«масленица» краткосрочный проект во второй младшей группе. воспитатель: галькевич е.м

Тип проекта:

Информационный, обучающий, творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (12. 02 по 16. 02 2018 г.)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Воспитатель: Матьянова О.М. ГБОУ Школа № 1561, корпус № 5.

Цель: дать детям первоначальные представления о Масленице посредством различных видов деятельности;

Задачи:

1. Образовательные:

  • формирование у детей представления о русском народном празднике Масленица, ее значением, символами, традициями
  • знакомить детей с обрядами масленичной недели
  • формировать умение ориентироваться во времени
  • разучивание народных подвижных игр
  • закреплять знания о цвете и длине
  • обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые)
  • совершенствовать навыки счета
  • обогащение словаря по данной теме
  • формирование умения отвечать на заданные вопросы, отгадывать загадки
  • разучивание масленичных закличек
  • совершенствовать навыки рисования карандашом
  • формировать навыки безопасного поведения в играх со снегом и льдом
  • знакомить детей со свойствами снега и льда приобретать разные свойства (изменяется цвет, форма, размер, плотность)
  • упражнять в рисовании, лепке, аппликации

2. Развивающие:

  • развитие фонематического слуха
  • развитие связной речи
  • развивать у детей умение сравнивать цветные полоски по цвету и длине путем наложения
  • развивать умение в воспроизведении хлопков на счет на слух
  • развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов и музыкальных произведений
  • развитие глазомера в метании блинов
  • развивать внимание, мышление, концентрацию, логику, пространственное воображение

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни
  • воспитывать в детях потребность жить дружно, не ссорится, уступать друг другу, вместе пользовать игрушками, книгами, помогать друг другу.

Формы реализации:

  • Беседы, игры, консультации для родителей, НОД, работа в центрах; семейная гостиная «Задорная Масленица»

Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, закличками. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Взаимодействие с родителями:

  • обсуждение с родителями темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Определение содержания деятельности всех участников проекта, поиск материала из Интернет-ресурсов. Обсуждение темы семейной гостиной, чаепития, совместного выпекания блинов или каждый принесет из дома; создание куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы из салфеток с последующим ее сжиганием.

Предполагаемый результат:

  • В результате реализации этого проекта дети приобретут первичные знания о празднике Масленица, как называется каждый день недели, приобретут первичные навыки ориентирования во времени, обогатят свой активный и пассивный словарь;

Узнают новые игры, стихи, заклички. Приобретут знания правильного обращения с огнем, приобретут навыки как сделать куклу-масленицу из салфеток своими руками.

Этапы реализации проекта:

  1. . Определение целей и задач.
  2. Изучение специальной методической литературы
  3. Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной

литературы по теме проекта, подготовка сюрпризного момента;

4. Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»

Второй этап – основной:

5. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

6. Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!» ; о сезонных изменениях в природе;

7. Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, русских народных наигрышей) ; русских народных песен отгадывание загадок по данной теме;

8. Знакомство с народными играми;

9. Третий этап заключительный

10. Проведение семейной гостиной «Забавная Масленица»

Этапы реализации проекта:

Первый этап - разработка проекта.

  • предоставление информации родителям о предстоящем проекте
  • подбор методической литературы, дидактических и подвижных игр, презентации
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта

Второй этап - выполнение проекта.

  • формирование у детей представления о русском народном празднике Масленица, ее значением, символами, традициями.

На утреннем круге к нам в гости принесли шкатулку, в которой прячется солнышко. Оно приглашает детей в гости на праздник, а вот какой, ребятам предстоит угадать. Солнышко загадывает загадки и просит украсить его лучи правильными картинками;

(знакомить детей с обрядами масленичной недели) ;

(формировать умение ориентироваться во времени) ;

(закреплять знания о цвете и длине) ;

(обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые) ;

(совершенствовать навыки счета) ;

  • рассматривание иллюстраций, репродукций, посвященных Масленице.
  • Пока дети правильно раскладывали картинки с обрядами масленичной недели, солнышко попросило их проверить, все ли лучики одинакового размера и цвета. Ребята легко справились с заданием солнышка, сравнив лучи методом наложения
  • ребята также посчитали количество лучиков, которые соответствуют количеству дней, в которые мы будем праздновать Масленицу.

Первый день недели называется «Встреча» . В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и,конечно же начинают печь блины. Мы с ребятами тоже решили не отставать и сделать Куклу-Масленицу нам в группу.

Вторник называется «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Мы с ребятами тоже решили построить, но у нас была не просто горка, мы делали снежную юбку для Куклы-Масленицы изо льда.

  • развивать умение украшать снежные постройки разноцветной водой

Среда называется «Лакомка» .

  • формировать правила безопасного поведения с огнем
  • развитие мелкой и крупной моторики, равновесия и гибкости
  • развитие глазомера в метании блинов.

В этот день приходят в гости на блины. Блины пекут на огне и это часто небезопасно. Перед игрой мы поговорили о том, что может произойти, если неправильно обращаться с огнем. К нам в гости пришла печь, и мы с удовольствием поиграли. После этого мы с ребятами сделали блинчики из соленого теста, а потом раскрасили их.

Блинчиками мы накормили наших кукол и даже еще сделали лапшу собственного производства.

  • Дидактическая игра «Разложи блины на сковороде по величине» . Ребятам нужно было разложить блины на сковороде подходящего размер
  • Четверг – Разгуляй, Широкий Четверток или Перелом. Гулянья идут полным ходом. Раньше люди совсем не работали и веселились. Устраивали кулачные бои, разные конкурсы и состязания, катания на лошадях. Выступают скоморохи, девушки водят хороводы и поют веселые песни

Прослушивание песни «Мы давно блинов не ели» , «Пришла к нам Масленица» ;

  • Подвижная игра «Карусель»
  • упражнять детей ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки
  • развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции

Подвижная игра «Гори, гори ярче» ;

В центре круга «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку в виде солнца) . Дети хором произносят:

Гори солнце ярче, летом будет жарче, а зима теплее, а весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к солнцу и сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю» - «солнце догоняет детей.

Пятница – Тещины Вечерки. В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласили и мы на семейную гостиную наших пап и мам, чтобы показать свое уважение и любовь;

Какие молодцы наши родители. И загадки отгадывали и канат перетягивали и даже сделали кукол-маслениц своими руками. Куклы наши были из салфеток, поэтому мы легко смогли сжечь их на улице. А после этого нас ждал вкусный чай с блинами, которые приготовили родители.

Третий этап: Итоги

Во время проведения этого проекта ребята приобрели первичные знания о русском празднике Масленица, о названиях каждого дня и что на Руси делали в эти дни;

  • обогатили словарь по данной теме
  • выучили новые подвижные игры
  • сделали Куклу- Масленицу в группу

Задачи.

  • Познакомить детей с традициями масленичных гуляний.
  • Приобщать детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую деятельность.
  • Воспитывать основы духовности и нравственности ребенка.

Место проведения. Музыкальный зал.

Оформление зала. Вход в зал оформлен в виде двери из избы на деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки, плетень с соломой; центральная стена оформлена изображениями цветов, птиц, солнца; на ней же закреплена вывеска «Широкая Масленица»; вдоль одной из стен зала установлены ярмарочные столы с расписными изделиями народных промыслов.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображениями масленичных гуляний, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение народных песен, разучивание плясок, потешек, закличек, поговорок, хороводов, знакомство с народными загадками, частушками.

Персонажи. Хозяйка, Коробейник и Петрушка, корова Буренушка – взрослые.

Музыкальное сопровождение. Аудиозаписи русских народных песен: «Светит месяц», «Как на тоненький ледок», «Широкая Масленица», «Блины», народные мелодии; сопровождающие на протяжении праздника музыкальные инструменты: баян, бубенцы, шумовики, дудочка, деревянные ложки, барабан, свистулька.

Оборудование. Чучело Масленицы; блины; маленькие жавороночки из соленого теста.

Лоток для музыкальных инструментов; платочки; игрушка – лошадка; сарафаны, кокошники, бусы; корзина для блинов; сани; молоко; шапочка для кота; ведра.

Продолжительность. До 25 минут.

Последовательность работы.

Хозяюшка праздника – воспитатель в народном костюме приглашает детей на праздник. Дети входят в зал с музыкальными инструментами.

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»

Хозяюшка.

Как при сказочном царе, при Горохе

Шли веселою гурьбой скоморохи.
Несет Иван большой барабан,
У Виталика с Семёном – шумовики,
У Дамира – свистушка,
У девчат – ложки звонкие да платочки веселые!

Дети играют на музыкальных инструментах. Коробейник собирает музыкальные инструменты в лоток.

Петрушка. Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Коробейник.

Что за славный денёк,
Собирайся, народ!
С Масленицей вас поздравляю!
Новость вам сказать желаю!

Хозяюшка. Так давай, говори скорей!

Коробейник. Хотите новость узнать? Тогда придется загадки отгадать.

На всех садится, ничего не боится? (Снег)

Шуба бела, весь свет одела. (Зима)

Хозяюшка. Много загадок знает русский народ. Да и мы загадки умеем загадывать!

Дети загадывают загадки о зиме и зимних явлениях в природе.

Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Хозяюшка. Хорошие загадки о зиме вы знаете. Молодцы, ребята!

Коробейник. Эй, ребята-молодцы, удалые удальцы! Сегодня к нам в гости приедет Масленица. А ещё будут вкусные блины, горячие, румяные, да масляные! С Масленицей вас! Будем петь да шутить, Зиму провожать да Весну встречать! Ну-ка, повеселимся, в танце быстром покружимся!

Хозяюшка, Петрушка и Коробейник поют и показывают движения пляски «Выпал беленький ледок» под русскую нар. мелодию «Как на тоненький ледок», дети по показу пляшут.

Хозяюшка. Праздник есть праздник! Ребята, ну-ка вспомните, не обидели ли вы кого-нибудь? Раньше во врем празднования Масленицы все люди ходили, мирились, и только после этого начинался праздник. А теперь и вы друг с другом помиритесь, крепче обнимитесь! Ну вот, теперь можно и праздник продолжать!

Петрушка. А где же наша Масленица? Где наша Авдотья Изотьевна?

Позовем ее, ребята? Масленица, приезжай к нам в гости!

Дети хором вместе со взрослыми зовут Масленицу закличкой.

Дети.

Душа ты наша Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор.
На горках покататься,
В блинах поваляться.

Коробейник и Петрушка ввозят на санях Масленицу – куклу-чучело.

Коробейник.

Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных
На кониках вороных!

Хозяюшка. Здравствуй, Авдотья Изотьевна! (Кланяется ей.) Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей. Здравствуй!

Дети здороваются и хлопают в ладоши. Заранее подготовленные дети читают стихи.

1 ребенок. Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотья Изотьевна.
Дуня белая,
Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная!
2 ребенок.
Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
С блинами, караваями, с варениками!
3 ребенок.
Дуня, ты пришла с добром
Сыром, маслом и яйцом.
С блинами, пирогами,
Да с оладьями!
Хозяюшка.
Приехала к нам в гости Масленица,
Чтоб на санях покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
Петрушка.
Крепче за руки беритесь,
В круг скорее становитесь!
Коробейник.
Будем весело плясать
Масленицу прославлять!

Организуется хоровод вокруг куклы – чучела Масленицы. Взрослые исполняют обрядовую русскую народную песню «Широкая Масленица».

Петрушка. Где песня льется, там легче живется! Давайте порадуем нашу гостью Масленицу веселыми частушками!

Коробейник.

Эй, частушка, зазвени,
Всех гостей развесели!

Дети и Хозяюшка исполняют частушки под аккомпанемент баяна.

Коробейник.

Засиделась детвора
Начинается игра!

Хозяюшка. Давайте поиграем, в старинные народные игры «Ваня – простота», «Скворушки».

Дети под руководством взрослых играют в подвижные игры.

1 ребенок.

Тинка – тинка, подай блинка.
Оладушки масляные,
Масленица, не скупись,
Масляным блином поделись!

Русская народная песня «Блины», 1 куплет

Масленица.

Спасибо, ребята!
За вашу пляску и веселье
Будет вам угощенье!

Хозяюшка (поет).

Вы давно блинов не ели?
Да блиночков захотели?

Хозяюшка достает из саней Масленицы блины. Ей помогают Петрушка и Коробейник.

Петрушка. Где блины, тут и мы!

Коробейник. Есть блин, так вместе съедим!

Хозяюшка (поет) .

Как на масляной неделе,
В потолок блины летели.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Весело было нам!
Весело было нам!
Блины масляные,
Шаньги мазаные
Ешьте на здоровье!

Масленица.

Ну, а мне пора уходить.
И сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье!
Будьте, ребятки, милыми да пригожими!

Коробейник раздает всем участникам жаворонков из теста.

Хозяюшка. Дети, давайте соберем всех жаворонков в стайку и отправим вместе с Масленицей в путь – дорогу. А на следующий год Масленица приедет в гости к нам и привезет уже подросших жаворонков, с которыми мы будем петь, плясать, веселиться и играть! Жаворонки – символ добра и дружбы.

Дети (хором) . Прощай, наша Масленица! Масленица широкая!

Дети бегут за санями, провожают.

Хозяюшка. А к блинам молочка бы!

Раздается громкое мычание, появляется корова (переодетый взрослый).

Хозяюшка. А вот и моя родная любимая Буренушка! Давайте ее погладим.

Надо нам коровушку угостить,
В праздник Буренушку повеселить.
Дадим коровушке сена пучок,
Пусть коровушка жует!

Под задорную русскую народную мелодию дети, Хозяюшка, Петрушка, Коробейник и Буренушка спускаются в группу. Хозяюшка приглашает всех гостей за накрытые столы, угощает блинами с молоком. За столом Хозяюшка, угощая детей, гостей произносит поговорки:

Блин брюха не портит!
Масленица без блинов, да пирогов не бывает!
Блин добро не один!
Где блины, тут и мы!
Есть блин, так вместе съедим!
Сели гости все за стол,
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели
И … блины- то все поели!

Приложение

Пляска «Выпал беленький снежок»

(под русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,
Соберемся все в кружок.
Все потопаем,
Все потопаем.

Встают в круг, идут по кругу хороводом.

Останавливаются, топают ногами.

Будем весело играть, Будем ручки согревать.

Делают руками «фонарики».

Все похлопаем, Все похлопаем

Хлопают в ладоши.

Если холодно стоять, Мы похлопаем опять.

Хлопают в ладоши.

По коленочкам,
По коленочкам.

Хлопают в ладоши.

Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей. Все попрыгаем, Все попрыгаем.

Прыгают на месте

Подвижные игры

«Ваня – простота»

Из числа играющих выбирается водящий – Ваня. Дети встают в круг, в центре Ваня с лошадкой. Дети ходят по кругу и поют дразнилку:

Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел он задом наперед –
И поехал в огород!

С последними словами Ваня ловит игроков.

«Скворушки» (муз. А.Филипенко, сл. Э.Макшанцевой)

Из числа играющих избирается кот. Он сидит в углу игровой площадки.

Скворушки, скворушки
Черненькие перышки.
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей.
Сидят на корточках,
Встают, покачивают руками.
Показывают руками на солнышко,
Манят к себе скворцов.
Домики, домики
Мы готовим домики.
Для скворцов готовим дом,
Чтобы птицы жили в нем
Стучат кулачками друг о друга

В домике скворечнике
Скворушки сидят.
Из окна скворечника
Скворушки глядят.

Бегают по залу, имитируя полет скворцов.

А в углу, а в углу
Хитрый кот сидит.
Притаился наш кот,
Будто сладко спит.

Останавливаются, поворачиваются лицом к коту.

С последними словами кот бросается ловить участников игры. Пойманные дети считаются проигравшими.

«Блины» русская народная песня

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

«Широкая Масленица» — обрядовая русская народная песня (хоровод)

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

Масленица – блиноедка!
Накормила всех людей,
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!

Частушки.

Девочка.

Начинаю я частушку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику
печальную.

Педагогический проект

на тему:

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

во второй младшей группе

«Солнышко»

Воспитатель:Бешкурова А.О.
2016

Цель проекта:

Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта : групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник.

Ожидаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя:

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
-подготовить папку – ширму «Рецепты блинов к Масленице»,
« Масленица»;
- подготовить для родителей стенгазету «Масленица пришла!»;
-организовать для родителей выставку детских работ;
-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Работа с родителями

Образов.
области

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»
заучивание стих. «Радость в каждый дом»

Рисование: «Светит Солнышко»
Под./игра «Петушки»

Познание,
Коммуник.
Социализ
Худ.творч
Физ.культ

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»
пальчиковая игра
«Солнышко –ведрышко»

Разучивание масленичную
игру- забаву«Солнышко»,
игра «Кто быстрее на метле» (Физк. досуг)

Худ. творч.
Познание
Коммуни
Физ.культ
Труд

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

Худ.творч
Познание
Коммуни
Труд

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

Познание
Худож.творч.
Коммун.
Социализ

Лепка «Блины»;
Разучивание поговорки о блинах

Муз.досуг «Прощай, масленица!»

Худож.творч.
Познание
Музыка
Безопасность
Физ.культ.
Коммуник.
Социализ.

ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

(Дети встают и повторяют за воспитателем:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра Ледяные ворота.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее - будет повкуснее»..

Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу:
(Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это - праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

Масленица – день за днем.

Тематическая беседа для детей

детского сада

Ведущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день -блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Фотоотчет недели празднования Масленицы

Название: Проект «Масленица»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, 2 младшая группа
Авторы: Мишарина Татьяна Леонидовна, Дорошенко Елена Алексеевна
Должность: воспитатели первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ №83 «Утиное гнездышко»
Месторасположение: ХМАО, город Сургут

Тема проекта: «Масленица».

Эпиграф проекта:

Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

Новизна проекта:

Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:

— Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

— Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

— Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Вид проекта : групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта:

дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

План работы для воспитателя:

1.Сбор информации об истории праздника;
2. Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
3. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
4. Организовать для родителей выставку детских работ;
5. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.

9. Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

10. Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

— Беседа: «Что такое Масленица».
— Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
— Рисование «Испеки блин на сковороде». —

— Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет».

— Аппликация: «Солнышко лучистое».
— Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки». — Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

— Привлечь родителей к изготовлению куклы — Масленицы; — Консультация для родителей: «Масленица широкая». — Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе. — Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.

Ожидаемый результат:

— Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
— Получение представлений о народных играх, обрядах;
— Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
— Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

1. Создать условия для формирования интереса к празднику.

2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

6. Подготовить аглядный и консультационный материал для родителей.

5. Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

1. Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

3.Разучивание хороводных игр. 4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

1.Организовать для родителей выставку детских работ.
2.Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

3.Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

(Проводится на улице)

Цель: Приобщение детей к русским традициям, к родной культуре.

Познакомить с русским народным праздником Масленица, ее символами, традициями;

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю;

Развивать интерес к русскими народными играми; учить в них играть, развивать быстроту, ловкость, внимание.

Ход развлечения

Ведущий: Вот и кончается зима. Много весёлых затей она нам дарила: снежные горки, лыжи, санки, снежки, ледяные крепости. Издавна на Руси, в феврале, последнем месяце зимы, устраивали народные гуляния, провожали зиму, и назывался этот праздник Масленица. В эти дни ходили в гости и угощали друг друга блинами. Праздник есть праздник. А какой же праздник без гостей, весёлых песен, плясок, шуток.

1–й Скоморох: Что за славный денёк!

Собирайся, народ

Будем петь, да шутить

Да весну веселить!

2–й Скоморох: Вместе будем мы гулять

Масленицу провожать!

Игра – хоровод

Раз, два, три, четыре

Круг поуже, круг пошире

На носочек и на пятку

Веселей пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись

Веселее улыбнись!

1–й Скоморох: Ребята! Давайте позовём Масленицу.

Ребёнок: Боярыня Масленица!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор:

На горах покататься

В блинах поваляться!

(Выход Масленицы)

2–й Скоморох: Здравствуй, сударыня Масленица!

На долго ли к нам пожаловала?

Масленица: Всего лишь на семь денёчков. Первый день – встреча, седьмой – проводы.

1–й Скоморох: А с чем ты к нам пришла?

Масленица: Встречайте меня радостью, сытостью и довольством.

2–й Скоморох: Мы встречаем тебя песней!

Хоровод «Как на тоненький ледок».

Масленица: А хорошо ли вы меня ждали – дожидались?

1–й Скоморох: Сильно ждали, крепко дожидались. И приготовили частушки.

Частушки

1 ребёнок: Как на Масленой неделе

Из трубы блины летели

Ой, блиночки мои! Подрумяненные!

2 ребёнок: Шила платье из капусты,

Огурцом отделала

Рассердилась, платье съела-

Что же я наделала.

3 ребёнок: Как на Масленой неделе

Со стола блины летели,

И сметана, и творог-

Всё летело на порог.

Масленица: Весёлые вы ребята! А в старину во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для обиды, а для веселья.

Дразнилки:

1. У Егора на носу- кошки драли колбасу.

2. Ах ты, Сашка – таракашка,

На сарай полезай.

Там кошку дерут,

Тебе хвостик дадут!

3. Маринка – корзинка прыгала, скакала

В болото упала!

Ведущий: Хватит, ребятки, ссорится да дразниться. Не пора ли поиграть, повеселит

Эстафеты:

1. На санках (с родителями);

2. Бег в мешках;

3. Перетягивание каната.

1–й Скоморох: Собрались мы позабавиться да потешиться, а что – то грустно у вас? Чего же вам не хватает?

Дети: Тепла, солнца ясного!

2–й Скоморох: А и правда, не позвали мы Весну – красну.

Песня «Веснянка» 1. Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда

Ой, вода, ой, вода, нету снега, нету льда.

2. Мы весняночку поём,

Весну красную зовём

Мы поём, мы поём, весну красную зовём.

1–й Скоморох: Вот и стало теплее, вот и стало светлее. Скоро птицы прилетят и ручьи зазвенят. Давайте поиграем в игру «Ручеёк». (Дети стоят в колонне друг за другом и на слово «Ух», -все вместе перепрыгивают через ручеёк.)

«Ручеёк»

Разлился ручеёк,

Золотой рожок – Ух!

Разлился водой,

Холодной, снеговой – Ух!

Разлился водой,

Прозрачной ключевой – Ух!

По мхам, по болотам

По лесным колодам – Ух!

Ведущий: Хватит нам играть, пора Масленицу провожать.

Все: Масленица, Масленица

Широкая Масленица

Гостья нагостилась

С зимушкой простилась!

(Скоморохи вывозят чучело).

Все: Прощай, Масленица! (поджигают).

Гори, гори ярче

Лето будет жарче

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори с треском!

Пусть по перелескам

Где сугробы лягут,

Будет больше ягод

Пусть несут в колоду

Пчёлы больше мёду

Пусть в полях пшеница

Густо колосится.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

1–й Скоморох: Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем. Хоровод заведём, дружно все запоём.

Песня «Блины»

Ведущий: Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Да какая же Масленица без блинов, горячих, румяных. Напекли мы вам поесть сотен пять, а может шесть. Угощение на славу, а ребятам на забаву!

(Всех угощают блинами.)