Родительское собрание «Адаптация вновь прибывших детей в детский сад. Адаптация учащихся общеобразовательной школы

18.08.2016

В детских садах города открылись группы для детей, впервые переступивших порог дошкольного учреждения. В данный момент идет адаптация детей к детскому саду. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.

В МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары данной проблеме уделяется большое внимание. Педагогами разработана целая система мероприятий для легкого протекания периода адаптации у детей.

Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления, методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье по развитию и воспитанию детей. Проводится работа по созданию единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями, способствующей повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства является работа консультационного пункта, где можно получить квалифицированную помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра.

В процессе адаптации уделяется большое внимание рациону питания, дети приучаются есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время идёт формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления должны быть радостными и эмоционально-положительными.

Основная задача взрослого в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя.

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Анализ работы ДОУ показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 114 МО

ПРОГРАММА

успешной адаптации и социализации

вновь поступивших учащихся

в условиях ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО

Структурное подразделение

ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО

апрель 2013г.

Программа успешной адаптации и социализации

вновь поступивших учащихся в условиях ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО

Пояснительная записка.

Каждый год в наш лицей – приходят новые учащиеся разного возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в лицее имеет одно из приоритетных значений.

Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.

Содержание программы позволяет:

Ближе познакомится с воспитанником, определить его способности и личностные качества;

Определить уровень адаптации;

Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;

Оказывать своевременную консультативную помощь воспитаннику в создавшейся кризисной ситуации;

Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (преподаватель, мастер п/о, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник, зам. директора по УВР) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;

Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми так и с окружающими их сверстниками.

Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации воспитанника.

Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:

Индивидуальные и групповые беседы с детьми;

Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности воспитанников и т.д.);

Индивидуальные и групповые консультации педагогов, воспитателей, мастеров п/о;

Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;

ПМПк; ЛФК;

Данная программа способствует:

Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;

Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;

Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;

Активному участию вновь поступивших детей в жизни группы, лицея;

Комфортному состоянию воспитанника в лицее, удовлетворенности своим социальным статусом.

Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, воспитателями, мастерами п/о что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся, своевременно выявить наличие лицейской дезадаптации у вновь поступивших воспитанников и найти эффективные средства её коррекции.

ЦЕЛЬ:

Создать благоприятные социально - психолого – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших учащихся в условиях лицея.

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Вновь прибывшие дети.

ЗАДАЧИ:

Определить уровень адаптации каждого воспитанника;

Создать условия для социально – психологической адаптации учащихся в лицее (создание сплоченного группового коллектива, предъявление учащимся единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;

Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к бродяжничеству, употреблению алкоголя и психотропных веществ, детей – изгоев);

Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

Разработать индивидуальные программы социально – психолого - педагогического сопровождения воспитанника;

Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;

Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав учащегося. (Лицейский ПМПк)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся лицея.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Составление списков вновь поступивших учащихся;

Знакомство с факторами среды жизни воспитанника(изучение данных личного, медицинского дела учащегося);

Знакомство и установление контактов детей сродственникамми при поступлении их в учреждение;

Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;

Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования.

Анкета «Адаптация»

Диагностика психических состояний воспитанника (психолог, социальный педагог, воспитатель, мастер п/о);

Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом. (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, мастера п/о).

Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий (социальный педагог, психолог, библиотекарь);

Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся. Изучение межличностных отношений ребенка в группе.

Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Изучение самооценки;

Анкета для педагогов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Составление списков учащихся, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к бродяжничеству, употреблению алкоголя и психотропных веществ, дети – изгои.

Составление плана работы с дезатаптированными детьми.

Формирование актива социальных помощников (медработники, мастера п/о, воспитатели, администрация)

Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей.

Систематизация результатов социально - психолого – педагогических исследований.

ЭТАП СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Наблюдение за вновь прибывшими учащимися (посещение уроков и внеклассных мероприятий)

Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».

Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми учащимися.

Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:

Занятия для воспитанников, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог)

Социально – психологическая поддержка ребёнка:

Определение состояния психико – эмоционального и социального статуса воспитанника (мастера п/о, учащиеся);

Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;

Социально – педагогическая реабилитация учащихся;

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите

Помощь в защите и охране прав ребенка - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка. (Социальный педагог)

Проведение ПМПк; ЛФК;

Социально – психологический практикум для педагогов. (Приложение № 15)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Индивидуальные беседы с детьми.

Диагностика. (Анкетирование, тестирование)

Отслеживание динамики социализации учащегося через карту сопровождения воспитанника по социальной адаптации. (Приложение №16)

Индивидуальные консультации для педагогов и мастеров п/о

Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации

ПМПк; ЛФК;

Социально – психологический практикум для педагогов.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

Гармонизация взаимоотношений: «педагог – воспитанник», «учащийся - учащийся»

Активное участие в жизни коллектива;

Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Высокий

1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

2.Баланс индивидуального и социального

3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.

5.Самоконтроль поведения

6.Активное участие в жизни детского коллектива

7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями

Средний

Конформизм в отношении норм коллективной жизни

Преобладает либо индивидуальное, либо социальное

Неустойчивые отношения

с окружающими

Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям

Внешний локус контроля

Поведения

Периодическое участие в жизни детского коллектива

Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями

Низкий

Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

Дисбаланс индивидуального и социального

Конфликтные отношения с окружающими

Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

Неуправляемое поведение

Пассивное участие в жизни детского коллектива

Неудовлетворенность своим статусом и отношениями

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА.

1. Ф.И.О.____________________________________________________________

2. Возраст «______» __________________г.

3. Прибытие (когда, откуда)

4.Данные о семье:

Мать ___

Отец ______________________________________________________________________
Родные ____________________________________________________________________

Опекун ____________________________________________________________________
Адрес закрепленного жилья

___________________________________________________________________________

5. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Педагогические показатели:

Темп обучения______________________________________________________________

Трудности в обучении ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Преобладающие учебные интересы ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Психологические показатели:

Тип темперамента ___________________________________________________________________________

Особенности характера, его акцентуации ___________________________________________________________________________

Образ «Я»

Общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Особенности познавательных процессов ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Профессиональные интересы ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Особенности поведения, тип отклонений в поведении ___________________________________________________________________________

Склонности, способности

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Социально – педагогическая характеристика:

А. Социальные вредности:

Ранняя алкоголизация ___________________________________________________________________________

Никотиновая зависимость ___________________________________________________________________________

Употребление токсических и психотропных средств ___________________________________________________________________________

Тяга к асоциальным играм ___________________________________________________________________________

Сексуальный инстинкт ___________________________________________________________________________

Негативизм в оценке явлений действительности ___________________________________________________________________________

Б. Отклонения в социальном поведении:

Грубость __________________________________________________________________

Драки _____________________________________________________________________

Прогулы __________________________________________________________________

Недисциплинированность __________________________________________________________________________

Избиение слабых __________________________________________________________________________

Вымогательство __________________________________________________________________________

Жестокое отношение к животным ___________________________________________________________________________

Воровство ___________________________________________________________________________

Нарушение общественного порядка ___________________________________________________________________________

Немотивированные поступки ___________________________________________________________________________

В. Социальная ситуация развития:

Неблагоприятная объективно ___________________________________________________________________________

Неблагоприятная субъективно ___________________________________________________________________________

Г. Социальный статус:

Лидер _____________________________________________________________________

Приветствуемый в группе ___________________________________________________________________________

Принятый без определенных условий ___________________________________________________________________________

Примыкающий ценой личностных жертв ___________________________________________________________________________

Отверженный ___________________________________________________________________________

Изгой _____________________________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА

Фамилия, имя воспитанника

___________________________________________________________________________
Возраст ___________________________________________________________________________

Профессия _________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби __________________________________________________

___________________________________________________________________________

Педагог-воспитатель ___________________________________________________________________________

Внешний вид, опрятность (неопрятность) воспитанника

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Поведение в группе – (восприятие воспитанником требований воспитателя, выполнение правил проживания в общежитии; проявление неуверенности, боязливости, плаксивости без видимых причин; необходимость в контроле и многократном повторении требований взрослого)
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Общение с детьми и взрослыми (предпочитает одиночество, конфликтует со сверстниками, кричит, не умеет поддержать отношения, малоконтактен со взрослыми)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Речевое развитие (внятность речи, наличие нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, наличие выраженных трудностей при пересказе)
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, потребность в постоянном контроле педагога, наличие трудностей овладения необходимым объемом знаний, неусидчивость, неумение доводить начатое дело до конца, часто мешает педагогам на занятиях)
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Темповые характеристики деятельности (неравномерность темпа работы на занятиях, частая сонливость и вялость в течение дня, работает медленно и невнимательно, темп работы быстрый, но работает хаотично и бестолково)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Физическое развитие (недостаточно развит физически, быстро устает, истощается, становится вялым или наоборот расторможенным, часто болеющий ребенок, как часто болеет более, плохо ест, беспокойно спит или трудно засыпает)
___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Моторное развитие (плохо развита мелкая моторика рук, нарушение общей координации, неуклюжесть, медлительность в движениях, предпочитает работать левой рукой или иногда работает левой рукой)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные или отрицательные качества) вы хотели бы отметить? ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись воспитателя, мастера п/о________________________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА

Ф.И.О. воспитанника_______________________________________________________
Клинический диагноз

Психолого-педагогическое заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________


Актуальные проблемы ребенка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель программы
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сроки реализации ___________________________________________________________________________

Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы

Содержание и рекомендуемые формы и методы работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прогноз развития ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Следующий консилиум ___________________________________________________________________________

Составители:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»

Ф.И. воспитанника _________________________________________________

__________________________________________________________________

Нравится ли тебе распорядок дня? ____________________________________

Какое отношение складываются у тебя со сверстниками по группе, спальне?___________________________________________________________

Какие предметы тебе изучать сложно?_________________________________

__________________________________________________________________

В чем заключаются эти затруднения?__________________________________

__________________________________________________________________

Чувствуешь ли усталость на занятиях? (да, нет)__________________________

Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?

__________________________________________________________________

Чем ты увлекался до поступления в лицей?

__________________________________________________________________

Чем бы тебе хотелось заняться в сводное время?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Испытываешь ли ты чувство голода, когда?_____________________________

__________________________________________________________________

Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

__________________________________________________________________

Какую роль в группе, лицее хотелось бы тебе выполнять?

__________________________________________________________________

Доволен ли ты своими отношениями:

С взрослыми _______________________________________________________

Со сверстниками ___________________________________________________

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.

АНКЕТА

Ф.И. воспитанника_________________________________________________

_________________________________________________________________

Тебе нравится в лицее или не очень? __________________________________________________________________

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь на занятия? __________________________________________________________________

Если бы преподаватель сказал, что завтра в лицей необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел бы на занятия? __________________________________________________________________

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – ни будь уроки? __________________________________________________________________

А какие уроки тебе больше всего не нравятся? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? __________________________________________________________________

Ты часто рассказываешь об успехах на занятиях своим воспитателям, мастерам п/о?

__________________________________________________________________

Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий преподаватель (мастер)? __________________________________________________________________

У тебя в группе много друзей? __________________________________________________________________

Назови своих друзей? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11.Тебе нравятся твои одногрупники? __________________________________________________________________

12. Назови своего любимого педагога, воспитателя, администратора:____________________________________________________

Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 11 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла)

ШКАЛА ОЦЕНОК:

Учащиеся, набравшие:

25 – 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации,

20 – 24 балла характерны для средней нормы

15 – 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию,

10 – 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации

Ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной адаптации.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ.

Методика «Лесенка»

На бланке изображено несколько лесенок, состоящих из 7 – 11 ступенек. Количество лесенок и оцениваемые качества могут меняться в зависимости от необходимости. Первый желательно выявлять общую самооценку «хороший – плохой».

Методика проводится индивидуально.

Инструкция для ребенка: «Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята. На верхней ступеньке – самые лучшие ребята. На следующей – тоже хорошие, но все – таки чуть – чуть похуже. Чем ниже – тем хуже (показать рукой). Посредине – дети не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие».

После того, как взрослый убедиться, что ребенок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задает ребенку следующие вопросы:

На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?

На какую ступеньку ты хотел бы себя поставить? Почему?

А на какой ступеньке ты можешь оказаться, если очень – очень постараешься? Почему?

А как ты думаешь, куда тебя поставить воспитатель? Почему?

А куда она тебя поставить, если ты будешь очень стараться? Почему?

А учительница тебя куда поставит? Почему?

А куда она тебя поставит, если ты будешь очень стараться? Почему?

Для оценки могут использоваться следующие качества:

Умный – глупый

Добрый – злой

Веселый – грустный

Внимательный – невнимательный

Довольный собой – не довольный собой

Хорошо учиться – плохо учиться

Обработка и интерпретация результатов:

1. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценке при ответах «за себя».

2. Сопоставляются уровни желаемой, возможной, реальной самооценки при ответах «за себя», учителя и воспитателя.

Оценка ответов:

1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами ставят себя на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.

2. Случаи, когда дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, могут свидетельствовать: (об инфантилизме, об отсутствии самостоятельного взгляда на себя, некритическое восприятие оценок взрослых, о том, что ребенок чувствует отвержение со стороны взрослых, о компенсирующей самооценке).

3. Случаи, когда дети ставят себя на ступеньках выше, чем по их мнению, их поставили бы взрослые, являются неблагоприятными вариантами, характеризующими осознание ребенком неприятие со стороны взрослых и негативного противопоставления оценке взрослого собственной оценке.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Уважаемые педагоги просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характеризует данного ребенка.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________

    Охотно ли воспитанникк идет в группу?

Как правило, не охотно; Как правило, охотно, с радостью; Когда как, затрудняюсь ответить.

    Приспособился ли он к лицейскому режиму?

Пока нет; В целом да; Абсолютно приспособился; Затрудняюсь ответить.

    Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?

Нет; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.

    Сколько времени ежедневно тратит воспитаник на выполнение домашних заданий?

Укажите конкретно: _____________________________________________________

    Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Помощь нужна всегда; Нуждается довольно часто; Нуждается иногда; В помощи не нуждается; Сложно ответить однозначно.

    Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует; Обращается за помощью; Трудности старается преодолеть сам; Затрудняюсь ответить.

    Способен ли ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Самостоятельно этого сделать не может; Может, если побудить к этому; Как правило, может.

    Часто ли воспитанник жалуется на одногрупников, обижается на них?

Довольно часто; Такое бывает, но редко; Такого практически не бывает; Затрудняюсь ответить.

    Справляется ли воспитанник с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет, не справляется; Скорее нет, чем да; Скорее да, чем нет; Да.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

ЗАДАЧИ:

1.Развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

2.Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

АДРЕСАТ: Учащиеся младших классов, имеющие проблемы в период адаптации.

СОДЕРЖАНИЕ: 10 занятий,состоящих из игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально – волевой сферы,навыков адекватного социального поведения учащихся.

Занятия проводятся психологом 1 – 2 раза в неделю. Численность группы не должна превышать 5 – 6человек.

Занятие 1. «ЗНАКОМСТВО»

Цель занятия: Установление контакта между участниками группы, создание позитивного настроения, атмосферы психологической безопасности.

1.Упражнение «Добрый клубок».

2.Игра «Какая рука у соседа?»

3.Изготовление весёлых человечков.

Занятие 2. «НАШ ДОМ»

Цель занятия: Создание положительного настроения, сплочённости группы, развитие навыков общения.

1.Упражнение «Сделай как я».

2.Игра «Мне нравится».

3.Изготовление домиков для человечков.

4.Игра «Все вместе»

Занятие 3. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель занятия: Развитие чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки, доверительного отношения.

1.Упражнение «Ласковое имя».

2.Игра «Назови слово».

3.Игра «Угощения».

4.Игра «Настроение».

5.Изготовление подарков.

Занятие 4. «ОБСТАВИМ ДОМ»

Цель занятия: Создание атмосферы принятия,формирование желания общаться,развитие инициативы творчества.

1.Упражнение «Аплодисменты по кругу».

2.Игра «Зеркало».

3.Изготовление мебели.

Занятие 5. «ЛЕС»

Цель занятия: Формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить о них, развитие мелкой моторики.

1.Упражнение «Комплименты».

2.Игра «Отгадай».

3.Игра «Прогулка в лес».

Занятие 6. «ГОРОД»

Цель занятия: Развитие умения по мимике, позе, понимать эмоциональное состояние людей, умения управлять своими движениями.

1.Упражнение «Пойми состояние».

2.Игра «Пылесос и пылинки».

Занятие 7. «МАГАЗИН»

Цель занятия: Развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения, формирование навыков вежливого обращения.

1.Игра «Ветер дует на...»

2.Игра «Магазин».

3.Игра «Кто пройдёт лучше?»

Занятие8. «ТРАНСПОРТ»

Цель занятия: Развитие творческого воображения, умения работать в группе.

1.Игра «Волшебная палочка».

2.Игра «Да – нет».

3.Конструирование транспорта.

Занятие 9. «НА МОРЕ»

Цель занятия: Создание радостного настроения, развитие равновесия.

1.Игра «Волны».

2.Игра «Морские коньки».

3.Изготовление рыбок.

Занятие 10. «ПРОЩАЛЬНОЕ»

Цель занятия: Развитие внимания. обогащение репертуара телесных ощущений, создание радостного настроения от совместного труда.

1.Игра «Тень».

2.Игра «Гусеница».

3.Чаепитие.

КОМПЛЕКС ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнение №1

Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылка, лопатки, ягодицы и пятки Напряжением мышц зафиксировать это положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 15 – 30 секунд.

Упражнение №2

Проделать указанное в упражнении №1, но, отойдя от стены, сделать несколько движений руками, туловищем и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.

Упражнение №3

Самостоятельно принять позу, соответствующую правильной осанке, после чего встать к стене и проверить её.

Упражнение №4

Встать спиной к стене (см. упражнение №1), выполнить несколько движений руками, ногой, головой, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.

Упражнение №5

Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от него, сохранить принятую позу. Затем проделать то же самое, но без помощи зеркала.

Упражнение №6

Сохранять равновесие, стоя на рейке или бруске толщиной 5 – 10 см.. Проделать то же с закрытыми глазами.

В качестве дополнительных упражнений для развития правильной осанки могут использоваться упражнения на тренировку гибкости, такие, как наклоны вперед, в сторону, назад, махи ногами; упражнения, способствующие выработке чувства равновесия: ходьба на носках и стойка на носках на определенное время.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

1 ЧЕТВЕРТЬ.

Изгои в классе

Как появляются изгои в классе;

Что делать, если в классе изгой.

Консультация психолога

2 ЧЕТВЕРТЬ

Организация работы школы – интерната с «трудными учащимися»

Отклоняющееся от нормы поведение;

Профилактика девиантного поведения у учащихся;

Модель работы с «трудными» учащимися.

Консультация психолога.

3 ЧЕТВЕРТЬ

Работа с детьми, совершающими побеги

Классификация побегов у детей;

Уточнение списков детей, совершающих побеги из школы – интерната.

Технология работы с детьми, совершающими побеги.

Консультация психолога.

4 ЧЕТВЕРТЬ

Смысл жизни и ценности детей группы риска

Дети группы риска в школе – интернате;

Особенности детей группы риска;

Нормальные условия для детей группы риска

Классификация детей группы риска

Консультация психолога.

Котова Анна Александровна
Консультация по адаптации вновь прибывших детей в группах раннего возраста для педагогов и родителей

Адаптация ребенка к детскому саду. (Выступление на собраниии педагога-психолога )

Про адаптацию знают все . Но не Все понимают, что это такое. Что же это такое?

Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям. Есть новые условия - значит, обязательно должна быть и адаптация . Даже если ее на первый взгляд не видно.

Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту, к новой микрофлоре. Можно это сравнить с ощущениями космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. Адаптация затрагивает весь организм : от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по -разному. Если родители понимают , что происходит с ребенком, и помогают ему, как правило, привыкание к саду проходит гораздо легче.

Сколько времени может занимать адаптация ?

В норме, период адаптации длится полтора месяца и делится на следующие периоды :

Острый период (две-три недели)

Подострый период - 20-40 дней.

Период компенсации - через полтора месяца.

Сроки и этапы.

Период привыкания в среднем длится от двух до четырех месяцев. Иногда, если ребенок привыкает к саду трудно, этот процесс может затянуться до 6-8 месяцев.

Первый этап - ориентировочный. Ребенок попал в новую ситуацию, и что в ней делать, совершенно не понятно. Одни дети плачут, другие увлечены новыми игрушками и, кажется, не замечают перемен. Потом эффект новизны проходит, ребенок уже устал от ежедневной необходимости рано вставать и идти куда-то, от разлуки с мамой. Появляются слезы по утрам и истерики вечером. Ребенок может потерять в весе или даже заболеть. Этот период занимает около двух недель в случае легкой адаптации , месяц-полтора - в случае средней, в тяжелых случаях затягивается надолго.

Следующий этап привыкания уже не такой яркий, кажется, что уже все закончилось. Но это не так. Даже если ребенок не плачет по утрам, есть, спит и активно играет, адаптация еще продолжается . Просто малыш уже начал справляться со стрессом. На этом этапе его в ни в коем случае нельзя перегружать, иначе может произойти срыв, что, скорее всего, обернется болезнью ребенка.

В ряде детских садов, особенно в ясельных группах , практикуется так называемая «мягкая адаптация » . Сначала дети ходят туда на пару часов, потом до обеда, через месяц начинают оставаться на тихий час, а на полный день остаются только через полтора-два месяца. Это часто вызывает недовольство родителей : дескать, воспитатели не хотят работать, вот и требуют под предлогом адаптации забирать детей так рано . А ведь ребенок уже не плачет и вполне мог бы через две недели ходить в детский садик на весь день. Конечно, мог бы. Но это и была та самая перегрузка, которая вылилась бы в постоянные болезни ребенка. Поэтому очень важно понимать, что мягкая адаптация - это забота именно о ребенке.

Итак, мы уже выяснили, что адаптация - это стресс от новых условий и приспособление к этим новым условиям.

Соответственно, если признаки стресса выражены не сильно, в большинстве случаев ребенок способен самостоятельно справиться с ними, новая деятельность осваивается успешно и в указанные сроки, значит, адаптация легкая . Если же признаки стресса налицо или ребенок не справляется с ними, а процесс затягивается средней тяжести. Если все тяжело, долго и мучительно, то мы имеем дело с тяжелой адаптацией , и тут уже нужна помощь специалистов : психологов и педиатров.

Почему ребенок плачет?

Расставаться с самым дорогим и любимым человеком - мамой малышу тяжело и сложно. Свое расстройство происходящим и тревогу перед предстоящей разлукой он будет выражать слезами. Ребенок плачет не потому, что ему плохо в саду, и не потому, что хочет манипулировать вами, а только потому, что он еще не умеет сказать другим способом «Мне грустно расставаться с тобой» или «Я волнуюсь, я еще не привык» .Эти слезы не страшны : ребенок получает новый, необходимый жизненный опыт, учится действовать в новых условиях, что естественно для процесса адаптации . Обычно, как только процедура прощания заканчивается, мама уходит, ребенок успокаивается и отвлекается. Можно помочь ребенку, показать, что вы ему сочувствуете, озвучив его переживания : «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду» .Ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы малыш не заметил. Это подорвет его доверие к вам : «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?». Такое поведение мамы не дает малышу возможности приобрести новое умение - расставаться и снова встречаться с близкими людьми. Чтобы не усугублять такие страхи, ребенка никогда нельзя просто отдирать от себя и уходить. Если дело только в боязни новых людей, то часто помогает временное мамино присутствие. В некоторых садах родителям разрешают какое-то время находиться в группе или гулять вместе с детьми на площадке. Если же у ребенка отсутствует к ним доверие, работать придется долго и много. И одних слов : «Мама обязательно к тебе придет» , - может быть недостаточно.

Как помочь ребенку.

Чтобы процесс привыкания прошел максимально мягко, надо :

Подготовиться к саду.

Во - первых, четко ответьте себе на вопрос : зачем вашему ребенку дошкольное учебное учреждение. Во - вторых, расскажите ребенку о том, что такое детский сад : зачем туда ходят, чем там занимаются. Рассказывать стоит не только о приятных вещах - новых игрушках, интересных занятиях. Надо подсказать, как вести себя в сложной ситуации. Что делать, если захотелось писать на прогулке, если ребенок испачкался или его обидели. Это поможет преодолеть страх незнакомого.

Излучать позитив.

Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относится ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию . Если папа уверен, что воспитатели в группе невоспитанные , необразованные и занимаются только поборами, ребенок будет страдать от общения с этими людьми. Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его чужим людям.

Создавать и поддерживать ритуалы.

Когда ребенок идет в детский сад, мир вокруг него стремительно меняется. Ритуалы призваны подчеркнуть стабильность этого мира, уверенность ребенка в том, что все под контролем, учат его доверять взрослым. В первую очередь, это касается ритуала прощания. Каждое утро малыш с мамой идут здороваться с нарисованным на стене дельфином, каждое утро мама переобувает ему сандалики, берет его на руки, говорит, что его любит, потом отводит его в группу , машет рукой и уходит. Мама всегда уходит после того, как помахала рукой. А после того, как ребенок возвращается домой, она снова берет его на руки, и они вместе рассказывают зайке, как прошел день.

Не говорить гадостей.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду» , «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду» , «Что ты стоишь, как столб» , «Все дети, как дети, а вот наша.» .Чтобы волосы встали дыбом, не надо ходить далеко, достаточно зайти в раздевалку детского сада утром или посетить концерт все в том же детском саду. Взрослые торопятся. Взрослые нервничают. Взрослые хотят, чтобы их ребенок был лучше всех. Поэтому на головы детей сыплется куча гадких слов. Утро превращается в нервотрепку. Детский праздник становится не детским праздником, а смотром талантов и фотосессией. И не дай бог, ребенок неуклюже танцевал, забыл слова или вообще весь утренник смотрел, как завороженный, на связку воздушных шаров. Мама, папы и бабушки беспощадны. Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернется обидой у ребенка сейчас и ответной грубостью вы ваш адрес потом, лет через 12-15. Тот, кто не умеет безусловно любить и беречь своего ребенка, обязательно получит бумерангом соответствующее отношение от подростка.

Надо понимать, что ребенку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведет себя вечером, он это делает не вам назло, а лишь разгружает свою нервную систему. Не надо требовать от ребенка слишком много. Во время адаптации дети могут забывать писать в горшок, снова начинать писаться ночью. И уж тем более не надо перегружать ребенка занятиями, кружками и развивалками. Лучше лишний раз просто посидеть в обнимку с ним.

Не перекладывать ответственность.

Иногда мамы говорят : «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького ребенка. Детский сад - не цирк и не карусель, то есть не безусловно приятное место. Сложно подчиняться новым требованиям, сложно учится общаться с пятнадцатью ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Даже прощание с мамой - это острое переживание. И если родители вместо того , чтобы помочь ребенку прожить и пережить это, справится с новой ситуацией, задают ребенку немой вопрос : «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?» , - они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик и дневных слез. Конечно, есть несадиковские дети, и любая мама должна хотя бы теоретически рассматривать вариант, что именно ее ребенку в этом году окажется не по силам привыкнуть к новому большому обществу, и ребенка придется хотя бы на время забрать из сада. Но это совсем другое. Здесь ответственность за решение лежит на родителях , они являются ведущими, подсказывать ребенку, как надо реагировать, как надо вести себя, а не пытаются переложить выбор того, как поступить, на плечи трехлетнего малыша.

Адаптация к детскому саду - непростой и ответственный этап в жизни ребенка. И от того, как он будет прожит, зависит очень многое.

Какие самые распространенные ошибки родителей в период адаптации ребенка ?

В последние дни перед приходом в детский сад или с первых дней посещения, начинает отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду : отнимать от груди, забирать соску-пустышку, снимать памперсы. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за полтора-два месяца до посещения, либо после привыкания. Но Вы этим займетесь обязательно, как только ребенок привыкнет к детскому саду :

Болезненно реагируют на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой, вообще не ходить в детский сад : обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям , любят их и не хотят расставаться с ними. Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Когда мы иногда не хотим идти на работу, мы сами себя уговариваем, стыдим. Ребенок так сделать не может, для этого у него есть родители , которые не должны соглашаться на уговоры ребенка и мягко настаивать на своем : «Мама идет на работу, а ты - в детский сад.» . Самая большая ошибка - уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее) . Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле - болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома.

Как лучше вести себя с ребенком, когда он только пошел в детский сад?

Прежде всего, спокойно и уверенно. Не тревожиться по пустякам. Нормально, если ребенок плачет в Вашем присутствии и быстро успокаивается, когда Вы уходите. При повышенной тревоге матери, ребенок легко заражается этой тревогой и начинает ожидать опасностей. Разрешите свои тревоги с работниками детского сада в отсутствие ребенка. Ребенку в группу в первые дни можно давать свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок) . Некоторые специалисты рекомендуют давать ключ от квартиры, без которого они не смогут зайти домой (на самом деле, это может быть не тот ключ, но следует сделать вид, что Вы открываете ключом квартиру); или написать записку, когда мама сможет забрать ребенка. Эту записку ребенок носит в кармане, и, хотя читать не умеет, она доставляет ему удовольствие и вселяет спокойствие. Дома постараться побольше общаться с ребенком, переложив свои дела на других членов семьи (или сделав их заранее) . Он все равно Вас вынудит с ним общаться, поэтому лучше это спланировать заранее. Расспрашивайте о детском саду, выражайте удовольствие его поведением, поделками, настраивайте положительно на завтрашний день : «Ты пойдешь в детский сад, где сможешь кататься на горке, качаться на качели, посмотреть хомячков». Обязательно выполняйте свои общения, если пообещали забрать пораньше, после сна. Для объяснения, дробите процесс на составные части : покушайте, поспите и я сразу же приду. В первые дни лучше забирать раньше всех, пока ребенок не начал плакать от обиды, что других детей забирают , а его - нет.

Очень часто ребенок реагирует на детский садик тем, что начинает часто болеть. Чем можно это объяснить?

Помимо того, что ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает, работают и психологические факторы заболеваний в период адаптации :

Заболевание как способ остаться дома, как объективная причина не ходить в детский сад и оставить дома маму, которая, естественно, не пойдет в случае болезни малыша на работу.

Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни :

Уши могут сигнализировать о нежелании слушать; горло - говорить; больной нос может означать выделение накопленного раздражения; больной живот может быть связан с внутренним страхом; голова - с внутренним конфликтом; ноги - с нежеланием куда - то идти; дыхание - с ухудшающей атмосферой; болезни почек могут быть связаны с удерживанием внутри, неумением его выражать.

Можно ли выделить разные типы детей по способу адаптации ?

1. Дети с повышенной тягой к активной деятельности.

Приходя в группу детского сада , они не сами подстраиваются под условия детского сада, а пытаются менять эти условия под себя : организуют деятельность (для себя и для других, громко плачут (другие заряжаются их плачем и «подхватывают» плач). Но в целом, они быстро привыкают к изменению обстановки, видят в окружающих друзей, с которыми можно что-то делать (привыкание длится около двух недель) .

2. Дети с умеренной тягой к деятельности.

Они терпеливо привыкают к новым условиям, усваивают новые правила, подстраиваются под них, перестраивают свои привычки. На это уходит достаточно много времени. Случаются различные заболевания, как проявление внутреннего конфликта между ребенком и окружающей средой (привыкание продолжается около двух месяцев) .

3. Дети со сниженной тягой к деятельности.

Ближайшее новое окружение рассматривают как противников, от которых надо защищаться. Энергии не хватает, приспособление идет сложнее. Эти детки чаще болеют. Их болезни отличаются длительностью и осложнениями (привыкание в данном случае длится до четырех месяцев или более, в зависимости от заболеваний). Первое время возможен даже регресс ребенка на более младший уровень : возможна потери навыков пользования туалетом, речи, хождения, нарушение аппетита и сна. Следует особое внимание уделить самому первому, острому периоду. Не сразу с первого дня следует оставлять ребенка надолго одного в детском садике. Режим дня малыша можно организовать следующим образом :1 неделя : ребенок находится в садике полтора-два часа с 10 до 12. Завтрак - дома, а после прогулки - домой. 2 неделя : после прогулки добавить обед. Малыша не следует оставлять одного на тихий час. 3 неделя : ребенка можно оставлять на тихий час, но следует забирать раньше, одного из первых.

Каковы признаки дезадаптации ребенка к детскому садику?

Основные признаки дезадаптации :

Неуемные истерики ребенка (не может успокоиться долго и в отсутствие родителей ) или наоборот - полная апатия, отсутствие контактов с воспитателями и детьми в группе . Замирание всех жизненных процессов : не ест, не спит, не ходит в туалет, не разговаривает;

Длительные заболевания ребенка с осложнениями (более 30 дней, или смена одного заболевания другим;

Глубокий интерес ребенка в развитии : утрата прежних привычек и нежелание к ним возвращаться даже после четырех месяцев (самый длительный период адаптации ) .

Дезадаптация может наступить , если :

Ребенок был болезненный и до посещения детского сада (в таком случае следует оздоравливать задолго до посещения детского сада и посещать специализированный детский сад);

Ребенок сильно привязан к родителям (нужно менять стиль взаимоотношений) ;

Ребенок гиперопекаем (бабушки, болезненность ребенка, поздний, единственный) ;

С ребенком сохраняется эмоциональный тип взаимоотношений и не введен деловой стиль - учить играть вначале игрушками, а затем уже с детьми.

Что такое признаки стресса?

Во-первых, это любые физиологические нарушения : от нарушения сна, отказа от еды и игнорирования горшка до проявлений вроде нервного тика, требующих срочного вмешательства специалистов. Снижение аппетита, ухудшение сна, даже потеря веса - это все допустимо, если выражено незначительно и не затягивается надолго. Однако если ребенок вообще перестает есть, спать, мучается запорами, на нервной почве начинается рвота и понос, то это уже та самая тяжелая адаптация , которую нельзя пускать на самотек.

Во-вторых, меняется поведение ребенка. Ребенок становится более капризным, просится на руки, ноет или проявляет признаки агрессии. Это тоже нормально, так он избавляется от негативных эмоций.

В-третьих, это болезни. Чаще всего в детском саду дети болеют не от чихающих товарищей, а именно от стресса.

То, как будет проходить адаптация , зависит от многого. Конечно, в первую очередь - от здоровья ребенка. Часто болеющие дети, дети с повышенной возбудимостью, перенесшие гипоксию в родах или вовремя беременности матери, будут привыкать к садику сложнее. Кроме того, на процесс адаптации влияют не только индивидуальные особенности ребенка, но и климат в семье, отношение родителей к саду и воспитателям, а также их (родителей и воспитателей ) поведение.

Влияние климата в семье на адаптацию :

В семье нет положительного настроя на детский сад : это приводит к нагнетению отрицательного отношения к дошкольному образованию;

Если сами родители очень тревожны или имеют свой негативный опыт посещения дошкольного учреждения (в таком случае родителям следует прорабатывать свое собственное напряжение, выявлять причины своего беспокойства и проговаривать его в отсутствие ребенку психологу, подруге, врачу, мужу);

- родители не хотят менять свой удобный и устоявшийся стиль жизни;

Ребенок по своей природе замкнут, застенчив и тревожен.

В каких случаях лучше обратиться за помощью к специалисту?

К специалисту стоит обратиться в следующих случаях :

Если у родителей образуется повышенная тревога по поводу предстоящего посещения дошкольного учреждения или по поводу уже начавшегося посещения детского сада, а специалисты детского сада не могут оказать Вам помощь : разъяснить, успокоить.

Если ребенок начал болеть (страдает физическими расстройствами) или тоже, как родители , проявляет повышенную тревогу по поводу посещения дошкольного учреждения (страдает расстройствами психологическими) .

Не обязательно ждать тяжелых проявлений адаптации : если родители обеспокоены процессом адаптации , а другими средства не удается снять тревогу, следует обратиться к психологу, который индивидуально поможет разрешить проблему, настроить и родителей и ребенка на позитивное восприятие детского сада, распознать причины тревог и вовремя их устранить.

Вопрос: На что должен обратить внимание классный руководитель, чтобы процесс адаптации вновь прибывшего ученика прошел безболезненно?

Ответ: Многое зависит от личностных качеств пришедшего ученика, его коммуникабельности. Сначала новенькому придется несладко – ведь он попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не представляя, что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой вороны", либо с самых первых дней старается стать "своим в доску", либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство классного руководителя необходимо.

Классному руководителю необходимо:

1. Изучить документацию вновь прибывшего учащегося с целью прогнозирования возможных трудностей в период адаптации. Познакомиться с его родителями с целью выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в новой школе, рассказать им об особенностях деятельности школы, выработать единые требования к ребенку.

2. Познакомить вновь прибывшего ученика с правилами поведения и режимом работы новой школы. Сформировать представления о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе.

3. Постараться создать доверительные отношения. Новенького желательно расспросить о его интересах, досуговой деятельности, стремлениях, о "любимых" и "нелюбимых" школьных предметах. Можно использовать анкетирование всего класса с целью определения интересов и увлечений каждого ученика. Затем сравнить полученные результаты с анкетой новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения вновь прибывшего.

4. Создать ситуацию успеха в учебной деятельности, оказать помощь в поиске личностного смысла и мотивации учения.Необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность по отношению к одноклассникам, а также сделать акцент на том, что любая ситуация всегда разрешима!

5. Организовать работу с классом по принятию новичка в коллектив (организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между учащимися отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки). Представляя новичка классу, сказать о нем несколько хороших слов.

6. Осуществить наблюдение за протеканием процесса адаптации учащегося по основным показателям эффективности адаптации учащихся в коллективе: комфортность, тревожность, коммуникабельность, толерантность, эмпатия, рефлексия, объем контактности, положение в коллективе, наличие общих с коллективом интересов и целей, усвоение и выполнение правил, норм поведения, потребность в коллективном общении. Желательно понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками, постараться вовремя пресечь "дедовщину".

По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека. Бывает, что сам ученик не желает сближаться с коллективом и держится особняком. В этом случае ему, возможно, необходима консультация психолога, чтобы выявить причину такого поведения, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.

Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.

Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Основные направления работы педагога:
Создание условий для успешной адаптации Взаимодействие педагога с родителями Взаимодействие педагога с воспитанниками
  1. Изучение литературы по вопросу адаптации: Алямовская В. «Ясли – это серьезно», Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад» Журнал «Дошкольное воспитание» №4 –1998г. стр.2 «Ребенок пошел в детский сад».
  2. Подготовка места приема, распределение шкафчиков.
  3. Подготовка наборов игрушек-забав для отвлечения детей.
  4. Подготовка дидактического материала.
  5. Подготовка плана воспитательно-образовательной работы на период адаптации.
  1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников. Подготовка и проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования.
  2. Подготовка папок-передвижек по вопросам адаптации (с практическими рекомендациями)
  3. Ежедневные беседы с родителями воспитанников. Цель: вселять уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
  1. Заполнение листов адаптации.
  2. Установка для каждого вновь поступившего ребенка индивидуального режима. Постепенное подведение индивидуальных режимов к общему.
  3. Подготовка «полочки любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
  4. Ознакомление детей с детским садом: групповой комнатой, раздевальной комнатой, спальней, туалетной комнатой, участком для прогулок. Знакомство с персоналом детского сада: воспитателями, няней, медсестрой.

Слагаемые успешной адаптации

1. Готовность ребенка к посещению детского сада

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны два момента:

  • Детский сад должен удовлетворять важнейшим потребностям ребенка.
  • Необходимо, чтобы навыки и способности соответствовали минимальным требованиям пребывания в группе.

Какие потребности должен удовлетворять детский сад?

Потребность в безопасном и предсказуемом мире.

Заранее готовьте ребенка к тому, что он пойдет в детский сад.

Лучше начинать вводить тему за год до реального посещения.

Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка был положительным.

Постарайтесь, чтобы в первые недели адаптации к садику не сопровождались такими обстоятельствами как переезд, рождение малыша, ремонт, развод и т.п.

Потребность в заботе взрослого.

Найдите воспитателя, которому сможете доверить своего ребенка.

Будьте готовы к тому, что ребенку необходимо привыкнуть к воспитателю.

Какие навыки нужно развивать у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду?

Навыки общения.

Ребенок должен уметь обратиться к взрослому понятным образом:

  • Почаще спрашивайте, чего ребенок хочет.
  • Откажитесь от угадывания его желаний.
  • Переводите желания ребенка в форму просьбы.

В первую очередь научите ребенка говорить о своем недомогании.

Если ребенок привык пользоваться нестандартными способами обращения к взрослым, сообщите о них воспитателям.

Почаще оставляйте ребенка со взрослыми, которых он знает и которые хорошо к нему относятся.

Поощряйте ребенка в вашем присутствии обращаться к другим взрослым (сначала членам семьи, затем к посторонним, например продавцу в магазине).

Учите ребенка общаться и делиться своими игрушками с другими детьми:

  • Учите просить у другого малыша вещи и игрушки на время.
  • Учите ребенка принимать отказ.
  • Учите ребенка меняться.

Навыки самообслуживания.

- «Туалетные» навыки – научите ребенка сообщать о своих желаниях. Научите ребенка самостоятельно снимать штаны. Поддерживайте умение ребенка самостоятельно ходить в туалет под присмотром взрослых.

Умение мыть и вытирать руки.

Умение одевать и обуваться (в первую очередь речь идет о навыке помогать взрослому, который одевает и раздевает ребенка и навыке надевать чешки или тапочки).

Навыки самостоятельного приема пищи.

К ним относятся – умение пить из чашки, ничего не проливая; умение есть ложкой, ничего не теряя; умение справляться с разными консистенциями еды; спокойно относиться к нагруднику.

2. Компетентность родителей в общении с воспитателем

Воспитатель – человек, с которым вы и ваш ребенок будете взаимодействовать, решать возникающие вопросы на протяжении нескольких лет. С ним ваш ребенок будет проводить 10-12 часов в день, все самое активное время своей жизни, пять дней в неделю по 9-10 месяцев в году.

Скорость и легкость адаптации в детском саду зависят от того, как быстро воспитатель станет «заместителем» мамы на время её отсутствия. Чем активнее вы будете помогать воспитателю «включиться в судьбу» вашего ребенка, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, оставляя малыша в саду.

3. Заблаговременная подготовка к детскому саду

  • Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка, был положительным. Настроение ребенка определяется настроением окружающих его людей. Если мама начинает озвучивать свое беспокойство, она закладывает тем самым в сознание ребенка негативный образ детского сада. Уверенность родителей – уверенность ребенка.
  • Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
  • Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.

В процессе привыкания к детскому саду расставание с мамой для ребенка – самое серьезное испытание.

Приемы, которые помогут малышу преодолеть трудности:

  • «Ключ от квартиры» (положите в руку ребенка ключ и скажите, что без него вы не сможете попасть домой).
  • «Тебя ждет игрушка в детском саду» (напомните малышу об игрушке, которая осталась в детском саду и ждет его прихода).
  • «Мамина записка» (записка с временем, когда вы заберете малыша).
  • «Семейная фотография».

Литература по вопросу адаптации:

  1. Алямовская В. «Ясли – это серьезно».
  2. Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад».
  3. Иванова Е.Л. «Не хочу в детский сад!».