Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей. Методический материал «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей

The role of literature in the development of children"s creative abilities

Казанцева Т.П., Россия, г. Москва

Kazanceva T.P., Russia, Moscow

Васильева Е.Л., Россия, г. Москва

Vasileva E.L., Russia, Moscow

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Childhood is the most important in cognitive development and creativity of the child. This article describes the forms and methods of work to educate preschool children with fiction, the role of books in the development of children"s creative abilities is shown.

«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

Н.А.Рубакин

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность .

Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм .

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды ?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые рекомендации существуют:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности .

Огромна роль чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности .

Одной из основных задач ГБОУ ЦПМСС «Родник» является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, направленной на создание условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются мной на занятиях при изучении произведений русского народного творчества: загадок, пословиц, сказок .

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

В нашем центре была создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при разработке программ «Ознакомление с художественной литературой», «Ребенок в мире художественной литературы» для детей разных возрастов.

Цели программ: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, развитие творческого потенциала ребенка.

Занятия проводятся с детьми 4-5 и 5-7 лет один раз в неделю в течение двух лет. Детям предлагаются малые литературные и фольклорные формы: народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве .

Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности .

Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. И тут на помощь педагогу приходит такой знакомый и понятный жанр художественной литературы как СКАЗКА.

Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из цветной бумаги формата А4, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети наклеивают иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста. Иллюстрации к сюжетам различных сказок педагог может вырезать из списанных в школе учебников.

Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:

– учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

– лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

– выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

– обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки.

Например, дети в возрасте 3-х лет, хорошо запоминают песенку, которую поет Колобок, или причитания мамы-Козы из сказки «Волк и семеро козлят» и многое другое.

Дети постарше с удовольствием рассказывают прочитанные на занятиях сказки своим родителям, дополняя их придуманными самими подробностями, показывают им изготовленные собственноручно книжки, что способствует формированию теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

На занятиях по программе «Ознакомление с художественной литературой» используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми на занятиях по труду бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

Работа по этой программе ведется в группах сопровождения детей к школе уже не первый год, а в 2011–2012 учебном году в нашем центре была сформирована группа детей, в которой велись интегрированные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и по изобразительной деятельности. Особенность данных занятий заключается во взаимосвязи между этими специалистами и между предметами, которые они ведут. На занятии по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, в свою очередь педагог по изодеятельности предлагает детям нарисовать, либо изготовить персонажей своими руками. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, альбомы по конкретной тематике в драматизациях по прослушанному произведению. Вполне возможно в таком случае использовать и готовые пальчиковые и настольные театры.

Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях. Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов. Поскольку в интегрированных занятиях объединились элементы нескольких направлений образовательной работы, это не могло не вызвать детский интерес, что в свою очередь создаёт у детей устойчивую мотивацию.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

  • самостоятельности мышления;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • художественного вкуса;
  • творческих умений;
  • чувства прекрасного.

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциал.

Список используемой литературы:

1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит. очерков/ С.Соловейчик: Изд. – М., 1975.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика – М., 1993.


  • Глава II. Из истории методики развития речи § 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
  • § 2. Развитие методики в России
  • Глава III Система работы по развитию речи в детском саду § 1. Цель и задачи развития речи детей
  • § 2. Методические принципы развития речи
  • § 3. Программа развития речи
  • § 4. Средства развития речи
  • § 5. Методы и приемы развития речи
  • Глава IV Методика развития словаря § 1. Понятие словарной работы и ее значение
  • § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • § 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • § 4. Общие вопросы методики словарной работы
  • § 5. Методика словарной работы в возрастных группах
  • Глава V. Методика формирования грамматического строя речи § 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
  • § 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • § 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • § 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
  • § 5. Методика формирования морфологической стороны речи
  • § 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
  • § 7. Методика формирования способов словообразования
  • Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей § 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
  • § 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
  • § 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
  • § 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
  • § 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
  • § 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
  • § 7. Формирование звуковой выразительности речи
  • Глава VII Методика развития связной речи § 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
  • § 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
  • § 3. Задачи и содержание обучения связной речи
  • § 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
  • § 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
  • § 6. Приемы обучения рассказыванию
  • § 7. Пересказ литературных произведений
  • § 8. Рассказывание по игрушкам
  • § 9. Рассказывание по картине
  • § 10. Рассказывание из опыта
  • § 11. Творческое рассказывание
  • § 12. Связные высказывания типа рассуждений
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
  • § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
  • § 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
  • § 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
  • § 5. Методика заучивания стихотворений
  • § 6. Использование художественной литературы вне занятий
  • Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте § 1. Сущность подготовки к обучению грамоте
  • § 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
  • § 3. Ознакомление со словом
  • § 4. Ознакомление с предложением
  • § 5. Ознакомление со словесным составом предложений
  • § 6. Ознакомление со слоговым строением слова
  • § 7. Ознакомление со звуковым строением слова
  • § 8. Подготовка к обучению письму
  • Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду § 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

    Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

    Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

    При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

    Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

    § 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

    Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

    Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

    Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

    Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

    Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

    Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

    Людмила Ткачёва
    Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой»

    Проект : «, ».

    Вид проекта : познавательно – творческий .

    Продолжительность : 12 месяцев.

    Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

    Образовательная область : речевое развитие , художественно –эстетическое , познавательное развитие .

    Актуальность : Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

    Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

    От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не знающим эпизодом в его жизни.

    От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

    В книгах заключено особое очарование : книги вызывают наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Именно книга, с её простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества : милосердие, сострадание, уважение к старшим и т. д. Эти качества позволяет им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

    Я провела опрос детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей , которое показало, что дети и родители отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как члена семьи. Всё эти факты послужили разработке данного проекта .

    Необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению , увлекая этим и дошкольников и родителей.

    Цель проекта :

    Нравственно – эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа , фольклора, приобщение детей к богатствам художественной литературы .

    - развитие творческих способностей , фантазии детей

    Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

    Задачи :

    Дети :

    - познакомить с художественной литературой разных авторов и жанров – способствовать накоплению эстетического опыта. Читая и обсуждая литературные произведения ;

    Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать , развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей .

    -развивать у детей образное мышление , фантазию, творческие способности ;

    Формировать навыки сотрудничества;

    Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

    - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

    Побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

    Родители :

    Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка , с учётом опыта детей приобретённого в детском саду;

    - развитие совместного творчества родителей и детей ;

    - развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

    Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Обеспечение : художественная литература , иллюстрации, репродукции картин, рисунков, фотографии – методическая литература .

    Предполагаемый результат :

    - развитие интереса к литературе ;

    - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей , коммуникативных навыков;

    Совершенствовать звукопроизношение, выразительность связной речи детей ;

    Содействие творческому развитию детей ;

    - развитие эмоциональной отзывчивости;

    Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

    Продукт проектной деятельности :

    Макеты, рисунки, поделки, работы по аппликации, рисунки по прочитанному.

    Презентация проекта :

    -оформление выставки : «По дорогам сказки» .

    Основные этапы реализации проекта :

    Подготовительный :

    Обсуждение проекта , выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта ;

    Совместная деятельность детей и воспитателя .

    1. Чтение художественной литературы .

    2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

    3. Игры – драматизация по сказкам.

    4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.

    5. Игры на звукоподражание.

    6. Игра – фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку» .

    7. Оформление выставки детских работ. Развитие творческих способностей детей , через знакомство с художественной литературой .

    8. Изготовление макетов.

    Самостоятельная деятельность детей :

    1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.

    2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, аппликация, ручной труд) .

    Совместная деятельность детей и родителей .

    1. Чтение, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам .

    2. Заучивание отрывков из сказок.

    3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков.

    Заключительный этап :

    1. Оформление выставки «Мне нравиться читать» .

    2. Подведение итогов проектной деятельности .

    План реализации проекта :

    Чтение литературы . Вид деятельности.

    Введение : «Знакомство с книгой »

    (На примере книжной графики творчества И . Я. Билибина. Оформление книжки -самоделки.

    «Фольклор» .

    «Дождик, дождик веселей» .

    «Божья коровка» .

    «Идёт матушка весна»

    «Зима пришла» .

    Коллективная работа : модуль «Дождик» .

    Объёмная аппликация : «Божья коровка» .

    Монотипия : «Весна»

    «Сказочный зимний лес"- рисование кисточкой методом тычка.

    Русские народные сказки, былины.

    Чтение «Сказ о богатыре Илье Муромце» .

    «Добрыня и змей»

    «Царевна-лягушка» .

    «Поэзия»

    Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» .

    Рассматривание альбомов, иллюстраций, делая акцент на красоте доспехов.

    Рисование на тему “Богатырская рубаха»

    Лепка рельефная декоративная : «Сказочное болото для Царевны-лягушки»

    Лепка миниатюр спичечном коробке) «Лягушонка в коробчонке» .

    С. Есенин. «Берёза» .

    Волошин «Осенью» .

    И. Тютчев «Весенние воды» .

    А. Фет. «Уж верба вся пушистая» .

    «Зима недаром злится» . Мини-макет берёзы (в салфеточной технике) .

    Рисование «Осенний лес» (печать листьями) .

    Рисование методом оттиск стеклом

    «Весенние воды» .

    «Проза»

    В. Драгунский. «Друг детства» .

    Коровин «Белка»

    Н Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» .

    Рисование медведя тычком и расчёской.

    Рисование по представлению.

    «Литературные сказки »

    «Гуси-лебеди»

    Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка» .

    Ш. Перро. «Кот в сапогах» . НОД : Рисование эпизодов сказки.

    Лепка миниатюр : «Девочка в цветке» .

    Рисование эпизодов сказки.

    А. С. Пушкин. «Лукоморье»

    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» .

    Программное содержан Занятие по ИЗО. «О рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина

    «Лукоморье» .

    «Сказка о царе Салтане и сыне его славном могучем Гвидоне

    Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    «Уж небо осенью дышало» .

    «Дополнительная литература » .

    Г. Ч. Андерсен «Снежная королева» .

    С. Я. Маршак. «Кошкин дом»

    Мошковская. «Какие бывают

    подарки».

    Публикации по теме:

    «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

    В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

    Книга – источник знаний, источник радости для детей. Самый маленький ребенок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним.

    Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

    Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №2»

    Аттестационная работа на I категорию

    Презентация практических достижений профессиональной деятельности

    (личного вклада в развитие образования):

    «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников».

    Выполнил:

    воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»

    Ардатовского района

    Яшнова Лариса Юрьевна

    Образование: высшее

    Стаж педагогической работы: 6,7 лет

    Контактный телефон: 89103957506

    Ардатов, 2018 год

    Общие сведения о воспитателе.

    ФИО: Яшнова Лариса Юрьевна

    Год рождения : 1990

    Контактный телефон : моб.: 89103957506

    Электронная почта : Petrowa - Larisa 25@ yandex . ru

    Образование : высшее: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа

    Стаж педагогической работы : 6,7 лет

    Должность: воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Ардатов

    Ардатовский муниципальный район

    Содержание

    1.Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования....................................................................................................................4

    2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования……...…6

    3.Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования……………………………………………………………………………8

    4. Цель и задачи педагогической деятельности……………......………….....9

    5. Ведущая педагогическая идея ………………………………………...…..11

    6. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования…………………………………………………………….…………….11

    7. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны……………………………………………………………………………....19

    8. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты……………………………………………………….………19

    9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника…………………………………………21

    10. Литература………………………………………………………...………23

    Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

    Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

    В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало очевидно, что проблемы всестороннего развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.

    Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).

    Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

    Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

    Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

    В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

    Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»). О существление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

    Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно-пространственной развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

    Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время. В современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.

    Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

    Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

    Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение интереса к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На мой взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

    Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

    Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы , формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

    В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ . Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

    По результатам педагогического мониторинга в средней группе на начало учебного года видно, что по большинству показателей преобладает средний уровень эффективности педагогических воздействий, т.е. дети развиваются адекватно своим возрастным возможностям и задачам реализуемой образовательной программы. Но в процессе наблюдений я заметила, что в совместной и самостоятельной деятельности дети проявляют недостаточный интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, мало знают наизусть стихи.

    Мною было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 80% семей считают литературу все еще основным источником знаний. Вот некоторые ценностные высказывания родителей:

    «Книга развивает речь, расширяет словарный запас».

    «Книга помогает нам лучше понять самих себя. Ведь очень важно знать, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как ты. Это рождает уверенность в себе».

    «Литература расширяет кругозор, делает человека интеллигентным, она дает понимание и опыт жизни».

    «Книга дает возможность погрузиться в другие миры и эпохи».

    «Хорошее художественное произведение развивает чувство прекрасного, оно- лучшее лекарство от скуки, одиночества».

    Казалось бы, за такими утверждениями родителей должна стоять активная работа по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе и потребности жить с книгой. Однако по результатам все того же анкетирования ежедневно читают книги детям только 20% родителей и лишь 15% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

    При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%), тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). В большинстве анкет (60%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т.п.

    Таким образом, проводя работу по приобщению детей к художественной литературе, работая в тесной взаимосвязи с их родителями, можно добиться повышения у детей речевого, познавательного и психофизиологического уровня развития, и создавая предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

    Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

    Работу по ознакомлению с художественной литературой я начала с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам всестороннего развития дошкольников, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

    В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.). Художественная литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

    Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Литературное развитие и читательская деятельность дошкольников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н. Д. Молдавской, Н. И. Кудряшева, С. А. Гуревича, В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой и др.).

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

    Таким образом, работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика роль художественной литературы во всестороннем развитии подрастающего поколения.

    Цели и задачи педагогической деятельности

    Таким образом, целью моей деятельности стало: всестороннее развитие дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

    Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи :

      Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей;

    2. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания; развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

    3. Расширять детский кругозор в процессе знакомства с литературными произведениями разных жанров и тематики.

    4. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей; воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке, лепке.

    5.Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения; учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

    Мною были определены основные принципы, которые легли в основу данной работы:

    Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи всестороннего развития дошкольника посредством художественной литературы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для игровой и продуктивной деятельности.

    Принцип систематичности и последовательности. Работу по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы педагог ведёт в определённой системе , последовательности.

    Принцип доступности. При всестороннем развитии дошкольника посредством художественной литературы, учитывает их возрастные особенности , потребности, интересы, уровни подготовленности.

    Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Правильно определяет ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. Формирует у дошкольников интерес и потребность в чтении и восприятии книг , воспитывает любовь к различным видам жанра художественных произведений, развивает творческие способности.

    Принцип прочности. Эффективно реализовывает требования вышеперечисленных принципов, повторяет и закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки , применяет их на практике.

    Ведущая педагогическая идея

    Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий (выбор содержания, средств, форм и методов работы), способствующих всестороннему развитию дошкольников посредством приобщения к художественной литературе.

    Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

    Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаю со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги.

    Содержание предметно-пространственной развивающей среды по приобщению детей к художественной литературе соответствует принципам ФГОС ДО (насыщенность, трансформируемость, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность) и способствует каждодневному общению детей с книгой, развивает их литературные интересы. В группе имеются:
    - подборка художественной литературы по жанрам, тематике, соответствующей программе и возрастным особенностям детей;
    - Настольные и дидактические игры по знакомым произведениям.
    - Книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца.
    - Папка с алгоритмами для составления рассказов, здесь же буквы, материал
    для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам»
    - Театральные атрибуты и атрибуты для с/р игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».
    - Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам.
    - Портреты писателей.
    - Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки,
    игры.
    - Издания тех произведений, с которыми я знакомлю детей на занятиях.
    - Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С.Маршак, и др.)
    - Книги, которые дети приносят из дома.
    - Справочная и познавательная литература, ориентирующая на изучение окружающего мира. Такие книги, что бы привлечь внимание детей,
    расположены в специальном ярком лоточке.
    - «Толстые» книги, которые я читаю в течение длительноговремени.
    - Энциклопедии.
    - Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
    - Аудио и СД-диски для прослушивания, коллекция мультимедийных презентаций.

    Организуя образовательную деятельность, стараюсь интегрировать ознакомление с художественной литературой, по возможности, в содержание всех образовательных областей. Активно использую художественное слово в организации физического развития дошкольников и их оздоровлении. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения («Звериная зарядка», «Мы проснулись»), при релаксации в минуты отдыха, что позволяет формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту. Например: Спорт нам плечи расправляет,

    Силу, ловкость нам дает.

    Он нам мышцы развивает,

    На рекорды нас зовет

    В двигательной деятельности использую фольклор (считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы) для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. В произведениях устного народного творчества детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания. Например,

    Ой, ребята, та-ра-ра!

    На горе стоит гора,

    А на той горе дубок,

    А на дубе воронок.

    Ворон в красных сапогах

    В позолоченных серьгах.

    Черный ворон на дубу,

    Он играет во трубу.

    Труба точеная,

    Позолоченная,

    Труба ладная,

    Песня складная.

    Особое значение придаю разучиванию слов и считалок к подвижным играм («Гуси-лебеди», «Мы весёлые ребята», «Гори, гори ясно!» и т.д.).

    Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции:

    Расширяет представления о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте);

    Помогает осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий;

    Способствует освоению моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;

    Функция формирования эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в оценке с представлениями о них.

    При проведении наблюдений за природным явлением, объектом, изменениями, происходящими с ними широко использую художественное слово. Например, наблюдая за снегопадом, читаю стихотворение Н.Некрасова «Снежок», С. Михалков «Снег кружится».

    Раскрыть некоторые понятия можно с помощью художественных произведений. Например, понять, что такое лес, можно из одноименного стихотворения «Что такое лес…». У нас есть макет леса, с помощью которого можно моделировать изменения в животном и растительном мире, происходящие в лесу в различное время года

    Использую художественную литературу при ознакомлении с животным миром. Например, стихотворение Б. Заходера «Ежик» - Что ж ты, еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

    При знакомстве детей с тем, как кричат животные, использую стихотворение А. Барто «Кто как кричит» и потешку «Наши уточки с утра».

    Для формирования у детей представлений о профессиях людей читаю произведения В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?», Б.Житкова «Пожар», С. Сахарнова «Два радиста», С. Маршака «Ледяной остров», которые помогают детям разобраться в особенностях той или иной профессии.

    Читая украинскую сказку «Колосок», дети узнают о том, как хлеб на стол пришел. После прочтения мы рассматривали с детьми колоски, муку, познакомились с ее свойствами.

    Для закрепления количественного и порядкового счета я использую русские народные сказки «Теремок» , «Колобок» , «Репка» , произведения Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» , С. Маршака «Дама сдавала в багаж…» и др. При формировании понятия «величина» опираюсь на художественные произведения, такие как «Под грибом», «Разные колеса» В. Сутеева.

    речевом развитии ребенка . Речь - одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и коллективных разговорах: собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. При рассматривании портретов писателей, портретов художников - иллюстраторов знакомлю детей с их биографией, детям очень интересно какие они были в детстве, чем интересовались. Знакомя детей с произведениями, использую следующие методические приемы:

    Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

    Придумывание однокоренных слов;

    Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

    Пересказ сказки по ролям («Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др.)

    Предлагаю изменить в сказке любую деталь.(н-р в сказке «Снегурочка»: Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего? Начинается пересказ новой сказки)

    Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др.;

    Игры и упражнения для развития связной речи «Исправь ошибку», «Сравни разных зверят», «Разложи картинки», «Кто что умеет делать», «Сочинялки», «Разноцветный сундучок», «Узнай произведение по предметам», Игра «Чьи это слова?» и т.д.

    Провожу беседы на тему «Что мы знаем о книге», Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги».

    Прочитав рассказ Г. Снегирева «Как птицы и звери к зиме готовятся» провела беседу, это способствует углублению восприятия литературного текста, формирует в речи свое отношение к услышанному в процессе его анализа.

    Чтение художественной литературы играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие. Например, нарисуй рисунки к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания».

    Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Она направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

    Для организации детской театрализованной деятельности я пополнила театральный уголок различными видами театров (пальчиковый театр, театр на прищепках, театр-топотушки, театр на конусах, театр на палочках от мороженого), дидактические игры («Солнышко-тучка», «Птичий двор», «Музыкальная лесенка»), оформила подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», сделала подборку игр - драматизаций, народных, подвижных игр со словами.

    Велика роль художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольников. Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. При чтении произведений дети, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В.Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н.Носова), и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К.Чуковского).

    Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к ней (книгу не рвать, не мять, не загибать листочки). С воспитанниками средней группы я организовала интегрированное занятие "Подари жизнь книге", на котором дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей. Чтобы прививать детям бережное отношение к книгам, мы устроили «Книжную больницу», там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

    При реализации образовательной программы большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использую следующие формы взаимодействия и активного вовлечения родителей в образовательную деятельность:

    Консультации: «Какие книги читать детям», «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

    Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)

    Акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.

    Выставка книжек -самоделок «Книжки-малышки о труде», в которой все родители средней группы приняли активное участие.

    Фотовыставка «Мама, папа, я –читающая семья»

    Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае - это детская библиотека. На экскурсии в детскую районную библиотеку дети познакомились с абонементным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников и правилами поведения в библиотеке .

    Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные игры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

    Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

    Диапазон опыта представлен в ежедневном календарном планировании в младшей и средней группах, разработке тематического плана «Неделя книги в детском саду» , материалами выступления на педагогических советах, семинарах, пополнением развивающей предметно-пространственной среды группы, конспектами непосредственно образовательной деятельности, картотеками дидактических, хороводных, подвижных игр с использованием художественного слова, консультациями для родителей.

    Новизна данного опыта заключается в том, что совместная деятельность с детьми по приобщению к художественной литературе носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с художественной литературой в различных видах деятельности, что способствует разностороннему развитию детей.

    Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

    Проведённая работа дала положительные результаты: промежуточный педагогический мониторинг в середине учебного года показал положительную динамику по всем направлениям развития дошкольников.

    Педагогический мониторинг эффективности педагогических воздействий в средней группе МБДОУ д\с№2

    (начало и середина 2017-2018 уч.года)

    Физическое развитие

    28 %

    56%

    46%

    34%

    26%

    10%

    Социально-коммуникативное развитие

    32%

    48%

    56%

    34%

    12%

    18%

    Познавательное развитие

    14%

    23%

    69%

    64%

    17%

    13%

    Речевое развитие

    12%

    23%

    73%

    67%

    15%

    10%

    Художественно-эстетическое развитие

    12%

    27%

    72%

    60%

    16%

    13%

    У воспитанников значительно вырос интерес к художественной литературе. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

    Повторное анкетирование и собеседование с родителями свидетельствуют о повышении читательской культуры в семьях воспитанников и повышении компетентности родителей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

    Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей пятого года жизни формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки активно используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

    На уровне собственного педагогического опыта:

      За время работы над темой я повысила свою профессиональную компетентность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой как средством всестороннего развития.

    На уровне дошкольного учреждения:

      наработан богатый практический материал (конспект интегрированного занятия «Подари жизнь книге», методический и иллюстративный) по теме;

      возможность использования и усовершенствования данного опыта другими педагогами ДОУ;

      пополнение предметно-пространственной развивающей среды средней группы.

    Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

    Осуществляя ознакомление дошкольников с художественной литературой, мы решаем задачи всестороннего развития личности, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения формируются именно в этом возрасте.

    Ознакомление с художественной литературой надо начинать как можно раньше, уже с раннего дошкольного возраста и в тесном взаимодействии с семьями воспитанников;

    Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

    Пока мой опыт работы по всестороннему развитию дошкольника посредством художественной литературы базируется лишь на уровне нашего детского сада. Для педагогов я подготовила и провела консультацию «Роль художественной литературы в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»», семинар-практикум в форме деловой игры «Умные книжки - умным детишкам».

    Я разместила свой опыт работы на своем мини-сайте и на своей личной странице международного образовательного портала http :// www . maam . ru / users / 1389104.

    Также планирую выступить с презентацией опыта работы на районном методическом объединении.

    Перспективы работы:

    В дальнейшей работе по ознакомлению детей пятого года жизни с художественной литературой с помощью эффективных методов и приёмов планирую:

    Обогащать «читательский опыт» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки);

    Совершенствовать речевую детскую деятельность на основе литературных текстов (сочинение загадок, сказок по аналогии со знакомыми текстами);

    Способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии;

    Через литературные произведения приобщать дошкольников к социально - нравственным ценностям. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим, я считаю, что необходимо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

    Литература и интернет - ресурсы

    1 .Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.

    2.Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2009.

    3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,2014.

    4.Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2009. 5.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 2007. 6.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 2006. – т. 1.

    7.Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.

    8.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / И.Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова. – М., 2014.

    9.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009. 10.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2014.

    11. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – М., 2011

    12.

    13. http://www.maam.ru