Проект «Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников. Доклад из опыта работы на тему: «Роль народного фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника

Шахова Н.Е., музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Меня, как музыкального руководителя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока — сорока» и т. д.

Работая с малышами над музыкально — ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры — песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.). В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений! на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является приведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки», интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию. Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с работой фольклорного кружка «Росинка», который я веду в нашем детском саду.

«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. При отборе содержания и методов работы кружка я поставила перед собой следующие воспитательно — образовательные задачи:

— Знакомить детей с русским музыкальным фольклором через различные формы обучения.

  • Приучать детей внимательно слушать музыку и эмоционально реагировать на неё.
  • Прививать любовь к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей.

Несколько слов об организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для старшего дошкольного возраста 30 минут.

Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр… Кроме того, на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки… Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.

Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально — ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, ФОЛЬКЛОРА»
Карачева Инна Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа, освоение народной культуры. Так, в соответствии с новыми государственными требованиями, согласно приказу № 655 от 23 ноября 2009 года Министерства образования Российской Федерации в содержании образовательной области «Социализация» входит одна из задач формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. По мнению К.Д. Ушинского, «фольклор – одно из направлений воспитания дошкольников, влияние русских народных традиций на воспитание гражданственности и патриотизма».
Влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста – эта проблема заинтересовала меня.
Таким образом, целью исследования является влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста.
Для осуществления поставленной цели, решали комплекс задач:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Выявить значение народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников.
Определить особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка.
История человечества показывает, что вопросы гражданского воспитания издревле находились в центре внимания любого государства, но решались они в различные исторические эпохи по-разному с учетом социальных потребностей, экономических условий, использованием различных средств, методов, форм работы. В каждую эпоху оно наполнялось новым содержанием и, было обусловлено характером, организацией жизни общества и отражало общественные противоречия своего времени.
Так, одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина. «В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа. Об этом свидетельствует включение в государственно-образовательный стандарт по программе дошкольного воспитания такого раздела, как «Человек в истории и культуре» .
По мнению Шергина Б., «патриотизм, гражданственность – это твое и мое, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нем не забывать благотворно действовать и в повседневной жизни, способно строить твое сознание, твое миропонимание, твои поступки и всю жизнь»
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что фольклор является важным средством воспитания патриотизма, гражданственности у детей дошкольного возраста. Другим словами все произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В современной литературе существует огромное количество разнообразных форм и методов, способных зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов. Это могут быть и занятия, и развлечения, и праздники, и экскурсии, и театр, и игры, и чтение литературы и многое другое.
Следовательно, наша гипотеза - воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста будет успешным, если: систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, а так же проявлять творческий подход в обучении и воспитании гражданственности, патриотизма у детей.
Так, сначала был организован кружок «Гусельки». На протяжении четырех лет работы кружка нами были использованы разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями с использованием народных традиций, фольклора. Для занятий с детьми были подобраны иллюстрации к различным сказкам, потешкам, стихам.
Были созданы картотеки, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, такие как «Пословицы», «Поговорки», «Потешки», «Частушки», «Колыбельные песни».
В приобщении к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьёй.
Благодаря родителям было создана в детском саду база для знакомства с истоками русского народного творчества: уголок быта со множеством предметов-образцов, экспонатов народно-прикладного искусства; обширный наглядный материал, представленный набором открыток, иллюстраций, схем, альбомов с изображением русских костюмов и его элементов, предметов русского быта, образцами русских народных художественных промыслов; библиотечка русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок; набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочка и др.Основными формами работы с детьми в рамках кружка были следующие: экскурсии, комбинированные занятия, развлечения, беседы, народные праздники и традиции, народные игры, посиделки игры на русских народных инструментах. А в свободное время дети слушали музыку с аудиокассет, дисков в исполнении музыкантов и оркестров на народных инструментах. Для углубления знаний о музыкальных инструментах приглашали детей для выступления из школы искусств в детском саду. Особая роль в системе работы кружка отводится народно-прикладному искусству – Хохлома, Городец, Дымка, Гжель, волжские кружева, резьба по дереву и т.д. В изобразительной деятельности «превращались в народных умельцев» и сами изготавливали эти предмет, закрепляя виды росписей. После проделанной работы оформляли выставки работ в группе, дарили в виде подарков изделия детям младших групп. В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому одним из методов воспитания гражданственности являются наблюдения, экскурсии, походы.
Основными показателями воспитания гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста можно считать – изменение у детей интеллектуальных, творческих способностей, изменение содержания, выразительности хороводных игр, плясок и других жанров фольклора, их использование в самостоятельной деятельности.
Так, у дошкольников повысился интерес к народным традициям, фольклору, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности; мы зажгли в детях искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитали патриотов; взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными; у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения является первым и непременным условием воспитания гражданственности у дошкольников.
2. Залогом успешного развития и воспитания детей явилось также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
3. Исследование показало, что надо строить обучение так, чтобы не только накапливались практические умения, но и развивалась мысль детей, интерес, желание и умение думать, а также воспитывалась их личность.
4. Подтвердилась большая эффективность разнообразных методов, средств, приёмов, конкретизировалась методика их применения.
5. Также подтвердилось и то, что именно с дошкольного возраста необходимо начинать воспитывать гражданственность, патриотизм у дошкольников.
6. Огромную роль в патриотическом воспитании сыграл целесообразный подбор русского народного материала и оборудования, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наши исследования позволяют нам утверждать, что в воспитании гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста особое внимание необходимо обратить на народные традиции и фольклор.
Поэтому, обобщение педагогического опыта и выявление значения народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников, которое было целью нашей работы, является полезным вкладом в решение данной проблемы.
Материалы данной работы были использованы педагогами и родителями МДОУ «Детский сад № 1» г. Александровска, на базе которого проводилось исследование, и позволит эффективнее работать над данной проблемой. Также эти материалы могут быть использованы и методистами, педагогами ДОУ, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а также всеми заинтересованными этой проблемой лицами.
Список литературы.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002. – 115 с.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: Планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.

Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»

Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»

ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные

наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.

Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить

познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.

НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала

В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору ;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .

Наталья Келлер
Педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

1. Актуальность…. 2 стр.

2. Цель, задачи…4 стр.

3. Стратегия, методы и механизм реализации проекта… . 5 стр.

4. Литература…. 6 стр.

5. Этапы реализации проекта…7 стр .

6. Тематический план ОД в мини-музее…. 8 стр.

7. Дальнейшее развитие …10 стр.

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены : обновляется содержание образования и воспитания детей . Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности , уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Патриотизм -это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом , сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам , традициям, фольклору , художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках , посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека , а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения , почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях . А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие : с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;

Задачи проекта :

Познакомить детей с особенностями фольклора , культурой русского народа;

Развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников , привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;

Обогащать и активизировать словарный запас детей ;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства ;

Стратегия, методы и механизм реализации проекта .

Участники проекта : дети, воспитатели , музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации : долгосрочный (сентябрь - май)

Предполагаемый продукт :

1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств .

2)Обогащен и активизирован словарный запас

3)Создан мини-музей «Русский быт» .

Формы и виды работы с детьми.

Чтение художественной литературы

Экскурсии

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста . Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов . -СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» . 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника . // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк . возраста : // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании . // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику . //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.

7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования . Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru

Этапы реализации проекта .

Подготовительный этап.

1)Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» Сентябрь.

2)Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.

3)Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.

Практический этап.

1)Создание мини-музея в группе. Октябрь-ноябрь.

2)Сбор экспонатов для музея.

3)Разработка экскурсий и мероприятий.

4)Пополнение музея экспонатами. В течение года.

Внедренческий этап.

1)Торжественное открытие мини-музея. Декабрь.

2)Экскурсии.

3)Приглашение гостей.

4)Проведение образовательной деятельности в музее.

5)Создание презентации и альбома мини-музея. Апрель-май.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема Образ. области Цель образовательной деятельности Сроки

«Знакомство с русской избой» Социально-коммуникат. ,

Речевое. Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами : изба, горница, каравай.

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

«Народная игрушка – матрешка» Познавательное, речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства.

«Волшебная дудочка» Речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу : ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.

«Эх, лапти мои, лапти липовые…» Физическое, речевое, познавательное,худ. -эстетич. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

«Госпожа честная Масленица» Речевое, познавательное, худож. -эстетич., физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица» . Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

«Великий праздник Пасха» Речевое, познавательное, худож. -эстетич. социально-коммуникативное. Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

«Народная игрушка кукла-самоделка» Познавательное, худож. -эстетич, речевое. Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

«Наша изба – на славу хороша» (посиделки, развлечение) Худож. -эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Дальнейшее развитие проекта .

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно , духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма . Так же хорошо развивается разговорная речь детей , расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.

Проект

«Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников»

МДОУ детский сад №8 « Звёздочка» городского округа город Мантурово с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников второй категории

2010 год

Задачи: 1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.

2. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа; развитие у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края.

3. Формировать навыки в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

4.Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русским музыкальным фольклором.

5. Прививать уважение к культуре и истории и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

6. Способствовать развитию физических качеств через народную игру, как национального богатства русского народа.

Бытие" href="/text/category/bitie/" rel="bookmark">бытия и самосознания, возродить патриотизм и подтвердить высокую культуру русского народа.

Виды фольклора

https://pandia.ru/text/78/611/images/image004_53.gif" width="1038" height="636">.jpg" width="718" height="480 src=">

Материально-техническое обеспечение

Комната « Русская изба»

Уголки старины (по группам) –куклы в национальных костюмах, предметы старины.

Групповые « Фольклорные центры»- уголки ряжения, атрибуты к театрализованной деятельности.

Альбомы по краеведению :

« Наш город», « Наша малая Родина», « Мантурово 45 лет», « Из истории города Мантурово», « Наши земляки».

Наличие аудио-визуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты , диафильмы)

Использование подлинных музыкальных русских народных инструментов: балалайка , бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

Учебно-дидактическое обеспечение


1. Проведение занятий

2. Проведение праздников, развлечений

3. Работа кружков « Русская горница, « Русские узоры»

4. Дидактические игры

5.Проведение диагностики

6. Экскурсии

Работа с воспитателями

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть. Если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания которые будут достигнуты детям дошкольного возраста то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

- организация выставок и экскурсий;

- подготовка и проведение праздников и развлечений;

- Дни русской кухни;

- Дни открытых дверей;

- совместная работа с семьёй;

- изготовление методических пособий;

- определение этапов совместной работы специалистов и воспитателей;

- организация игровой деятельности и создание игротеки;

работа со словом, музыкой и пластикой;

https://pandia.ru/text/78/611/images/image016_15.jpg" width="861" height="670">


Ожидаемый результат

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:

Воспитать у детей зачатки гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

Раскрыть смысл понятия « патриоты своей страны»

Воспитать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев;

Способствовать формированию чувств гордости за свой народ;

Научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям России;

Воспитать гражданина своей страны.

Цель: Раскрыть значение фольклора как средство воспитания патриотических и нравственных качеств детей; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.