый день новое произнесенное ребенком слово. Это позволит следить за развитием речи малыша.



ребенок с мамой на природе

В любом деле главное много практиковаться, поэтому общайтесь с ребенком всегда и везде: дома, гуляя в парке, по дороге в поликлинику, делая покупки в магазине.
Но не следует навязывать малышу общение, когда он устал, хочет спать или кушать, развитие речи не должно также выглядеть как занятие строго по времени. Важно учиться говорить в процессе игры, во время ежедневных повседневных ритуалов ребенка или на прогулке, когда малыш сам активно ищет общения.

Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей

Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:

  • Прятки
    Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
  • Сюжетно-ролевые игры
    Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки


мама играет с дочкой
  • «Угадай-ка»
    Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
  • Активные игры
    Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:


потешка с движениями 1 потешка с движениями 2

Почему ребенок плохо говорит: причины

По усредненным показателям ребенок к 18 месяцам говорит 10-15 слов, к двум годам – 30-50 слов, к трем годам – сотни слов, к четырем – тысячу.

Основные тревоги, возникающие у родителей, связаны с тем, что ребенок:

  • мало говорит
  • говорит неправильно

Как правило, дети не сразу осваивают правильную речь, в том числе сокращают слова, пропускают звуки, путают слова, неверно строят предложения. Это вполне нормально, поскольку малыш в первую очередь учится говорить простые, легко запоминаемые слова, часто произносит не название предмета, а звук, с которым он ассоциируется. Например, не машина, а «би-би», не упал, а «бах».



ребенок не хочет говорить

Кроме этого, естественным считается обобщение многих предметов и действий одним словом. Например, слово «мама» будет звучать из уст ребенка, и когда он захочет на ручки, и когда он захочет есть, и когда ему что-то нужно будет от мамы. Постепенно ребенок станет добавлять необходимое уточнение. Слово «машина» или «би-би» может относиться и к велосипеду, и к автобусу, и ко всему что движется.

Тем не менее, важно не упустить момент, если в развитии речи ребенка появятся проблемы:

  • ограниченный запас слов
  • заикание
  • шепелявость
  • потеря букв

Если ребенок в 2,5-3 года ребенок знает меньше 30-50 слов, коверкает слова, шепелявит или заикается, следует навестить врача. Своевременно скорректировав речевое развитие, пик которого наблюдается до трехлетнего возраста, можно избежать серьезных проблем в будущем.



ребенок занимается с логопедом

Основные причины, почему ребенок не говорит или говорит неправильно:

  • Его понимают и без слов
    Малыш просто лениться произносить слова, потому что прекрасно обходится без них. В этом случае необходимо хитрить, что вы не понимаете, чего хочет ребенок, и вынуждать его сказать это
  • Имеются проблемы со слухом
    Возможно, образовалась серная пробка или есть другие препятствия для нормального слуха
  • Быстрый темп речи
    Малыш слишком торопится при произношении слов, что приводит к потере букв или заиканию. Обычно это проходит к 4 годам
  • Подражание неправильным звукам
    Ребенок подражает звукам и словам, которые слышит от окружающих его людей. Следует последить за своей речью, за правильностью произношения слов и построения фраз

ВАЖНО: При оценке развития речи ребенка ориентируйтесь не на произношение, а на способность малыша использовать свой словарный багаж в разных формах предложений.

К возрасту 3 лет ребенок должен составлять предложения из 3-4 слов, при этом используя различные формы глаголов, склонения, лица, падежи. Если это не так, следует обратиться за консультацией к педиатру, который направит ребенка при необходимости к лору или логопеду.

Работа над правильным произношением: упражнения, артикуляционная гимнастика в картинках

Для того чтобы ребенок быстрее освоил правильное произношение слов, и вам не пришлось обращаться к логопеду, существует так называемая артикуляционная гимнастика.
Регулярные упражнения с ребенком, постоянно путающим и неверно произносящим звуки, заложат основу для правильной и красивой речи в будущем.
Проводить тренировку мышц языка, неба, губ, гортани и щек лучше перед зеркалом.

Примеры упражнений:



артикуляционная гимнастика 1 стишок для артикуляции 2

стишок для артикуляции 3

Как развивать речь у детей школьного возраста: советы, рекомендации

В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование речи, ребенок учится мыслить логически и излагать свои мысли последовательно, учится описывать, сочинять, объяснять, спорить, приводить доводы и убеждать. Для этого ребенку нужно по прежнему обогащать свой словарный запас, учиться анализировать, красиво излагать мысли. Следует отметить, что это также период развития письменной речи.



общение с родителями

Основными способами развития речи в школьном возрасте могут быть:

  • составление рассказа с помощью ответов на заданные вопросы
    например, для рассказа про животное вы можете заготовить для ребенка такие вопросы: кто? какого цвета? как выглядит? где живет? чем питается? в чем предназначение?
  • составление рассказа по серии картинок или фото
  • сочинение по одной картинке
  • чтение книг
  • расширение кругозора ребенка, посещение различных мероприятий, пребывание на природе
  • раскрытие творческой стороны ребенка
  • разностороннее общение


общение с сверстниками

В настоящее время существует огромное количество кружков, секций и специальных групп по развитию ребенка, подготовке к школе, изучению языка и других. Если есть возможность, безусловно, можно отправить ребенка к опытным специалистам. Однако это не исключает необходимости участия родителей в развитии своего чада. Поистине больших успехов малыш сможет достигнуть, если он будет окружен вниманием и теплом самых близких людей. Ежедневное позитивно эмоциональное общение со своим чадом − залог формирования не только правильной и красивой речи у ребенка, но и крепкой сплоченной семьи.

Теперь без вашей помощи кроха делает повороты во все стороны и его ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять на высоте в незащищенном бортами месте. Ребенок очень активен, любопытен, ищет вас глазами, вокализациями «заявляет» о себе. Хорошо, если мама откликается на действия малыша, и даже чем-то занимаясь поблизости, держит его в поле зрения, заигрывает, разговаривает, поддерживает улыбкой и т.п.

В этот период жизни социальная активность малыша столь высока, что он не может долго оставаться в одиночестве - требует общения с вами, поэтому даже если вы заняты неотложным делом, периодически напоминайте ему: «Я рядом», «Я тут», «Я тебя вижу», «Я тебя слышу», «Сейчас подойду» и т.п. Ведь потребность в общении со взрослым - условие его дальнейшего овладения речевыми навыками.

Знаменательным для шестого месяца жизни ребенка является «скачок» в развитии действий руки, имеющий значение для дальнейшего общего и речевого развития. Рука, как тюльпан, «раскрылась» пятью лепестками-пальчиками: уменьшился гипертонус мышц кисти. У ребенка появилась способность брать предметы самостоятельно из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

Теперь «освободившаяся» рука ребенка может не только притягивать игрушку, но и производить с ней забавные манипуляции, сжимать, отбрасывать и даже подносить ко рту. Малыш все берет в рот. Язык ребенка обладает высочайшей чувствительностью и «сообщает» крохе больше информации о предмете, чем он получает ее зрительно. И это понятно, ведь действия малыша, как и раньше, обусловлены данной от природы ориентировочной активностью, т.е. рефлекторным реагированием на новизну в окружающем мире.

Однако было бы ошибкой считать, что полугодовалый малыш совершает все рефлекторно, т.е. бессознательно. Соприкосновение руки с предметом ребенок эмоционально переживает, потому что в этот момент получает впечатления от результата своих манипуляций, а это и есть познание свойств обследуемой игрушки. По сути, у малыша проходит ознакомительная игра - ориентировочная по форме и познавательная по содержанию.

Необходимо заметить, что теперь кроха сам совершает действия без помощи взрослого. Так формируется его наглядно-действенное мышление и сенсомоторный интеллект. Важен момент самого действия, приводящий к видимому результату (например, игрушечный поросенок запищал, шарик провалился в дырочку и выкатился сбоку, матрешка-неваляшка зазвенела). Вот почему ребенку 6 месяцев так необходимы предметные игры, организуемые взрослым. Малыш с большим интересом относится к предметам, окружающим его: все подай сюда!

С высвобождением руки предметная деятельность становится ведущей в развитии ребенка. В 6 месяцев, можно сказать, ее начало - «родник», который с каждым месяцем будет превращаться в «поток» ознакомительной игры с предметами.

Эмоциональное общение с мамой и родными не утрачивает своей значимости, но теперь действия с предметами выходят на первое место. Проявляя посильную самостоятельность, ребенок продолжает ощущать на себе любовь и заботу близких. Последнее не так уж просто осуществить: надо не только ласкать ребенка, но знать, во что и как играть.

Организуя игровые действия, взрослый называет предметы, которые попадают в руки малыша. Так на ранних этапах начинается развитие наглядно-действенного мышления и речи.

Теперь, с шестого месяца жизни ребенка, можно говорить о развитии понимания речи и формировании активных речевых реакций. Иными словами, интенсивно развивается понимание названий предметов и артикуляция речевых звуков, складывающихся в слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «бу-бу», «ма-ма-му» и т.п. Начинается новый этап предречевого развития, называемый лепетом. Лепет - это еще не слово, которое, понимая, произносит малыш, это лишь «кирпичики», из которых будет строиться его речь.

Кроха по-прежнему, находясь в хорошем расположении духа, подолгу гулит, но в руладах гласных звуков слышатся и согласные: «у-а-ва», «а-а-у-ма-а», «а-бя-а-а-б» и т.п.

В этот же период в разговор с ребенком взрослый вводит вопрос «где?», сопровождаемый указательным жестом в сторону названного предмета. Например, мама показывает на часы и говорит: «Тик-так, тик-так! Часы! Где тик-так? Где?» и, поднимая ручку малыша в сторону часов, продолжает: «Вот, тик-так! Где тик-так? Вот, тик-так!»

Аналогичный вопрос задается и по поводу других предметов или игрушек: «Где киса? Где гага?» и т.п. Через некоторое время кроха будет показывать пальчиком названный предмет.

Однако это умение придет к ребенку не спонтанно, т.е. не само собой. Понимание названий приходит к малышу в результате неоднократных повторений. Взрослый преднамеренно располагает игрушки в одном выбранном постоянном месте, которое хорошо просматривается, например, на полочке, в шкафу. Берутся не более 1-2 предметов, которые ставят отдельно в разных местах. При этом желательно выбрать игрушки не очень маленькие (не менее 25-30 см), с выразительными деталями. Например, если это собачка, то у нее должны быть выразительные глаза, вытянутый нос, забавный хвостик и др. Если берутся два предмета, то они должны быть резко контрастны по своему облику.

Например, малышу трудно отличить собачку от кошки, но легко найти собачку и часы или петушка и кошечку. Конечно, игрушка должна быть прежде не только показана и названа, но и интересно обыграна, а затем, в присутствии ребенка, ей нужно найти определенное место, о котором будет задаваться вопрос «где?».

Ввиду того что в конце шестого месяца к крохе приходит активный лепет, следует проводить игры-занятия с включением фольклорных текстов, где слышатся звукосочетания «га», «гу», «ва», «ву», «ба», «ма» и др.

Дело в том, что звук «г» был освоен малышом в гортанном варианте намного раньше в гукании на 2 и 3 месяцах жизни. Теперь эта фонема легко и, как правило, одной из первых входит в лепет малыша, затем появляются и другие - «м», «б». Их называют губными, потому что они произносятся смыканием и размыканием губ на выдохе. Это наиболее легкие звуки в артикуляционном отношении.

Речевые новации этого периода младенчества показывают, что игры-занятия с ребенком должны проходить на более высоком уровне, как в понимании, так и активном воспроизведении речевых звуков. Вместе с тем, их нельзя рассматривать вне связи с другими линиями развития (познавательное, сенсорное, моторное), потому что они взаимодействуют между собой: предметные действия руки связаны с локомоциями (повороты, подползание), с наглядно-действенным познанием сенсорных и физических свойств предметов, отражением последних в слове, т.е. речевом общении со взрослым.

6 месяц жизни ребенка ставит новые задачи общего развития перед родителями малыша:

  • закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину;
  • способствовать движениям, подготавливающим появление ползания: на данном этапе - подтягивание на руках и подползание к заинтересовавшему предмету;
  • укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, боковая спинка кровати, колени взрослого и др.);
  • способствовать локомоторному развитию ребенка, самостоятельно менять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и др.);
  • продолжать формировать начальное ориентировочно-исследовательское поведение с предметами и игрушками: ознакомление с цветом, формой, величиной, массой, фактурой и др. в процессе практических действий - манипулирования;
  • формировать умение брать предмет из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п. разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.);
  • эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками;
  • способствовать радостному настроению, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

Среди общих задач развития необходимо выделить задачи, способствующие речевому развитию малыша:

  • продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая прислушиваться к голосу взрослого;
  • создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.);
  • организовывать игры-занятия, способствующие появлению у ребенка лепета, а также отмечать, какие звуки (приближенные к речи) слышатся в его лепете;
  • вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним издаваемые им речевые звуки;
  • способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому;
  • называть ребенка по имени, способствовать тому, чтобы он воспринимал это обращение.

Необходимые условия

Важно найти форму взаимодействия с малышом, с одной стороны, лаская ребенка, эмоционально обогащая его, не следует забывать о «деловом» общении, следовательно, с другой стороны, чаще ставить в положение какого-то выбора, активизируя самостоятельные попытки к тому или иному действию. Не давать все в готовом виде: хочешь играть шариком - дотянись до него; хочешь потянуть за кольцо - сам подтянись и захвати его руками и т.п.

Старайтесь комплексно сочетать в играх-занятиях движения, действия с предметами, яркие речевые и эмоциональные проявления в процессе взаимодействия с малышом, расширяйте его социальные контакты.

Примерная игровая ситуация эмоционального общения «Иди-иди ко мне на ручки»

Задачи

Способствовать пониманию речи взрослого, обращенной к ребенку. Продолжать укреплять социальные контакты малыша в семье. Разыграть с домашними ситуацию приглашения, сопровождаемую словами к ребенку: «Иди-иди ко мне на ручки», сформировать адекватную реакцию на них. Использовать стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» в певческом варианте (на мотив русской народной песни «Светит месяц») с игровыми движениями - хлопками в ладоши.

Взрослые заранее договариваются между собой об игре с ребенком. Мама берет ребенка на руки (не сажает!) и направляется к бабушке со словами:

«Ай, таиньки-таиньки,
Пришли к бабе заиньки!»

Мама игриво исполняет рифмовку, подчеркивая голосом необычность ситуации. Бабушка ласково встречает малыша и делает жест ладонями «к себе» со словами: «Иди-иди ко мне на ручки!» - как бы манит.

Когда малыш перейдет к ней на руки, мама пропевает на мотив «Светит месяц»:

«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку»
(А. Барто).

С этими словами мама берет ручки ребенка в свои (элемент пестования) и соединяет их со словами: «Хлоп!», «Хлоп!» Бабушка подпевает, поворачиваясь с малышом влево-вправо в такт песенки. Затем мама делает пригласительный жест со словами: «Иди-иди ко мне». Ребенок переходит к ней, и они направляются к дедушке. Вся игровая сценка повторяется.

Примечание

Если ребенок не захочет переходить с рук мамы к другому взрослому, то хлопки его ручками под песенку выполняет последний.

В этом игровом взаимодействии участвует вся семья, и ребенок получает много положительных эмоций. Так начинает возникать понимание речи взрослых, если одна фраза, сопровождаемая жестом, повторяется каждым из них. При этом фраза повторяется ребенку в разном тембровом звучании голосов мужчин и женщин, молодых и пожилых членов семьи. Так продолжает развиваться речевой слух малыша. Начинается знакомство с социальной речевой практикой его ближайшего окружения: возникает способность узнавать домашних по голосам, а затем и понимать обращенную к крохе речь.

К концу 6 месяца малыш уже понимает обращение к нему по имени. По-прежнему интересны песенки, стихи, шутки и др., в которых звучит имя ребенка в сочетании с рифмующимися словами. Малыш учится выделять свое имя в потоке близких по звучанию слов.

К Юлечке-Юле
Прилетали гу-у-ли,
Гули-гулечки
Садились к люлечке,
Ворковали Юлечке:
«Юля, Юля, Юле-е-чка!»
Во-о-т какие гу-у-лечки.
Прилетали к Юлечке!
Деня-Денюшка-Денис,
Просыпайся! Улыбнись!
Светит солнышко в окошко,
И уже умылась кошка!
Деня-Денюшка-Денис,
Денис, маме улыбнись!
Мы покушаем немножко,
Впереди у нас дорожка,
На прогулку пойдем,
«Гу-га-гу-у!» - запоем.
(Л. Павлова)

Примерные речевые занятия «Где петушок Кука?»

Задачи

Способствовать развитию понимания речи взрослого. Ввести в речевое общение с ребенком вопрос «где?», указательный жест в сторону названного предмета.

Материал

Игрушка-петушок (25-30 см).

Ребенок на руках у взрослого. Разыгрывается сценка появления петушка. Мама показывает забавные пассы с игрушкой: петушок ходит, скачет, поет - «Ку-ка-ре-ку!». Мама несколько раз называет игрушку, затем вводит лепетное слово «кука». Спрашивает - «Где петушок Кука?», повторяет, выделяя «где?». Затем, используя облегченный вариант вопроса «Где Кука?» и выдвигая вперед игрушку, отвечает: «Вот Кука!», делает указательный жест. Повторяет все, делая указательный жест рукой малыша. Можно прочитать или пропеть рифмовку:

«Кука наш такой горластый,
«Ку-ка-ре-ку-у!» кричит он часто!»

Взрослый в присутствии ребенка ставит петушка на видное место, которое теперь будет постоянным. Время от времени спрашивает малыша: «Где Кука?» и, повернувшись лицом к игрушке, подносит кроху к ней и его ручкой указывает, говорит: «Вот Кука!»

«Заинька по сеничкам»

Задачи

Способствовать началу лепета. Побуждать малыша к «перекличке» на основе звуков, освоенных им, например «гу-гу- гу». Использовать потешку «Заинька по сеничкам», где это звукосочетание находится под ударением.

Материал

Игрушка-зайчик (25-30 см).

Мама кладет малыша на спину, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Эмоционально настраивает на занятие. Начинает произносить звукосочетания, которые ребенок освоил, затем замолкает, давая возможность ему «откликнуться». Если малыш вступил в перекличку, взрослый не прерывает его, чтобы кроха мог проявить себя, и вступает в контакт, когда он прекратит издавать звуки. Далее рекомендуется повторить попытку «переклички» на основе заданного звукосочетания, например «гу». Если ребенок не откликается, мама «разучивает» с ним этот слог, утрированно показывая его артикуляцию. Затем можно ввести фольклорный текст: взрослый читает потешку эмоционально, нараспев:

«Заинька, по сеничкам
Гу-у-ляй, по-гу-ляй.
Серенький, по новеньким
По-гуливай, гу-ляй,
Гу-гу-гу!»

В конце игры-занятия мама показывает малышу игрушку: «Это зайчик! Где зайчик? Вот зайчик!»

Примерное занятие на развитие действий руки «Подтянись и посмотри!»

Задачи

Формировать подползание, т.е. подтягивание на руках к игрушке. Учить брать предмет из разных положений. Замечать новые игрушки, называть их, употреблять вопрос «где?».

Материал

Яркие погремушки 2-3 штуки, с удобными ручками.

Занятие проводится на ковре, застеленном однотонной тканью. На нем располагают погремушки на небольшом расстоянии от малыша.

Мама из одеяла скручивает валик, прикладывает его к стопам ребенка, создавая ему возможность отталкиваться ногами, выполняя подтягивание на руках. Когда малыш дотягивается до погремушки, взрослый наблюдает его действия и помогает овладеть предметом, называет игрушку, имитирует звучание («Дон-дон!», «Тук-тук!», Бах!»).

Так осваиваются и другие игрушки, находящиеся перед ребенком.

Как развить речевой аппарат у детей

Развитие речи у детей 5-6 месяцев

К настоящей беседе малыш пока не готов, но на 5-6 месяце он начинает серьезно тренироваться. Из мелодичного гуления на свет рождается детский лепет. Для ребенка это большое достижение, чтобы добиться таких успехов, он долго тренировал свой артикуляционный аппарат.

Время, когда малыш начинает произносить первые слоги, пусть пока не осознанно, отлично подходит для начала занятий по развитию речи.

Для того чтобы карапуз быстрее сказал первое слово, с ним нужно ежедневно заниматься. Упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата достаточно просты, их могут проводить с ребенком и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.

Пять несложных упражнений позволят добиться значительных результатов в развитии речи малыша:

Упражнение первое. Повторяйте за ребенком. Когда малыш в хорошем настроении и хочет «поговорить», обязательно удовлетворяйте его желание. Произносите за ним звуки, которые он говорит. Покажите ему, как вы это делаете, как говорите его «агу» с разной интонацией (медленно, быстро, восторженно, грустно и т.д.) и с разной громкостью.

Упражнение второе. Говорите с ребенком. Разговаривать следует именно с малышом, а не по телефону или друг с другом. В корне ошибочно мнение, что для нормального развития ребенок 6 месяцев должен просто слышать человеческую речь. Для того чтобы усваивать произношение звуков, и учиться понимать значение слов, он обязательно должен участвовать в процессе общения.

Малышу можно рассказывать обо всем, что он видит или слышит. Через пару месяцев ежедневных занятий ребенок 6 месяцев при упоминании знакомого предмета будет искать его взглядом.

Упражнение третье. Развивайте мелкую моторику руки. Уровень речи тесно связан с развитием мелкой моторики рук, поэтому следует делать специальные упражнения, разрабатывающие работу маленьких пальчиков. Ребенок 6 месяцев очень любопытен, он обожает новые интересные предметы, может некоторое время играть, перекладывая их из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, дайте ему коробку с набором различных интересных вещиц. Они должны быть неодинаковыми по размеру, материалу, качеству поверхности, весу. Перекладывая их в ящичек и обратно, ваше чадо будет тренировать свои пальчики и познавать мир.

Хорошим упражнением для развития моторики станет игра ребенка с кусочками ткани разной структуры: вельветом, бархатом, шелком, драпом и т.д.

Упражнение четвертое. Колыбельная. Традиция укладывания ребенка при помощи колыбельной песни сегодня не слишком популярна. Многие родители предпочитают включать малышу аудиозапись. Однако именно мамина колыбельная способствует развитию речевых навыков ребенка. Голос самого родного человека не только успокаивает, но и помогает лучше узнавать звуковой строй родной речи.

Упражнение пятое. Пестушки. Ежедневно рассказывая малышу детские стишки и пестушки, мама развивает и речь, и память ребенка. Через некоторое время малыш будет сам в нужном месте пестушки поднимать ручки вверх, а позднее и пытаться повторять слова.

Развитие речи ребенка не займет у мамы много времени. Простые упражнения позволят малышу увереннее войти в стадию лепета и быстрее научиться говорить.

Нравится

  • О развитии ребенка: месяц девятый

    Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее. Мини-программа 9-го месяца жизни 1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе. 2. Обогащать содержательную сторону «делового»...

  • Все о развитии ребенка: месяц седьмой

    На 6-ом месяце жизни к ребенку пришло умение подтягивать свое тело на руках - подползать к заинтересовавшей игрушке, лежащей чуть дальше его вытянутой руки. Этот двигательный навык рассматривался как подготовка к более сложному движению -...

  • Занятия в 5 месяцев (упражнения для речи и не только...)

    Пишу только для себя, чтоб ничего не забыть, но если кому то пригодится, милости прошу. Я, как и многие мамы, озадачена развитием ребенка, как сейчас говорят ранним развитием. Постоянно задаюсь вопросом, чем занимаются мамы именно...

  • Все о развитии ребенка: месяц восьмой

    Восьмой месяц привносит в жизнь ребенка много нового по всем ведущим линиям развития: познавательной, социальной, речевой, моторной и знаменует окончание второй четверти младенчества. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста...

  • развитие

    30-03-2008 @ 00:10 Раздел: Дети / Календарь развития ребенкаПозади 9 месяцев беременности, токсикоз, отеки, страхи о здоровье будущего малыша. Вы, наконец-то, увидели того, кто жил внутри вас целых 9 месяцев и нещадно пихал вас под ребра....