План-конспект на тему: Конспект занятия "Моя семья". Проектная работа моя семья

Цель:

Материалы: Альбомы с семейными фотографиями; музыкальное сопровождение; картинка с изображением членов семьи; мяч; простые и цветные карандаши; рисунки с изображением заячьей семьи; заготовки бланком дли родителей, «строительный» материал (мозаика, кубики, конструктор).

Ход занятия

Приветствие

Психолог.

Просыпается природа,

(Руки вверх.)

Умывается росой,

(Умывающие движения.)

И ребята, и зверята

(Руки на пояс, поворот с приседом влево.)

Умываются водой.

(Руки на пояс, поворот с приседом вправо.)

Проснулся лес, проснулся луг,

(Руки вверх.)

Проснулись бабочки вокруг,

(Руки опустить.)

Проснулись травы и цветы,

Проснулись и с тобою мы!

(Взяться за руки, посмотреть друг на друга.)

Дети стоят по кругу, по цепочке здороваются с соседом и говорят, что рады его видеть.

Сообщение темы занятия

Психолог. Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будет говорить, надо отгадать ребус: 7Я.

Сегодня мы будем говорить о наших родных, дорогих людях, которые живут с нами рядом.

Игра «Семья»

Психолог. Давайте вспомним всех членов семьи. Называем по очереди и повторяем предыдущее название. (По принципу игры «Снежный ком».)

Фотовыставка, беседа

Все садятся на стульчики в круг.

Психолог. Сегодня вы все принесли общую фотографию своей семьи, Давайте их посмотрим вместе.

Вот наш волшебный мячик. Он нам поможет рассказать о своей семье. Кто с вами живет? Расскажите. (Дети рассказывают по очереди, передавая мяч, показывая фотографии.)

А может, у кого-то из вас еще и домашние животные есть? Давайте выберем из этого строительного материала детали, которые похожи на ваших любимцев, и скажем, какие это животные и как их зовут? (Дети по очереди (берут строительные детали, называя своего домашнего животного.) Вы помогаете ухаживать за ними?

Чтение сказки «Сон»

Психолог. А теперь сядьте поудобнее и послушайте сказку.

Жил-был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям, и сестрам.

Однажды маленький зайчонок уснул. И видит он сон. Сидит он на нет-пенечке грустный, один. (Покажем, как сидит грустный зайчонок.) А рядом с ним нет ни мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку - никто его не сможет защитить. Никто его не сможет покормить. (Покажем, как испугался зайчонок.) Позвал он своих родных, но никто ему не ответил... Тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестренки! Позвал он их. Но никто ему не ответил... Испугался зайчонок - и поиграть не с кем! Совсем один остался!

Тут проснулся зайчонок от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! (Как зайчонок обрадовался?) Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестренки. Понял зайчонок, что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем!

Анализ сказки

Психолог. Понравилась сказка? Правильно ли понял зайчонок, что семью нужно любить и помогать ей? А зачем нужна семья? (Чтобы кто-то заботился о тебе, любил.)

Подвижная игра «Заячья семья»

Психолог. А сейчас мы немного поиграем. Представьте, что вы превратились в маленьких зайчат.

Изображения членов заячьей семьи прикреплены к стульям, у детей карточки с такими же изображениями. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Этот пальчик большой -

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Задание «Прятки»

Психолог. Найдите и раскрасьте всех членов семьи, которые спрятались на картинке.

Задание «Домик»

Психолог. А сейчас дорисуйте домик для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Кто в нем будет жить.

После того как дети нарисовали, все делятся своим мнением.

Игра «Верно - неверно»

Психолог. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

Семья - это все мои друзья и знакомые.

Семья - это я.

Семья - это родные, которые живут рядом.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка - это мама моей мамы.

Дедушка - это папа моего папы.

Семья - это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка - это мои родители.

« Я - дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Игра «Ассоциации»

Психолог. Посмотрите, что я для вас приготовила. (Показывает рисунок семьи.) Я буду показывать членов семьи, а вы хором их называть.

Давайте попробуем сравнить каждого из них: маму сравним с цветком (ответы детей, психолог может фиксировать ответы детей на заранее заготовленных бланках для родителей). Папа будет похож на спортивный инвентарь, бабушка на посуду, дедушка на мебель, сестренка или братишка на игрушку.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Какие игры вам понравились больше всего? Давайте возьмемся за руки и попрощаемся.

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!

Елена Сырцева
Проект «Я и моя семья»

Проект «Я и моя семь

Тип проекта: практико –ориентированный

Продолжительность проекта: 3 месяца

Участники проекта: дети, родители, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, хореограф.

Возраст детей: 5 – 6 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект «Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»

Обоснование актуальности проблемы В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.

Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей

Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта: Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.

Задачи: Для детей:

1. Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»

2. Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения

3. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;

4. Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;

5. Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;

6. Развивать коммуникативные навыки детей;

7. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Для родителей:

1. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности

2. Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.

3. Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т. д.

Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)

1. Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье

2. Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей

3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта

4. Активизация психолого-педагогической компетентности родителей

Форма проведения итогового мероприятия проекта: досуговая

Название игрового мероприятия проекта: - развлечение «Папа, мама, я – отличная семья»

Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»

Продукты проекта: для детей:

Альбомы «Я и моя семья»

Рисунки «Моя семья»

Совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – отличная семья»

для родителей:

Коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия»

Совместное развлечение с детьми «Папа, мама, я – отличная семья»

Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»

для педагогов:

Сбор и накопление материалов по теме проекта.

Ожидаемые результаты: Для детей:

Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях

Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей

Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.

Для родителей:

Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей

Укрепление детско-родительских отношений

Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями

Для педагогов:

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

Оценка проекта в целях определения его актуальности.

Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - родитель» по данной проблеме.

Этапы реализации проекта «Я и моя семья»: 1 этап - подготовительный (февраль).

Цель: диагностические исследования и определение перспектив.

На первом этапе, на основе проведенной диагностической работы (анкетирование детей и родителей на тему «Моя семья», проективный тест «Рисунок семьи», будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами и воспитателем.

2 этап - деятельностный (март - май).

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

Работа педагога-психолога с детьми включает в себя занятия по проекту, самостоятельная деятельность детей на занятиях

Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении «домашних заданий».

Работа педагога – психолога с родителями включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственному воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме

3 этап - завершающий (май).

Цель: Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме родительского собрания «Счастливая семья. Какая она?»

Перспективный план группового проекта «Я и моя семья»

в старшей группе Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями

февраль анкетирование родителей и диагностика детей

Анкета «Что я знаю о себе и моей семье»

- «Рисунок семьи»

занятие 1 «Тайна моего имени»- беседа на тему»Для чего человеку дано имя»

Игра «Эхо»

Игра «Ласковое имя»

Игра «Объясни имя»

Конкурс «Кто знает больше имен»

Раскрашивание своего имени интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»

Запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка

март занятие 2 «Автопортрет» стих «Еще одно эхо»

Игра «Радио»

Игра «Ветер дует на»

Рисунок «Мой портрет» совместный просмотр семейных фотографий: на кого похож ваш ребенок.

«Мой внутренний мир» беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра «Радио»

Игра «Мне нравится»

Упражнение «Ладошки» составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»

В альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка

март занятие 4

«Моя семья» беседа «Моя семья»

Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Рисунок «Моя семья» совместный просмотр семейных фотографий

Составление рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй»

апрель занятие 5

«Расскажу вам о моей семье» чтение произведений: Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».

Игра «Мы очень любим»

Беседа «Семейная фотография»

Игра «Родители и дети»

апрель занятие 6

«Мамина профессия» беседа «Моя мама - лучшая на свете»

Игра «Как я помогаю маме»

Рисование «Портрет мамы»

Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»

Изготовление коллажа «Мамина профессия»

«Папина профессия» беседа «Мой папа – самый, самый»

Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Спасатели».

Дидактические игры «Назови профессии», «Кому, что нужно?»

Рисование «Мой папа» изготовление коллажа «Папина профессия»

апрель занятие 8

«Семейные традиции» беседа «Традиции моей семьи»

Рисование «Особый день моей семьи» «Традиции моей семьи»

май развлечение «Папа, мама, я – отличная семья» родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»

Цель: Дать детям представление о семье.

Задачи :

1. Воспитывать уважение к семье, доброжелательность в общении, послушание, трудолюбие.
2. Учить называть всех членов семьи.
3. Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей с помощью позитивных переживаний.

Материал: цветные карандаши, лист бумаги, разделенный на части, кружочки из цветной бумаги (красные, синие, зеленые, оранжевые – разной величины), цветные квадраты (желтого и коричневого цвета), клей.

Оформление доски: образец для практической работы с цветными геометрическими фигурами, сюжетные картинки на тему «Семья».

Ход занятия

I. Организационный момент:

1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Игра – викторина «Кто поможет?».

Цель: Развитие и коррекция слухового восприятия.

Ребята, давайте поиграем в игру под названием «Кто поможет?». Я буду задавать вам вопросы, а вы, подумав, станете мне отвечать.

Кто поможет утром рано встать с кровати иль с дивана, чтобы миленький сынок в школу опоздать не смог?
- Если вдруг случилось горе, ты порвал штаны свои, кто их быстренько зашьет и в порядок приведет?
- Кто поможет дочке натянуть носочки?
- Все ребята любят вкусненько покушать. Кто же в доме лучше всех приготовит ужин?
- Все, конечно, угадали – это наши мамы.
- Ребята, у вас на столах лежат кружочки из цветной бумаги. Представьте себе, что кружочек красного цвета – это ваши мамы.

А теперь послушайте другие вопросы.

Если в доме свет потух, лампочка сгорела? Кто же нам поможет, кто исправить сможет?
- Присмотрела в магазине мама множество вещей. Кто поможет их до дома донести скорей?
- В светлый день 8 марта помогает маме он: варит, моет, убирает – поздравляет с женским днем.
- Кто научит сына колотить, строгать, паять? Кто поможет стать сильнее и учиться лишь на 5?

Конечно же, это наши папы.

На партах у вас лежат кружочки из синей бумаги. Представьте себе, что это ваши папы.

А кто это? Послушайте вопросы.
- Кто поможет маме с папой мусор вынести скорей? Кто поддерживать порядок в доме будет каждый день?
- Кто порадует пятеркой? Кто поможет вымыть терку?
- Кто окажет помощь маме, если в доме хлеба нет?
- Кто пойдет гулять с собакой?
- Кто польет цветы?
- Эти несложные дела по силам детям – сыновьям и дочерям.

На партах есть кружочки из зеленой и оранжевой бумаги – это «дети». Но давайте вместе решим, какого цвета будут сыновья, а какого дочери. (Сыновья – зеленого, а дочери – оранжевого).

II. Основная часть.

1. Введение в тему:

а) слово воспитателя.

Посмотрим на свои кружочки. У нас есть мамы, папы, и их дети – сыновья и дочки. Они все родные люди, они живут в одном доме, они все помогают друг другу. Они все любят друг друга и понимают.
- А каким, одним словом мы можем объединить этих людей?
- Это – семья. Без семьи людям очень трудно. Нет рядом родных, любящих людей, которые всегда придут на помощь, приласкают, побалуют. Берегите, любите свою семью. Не ссорьтесь, не огорчайте своих родных людей. Будьте счастливы.

Любовь до луны (Геннадий Кузнецов).

Маму с папой я люблю,
Я за правду говорю,
А совсем не понарошку.
Я люблю сестру и кошку,
И собачек, и утят,
И цыплят, и поросят.
Даже нравятся слоны.
Всех люблю я до луны.
Я люблю до звезд, до неба…
Я люблю окрошку с хлебом
И варенье я люблю,
Мультики, кино и прятки,
С мармеладом шоколадки,
Бабушек люблю я очень.
Бабушки всегда хлопочут
То на кухне, то на грядке,
Значит, все у них в порядке.
Мне мои друзья нужны.
Всех люблю я до луны.

Папа краску не убрал,
Он, наверное, устал.
Помогу покрасить рамы,
Я помощница у мамы.
Папа будет рад теперь:
Помогла покрасить дверь.
Вот они заходят в зал…
Папа ремешок достал,
Мама в угол показала
И лицо серьезным стало.
Я наплакала навзрыд,
Стала шмыгать носом.
Папа строго говорит:
«Брать нельзя без спроса».
Стала я совсем большая,
Маме с папой помогаю,
Я игрушки собираю.
Красить вот не разрешают.

Какие еще плохие поступки могут совершать непослушные дети? Нужно ли наказывать таких детей?

А вот еще…
- Дочка у мамы злючкой была: громко кричала, игрушки ломала, маме грубила никого не любила. Но мама у девочки доброй была и ласковым словом лечила она.

Какие ласковые слова говорят мамы своим детям?

б) Пальчиковая разминка «Считалочка».

- Ребята, давайте вспомним считалочку и разомнем наши пальчики. Поставьте перед собой руку с открытой ладонью и загибайте пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – буду я –
Это вся моя семья.

Так о ком мы с вами забыли сказать?
- Да действительно в наших семьях часто рядом с нами живут наши бабушки и дедушки - это мамы и папы ваших родителей. Кроме цветных кружочков у вас еще есть квадратики желтого и коричневого цвета. Желтый – «бабушка», коричневый – «дедушка».

- А теперь возьмите лист бумаги. Этот лист необычный. Рассмотрите его внимательно. Возьмите клей и наклейте в окна листика «всех членов» своей семьи. Первым наклейте того кто главнее всех, затем тех кто будет стоять за ним. (5 мин.) (Показать образец на доске). Вот все и в сборе.

в) Рассказы детей о своих семьях.

г) Обязанности членов семьи.

У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.
- Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?
-А что в семье делает папа?

Папин подарок (Геннадий Кузнецов).

Подарил игрушку папа-
Это песик конопатый.
Знает папа, что собака-
Это лучший друг.
Друг всегда подаст мне лапу,
Потому что он от папы.
Говорю с моей собакой,
Как с живою, вслух.

Чем могут быть полезными дети? Но дети бывают разными и иногда огорчают своих родителей плохими поступками.

Послушайте стихотворение «Помощница».

Помощница (Геннадий Кузнецов).

Стала я совсем большая,
Маме с папой помогаю,
Я игрушки собираю,
Кукле юбочки стираю,
Завтра полку протирала,
Тесто по столу катала,
«Мою» часики под краном-
Вот обрадуется мама!

2. Практическая работа.

Раздать детям разделенные на 6 частей листы бумаги и попросить нарисовать их всех членов своей семьи.

III. Итог. Закрепление результатов занятия.

Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представилисебе что-то очень хорошее, что было в жизни вашей семьи. Представьте ласковую маму, справедливого папу, сестру или брата с которыми вы часто вместе играете. Вы почувствуете, как вам стало тепло и радостно и как легко стало вашей душе…
Запомните, что вы сейчас чувствуете и сохраните эти ощущения в памяти.

Откройте глаза.
- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Каким одним словом мы можем объединить маму, папу, детей?
- Какими должны быть послушные дети?
- Чем дети могут помочь своим родителям?

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья. Родословная»

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте исто-рии родной страны.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
- Знать понятия «родословная», «генеалогическое древо»
- Уметь составлять генеалогическое древо
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа
Ознакомление с окружающим:
а) «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
б) рассказы детей о членах их семей.
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотогра-фий), «Мне хорошо, когда…», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Методическое обеспечение:
- фотографии членов семьи
- рисунок дерева (на каждого ребёнка)
- панно с изображением дерева.

Ход:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Да-вайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ла-дошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).

Разгадывание кроссворда о семье.
* Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .
* Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .
* Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас не смыкая ночью глаз? (мама) .
* Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья) .
* Тебе дано, а другие пользуются (имя) .

Воспитатель:
Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»

На мольберте картинка 7 Я

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Де-монстрируют чувственное восприятие к стихотворению.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит, семья?» Давайте про-верим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? Ответы детей.
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые роди-тели и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. – Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?» .
(Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
Ребята, подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи - это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи - общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родите-лей.
Проводится игра «Назови отчество». С мячом.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него полу-чится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сы-ночков:
Александр - Александровна - Александрович;
Олег - Олеговна - Олегович;
Иван - Ивановна - Иванович;
Василий - Васильевна - Васильевич.
Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортив-ная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.

Физкультминутка
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что озна-чает слово «РОД»? РОД – все родственники, имеющие одну и ту же фами-лию. У нас на столе лежат колечки.
Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо - это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо - дети, т.е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети: пирамидка.
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?
Родословная это история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)
А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и ли-стья огромного человеческого дерева.
Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют генеалогическим деревом (древом).
- Родословное дерево – это изображение истории рода в виде раз-ветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о пред-ках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых ма-ленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объ-яснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
Генеалогия или родословие - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях.
Воспитатель: – А теперь давайте сядем за столы. Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фотографии, найдите пожалуйста свои.
– В самом верху на кроне дерева располагается ваша фотография (Колина, Танина и т. д.) Если у вас есть братик или сестрёнка, то вы при-клеиваете её рядом со своей фотографией, а ниже справа – папа, слева – мама. Еще ниже под родителями, их родители, то есть ваши бабушки и де-душки.

Заключение.
– Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве
* Что вам больше всего запомнилось?
* Понравилось ваше дерево жизни, почему?
* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим дере-вом?
* Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)

Задачи занятий:

  • закреплять полученные первичные представления о семье, её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.);
  • родственных отношениях (муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, дедушка, бабушка);
  • закреплять представления о составе своей семьи, именах её членов, семейных традициях, праздниках, увлечениях и отдыхе членов семьи, способах проявления заботы друг о друге в семье; о своей принадлежности к её членам;
  • формировать представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (мама наводит порядок, готовит, стирает и т.д.; папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, выполняет всю тяжелую физическую работу; дети поливают цветы, вытирают пыль, поддерживают порядок в своей комнате, помогают накрыть на стол, убрать посуду со стола и т.д.);
  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, сопереживания с ними, стремления позаботиться о маме и о других членах семьи;
  • воспитывать любовь к родителям, привязанность к семье, желание радовать близких;
  • стимулировать у детей желание к совместной деятельности с разными членами семьи; , благодарить за услугу и т.д.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о составе семьи.

Вопросы к беседе:

— С кем ты живёшь?

— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего дедушку?

— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? Ты знаешь, сколько им лет?

— Давай посчитаем, сколько человек в твоей семье.

Индивидуальные беседы с детьми о членах семьи.

Цель: закрепление знаний детей об именах членов семьи, представлений об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.

Вопросы к беседе:

— Как зовут твою маму, твоего папу?

— Что мама (папа) делают по дому?

— Как ты помогаешь родителям?

— Чем любят заниматься в свободное время твои родители?

Интегрированное занятие «Моя семья»

Задачи: учить называть всех членов семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор с фотографиями семей детей, микрофон, корзинка, бумага, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.

— Кто здесь изображён?

— Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображён? (Семья, родные, родственники).

— У каждого из вас есть своя семья. Расскажите, с кем вы живёте?

На экране демонстрируются слайды с изображением семей воспитанников. Дети называют членов своей семьи (Это моя мама, её зовут… (полное имя), моего папу зовут… (полное имя) и т.д.)

— Ребята, вам нравится, когда рядом с вами родители? Почему?

— Как вы думаете, взрослым нравится, что рядом с ними дети? Почему?

Как хорошо, что у всех вас есть семья. Люди в семье любят друг друга. Когда все вместе, когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье. Родителей радует то, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. Дети радуются, что родители заботятся о них, защищают, играют с ними.

Свою любовь к близким людям мы можем выразить словами, ласковыми, нежными обращениями.

Рисование на тему «Я и моя семья»

Организация выставки детских работ.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Мой дом»

Цель: закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему.

Вопросы к беседе:

— Зачем человеку нужен дом? (Место проживания семьи, укрытие от непогоды, защита от злых, нехороших людей, место отдыха, занятия любимыми делами.)

— Нравится ли вам быть дома? Почему?

Подытоживая ответы детей, воспитатель подчёркивает:

— У каждого человека есть родной дом, где он живёт, где его всегда ждут и любят. Где бы человек ни был, как бы хорошо не было в гостях, в других местах, он всегда стремится домой.

— Что нужно делать для того, чтобы в родном доме был порядок, уют?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Барто «Дома».

— Расскажите о своём доме (квартире), какой он: где расположен, сколько в нем комнат, какое ваше самое любимое место в доме?

— Почему вы любите свой дом?

— Почему говорят: в гостях хорошо, а дома лучше?

— Как вы понимаете выражение: дома и стены помогают?

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о том, чтобы они рассказали детям об истории своей семьи, знакомстве с супругом (супругой), показали свадебные фотографии, рассказали традициях своей семьи (семейные праздники, совместный отдых, посещение кафе, зоопарка, цирка, выезд на дачу и т.д.).

Занятие «Наша дружная семья»

Задачи: уточнять и обобщать знания о семье, её составе; формировать представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, воспитание детей; воспитывать привязанность к семье, любовь к родителям, желание помогать им.

Материал: геометрические фигуры (круги, треугольники) разных размеров, семейные фотографии детей.

Игра «Составь семью»

Детям предлагается с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. Мальчиков и девочек изображают с помощью маленьких треугольников и кругов. Большими геометрическими фигурами изображают взрослых членов семьи. Детям предлагается подумать, как при этом можно изобразить бабушек и дедушек (с этой целью можно предложить дополнительные детали).

— Скоро вы подрастёте, пойдёте в школу, потом будете учиться в институте, выберете любимую профессию. У вас будет семья, дети. Давайте помечтаем. Какая у вас будет семья? Сколько в ней будет детей? Вы будете относиться к своим детям также, как относятся к вам родители, или по-другому?

Дети с помощью геометрических фигур изображают свою будущую семью. У детей на столах семейные фотографии. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

— Кто ты для своей мамы (папы, дедушки, бабушки)?

— У тебя есть брат (сестра)? А у него (неё) есть брат? Кем тебе приходится его (её) мама?

— Как зовут твою бабушку? Чья она мама? Ты ей кем приходишься? А кому ты ещё внук?

— Может ли быть в семье две мамы? Две дочки?

Игра-упражнение «Закончи предложение»

«Я люблю свою маму потому, что…»

«У меня есть бабушка. Я хочу ей пожелать…»

«Моя сестричка очень…»

«Мой папа самый…»

«Мама огорчается, когда…»

«Папа обрадовался из-за…»

Ребята, понравилось ли вам занятие? Чем?

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Задачи: побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, общение между членами семьи (мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать, готовит еду и т.д., папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, готовить, гуляет с детьми); обогащать игры новыми сюжетами, способствовать появлению интересных замыслов (предложить детям отметить день рождения мамы; поехать всей семьёй в зоопарк).

Общение. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

Цель: обучение определению эмоциональных состояний изображённых на фотографиях людей, связыванию их настроения с определёнными событиями в жизни семьи.

Определить по картинкам:

— Почему радуется мама?

— Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь?

— Почему плачет младшая сестрёнка?

Художественно-речевая деятельность. Разыгрывание ситуации «Звонок бабушке»

Цель: обучение детей проявлять заботу и внимание по отношению к родственникам, воспитывать культуру общения с близкими людьми.

В данной ситуации воспитатель берёт на себя роль бабушки и разговаривает по телефону с ребёнком. Обращает внимание детей на необходимость вежливо поздороваться, назвать себя, поинтересоваться самочувствием бабушки, её делами, рассказать о своих занятиях, играх, друзьях, вежливо попрощаться. Посоветовать детям звонить бабушке чаще, навещать, чтобы она чувствовала заботу о себе.

Работа с родителями.

Предложить родителям выучить с детьми стихи о маме, бабушке, папе и других членах семьи.

Общение. «Поговорим с близкими людьми»

Цель: формирование стремления заботиться о маме и о других членах семьи; воспитание любви к родителям, желания радовать близких.

Вопросы к детям:

— Кого мы называем родными, близкими людьми?

— Как вы заботитесь о своей маме? Папе?

— Как помогаете бабушке? Дедушке?

— Чем вы можете порадовать своих близких людей?

Воспитатель предлагает детям поздравить с днём рождения близкого человека, подарить рисунки, рассказать о любимых игрушках, о своих занятиях в детском саду, пригласить на детский концерт.

Общение. «Рассказы детей о том, как они с родными провели выходной день»

Цель: развитие у детей стремления к совместной деятельности с разными членами семьи.

Рассказы детей о том, где они с родными были в выходной день: «Мы в зоопарке», «Мы в театре», «Мы в парке», «Мы в цирке» и т.д. с просмотром семейных видеороликов.

Итоги проведения занятий по теме «Семья».

  • Дети узнают, что такое семья, знают членов своей семьи, их имена, занятия и взаимоотношения, семейные праздники и традиции (совместный отдых, походы в зоопарк, цирк, кафе). Имеют представление о родственных связях (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра).
  • Понимают, что у остальных детей тоже есть семья, что родители и дети любят и проявляют заботу друг о друге.
  • Проявляют любовь к родителям, интересуются событиями в семье.