Методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Тема vi

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Реферат
Тема: Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Творческая работа на тему:

«Социализация личности ребенка через трудовую деятельность»

Языкова О.Ю.

Воспитатель

АСТРАХАНЬ 2007

Социальная действительность – это средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу.

Ко второй младшей группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребёнку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность,

труд, наблюдения.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как

мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки

мыть, подметать, стирать и т.п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций.

Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых

умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.

И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать

трудности.

И, наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне

получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных

возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьёзным отрицательным

последствиям.

К.Д. Ушинский говорил: «Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться».

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей, придаётся особое значение. В

старшем дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные

потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Особенно ярко это видно на примере труда хлеборобов. Знакомство детей с трудом взрослых осуществляется через разные

виды деятельности: занятия, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры и упражнения.

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное

отношение к результатам труда.

Возникает вопрос: А зачем ему это уметь?

Наша повседневная жизнь за последние 15 лет изменилась на столько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. С этим

трудно поспорить – действительно, взрослые должны научить детей отвечать на новые вызовы жизни. Что толку, например, если современный городской ребёнок будет уметь запрягать коня? Где и

зачем пригодится ему этот экзотический навык? Пусть лучше научится ремонтировать автомобиль. Впрочем, может, и это ни к чему: ведь есть автосервис… Пусть уж учится в школе, в институте,

становится докой в своей профессии! А труд в том смысле, в котором его понимали во времена родительского детства, это теперь атавизм.

Однако родители, которые пришли к такому выводу, должны быть готовы к тому, что жизнь однажды опровергнет их убеждение. И хорошо, если это произойдёт сравнительно рано,

когда ребёнок ещё поддаётся воспитанию. К сожалению, понимание того, что дитятко, у которого нет разве что луны с неба, всё-таки следует приучать к обыденному труду, приходит тогда,

когда родители вдруг видят: их чадо, совершенно не способно на какое бы, то ни было усилие. Ни в учёбе, ни в той самой престижной профессии, ради которой оно когда-то было освобождено

от любых обязанностей по дому… Да оно, это чадо, попросту не понимает, что жизнь сама по себе требует ежедневного, последовательного усилия! А затем проявляются и другие следствия

неприученности ребёнка к труду: он не знает, чем себя занять, ему скучно, у него депрессия, от которой он «лечится» алкоголем или, того страшнее, наркотиками…

«Лучше бы мы в своё время потребовали, чтобы он научился запрягать коня! – в отчаянии думают родители. – Или готовить обед, или убирать квартиру, или полоть грядки на

Между тем подобные требования никогда не являлись сногсшибательным педагогическим открытием. Достаточно обратиться к книгам о жизни состоятельных людей прошлых веков. В

престижнейшем, предназначенном для мальчиков из лучших семей Тенишевском училище (его окончил, к примеру, писатель Владимир Набоков) обязательным предметом было столярное дело. Девочка

из дворянской семьи обязана была уметь делать любую работу по дому. Хотя, как только она выходила замуж (а к этому, собственно, её и готовили), ей приходилось разве что руководить

прислугой, которая эту работу и выполняла.

Всё дело в том, что «во вкусе умной старины» было заложено понимание: без привычки к труду человек не вырастит полноценной личностью. И в будущем его ожидают лишь вот

эти самые депрессии (неважно, как они назывались 100 лет назад), и жизнь его пойдёт прахом.

Привычка к труду прививалась самыми разными способами, и, конечно, воспитывалась не сама по себе, а в единстве с пониманием того, что человек с ранних лет должен сам

отвечать за своё благосостояние. Хорошо, если родители понимают: проблемы, возникающие с воспитанием, мало изменились за последние два-три века… Так же, как и навыки, с помощью которых

эти проблемы решаются. Дело в том, что жизнь, как она есть, во всех её проявлениях может оказаться для подросшего ребёнка непосильной.

Так, может, стоит последовать советам предков и вовремя приучить ребёнка к повседневному труду? Не спрашивая, зачем это надо. Просто надо, и всё!

Язык: Русский

Скачиваний: 316

Формат: Microsoft Office

Размер файла: 7 Кб

Скачать работу...

Забрать файл

Деятельность как познания детьми социальной действительности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Повторите по курсу психологии понятие деятельности и понятие ведущей деятельности.

Рассмотрим деятельность как важное условие приобщения ребенка к социальной действительности.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Важной характеристикой деятельности является и так ая ее о собенность. Деятельность способствует тому, что в ней ребенок не только объект воспитания, воздействия. Он становится субъектом этого процесса, способным активно участвовать как в преобразовании окружающего, так и в самовоспитании. Теории Т. Парсонса и других американских социологов 40-60-х гг., рассматривавших социализацию как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, отличались недооценкой собственной активности личности на всех этапах ее развития. В процессе социализации индивиды, как мы уже говорили ранее, не просто адаптируются к среде, но и проявляют себя в конкретной содержательной деятельности как активные самостоятельные преобразователи. Именно такое понимание роли деятельности в развитии и социализации личности ребенка принято и разрабатывается в отечественной педагогике и психологии сегодня. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании социального мира. Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальски сложное дело - он заплачет. Он хочет сам... И кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее. (В. М. Шукшин).



Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

Эти объективные характеристики могут реализовываться при определенных условиях: социализации способствует та деятельность, которая специфична для детства и для каждого периода развития ребенка. Так, для малыша первого года жизни - это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка - игра. И если педагог не учитывает данную особенность, то он или задерживает ребенка на какой-то деятельности, или стремится опередить развитие деятельности, к которой тот пока еще не готов. Здесь полезно вспомнить закон амплификации развития, о котором говорил А В. Запорожец. В обоих случаях взрослый - педагог, родитель - вредит нормальному ходу социализации.

Важным условием является и то, что деятельность должна быть содержательной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также такая деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить по меньшей мере три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей - сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

Каждый вид деятельности - общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность - заключает в себе потенциальные педагогические возможности. Важно знать эти возможности и помнить о них в процессе воспитания ребенка.

С учетом названных выше задач все виды деятельности ребенка можно объединить в две группы. Кпервой груп-п е относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку входить в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления. И хотя деятельность, о которой мы говорим, в большей мере плод фантазии, воображения, она важна для социализирующейся личности - воображение снимает барьеры, воздвигаемые реальностью. К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность.

Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.

В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества. От содержания игры зависят мысли и чувства играющих детей, их поведение, отношение друг к-другу.

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому вопрос о руководстве. детскими играми является очень важным.

Составьте таблицу тематики детских игр в определенные исторические периоды. Сравните тематику и объясните причины появления каждой темы в конкретный период. Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Детское изобразительное творчество, - писала Е.А. Флерина, - мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. В. С. Мухина рассматривает изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Сам процесс рисования (лепки или др.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Он как бы соединяет рисование с игрой. Р. И. Жуковская ввела в дошкольную падагогику термин игра-рисование, обозначив им такое состояние ребенка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.

Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

Итак, деятельность отражения позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным как будто, а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества. В такой деятельности у ребенка изменяются мотивационно-потребно-стная сфера, самооценка, появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.

Итак, ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

И наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьезным отрицательным последствиям.

К. Д. Ушинский писал: Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться. Задумайтесь над этими мудрыми словами. Как вы их понимаете? Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. В классической психологии и педагогике наблюдение не относят к виду деятельности ребенка, хотя в процессе познания социального мира оно выполняет функцию деятельности: у малыша есть мотив, цель, своеобразный процесс и результат. Часто наблюдение осуществляется детьми неосознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Именно из него ребенок черпает материал для формирующегося миропонимания, для своей картины мира. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Однако оградить подрастающего человека от внешнего мира нельзя, невозможно посадить его под педагогический колпак. То, что ребенок наблюдает в окружающей жизни, формирует у него оценочное отношение к социальному миру. При этом оценка будет касаться как наблюдаемого, так и тех педагогических установок, которые дети получают от взрослых. Последнее обстоятельство требует от взрослых особой ответственности перед детьми.

Как воспитатель может использовать социальный опыт ребенка, приобретенный им в процессе наблюдений, для формирования оценочного отношения к действительности?

Роль наблюдения как социализирующего фактора усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, т. е. ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (совместная трудовая деятельность, участие в праздниках и др.). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдают за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются или грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение всегда происходит при условии взаимного желания общаться, и этот эмоциональный фон усиливает качество восприятия. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает ее и уже не является самоцелью. Однако, как показывают исследования М. И. Лисиной, А. Г. Рузской др., и в дошкольном возрасте общение может быть самостоятельной деятельностью. И в том и в другом случае оно продуктивно для социализации личности ребенка.

Сделайте анализ технологии общения, предложенной Р. Кэм-беллом в его книге Как на самом деле любить детей (М., 1992).

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста. На эти особенности указывала А. П. Усова. Она выделила четыре характерные особенности обучения дошкольников. Первая особенность - это обучение словом. В отношении детей дошкольного возраста обучение словом - не метод, а основополагающий фактор, главное связующее звено между ребенком и социальным миром. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

Приступая к изучению курса «Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью», следует прежде всего разобраться в понятиях «окружающий мир», «природный мир», «социальный мир», «социальная действительность». Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться в сущности изучаемого предмета.

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Природный мир - живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира.

Социальный мир - люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

Социальная действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Составьте блок-схему, отражающую взаимосвязь названных выше понятий и объясните логику этой взаимосвязи.

Между всеми названными выше понятиями существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

Как известно, наша планета Земля образовалась примерно 4-5 млрд лет назад. Жизнь на ней возникла около 3-3,5 млрд лет назад. А со времени появления человека на Земле прошло примерно 3 млн лет. Согласно христианскому учению человек сразу был создан как существо высшее, разумное, наделенное совершенным телом и богатой душой. По теории эволюции он постепенно превращался в homo sapiens - человека разумного - в результате развития мозга, руки, речи. Например, неандерталец еще не был «человеком разумным».

По поводу происхождения человека на Земле вы вправе принимать любую точку зрения, но бесспорно доказано по меньшей мере два положения: человек - высшее разумное существо, человек становится таковым лишь среди себе подобных. Биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется, передается и делает каждое последующее поколение образованнее предьщущего.

Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Есть разные определения понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Обозначим по меньшей мере три точки зрения на понимание социализации.

Согласно одной концепции социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться - приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но в конце концов каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.

По другой теории, социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И. С. Кон).

И наконец, третья точка зрения: социализация - это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик).

Сравните приведенные выше точки зрения, найдите в них сходство и различия.

Какая точка зрения вам представляется наиболее правильной?

При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.

Но социализация - процесс двусторонний. Главное различие в названных выше трех позициях как раз и заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации.

В первой позиции, рассматривающей социализацию как адаптацию к социальному миру, активность самого индивида несколько пассивна, он как бы является продуктом обстоятельств. Сам по себе процесс приспособления к миру, в который пришел ребенок, безусловно, очень важен. Но с точки зрения представителей теории адаптации он достаточен для становления индивида как социального существа.

Вторая позиция также рассматривает активность индивида ограниченно, на уровне «впитывания» социального опыта. Это тоже важно для социализации, но недостаточно. И наконец, третья позиция - человек взаимодействует с окружающим миром и преобразует его - характеризует процесс социализации наиболее полно, так как в ней заложена вера в то, что человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его.

Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации - от приспособления к изменению, преобразованию социального мира и себя в нем. Однако неправильно было бы понимать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они ревизованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.

Для педагога интересно и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный социальный опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.

Какие же факторы влияют на социализацию личности? (Фактор - это «существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; движущая сила, причина какого-либо [процесса, явления» - см.: Словарь иностранных слов. - М.,)82.) Все факторы социализации можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макро-факторы.

МИКРОФАКТОРЫ

Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностно значимым» для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.

Приведите примеры того, что ребенок в младенческом, раннем, дошкольном возрасте может быть активным преобразователем окружающего его социального мира: в плане изменения предметов, взаимоотношений, отношения к себе самому и к людям, к природе.

МЕЗОФАКТОРЫ

К мезофакторам относятся этнокультурные условия. (Этносом называется исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими традициями, единой культурой, общим психологическим складом.) Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях, в разной этнокультуре. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя «имплицитная, несформулированная концепция» воспитания, на которую осознанно или неосознанно ориентируются представители этноса, тем самым приобщая ребенка к своей субкультуре.

На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат, географическое расположение поселения, пища. Мезофакторы, так же как и микрофакторы, имеют свои механизмы социализации личности. Прежде всего - это передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей, которые сами являются продуктом данной культуры и носителями ее характеристик.

Этнокультура «входит» в ребенка и опосредованно, через социальное окружение.

Свое воздействие на характер социального опыта оказывает также то, в городе или селе растет ребенок, поскольку уклад жизни большого или маленького города, поселка, деревни различен и данное обстоятельство не может не отражаться на социализирующейся личности.

МАКРОФАКТОРЫ

К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Изучать и учитывать их влияние на социализацию личности ребенка необходимо по нескольким причинам. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Именно они определяют то, что показывает сходство между людьми как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др. В плане решения воспитательных задач эти факторы создают объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного (толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению) отношения людей Земли друг к другу.

Социализация поколений осуществляется и под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и других процессов, которые не только происходят в отдельно взятой точке Земли, но и характеризуют жизнь землян в определенный исторический отрезок времени. Взаимовлияние народов, населяющих нашу планету, бесспорно, несмотря на попытку некоторых стран изолироваться от других. На современном этапе развития нашего общества мы без труда можем увидеть доказательства этого влияния как на политику нашего государства, так и на каждого члена общества, на растущее поколение и даже на детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что сегодня влияние общества, государства, страны на социализацию личности ребенка изучено очень мало, хотя оно и очевидно. Многое зависит от условий, которые создает или не создает государство для воспитания детей.

И наконец, к макрофакторам относят космос. За играми в гороскопы стоит пока еще практически не изученное влияние космических сил на психику и биологическое функционирование организма человека. И если медицина уже чаще всего не пренебрегает учетом таких воздействий, то психологи, и особенно педагоги, их не учитывают.

Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса.

Кроме того, чтобы воздействовать на процесс социализации грамотно и эффективно, нужно владеть определенной методикой, технологией, основанной на теоретических и практических знаниях. Необходимую помощь педагогу в решении таких фундаментальных вопросов окажет настоящее учебное пособие.

Задачи методики работы с детьми можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, направленные на развитие ребенка:

§ формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

§ воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам, в нем происходящим;

§ формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Ко второй группе относятся научно-методические задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

§ разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

§ использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм ее организации.

Мухина Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ёлочка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Средство ознакомления детей с социальной действительностью
Дата публикации: 11.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Средство ознакомления детей с социальной действительностью

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во

многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства

с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения

педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного

возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства

обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти

друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством я вляется сама социальная

действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на

ребенка, питающее его ум и душу.

конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая

возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь

ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского

сообщества, участника событий, преобразователя.

Однако социальная

действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда

является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она

становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми

встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например,

годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых

взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством

воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию

личности? Возможно, но только через опосредованное воздействие, через близких

людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной

действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через

общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого

возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве

средства воспитания.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его

психического развития становятся глубже познавательные интересы, он начинает

понимать причинные связи и зависимости; осознаннее становится проявление чувств.

Все это приводит к тому, что на ребенка начинает воздействовать большее количество

объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится

средством воспитания.

Следовательно, не любой объект социального мира является средством

воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком

определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной

методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из

социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий

потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет социальный портрет окружения, в котором находится

дошкольное учреждение. В такой социальный портрет входят: описание социальных

объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, станция метро и др.);

перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания

названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться

городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых

дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в

дошкольном учреждении и группе (день рождения детского сада, озеленение участка и

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически

целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую

работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно

познакомить детей с деятельностью людей, их взаимоотношениями.

Попробуйте составить социальный портрет дошкольного учреждения, в котором

вы проходите педагогическую практику. Покажите, как вы будете использовать его в

разных возрастных группах.

Все изложенное выше позволит сделать окружающую социальную

действительность средством воспитания и социализации ребенка.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы

рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем

непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества,

отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому

предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен,

поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по

свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания

социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать

предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст

малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно

Для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся

потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с

другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже

является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок

познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень

технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности

и идеологические установки.

Чрезвычайно интересно было бы провести анализ игрушек разных эпох (древние

и средние века, советский период, настоящее время), выявить основные для каждого

временного отрезка тенденции.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным

возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка

помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами

управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на

окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых,

их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным

корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место

среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру,

отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления

детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде,

позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки

управления им.

Проведите анализ игрушек в группе детского сада с точки зрения того, какую

информацию об окружающем мире они несут ребенку. Какими, по-вашему, игрушками

следует пополнить игровой набор группы? Обоснуйте свое мнение.

Повторите по курсу дошкольной педагогики виды игрушек, их педагогические

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют

художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний, и

источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к

литературе. Однако всегда следует помнить, что литература не должна использоваться

как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Она самоценна. Крайне важно,

Писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто

достойное уважения, благородное и возвышенное.

Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному

миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во

внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся

личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому

важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины,

басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы

морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных

возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от

иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к

социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Когда речь идет об изобразительном искусстве как средстве познания

социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки, которые использует

воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают

душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то

предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. К

сожалению, взрослые недооценивают способность ребенка проникать в высокие

чувства, прикасаться к подлинному, человеческому. Отбор произведений

осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития

восприятия изобразительного творчества..

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью

разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно

лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания

они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию

(находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным

возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить

позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на

источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно

разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из

которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам

взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о

мире). Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны

взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом

влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует.

Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. и

наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять

практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из

общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей

В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы:
Предметы, которыми ребенок не действует.
Предметы, которыми он постоянно пользуется.
Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности. Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к социальному миру, составила авторские дидактические игры.
Д\и “Радио”
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о ребенке, который потерялся. Развивать речевую память.
Воспитатель составляет описательный рассказ о ребенке, дети угадывают, кто потерялся. Дети выполняют роль ведущего.
Д\и “Мастерица”.
Цель: Развивать творчество, фантазию, умение раскрашивать наряды кукол.
Дети разукрашивают готовые трафареты одежды.
Дети рисуют одежду и вырезают ее.
Дети сортируют одежду по сезонному значению.