Ребенок плохо учится. Ребенок стал приносить домой «тройки

Для любящего родителя успеваемость детей в школе часто становится самоцелью и способом определения их будущей успешности.

Именно поэтому так часто возникают ситуации, когда ребенок плохо учится: что делать и как бороться с неуспеваемостью, большинство родителей не знает. В качестве аргумента для детей все чаще выступают угрозы или долгие беседы. Но как быть, если малыш не может усвоить всю информацию уже в 1 классе?

В чем причина плохой успеваемости?

Очень часто родители начинают беспокоиться о том, что ребенок плохо учится, когда появление двоек и троек в дневнике становится нормой. И чем позже начинается выяснение истинных проблем, чем позже внимание родителей переключается с бытовых проблем на свое чадо, тем меньше вероятность исправить ситуацию.

Среди наиболее распространенных причин плохой успеваемости можно выделить следующие:

  • Отсутствие должной дошкольной подготовки . Речь идет не об обязательном дошкольном образовании, а о том, что в школу первоклашка должен идти подготовленным, имеющим общее представление о процессе обучения, о своих правах и обязанностях, о том, для чего он, подвижный и активный малыш, должен высиживать 45-минутные уроки.
  • Слишком сложная программа . Слишком амбициозные родители часто устраивают своих детей в гимназии, специализированные школы и математические классы даже тогда, когда сам школьник не проявляет к учебе интереса и не демонстрирует должных способностей. Что делать, если в 4 классе все решают уравнения, а малыш испытывает трудности даже с простейшими задачами? На первых порах достаточно родительской помощи, но ребенку предстоит учиться не год и не два. Систематическая неуспеваемость, в которой нельзя винить самого школьника, может стать губительной для его интереса к новым знаниям.
  • Проблемы в отношениях с учителем . Несмотря на то, что большинство педагогов работают по призванию, конфликты ученика с учителем являются достаточно частой причиной неуспеваемости и плохих оценок по тому или иному предмету. Если между школьником и учителем нет взаимопонимания и уважения, то ни о каком полноценном процессе обучения не может идти речи.
  • Проблемы в отношениях с родителями. Сами родители, которые должны желать ребенку только хорошего, часто становятся прямой или косвенной причиной его неуспеваемости. Порой дети получают тройки и двойки «назло» родителям, которые в чем-то их ограничивают или что-то запрещают. Иногда плохая успеваемость воспринимается ребенком как попытка привлечь к себе внимание.
  • Скука . Часто дети, у которых с начала учебы все получается слишком легко и просто, постепенно теряют интерес к обучению. Такие малыши уже в 3 классе в состоянии усваивать программу для пятиклассников, однако они вынуждены сидеть за решением давно понятных задач. Если вовремя не рассмотреть в ребенке стремление знать больше, то вскоре сам процесс обучения станет для него скучным и нудным. Исправить же ситуацию крайне сложно: как правило, такие дети просто перестают стремиться к знаниям и в итоге довольствуются тройками даже по любимым предметам.
  • Обстановка в школьном коллективе . Часто в классе дети дразнят тех, кто получает хорошие отметки, поэтому дети сознательно «бросают» учебу, чтобы слиться с коллективом.
  • Здоровье . Иногда школьник не может усваивать программу полностью из-за банальной усталости, вызванной проблемами со здоровьем, неправильным питанием или чрезмерными нагрузками.

Только после тщательного анализа конкретной ситуации можно пробовать давать какие-то советы или рекомендации о том, что делать, если ребенок плохо учится. Не выяснив истинную причину, родители рискуют потерять взаимопонимание со своим чадом и еще больше настроить его против учебы.

Реальные шаги: помогаем с учебой

Независимо от того, где учится ребенок: во 2 классе или в 11 – именно родители должны стать той силой, которая поможет школьнику найти выход из тупика, начать полноценно учиться не для того, чтобы получить оценку или поощрение, а чтобы впитать знания.

Чтобы стимулировать своего ребенка на получение знаний и, как следствие, хороших отметок, родители должны предпринять следующие шаги:

  • Найти контакт . Прежде чем требовать хороших отметок, родителям необходимо найти точки соприкосновения с малышом, понять его стремления и интересы, разделить его страхи и опасения.
  • Любить . В любой ситуации и при любой успеваемости родители должны показывать своему ребенку, как сильно они любят его. Не стоит критиковать без повода, оскорблять или насмехаться: издевка от любимых родителей может обидеть больнее всего и оставить глубокую рану на всю жизнь.
  • Ценить не отметку, а стремление . Хвалить следует не формально: «вот тебе конфетка за пятерку», а за стремления и жажду знаний.
  • Помогать . Прежде чем требовать от ребенка идеального выполнения домашних заданий, следует самим помочь ему и рассказать, что родители тоже выполняли эти задачи, учили эти стихи и зазубривали правила. Лучший пример – пример родителей.
  • Мотивировать . Самым сложным является правильная мотивация: школьнику нужно объяснить, для чего нужны эти примеры и правила, как они пригодятся в будущей жизни, получении профессии и собственной успешности.

Не стоит жаловаться всем, что ребенок учится на двойки: что делать в такой ситуации, должен подсказать опытный педагог или квалифицированный психолог, но не сосед по лестничной клетке с рекомендацией «выпороть, как следует».


Для каждого родителя отметки в дневнике могут быть и огорчением, и поводом для гордости. Но не стоит забывать, что любить своего ребенка следует независимо от оценок в его дневнике. Если же туда прокрались двойки и тройки, то задача родителей – сделать все возможное для их исправления вместе со своим малышом.

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его , наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке ? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать - это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать - однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» - издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, - первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» - саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки - вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» - скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов - назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Как и любая мама, ты уверена, что твой ребенок самый умный. Однако любимое чадо не торопится соответствовать этому громкому званию: последнее время юный ученик приносит из школы одни тройки. Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной пятеркой...

Самая распространенная причина появившихся у школьника троек - усталость. Поэтому в первую очередь обрати внимание на внеклассную нагрузку своего чада. Если твой вундеркинд ходит в художественную студию, играет в теннис, плавает в бассейне, а по вечерам занимается с репетитором английским, не стоит удивляться его плохой успеваемости. Специалисты уверены: ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально учиться, только если посещает дополнительно не более двух кружков.

Идеально, если это спортивная секция и интеллектуальные занятия - например, карате и иностранный язык или лыжи и шахматы. Избыток физических нагрузок или, напротив, умственной активности может затмить собой школу, так как будет отнимать все силы и не позволит сосредоточиться на уроках. Исключением являются только занятия музыкой, с которыми невозможно переборщить, ведь они помогают структурировать полученные знания и, по мнению психологов, тренируют внимание. Играя с листа, ребенок решает сразу несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное, что учит концентрации и развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на развитие речи. Не сомневайся, все эти навыки школяр будет неосознанно переносить и на школьные уроки. Более того, сама музыка, неважно - вальс это или менуэт, успокаивает и благотворно влияет на нервную систему.

Купи ему компьютерную игру

Психологи уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что телевизор и компьютер - главные проблемы современных «несостоявшихся отличников». Когда ребенок погружается в готовые жидкокристаллические картинки (мультики или игры - неважно), у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество, - он не фантазирует, как при чтении книги или прослушивании аудиосказки. Ученые отмечают, что детям, не знающим меры в просмотре DVD, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: физика, сочинения по литературе и даже рисование. Кроме этого отсутствие необходимости думать и воображать, сидя у экрана, приводит к общей пассивности. Если ты не хочешь, чтобы подобная участь постигла и твоего малыша, включай телевизор не более чем на 1,5 часа в день. Тот же лимит установи и на компьютерные игры (причем школяр должен выбрать либо одно, либо другое развлечение).

Несмотря на все минусы телевизора и компьютера, не стоит навсегда придавать их анафеме. Существуют и полезные программы, способные помочь в учебе. В последнее время стало появляться все больше качественных фильмов о путешествиях, древних войнах и животном мире. Впрочем, и создатели хитовых компьютерных игрушек заметили пробел в тематике своих «стрелялок» и начали выпускать развивающие игры. В них твой троечник сможет построить цивилизацию и стать в ней царем. Что самое главное, для долгого существования страны ему придется научиться принимать правильные решения и быть ответственным. Согласись, это отличные навыки как для учебы, так и для жизни.

Как приучить ребенка понимать все с первого раза?

Мобильный тоже может стать причиной плохих отметок школяра, если ученик, вместо того чтобы впитывать знания, на уроках пишет эсэмэски приятелям или играет во встроенные игрушки. Психологи настаивают на том, что в младших классах телефон вообще не нужен, а в старших его лучше сдавать вместе с уличной одеждой. И не стоит волноваться, что в случае особых обстоятельств чадо не сможет до тебя дозвониться. Не забывай, ребенок находится под присмотром учителей, которые, если вдруг что-то случится, дадут школьнику возможность связаться с тобой.

Корми его ветчиной

Одним из самых важных факторов ученического роста является питание ребенка. Поэтому твоя главная задача - сделать меню любимого чада разнообразным: старайся готовить овощные супы, мясо и рыбу, покупать свежие овощи и фрукты. При этом помни, что питание отличника должно быть адекватно нагрузкам. Если, убегая на занятия, ребенок ограничивается полезным листом салата и стаканом витаминного сока, не ищи в дневнике пятерок. В завтраке обязательно должен присутствовать белок: ветчина, яйца или сыр. Именно эти продукты богаты витамином B12, положительно влияющим на нервную систему ребенка. А если с ней все в порядке, то и проблем с вниманием на уроках нет. В том случае если у твоего юного ученика нет аппетита, обязательно дай ему с собой дополнительный завтрак. Но не подумай, что речь идет о шоколадном батончике - питательном и калорийном! Известно, что сладости - это быстрые углеводы, то есть энергия. И, приняв ее, ребенок должен будет срочно от нее избавиться и уж точно не сможет сосредоточиться. Безусловно, на отметки по физкультуре это повлияет положительно, но что делать, если впереди русская литература?

По данным последних исследований, в рационе большинства детей, имеющих проблемы с успеваемостью, в избыточном количестве присутствует глютен: смесь двух растительных белков - глиадина и глютенина, содержащихся в пшенице и ржи.

Не ругайся с мужем

Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике - единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка - невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.

Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, - это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.

Плати за пятерки

Иногда причиной плохой успеваемости становится отсутствие мотивации: зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам? Поэтому всегда поощряй своего вундеркинда за четверки и пятерки. Ребенок, получающий похвалу от родителей даже за нечастое «отлично», станет снова к этому стремиться. Не исключай и материальные награды. Особенно за успеваемость по не дающимся твоему школьнику предметам. Но не переусердствуй: дорогие подарки могут привести к обману - ученик начнет скрывать проблемы и подделывать подпись классного руководителя. За хорошую успеваемость в течение недели достаточно карманных денег и скромного подарка, а ноутбуки и поездки за границу в качестве награды оставь на окончание года.

Возможно, причина плохих отметок твоего вундеркинда - банальная скука. В этом случае попробуй разнообразить обучение своего чада. Например, если он охладел к биологии, своди его в зоологический или палеонтологический музей. Что может быть интереснее возможности увидеть скелет настоящего динозавра?! А еще, по мнению педагогов и психологов, ребенку важно применять полученные знания на практике. Например, если твой сын увлекается «Формулой-1», попробуй объяснить ему законы физики на примере гоночного болида, а начинающей кокетничать дочке расскажи про расширение, возникающее при нагревании, используя щипцы для завивки.

Мнение специалиста

Наталия Михайлова, психолог:

Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.

Организуй его

Составь список . Предложи ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведи для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.

Пронумеруй задания . Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуй, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки. Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.

Выключи телевизор . Найди ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, тебе придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сама мешаешь ему учиться.

Придерживайся режима . У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.

Не откладывай на завтра . Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.

Снова «двойка»: почему дети плохо учатся и как им помочь?

Для каждой мамы ее ребенок всегда остается самым умным и способным. А когда желаемое расходится с реальностью, они теряются и начинают постоянно ругать ребенка, заставлять его по несколько часов кряду просиживать за уроками и зубрить правила. Ведь так хочется гордиться оценками своего чада, а не краснеть из-за них. Не горячитесь. Вспомните, что Эйнштейн в школьные годы был практически двоечником, показывая великолепные способности исключительно к математике, а Томаса Эдисона, ставшего великим изобретателем, в школьные годы учителя приравнивали к умственно отсталым детям. Так что несколько двоек в дневнике еще ни о чем не говорят. Просто нужно сразу разобраться, в чем причина и попробовать помочь ребенку.

Почему дети плохо учатся?

Вы даже не представляете себе, сколько причин может стоять на пути к хорошей учебе. Они могут быть, как физиологического характера, так и психологического. Важно вовремя узнать, какая из них заставляет вашего ребенка приносить в дневнике двойки вместо пятерок.

Физиологические причины

Существует масса физиологических причин, по которым у вашего ребенка может быть плохая память, рассеянное внимание и прочие симптомы, которые сказываются на качестве учебы. Большинство из них незаметны с первого взгляда. А многие из них остаются нераспознанными навсегда.

  • Легкая дисфункция мозга, которую иногда диагностировать очень сложно, может сказаться только тогда, когда ребенку настает время учить формулы и производить сложные вычисления. Выявить это нарушение поможет УЗИ головного мозга и ряд специфических анализов.
  • Замедленное развитие ребенка может быть вызвано интоксикацией плода во время беременности, алкогольным синдромом в том же периоде времени, травмы головы, перенесенный наркоз или пережитые психологические травмы. В этом случае небольшая восстановительная терапия поможет вашему малышу вырваться на уровень сверстников.
  • Заболевания с пугающими названиями дисграфия, дислексия и дискалькулия нередко встречаются у детей . Если оставить научный язык и говорить просто, то это патологическое неумение грамотно писать, читать и визуально воспринимать печатный текст. Увы, в большинстве случаев эти заболевания принимают за лень и пытаются добиться от ребенка лучших результатов, не понимая, что это невозможно.
  • Может быть нарушено и восприятие словесной информации. Легкие формы аутизма, гипервозбудимость ребенка мешают ему сконцентрироваться на словах преподавателя. При этом уровень интеллекта может быть очень высоким.

Психологические причины

Гораздо чаще встречаются проблемы психологического характера.

  • Лень, вызванная избалованностью, - одна из самых частых причин неуспеваемости в школе. Ребенок, привыкший делать то, что ему доставляет удовольствие, не может пересилить себя и начать уделять учебе достаточно своего драгоценного внимания и времени.
  • Родители иногда сами завышают требования, не учитывая силы и возможности своего ребенка. В таком случае, даже, если ребенок идет в первый класс с удовольствием и проявляет большой интерес к учебе, под родительским давлением он постепенно угасает. А потом родители сами удивляются, почему их способный и такой умненький ребенок скатился на тройки.
  • Всегда спрашивайте ребенка об его взаимоотношении с учителями и одноклассниками. Возможно, проблема кроется именно там. Если так, то имеет смысл поговорить с педагогом.
  • Неблагоприятная атмосфера в семье – перенесенный развод родителей, частые ссоры, алкоголизм одного из членов семьи и другие внутрисемейные проблемы не обходят детей стороной. Как правило, они уходят в себя, становятся задумчивыми и замкнутыми, не могут сосредоточиться на учебе.
  • Застенчивость ребенка также может отразиться на его успеваемости. Если он стесняется отвечать у доски, скован, не показывает активности на занятиях, считает себя глупее остальных, то учиться он будет хуже.
  • Если ребенок дополнительно посещает факультативы и кружки, то, возможно, он просто не может справиться с большой нагрузкой и слишком сильно устает для того, чтобы нормально запоминать весь объем информации.

В любом случае, если успеваемость стабильно низкая, ребенка необходимо показать психологу для проведения ряда тестов, которые помогут провести черту между «не может» и «не хочет».

Как помочь ребенку учится лучше?

Для того, чтобы действительно помочь своему ребенку, недостаточно объяснить ему непонятную тему. Необходимо предпринять целый комплекс мер.

  • Сходите к психологу и пройдите обследование в поликлинике – сдайте все анализы, сделайте УЗИ мозга, посетите невропатолога.
  • Следите за полноценным отдыхом своего ребенка. Он должен вовремя ложиться спать, а не просиживать полночи за компьютером.
  • Кстати, время, проведенное за компьютером и телевизором, следует ограничить. А оставшееся – пустить ему на пользу. Приобретите или скачайте специальные программы, где в игровой форме дается необходимый учебный материал.
  • Следите за питанием своего ребенка. В этом возрасте он должен получать достаточно белка и витаминов. Не забывайте и про умеренное количество сладкого, стимулирующего мозговую активность. Например, чашка натурального какао по утрам поможет ему быстрее проснуться и лучше усвоить школьные уроки. Обязательно включите в рацион продукты, содержащие йод. Например, морскую капусту.
  • Не ругайтесь в присутствии ребенка, обеспечьте дома спокойную дружелюбную атмосферу.
  • Перестаньте ругать его за двойки – лучше повышайте мотивацию к учебе. За каждую пятерку давайте ему небольшое денежное вознаграждение или держите в запасе какую-нибудь приятную мелочь. В дополнение пообещайте ему, что если он закончит учебный год хорошо, то вы обязательно куда-нибудь съездите.
  • Оказывайте ему помощь в выполнении домашних заданий. Объясняйте ему все непонятные темы. Если вы их и сами не знаете, то придется изучить.

Знание проблемы облегчит улучшение успеваемости вашего ребенка. Если бороться с причиной, а не ее последствиями, то у вас будет гораздо больше шансов на успех. Поэтому не откладывайте проблему на потом, ссылаясь на недостаток времени. Если не сделать это сейчас, то потом может быть уже поздно.

Организуйте ребенка к учебе

  1. Место для выполнения уроков должно быть аккуратным, учебники и тетради не должны быть разбросаны в хаотичном порядке, ручки, линейки, циркуль и другие школьные принадлежности должны находится на своем месте.
  2. Не разрешайте откладывать собирание портфеля на завтра, нельзя чтобы утром ребенок в спешке собирал портфель, иначе у него отложится в подсознание, как нужно относится к выполнении учебного материала.
  3. Пронумеруйте выполняемые задания. Пусть ребенок пронумерует список заданий и выполняет их в строгом порядке, это воспитает у ребенка дисциплину и силу воли.
  4. Обязательно проследите, чтобы ребенок делала отдых. Нельзя чтобы ребенок постоянно учился, даже если это ему самому нравится, нужно знать меру в этом тоже! Иначе может в дальнейшем произойти нервный срыв.

Успеваемость в школе не показатель не успеха в жизни

А вы знали, что не мало людей, которые в школе не успевали, в жизни смогли достигнуть очень многого. Например Ричард Брэнсоном, который в 2016 году открывает свою собственную первую в мире веганскую авиалинию. Учился в школе он плохо, из-за дислексии . В школе ему было сложно овладевать чтением, письмом, математикой и видим обучением.

Если ваш ребенок плохо учится...

Даже желая учиться, но ему сложно учиться, плохо пересказывает прочитанное или тяжело осваивает математику, возможно причина в некоторых травмах головы, или кровообращении головы. Дети и подростки не ощущают своего кровообращения головы, оно может быть хроническим, нужно проверить сосуды головы с УЗДГ. Узнайте у ребенка, больно ли ему наклонять головы к низу, болит ли голова от погоды, ощущает ли слабость по утрам

Слово «троечник» в русском языке имеет определенное и довольно емкое значение. Это не просто ребенок, получивший за что-то отметку «три», отметку, которая очень раздражает многих родителей. Это практически клеймо и школьный статус, некая социальная оценка ребенка, получить которую легко, а изменить трудно. «Что такое тройка, ни то, ни се – раздраженно восклицают многие родители, – уж лучше бы два получил, было бы ясно, что просто не выучил». Отметка «три» у нас часто ассоциируется с серостью и отсутствием каких-либо способностей, что само по себе очень травматично для ребенка, особенно если тройки у него – хроническое явление.

Конечно, это не так страшно, как быть двоечником и совершенно не успевать по школьной программе. Однако как и все мелкие хронические неприятности, постоянные тройки очень влияют на самооценку ребенка и отношение к нему школьного коллектива.

Вроде и учил, и занимался, и на всех уроках присутствовал, а в диктанте опять 3-4 ошибки, полно недочетов в контрольной по математике, и текст, который повторяли весь вечер, еле рассказан на уроке.

Причин такой ситуации, когда ребенок не столько не успевает по школьной программе, сколько не дотягивает до своих собственных возможностей, может быть несколько: неуверенность в себе, плохая зрительная память, невнимательность, усталость, сложные отношения с одноклассниками. Причиной «троек» может быть и банальная близорукость, о которой не подозревают ни сам ребенок, ни его родители: сидя на третьей или четвертой парте, он просто плохо видит то, что пишут на доске. Поиск и решение всех этих проблем требует много времени. И этим обязательно нужно заниматься. Однако, надо понимать, что чем дольше ребенок находится в состоянии «троечника», тем труднее ему будет выходить из этого состояния, поэтому меры к решению этой проблемы нужно принимать немедленно. Как известно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и помочь своему ребенку можете и должны, прежде всего, вы сами.

Правило 1. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

Не боритесь с тройками по всем школьным предметам сразу. Выберите либо наиболее значимый для вас в данный момент предмет, либо предмет, который ребенок сам выберет. Возможно, лучше начать с предмета, в котором вы лучше разбираетесь. Начинайте регулярно и спокойно им заниматься, не обращая внимания на неудачи или то обстоятельство, что в результате ваших занятий никаких видимых изменений в школьных отметках не происходит. Хронические болезни быстро не лечатся, и результат обязательно будет. Иногда улучшение отметок по одному предмету автоматически влечет за собой изменения в успеваемости ребенка в целом.

Правило 2. Оценивайте работу ребенка по-своему

Любой, даже малейший успех очень влияет на самооценку и является мощным мотиватором. Но что делать, если в школе у ребенка постоянное «три»? Заведите свою собственную шкалу оценок, например, не от 1 до 5, как в школе, а от 1 до 10. Это позволит вам более точно отслеживать изменения в работах ребенка. Например, за диктант опять три, но это по школьной шкале, а по нашей, домашней, мы поднялись на один балл, т.к. ошибок уже не пять, а четыре, или они менее серьезные, на ваш взгляд. Если в плане ошибок улучшения нет, найдите его в чем-то другом: работа написана аккуратнее, чище и т.д., значит, по нашей шкале отметка повышается. Таким образом, вы уберете у ребенка ощущение полной неудачи.

Правило 3. Ставьте перед ребенком конкретные и реально выполнимые цели. Ребенок с трудом воспринимает общие пожелания родителей «учись хорошо, чтобы преуспеть в жизни». Ставьте перед ним конкретные задачи, например, сократить количество ошибок в диктанте с четырех до трех и т.д. Радуйтесь вместе с ним, если это получилось, несмотря на то, что школьная отметка не изменилась. Не ставьте заведомо невыполнимых в ближайшее время целей, как например, написать контрольную по математике на пять.

Правило 4. Учите ребенка оценивать свою работу

Учите ребенка адекватно оценивать собственную работу. Это вообще очень полезный навык в жизни. Попросите его самого поставить оценку за его же работу. Если вы считаете, что ребенок ее завысил, спокойно объясните ему, почему вы с ним не согласны. Если вы сделаете это тактично, он согласится с вами и поставит себе другую отметку. Если нет, не ругайте: в следующий раз он будет более объективен. Спокойно подумав и поставив самому себе отметку «три», ребенок потом не так болезненно воспримет ее от учителя в школе.

Правило 5. Меньше ругайте, больше хвалите

Это, пожалуй, самое известное и одновременно самое трудноисполнимое пожелание. Тяжело сохранять хладнокровие после родительского собрания, где каждый учитель говорил вам: плохо, не получается, не доучил, не смог, на уроках молчит и т.д.

Однако вспомним: еще Дейл Карнеги писал о малой эффективности прямой критики. Постарайтесь и найдите хоть что-то малое в учебе вашего ребенка, за что его можно похвалить. Пусть ваши школьные отметки не меняются, но зато вы с ребенком целую неделю писали домашние диктанты и ни разу не пропустили – это уже повод для совместной радости и гордости.

Правило 6. Установите «лимит» на критику

Совершенно не ругать и не критиковать ребенка, наверно, невозможно. Поэтому здесь очень важно знать определенную меру. Если ругаете за очередную тройку по математике, не замечайте тройку по чтению или музыке. Если ругаете за тройку по русскому, делайте это один раз, а не постоянно в течение дня и не напоминайте об этом в дальнейшем. Если вы критикуете и ругаете ребенка помногу, он просто перестанет воспринимать ваши речи (особенно это касается мальчиков) и станет нечувствительным к критике. Единственным же реальным результатом этого будут ваши расстроенные нервы.

Правило 7. Критикуйте работу, а не исполнителя

Это также хорошо известное, но редко выполняемое правило. Разбирая работу ребенка нужно следить за своим языком, за тем, как и какие слова вы при этом употребляете. После небольшой практики вы научитесь говорить на автомате « в работе сделано пять ошибок» вместо «ты сделал пять ошибок», «написано грязно и неразборчиво» вместо «ты написал грязно и неразборчиво» и т.д. Оценка должна относиться к конкретному объекту, например, к письменному заданию по истории, а не к ребенку, который ее делал. При этом, все вышенаписанное относится к отрицательным оценкам, положительные можете смело адресовать самому ребенку, который смог сделать что-то лучше, чем в прошлый раз.

Правило 8. Приучайте ребенка спрашивать у вас то, чего он не понимает

Считается, что умение спрашивать лежит в основе познания. Задать четкий, ясно формулирующий проблему вопрос дорогого стоит.

Поставьте себе за правило всегда спокойно и без лишних слов («как можно такое не понимать», «я тебе сто раз уже говорила», «ты, что, меня вообще не слушал» и т.д.) отвечать на вопросы ребенка по домашним заданиям. Лучше вы десять раз будете объяснять одно и то же, чем он один раз не спросит вас тогда, когда ему будет надо. Многие родители так раздражаются на глупые, как им кажется, вопросы ребенка или его непонятливость, что он избегает их задавать и остается один на один с непонятым материалом по школьной программе.

Многие трудности обучения и «тройки» в начальной школе связаны с дошкольным периодом. Плохое развитие речи ребенка мешает ему хорошо читать, а это, в свою очередь, оказывает влияние на всю учебу в целом. Недоразвитие мелкой моторики ведет к проблемам в письме, рисовании и чтении. В первом классе отметок детям не ставят и, когда вдруг в третьем-четвертом классе ребенок оказывается хроническим троечником, это очень удивляет некоторых родителей.

Если вашему ребенку учеба в первом классе дается не легко, возможно, стоит не только просматривать его текущие работы и наспех исправлять ошибки, а обратить на его учебу более пристальное внимание. Это поможет ему впоследствии не скатиться в постоянные тройки. Как известно, предупредить какие-то проблемы легче, чем потом их исправлять.