Сложности воспитания подростков. «Тебе действительно все это нужно?»

I. Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Почему трудный возраст?
1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:
а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).
II. Психологи называют этот возраст - «время 5 НЕ»
НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.
III. Биологический фактор в развитии подростка.
В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие:
- формируется половое влечение,
- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность - слабость),
- неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.
IV. Главная потребность этого возраста - потребность в общении со сверстниками. Общение - это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности. Половые отличия в общении:
- мальчики менее общительны,
- девочки тянутся к мальчикам старше себя.
V. Эмоции и чувства подростка.
Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях - печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.
VI. Взаимоотношения с взрослыми.
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это - скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости - взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей - не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.
VII. Что делать?
Разберитесь с правами и обязанностями.
Ваш контроль преподносите как заботу.
Не критикуйте подростка в присутствии других.
Не бойтесь признаваться в своих ошибках.
Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком.
В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего.
Сотрудничайте с учителями.

Относитесь мудро к "срывам" в поведении подростка.
Ребенок "портится", чтобы заново испытывать жизнь и себя; "разваливается" - чтобы строить себя по-новому.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова

Воспитывать ребенка - это очень сложная задача для любого родителя. И она становится еще сложнее в процессе взросления. И когда вашим детям исполняется 15 лет - вас ждет невероятная головная боль, потому что это очень сложный возраст. К сожалению, в большинстве случаев ребенок подходит к этому моменту совершенно неподготовленным, потому что родители не знают, что рассказать детям о подростковом периоде, да и часто дети не хотят слушать своих родителей. Однако вам обязательно стоит выделить самые важные вещи, касающиеся данного возраста, и постараться их всеми возможными способами донести до ваших детей, чтобы облегчить им жизнь. Вот что вам обязательно нужно сказать вашим детям.

«Я никогда не стану твоим лучшим другом»

«Я никогда не буду твоим лучшим другом, потому что я уже - гораздо больше. Я твой постоянный помощник, я твоя группа поддержки, я люблю тебя больше всего на свете с того момента, как ты родился - и это не изменится никогда и ни при каких обстоятельствах, независимо от того, что бы будешь говорить или делать».

«Думай за себя, для этого у тебя есть мозг»

"Будучи родителем, я могу помогать тебе, влиять на тебя, оказывать тебе поддержку в принятии сложных решений. Но гораздо важнее, чтобы ты умел думать за себя, использовать свой собственный мозг, принимать решение самостоятельно, потому что я не всегда буду рядом, и тебе придется когда-нибудь все делать самостоятельно".

«Проблемы будут всегда - концентрируйся»

"Всегда концентрируйся не на человеке, а на проблеме, даже если ты знаешь, что именно этот человек и стал причиной проблемы. Таким образом ты сможешь более эффективно решить проблему, забыв о чувствах и эмоциях. Любая проблема в таком случае теряет часть своей сложности и становится более решаемой".

«Это не конец света»

"Требуется иметь большую храбрость, чтобы признать свои ошибки и взять на себя ответственность в том случае, если ты что-то сделал не так. Именно так и поступают взрослые, хотя некоторые люди никогда не взрослеют и всегда продолжают сваливать вину на кого-либо еще. Не будь таким человеком".

«Помни, в чем ты хорош»

"Успех для каждого имеет свое значение. Поэтому не ориентируйся ни на кого - создавай свой собственный успех, учитывая то, в чем ты на самом деле хорош. Выбирай для себя сферу, в которой ты уже хорошо разбираешься - и продолжай в ней совершенствоваться, чтобы достигнуть небывалых высот".

«Ты уникален»

"Сложно себе это представить, но ты на самом деле уникален, нет другого такого, как ты. В мире миллиарды людей, но нет такого же как ты. Ты не я и не кто-либо еще. Поэтому не пытайся быть мной или любым другим человеком - будь только собой. Это твоя жизнь, и только от тебя зависит, как именно ты ее проживешь".

«Пусть твой голос услышат»

"Сила слова может сделать очень многое - ранить, излечить, поднять дух или втоптать в грязь. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы твой голос был услышан, но при этом правильно, для благих целей, а не для того, чтобы сделать кому-нибудь плохо. Говори то, что нужно сказать, но будь при этом вежлив".

«Секс и отношения - есть разница»

"Возможно, ты не считаешь, что об этом стоит со мной разговаривать, но на самом деле я для тебя по этому вопросу - лучший собеседник. И самое главное, что тебе нужно знать - это то, что секс и взаимоотношения являются разными вещами. Секс - это лишь физический акт, в то время как отношения - это единение душ".

«Социальные сети»

"Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь оставалась под твоим контролем - не слишком углубляйся в социальные сети. Не стоит размещать фотографии личного характера и другие подобные вещи, потому что в социальной сети даже друзья могут оказаться не теми, за кого себя выдают, и ты можешь испортить себе жизнь сам".

«Переполнение эмоциями»

"Возможно, нам не удастся наладить тесные отношения, учитывая твой возраст, но при этом я все еще помню, что сам был в этом возрасте - и представляю, что это значит. Это целый взрыв эмоций, которые переполняют тебя через край, и иногда ты не можешь это контролировать. Поэтому умей себя сдерживать, чтобы потом не пожалеть о последствиях".

«Уважение может стать твоим лучшим союзником»

"Ты можешь этого не осознавать в таком возрасте, но в тебе заложен невероятный потенциал, и если ты будешь себя оценивать здраво и уметь себя ценить за то, кем ты являешься, то ты сам себе облегчишь жизнь. Но также не забывай, что уважать нужно и окружающих".

«Учеба не так скучна»

"Не думай, что учиться можно только на скучных уроках в школе. Обучение может быть гораздо более веселым, если правильно преподносится".

«Покажи мне деньги»

"Иметь собственные деньги - очень важно. В твоем возрасте ты можешь уже начать нащупывать свою дорогу в будущее и приобретать финансовую независимость".

«Тебе действительно все это нужно?»

«Люби жизнь»

"И самое главное - всегда люби жизнь, независимо от того, что в ней происходит".

Возраст детей от 10 до 15 лет считается трудным не только для их мам и пап, но и для них самих. Связано это со многими серьезными физиологическими изменениями, которые сказываются и на состоянии нервной системы. Задача родителей - помочь повзрослеть ребенку максимально комфортно, поддерживать в тяжелые минуты и не потерять доверительную связь. Это становится возможным, когда мать и отец понимают причины нехарактерного ранее поведения своего ребенка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что происходит в подростковом возрасте

Перемены, которые происходят с подростком с 11 до 15 лет, очень стремительны. Психологи и врачи единогласны во мнении, в этот период происходит самый большой и серьезный скачок в развитии человека, результаты которого особенно заметны в сравнении с более размеренными изменениями ранних лет.

Все процессы, которые происходят в подростковый период, тяжело переносятся самим ребенком . У девочек они начинаются раньше, чем у мальчиков, примерно в 10 лет уже видны первые признаки. Изменения касаются как физиологии, так и психологии. Поэтому появляются проблемы с поведением и общением, зачастую становится сложно повлиять на дочку и в чем-то убедить ее.

Психологи утверждают, что этот период очень похож на кризис 3 лет: ребенку также хочется протестовать против всего, быть независимым, всем доказать свою самодостаточность и способность принимать важные решения.

Но переходной возраст более опасен, потому что дети действительно становятся самостоятельнее и в случае неправильного поведения родителей могут принимать ошибочные решения и совершать судьбоносные поступки. Если в 3 года малыш отделяется от мамы, то подросток - от семьи, ведь уже спустя несколько лет он с большой вероятностью покинет родительский дом и будет строить свои отношения.

Трудность этого кризиса еще в том, что подросток в отличие от 3-летнего малыша не может забраться на руки маме или папе, уткнуться в плечо, позволить себя успокоить и пережить с ними трудный момент - он уже "взрослый" и должен справляться с переживаниями сам или объяснятся с родными словесно. Но к этому возрасту часто отношения со старшими ближайшими родственниками портятся, дочери кажется, что все против нее и никто ее не понимает и искреннее доверительное общение с родителями - редкость.

Физиология

Физиологические изменения переходного возраста у девочек связаны с половым созреванием:

Перемена Описание
Изменения фигуры Подросток растет стремительно - становится значительно выше, руки вытягиваются и их длина становится непропорциональна размерам других частей тела. Из-за этого он чувствует себя неуклюжим, может часто спотыкаться и задевать предметы на своем пути. Многие девочки в этот период набирают в весе - из-за гормональных процессов увеличивается аппетит, а все тело начинает круглеть, приобретая женственные очертания
Болезненность Организм не всегда успевает быстро адаптироваться под увеличивающиеся размеры тела, поэтому работает напряженно и на износ. С этим связана постоянная усталость, апатия и желание спать. В этот период из-за большой нагрузки на все органы обостряются существующие хронические заболевания и появляются новые, которые могут остаться с девушкой на всю жизнь
Гормональные перестройки В процессе полового созревания в большем количестве продуцируются гормоны прогестерон и эстроген. Это может влиять на эмоциональное состояние ребенка, состояние кожи: обильные акне, прыщи и воспаления беспокоят большую часть подростков 13 лет и старше
Первые месячные Первые менструации сопровождаются слабостью и болезненными ощущениями.

Психика

Все процессы, происходящие с подростком, неизбежно сказываются на нервной системе. Самые яркие психологические и другие особенности девочек 10-14 лет, которые часто становятся причиной проблем во взаимоотношениях с окружающими:

Психологическая особенность Описание
Комплексы Набор лишнего веса, слишком большая или наоборот маленькая грудь, округлившиеся ягодицы, проблемная кожа почти всегда негативно сказываются на самооценке девочки-подростка. Комплексуют они и из-за появившихся во время физиологического взросления запахов: пота, изо рта. Стыдятся они и факта появления менструаций, - как и все новое, они вызывают у них моральный дискомфорт. Дети этого возраста склонны преувеличивать свои изъяны и утверждать, что они портят им всю жизнь
Утомляемость и слабость Связаны с неспособностью организма быстро адаптироваться ко всем внутренним изменениям. Многие некомпетентные родители эти возрастные особенности ошибочно воспринимают за проявление лени и нежелание чем-либо заниматься
Перепады настроения

Из-за больших доз половых гормонов эмоциональное состояние девочки нестабильно, его разные формы сменяются со скоростью доли секунд:

  • апатия;
  • возбуждение без конкретных причин;
  • раздражительность - от девочки можно часто услышать, что "все достало", "все бесит", "все не так";
  • вспыльчивость - ребенок начинает скандалить по малейшему поводу, причем масштабы его злости - "уничтожить все и всех";
  • унылость - часто у подростков "все плохо", "хочется умереть";
  • плаксивость без малейшего повода;
  • бесконтрольная ярость и ненависть к самым родным и близким
Снижение умственных способностей Ухудшается память, концентрация, способность высказывать свои мысли. Причина тому - гормональные перестройки
Негативизм и отрицание Все то же, что характерно для трехлетнего малыша, свойственно и подростку. От него часто можно услышать: "Я хочу сама", "Отстаньте от меня", "Я не буду делать то, что вы говорите", "Вы все неправильно делаете и думаете", "Не лезьте в мою жизнь" и подобное
Самоидентификация В период переходного возраста девочки открывают для себя, что у них есть возможность не послушать совета родителей, если их мнения не совпадают. Поначалу подростки злоупотребляют отказами и протестами, тем самым бессознательно испытывая отношения с родителями на прочность.

Как себя вести родителям

Правильное поведение родителей помогает избежать:

  1. 1. Попадания ребенка в алкогольную или наркотическую зависимость, секту, неблагоприятную среду, плохую компанию.
  2. 2. Последствий ранней половой жизни: беременности или заражения венерическими заболеваниями.
  3. 3. Суицида.
  4. 4. Отдаления друг от друга: морального, когда полностью теряется доверие и падает авторитет старших, или физического, когда ребенок сбегает из дома.

Психология подростка устроена так, что несмотря на его поведение "ежика", ему так же, как и во все остальные возрастные этапы, необходима любовь, ласка и поддержка самых родных людей. Специалисты утверждают, что дети, которые не получают достаточное количество внимания, часто становятся жертвами насилия педофилов или обзаводятся вредными привычками.

Как мыслит девочка-подросток

Прежде чем выработать стратегию поведения, родителям важно понять несколько моментов, которые иллюстрируют смену мышления подростка:

  1. 1. Восхищение и идеализация родителей сменяется разочарованием : отец видится не таким уж сильным, успешным и всемогущим, а мать не самой красивой и доброй. Ребенок видит, что и взрослые могут быть неправы и совершать ошибки. Дочка может даже стыдится своих ближайших родственников.
  2. 2. Взгляды и мнения мамы и папы касательно разных ситуаций кажутся девочке 12-15 лет устаревшими и скучными. Это связано с особенностями возрастной психологии: к 35-40 годам людям хочется покоя, размеренности и стабильности. У них есть свой личный опыт, не всегда позитивный, они хотят уберечь от ошибок своего ребенка. Природа подростка требует авантюризма, риска, новизны и отрицания общепринятых правил. Личные взгляды кажутся единственно верными, их критика вызывает раздражение. Яркими примерами этого противостояния являются конфликты, возникающие на фоне расхождения музыкальных вкусов или стиля одежды.
  3. 3. Подросток очень остро ощущает себя одиноким. Он жаждет любви и понимания. Вместо этого большинство родителей, столкнувшись с первыми протестами и капризами, начинают жестко "воспитывать" и устанавливать новые правила. Это только отдаляет самых родных людей друг от друга, окончательно портит мнение дочери о взрослых, с которыми "бесполезно говорить, все равно ничего не понимают".

Особенно важно знать об этих сменах в мышлении ребенка нескольким типам родителей: тем, кто всегда "жили ради ребенка", тем, кто не доволен качеством своей жизни и достижениями на текущий момент, а также тем, кто всегда старались быть идеальными и "правильно" выстраивать взаимоотношения. Важно уметь объяснять конфликтные ситуации особенностями периода, а не принимать все слова дочки на личный счет - она еще ребенок и расценивать ее высказывания как оскорбления неразумно.

Что делать родителям

Советы специалистов, как вести себя родителям, в зависимости от ситуации:

Ситуация Советы
Конфликты

Ребенок в подростковом очень болезненно воспринимает ссоры с родителями, у него могут развиться серьезные психологические травмы, хотя внешне это часто выглядит так, будто ему все безразлично. В любой конфликтной ситуации важно:

  1. 1. Избегать диктатуры и приказов - так дочка почувствует себя непонятой, ненужной, неуслышанной, будет испытывать неприязнь к маме и папе, демонстрировать ее.
  2. 2. Никогда не допускать, чтобы подросток усомнился в том, что он любим. Взрослые от отчаяния склонны впадать в крайности и говорить, что "такая ты мне не нужна", "ты не заслужила хорошего отношения", "а за что тебя любить". В любой проблемной ситуации важно, чтобы звучало "я так считаю, потому что люблю тебя больше всего на свете и хочу тебе помочь сделать правильный выбор и избежать ошибок".
  3. 3. Выслушивать и уважать точку зрения ребенка.
  4. 4. Избегать повышенных тонов и оскорблений - девочке и так трудно справиться с неуверенностью в себе, а негативные высказывания от самых родных снижают самооценку
Жалобы окружающих Довольно часто на детей-подростков жалуются окружающие: родственники, соседи, педагоги. Темы этих жалоб: стал хамить, не хочет учиться, не выполняет просьб и указаний, нарушает правила. В этой ситуации ребенку необходимо точно знать, что мама и папа на его стороне и его интересы для них в приоритете. Если проанализировать каждое событие, в результате которого ребенка раскритиковал посторонний, станет очевидно, что последний не во всем был прав. Важно разобраться в ситуации, выслушать дочку, мягко сказать свое мнение и поинтересоваться, согласна ли она с ним. Любой оттенок недоброжелательного тона будет воспринят как вызов. Распространенная ситуация - родителям "стыдно" за своего подростка. Здесь нужно расставить приоритеты и выяснить для себя: что важнее - мнение человека, не знающего и сотой части о личности девочки, или комфорт самого дорогого человека. Фраза "Я люблю тебя всегда, хоть мне и бывает неприятно из-за..." должна звучать в таких ситуациях
Низкая самооценка

Во время переходного возраста девочкам нужно помогать чувствовать себя красивыми - это важно для формирования самооценки. Действенные способы:

  • регулярно озвучивать признания в любви;
  • делать комплименты касательно внешности;
  • покупать девочке ту одежду и аксессуары, которые ей нравятся;
  • позаботиться, чтобы у нее была необходимая для ее возраста косметика высокого качества: средства интимной гигиены, антиперспирант, туалетная вода, все, что нужно для ухода за кожей лица, волосами и ногтями, первая тушь для ресниц, блеск для губ и другое;
  • учить ее ухаживать за собой в домашних условиях, ходить с ней в салоны красоты, к парикмахеру и т. д.

Если девочка начала полнеть, всей семье необходимо:

  • перейти на правильное питание;
  • стать физически активными.

Такая поддержка личным примером и улучшением качества жизни поможет избежать последствий: чрезмерного веса, непривлекательности, проблем со здоровьем.

Ни в коем случае нельзя негативно высказываться по поводу лишних килограммов - это приведет только к пищевым расстройствам и другим психологическим проблемам, которые могут сопровождать человека всю жизнь

Первые отношения

Большинство девочек подросткового возраста не осознают всей серьезности последствий ранней половой жизни. Это абсолютно нормально для данного периода - у них еще нет ни знаний, ни опыта.

Многие проблемы возникают потому, что об "этом" не говорят в семьях и в школах. Чтобы поднять тему сексуальных отношений, между родителями и дочкой должно быть доверие. Стеснение мамы и папы как предлог избежать разговора специалисты считают безответственным уходом от прямой обязанности научить ребенка общаться с противоположным полом.

Родителям нужно спокойно и так искренне, будто они общаются друг с другом, рассказать все, что они знают о половой связи:

  • почему это естественно;
  • когда и чем это опасно;
  • насколько важно нужно быть уверенной в партнере;
  • какие методы контрацепции целесообразно использовать.

Необходимость таких разговоров у многих взрослых вызывает дискомфорт или страх по нескольким причинам:

  • с ними никто на подобные темы не беседовал и они просто не умеют этого делать;
  • им трудно осознать, что их дочь больше не ребенок и готова к получению информации о половых отношениях;
  • они считают, что подобное общение девочка воспримет как одобрение к началу сексуальной жизни;
  • в силу своих предрассудков и заблуждений они убеждены, что обсуждение темы секса с собственными детьми считается неприличным.

Но этот страх нужно преодолеть, подготовиться к разговору морально и информационно (если нужно - проконсультироваться со специалистами) и обязательно все расспросить и рассказать.

Психологи говорят, что наиболее частыми ситуациями, в которых возникает ранняя половая связь у девочек, считаются:

  • дефицит любви отца;
  • желание доказать партнеру "любовь";
  • стремление быть "как все";
  • случайная связь в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме секса первые отношения опасны разочарованиями, масштабы которых подростки часто преувеличивают. Очень важно интересоваться, поддерживать и успокаивать девочку, у которой не ладится что-то с парнем

Плохая компания

Компания друзей-сверстников - естественная среда общения подростков. Именно в ней они учатся выстраивать отношения, общаться, завоевывать авторитет, выходить из конфликтов. Любой опыт, полученный в этих процессах, бесценен.

Опасность заключается в том, что участники этого сообщества имеют большой авторитет у девочки, иногда он больше, чем родительский. Проявляется в таких ситуациях:

  • отказе учиться, если это не приветствуется в кругу друзей;
  • стремлении выглядеть так же, как другие участники группы;
  • желании доказать свою силу и независимость путем непослушания, курения, половой связи.

Родителям доказывать (особенно на повышенных тонах), что лидер компании плохо влияет на дочь - бесполезно. Специалисты рекомендуют просто переждать этот период, ведь потребность примыкать к толпе сменяется индивидуализмом к 16-17 годам. Но необходимо на протяжении всего времени быть готовыми выслушать, поддержать без грубых высказываний, помочь советом.

Если этого не делать, может случиться непоправимое - общество подростков отличается жестокостью и склонностью к самосуду

Помочь определиться

Часто дети 11-15 лет ошарашивают близких родственников своими новыми увлечениями и интересами. Особенно странными они кажутся в условиях столкновения более технически прогрессивного поколения нынешних ребят и их "отсталых" родителей. Стремление к развитию нужно поддержать и всячески поощрять:

  • советами;
  • деньгами;
  • обращением к специалистам: педагогам, людям, достигшим высот в этой сфере для обучения у них;
  • одобрением и высокими оценками успехов, изучением деятельности.

Если новое увлечение мешает учебе, но очень нравится ребенку и потенциально может стать делом его жизни - нужно найти компромисс и постараться организовать время так, чтобы дочь успевала везде.

Что работает всегда

Универсальные советы, которые помогут пережить время переходного возраста:

  1. 1. Много общаться, делиться личным опытом и воспоминаниями. Пусть дочь знает, что мама на самом деле ее понимает, потому что переживала подобное.
  2. 2. Контролировать подростка, но без фанатизма. Родителям целесообразнее заниматься собой: саморазвитием, расширением интересов и круга общения, самосовершенствованием. Личный пример куда эффективнее длительных нудных нотаций от тех, кто не являются авторитетом для подростка.
  3. 3. Относиться ко всему с долей юмора.
  4. 4. Интересоваться вкусами, увлечениями, друзьями девочки и не критиковать их.
  5. 5. Доверять ребенку - фразы "ты еще бестолковая", "ты ничего не понимаешь, чтобы это решать" и подобные следует заменить на "Зная тебя, мою умную и рассудительную девочку, я верю, что ты не совершишь ничего такого, что тебе навредит, иначе я буду очень переживать за тебя. Но я бы поступила иначе, а ты решай сама, я тебе доверяю".
  6. 6. Не требовать от дочери невозможного: быть умнее, сообразительнее, успешнее. Формулировки типа "ты должна, потому что тебе уже... лет" тоже лучше не использовать.
  7. 7. Осознать, что ребенок нуждается в своих родителях и никто другой о нем больше не позаботится.

Специалисты рекомендуют не пренебрегать наказаниями за серьезные проступки. Но прежде чем их реализовать, нужно согласовать с ребенком, что за определенные действия будут такие санкции (четко аргументировать почему) и получить его согласие на них. Самыми эффективными наказаниями считаются лишения: интернета, карманных средств, свободного времени. От физического и психологического насилия необходимо отказаться.

Важно со всей серьезностью подойти к воспитанию и преодолению тяжелого периода, чтобы неосторожные действия и слова не испортили взаимоотношения ребенка с родителями или жизнь дочери.

Как вести себя родителям сына-подростка?Мой сын очень увлечен играми на компьютере. Он стал хуже учиться, агрессивен. Он совершенно игнорирует родителей.

Пишет вам мама 15-летнего сына. Я в полном отчаянии, что нам, родителям, делать, как себя вести? Мы живем в небольшом провинциальном городке. Еще 2 года назад мой сын хорошо учился в школе. Мы не требовали от него больших успехов, главное чтобы он не ленился и работал в меру своих сил. Он любит спорт, катается на велосипеде, зимой на лыжах, на весенние каникулы мы уезжаем в горы кататься на горных лыжах, летом отдыхаем на мо-ре, любит играть в баскетбол, волейбол. Мы не ограничивали его в чем-либо. Если на экс-курсию в школе, пожалуйста езжай, приобрести что-либо личное, тоже пожалуйста. У нас финансовые возможности позволяют удовлетворять некоторые прихоти. На работе удава-лось добиться ему путевок в летнее время в санатории на берегу моря. Наши перемены к худшему начались, когда мой сын очень сильно увлекся компьютерными играми. По на-чалу, его увлекала познавательная информация, любил смотреть научно-познавательные фильмы. Скачивал и смотрел художественные фильмы. То есть ограничений в компьюте-ре у него не было, он сам через 2-3 часа мог отойти от компьютера и заняться чем-либо другим. В последнее время, года 1,5, мой сын увлекся играми онлайн. Он перестал делать уроки, стал очень агрессивным, его не возможно стало оторвать от компьютера. Наши ог-раничения для игр во времени не дали результатов. Он под предлогом, что нужно гото-вить информацию к школе, готовиться к ЕГЭ, садится и играет в эти игры. Наши замеча-ния типа «Вадим, пора заняться уроками», «ты портишь зрение», которое уже пошатну-лось и он об этом знает, он полностью игнорирует, в ответ слышим оскорбления, злобу, что он нас ненавидит, «мы лезем в его личную жизнь». Я не могу попросить его ни о ка-кой помощи, даже когда мне требуется мужская помощь перенести тяжелые вещи, ведь раньше с этим не было проблем. Он как будто обижается на нас, мстит нам родителям, своей младшей сестре. Я не могу понять почему. Очень обидно слышать такие фразы «лучше бы вас не было», «ты ….». Очень трудно после не сорваться. Я задавала ему во-прос, что происходит, что тебе не хватает. Он не идет на контакт. От него только один от-вет «а тебе то что, как хочу так и живу». Он может меня, младшую сестру толкнуть. Самое страшное, он не чувствует за собой никакой вины. Я понимаю, что извинений я не услы-шу, но если, человек почувствовал свою вину, в дальнейшем он будет стараться, чтобы таких ситуаций не повторилось. Мой сын видит обиды только в отношении к себе. Он часто провоцирует ситуации. Он любит дразнить 7-летнюю сестру, любит, чтобы она ему прислуживала. Если она сопротивляется, он грозит сломать ее игрушку. Я понимаю, что он не пойдет на это в этом случае. Но ей трудно разобраться, что может произойти, ведь были случаи, что и ломал ее куклы, поделки. В доме начинаются слезы, крики. Мои заме-чания остаются не услышанными. В школе у нас часто 2 и даже 1 по некоторым предме-там. И причина таких оценок, что порой он вообще не касается уроков, он весь в играх. Не разрешать компьютер? Было и такое. Тогда от учителей слышу его жалобу на нас. По-шлина компромисс, договорились, что сначала делаем для школы, потом какое- то время играем. Происходит обман. Пока родители не видят, сидим играем и не один час. Работа мужа связана с компьютером. И когда его просят освободить компьютер выясняется, что он не сделал школьные задания. Такие обман, безответственность. Он не замкнут. У него есть друзья, хорошие мальчишки. Хорошие, я имею в виду без вредных привычек. У него дружный класс. Т.е. он не одинок в общении. Как нам родителям вести себя? Ведь главное, чтобы он был человеком в моральном и нравственном смысле. Равнодушие, эгоизм, жестокость – это страшно!

Ответы психологов:

    Здравствуйте, Ольга!

    Взросление детей в семье очень часто сопровождается кризисом взаимоотношений. Судя по тому, что Вы пишете, Ваш сын проходит нормальный этап взросления. И его поведение в этом возрасте абсолютно нормально. И, как бы это странно не прозвучало, его поведение даже желательно на данном этапе жизни.

    Дети поддаются воспитанию (в том числе контролю и опеке) до подросткового возраста. К 15 годам характер человека уже сформирован. Жизненные ценности уже заложены. И изменить поведение человека при помощи воспитательных приемов уже невозможно.

    В этот период очень важно изменить характер взаимоотношений с Вашим сыном: перейти от отношений Родитель-Ребенок к отношениям Взрослый-Взрослый. Судя по тому, что у Вашего сына хорошие друзья, хорошие отношения в школе, то Вы его хорошо воспитали и заложили правильные ценности.

    Нелегко осознать, что сын уже взрослый, и он не нуждается в контроле и опеке. С друзьями Ваш сын общается как партнеры, и поэтому отношения у них хорошие. А Вы еще видите в нем ребенка, поэтому он бунтует. Поэтому и сидит всё время в онлайн-играх. В играх он самостоятельный, взрослый, а когда возвращается в реальную жизнь, то здесь он еще ребенок и обязан подчиняться правилам.

    Представьте себе, что Ваши родители или родители мужа начнут полностью Вас контролировать, и устанавливать ограничения на время, которое Вы проводите за компьютером, или будут отслеживать каждый Ваш шаг на работе, и будут читать Вам лекцию о том, что если Вы не будет на работе делать то-то и то-то, то Вы не добьетесь успеха, не получите повышения и т.д. Как Вы отнесетесь? Вряд ли Вы будете рады. Вы сами знаете, что и когда Вам делать. Ваш сын - тоже знает. Вы его всему научили, всему, что умеете.

    ЕСли продолжать на него давить и контролировать, то можно уже навсегда сломать его самостоятельность, и потерять его доверие к Вам. Все, что ему сейчас нужно от Вас - это показать, что Вы готовы увидеть в нем врослого и готовы уважать его решения. Когда конфликт в семье будет снят, когда Вы найдете новые формы взаимоотношений, Ваш сын сам начнет возвращаться в реальность из онлайн игр. Именно не признание детей взрослыми со стороны родителей гонит детей на улицы и в плохие компании. Помогите Вашему сыну самоутвердиться в семье. Это будет самая лучшая помощь.

    Если Вы сомневаетесь в том, как будет восприняты Ваши слова Вашим сыном, то представляйте сразу, что это Вам Ваши родители говорят. И представьте, что Вы почувствуете, когда это услышите.

    Вы замечательные родители и воспитали хорошего сына, но пришла пора меняться!

    Удачи Вам!

    Психолог Стрелкина Ольга.

Проблемная область:

Дети от 7 до 16

Комментарии

Ответы психологов

Согласна с психологом Стрелкиной Ольгой, отвечающей на вопрос опубликованный 21.12.2011 в 12:53 пользователем Ольга К, что подростки к 15 годам уже становятся почти взрослыми, у них уже заложены определенные ценности, уже есть свой взгляд на этот мир, они нуждаются в некоторой свободе и признании своих достижений со стороны взрослых. Хотелось бы к этому еще добавить, что компьютерные игры действительно захватывают и увлекают участников в свой виртуальный мир, иногда так сильно, что самостоятельно оторваться от них бывает очень трудно. К тому же подросток, часто претендуя на власть в лице свободы, не всегда может за эту свою свободу нести ответственность, и она возлагается на родителей, т.е. получается власть - у подростка, а ответственность - у родителей. Согласитесь - это нарушает баланс. Со своей стороны я бы предложила передавать подростку власть по мере его возможности брать на себя ответственность. В данном случае видно, что подросток еще пока не может отвечать за свое здоровье, т.е. он не может остановить свою компьютерную игру, хоть она и вредит его зрению. И тогда это ответственность родителей: они будут платить за его лечение, они поведут его к врачу и т.д. Значит, в этом месте еще пока рано ребенку передавать власть, и родитель должен решать, сколько времени их сын может заниматься на компьютере. Да, при ограничении или запрете со стороны взрослых у детей всегда возникает злость, агрессия. Но взрослым необходимо при этом устоять, выдержать эту агрессию, не обидеться, не обозлиться, а принять: "да, я вижу, что тебе хочется играть, и ты злишься, что я тебя останавливаю. Но это моя ответственность за твое здоровье, ты пока сам не можешь заботиться о своем зрении, не можешь сам остановиться, и это буду делать пока я". Как только ребенок научится самостоятельно заботиться о своем зрении, эту часть ответственности (ограничение по времени) и соответственно власти (выбор длительности игры) можно будет ему передать, но контролировать это все же еще некоторое время придется. С одой стороны, подростки, да и дети младшего возраста, как правило, стремятся к власти, к большей свободе, но если они получают ее слишком много, больше, чем они могут нести за нее ответственности, то они испытывают тревогу и слишком рано лишаются защиты и поддержки со стороны родителей. Ведь когда родитель использует свою власть, он при этом несет ответственность за ребенка и создает для него безопасные и комфортные условия для жизни и развития. В связи с этим принимая решение по данному вопросу необходимо соблюдать баланс власти и ответственности, можно открыто это обсуждать с подростком, вместе взвешивать и приходить к определенным выводам.
С уважением психолог Абдулина Наталья.

Наталья К. - 30.04.2012 - 17:39


С уважением, Наталья К.

Компьютерная зависимость подростка 15 лет

Наталья К. - 30.04.2012 - 17:40

Наталья, добрый день! У нас в семье такая же проблема как и у Ольги-автора обращения. Единственное отличие - наш сын хорошо учится пока. А во всём остальном мы также обеспокоены. Времени мы ему уделяем немало, вниманием не обделен. Свобода предоставлена во всём, кроме компьютера, т.к. виртуальное "ничего не делание" делает из человека монстра, опасного для общества. Изначально мы пробовали не ограничивать компьютер и интернет, но из этого ничего хорошего ни разу не выходило. Скажите, пожалуйста, какие методы, способы существуют в психологии влияния на таких подростков? Поскольку проблема компьютерной зависимости уже не нова возможно уже появились профессиональные подходы к её лечению. И куда можно обратиться за квалифицированной помощью?
С уважением, Наталья К.

Моему сыну 15 лет, как вести себя родителям сына-подростка?

В вашем вопросе слышу желание найти быстрые и желательно простые решения этой проблемы, по типу рецепта или алгоритма действия, боюсь, что мне придется вас разочаровать. На мой взгляд, это довольно сложная проблема.
Обратиться за помощью по компьютерной зависимости можно в любой психологический центр, в центры по борьбе с зависимостями, к психологу, психотерапевту – специалисту, который занимается этой проблемой в вашем городе.
От себя могу сказать, хорошо бы понять, что удерживает вашего ребенка в игре, в компьютере, что дает ему это, какие проблемы он решает через игру, от чего уходит.
Компьютерная, игровая зависимость, как и любая зависимость, скорее всего, является способом ухода от реальности. От того, что происходит сейчас в жизни, неприятного, непереносимого, с чем невозможно сейчас справиться самостоятельно, а может быть даже и увидеть это, понять и принять. Тогда надо самим взрослым проанализировать, что такое происходит в семье или в жизни ребенка, что ему трудно принять и с чем пока невозможно самостоятельно справиться. Нам иногда кажется, что в жизни наших детей все хорошо, и у них нет повода о чем-то беспокоится и переживать, но присмотревшись внимательнее, мы можем увидеть, в чем проблема. Важно это обсудить вместе с детьми и начать решать. Возможно это какой-то кризис, когда старые ценности уже изжили себя, а новые еще не найдены. Если в этот момент родители окажутся рядом, помогут подростку пережить трудности, с которыми он столкнулся, помогут преодолеть трудный этап его жизни, то потребность прятаться от проблем в игре, исчезнет сама собой.
В игре дети чувствуют себя сильными, смелыми, супергероями, что в реальной жизни не всегда возможно. Они с азартом добиваются различных игровых успехов, чем гордятся пред сверстниками. Хорошо если есть возможность показать ребенку, что гораздо более ценно «прокачивать»- развивать самого себя в реальной жизни, направить азарт ребенка для достижения реальных успехов. Часто у детей, испытавших боль неудачи и поражения, стыд за свое несовершенство в чем-либо, возникает потребность избегания подобных ситуаций, и уход в тот сказочный мир, где есть несколько жизней, где при необходимости можно отказаться от героя и поменять его на другого. Родители в этом случае могут помочь ребенку переживать эти чувства, обсуждать сложные ситуации, сопереживая ему, горюя вместе с ним. Избегание каких-то чувств ведет к «застреванию» в них, поэтому задача родителей помочь детям прожить эти чувства, а не застрять в них.
Предрасположенность к зависимости может быть обусловлена наследственностью или/и особой – зависимой системой отношений в семье. Тогда взрослым важно честно проанализировать, как строятся взаимоотношения в семье, насколько члены семьи эмоционально зависимы друг от друга, к каким последствиям это приводит и что с этим можно сделать. Внести изменения в систему семейных взаимоотношений очень трудно. Иногда семья приходит к негласному соглашению о принятии в каком-нибудь члене семьи некоторого изъяна (например: какой-нибудь зависимости), который является симптомом, показателем проблем семьи, чем изменять всю систему семейных взаимоотношений. Хорошо если этот выбор будет сделан осознанно, с принятием ответственности за возможные последствия.
Не знаю, что из приведенных примеров может относиться к вашей ситуации, думаю, что вам самим легче это увидеть, почувствовать и выбрать тот путь преодоления вашей проблемы, который наиболее подходит для вас. Гораздо легче справляться с подобными неприятностями с помощью специалистов. Желаю вам удачи и всего самого доброго!
С уважением, Абдулина Наталья.