Вальдорфская педагогика. Вальдорфская система

Широко известная по всему миру Вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность и в России, став одной из альтернатив традиционному дошкольному воспитанию.
Для среднестатистического обывателя в этой методике много непривычного. Например, разновозрастные группы, в которые набираются дети от трех до шести-семи лет, или – возможно ли это? – полный отказ от так называемых «развивающих» занятий: обучения счету, чтению, письму в первые 7 лет жизни ребенка.
Раннее детство – это особый период, когда малыши учатся жизни, играя в нее. Стоит ли сейчас пичкать ребенка теми знаниями, которые он гораздо легче и быстрее усвоит в школе?
В Вальдорфских детских садах дети много играют. Как правило, это хорошо знакомые нам игры в магазин, больницу, дочки- матери. Только игрушки не совсем традиционные: в Вальдорфской группе вы не встретите пластмассовых кукол или железных паровозиков. Все игрушки здесь, как правило, деревянные или тряпочные.
Куклы шьются педагогами или детьми самостоятельно, и лица у них не раскрашиваются, что оставляет пространство для полета фантазии. Так же очень популярны для игр камушки, шишки, желуди и прочие природные материалы, которые с успехом заменяют и деньги в магазине, и лекарства в больнице, и машины в гараже.
Дети близки к природе. Таким же должно быть и все, к чему они прикасаются, поэтому предпочтение отдается всему натуральному.
Вместо карандашей и фломастеров здесь рисуют восковыми мелками, а для лепки используют не пластилин, а подогретый воск или глину.
Интерьер в помещении детского сада оформляется в мягких теплых тонах. Деревянная мебель покрыта прозрачным лаком. Деревянная площадка на улице, приспособления для лазанья и удерживания равновесия, качели и обязательно большая песочница – ведь детям нужно резвиться, и они обожают копаться в песке.
Своих подопечных воспитатели обязательно привлекают к физическому труду: все вместе они сгребают во дворе листья или снег, вышивают, шьют и даже пекут булочки. Дети уже сейчас живут «настоящей» взрослой жизнью, что доставляет им неимоверное удовольствие.
Как и многое другое, песни у Вальдорфцев «живые», как правило, без инструментального сопровождения, без навязчивого рассаживания детей по стульчикам. Они поются на протяжении всего дня и часто служат сигналом к смене деятельности.
Воспитатель начинает петь определенную песню, когда приходит пора заканчивать игру, садиться за стол или собираться на прогулку. Прекрасный педагогический прием! Дать спокойно завершить начатое и приступить к новым занятиям.
Нередко сторонние люди обвиняют Вальдорфскую педагогику в чрезмерной «религиозности» и даже «сектанстве». Очевидно, это связано с тем, что в этих детских садах отмечаются религиозные праздники: Рождество, Пасха, нередко зажигаются свечи.
Как «Вальдорфская» мама могу с уверенностью сказать, что ни дети, ни родители не испытывают никакого психологического давления и детский сад посещают дети разных конфессий или вообще неверующие.
Эти красивые и добрые праздники, которые так нравятся малышам, лишь знакомят их с традициями и культурой своей страны, являются неким связующим звеном с историей, от которой многие сейчас, к сожалению, оторваны.
Если Вы спросите мам «Вальдорфских» детей, что им нравится в детском саду, скорее всего, они расскажут Вам о комфортной и доброжелательной атмосфере, о спокойствии за своих детей.
О том, что родители всячески привлекаются к работе группы, активно участвуют в детсадовской жизни и знают, что воспитатели делают с детьми в течение рабочего дня.
Об общем столе, за которым в праздник при свете свечей, словно большая дружная семья, собираются все дети и их родители.
И наконец о том, что в Вальдорфской педагогике нет случайных людей и воспитатели – это любящие и преданные своему делу люди, которые неравнодушны ко всему, что касается их подопечных и готовы вместе с родителями решать любые детские проблемы.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Вы сразу сможете, как говорят в народе, найти 10 отличий обычного детского сада от вальдорфского.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного даже внешне. Он очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани, практически нет ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комнаты освещаются более ярко (это часть «ритма жизни»). Уже при входе заметно, что здесь не совсем привычная для детского сада обстановка: на окнах зимой — рождественские витражи, осенью — словно случайно залетевшие разноцветные листья, весной — пробивающиеся к солнцу зеленые ростки. Не висят на стенах плакаты с буквами и цифрами, призванные стимулировать ранее интеллектуальное развитие ребенка. Часто в спальне под цветным пологом летят- кружатся или маленькие ангелы, или эльфы, принося малышам самые чудесные сны.

Вальдорфская группа — разновозрастная, в ней есть дети от трех до семи лет. Вы совершенно обоснованно можете задать вопрос: «Почему вальдорфский детский сад дети могут посещать только с трех лет?» А потому что приверженцы вальдорфской педагогики утверждают, что в первые три года жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить и для этого самая благоприятная обстановка — домашняя. После того как около трех лет ребенок начинает говорить о себе «я», то есть появляется и укрепляется осознание «я», наступают изменения в его поведении и он овладевает навыками ролевой игры, малыша можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте, согласно вальдорфской педагогике, отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

В детском саду маленькие дети легко и естественно учатся одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить, как в семье, по-дражая старшим. Всем детям, вне зависимости от возраста и длительности пребывания в садике, уделяется особое внимание индивидуально, к ним не обращаются по фамилии, а только по имени. Это же практикуется и в отношении воспитателей.

Воспитатели никогда не кричат на детей, и это тоже часть вальдорфской философии. К каждому ребенку прислушиваются, его мнение ценят, а самых маленьких даже носят на руках. В буквальном смысле слова.

С каждым ребенком, пришедшим в группу, воспитатель здоровается за руку, а потом все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Вот так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.

Как правило, дети любят такой садик и ходят в него с огромным удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики — отсутствие любого принуждения. Личность ребенка здесь — главная ценность. Поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организовывает общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле. Но, как правило, все с радостью присоединяются к воспитательнице.

Главное ощущение в вальдорфском саду — нет того самого, въевшегося в душу «совка», когда детям все нужно делать строем: есть, спать, гулять, заниматься. В то же время здесь принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет бо-лее «активное») — чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием.

Воспитатели описывают эту систему с помощью понятий «выдох» и «вдох ». Самостоятельные формы детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя, — это выдох. Занятия с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое, — вдох.

Гостям не позволено сидеть в садике сложа руки и смотреть на детей — это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым или играют в разные ролевые игры.

Психологи уже давно доказали, что поведение и деятельность взрослых глубоко воздействуют на волю детей, закладывают в них привычку трудиться. Творчески подражая взрослым, дети учатся таким повседневным делам, как приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещения, работа в саду и т. п. Поэтому очень важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребятишек.

В вальдорфском детском саду не обычные воспитатели. Воспитательница исполняет роль мамы, которая занимается по-вседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду и игрушки, шьет и т. п., а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Для этого в игровой комнате у воспитателя есть стол, за которым он выполняет разные работы на глазах у детей. Любой ребе-нок может присоединиться к воспитателю, а может остаться в детской компании.

Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек: кукол Барби, покемонов, пластиковых игрушек, пистолетов и т. п. Здесь под запретом даже обычные классические куклы, машинки и конструкторы. Зато много забавных самодельных игрушек — соломенные мобили, куклы из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева, глины и т. д. Все они хранят тепло человеческих рук.

Часто в группе стоит «домик» под легким пологом — в этом кукольном царстве обитают самодельные куклы, у них есть де-ревянная мебель и почти настоящая (только очень крохотная!) фарфоровая посуда. А еще многочисленный гардероб.

Рядышком с кукольным домом — магазин. В нем найдутся деревянные весы и множество «сокровищ» — шишки, желуди, ракушки (каждое — в своей особой корзинке). При необходимости они могут превратиться во все, что угодно, — овощи, фрукты, конфеты (да мало ли что может продаваться в магазине!).

Есть и настоящие пеньки, коряги, множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков — словом, все для того, чтобы дети проявляли в играх фантазию. И это вовсе не мусор, как некоторые думают, а многофункциональные игрушки. В отличие от пластмассовых грузовиков, которые можно использовать только для перевозки кубиков, «неоформленные» деревянные игрушки годятся для чего угодно.

Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества — считают педагоги-вальдорфцы.

Нет в вальдорфском детском садике компьютеров (хотя в старших классах вальдорфской школы дети изучают компьютер), магнитофонов и телевизоров. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах.

Когда время свободной игры подходит к концу, воспитатель звонит в колокольчик и начинает убирать на рабочем столе. Заслышав колокольчик, дети заканчивают игру и подбегают к воспитателю для того, чтобы сделать «вдох»: дети помогают готовить еду (обычно натуральную, основанную на крупах), убирать.

Пища готовится прямо в группе при детях, которые ее с удовольствием едят, и их не нужно заставлять скушать ложечку «за маму», «за папу» или «за котика Мурчика», поскольку дети участвуют в самом процессе приготовления еды — режут овощи, помогают накрывать на стол. Также учитываются вкусы детей: если воспитатель знает, что ребенок не любит рисовую кашу, то накладывает ему меньше. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию. Как правило, уже после недели посещения детского садика воспитатель имеет представление об аппетите каждого ребенка и в соответствии с этим раскладывает пищу, чтобы как можно меньше продуктов шло в отходы.

Вальдорфские воспитатели придерживаются следующего принципа : любой ребенок обязательно должен знать, что за каждой вещью, за каждым блюдом стоит труд очень многих людей, и нужно учить детей ценить труд.

Любая трапеза в группе происходит за общим столом, где все видят друг друга. Чтобы дети до еды не хватали сразу ложки, их раздают только тогда, когда еда уже разложена по тарел-кам. Чтобы дети успокоились и сосредоточились на процессе принятия пищи, все поют короткую благодарственную песню, после чего дети, пожелав друг другу приятного аппетита, принимаются за еду. Момент благодарения, по вальдорфской педагогике, очень важен, потому что маленький ребенок сам еще не в состоянии сказать «спасибо», следовательно, эту привычку необходимо формировать.

Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно, не жадничая. Рядом с обеденным столом всегда стоит столик, на который дети после еды убирают за собой посуду, складывают салфетки.

Во время фазы «выдоха» главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выра-жает себя. Поведение воспитательницы и оборудование детского сада способствуют свободной игровой деятельности.

Дети вальдорфского детского сада, как уже отмечалось выше, практически не смотрят телевизор, предпочитая ему подвижные игры на свежем воздухе или простые ролевые игры, которым уделяется большое внимание. Также не проводятся специальные учебные занятия, только развивающие игры. В вальдорфском детском саду еще огромное внимание уделяют ручному труду: все дети — и мальчики и девочки — учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке. Малышей не учат считать и писать, зато они вышивают и шьют, мастерят что-то своими руками. В канун праздника они мастерят подарки мамам и папам.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей.

Основными занятиями по вальдорфской методике считаются занятия по изобразительному искусству и музыке, театрализованные представления: драматические и кукольные спектакли. Эти занятия совсем не похожи на обычные детсадовские занятия с набором дидактических материалов.

❧ Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных. Дети никогда не рисуют и не лепят по заданному сюжету, они творят то, что в данный момент им подсказывают сердце и интуиция.

❧ Специальных «музыкальных занятий» в детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рас-сказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, устраивают огород, где каждый может попробовать вырастить не только картофель, свеклу или редис, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

❧ Еще в садике приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери - Земле. И это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.

Даже на прогулке всегда можно отличить группу из «обыкновенного» детского садика и вальдорфского. Дело в том, что в вальдорфском детском саду воспитатели на прогулке не собираются стайками и не щебечут о чем-то своем, время от времени покрикивая на детей командным тоном. Они постоянно находятся возле детей, «проживают» прогулку с детьми: осенью открывая для них красоту рябиновой веточки, зимой вылепливая вместе снеговика, весной сажая цветы на собственной клумбе. Когда позволяет погода, вся группа отправляется в лес, если он недалеко.

После прогулки все возвращаются в группу, раздеваются (старшие при этом с удовольствием помогают раздеться млад-шим) и садятся обедать. А после обеда, как водится, сон. Под разноцветными лоскутными одеялами, под тихую песенку, которую напевает воспитатель, присаживаясь ненадолго на каждую кроватку. Полдник, снова игры, а там и родители уже на подходе.

❧ Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действен-ным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

Поэтому в вальдорфском детском саду безоговорочно действует негласный закон, что следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

Если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

Если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Казалось бы, такой детский сад — идеальная среда для раз-вития ребенка. Но не все так просто:

Антропософия — учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерикой, и все равно исподволь влияет на формирование личности ребенка;

Запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение: в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире, то есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играя, мог бы научиться и читать, и писать, и считать;

В вальдорфских детских садах не приветствуется, если их воспитанники дополнительно посещают занятия в музыкальной или спортивной школе, в изостудии;

При огромном внимании к чтению круг чтения в вальдорфском детском саду очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, отрывки из Библии; к литературной сказке, рассказам о жизни детей и т. д. вальдорфские педагоги относятся негативно;

Малыш может выпасть из детского (несадовского) социума, так как дворовые приятели с сомнением отнесутся к идее, что самодельные игрушки из чурочек и тряпочек лучше радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым;

Запрет на всякую оценку ребенка может сформировать очень завышенную самооценку.

➨ Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, вам, уважаемые родители, стоит взвесить все «за» и «против». И если вы склонны к тому, чтобы сказать «нет», не стоит бездумно отвергать уникальные положительные возможности вальдорфской педагогики:

❀ совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки; ❀ научиться вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски;

❀ устраивать для ребенка и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе;

Прочитав все вышесказанное, вы убедились, что из имеющихся нынче вариантов детских садиков вальдорфский сад — одно из самых мягких и демократичных мест для малыша - дошкольника. Но теперь перед вами встал второй вопрос: «А что потом?»

Вальдорфская группа детского сада - это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

Хотите отправить ребенка в ? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;

  • мебель и другие предметы, окружающие детей - только из натурального материала;

  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;

  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;

  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;

  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;

  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса :

  • домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;

  • заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.

  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;

  • сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения - помочь ребенку войти в жизнь и общество.

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения ругает за устаревшие а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Считается основателем антропософии - науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Основные принципы

Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них - каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский - это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад - и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении - это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки - даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Вальдорфская педагогика в деталях

Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад - это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия - лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва - это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое - на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад - «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.

"Дошкольный Вальдорфский Центр" ведет обучение воспитателей для вальдорфских детских садов по учебной программе "Основы и методы вальдорфской дошкольной педагогики".

Обучение воспитателей началось в 1991 года. В 1993 году состоялся первый выпуск - 42 человека стали вальдорфскими воспитателями. С этого времени центр ежегодно набирает новых студентов, и сейчас уже 230 человек прошли курс обучения.

В центре учатся и москвичи, и студенты из других регионов России. Выпускники основали около 100 вальдорфских детских садов в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Самаре, Чебоксарах, Иваново, Калуге, Ярославле, Рязани, Владимире, Нижнем Новгороде, Казани, Ижевске, Волжске, Набережных Челнах, Томске, Воронеже, Ухте, Уфе, Красноярске, Вятке, Орске, Иркутске, Находке, Ростове-на-Дону. В числе выпускников были представители Украины, Литвы, Армении, открывшие вальдорфские детские сады в Одессе, Киеве, Вильнюсе, Ереване.

Вальдорфская педагогика видит каждого ребенка как индивидуальное существо со своей судьбой и задачей в этом мире. Ребенок нуждается в нашем сопровождении, в нашей любви и заботе. Задача вальдорфского детского сада - помочь в этом родителям. Целью воспитания и обучения в вальдорфской педагогике является формирование здоровой телесной и душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка.

Вся работа в вальдорфском детском саду строится на снове примера и подражания. Здоровый ритм и повторение создают в детях уверенность и радость. В этом возрасте детям нужно много играть, и в вальдорфском детском саду есть для этого все условия. Родители - полноправные и активные участники детсадовской жизни.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ОБУЧЕНИЕ

Обучение в центре имеет статус дополнительного образования. Выпускники получают свидетельство о прохождении обучения по программе "Основы и методы дошкольной вальдорфской педагогики". Срок обучения 3 года. Образовательный процесс выстроен эпохами. Первые два года студенты учатся три раза в год по три недели. В течение третьего года они выполняют итоговую работу и приезжают на десятидневные коллоквиумы три раза в год. Для работающих воспитателей два раза в году проводится курс повышения квалификации. Регулярно проходят ознакомительные семинары и открытые лекции для желающих.

Набор на новый курс производится каждый год с апреля. Курс начинает учебу в сентябре. Условиями приема на трех-годичный курс обучения являются участие в ознакомительных семинарах и\или работа помощником воспитателя в вальдорфском детском саду.

Учеба развивается в трех основных направлениях:

Основательно изучаются закономерности развития ребенка, его возрастные особенности, психология, антропософское знание о человеке; это создает опору для самостоятельной работы воспитателя и придает ей уверенность;

Осваиваются методика и дидактика, их изучение доводится до выработки практических навыков и умений;

Практически занимаются искусствами и ремеслами - музыкой, пением, речью, движением, живописью, лепкой, рукоделием, резьбой по дереву; так воспитатель становится примером для детского подражания.