Конспекты занятий о настроении тифлопедагога в доу. Открытое тифлопедагогическое занятие в средней группе на тему «Путешествие в страну игрушек

Оксана Ярош
Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи :

- образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

- обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог : - Какого?

Ребенок : Кошки

Дефектолог : Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок : они отличаются друг от друга

Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок : выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок : «Это рука» .

Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

Библиотека изображений:

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Комплексные конспекты

    Конспект совместного игрового
    занятия тифлопедагога с логопедом,
    для детей с нарушением зрения по теме:
    «Транспорт» в подготовительной группе.

    Петухова Е.В., тифлопедагог;
    Мельникова Н.В., логопед
    ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

    Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

    Речевые задачи:

    1. Активизировать словарный запас по теме.
    2. Совершенствовать навык чтения слов.
    3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
    4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
    1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
    1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

    Коррекционные задачи:

    1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
    2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
    3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
    4. Развивать логическое мышление и память.
    5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
    6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

    Оборудование и наглядность:

    • Указки
    • Ковролин
    • Фланелеграф
    • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
    • Мягкий строитель
    • Тазик с водой
    • Игрушка-кораблик

    Демонстрационный материал:

    • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
    • Картапуть
    • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

    Изобразительный материал:

    • Детский сад
    • Автобус
    • Вокзал
    • Город
    • Два трамвая
    • Корабль
    • Два изображения необитаемого острова

    Раздаточный материал:

    • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
    • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
    • Разрезные части вертолета
    • Предметные картинки с транспортом
    • Трубочки

    Музыкальное сопровождение

    Вводная беседа:

    Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

    Летит птица-небылица,

    А внутри народ сидит,

    Меж собою говорит (самолет)

    Без разгона вверх взлетает,

    Стрекозу напоминает,

    Отправляется в полет

    Наш российский (вертолет)

    Про что эти загадки?

    А к чему относится самолет и вертолет?

    Какой еще транспорт вы знаете?

    Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

    Что относится к наземному транспорту, водному?

    А как транспорт делится по назначению?

    У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

    Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

    Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

    Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

    Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

    Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

    Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

    Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

    Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

    Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

    Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

    Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

    (Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

    Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

    Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

    Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

    Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

    Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

    Подведение итогов.

    На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

    Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

    инд план работы на 1 квартал (5).docx

    консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

    консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

    консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

    Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

    перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

    Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

    Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

    Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

    Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

    Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

    Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

    Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

    Специальные коррекционные занятия для

    детей с нарушениями зрения:

    1.Развитие зрительного восприятия.

    На занятиях по развитию зрительного восприятия:

    У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

    Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

    Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

    Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

    Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

    Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

    2. Развитие зрительно-двигательной координации.




    3.Развитие ориентировки в пространстве.

    Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

    Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

    Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

    Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


    4. Развитие осязания и мелкой моторики

    Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

    Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

    Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

    Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

    Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





    5.Социально - бытовая ориентировка.

    Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

    Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

    Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

    Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

    В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

    Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

    Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

    «Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

    (консультация для родителей)

    «Ничего не может быть

    Страшнее, как потерять зрение:

    Это невыразимая обида, она

    Отнимает у человека девять

    Десятых мира»

    М. Горький.

    Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

    Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

    Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

    Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

    Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

    Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

    Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

    Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

    Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

    Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

    Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

    Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

    Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

    Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

    Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

    Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
    Коррекционно-образовательные задачи:
    Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
    Коррекционно-развивающие задачи:
    Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
    Коррекционно-воспитательные:
    Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
    Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
    Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
    Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
    Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

    Ход занятия:

    Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
    Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
    Стук в дверь.
    Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
    - А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
    Ответы детей…
    Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
    В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
    Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
    Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
    Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
    Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
    «Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
    « Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
    « Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
    Этот спор услышал мудрец и сказал….
    Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
    -Интересно, что же сказал мудрец?
    -Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
    (Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
    Ответы детей: помощниками.

    Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
    Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
    Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
    Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
    -Их у нас с тобою пара:
    Один - слева, другой - справа.
    Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
    Кто их знает, сразу назовёт.
    Ответ детей: глаза
    (Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
    Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
    Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
    Тифлопедагог:
    А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
    Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
    (Игра на активизацию зрительного анализатора).
    Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
    Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
    Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
    Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
    Посмотрели: вправо, влево.
    Продолжаем дальше делать.
    Подняли глазки вверх,
    Опустили плавно вниз.
    За работу принялись!
    Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
    Дети повторяют стихи:
    Нужно помнить каждый час,
    Как важны глаза для нас!
    Помни: вреден телевизор,
    Если глаз к экрану близок.
    И, конечно, вредно глазу,
    Если смотришь много сразу.
    Глаз поранить очень просто –
    Не играй предметом острым!
    Глаз не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай.
    На яркий свет смотреть нельзя,
    Береги, дружок, глаза!
    Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
    На лице он есть у нас:
    Выше рта, но ниже глаз.
    Нужен нам, чтобы дышать,
    Запахи различать.
    Вы ответьте на вопрос:
    «Что же это, дети?» …(нос).
    Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
    Ответы детей: дышать, различать запахи.
    Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
    Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
    Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
    А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
    Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
    -Их у нас с тобою пара.
    Одно слева, другое справа.
    Чтобы слышать звуки, речь,
    Нужно их от травм беречь.
    Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
    (Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
    Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
    Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
    Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
    Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
    Ответы детей….
    Педагог благодарит детей за правильные ответы.
    Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
    На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
    Он нам всем необходим:
    Мы им пьем и им едим.
    Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
    Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
    Правильно, ребята, это рот.
    Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
    Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
    Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
    Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
    Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
    Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
    Чтобы узнавать фактуру,
    Чувствовать температуру
    Чтобы формы различать,
    С шариком Су-Джок играть,
    Чтоб ощупать все нам штучки,
    Нам нужны, конечно…(ручки).
    А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
    Дети: кожей.
    Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
    Ответы детей: на пальцах рук.
    Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
    Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
    Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
    Тифлопедагог:
    Ежики уж тут как тут,
    (Педагог подает корзину с массажерами)
    Дети в руки их берут,
    (Дети берут массажеры)
    По ладошке их катают,
    (катают массажеры по ладони)
    Бережно, легко сжимают,
    (сжимают массажеры в кулаке)
    Каждый пальчик ему рад,
    (покалывают подушечку каждого пальца)
    Вылечат они ребят!
    Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
    Ответы детей: Все.
    Тифлопедагог: Правильно!
    Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
    В теремке, который век.
    Под названием "Человек"
    Все помощники живут:
    Нос, рука, язык, глаза, уши -
    Вместе дружная семья.
    (Дети показывают помощников)
    Все помощники нужны,
    Все помощники важны!