Полноценное развитие ребенка. Полноценное домашнее развитие ребенка

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения истина, что подоплека особенности закладывается в раннем детстве, следовательно, воспитывать малыша необходимо от рождения. Первые три года жизни ученые выделяют в особый период - период раннего детства, что обусловлено существенными качественными и психофизиологическими особенностями детей этого возраста. В период раннего детства происходит становление и развитие детей во всех психических процессах - восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, воображения и т.д. Малыш получает представление об окружающих предметах, начинает ориентироваться в их форме и величине.

Признавая приоритет семейного воспитания, государство предоставило матери возможность воспитывать ребенка до трех лет дома. Однако, как показала жизнь, далеко не все семьи смогли воспользоваться такой возможностью для полноценного развития своих детей.

Нужно понимать, что основные направления работы дошкольного учреждения с наименьшими - это обеспечить эмоциональный комфорт, создать внутренние предпосылки для дальнейшего психического и личностного развития детей, оказать квалифицированную помощь родителям в воспитании и обучении детей. Поэтому для малышей в детских садах должны быть созданы определенные условия, специфический режим, а содержание и методы воспитания должны быть отличны от тех, которые используются на последующих возрастных этапах.

С первых дней новорожденный ребенок требует от взрослого ласкового, приветливого внимания, ласкового отношения к себе. Начиная с двухнедельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Для этого во время гигиенического ухода, подготовки к кормлению и активного бодрствования надо ласково разговаривать с ребенком, проговаривать все действия, которые выполняет взрослый, называть, предметы, но не слишком эмоционально. Нежное отношение к ребенку - главное условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это и есть основа его активности.

Первая реакция на действия взрослого (ритмичный стук, разговор, осязание) является предпосылкой к общению, которое выражается сосредоточенностью и зрительным поиском. В первые дни жизни это основная реакция ребенка на обращение взрослого. В конце первого месяца младенец начинает улыбаться взрослому. Психологи утверждают, что улыбка является первой социальной реакцией ребенка, сообщает взрослому о приятном ощущении его присутствия.

Очень важно заметить и поддержать эту социальную реакцию ребенка на взрослого. Активное, эмоциональное общение взрослого с ребенком побуждает к рождению первых социальных контактов младенца.

Улыбка как проявление позитивных эмоций появляется позже от плача - при зрительном сосредоточении на предмете или в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Впоследствии у ребенка (второй-третий месяц жизни) вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция - комплекс оживления: сосредоточенный взгляд на лицо взрослого, оживленные движения руками и ногами, тихие звуки. Это проявление первой социальной потребности ребенка в общении со взрослым.

В четыре - пять месяцев ребенок начинает отличать своих от чужих, к своим проявляет радость, к чужим – негативное отношение. Сразу после рождения резко изменяется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Чрезвычайно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом в течении нескольких дней, даже часов после рождения. От скорости этих адаптивных изменений и преобразований, возникающих в организме новорожденного ребенка в связи с переходом в существенно новые условия среды, зависит степень физиологической полноценности и развития в постнатальном периоде.

Через две - пять недель после рождения, движения обоих глаз становятся хорошо согласованными, координированными, развивается реакция сосредоточенности, которая проявляется в остановке взгляда на предмете и прекращении в этот момент всех двигательных и голосовых реакций, а в три - пять месяцев появляется способность фиксировать взгляд на предмете в поле зрения.

Дети рано начинают различать цвета. Уже в три месяца можно выработать условный рефлекс на некоторые цвета (желтый, красный, зеленый), а с шести месяцев - на все цвета. Первые реакции на звук у новорожденного ребенка имеют характер ориентирующих рефлексов и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, в разных мимических движениях. Малыши могут различать звуки одинаковой интенсивности, но разные по тембру и высоте. Разнородные звуки дети начинают различать из двух - трех месяцев, позже точность различения увеличивается. Функциональное развитие слухового анализатора длится до шести - семи лет.

В течение первых месяцев жизни ребенка органы зрения и слуха быстро совершенствуются, что обусловлено развитием нервной системы, особенно головного мозга. Развитие детей проходит очень интенсивно.

Ребенок начинает задерживать взгляд на неподвижных предметах, следить глазами за движением предметов, реагировать на нерезкие звуки и голос взрослых. На зрительные и слуховые раздражители возникает кратковременная задержка движений головы, рук, ног, прекращается плач - происходит зрительное и слуховое сосредоточение. Итак, совершенствуются реакции на внешние раздражители.

Зрение и слух развиваются быстрее, чем движения. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, является взрослый человек, который активизирует ее ориентировочные реакции. Правильное воспитание обуславливает переход ребенка от ее непосредственного общения со взрослым в совместной деятельности, в которой взрослый руководит действиями ребенка. Большое значение при этом имеет способность ребенка подражать действиям взрослых. Действия ребенка, которыми он овладевает под руководством взрослого, составляют основу для его психического развития.

С чего же начинать учить ребенка? Как его воспитывать? Анализ теоретических и экспериментальных исследований, анализ методик развивающего обучения свидетельствуют о том, что чем раньше начинать обучать малыша, тем выше будет интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Лучшие учителя для малыша - это его родители. Далеко не все они понимают, что умственное развитие детей зависит от их участия в воспитании и обучении. От семейного воспитания зависят и эмоциональные переживания ребенка, формируются ощущения. Малыш учится воспринимать окружающий мир, запоминать предметы, действия, ориентироваться в пространстве, выполнять умственные и практические действия, конечно, учится правильно разговаривать.

Полноценное развитие детей, обеспечивается в процессе его активной деятельности:
- Первый год - эмоциональное общение;

Второй год - предметная деятельность;

Третий год - игровая деятельность.

Начиная с двух-трех недельного возраста ребенка, нужно заботиться о развитии у него зрения, слуха и положительных эмоций. Родители должны знакомить малыша с теми предметами, которые его окружают, с игрушками разных цветов и разной формы. При этом надо стараться сосредоточить взгляд ребенка на предмете. Если взрослый держит младенца, вертикально на руках, то необходимо сосредоточить его взгляд на своем лице. Это способствует выработке у ребенка умения удерживать голову и развития зрительных реакций в вертикальном положении.

В возрасте двух с половиной - трех до пяти - шести месяцев продолжают развиваться органы зрения и слуха, вырабатывается умение находить источник звука, реагировать на присутствие взрослых, агукать, брать игрушки из рук взрослых. Ребенок начинает различать предметы, их цвет и форму, интонацию речи взрослых, у него формируются действия с предметами и активные движения.

Исследованиями было доказано, что, начиная с трех лет, младенца можно знакомить с буквами, цифрами, различными предметами, игрушками. При этом ученые рекомендуют использовать наглядный материал: игрушки, математические наборы, комплекты алфавита, рисунки предметов, картины художников, кассеты с классической и современной детской музыкой. Занятия с дидактическим материалом следует проводить три раза в день во время бодрствования ребенка. Для занятия взрослый выбирает такое время, когда младенец чувствует себя хорошо и может заниматься. Надо найти для малыша удобное место. Взрослый показывает перед глазами ребенка один предмет, громко называет его и побуждает ребенка смотреть на него. Это нужно делать очень быстро и заканчивать эмоциональной проявлением радости и похвалой ребенка. Такие занятия занимают 1-2 минуты.

Через пять дней один предмет или одно изображение предмета на картинке (растения, животные, написанные слова и др.) взрослый заменяет на новый предмет или его изображение. Быстрая замена взрослым одного предмета другим побуждает ребенка запоминать сам предмет и его название. Учеными доказано, что малыш лучше «фотографирует» предметы, которые быстро перемещаются перед его глазами. Если ребенку становится неинтересно, то виноват взрослый, слишком медлительный в своих действиях. Главное, чтобы взрослому и ребенку было интересно, и занятия приносили удовольствие. А когда нет удовольствия, то надо немедленно прекращать такие занятия. Основным методом на таких занятиях выступает игра. Взрослый играет с ребенком и в процессе игры знакомит его с новым материалом.

Обучение - это игра, которую нужно остановить раньше, чем устанет ребенок. Таким образом, предлагает проводить уроки живописи и знакомить малыша с художниками и их картинами. По такой методике можно рекомендовать родителям и воспитателям обучать детей родному языку, математике, знакомить с элементами географии, истории, биологии.

При правильной организации воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни у малыша возникает любознательность, постепенно он овладевает простыми способами действий с предметами, начинает действовать на основе представлений. Большое значение приобретает общение взрослого с ребенком.

Взрослый активно разговаривает с малышом. Потребность в общении является основой для развития речи. После трех месяцев ребенок в хорошем настроении подает звуки гуление, в четырехмесячном возрасте младенец часто подражает ритм звуков воспроизводимых взрослым. Во втором полугодии многое лепечет, пытается повторить склады, произнесенные взрослым. Лепет способствует постепенному совершенствованию голосового аппарата. Вещание развивается на основе зрительного восприятия. Когда взрослый спрашивает у ребенка о каком-то предмете, то это вызывает у него ориентировочную реакцию, и он показывает этот предмет. В результате многократных повторений возникает связь между произнесенным словом и предметом, на который указывают. К концу первого года жизни возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи. Ребенок ищет предмет, чтобы продолжить общение со взрослым. Такое общение, когда младенец понимает речь взрослого, приносит ему большую радость. Причем сначала ребенок, только смотрит на предмет, позже - тянется к нему, а затем - представляет этот предмет взрослому или указывает на него.

Ребенок вместе со взрослым участвует в несложных учебных и подвижных играх. Взрослый учит выполнять игровые действия, постоянно поощряет его, хвалит. Итак, в конце первого года жизни дети уже выполняют действия, основанные на простых связях между предметами и их свойствами, производятся первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.

На втором году жизни ребенок учится произносить отдельные слова, объединять по два, а потом и по три слова, образуя простейшие комбинации слов, которые иногда имеют характер предложений. Малыш начинает произносить новые слова только после многократного повторения их взрослым. Ребенок учится запоминать маленькие стишки, сказки и пытается их рассказывать. Взрослый должен постоянно поддерживать интерес и желание к восприятию художественных произведений.

В первые три года у ребенка развиваются все функции языка, а с ним и мышления. Язык становится средством общения со взрослыми и детьми, средством познания. С его помощью ребенок сравнивает, устанавливает сходство, делает обобщения, элементарные условия, выводы.

Систематические занятия по родному языку, сенсорного воспитания, физической культуры, музыки позволяют ребенку ознакомиться с окружающим миром и постепенно войти в активную жизнь в нем.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований дает возможность выделить принципы, которыми надо руководствоваться педагогам и родителям в воспитании и обучении детей раннего возраста:

Лучшие учителя для малыша - это родители;

Обучение - это игра, которую надо останавливать раньше, чем устанет ребенок;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной;

Не следует принуждать ребенка к обучению.

Следовательно, от того, насколько успешно будут реализовываться эти принципы, будет зависеть развитие детей. Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание и обучения детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития независимо от того, где растет и воспитывается ребенок, в семье или в детском саду.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.


Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.


Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.


Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.


Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.


Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.


Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.


Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.


Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.


В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.


Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.


Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.


Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?


Тесный контакт с мамой - главное условие полноценного развития
  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье.

В домашнем быту должны создаваться благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей, что возможно лишь при целесообразно осуществляемом семейном физическом воспитании.

Первая предпосылка благотворного влияния семейного быта на здоровье детей - это создание гигиенически нормальных условий быта, соблюдение в домашнем быту правил личной и общественной гигиены. Сюда относится:

Разумная организация режима жизни детей. Общий суточный режим (правильное распределение времени в течение суток для сна, питания, различных видов деятельности, отдыха) устанавливается с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, условий, в которых они живут, воспитываются и учатся.

Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к внешним условиям быта (свежий воздух и чистота в помещениях, где занимаются, играют, отдыхают и спят дети; содержание в чистоте и исправности инвентаря для игр и упражнений; гигиенически оправданные размеры, формы и качество игрушек, предметов домашнего обихода, с которыми имеет дело ребенок; достаточная освещенность мест игр и занятий и т. д.).

Закаливание.

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха.

Температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.

Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение.

Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус

нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

Прогулки дошкольников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сон на свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению,

наблюдается редко и в городах и в поселках.

Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детей составляет постепенное снижение температуры воздуха от + 200 до + 100 с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами. Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.

По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что

снижает ее эффективность. Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В домашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.

Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-140. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 220. Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2-3 недели без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5-6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15-200. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.

Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее, при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары. Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а также светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха +200 и более не должны превышать 7-10 минут. Через 3-5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8-10 минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15-20 минут. Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка. Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.

Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен.

Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят

играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-250, затем теплой – 360 и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-280 и воды не менее 220.

Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередном погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34-360 и 18-200).

Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой (380) водой в течение 30-40 секунд, затем температуру воды снижают на 2-30, а время ее действия сокращают до 15-20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и прохладного душа повторяют 2-3 раза. В первых процедурах температуру воды определяют водным термометром, затем – «на глазок». Через 3-4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30-40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3-40 и так постепенно в течение 3-3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной воды доводят до 200 у дошкольников и 240 у школьников (т.е. 40-420 и 18-200). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем. Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями

ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в содружестве с

медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.

Рациональное питание.

Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма. Казалось бы, это известно всем, во всяком случае, спорить с этим никто не станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не считают обязательным.

И если недокормленных детей при всех наших сложностях с продуктами немного, то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой школы, почти в каждой группе детского сада.

Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с

младенческого возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги и так называемая круглая спина. Добавим, что возникающие в дошкольном периоде обменные и другие нарушения, связанные с ожирением, способствуют развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости. Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а гиподинамия – прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями.

Родители должны приложить много стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.

В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена

потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь

обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников приближается к «взрослой» кулинарии. Но

лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу.

Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1,3 л, школьников – 1,5 л. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон.

В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также минеральных веществ. Примерные их суточные показатели для дошкольников: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 1200 мг, фосфора около 1500 мг, витамина С 50 мг.

На завтрак – каши, яйца (лучше сваренные вкрутую), блюда из творога,

мяса, рыбы, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед: овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок выпивает стакан молока, кефира или простокваши, съедает печенье, ватрушку или булочку, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, вечером давать не следует. Если оценить питание в большинстве наших семей, можно констатировать, что оно нуждается в улучшении. В первую очередь, за счет увеличения потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов. Сама технология приготовления блюд для детей должна быть изменена. Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного.

Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.

Пешие прогулки и походы.

Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях. Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного

рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость. С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км. Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п. Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но, не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого.

Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе. Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев. Желающим можно предложить за 30-35 м до намеченного места отдыха пройти быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты). После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем, чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых, возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, расслабиться).

Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия. Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость. Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками. Дети 3-4 лет в семейном походе проходят в день 4-6 км, скорость ходьбы примерно 2,5-3 км в час, в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует торопить ребят, нужно рассчитать маршрут так, чтобы были остановки. На опушке леса, полянке предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий. Для детей 3-7 лет предлагается длина трассы с препятствиями 80-100 м, считая по 5-6 м расстояния между отдельными препятствиями. Препятствия могут быть следующие:

«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера

с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.

«Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с несколькими поворотами.

«Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером

1,5-2 м. Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.

«Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется

колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.

«Обезьянник» - образован двумя веревками (диаметром 10-12 см),

натянутыми между двумя деревьями (расстояние между ними 2-3 м). Их туго натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята переступают ногами по нижней веревке, держась за верхнюю.

«Гол» - ударом ноги прогнать мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить его в рюкзак и надеть рюкзак на себя.

Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия,

предлагают попробовать выполнить задание, а затем уже объявляются условия соревнования.

Питание и питье. Хорошо сварить на костре свежий обед.

Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.

Тяни в круг. На рюкзак кладется мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают

в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук, каждый старается заставить партнера сбить мяч любой частью тела. Сбивший мяч выбывает из игры.

Найди свой домик. Ребята самостоятельно или с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, пенек) и находятся в них. В одном домике может быть двое детей. По сигналу выбегают на площадку, бегают, изображая ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и над головой), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны руками). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая домики. Сколько шагов. Детям предлагается задание – выбрать какое-нибудь дерево и попробовать определить на глаз, сколько до него шагов. Затем расстояние измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному число шагов.

Лыжные прогулки.

Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д. Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3-5 лет длина лыж может превышать рост на 5-7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки – немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1-2 толстыми шерстяными носками.

В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право,

больно и обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте. При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения.

Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом.

Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков. На некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом» - это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки – довольно трудное и осваивается далеко не всеми детьми.

Обучать детей скоростному «коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног.

Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.

Катание на коньках.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. Катание на коньках – сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движений на коньках обусловливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет. Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть коньки с ботинками, примерить, попытаться завязать шнурки. Шнурки должны быть широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли.

Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца – ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены.

В положении стоя учиться держать ступни прямо. Чтобы не портить пола и коньков, упражнения в помещении надо выполнять на резиновом коврике, дорожке или, не снимая с коньков чехлы.

После того, как ребенок привыкнет к обуви и конькам, походить по снегу, затем на лед. С первых шагов на льду учить правильно падать: на бок, пригибая голову к груди, или вперед «рыбкой» - проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко расположенный сугроб.

Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8-10 минут, так как дети от напряжения быстро утомляются. Выражается это обычно в желании присесть или в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается постепенно до 20-30 минут.

Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхания

Езда на велосипеде.

Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечнососудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость. Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3-4 м, длиной не менее 30- 50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает ребенок, разъяснить, как ее устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо тише»; или: «Сильнее нажимай на педали».

Бег.

Древнегреческие мудрецы говорили:

Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!

Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей. Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности.

Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет

получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Задания для детей следует разнообразить, чтобы не снижался интерес к

бегу. Кто раньше. Трое – четверо детей стоят в кружках на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 10-15 м) также обозначены кружки по числу играющих. По сигналу дети бегут на другую сторону, стараясь быстрее встать в круг. Выигрывает тот, кто сделает это первым. Догони обруч. Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают и бегут за ним. Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. В этом беге ноги несколько больше согнуты в коленях, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в стороны. Дети 5-6 лет любят соревноваться в беге, играя в игры, например, «Кто скорей к мячу», «Кто скорее обежит дерево». Им уже не требуется в таком объеме, как младшим, показывать движения. Они лучше воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега. Добеги и прыгни. Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см, над ней подвешены на шнуре ленточки. По сигналу воспитателя дети быстро выбегают вперед и снимают ленточки.

Выигрывает тот, кто первым выполнит задание, при этом подпрыгивать он должен в обозначенной полосе.

Догони мяч. Четверо – пятеро детей перебрасывают мяч через веревку,

натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая ему коснуться

земли более 1-2 раз. Надо стараться бросать мяч повыше, но недалеко.

Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки – 50-60 см.

Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует

выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать

ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.

По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам.

Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

Игры во дворе.

Чаще всего дети играют в «магазин», «детский сад», «больницу»,

«стройку». В этих играх отражается уровень знаний ребят об окружающем мире, их интересы. Сюжеты этих игр можно успешно дополнять действиями в целях физической нагрузки, укрепления здоровья детей, логично связанными с содержанием игры: пройти на пароход по доске-мостику, перед входом в детский сад подлезать под дугу или низко подвешенную веревку, перешагнуть через палочку, спрыгнуть с земляного бугорка. Еще большие возможности активных движений в таких играх, как «Летчики», «Моряки». В них детям предлагается самим придумать, как использовать бревно, скамейку, лесенку, бордюрный камень и пр. Особенно привлекательны для ребят подвижные игры с большой физической и эмоциональной нагрузкой, с элементами соревнования (бег наперегонки, с ловлей и увертыванием, длительными прыжками и др.). Такая деятельность детей должна находиться под контролем взрослых. У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров.

Старшие дошкольники, имеющие определенный двигательный опыт, самостоятельно играют и организуют соревнования, а малышам способы действий должны показать взрослые, первое время поиграть с ними.

Спортивный уголок дома.

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности.

Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

Развивать у детей движения начинают рано. Малыш еще в кроватке. Он проводит время бодрствования лежа, но уже пытается изменить позу, приподняться. Эти попытки ему нужно облегчить, расположив поперек кроватки круглую палочку-опору (диаметром 2-2,5 см). Взявшись за нее, ребенок увереннее поднимается и, главное, делает это самостоятельно, тогда, когда хочется, не ожидая помощи близких. Следующим умением – вставать – ребенок овладевает легче, если укрепить над первой опорой еще 2-3 палочки, одну над другой.

Начинающему ходить необходимо иметь устойчивые предметы, за которые можно ухватиться, сделав еще неуверенные 2-3 шага (стул, табуретка, столик). Это придаст малышу уверенность, желание самостоятельно двигаться. Большой куб (со сторонами 40х40 см, высота 20-30 см) затем используется ребенком для влезания, спрыгивания.

В спортивном уголке дома должны быть мелкие физкультурные пособия: мячи разных размеров, обручи, палки диаметром 2,5 см разной длины, скакалки. Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60-70 см). Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания. В игре такой шнур служит «домиком». Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубатой планкой, допускающий установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45 см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами 12-15 см, диаметр их 2,5-3 см. Высота вертикальной лесенки 150-200 см. На нее можно прикрепить скат с бортиками, оснастив его зацепами, по которому катит мяч, корзину для забрасывания мяча, мишень для метания. Если перекладины лесенки съемные, то это дает возможность подвешивать на нее одноместные качели, веревочную лестницу, канат, невысокую перекладину – турничок. В настоящее время разрабатываются конструкции, позволяющие убирать лесенку вплотную к стене или выдвигать, когда ребенок собирается заниматься. Интересные упражнения в перешагивании предлагаются для малыша на лесенке, сделанной из двух толстых шнуров и «перекладин» из тесьмы, устанавливаемых чаще или реже, в зависимости от умений ребенка, длины его шагов. Располагать уголок следует по возможности ближе к свету, чтобы был приток свежего воздуха, у наружной стены с широким окном и балконной дверью. Упражнения на снарядах, вводимых постепенно, вначале выполняются детьми под руководством или наблюдением взрослых, а после успешного освоения дети могут заниматься самостоятельно.

У ребенка не должно быть с самого начала отрицательных эмоций от

чрезмерно высоких или слишком малых нагрузок, неправильной методики занятий, отсутствия их периодичности, поэтому родители должны хорошо подготовиться к тому, чтобы начать заниматься с ним.


Организация: Детcкий сад №1

Населенный пункт: Воронежская область, пгт Грибановский

Сегодня общество и государство перед современным детским садом ставит множество задач. Одной из них является – полноценное развитие личности ребенка. Но достичь выполнения этой задачи без взаимодействия с семьей – невозможно. Да и детскому саду, сегодня, трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия. В свою очередь, полноценное развитие ребенка, правильное и хорошее его воспитание возможно лишь при тесном сотрудничестве родителей с образовательной организацией. Из практики видно, что вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей и повышению родительско – педагогической компетенции.

Каждый педагог должен начинать свою работу с налаживания доверительных отношений с родителями. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать другому, человека, который может всё!

Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью, как для семьи, так и для общества, должно быть развитие личности ребёнка.

Существует немало форм организации и проведения совместного досуга воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений совместно с родителями. Организация совместных мероприятий – хорошее направление деятельности для работы с родителями. Когда родители видят, как и чем живет ребенок в группе, то они, начинают лучше понимать своего ребенка, видят проблемы, с которыми он сталкивается, замечают и гордятся его успехами. Все эти нюансы в повседневной жизни в домашнем быту не видны. Современная жизнь превратилась в постоянную спешку, в «погоню», внимание родителей акцентировано на том, где и как заработать как можно больше денег. После тяжелого рабочего дня, они хотят посидеть в тишине и спокойствии, и немного отдохнуть и отвлечься от насущных проблем. Тем самым почти полностью исключая возможность к совместному благоприятному времяпровождению со своим ребенком. Они не хотят вместе с ребенком рисовать, конструировать и мастерить, читать книги, смотреть мультфильмы. А вместо этого отводят своих детей в кружки, вместо того, чтобы побыть с ними вместе, узнать об их интересах и переживаниях. Из этого вытекает другая проблема - дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Наша задача, как педагога, грамотно и интересно организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательным условием организации таких встреч должно быть то, чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.

При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное решение логических задач или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность увидеть своего ребенка в другой стороны, порадоваться его успехами и помочь выйти из сложной ситуации.

В каждом детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, День Матери, Новый год, 8 Марта, Праздник Лета. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и в качестве участников.

В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляем так, что родители становятся непосредственными участниками праздника. Родители у нас исполняют разные роли: они были и Карлсонами и Дедами Морозами, и «Мамой – Козой» и многими другими. Наши родители охотно принимают участие в различных, инсценировках, в математических КВН, соревнованиях, как по – одиночки, так и семьями. Они на праздниках читают стихи, поют песни, танцуют, играют на музыкальных инструмента. Так же мы активно привлекаем родителей к оформлению зала, фотографированию детей, видеосъемке всех мероприятий. На наш взгляд – это и есть сотрудничество с родителями через совместную деятельность.

Семья и детский сад – два воспитательных аспекта в жизни ребенка, каждый из которых по-своему социализирует его, но только в сочетании друг с другом они создают наилучшие условия для полноценного развития личности ребенка, его вхождения в большой мир – мир взрослых отношений.

В результате такого сотрудничества, постепенно уходят недопонимание и недоверие родителей. Возникает взаимопонимание детско- родительских взаимоотношений и положительное взаимодействие родителей и воспитателей. Но это очень долгий, сложный процесс, требующий терпения и сил для достижения поставленной цели.

Математический КВН между мамами и детьми в подготовительной к школе группе.

Программное содержание: развивать желание детей соревноваться со взрослыми; логическое мышление детей; умение решать логические и математические задачи закрепить знание детьми состава числа 10; воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: маски с цифрами, «чудесный коробок» с геометрическими фигурами; куб с цифрами; чайный домик; 3куклы; коврик с семью полянками; бутафорские пряники; музыкальный центр.

Ход.

Воспитатель. Здравствуйте дорогие мамы, здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча обещает быть очень интересной. Я предлагаю вам с вашими детьми сыграть в математический КВН. А кто знает, что обозначают буквы КВН? (ответы).

Тема нашего КВН «И прекрасна и сильна Математики страна». В КВН сегодня участвуют две команды: команда «Мамы» и команда «Дети».

КВН, как вы уже сказали, это клуб весёлых и находчивых, значит вы сегодня не должны скучать. Будьте внимательными, находчивыми и отвечайте на все вопросы. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать медали.

А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри:

Заведующий детским садом, заместитель по учебно- воспитательной работе старший воспитатель.

Ну что ж друзья. У нас сегодня

Особый, необычный день

Мы приготовили весёлый

И интересный КВН

И чтобы этот КВН

По душе пришёлся всем,

Показать надо знания прочные,

Быть весёлыми и находчивыми.

Воспитатель. А как вы думаете, зачем нужно человеку знать математику?

Команда «Дети». Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не может подняться ракета.

Команда «Мамы». Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Воспитатель. Давайте совершим необыкновенное путешествие в мир занимательных вопросов и задач-загадок.

Внимание! Внимание!

Узнаем мы сейчас,

Что каждая команда

Подготовила для нас.

Математическая разминка.

Каждой команде предлагается отгадать математические загадки.

Математические загадки для команды «Дети».

  1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал ещё один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (двое)

2 .Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать-

  1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка,

А потом упал Игнат,

Сколько было всех ребят? (пять)

А теперь задачки-шутки для команды «Мамы».

1 Шесть весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улёгся спать,

Поросят осталось...(пять)

2. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два под берёзой,

Один у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине? (три)

  1. Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

На верху ещё окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки, (четыре)

Воспитатель. Следующий конкурс «Собери 10».

По моей команде каждая команда должна образовать пары из своих цифр так, чтобы в сумме получилась цифра 10. Выиграет та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.

Воспитатель. Следующий конкурс «Домашнее задание».

Я вам предлагаю вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа.

1. 0дин ум хорошо, а два лучше.

2. 3а двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3. Старый друг, лучше новых двух.

4. Семь бед - один ответ.

5. Семеро одного не ждут.

6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7. Не имей сто рублей,а имей сто друзей.

8. Доброе дело два века живёт.

Воспитатель. Следующий конкурс «Чудесный коробок».

Каждый участник из каждой команды по очереди будет подходить к столу, просовывать руки в коробок, на ощупь узнавать геометрическую фигуру, называть её, а потом нам показывает и называет её цвет. А жюри будет проверять правильность вашего ответа.

Воспитатель. Следующий конкурс «А ну-ка посчитай-ка».

Члены каждой команды должны встать в круг, держась за руки. Когда зазвучит музыка, вы должны будите побежать по кругу. Как только музыка остановиться, я назову какое ни будь число, например 3, а вы должны встать в круг по трое. Потом игра продолжиться, но с другим числом.

Воспитатель. Следующее задание «Логические задачки».

Мы сейчас узнаем, какая из команд лучше решает логические задачки.

1. На грядке сидят шесть воробьёв. К ним подлетели ещё два. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв на грядке? (Ни одного. А если бы не было кота? 6+2=8)

2. Стоит в поле дуб. На дубе две ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут. А если бы это была яблоня-3+3=6).

3. Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет? (Шесть)

4. Повезло опять Егорке

У реки сидит не зря: Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но, смотрите, у ведёрка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху всем принесёт? (Ни одной).

Воспитатель. Следующее задание «Назови своих соседей».

Давайте сейчас встанем и поиграем в игру «Назови своих соседей». У меня есть вот такой куб с цифрами. Я буду вам его бросать, а вы должны назвать соседей того числа, которое будет написано на стороне. Если вы правильно справитесь с заданием, то за него вы тоже получите медаль.

Воспитатель. Последнее задание - игра «Полянка» (разбиение на множества).

Пряники русские сладкие, мятные,

К чаю ароматному угощенье знатное!

После всех тяжелых заданий так приятно чай попить (приглашает по 3 участника каждой команды пройти к чайному домику).

Чтоб чайку у нас попить, Вам придётся стол накрыть

Для Катюшки, для Андрюшки, для любой моей подружки. Чтоб они сначала пряников поели.

Перед участниками каждой команды на полу лежит коврик с семью полянками, на три из которых сажают куклу - Катюшку, куклу - Андрюшку, куклу – Танюшку. Полянки между куклами и в центре коврика остаются свободными. В красивой коробке лежат бутафорские пряники, отличающиеся друг от друга формой (круглые, квадратные, трапециевидные, пятиугольные), величиной (большие, маленькие),количеством украшающих бусинок (одна, две). Участникам каждой команды предлагают выбрать по одному «прянику» и раздать их куклам: Катюшке - большие, Андрюшке -трапециевидные, Танюшке - с двумя бусинками.

Беседа по вопросам: Какие пряники дадим всем куклам? (Большие, трапециевидные, с двумя бусинками).

Какие пряники дадим Катюшке и Андрюшке, но не дадим Танюшке? (большие, трапециевидные, не с двумя бусинками).

Какие пряники дадим Андрюшке и Танюшке, но не дадим Катюшке? (трапециевидные, но не большие).

Какие пряники дадим Катюшке и Танюшке, но не дадим Андрюшке? (большие, с двумя бусинками,но не трапециевидные).

Какие пряники дадим только Катюшке? (большие, не трапециевидные, не с двумя бусинками).

Какие пряники дадим только Андрюшке? (с двумя бусинками, небольшие, не трапециевидные).

Какие пряники не дадим никому? Не большие, не трапециевидные, не с двумя бусинками).

Воспитатель. А теперь слово жюри.

Жюри: Молодцы обе команды. Мы сосчитали ваши медальки и у жюри сомнений не осталось. Сегодня победила дружба!

Спасибо всем игрокам за хорошую и интересную игру.

Литература:

  1. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., 2000.
  2. Математика от трёх до семи/ Учебное математическое пособие для воспитателей детских садов.-М, 2001.
  3. Новосёлова С. А. Игра дошкольника.- М, 1999.
  4. Попова В.И. Игра помогает учиться// Начальная школа, 1997,№5.
  5. Тихомирова J1. Ф. Развитие логического мышления детей. -СП., 2004.
  6. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой.-М.,1987.
  7. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников./М. Просвещение, 1985.

8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.

Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.

Нервно-психическое развитие детей оценивается по принятым в нашей стране показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умения, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспитателей. Родители и воспитатели, наблюдая за поведением ребенка, оказывают важную помощь в выявлении его эмоционального состояния, характера и длительности засыпания и сна, аппетита, характера бодрствования, взаимоотношений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту (ниже или выше), то его проверяют по показателям предыдущего или более старшего возрастного периода.

На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ± 15 дней от должного срока. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т.е. раньше на 16 дней и более, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца - как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.

На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие - овладение умениями с опережением на один квартал и больше. Овладение умениями по одному или нескольким показателям на один квартал позже установленных сроков свидетельствует о замедлении темпов развития, на два квартала - отставание в развитии, на три квартала и больше - значительное, глубокое отставание.

На третьем году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах одного полугодия. Раннее развитие - овладение умениями с опережением на полугодие и больше, позднее развитие - овладение умениями после срока, принятого за норму; позже на полугодие - отставание в развитии, позже на год (два полугодия) и более - значительное, или глубокое, отставание. У детей дошкольного возраста допускаются колебания в пределах года.

Дети с отклонениями в нервно-психическом, развитии (отставание в развитии, значительное или глубокое отставание) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медикопедагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции развития. Начинают их с задач, направленных на устранение выявленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.

Развивающаяся нервная система ребенка функционирует очень интенсивно. В то же время способность ее находиться в деятельном состоянии весьма невысока. Кроме того, в связи со склонностью к иррадиации нервные процессы у детей осуществляются более энергозатратным способом, чем у взрослых. Следствием является быстрое утомление. Причинами его наступления часто бывают чрезмерно длительное бодрствование, недостаточный сон и наличие неблагоприятных физических факторов в среде, где живет ребенок (нарушение воздушного, температурного режима в помещении, плохое освещение, шум), а также непосильная умственная и физическая нагрузка.

Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводят к формированию хронической усталости, или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность клеток мозга после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит; утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии организма. Переутомление является состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно становится благоприятным фоном для развития болезненных отклонений и в физической, и в психической сфере. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей.

Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы - основного «энергоносителя» для нервных клеток).

Всего несколько десятилетий назад представления об оптимальных условиях для полноценного развития ребенка ограничивались его физиологическими потребностями. В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервно-психического развития, о становлении ребенка как личности.