Тематическая неделя ягоды в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование Тема: «Кладовая леса - грибы» Подготовительная группа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»

Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10

воспитатели:
Ланина Елена Владимировна

Санкт-Петербург
2017 год

Месяц Октябрь
Тема недели: «Грибы. Ягоды. Лес»
Задачи:
П.Р. - Закреплять знания детей о дарах леса, грибах, ягодах; учить классифицировать их на съедобные и несъедобные.
- Продолжить знакомство с природой родного края.
- Учить детей наблюдать, видеть красоту окружающего мира, беречь её.
Р.Р.- Учить составлять предложения с заданным словом; закреплять умение согласовывать существительные в роде и падеже; воспитывать культуру речевого общения: умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками.
С-К.Р. Воспитывать доброжелательное отношение к другим участникам игры, умение договариваться, самостоятельно распределять роли.
Труд
- Вызвать желание собирать грибы и ягоды в лесу вместе с родителями.
Безопасность
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями, закреплять навыки культуры поведения в природе.
Продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал.
Х-Э.Р. Способствовать развитию умения подбирать цветовую гамму, составлять композицию.
Ф.Р. Продолжать упражнять детей в статичном и динамичном равновесии.
Здоровье
- Формировать представления о здоровом питании. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
- Показать роль ягоды для здоровья человека.

Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей(организация развивающей среды)

ННОД
Название, цель

материал
Индивидуальная
работа
В режимных моментах

П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

1.П.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
«Царство растений: грибы»
Цель: Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группу съедобных и несъедобных грибов. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, как правильно их собирать. Формировать бережное отношение к природе.
2 Х.э.р. Аппликация
«Грибы»
Цель: Учить передавать в аппликации композицию из трёх грибов на траве, большой – посередине, маленькие слева и справа от него. Познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое. Закреплять приёмы плавного закруглённого разреза при вырезывании шляпок и ножек грибов.
3.Ф.р. Физическая культура
Наборы картинок
съедобных и несъедобных грибов. Муляжи.
Картина осеннего леса.
Презентация «Грибными дорожками»

Образец работы. Прямоугольники для вырезывания ножек грибов и квадраты для шляпок.
Тонированная бумага Ѕ листа.
Полоска для травы зелёного цвета. Ножницы. Клей.
- Закрепить знание цифр 1, 2. Учить писать эти цифры в тетради в клетку с Юрой, Юлей, Егором, Макаром.

Д/и «Укрась слово» (развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса) с Федей, Кирой, Настей, Димой.

Д/и «Скажи по другому» (воспитание быстроты и гибкости мышления» с Егором, Вероникой, Викой В., Алесей.
Утро
Игровая деятельность
Упр. «За грибами» (совершенствование навыков счёта) стр. 91 Нищева
С/р игра Поход в осенний лес»
Игра «Подскажи словечко» стр.107 (развитие речевого слуха и чувства ритма)
П/и «Боровик» (речь с движением)
Стр.113 Нищева
Д/и «Лесовик и лесные ягоды».
Д\и «Съедобные и несъедобные грибы»
Д\и «Назови себя по цвету шапочки»
Общение
Игровые ситуации: «Если ты оказался один в лесу», « Кто питается грибами»
Беседа « Грибы бывают разные» Съедобные и несъедобные грибы», «Такой разный урожай» (грибы, ягоды, фрукты, овощи)
«Правила поведения в лесу»
Чтение
Г.Снегерёв «Кто сажает лес»
В.Катаев «Грибы»
С.Аксаков «Грибы»
Загадки о грибах
Рассматривание
Иллюстраций «Грибы. Ягоды»
Муляжи «Грибы»
Рассматривание иллюстраций, связанных с правильным употреблением в пищу грибов и ягод, способах их сбора и приготовления в пищу.
Утренняя гимнастика
«Деревья и кустарники» см. картотеку
ПРОГУЛКА
Познавательно-исследовательская деятельность
«Я и моя тень».(Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень).« Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
игровая/двигательная деятельность
- Игры на внимание (Дети хлопают, если услышат названия ягод, грибов)
- Ассоциативная игра. «Лес» Назовите слова-предметы, которые вы вспомните, если услышите слово «лес».- выкладывание узора из мелких камешков, листьев»
- Хороводная игра
«На горе – то калина»
П\и «У медведя во бору»
П/и «Брось флажок»
«Удочка»
«Медведь и пчёлы»
Труд
Помогать дворнику, убирать листья на участке детского сада
- Сбор разноцветных листочков.
Индивидуальная работа
Прыжки в длину с места,Цель: Упражнять детей в прыжках, отталкиваясь двумя ногами (Дима, Ваня, Варя,Саша, Алиса).
Игра «Кольцеброс»Цель: Развивать меткость. (Тима, Егор, Соня, Люба, Дима).

С выносными игрушками

Настольно-печатные игры: «Где что растёт»
« Соберём грибы в корзину»
- «Лото», «Домино»
- разрезные картинки «Грибы»

С/р игра «Семья» - «Прогулка в лес за грибами», «Повар» («Семейный обед из грибных блюд»)
«Осенью на даче».- Рисование по желанию с использованием трафаретов грибов, ягод, раскраски по теме. «Дары осени»

Игры с мозаикой.

Игра с массажными мячиками и колечками.

Д\и «Подбери по цвету»
(развитие цветоощущения)

Самостоятельная работа с природным материалом и пластилином

- « Чудесный мешочек»- «Узнай на ощупь» (муляжи грибов и ягод)

Обыгрывание сказки «Под грибом» В.Сутеева.

Игры в строительном уголке «Дом лесника»

Самостоятельные игры в уголке физкультуры

В
Т
О
Р
Н
И
К


2.Х.э.р. Конструирование
Из мятой бумаги «Мухомор»
Цель: Развивать художественно – творческие способности детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник работы с мятой бумагой.
3. Х.э.р. Музыка

Листы белой и красной бумаги для ксерокса.
Клей.
Картинки – загадки «Что ты видишь» - наложение друг на друга изображений ягод (развитие зрительного восприятия) с Максимом Р., Алесей, Настей, Димой.

С
Р
Е
Д
А

1. Совместная деятельность педагога психолога с детьми.
2. Р.Р. «Загадки о грибах»
Цель: Развивать навыки составления короткого описательного рассказа. Развивать навыки пересказа текста. Учить образовывать однокоренные слова. Упражнять в подборе определений к данному слову.
3. .Ф.р. Физическая культура

Муляжи грибов.
План-схема составления описательного рассказа.

Белые листы бумаги. Гуашь.
Кисти. Баночки с водой. Простой карандаш.

Игра «Чего не стало?» (развитие зрительного восприятия) с Макаром,Максимом П., Сережей с., Сережей Ч.

Упр. «Прохлопай слова» (деление слов на слоги) с Машей, Вероникой, Викой В., Егором,

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

1. Р.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2. П.Р. Ф.Э.М.П. № 4
Числа и цифры 1-4,
«В лес за грибами»
Цель: Закреплять умение писать цифры 1-3; учить писать цифру 4: учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
3. Х.э.р. Музыка
4.Ф.р. Физическая культура

Раздаточный материал.
Наборы цифр 1-4.
Рабочая тетрадь Колесникова Е.В.(5-6 лет)

модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса,
Игра «Назови ласково» (образование сущ. и прилаг. с уменьшительными суффиксами)

ВЕЧЕР
Бодрящая гимнастика См. картотеку
Ч.Х.Л.
В.Сутеев «Под грибом»
Р.н.с. «Война грибов», Е. Трутнева «Грибы»; А. Прокофьев «Боровик»; Я. Тайц «Про ягоды».
Заучивание наизусть стихотворения «Лесные ягоды» стр.96 Нищева (развитие чёткости дикции и выразительности)
Игровая деятельность
- Обыгрывание сказки «Под грибом»В.Сутеева.
«П/и «Осенью в лесу» стр.24.Алябьева 1 ч.
П/и « По ягоды» (координация речи с движением) стр. 92 Нищева
Игра «У кого сколько?» (согласование числ. с сущ.)
Игра «Эхо» (развитие силы голоса)
Д\и «Четвёртый лишний»
Д\и «Кто запомнит больше слов»
Д/и «Подарки осени»
Викторина
«В Царстве грибов»
Д/и «Ягоды: лесные и садовые», «Угадай по вопросам и ответам»
Презентация «Лесные модники»
Общение: «Почему человек всегда должен хорошо выглядеть»
ПРОГУЛКА
Наблюдение
«Кто больше заметит признаков осени»
«Деревья в конце октября»
Общение,
Беседа «Правила поведения на прогулке», «Какая польза от ягод?», «Как заготавливают грибы и ягоды на зиму?»
Игровая деятельность
Катание на самокатах.
П/и «Мы весёлые ребята»
П/и «Мышеловка»
П/и по желанию детей.
Самостоятельная детская деятельность
По желанию детей

Взаимодействие с родителями

Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».

Помощь в оформлении коллекции «Грибы – съедобные и не съедобные» из иллюстративного материала

Предложить родителям совместно с детьми сделать дома поделки из мятой бумаги.

Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

1. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2.Х.э.р. Рисование
Экскурсия на выставку Золотой хохломы.
Декоративное рисование
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Развивать технические умения – рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях)

Предметы с хохломской росписью.
Пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями хохломской росписи.
Полоски, круги из белой бумаги.
- упр. «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)

Упр. «Сильный ветер» (развитие направленной воздушной струи) стр. 85 Нищева

Главная > Рассказ

Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды»

Старший дошкольный возраст. Цель: Обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов. Задачи:
    Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях; Продолжать знакомить с природой родного края; Развивать воображение, логическое мышление; Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения детей в продуктивной игровой и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество
Коммунмкация, познание, чтение художественной литературы. Коммуникация.
    Беседы с детьми: «Грибы и ягоды – дары леса», «Польза и особенности грибов». Свободное общение: «Где растут грибы и ягоды?», «Какие грибы и ягоды я знаю», «Зачем грибы и ягоды в лесу?». Совместное изготовление макета осеннего леса.
Познание.
    Рассказ воспитателя: «Разнообразие грибов и ягод», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды», «Способы употребления грибов в пищу», «Правила поведения в лесу». Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями грибов и ягод. Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в лесу», « Как отличить двойника» - грибы, «Растение – какое оно?» Конструирование из природного материала. РЭМП – по методике с которой вы работаете
Чтение художественной литературы. Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.
Социализация, труд, безопасность. Социализация.
    Экскурсия в лесопарковую зону города Павловска. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес». Игровые ситуации: « Если ты оказался один в лесу», «Растение – какое оно?», «Вот они – грибы».
Труд.
    Грибы и ягоды нашей полосы: рассматривание фото, иллюстраций, картин. Ручной труд: лепка фигурок грибов, ветки с ягодами, кусты - из бросового материла для создания макета «Осенний лес»
Безопасность. Беседы и рассказы на темы: «Что такое безопасность?», «Коварные двойники», «Как не заблудиться в лесу?».
Художественное творчество, музыка. Художественное творчество.
    Продуктивная деятельность: коллективное изготовление работ «Ягодное лукошко» или «Корзина с грибами» (с использованием лепки, аппликации и дорисовывания деталей). Рисование: Лесная поляна». Изготовление макета «Осенний лес»
Музыка. Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы», Раухвергер М. «Грибок», Соколова Е. «Осень к нам пришла». Рассказ, беседа, рассматривание фото, картин, иллюстраций.
Физическое развитие.
Физкультура, здоровье. Физкультура. Физкультурный досуг: игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)». Игра: «Охотники и грибы». Здоровье. Свободное общение, беседа: «Что мы знаем о ядовитых грибах и ягодах?»

Создание условий для самостоятельной деятельности

Книжный уголок:
    Книги для чтения и рассматривания: Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухо-мор», «Подберезовик»), Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы», Павлова Н. «Земляничка». Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Путешествие в лес»: макеты деревьев, зелёная ткань, иллюстрации с изображением грибов, ягод, мох, листья деревьев, корзинки, палочки, жёлуди, каштаны ленточки – «тропинки», и т. п. Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин. Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьей

    Создание папки-передвижки: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах». Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес». Конкурс совместных рисунков: «Наш поход в лес», совместная работа с использованием природного материала: «Осенний лес».

ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки о ягодах и грибах Стоит Антошка На одной ножке. Все его ищут, А он не откликается. (Гриб) Растут на опушке Рыжие подружки. (Волнушки) На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке горошки. (Мухомор) Не спорю - не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. (Подберезовик) Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я... (Подосиновик) Ходят в рыженьких беретах - Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, Называются... (Лисички) Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. (Черника) Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки. Стебельки раздвигаем - Огоньки собираем. (Земляника) Я красна и кисла, На болоте росла. (Клюква) Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква) Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .

Комплексно-тематическое планирование по теме «Транспорт»

Старший дошкольный возраст Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте. Задачи:
    Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт», Уточнение понятия видов транспорта и его назначения. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Вовлечение родителей в активное сотрудничество
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация . Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Как вести себя в транспорте», «О последствиях нарушений правил дорожного движения». Свободное общение. Рассказы по темам: Зачем нужен транспорт? Починим машину. Зачем нужны дорожные знаки? Как я ездил к бабушке. Машины специального назначения. Совместное обновление рубрики (стенда для родителей): «Правила поведения в транспорте», «Правила дорожного движений» Познание Обобщающая беседа о транспорте. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас-сказы (самолет-вертолет; трол-лейбус –автобус; троллейбус -трамвай; лодка -катер; корабль дом). Разучивание загадок и скороговорок о транспорте. Совершенствование навыка пересказа Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, рисунки других детей Исследовательская деятельность: сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия) Развивающие игры: «Шофёры», «Какой бывает транспорт?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница» (все виды транспорта: разложить по видам) Д/И: «Найди чем отличаются», « Почини машину», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?» РЭМП (по вашей методике) Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы и рассматривание иллюсмтраций Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину», С. Фангинштей-н «Наша улица». Заучивание С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход.) Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми: Загадки-описания.
Социально-личностное развитие
Социализация. Экскурсии: в авто парк, к автостоянке, к гаражам, автозаправочной станции. Встреча с инспектором ГИБДД. Рассматривание машин на проезжей части Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Транспорт сухопутный». Режиссерская игра с маленькими машинками с использованием модели улицы (дома и проезжая часть) Труд Ручной труд: Ремонт игрушечных машинок вместе с воспитателем. Изготовление «Права водителя» Безопасность. Беседа с детьми: «Правила дорожного движения», «Улица полна неожиданностей»
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество. Творческое рассказывание Сказка о любом виде транспорта. Если бы я был машиной... Продуктивная деятельность: коллективная работа из различных материалов «Транспорт» Отгадывание и составление загадок по теме «Транспорт» Викторина познавательного характера по теме «транспорт» *Создание коллективной работы-макета «Транспорт в городе» Музыка. Музыкальное развлечение «Путешествие» Слушанье и исполненье песен о транспорте. Музыкальная игра «Мы едем, едем, едем…» «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.)
Физическое развитие
Физкультура. Подвижные игры: «Машины», «Транспорт», «Летчик» Пальчиковые игра «Есть игрушки у меня» Здоровье. Свободное общение «Зачем знать правила дорожного движения», «Ты не перебежишь улицу, не обратив внимания на светофор»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
    Книжный уголок: Чтение стихов и скороговорок, загадывание загадок, пословицы и поговорки о транспортных средствах, движении. Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Шофёры» - костюмы водителей различных видов транспорта, инструменты для починки автомобилей (отвертки, ключи, насос. и т.д.) Различные виды транспорта, машины разного назначения, светофор, конструкторы настольные, напольные, сигнальный свисток, фонарик, знаки дорожного движения, палочка регулировщика, фуражки различные, рация, шлем; куклы разного размера, пола, дети и взрослые (разные профессии). Бросовый материал (предметы заместители, которые хранятся в «волшебном сундучке») Центр продуктивной деятельности: подборка материалов для изготовления рулей и прав водителя, картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т.д. (подборка материалов для коллективной работы по теме «Транспорт »)
Взаимодействие с семьёй
    Создание папки-передвижки «Правила дорожного движения» Создание коллекции моделей автомобилей (по возможности) Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к игре « Шоферы» Выставка рисунков по теме «Транспорт» Консультация для родителей «Улица полна неожиданностей»

Приложение.

Стихи
САМОЛЕТ Самолет мой быстрокрылый, Ты лети за Неман милый, От полей моей Литвы До красавицы Москвы! Ты лети над Нерис светлой, Над лесами, в дальний край.. И в Москве от нас приветы Всем ребятам передай. К. Кубилинскас КОРАБЛИК Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. На палубе матросы Свистят, снуют, спешат, На палубе матросы - Четырнадцать мышат. Плывет, плывет кораблик На запад, на восток, Канаты - паутинки, А парус - лепесток. Соломенные весла У маленьких гребцов. Везет, везет кораблик Полфунта леденцов. Ведет кораблик утка, Испытанный моряк. - Земля! - сказала утка. - Причаливайте! Кряк! Английская песенка МАШИНА МОЕТ Круглобока и важна, Налита водой Она! Струйка влево, струйка вправо Бьют веселой чередой, Будто детям для забавы Брызжут дворники водой... Это мойщица. Она Мостовые Мыть должна. Я стою, залюбовалась, Я гляжу машине вслед. Я грущу - какая жалость, Что такой же дома нет! К. Кубилинскас ГОРНАЯ ДОРОГА Вверх и вниз по склонам гор Нас везет лихой шофер. Сумасшедшая дорога - Так и кружит, егоза! Сердце екает немного, Разбегаются глаза. Интересно все, без спора: Слева - пропасть, справа - горы.. Вот акация в цвету - Эх, сорвать бы на лету! Любопытно мне: а что там, Вот за этим поворотом? Вверх помчимся или вниз? Может, где-то ждет сюрприз? И сюрприз открылся вскоре - Кто-то крикнул: - Братцы, море! Е. Серова СНЕЖИНКА И ТРОЛЛЕЙБУС Ус троллейбусный щекочет Малая снежинка. Видно, тоже ехать хочет, Мол, впусти в кабинку Или дверь открой в салон, Ничего, что полный он. Ей троллейбус говорит: - Берегись, малышка. Слишком жарко там внутри Для тебя, глупышка, - Ты в тепле растаешь, Капелькою станешь. А. Матутис
Упражнение на развитие слухового внимания
«ЕХАЛИ МЕДВЕДИ» Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке. Волки на кобыле. Львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле... К. Чуковский Перечисли, какой транспорт упоминается в стихотворении.
Игры и упражнения
«САМОЛЕТ» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков Руки в стороны - в полет -Отправляем самолет. (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.) Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.) Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.) Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.) В. Волина «ТЕПЛОХОД» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков От зеленого причала Оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.) Раз, два - Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.) А потом шагнул вперед - Раз, два - (Два шага вперед.) И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты - это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.) В. Волина
Пальчиковая гимнастика
“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ” Есть игрушки у меня: ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ГРИБЫ»

Примерное тематическое планирование разработала в соответствии с федеральными требованиями для воспитателей, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели: Расширение представлений детей о ГРИБАХ. Систематизация знаний детей по теме "ГРИБЫ"

Задачи:

  1. Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
  2. Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «ГРИБЫ».
  3. Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  4. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
  5. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
    Виды совместной деятельности

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация

Беседы:

  1. беседа с использованием личного опыта детей.
  2. рассказы родителей, собирающих грибы.

Свободное общение:

  1. «Что такое грибы»
  2. «Какая польза от грибов»

Совместное обновление рубрики/стенда для родителей/:

  1. « Осторожно, ядовитые грибы!»
  2. «Съедобные грибы»

Познание

Рассказ воспитателя

  1. «Что посеешь, то и пожнёшь»
  2. «Нет трудов нет и плодов»

Заучивание загадок, стихов.

Рассматривание:

  1. фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных грибов, рисунки других детей

Исследовательская, деятельность:

  1. рассматривание и сравнение грибов (по форме, размеру, длине, вкусу)

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры

  1. Д/и " Кто скорее соберет"
  2. Д/и " Большой-маленький»
  3. Д/и" "Подскажи словечко"
  4. Д/и «Съедобное - несъедобное»
  5. Игровое упражнение " Грибник

ФЭМП (по той методике по которой работаете)

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме (см. приложение)

Социально-личностное развитие

Социализация

Экскурсии:

· В лес

Участие в приготовлении грибного салата, супа и др. блюд из грибов.

Сюжетно-ролевые игры:

  1. «Магазин»
  2. «Кафе»

Составление алгоритмов к сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом.(последовательность приготовления грибного салата, икры)

Обыгрывание сказки " Под грибком" для малышей

Труд

Знакомство с профессиями

Лесник

Повар

Ручной труд:

  1. участие в приготовлении блюд из грибов.
  2. изготовление муляжей грибов.

Безопасность

Беседа с детьми

  1. « Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»
  2. «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»

Беседа со старшей мед. сестрой " Если хочешь быть здоров! "

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Продуктивная деятельность.

  1. Рисование - " Грибочки"
  2. Лепка - " Угощение для ежа"
  3. Аппликация -" Боровички"
  4. Оригами «Грибочки»

Музыка

По плану музыкального руководителя

М/и «А мы по лесу шли»

Физическое развитие

Физкультура

Подвижные игры

  1. " Кто быстрее под грибок "

Здоровье

Свободное общение " О пользе съедобных грибов", «О вреде ядовитых грибов»

Художественная литература

Стихотворения:

Т.Днепровская . Грибы и др. (см. приложение)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Предметные картинки по теме «Грибы»

В.Сутеев. «Под грибком»

Разные книжки-малышки

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи грибов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...

«Повар»: плита игрушечная,игр. кухня, посуда, муляжи грибов, спец. одежда.

Алгоритмы приготовления простейших блюд (грибной суп, салат, грибная икра,

Центр продуктивной деятельности:

Картинки для сказки «Под грибком», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Под грибком». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьёй

  1. Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»
  2. Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)
  3. Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени» - поделки с детьми из грибов и природного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыкальная игра «Грибок»

Для этой игры понадобится гриб. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу грибок. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках гриб, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает грибок.

Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли»

А мы по лесу шли,

Под кустом грибки нашли

Боровики, моховики, подберезовики

Дидактическая игра «Кто скорее соберет» (Модели –лес)

Цель . Учить детей группировать грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать грибы только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «белый» гриб, на другой – «масленок»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие грибы.

«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет грибы. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «грибы лисички») надо собрать, а в эту (где нарисован «грибы красноголовики». Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

Картинки грибов воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

Выбираются две команды: (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают грибы в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот гриб).

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, где растут грибы? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть грибы, а вы внимательно слушайте. Если я назову съедобные грибы, вы отвечаете «да», если же не съедобные, вы скажете «нет».

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игровое упражнение " Грибник"

Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в лесу гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы грибочки собирали. (Изображают, как собирают грибы.)

И в корзиночку их клали. (Движение правой рукой вверх-вниз.)

Завели мы разговор: -

Ты скажи,

Грибник ты наш,

Что ты нам

В награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

Дам в награду

Боровик, моховик,

подберезовик

И лисичек, сыроежек,

Вот что вам

В награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Маслятки, лисички, опятки, сморчки, волнушки, сыроежки. ОХ! (Хлопок.)

Вот грибочки спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Маслятки, лисички, сморчки, волнушки, сыроежки, опятки? (Загибают пальчики на обеих руках.) ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Маслятки, лисички, сморчки, волнушки, сыроежки, опятки (Загибают пальчики.)

ОХ! (Хлопок.)

И супчик грибной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Игра «Подскажи словечко»

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут... (маслёнок)

В шляпке розовой мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления... (волнушка)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются... (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)

Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

Отгадайте-ка ребята, а зовут их то… (опята)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Розовый приятный цвет,
И колечек яркий след.
Так волнуются подружки,
Это же грибы... (волнушки)

Стихи

Где растут грибы?
Моховик растет во мху седом,
Подосиновик - в осиннике густом,
Под березой - подберезовик на горке.
Где растет
лисичка ?
В лисьей норке?

Лисичка
Почему назвали
Этот гриб лисичкой?
Может быть, он хитрый,
Как лиса-сестричка?
И от грибников он
Смело удирает,
Путает следы он,
По лесу петляет.
Нет, нет, нет, конечно,
Ног у гриба нету!
Просто все лисички -
Рыженького цвета.

Лисички

Эти славные лисички не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

Грибы

Летом с кузовками

С раннего утра

Ходит за грибами

В рощу детвора

Всюду на горбушке,

У косматых пней,

Рыжики, волнушки

Радуют детей.

Нет конца веселью,

Слышен смех и крик:

Вот сидит под елью

Славный боровик!

Крохотный Васютка

Прыгнул за бугор

С важностью малютка

Тащит мухомор.

Т.Днепровская

Боровичок
Толстячок-боровичок
Вышел на дорожку,
Толстячок-боровичок –
Мне подставил ножку.
Толстячок-боровичок –
Сказочное диво,
Сдвинул шляпку на бочок,
Смотрит горделиво.
Я грибка-озорника
В чаще не покину,
Я найду ему дружка,
А пока –
Ныряй пока,
Озорник, в корзину.
И. Мельничук

Боровик

Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.

Груздь

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

Опята

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.

Масленки

Несмышленыши-масленки

Запеленаты в пеленки,

А масленки-старички.

Носят все воротнички.

В тесноте

На пенечке сто опят.

Очень тесно тут! – вопят, -

Позовите грибника

Собирать опят с пенька.

Мухомор

Мухомор красив на вид,

Но спесив и ядовит!

(Елена Серова)

Мухомор
Ярко-красный мухомор -
Белых пятнышек узор.
Ты в лесу мне нравишься,
А в тарелке - нет.
Ясно, что отравишься,
Съев тебя в обед

Бледная поганка
На полянке спозаранку
Повстречала я поганку
-Почему ты бледная?
-Потому что вредная!

Мухомор

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

Егор и мухомор
Шел Егор
Через бор,
Видит:
Вырос мухомор.
- Хоть красив, а не беру, -
Вслух сказал Егор в бору.
- Верно ты сказал, Егор! –
Так ему ответил бор.
А. Прокофьев

Мухомор
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Е. Алексеев

Мухомор
Гнуть над ним не стоит спину,
Не украсит он корзину…
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор!
В. Шуржик

Мухоморы
Вышли дети спозаранку
По грибы в далекий бор
И наткнулись на поганку
Да на красный мухомор.
Знай, стоит среди полянки,
А вокруг – одни поганки.
Говорит сестрица братцу,
Раскрасневшись от ходьбы:
“К ним не надо прикасаться, -
Это скверные грибы!
Ни на завтрак, ни на ужин
Мухомор совсем не нужен”.
П. Потемкин

Пословицы о грибах

 Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут

 Бояться волков, быть без грибов

 Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок

 Волнушки - груздям подружки

 В карете цугом по грибы не ездят

 В лесу шуметь - только грибы распугивать

 Всяк грибок знает свой срок

 Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут

 Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок

 Где один гриб, там и другой

 Гриб не хлеб, а ягода не трава

 Грибные приметы и зимой живут

 Грибы растут в деревне, а их и в городе знают

 Два гриба на ложку (а третий к стеблу пристал)!

 Дворянское кушанье - два грибка на тарелочке

 Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами

 Зимой съел бы грибок, да снег глубок

 И много за морем грибов, да не по нашему кузову

 Как гриб белый, так всякий смелый, а как сморчок - тут и молчок

 Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом

 Ленивому и гриб поклона не стоит

 Лесу нет, и гриб не родится

 Лисички всех грибов хитрее - под желтые листья прячутся

 Много комаров - готовь сто коробов, а много мошек - готовь лукошек

 Молоды опенки, да черт ли в них?

 Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет

 Назвался грибок (груздок), полезай в кузовок

 Настом по грибы не ходят

 Невелик боровик, да знатен

 Не всякий мухомор красен!

 Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке

 Не дороги обабки (грибы), дороги прибавки (приправа)

 Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь

 Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро - клади их в лукошко, пускай дышат немножко

 Нес черт грибы в коробе, да рассыпал по бору

 Опята - дружные ребята

 Плоха поганка, да, знать, нужна

 По беду - не по грибы! Найдешь

 По грибы с удачей ходят!

 По долги - не по грибы

 Под большим деревом и гриб вольготней живет

 Растут детки, как грибки

 С кем по грибки, с тем и по ягодки

 Семеры яства, а все грибы

 Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь

 Собирай по грибку - наберешь кузовок

 Стар гриб да корень свеж

 Хочешь грибок - лезь под кусток

 Человек не грибок не растет под дожжок

 Что за гриб до дождя взрос!

 Каково лукошко, таковы и грибки

Приметы

  1. В апреле мокро - грибное лето
  2. Где дубы - там и грибы
  3. Где мухоморы - там и белые
  4. Грибной год - к войне
  5. Если волнушка раньше рыжика стала расти - не жди грибов
  6. Если дождь редкий - ожидай грибов
  7. Если на Троицу дождь - много грибов
  8. Если весной в западинах плесень - жди грибов
  9. Затянулись дожди - груздей не жди
  10. Когда сыро, тогда и грибно
  11. Коли грибовно - так и хлебовно
  12. Кто босиком по грибы пойдет, тому одни старые грибы дадутся
  13. Луна растет - по грибы идти, луна убывает - дома сидеть
  14. Мелкий дождик грибы сеет
  15. Ненастье в воскресенье перед масляной, к урожаю грибов
  16. Парной туман над лесом - пошли грибы
  17. Первый туман лета - верная грибная примета
  18. Поздний грибок - поздний снежок
  19. Появились опенки - лето кончилось
  20. Появился осенний строчок - прячь под замок кузовок
  21. Туманы среди лета - к грибам
  22. Чтоб грибов набрать, надо раньше встать
  23. Крещение(18 января): Если в канун Крещения звезд не видно - грибы не родятся
  1. Благовещение (7 апреля): Мокрое Благовещение - грибное лето, на Благовещение мороз - урожай на грузди
  2. Иван Богослов, Арсений Пшеничник (21 мая): День с дождями - гриб пойдет полками
  3. Феодосия Колосница (11 июня): С этого дня появляются грибы-колосовики: Взошел гриб белый и маховик да красный подосиновик
  4. Иоанн Креститель, Иван Купала (7 июля): На Ивана ночь звездная - много будет грибов
  5. Tит (7 сентября): Тит последний гриб растит Грибы грибами, а молотьба за плечами
  6. Мамонт (15 сентября): Святой Мамошка - сыпь в лукошко
  7. Фекла Заревница (7 октября): Последний день сбора царя грибов - боровика

Загадки

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Под осиною ребятки бегают, играют в прятки.
Где один покажется – там и другой окажется. (Подосиновики)

Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)

Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой? (Опята)

Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна. (Бледная поганка)

Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

В белом парике да белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной, красивой да опасной.
Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет. (Мухомор)

На земле лежит лепешка, от дождя она растет,
Лишь дотронешься немножко, её сразу разорвет!
Пых! И вырвался костёр дымным облаком из спор! (Дождевик)

Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок -
Он в лесу не новичок! (мухомор)

Начал капать дождь на ели,
Шляпы все грибы надели.
Только этот гриб спешил -
Шляпку он не захватил. (дождевик)

Белый столбик под осинкой,
Да бочок от апельсинки.
А возьмёшь не аккуратно
И следов оставишь пятна. (подосиновик)

Шляпка вогнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий,
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет. (рыжики)

Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат.
- Что в земле скрываешься?
В чём ты виноват? (груздь)

На опушках, просеках,
В ёлочках и сосенках,
Словно бы после дождя,
Шляпки их всегда блестят. (маслята)

Вот и модницы сестрички,
И у них свои привычки -
Шляпки есть любого цвета,
Ты проверить можешь это. (сыроежки)

На пеньках на тонких ножках
Все на цыпочки привстали,
Кто идёт лесной дорожкой -
Очень дружно обсуждали. (опёнки)

Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (белый гриб)
Людмила Дунина

Присказки

  1. Грибок, грибок, высунь лобок!
  2. Давно, это было, когда царь Горох с грибами воевал
  3. Иванов, как грибов поганых!
  4. Не мешай грибам цвести!
  5. По грибы не час, и по ягоды нет, так хоть по сосновы шишки!
  6. Пошла было баба в бор за грибами, да навстречу ей медведь с зубами
  7. Ровно старый гриб на болоте
  8. Судиславцы - грибовники
  9. Упустя время, по грибы! Да еще с большим кузовом!
  10. Этот горох не лучше грибов

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Игровые упражнения

1) «Грибники»: воспитатель говорит: «Сейчас один из вас будет грибником, а остальные грибами. Каждый гриб найдет себе место в лесу, а грибник внимательно посмотрит и запомнит. После этого грибник и грибы танцуют, когда музыка закончится, грибник отвернется, а грибы займут свое место. Затем грибник проверит, правильно ли сели грибы.

2) Игра-соревнование: «Кто быстрее соберёт грибы (ягоды)».

3) Игра: «Охотники и грибы».

Подвижная игра

1. «Гриб, дерево, ягодка» - дети бегают в рассыпную, когда ведущий говорит «Гриб» - дети приседают, «Дерево» - поднимают руки вверх, «Ягодка» - делают руки в замок.
2. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

3. «Догони свою пару».
Цели: - выполнять движения по сигналу воспитателя;
- четко ориентироваться при нахождении своей пары.
«Не попадись».
Цели: - упражнять в беге в разных направлениях;
- развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве.


ТРУДОВАЯ:

1. Сгребание снега лопаткой, уборка лопаткой- учить правильно пользоваться лопаткой.

2. Сбор игрушек, очистка их от снега - учить бережно относиться к игрушкам, собирать их дружно после игр.

3. Подгребание снега в тех местах, где корни деревьев открыты (чтобы им было тепло) - учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

4. Сгребание снега в определенное место.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

5. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожки.

Много снега, негде бегать.

На дорожке тоже снег.

Вот, ребята, вам лопаты,

Поработаем для всех.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

МУЗЫКАЛЬНО _ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ:

Слушание

Музыкальная игра «Грибок»

Для этой игры понадобится гриб. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу грибок. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках гриб, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает грибок.

Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли»

А мы по лесу шли,

Под кустом грибки нашли

Боровики, моховики, подберезовики

ПРОДУКТИВНАЯ:

Рисование

· «Грибная поляна» (рисование)

· «Как белочка грибы к зиме сушила» (см. Волчкова стр. 96)

· Грибочки

Лепка

«Грибное лукошко»

«Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем» (см. Волчкова стр. 96)

«Угощение для ежа»

«Грибы на пенечке» (см. Лыкова стр. 46)

Конструирование
Оригами «Грибочки»

Аппликация

«Боровички»

«Грибная поляна» (см. Лыкова стр.48)

Творческие работы

«Корзина с грибами»

Изготовление макета «Осенний лес»

Работа с родителями :

· Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах».

· Маршрут выходного дня: «Семейный поход в лес».

· Конкурс совместных рисунков: «Наш поход в лес»

· Создание папки-передвижки «Съедобные и несъедобные грибы»

· Проект: Обыгрывание сказки «Под грибком» для малышей (изготовление костюмов)

· Конкурс совместных работ детей и родителей « Дары осени» - поделки с детьми из грибов и природного материала.

Тема: «Дары леса: грибы, ягоды»

Группа: старшая

Цель :

Дата: 21.09.2015

День недели

Режим

Взаимодействие

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

УТРО:

Утренняя гимнастика (комплекс №4)

Беседа по экологическому воспитанию «Зачем лесу грибы?» - систематизировать знания детей о грибах, их названиях, месте произрастания.

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод».

Игровое упражнение " Грибник" Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи (Саша, Танай).

Чтение стихотворения З. Александровой «В грибном царстве».

Придумывание загадок по картинкам о грибах.

Расставить в книжном уголке фотоиллюстрации и картинки с изображением грибов, муляжи грибов.

Папка-передвижка «Съедобные и несъедобные грибы».

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Ознакомление с окружающим) Тема:«Знакомство с родословным древом». Цель: Формировать интерес к своей родословной. Вместе с ребенком изобразить своё генеалогическое древо. (Н. В. Алешина стр.128)

(Рисование) Тема: «Космея». Цель: Учить детей передавать характерные особенности цветов космеи. Продолжать знакомить детей с акварельными красками.Развивать изобразительное творчество детей. Учить анализировать и оценивать рисунки (Комарова стр. 85)

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) по плану муз руководителя.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за сезонными изменениями - закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

формировать представление об осенних месяцах.

Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.

Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности (Дима, Сережа)

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Игра малой подвижности «А мы по лесу шли».

Игра "Какие ягоды положили в компот?", "Какие ягоды не положили, почему?" на развитие речи и логики.

Работа перед сном

Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворения П. Потемкина «Мухомор»

Вечер:

Игра «Подскажи словечко».

Сюжетно-дид. Игра «Семья» - «Грибные заготовки на зиму» - закрепить способы заготовки грибов на зиму: сушка, маринады, соленья.

Разучить с Тиграном, Дианой пальчиковую гимнастику «По грибы».

Музыкальная игра «Грибок» - развивать умение играть сообща, действовать по сигналу.

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы».

Рассматривание иллюстраций по теме "Ягоды"

Д/и "Что сначала, что потом" - определить правильную последовательность

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры

«Кто самый меткий?» Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость .

«Чье звено скорее соберется?» Цель: учить бегать на скорость.

Индивидуальная работа

Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Самостоятельные игры с выносным материалом

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Дары леса: грибы, ягоды»

Группа: старшая

Цель : Расширение представлений детей о грибах и ягодах. Систематизация знаний детей по данной теме.

Дата: 22.09.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс №4)

Беседа «Как мы грибы искали» - воспоминания о прогулке в лес с родителями, когда были найдены грибы.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет» Цель . Учить детей группировать грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Рисование по трафаретам «Грибы-Ягоды». Штрихование в различных направлениях (Денис, Рубен).

Просмотр презентации «Царство грибов».

Игры с мячом «Съедобные - несъедобные грибы», знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности.

Картинки для сказки «Под грибком», подборка материалов для изготовления масок по сказке «Под грибком». Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Буклет "Осторожно, ядовитые грибы! "

НОД

ОО "Познавательное развитие " (ФЭМП) Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация) Тема: «Осенний ковер» Продолжать отработку умения вырезать части круглой и овальной формы. Учить составлять изображение из частей. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Комарова стр

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за работой дворника

Цели : расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.

Д/ игра «Съедобное - несъедобное» Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения).

Упражнять в отбивании мяча двумя руками о землю (Эмиль, Мила).

Трудовая деятельность

Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.

Загадывание загадок о грибах и ягодах уметь выделять в загадке характерные признаки грибов и ягод логически мыслить.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Алиева Н. «Гриб-волшебник»

Вечер:

Решение проблемных ситуаций «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?»

Просмотр обучающего мультфильма «Мудрые сказки тетушки Совы – про грибы».

Вырезание грибов по шаблону - закрепить знания о грибах, навыки работы с ножницами (Катя, Даша).

Дежурство по столовой - приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой

Рассматривание энциклопедий и книг на тему "Ягоды и грибы".

Лото "Лесные ягоды" - развитие мышления, памяти, внимания .

ПРОГУЛКА:

С/р игра «Путешествие в лес» - повторить правила поведения в лесу.

Д/и «Что растет в лесу?» - обобщение знаний по теме «Дары осеннего леса».

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Дары леса: грибы, ягоды»

Группа: старшая

Цель : Расширение представлений детей о грибах и ягодах. Систематизация знаний детей по данной теме.

Дата: 23.09.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс №4)

Просмотр презентации «Детям о грибах».

Работа над пословицей: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок» - воспитывать бережное отношение к природе.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Закрепить умение штриховать в одном направлении (Полина, Витя).

Разговор о пользе лесных ягод для человеческого организма.

Эврическая беседа «Зачем нужны мухоморы».

Дидактическое упражнение «Дорисуй гриб».

Пазлы «Собери грибы»;домино, лото.

Пополнить книжную выставку книгами о лесе, сказками о лесных историях.

Совместно с детьми создать книжки – малышки «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы».

НОД

ОО « Речевое развитие» (развитие речи) Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.Совершенствовать умение детей составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) по плану муз. руководителя.

ОО «Физическое развитие» (2-я половина дня) по плану физ. инструктора.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за подосиновиком

Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Закрепление с детьми порядкового счета в пределах 10 (Радмир, Аня)

Трудовая деятельность

Окапывание деревьев и кустарников. Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра: «Найдем грибок». Цели: - учить внимательно слушать команду воспитателя;

развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

П/игра «Совушка».

Развивающее упражнение на развитие памяти «Сложи узор», «Продолжи узор».

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение Толстой А. «Грибы».

Вечер:

Решение проблемных ситуаций «Почему нельзя собирать ядовитые грибы?»

Просмотр мультфильма «Лунтик. Белый гриб».

Д/и «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов (Вероника, Алина)

Дидактические игры «Сложи картинку», «Найди ошибку».

Настольно-печатная игра: «Грибная охота»

Цель: развивать мышление, закреплять знания о грибах.

ПРОГУЛКА:

Хороводная игра «Грибники»

Цель: закреплять умения водить хоровод и действовать по окончании слов.

П/и «У медведя во бору»

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Дары леса: грибы, ягоды»

Группа: старшая

Цель : Расширение представлений детей о грибах и ягодах. Систематизация знаний детей по данной теме.

Дата: 24.09.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям

(социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс №4)

Ситуативный разговор «Зачем грибы и ягоды в лесу? Кому они нужны?».

Пальчиковая игра «Я корзину в лес беру».

Игровая ситуация «Что делать, если…»

Д/и «Назови слово на заданный звук» - развитие фонематического слуха (Али, Ангелина).

Беседа «О вреде ядовитых грибов для человека».

Прослушивание аудиозаписей детских песен о грибах и ягодах.

Раскраски «Грибы», «Ягоды».

Шляпки грибов для самостоятельного инсценирования знакомых сказок.

Разучить с детьми загадки о грибах и ягодах.

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Экология) Тема: Делаем книгу «приключение мышонка Пика». Цель: Дать детям представления о людях, создающих книгу писателе и художнике – иллюстраторе, о строении книги..

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Рисование) Тема: «Что ты любишь больше всего рисовать». Цель: Учить задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Развивать изобразительное творчество детей. Учить анализировать и оценивать свою работу и работы товарищей. Комарова стр.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за осадками - расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека.

П/игра «Горелки» - закреплять у детей умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Продолжать учить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками после хлопка (Тигран, Сережа).

Трудовая деятельность

Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций). Цели: закреплять названия деревьев и растений; воспитывать любовь к растительному миру;

учить правильно, собирать листья растений/

Спортивный инвентарь для игр детей (обручи, кегли, мячи, скакалки).

Выносные игрушки: машинки, ведерки и др.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»).

Вечер:

Просмотр мультфильма «Война грибов».

Игра-соревнование «Кто больше знает…?» - систематизация знаний об дарах леса: грибах, ягодах.

Игровое упражнение «Счетные палочки» - выложи гриб из палочек по памяти (Давид, Артем).

Разучивание стихотворения «В лесу».

Хороводная игра «Кузовок».

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Дары леса: грибы, ягоды»

Группа: старшая

Цель : Расширение представлений детей о грибах и ягодах. Систематизация знаний детей по данной теме.

Дата: 25.09.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс №4)

Просмотр обучающей передачи для детей «Шишкина школа. Ядовитые грибы», обсуждение.

Дидактическая игра «Грибники" - учить находить пару одинаковых грибов, закреплять знания о названиях грибов, развивать внимание, память, устную речь.

Дидактическая игра «Скажи по- другому».

Цель. Учить детей образовывать относительные прилагательные.

(Эдгар, Витя)

Разучить считалку:

Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому - гриб,
Кому - два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.

Трафареты, шаблоны грибов.

Книги по данной теме.

Детские рисунки: «Корзинка грибов».

Предложить изготовить из бросового материала грибы.

НОД

ОО «Речевое развитие» (Художественная литература) Тема: «Веселые рассказы Н. Носова». Познакомить детей с новыми рассказами; Научить внимательно слушать и сопереживать героям.

ОО «Физическое развитие» по плану физ. инструктора.

ОО "Познавательное развитие" (Ручной труд) Тема:«Птица» (природный материал) Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Показать приёмы изготовления птицы из желудей и шишек. Учить детей делать птицу по образцу воспитателя. Развивать изобразительные способности при работе с природным материалом.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за муравьем

Цели : расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

вызывать интерес к окружающему миру.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

- совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

Развивать внимание, память, наблюдательность.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

(Игорь, Саша)

Трудовая деятельность

Сбор и заготовка семян календулы.

Цели: воспитывать ответственность за порученное дело; формировать экологическое сознание.

Подвижные игры

«Один - двое», «Пройди бесшумно». Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение С.Аксаков «Грибы».

Вечер:

Конкурс чтецов стихотворений о грибах и ягодах.

Показ сказки «На лесной опушке» (для детей младшей группы) - Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить правильному сбору грибов и ягод.

Дидактическая игра «Сравни ягоды».

Цель. Закрепить умение сравнивать ягоды. Упражнять в подборе слов, противоположных по значению (Эмиль, Танай).

Дидактическая игра «Грибная корзинка»- совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду учить пользоваться в речи словами: съедобный, несъедобный, развивать внимание, память, устную речь.

Конструктор «Лего».
В уголок худ. Творчества: цветная бумага, картон, клей, ножницы, схемы для изготовления грибов по типу оригами.

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад).