Взаимодействие детского сада и семьи – условие повышения качества образования.

Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие“ детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами. Родители выступают в позиции партнеров а не учеников воспитателей.

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.

М.И. Лисина выделяет факторы влияющие на успешность воспитания ребенка, к ним относятся:

Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, полноценное участие взрослого в этот процесс.

Показать значимость и важность правильного развития ребенка.

Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребенком, повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей.

Последние десятилетия актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:

Индивидуальная работа.

Дифференцированный подход к семьям имеющим различный социальный статус и материальную возможность.

Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. С.В. Глебова д.п.н. считает - фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влечением. Потому то что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки оказываются более прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.

В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать.

Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.

Понимание того что развитие детей может быть эффективным только при непосредственном участии семьи, позволило определиться с основными положениями, рекомендациями по налаживанию контакта с семьей:

Т.Н. Доронова - активные формы привлечения родителей в образовательный процесс, участие родителей в составления индивидуального плана развития ребенка.

А.В. Козлова – сотрудничество всех участников образовательного процесса, установления равноправных отношений между ними.

Анализ изученности теоритических предпосылок дал возможность определить ряд положений важных и значимых для работы с родителями. Цель заключается в формировании равноправных доверительных отношений с семьей. Для решения поставленных целей определенны следующие задачи:

Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей.

Сформировать потребность субъектной позиции родителей в развитие детей.

Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка, было проведено анкетирование родителей “Сотрудничество детского сада и семьи”. На основе собранных данных осуществлен анализ особенностей интересов детей и семьи, их традиций. Выработала тактику общения с каждым родителем, что помогло в лучшей ориентировке педагогических потребностях семьи. В учете ее индивидуальных особенностей и возможностей был разработан критерий “Включенность родителей в образовательный процесс”. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях;

Посещение родительских собраний и консультаций.

Присутствие родителей на детских праздниках.

Участие в выставках, тематических встречах, в анкетирование.

Помощь родителей в оснащение педагогического процесса.

Позднее были выделены качественные показатели – инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ полученных результатов позволил выделить три группы родителей.

Родители лидеры - которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно - образовательном процессе.

Родители исполнители – которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители сторонние наблюдатели.

Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям, в выборе проведения активных форм работы.

Выделены наиболее эффективные формы работы:

Общие и групповые родительские собрания.

Консультации, также индивидуальные.

Выставки детских работ с участием родителей.

Дни добрых дел.

Участие родителей в подготовке к праздникам.

Работа с родительским комитетом группы.

Наглядная пропаганда.

Тематические встречи.

Совместное создание предметно- развивающейся среды.

Установились постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем на таких мероприятиях как “Дни добрых дел “: изготовление кукольного театра, ремонт игрушек, а также их изготовление, выбор мебели, помощь в создании предметно –развивающийся среды, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились чтобы детям в группе было хорошо и уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие.

Итог – эстетическое оформление группы, создан уют и комфортное пребывание детей.

На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование активных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создание портфолио. Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

По результатам моего наблюдения в группе нет родителей наблюдателей, на 30 % выросло число родителей лидеров и до 70 % выросло число родителей исполнителей.

Использованная литература:

Т.Н Доронова – активные формы работы с родителями.

А.В. Козлова – “Работа ДОУ с семьей”. Москва 2008

Л. Свирская - “Работа с семьей “ Линка – пресс. Москва 2008

Н.В. Микляева – “Создание условий эффективного взаимодействия с семьей”. Айрис-пресс. Москва 2008.

Молодых Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75 "Лебедушка"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях"
Дата публикации: 28.08.2017
Раздел: дошкольное образование

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

первоисточник

формирования

межличностных

отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует

института,

института

предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими

проблемами,

особенностями

взаимоотношений

взрослые

поведенческие

стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и

индивидуальных

особенностей

развития

осуществляют

воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых

результатов.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей.

Воспитательные

различны,

всестороннего

развития

личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

детского

«повернуться»

педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых

подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья

открытыми

раскрытию

способностей

возможностей

взаимодействии

структур

учитывать

дифференцированный

учитывать

социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и

степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в

семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного

процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить

интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при

систематическом

взаимодействии

нелегком

процессе

воспитания

полноценного

человека

профессиональной

компетентности

педагогов

педагогической

культуры

родителей.

Основные задачи работы с родителями:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

атмосферу

взаимопонимания,

общности

интере сов,

эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать

уверенность

собственных

педагогических

возможностях.

Взаимоотношения

родителями

целесообразно

выстраивать

поэтапно:

«Давайте

познакомимся!».

родители

знакомятся

образовательными

программами,

педагогическим

коллективом,

раскрываются

возможности

совместной

«Давайте

подружимся!».

родителям

предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы»,

игровые семинары.

Третий этап – «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о

функционировании

родительско

педагогического

сообще ства,

направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская,

проектная

деятельность,

совместные

экскурсии,

посещение

выставок,

успешного

сотрудничества

родителями

необходимо

придерживаться принципов взаимодействия:

Доброжелательный

педагогов

родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,

на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель

взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель

выработает

конкретных

корректного

обращения

родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него

зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное

доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми,

но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

пригодится

человеческое

педагогическое

воспитателя

успокоить

родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной

ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в

большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо

воспитывать

собственных

позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня

вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут

создание

атмосферы

взаимопомощи

поддержки

педагогических

ситуациях,

демонстрация

заинтересованности

коллектива

детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по

работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в

этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между

собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание

негативно

повлиять

положительный

учреждения в целом.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме

развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

реагировать

изменения

социального

родителей,

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать

родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа

социального

родителей,

ожиданий

пребывания

ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему

поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

концепции

взаимодействия

дошкольного

учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность

родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать,

направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое

официально

осуществляемая

политика

превращения

воспитания из семейного в общественное.

Признание

приоритета

семейного

воспитания

отношений

дошкольного

учреждения.

отношений

определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и

с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» -

взаимодействие

педагога

родителей

трудностей

радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания

конкретного

Неоценима

понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации

его развития

отношений

родителей

педагогов

невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой

системой:

открытость

дошкольного

учреждения

включает

«открытость

внутрь» и «открытость наружу».

дошкольному

учреждению

«открытость

педагогиче ский

свободным,

г и б к и м,

дифференцированным,

гуманизировать

отношения

педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников

воспитательного

процесса

педагоги,

родители)

возникала

готовность

деятельности,

мероприятии,

рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Вместе с тем педагогический

важнейшее

профессиональное

качество,

позволит

педагогу

опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает2 детей,

родителей.

примером

вызывает

родителей

доверительное

общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и

предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. От

родителей

дошкольного

учреждения

выигрывают

субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому,

что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением,

любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек,

оказывается,

интересно

рассказывают,

которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность

домашнего

воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто

поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и

общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт

влияниям

микросоциума,

микрорайона,

сотрудничать

расположенными

территории

социальными

институтами:

общеобразовательная школа, музыкальная школа, дом культуры, библиотека

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в

удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок,

поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные,

незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль,

проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада

«изнутри»,

начинают

понимать

объективность

трудностей

игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к

педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении

воспитания

сотрудничества.

Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители

заимствуют

наиболее

педагога,

обогащают

домашнего

воспитания.

Наиболее

результатом

свободного

посещения

родителями

дошкольного

учреждения

является

изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как

он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное

сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в

«Запускается»

рефлексивная

деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные

результаты воспитания, чему надо поучиться.

Взаимодействие

родителей,

проблемы

домашнего

воспитания,

называется

дифференцированным

подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью – через ребенка. Если

интересная,

эмоционально

комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Взаимодействие

педагогов

родителей

дошкольного

возраста

осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

расширении

родителей

организации

образовательного учреждения;

пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

создание

творческой

самореализации

педагогов,

родителей, детей;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ,

позволяют

родителям

познакомиться

родителям

спецификой

учреждения,

знакомят

воспитывающей

развивающей средой;

разнообразные

программы

совместной

деятельности

родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности

по воспитанию и развитию ребенка:

эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога

взрослых

конкретным

ребенком

психических

особенностей

возраста,

учитывая

интересы,

способности

предшествующий опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении

ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и

уважительные

взаимоотношения

образовательного

учреждения.

Отношения

дошкольного

учреждения

основаны

сотрудничестве

взаимодействии

открытости

детского сада внутрь и наружу.

Традиционно-нетрадиционные формы работы с семьей. Далеко не все

семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на

ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие -

не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях

необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться

индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям

разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния

специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то

конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка.

День открытых дверей.

Беседы индивидуальные и групповые. Содержание беседы лаконичное,

значимое

родителей,

преподносится

побудить

собеседников

высказыванию.

говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность,

доброжелательность.

Консультации. Формы проведения консультаций различны. Родители,

особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков

воспитания

целесообразно

приглашать

семинары-

практикумы.

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Родительские

конференции.

Основная

конференции

опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказывает

помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции

может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки»,

чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно

определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся

выставка

педагогической

литературы,

материалов,

отражающих

дошкольных

учреждений,

Завершить

конференцию

совместным

концертом

сотрудников

дошкольного учреждения, членов семей.

Наглядно-информационные

организации

слайдфильмы,

презентации,

выставки

фотовыставки,

семейные выставки, информационные стенды, папки – передвижки.

В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные

родителями,

основанные

сотрудничестве

взаимодействии педагогов и родителей.

Семейный клуб.

отношения

принципах

добровольности,

личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая

проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Семейные клубы - динамичные структуры.

Сотрудничество

специалистов,

воспитателей

помогает

проблему,

причиной

с л ож н ы х

взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее

необходимо

стремиться

установлению

равноправных отношений в духе равноправия партнеров.

Учитывая

занято сть

родителей,

используют ся

нетрадиционные формы общения с семьей, как:

«Родительская почта» и «Телефон (контакт) доверия».

Месяц добрых дел.

Мероприятия, организованные по инициативе родителей.

Досуговые формы организации общения с родителями.

Мастер-классы.

«Встречи с интересными людьми».

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.

Важно только - избегать формализма.

«Взаимодействие семьи и детского сада в
современных условиях»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе
является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании»
ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они
обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание
государством приоритета семейного воспитания,
требует иных
взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,
взаимодействия и доверительности.
контролировать,
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать,
оценивать.
Взаимодействие ­ предоставляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и
семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования
объединены одним важным и значимым критерием ­ его качеством, которое
непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества
образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы
родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное
пространство возможно только при условии разработки новой системы
взаимодействий ДОУ и семьи.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в
разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и
социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более
широкие возможности получения образования) заставляет искать новые
формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад
­ только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны
перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от
воспитательно­ образовательного процесса.
В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной
деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким
образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и
потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения
родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в
трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания,
общности интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому
позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня
вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут
создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе ­ качество,
а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или
семинар­ практикум могут негативно повлиять на положительный имидж
учреждения в целом.
5) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа
социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания

ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему
поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре
воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников
на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет
выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу
служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились
предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные
семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом»
также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное
учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа­ это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно
необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но
и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта
родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги.
Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком
семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных
мероприятиях.
Вторая группа­ это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и
дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка
полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов ­ не
допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо
вовлечь в работу д/сада.
Третья группа­это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже
ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков
поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и
развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы
энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и
активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу
воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний,
проведений праздников, конкурсов, выставок и т.д.
Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные
формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы

Подразделяются на коллективные (родительские собрания,
конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), а также
наглядно­ информационные (выставки, стенды, ширмы, папки­ передвижки).
Нетрадиционные формы

1) Информационно­ аналитические. Сюда входит выявление
организации общения педагогов и родителей.
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.
2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Проводятся семинары­ практикумы, педагогическая гостиная, проведение
собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для
родителей.
3) Наглядно­ информационные. Ознакомление родителей с работой
ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для
родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых
просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между
педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и
детей в выставках и т.п.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем
разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая
работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через
родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу
консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и
наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости
систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей,
педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят
интересно и разнообразно.
Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось
самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в
организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности
во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это
делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим
ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в
ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают
участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском
турнире». Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут
в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было:
развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в
совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное
общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от
радости».
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и
взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что
дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей
памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною
был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День
рождения» в 2009­2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей.

Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети ­ это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза
наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и
будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения
формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми,
устанавливаются эмоциональные контакты.
Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я
тебя знаю» (январь, 2009). Здесь родители и дети показали все свои знания,
умения, и конечно же победила «дружба». А вот на открытом мероприятии
на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой
вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от
участия своих родителей на таком празднике.
В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных
праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно
соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не
только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но
и для сплочения семьи.
В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами,
бабушками, где проходит чествование женщин­ матерей, которые, воспитывая
своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.
Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и
использование такой формы работы как создание роли для родителя на
открытом занятии недели «Специалист». Родитель был вовлечен в
воспитательно­ образовательный процесс группы,
с обязательным
объявлением благодарности от воспитателей и детей.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо­
овощ», «Елочка­ зеленая иголочка», «Щедрая­ осень», «Транспорт­ нашего
города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями
воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является
соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной
группы.
В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама­
самая любимая»; «Мой папа­ солдат»; «Как мы провели лето» и другие.
Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.
И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых
проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель
таких мероприятий ­ укрепления детско­родительских отношений. В
результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к
близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую­нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна
хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»­ писал
Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это
при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки
родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам
наших детей (мебель­ кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное
белье, нестандартная лесенка и многое другое).
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной
деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни
добрых дел»­ ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании
предметно­развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и
теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе
стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей.
Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с
детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а
поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все
получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась
определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных
форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и
«наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более
гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились
выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,
эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и д/сад­ два воспитательных феномена, каждый из которых по­
своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом
они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению
сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный
процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного
следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю
искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель ­
воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети,
когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Организация: МБДОУ №71 «Дельфин»

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих изменений в системе дошкольного образования - закон «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с его реализацией, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного «семья-детский сад» пространства, для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Один из основных принципов ФГОС ДО- «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: « сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Педагогам следует пересмотреть принцип взаимодействия с родителями для налаживания контактов, чтобы оказывать поддержку семье в воспитании ребенка. Педагоги придумывают все новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей: собрания, пункты консультирования, информационные стенды, родительские группы, но таким образом педагогам удается привлечь только малую часть родителей. Почему же данные методы неэффективны? Родители не откликаются, потому что заняты своими проблемами, не понимают значимости участия? Причин много, но в большей степени родители просто не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду. Пока у взрослого не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие. Что может служить основой для сближения людей? Только сам ребенок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принес ему день, воспитатель формирует понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом. Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть сам ребенок, а не образовательная программа .

И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.

Основная цель работы с семьей : способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей :

    Создание единого образовательного пространства.

    Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.

    Формирование родительской ответственности.

    Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

    Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

    Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.

    Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.

Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:

Первый принцип . Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.

Второй принцип . Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.

Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.

Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:

    Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

    Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;

    Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;

    Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;

    Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.

Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.

Родители могут выступать:

    в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;

    в роли эксперта, консультанта или организатора;

Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

    установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;

    искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;

    заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;

    системный характер работы.

Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:

    ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;

    видят, как ребенок общается с другими;

    начинают больше понимать в детском развитии;

    получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;

    обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми;

    знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;

    получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.

При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

    понять, как родители мотивируют своих детей;

    увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;

    узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;

    получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.

Примером такого участия в нашем ДОУ может стать группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Вместе с мамой». Разработана и внедрена в образовательную деятельность группы кратковременного пребывания программа «Мамина школа» для родителей детей раннего возраста. Данная программа призвана помочь родителям научиться лучше понимать своих детей, вооружить их необходимыми знаниями о возрастных особенностях, развитии эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сферы ребенка, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ним, тем самым, создавая условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы: интеграция общественного и семейного воспитания, создание условий для диалога и совместной деятельности в системе ребенок- родитель- педагог в рамках образовательного учреждения. Необходимость в разработке данной программы обусловлено тем, что по результатам опроса, проведенного в ДОУ, значительная часть родителей, особенно молодых, имеющих одного ребенка в семье, проявляют интерес к раннему развитию детей, но в то же время не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в понимании личностных и индивидуальных особенностей своего ребенка и установлении контактов с ним.

Данная форма предоставления услуг пользуется большим спросом у населения нашего города. Наблюдается увеличение контингента воспитанников в группе кратковременного пребывания «Вместе с мамой». Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: нахождение малыша рядом с мамой в стенах образовательного учреждения и совместная их деятельность, увеличения спроса на использование в ДОУ образовательных технологий, сохраняющих самоценность детства и имеющих гуманистическую направленность, необходимость повышения уровня родительской культуры, родителей, дети которых не посещают детский сад, легкая степень адаптации при поступлении ребенка в массовый детский сад.

В настоящее время остро встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на субботниках, собраниях, праздниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детского сада, внести свой вклад в образовательную работу. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, успехах, неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Вот, например, после выходных дней, праздников педагог планирует беседы с детьми о том, где они были, что видели. И часто получается скучный «допрос» детей. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит фотографии, угощает детей яблоками из своего сада, вовлекает их в беседу о том, как они провели летний отдых, где были с родителями, что делали. Окончив университет, он показывает детям свой диплом, приглашая тем самым разделить с ним радость. Он вводит детей в мир своих переживаний: волнуется перед посещением зубного врача, озабочен болезнью мамы и др. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

«Открытость детского сада внутрь»- это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, другие помогут с оснащением педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей, некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, дедушек, бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, это: общеобразовательная школа, музыкальная школа, библиотека и др. Так на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерты в детском саду, дети, сотрудники, родители вовлекаются в городские мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству и др. выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе города, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организована трансляция из детского сада. В День защитника Родины с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах. Ценность работы детского сада в микросоциуме – в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.

В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.

Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей. Так например, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются зарубежными и отечественными педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.

Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.

Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.

Литература:

    Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.

    Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.

    Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.

Галина Забудько
Взаимодействие детского сада с семьей

Любить – значит желать другому того,

что считаешь за благо, и желать при том не

ради себя, но ради того, кого любишь, и

стараться по возможности доставить ему это благо.

Аристотель (древнегреческий философ)

Центральное место в формировании личности занимает семья . По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастит человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья – уникальный и пока единственный институт воспитания. Она призвана передавать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальные традиции. Отсюда можно сделать вывод, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.

Ни для никого не секрет, что взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо , но не всегда это получается. Одни родители считают, что мы родили, кормили, а воспитывают и учат пусть в детском саду и в школе . Другие родители не считают дошкольное детство важным периодом становлении личности, не придают такого значения, как школе.

Семья и дошкольное учреждение два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, Для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие . Если дошкольное учреждение способствует интеграции ребенка в социуме, то семья призвана обеспечивать индивидуализацию детского развития .

ДОУ должно строить свою работу с семьей , оказывать помощь и соблюдать преемственность в достижении следующих целей и задач :

Сохранение и укрепление здоровья ребенка;

Забота о самореализации задатков и способностей детей;

Создание ребенку комфортности в обществе;

Забота об образовании и нравственности детей;

Соблюдение гражданских прав и обязанностей;

Развитие трудолюбия и помощи в выборе профессии;

половое воспитание, подготовка к семейной жизни.

Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Закономерным следствием этого является не только низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность.

С другой стороны и сами воспитатели не готовы к активному, сознательному участию родителей своих воспитанников в образовательном процессе. В сложившейся ситуации наиболее целесообразно способствовать установлению тесных и неформальных контактов между педагогами детского сада и родителями воспитанников.

Способов решений этой задачи много. Дошкольное учреждение сегодня использует как традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации) так и нетрадиционные (анкетирование, деловые игры, бюро педагогических услуг, открытые занятия, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях :

Ребенок – родитель

Педагог – ребенок – родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи , ее микроклимат. Поэтому важно проводить работу дифференцированно, объединив мам и пап в подгруппы. На данном этапе работы с родителями нам поможет анкетирование, в результате которого мы познакомимся с ними поближе. Необходимость индивидуального подхода определяется также тем, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают тех целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями нам следует отказаться от назидания, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Необходимо привлекать мам и пап к жизни детского сада : предложить участие в подготовке к утренникам, развлечения (пошив костюмов, оформление декораций, к конкурсам, выставкам, чтобы родители знали, чем живут их дети.

В этом году у нас прошел городской конкурс на тему : «Превращение пластиковых бутылок» . Многие родители приняли участие в конкурсе на базе детского сада . А на городском конкурсе приняли участие семьи : Сусиных с поделкой «Котята» , Гамзиловых - «Собака» , Гужвиных - «Робот» . Эти родители были отмечены компетентным жюри в городском конкурсе и награждены грамотами.

Прошедший год в нашей стране был посвящен Году семьи . Его цель привлечь внимание к проблемам семьи . В нашем детском саду мы работали над проектом «Моя семья » . В этом проекте мы исследовали проблемы толерантности в семье , и то, как это особое качество помогает во всем обществе строить отношения между людьми. «Семья – это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» - говорил В. А. Сухомлинский. Мы привлекли к этому проекту родителей : вместе собирали информационный материал по этой теме (пословицы, поговорки, высказывания известных людей, интересные истории, проблемные ситуации, писали рассказы о своей семье , провели конкурс рисунков и фотовыставку «Моя семья » . Участие родителей в таких мероприятиях способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создает атмосферу праздника, радости и взаимопонимания . На родительском собрании были подведены итоги нашей плодотворной работы, а самым активным участникам была объявлена благодарность.

Оформление портфолио ребенка является важным фактором привлечения родителей к жизни детей. Сначала в портфолио были только фотографии детей и их родственников. Потом я предложила вписывать туда интересные высказывания, суждения своих детей. Затем стали появляться рассказы-описания, где отдыхали родители с детьми, как проводили праздники и дни рождения. Папка пополнялась также детскими работами . Когда дети выпускались из детского сада , то получили на память это замечательное портфолио.

Очень понравилась такая форма работы с родителями, как круглый стол, и непринужденная беседа за ним. Это были выступления семьи Корочиных , Харитоновых, которые делились своим опытом в воспитании детей, своими семейными традициями. Запомнился рассказ мамы Ксюши, которая рассказала о своих традициях в семье . Семейные традиции, домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может показаться, что милая мамина привычка рассказывать малышу ежевечернюю сказку, ни к чему ее не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них малыш ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме все идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу. Проводились в группе чаепитие и дискуссии на темы : «Роль отца в воспитании ребенка в семье » , «Как преодолеть капризы детей» . Такие теплые встречи сближают всех : воспитателей и родителей, и родителей между собой.

Не все родители принимают активное участие в жизни детского сада . И это неудивительно, ведь все мы такие разные, с разным отношением и пониманием, с разными взглядами и эмоциями. Но наша работа, наладить взаимодействие с родителями , приносит свои результаты. Взаимопонимание редко приходит сразу. Это длительный, творческий процесс, требующий терпения и доброжелательности. Прежде всего необходимо осуществлять реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях открытости обеих сторон, заинтересованности и доброжелательности, то результат обязательно будет.