Обоснуйте, почему педагогика является самостоятельной наукой и охарактеризуйте ее связь с другими науками. Опишите категориальный аппарат педагогики

Во времена Ушинского находились ученые, заявлявшие, что педагогику нельзя считать наукой, потому что педагоги будто не делают принципиально новых открытий, что педагогика не пользуется экспериментом и опытом, а следовательно, ее выводы не могут быть проверены экспериментальным путем и стать достоянием теории. Подобные заявления свидетельствовали о том, что их авторы не учитывали особенностей педагогики и но знали истории этой науки. Ушинский показал, что, как и всякая другая паука, педагогика не может развиваться без опыта и что се открытия являются необходимой предпосылкой совершенствования обучения и воспитания.

Выясняя специфику педагогической науки, К. Д. Ушинский указывал, что педагогический опыт по необходимости связан с очень многими условиями и причинами. «Большей частью педагогические опыты очень сложны, и каждый имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче, как ошибиться в этом отношении и назвать причиной данного результата то, что вовсе не было его причиной, а может быть даже задерживающим обстоятельством. В деле воспитания опыт имеет значение лишь в том случае, если мы можем показать психическую связь между данной мерой и теми результатами, которые мы ей приписываем».

Учитывая достижения смежных с педагогикой наук, исследуя практический опыт учебно-воспитательной работы, педагоги приходят к открытию новых, ранее неизвестных методов обучения и воспитания. В качестве примера такого открытия Ушинский называл теорию элементарного обучения знаменитого швейцарского педагога конца XVIII – начала XIX в. И. –Г. Песталоцци. Ушинский считал, что созданная Песталоцци теория элементарного обучения самым прямым и непосредственным образом служит росту образовательного уровня, накоплению духовного богатства народа и поэтому она принесла и продолжает приносить человечеству огромную пользу, «во всяком случае не меньшую, чем открытие Америки».

Разрабатывая основы отечественной педагогической пауки и предсказывая ей большое будущее, Ушинский называл педагогику еще и искусством. Говоря о педагогике как об искусстве, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающих поколений. Педагогика призвана не только изучать человека во всех отношениях, но и активно влиять на развитие человека в желаемом направлении. Сравнивая искусство с наукой, Ушинский обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. В этом смысле педагогика является «высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек».

Педагогика является, в сущности, и наукой, и искусством. Без науки немыслимо искусство воспитания. Ушинский был убежден, что в будущем, разумно организованном обществе педагогика займет одно из первых мест среди других наук и станет основой искусства воспитания. «Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его».

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку - педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики. Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики, общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Является ли педагогика индивидуальности наукой? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся алгоритмическим методом доказательства: для того, чтобы что-то доказать, нам требуется две операции - вычленение и сличение, следовательно, чтобы доказать, что педагогика - это наука, требуется вычленить признаки науки и признаки педагогики, а потом сличить эти признаки. Подобный алгоритм полезно применять всегда, когда мы применяем доказательство. В энциклопедическом словаре указаны признаки науки: 1) возникает из потребностей общества; 2) имеет свой предмет исследования; 3) наличие собственного категориального аппарата; 4) у каждой науки имеются свои методы исследования; 5) всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.

Соотнесем названные признаки науки с признаками педагогики индивидуальности.

1. Для того чтобы человек как индивидуальность прогрессировал, он должен овладевать психологической культурой. Для этого нужно передавать такую культуру все новым и новым поколениям. Актуализация потребности каждого человека в психолого-педагогических знаниях обусловливает выделение области науки - педагогики индивидуальности как науки о развитии и саморазвитии (формировании) психических качеств человека на всех возрастных этапах его развития. Возникновение педагогики индивидуальности обязано потребностям общества и каждого человека.

2. Педагогика индивидуальности имеет свой предмет: формирование и развитие индивидуальности человека как особая функция общества. Предметом педагогики индивидуальности является исследование сущности развития и формирования индивидуальности человека и определение на этой основе процесса его социализации как специально организованного педагогического процесса.

3. Педагогика индивидуальности имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся социализация, развитие, формирование, индивидуальность, личность.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

В педагогике индивидуальности наряду с социализацией широко используют такие понятия, как "развитие" и "формирование". Как соотносится понятие "социализация" с этими категориями?

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике индивидуальности под развитием понимается, прежде всего, развитие индивидуальности человека.

В педагогике индивидуальности широко используется термин "формирование" (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.).

Формирование - придание определенной формы. Это непедагогическое (межнаучное) понятие. Что касается обучения, то его цель - изменить индивида.

Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как "процесс формирования... в результате его социализации и воспитания". Понятие "формирование" здесь имеет условный смысл, в зависимости от рассматриваемого механизма - воспитания или социализации, которые отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), личности (воспитание), индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание, и формирование являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Таким образом, категория "социализация" включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими (кроме педагогических она включает ряд макро-, мезо- и микрофакторов). Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида. Категории "индивидуальность" и "личность" мы рассмотрим ниже.

4. Педагогика индивидуальности применяет методы исследования, используемые в психологии и педагогике, - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем с применением психологических методов. Выделяют теоретические и эмпирические методы исследования, методы математической статистики. Теоретические методы включают анализ предмета и проблем педагогики, деятельностный, личностный и целостный подходы, системный анализ, моделирование, сравнительный, исторический анализ и др. Рассмотрим особенности отдельных методов.

Деятельностный подход. Если личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности, то педагогические явления и процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. Деятельностный подход ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, студента, профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т.д. Данный метод позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в различных видах деятельности.

Личностный подход учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные свойства), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление). Личностный подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, а этот тезис, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучения механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество, с одновременной автономизацией от него.

Данный метод направлен на выявление возможностей становления самобытного личностного образа, развития сущностных сил человека, взаимодействия индивида с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Данный метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного саморазвития, выявление специфического содержания образования, на основе которого развиваются личностные качества и основные сферы индивидуальности (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, саморегуляции).

Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Данный метод ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как "система", "отношение", "связь", "взаимодействие".

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Связь означает установление общего, единение. Связь - это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Связь (зависимость, обусловленность) есть такое отношение между объектами, когда изменение одного из них соответствует изменению другого, и при отсутствии изменений одного отсутствуют соответствующие изменения другого. Категории "связь" и "отношение" связаны друг с другом, однако понятие "отношение" гораздо шире, чем связь. Связь является разновидностью отношения. Чтобы установить связи, необходимо наличие хотя бы двух условий: 1) способность элемента устанавливать связь с другими элементами - так называемая контактная способность; 2) наличие у элемента направленности воздействия на другие элементы.

Применение системного подхода (системного анализа) позволяет вычленить элементы индивидуальности и определить ее состав как системы; определить способ, при помощи которого элементы связаны между собой - характер связей, то есть

выявить структуру системы; ее характер (статическая, динамическая); определить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить взаимодействие системы с внешней средой; выявить функции системы.

Целостный подход к педагогическим явлениям. Целостность явления представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития. Целостность - это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия. Из данных определений видно, что метод целостного подхода к педагогическим явлениям представляет ни что иное, как метод системного анализа, применяемый в педагогических исследованиях.

Целостный подход в рассмотрении индивидуальности человека проявляется в вычленении ее основных сфер, в реализации условий эффективного их развития, создании условий для развития как отдельных сфер и качеств индивида, так и человека в целом. Данный метод нацеливает на самосовершенствование каждым человеком не отдельных сфер и качеств личности, а на саморазвитие индивидуальности в единстве с самовоспитанием личности.

К эмпирическим методам относятся методы педагогических и психологических измерений (анкетирование, шкалирование, тестирование и др.), наблюдение, беседы и интервью, педагогический консилиум, эксперимент.

5. Педагогика индивидуальности имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, систему диагностических средств, средства формирования индивидуальности, закономерности и принципы развития и формирования индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом. Это система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью психологических и педагогических положений, категорий и принципов, объективно и доказательно отражающих сущностные процессы развития индивидуальности человека.

Таким образом, педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования). В чем ее отличие от точных наук? Вспомним А.А. Фета: "...сияла ночь, луной был полон сад". Как это явление попытается объяснить физик - представитель точной науки? Он поинтересуется: в какой фазе была Луна, какое было время года, какова была освещенность и сила света и т.п. То есть он точно объяснит явление, но что останется от поэзии Фета? Педагог-психолог же спросит про чувства, которые испытывает каждый из нас, и поможет понять то, что хотел сказать А.А. Фет.

Педагогика индивидуальности - наука, но это не точная наука, а гуманитарная - в отличие, например, от физики. Нужно видеть различные функции науки. Педагогика индивидуальности является составной частью педагогики. По самой своей сути педагогика индивидуальности - наука интегративная. В ней синтезируются взгляды разных наук - педагогики, психологии, социологии, этики, эстетики и др. Она дает знание о сущности педагогических явлений и определяет оптимальные пути достижения педагогических целей.

Функциями педагогики индивидуальности являются:

Оценка роли и места индивидуальности человека. Так, современное общество все более зримо переходит к осознанию того, что человеческая жизнь - высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам каждого человека;

Исследование психологических и педагогических средств и условий развития и формирования индивидуальности человека, основных его сфер;

Педагогизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека;

Разъяснение того факта, что успех каких бы то ни было преобразований, реформ и инноваций в решающей мере зависит от индивида, от его общего развития, профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.

Какие объекты попадают в сферу педагогики индивидуальности? Можно выделить следующие основные объекты:

1. Индивидуальность человека, его сущностные характеристики в аспекте образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом потребностей человека на различных этапах его жизненного пути.

2. Система и процесс социализации человека; содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования.

3. Педагог (учитель школы, преподаватель вуза, воспитатель детских учреждений) и психолог как главные действующие лица любых преобразований в системе образования.

История педагогики уходит своими корнями в далекое прошлое. Вместе с первыми людьми появилось и воспитание, однако наука об этом была сформирована гораздо позже. Первопричиной возникновения любой научной отрасли называют жизненные потребности. При появлении необходимости обобщить опыт воспитания и создать особые учебно-воспитательные учреждения для подготовки подрастающего поколения начала формироваться как отдельное направление педагогика. Это означало активизацию процесса вычленения теоретических начал подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме. Максимальное значение воспитанию детей поначалу придавали только в наиболее развитых государствах - Китае, Греции, Египте и Индии.

Вскоре также удалось обнаружить, что социум развивается медленнее или быстрее в зависимости от того, на каком уровне в нем находится воспитание подрастающего поколения.

Неоценимый вклад. Античность

Философию древних греков называют колыбелью всех европейских систем воспитания. Ее ярчайший представитель - это Демокрит. Он указывал на схожесть воспитания и природы, утверждая, что воспитание перестраивает индивида, тем самым преобразовывая мир вокруг.

Наука педагогика получила дальнейшее развитие благодаря трудам Сократа, Аристотеля и Платона. Они занимались разработкой важнейших идей и положений, связанных с формированием личности.

Плодом греко-римской педагогической мысли стал труд «Образование оратора». Его автор - Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский философ.

Средневековье

В этот период Церковь занималась монополизацией духовной жизни общества и направлением воспитания в исключительно религиозное русло. Развитие педагогики происходило далеко не такими темпами, как в Античности. Наблюдалось многовековое закрепление незыблемых принципов догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать столетий. практически не развивалась, даже несмотря на старания таких просвещенных философов, как Августин, Тертуллиан, Аквинат.

Эпоха Возрождения

Это время характеризуется как намного более благоприятное для развития педагогики, нежели Средневековье. Оно ознаменовано деятельностью целого ряда педагогов-гуманистов - Франсуа Рабле, Витторино да Фельтрэ, Мишеля Монтеня и других.

Наука педагогика отделилась от философии благодаря трудам Яна Амоса Коменского (Чехия). Результат его работы - «Великая дидактика» - одно из первых научно-педагогических произведений. Неоценимый вклад в развитие этой науки внес и Джон Локк. В «Мыслях о воспитании» он высказал свое мнение о взращивании настоящего джентльмена - человека, который уверен в себе и способен сочетать отличную образованность с деловыми качествами, твердостью убеждений и изяществом манер.

Новое время

История педагогики не была бы полной без имен таких известнейших западных просветителей, как Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Адольф Дистервег, Иоганн Фридрих Гербарт и Иоганн Генрих Песталоцци.

Русская педагогика обрела мировую славу благодаря Константину Дмитриевичу Ушинскому. Благодаря ему произошел настоящий переворот в теории и практике рассматриваемой науки. Он отмечал, что целью воспитания является подготовка к труду жизни, а не к счастью.

Немаловажное влияние на развитие педагогики оказали Эдвард Торндайк и Джон Дьюи, Мария Монтессори и Крупская и Вентцель, Макаренко и Сухомлинский, а также Данилов.

Современное положение дел

В последние десятилетия удалось достичь существенных успехов в ряде областей педагогики, и в первую очередь в работе над новыми технологиями дошкольного и начального школьного обучения. Качественные специализированные компьютерные программы помогают управлять учебным процессом и, следовательно, достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени.

Современная педагогика ознаменована активной работой над созданием авторских школ, научно-производственных комплексов и экспериментальных площадок. строится на гуманистических личностно-ориентированных принципах. Тем не менее, педагогика - это наука, которая пока что не обладает единым общим взглядом на то, как именно следует работать с подрастающим поколением. Не одно столетие сосуществуют два абсолютно разных подхода. Согласно первому, воспитывать детей нужно в повиновении и страхе. Согласно второму - с лаской и добротой. При этом если бы самой жизнью один из подходов был категорически отвергнут, то он просто перестал бы существовать. В данной ситуации проявляются основные проблемы педагогики, и точного ответа на вопрос о том, как поступать, пока не найдено. Иногда максимальную пользу социуму приносят люди, воспитанные по жестким правилам, а иногда - интеллигентные, мягкие и добрые. При этом у авторитарного метода работы с детьми имеется четкое научное обоснование. Согласно И.Ф. Гербарту, детям с рождения присуща «дикая резвость», вот почему воспитание только в строгости может привести к реальным результатам. Основными приемами он называл угрозы, наказания, запреты и надзор.

Протестом против такого рода воздействия на личность стала теория свободного воспитания. Ее автор - Ж.Ж. Руссо. Сам Жан Жак и его последователи выступали за уважение детей и стимуляцию процесса их естественного развития. Таким образом, сформировалось новое направление - гуманистическая педагогика. Это система Она отводит воспитанникам роль равноправных, сознательных и активных участников учебно-воспитательного процесса.

Как определить степень гуманизации воспитательного процесса? Она находится в зависимости от того, насколько полно обеспечены предпосылки для самореализации индивида.

Основы педагогики. Выделение объекта, предмета, задач и функции науки

Объект педагогики - индивид, который развивается в ходе воспитательных отношений. Исследователи не пришли к единому мнению о том, что является предметом рассматриваемой науки. Приведем мнения разных авторов: предмет педагогики - это воспитание личности как особая функция социума (Харламов); система объективных законов конкретного исторического процесса воспитания (Лихачев); воспитание, обучение, образование, творческое развитие и социализация индивида (Андреев).

Источники развития науки

Опыт, основанный на многовековой практике воспитания, закрепляемый образом жизни, традициями, обычаями.

Труды философов, обществоведов, психологов и педагогов.

Принципы текущей практики воспитания.

Данные, полученные благодаря специально организованным исследованиям.

Опыт педагогов-новаторов, разрабатывающих оригинальные системы и идеи воспитания.

Задачи

Рассматриваемая наука призвана способствовать проведению исследований с целью увеличения запаса разработок, открытий и конструирования моделей образовательно-воспитательных систем. Это научные задачи. Что касается практических, то среди них выделяют образование и воспитание школьников. Кроме того, задачи подразделяют на временные и постоянные. К первым относится организация библиотек электронных учебных пособий, работа над стандартами педагогического профессионализма, выделение основных стрессовых факторов в деятельности учителя, разработка дидактической базы обучения лиц с ослабленным здоровьем, развитие инновационных технологий подготовки будущих педагогов и т.д. Среди постоянных задач выделяют следующие: выявление закономерностей в сфере обучения, воспитания, образования, управления воспитательными и образовательными системами; изучение опыта педагогической деятельности; работа над новыми методами, формами, средствами, системами воспитания и обучения; прогнозирование трансформаций в образовательном процессе в ближайшем и отдаленном будущем; внедрение результатов, полученных в ходе исследований, в практику.

Функции

Педагогика - это наука, благодаря которой обеспечивается реализация всех воспитательных и образовательных функций на технологическом и теоретическом уровнях. Рассмотрим функции теоретического уровня:

Объяснительная. Заключается в описании педагогических фактов, явлений, процессов, а также в объяснении того, при каких условиях и почему процессы воспитания протекают так, а не иначе.

Диагностическая. Состоит в установлении состояния определенных педагогических явлений, эффективности деятельности учителя и учащихся, а также в определении причин, обеспечивающих успех.

Прогностическая. Заключается в доказательственном предвидении развития обучающей и воспитательной деятельности, включающем как теоретические, так и практические элементы.

Что касается технологического уровня, он предполагает реализацию следующих функций:

Проективной, связанной с разработкой методической базы (пособий, рекомендаций, планов, программ).

Преобразовательной, направленной на внедрение достижений педагогики в воспитательную и образовательную практику с целью ее улучшения и трансформации.

Рефлексивной и корректировочной, предполагающих оценку воздействия проведенных исследований на педагогическую практику.

Воспитательно-образовательную, реализуемую через воспитание, обучение и развитие личности.

Базовые правила и принципы педагогики

Наука может называться зрелой лишь в том случае, когда она максимально раскрывает сущность рассматриваемых ею явлений и способна спрогнозировать трансформации в сфере и явлений, и сущности.

Под явлениями подразумевают конкретные события, процессы или свойства, которые выражают внешние стороны реальности и представляют собой форму проявления некой сущности. Последняя, в свою очередь, состоит в совокупности отношений, глубинных связей и внутренних законов, устанавливающих характерные черты и направления развития материальных систем.

Без теоретического анализа принципов, правил и закономерностей педагогики не представляется возможным организовать эффективную образовательную и воспитательную практику. В настоящее время выделяют следующие законы рассматриваемой науки:

Единства и целостности педагогического процесса.

Взаимосвязи теоретических и практических компонентов.

Развивающего и воспитывающего обучения.

Социальной направленности целей.

Как утверждал В.И. Андреев, педагогический принцип представляет собой одну из научных категорий, выступающую базовым нормативным положением, базирующимся на установленной закономерности и характеризующим методику решения педагогических задач определенного класса. Согласно П.И. Пидкасистому, педагогический принцип - это основное руководящее положение, которое подразумевает последовательность действий в значении постоянства, а не очередности.

Индивида в процессе обучения базируется на осознании того, что процесс обучения будет эффективным при активном участии школьников в познавательной деятельности.

Принцип систематичности обучения базируется на определенной системе преподавания и усвоения знаний, которая структурирует материалы, основываясь на причинно-следственных и родовых связях с позиции выделения частного и общего.

Придерживаясь принципа последовательности, педагоги обеспечивают динамику продвижения мыслей учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному и т.п.

Согласно обучения, отбор дидактических материалов проводится на основе оптимального соотношения занимательности и сложности, а также информации о возрасте учащихся и уровню их практических и мыслительных действий.

По принципу научности содержание изучаемых материалов должно знакомить с теориями, объективными фактами, законами.

Правила педагогики - руководящие положения, касающиеся отдельных вопросов обучения и воспитания. Следование им обеспечивает формирование наиболее оптимальной тактики действий и стимулирует эффективность решения разного рода педагогических задач.

Отдельное педагогическое правило можно назвать ценным в том случае, если оно должным образом сочетается с другими, подчиняющимися тому или иному принципу. К примеру, в целях реализации принципа активности и сознательности учителю рекомендуется придерживаться следующих правил:

Уделять внимание разъяснению целей и задач предстоящей деятельности;

Заниматься формированием мотивов учащихся и опираться на их интересы;

Обращаться к интуиции и жизненному опыту школьников;

Использовать наглядные примеры для иллюстрации нового материала;

Следить за тем, чтобы было понято каждое слово.

Педагогические ценности - это нормы, регулирующие деятельность учителя и выступающие в виде познавательной системы как опосредующего и связующего звена между установленным мировоззрением общества в сфере образования и трудом педагога. Они формируются исторически и закрепляются как формы социального сознания.

Отрасли и разделы

В процессе развития любая наука расширяет свою теоретическую базу, получает новое содержание и осуществляет внутреннюю дифференциацию важнейших направлений исследований. И сегодня понятие «педагогика» подразумевает целую систему наук:

Общая педагогика. Эта дисциплина является базовой. Она занимается исследованием основных закономерностей воспитания, разрабатывает основы процессов обучения в образовательных учреждениях всех типов. Указанная дисциплина состоит из введения в педагогическую деятельность, общих основ, дидактики, теории управления образовательными системами, методологии педагогики, философии и истории образования.

Возрастная педагогика направлена на изучение особенностей воспитания индивида на разных возрастных этапах. В зависимости от этой характеристики различают перинатальную, ясельную, дошкольную педагогику, а также средней школы, профессионально-технического и среднего образования, педагогику высшей школы, андрогогику и педагогику третьего возраста.

Специальная педагогика занимается разработкой теоретических основ, принципов, методов, форм и средств образования и воспитания индивидов с нарушениями физического и психического развития. В ее состав включают такие разделы, как сурдо-, тифло-, олигофренопедагогика и логопедия.

Благодаря профессиональной педагогике производится теоретическое обоснование и разработка принципов образования и воспитания человека, занятого в конкретной сфере трудовой деятельности. В зависимости от определенной области выделяют производственную, военную, инженерную, медицинскую, спортивную и военную педагогику.

Социальная педагогика. Данная дисциплина занимается изучением закономерностей общественного воспитания и обучения детей. Социальная педагогика включает практические и теоретические разработки в сфере как внешкольного воспитания, так и образования детей и взрослых.

Задача лечебной педагогики - разработка системы образовательно-воспитательного процесса занятий с ослабленными или больными учащимися.

Гендерная педагогика рассматривает способы создания комфортной для детей обстановки в школе и пути решения проблем социализации.

Этнопедагогика выявляет закономерности и характерные черты народного и этнического воспитания на базе археологических, этнографических, этнолингвистических и социологических методов.

Благодаря семейной педагогике разрабатывается система принципов образования и воспитания детей в семье.

Задача сравнительной педагогики - исследование закономерностей развития и функционирования воспитательных и образовательных систем разных стран.

Исправительно-трудовая педагогика на теоретическом уровне обосновывает варианты перевоспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Тесная взаимосвязь

Психология в педагогике применяется для описания, толкования и упорядочивания фактов. Кроме того, рассматриваемая наука неразрывно связана с физиологией, поскольку для выявления механизмов управления психическим и физическим развитием учеников важно учитывать закономерности жизнедеятельности организмов. Наиболее сложные отношения установились между педагогикой и экономикой. Последняя способна влиять на развитие образованности социума. При этом системой экономических мер можно оказать активизирующее или тормозящее воздействие на востребованность получения новых знаний, и этот момент тоже учитывает педагогика. Образование как система постоянно нуждается в экономическом стимулировании.

Стабильное положение

В настоящее время никто не стремится подвергнуть сомнению научный статус педагогики. Общепризнано, что ее целью является познание законов воспитания обучения и образования человека, чтобы на этой основе определить наилучшие способы достижения целей педагогической практики. По мнению большинства исследователей, данная наука стандартным образом состоит из теоретической части (аксиомы, принципы, закономерности, темы по педагогике) и практической (технологии, приемы, методы).

НИИ

В России развитию педагогики уже давно уделяется повышенное внимание. С целью совершенствования данной науки еще в СССР было открыто два научно-исследовательских института. Первый просуществовал с 1924-го по 1939-й год. Это Государственный институт научной педагогики. Он располагался на набережной Фонтанки.

Научно-исследовательский институт педагогики, образованный в 1948 году, занимался рассмотрением истории и теории, а также методов обучения. В 1969 г. он преобразовался в Институт общего образования взрослых.

Напутствие учителям

Гуманистические параметры образовательной деятельности - то, на чем основывается современная педагогика. Темы научных исследований, проводимых в этой области, призваны помочь учителям фиксировать расхождения между сущным и должным, реальностью и идеалом. Современный педагог должен стремиться преодолевать эти разрывы и совершенствоваться, формировать четкое мировоззренческое самоопределение в целях эффективной передачи знаний учащимся и успешной воспитательной работы.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука , педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

    формируется под влиянием потребностей общества;

    любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

Теоретические функции:

    обогащение, систематизация научных знаний;

    обобщение опыта практики;

    выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические функции:

    повышение качества воспитания;

    создание новых педагогических технологий;

    внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

Задачи педагогики:

    Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

    Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

    Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

    Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Зачем нужна человечеству педагогика

Педагогика как наука о воспитании имеет глубокие исторические корни, поскольку еще с древних времен у любого народа в любой части земного шара существуют определенные правила, в соответствии с которыми и воспитывается подрастающее поколение. При этом, правила имеют не только практическую направленность, но и формируют у подрастающего поколения моральные ценности и нормы, присущие конкретному народу.

В основе педагогической специальности лежит особая наука - педагогика. Попробуем разобраться, насколько педагогика нужна человечеству, особенно на современном этапе его развития.

С одной стороны, еще одна наука, которая занимается изучением человека, излишняя. Ведь есть и медицина, и антропология, и физиология, а также комплекс общественных наук (философия, социология и культурология).

Все перечисленные науки изучают человека всестороннее, с разных точек зрения, используя разные методики и парадигмы исследования.

Поскольку человек - уникальный феномен, то и изучение его должно быть разноплановым и в любой науке так или иначе поднимается вопрос о сущности и особенностях человека, будь то философия или физика.

С другой стороны, ни одна из перечисленных наук не даст ответ на вопрос: «В чем состоит цель развития человека? Зачем нужно обучать и воспитывать ребенка? В чем состоит биологическое отличие человека о других живых организмов?». Только педагогика может ответить на эти вопросы и более того, педагогика выражает общечеловеческие идеалы в форме конкретных методик воспитания и обучения ребенка.

Поскольку педагогика - это и социальная наука, то она занимается раскрытием закономерностей учебного и воспитательного процесса, который подчиняется общественным целям формирования не только человека как уникальной творческой личности, но общества в целом через воспитание отдельных его членов.

Педагогика и должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.

Важность педагогики для человечества состоит в том, что данная наука тесно связана с общественным развитием и процессами социализации ребенка, с глубоким пониманием процессов развития и потребностей растущего человека.

В этом состоит коренное отличие педагогики от медицинских наук, поскольку с точки зрения медицины развитие организма человека протекает по единым законам вне зависимости от того, в какой стране этот ребенок живет. Однако педагогика акцентирует свое внимание именно на условиях развития ребенка и выстраивает педагогические методики в зависимости от потребностей общества.

Например, при социализме методика и направленность воспитания разительно отличалась от воспитания в царской России.

В отличие от физиологии и медицины педагогика имеет дело с человеком прежде всего как с деятельным и творческим существом, которое может активно изменять мир, планировать и предвидеть свои действия, а также планировать свою деятельность и поведение в зависимости от других людей, конкретных условий жизни, своих личностных интересов. В то же время педагогика учитывает и природные задатки человека, его способности и склонности, заложенные на генетическом уровне.

Педагогика исходит из тех предпосылок, что человек становится человеком только в обществе других людей, в процессе социализации воспитания. образовательный педагогический ценность воспитательный

Подтверждением важности педагогики как совокупности знаний, методов и методик воспитания служат примеры так называемых «детей-Маугли», которые в раннем детве потерялись и были воспитаны дикими животными. Такие дети не только не могли разговаривать или ходить на двух ногах, но и были неспособны воспринимать ценности человеческого общества, несмотря на то что их физическое развитие и развитие мозга было абсолютно нормальным.

В человеческом же обществе ребенок развивается и как обычное живое природное существо, но и как существо общественное, в обществе себе подобных людей, обучающихся, трудящихся, общающихся друг с другом, создающих великие художественные произведения, шедевры техники.

Растущий ребенок должен войти в этот мир, созданный человеком, должен к нему приобщиться и стать его активным членом, продолжающим дела своих предшественников. Кроме того, крайне важной работой педагога является воспитание в ребенке уважительного отношения к ценностям общества и его моральным законам. Помочь ребенку понять «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» - это тоже задача педагогики и иногда она еще более значима, чем обучение чтению и счету.

Именно в этом и состоит важность педагогики для человечества, поскольку она занимается важнейшим делом, воспитывая и обучая ребенка не только элементарным навыкам, но и прививая ему культурные ценности и моральные нормы общества.

Список литературы

  • 1. Ефресов О.Ю. Педагогика: краткий курс / О.Ю. Ефремов. СПб., 2009.
  • 2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • 3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
  • 4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.