Темы по валеологии детском саду. Валеология

« О валеологии в детском саду »

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и др. В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества. В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки».

Проводим праздники, досуги, развлечения:

Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,- «Когда овощи нам помогают»,- «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).

Экскурсии на стадион, в парк - всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.

Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой. В своей работе мы используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, корригирующая гимнастика , массаж, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, инструктора по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е. обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» - со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др., альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрения . Затем утреннюю гимнастику, направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,2. Полоскание горла прохладной водой,3. Мытьё рук до локтей4. Игры с водой и др.6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

Корригирующая гимнастика – это тоже часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» - с элементами психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.

06 Июн 2013,

В 2012 году на основе анализа детей было выявлено повышение заболеваемости, увеличение числа часто болеющих детей, а у части детей нарушена осанка, зрение другие отклонения, и только 6 детей отнесены к 1 группе здоровья. Это послужило толчком к работе над улучшением здоровья детей через разработку программы по теме ««.

В ходе работы по данному направлению нами используются наглядные, словесные, практические методы, предпочтение отдается разновидностям практического метода.

Игровой метод дает возможность одновременно совершенствовать разнообразные двигательные навыки, самостоятельность действий, быстроту ответной реакции, проявления творческой инициативы. Одновременно развивая такие качества, как внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогая достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе.

Данная работа объединяет разнообразные виды деятельности детей. По значению на первый план выступают: валеологические и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Понятие «здоровья» даётся дошкольникам в НОД по валеологии, которая способствуют развитию представлений об окружающем мире и о себе.

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и др.

В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества.

В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит — никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки». Проводим праздники, досуги, развлечения:

— Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,
— «Когда овощи нам помогают»,
— «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).

На стадион, в парк — всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.

Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой.В своей работе мы используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, массаж, ходьба по йодно-солевой дорожке, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, руководителя по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е. обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» — со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др., альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрения . Затем утреннюю гимнастику, направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Одним из рациональных, простых и доступных методов оздоровления является аэрофитотерапия и фитотерапия с использованием эфирных масел. Перед сном, например, используем масла, обладающие расслабляющим действием: базилик, валериану, душицу, мелису. Для профилактики заболеваний дыхательных путей: эвкалипт, мята, ромашка, шалфей.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,
2. Полоскание горла прохладной водой,
3. Мытьё рук до локтей
4. Игры с водой и др.
5. Йодно – солевое закаливание.
6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

– это тоже часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» — с элементами йоги, психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Воздух – самый доступный закаливающий фактор, поэтому наши дети с удовольствием гуляют и ходят в походы-экскурсии.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.

«Береги здоровье смолоду!» Увы, но бывает так, что об этой фразе мы начинаем задумываться уже тогда, когда появились проблемы со здоровьем. И вот тут важно обратиться за помощью к грамотному специалисту. Например, консультация маммолога киев в Центре современной маммологии не просто обеспечит вам осмотр и консультацию, но и окажет серьезную моральную поддержку.

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных районов страны.

Ведущим направлением моей работы является «Валеологическое образование дошкольников».

Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепление и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков. Формирования на их основе валеологического сознания (Я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.

Ведь в основе слова валеология лежат два латинских слова «vale» и «logos», которые переводятся «будь здоров» и «учение, знание, наука».

Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Формирование элементарных знаний о человеческом организме.

Овладение основами гигиенической и двигательной культуры.

Профилактика заболеваний и травматизма.

Изучение экстремальных ситуаций умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

Для решения перечисленных задач в старшей и подготовительной группе были введены занятия по валеологии (1 раз в месяц); у малышей это направление образования осуществляется при помощи дидактических игр и бесед в совместной деятельности, и на занятиях по развитию речи.

Чтобы валеологическая работа была в системе, я разработала тематическое планирование. При планировании я опиралась на разделы программы «Детство». Познакомилась с работами по валеологическому образованию разных авторов:

Л.Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья», «Оздоровительные занятия»

В.Н. Волчкова «Познавательное развитие»

Статьи журнала «Дошкольная педагогика» про редакцией Е.И. Слисенкои Н.А.Гуменюк «Новые валеологические технологии».

Поставив перед собой цели и задачи, выбрав методы и приёмы обучения. Занялась подбором материала, поисками различных оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, шеи, ушей; релаксации, дидактические игры, опыты, стихи и загадки).Подготовкой наглядного и демонстрационного материала.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного результата. Для достижения желаемого результата было необходимо сделать работу по валеологическому воспитанию регулярной, используя разные формы работы.

В форме занятии

В совместной деятельности воспитатель и дети

В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

На занятиях включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности. Создаётся микроклимат, в основе которого стоит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребёнком и взрослым. Педагог выступает здесь в позиции партнёра детей, партнёра инициатора.

Свободная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, но он обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя её в соответствии с интересами детей. Педагог готов подключиться к детям по их просьбе о поддержке и помощи, а также в конфликтных ситуациях требующих вмешательства.

Каждая из этих форм необходима для развития детей и ни одну программу нельзя реализовать в рамках одной из форм.

На таких занятиях как-(«Слушай во все уши», «Смотри во все глаза», «Наши помощники», «Зачем человеку желудок», «Колыбельная из двух слов», «Я двигаюсь») дети знакомятся с человеческим организмом. Для привития детям навыков гигиены и профилактики здоровья подготовлены занятия:- «Подружись с зубной щёткой», «Витамины укрепляют организм», «Сохрани своё здоровье сам», «Откуда берутся микробы», «Если хочешь быть здоров». Ещё на занятиях дети учатся предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников(«Когда овощ могут навредить нашему здоровью, а когда помочь», «Осторожно грибы», «Лекарственные травы», «Летние забавы», «Как победить грипп», «Остров настроений»).

На занятиях я использовала различные самомассажи, упражнения для глаз, ушей, дидактические игры, опыты, физ. минутки.

Используемые, мною опыты позволяли преобразовать жизненные ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление между ними связи, причин изменения. Например: из опыта «Как работает желудок» дети узнают, что желудок способен растворять и впитывать различные вещества. Опыты №7,8,9,-показывают взаимосвязь органов чувств. В опыте №10- дети определяют по вкусу и по запаху различные продукты. В опыте №4- определяется связь уха с носоглоткой. Этот опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха». По окончании опыта испытуемый ребёнок делится впечатлениями. Из опытов о расположении «тепловых» и «холодовых» точек дети делают вывод, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Применяемый мною наглядный и демонстрационный материал позволяет уточнить и обогатить представление детей, формировать наглядные образы тех, органов, восприятие которых в жизни не возможны.

Также большое внимание уделяю дидактическим играм. Их можно использовать во всех формах работы: как на занятиях, так и в совместной и свободной деятельности. На упражнение органов слуха и развитие слухового внимания я использовала такие игры: «Определи по звуку», «Угадай? кто позвал», Не пропусти свой звук», «Отгадай, где путешествовал Мишка». Игры как «Чьи глаза тебе помогут?», «Выполни задание»-закрепляют знания детей об особенностях зрения, развивают глазомер. Для закрепления частей тела и их функций я использую игры: «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения», «Спинка к спинке», «Поговори с помощью своего тела». А игры «Определи на ощупь», «Найди пару», «Умею не умею»-развивают тактильные ощущения. Не оставляю без внимания игры для привития личной гигиены: «Моё лицо», «Чистые руки».

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным. В качестве фольклорного материала я использую потешки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому – всё здорово», «Кто долго жуёт, тот долго живёт», «Грязнулю всегда выручает вода». Для составления альбома я привлекала детей и родителей. Дети приносили из дома разные загадки, пословицы и поговорки. Так постепенно и копился материал.

Ещё один из видов моей работы это сказки. Чтение, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок, проигрывание их на фланеграфе помогают не только закрепить пройденный материал темы, но и оживить его, сделать наглядным, красочным, легко запоминающимся.

Для этой цели я использовала фольклорные сказки: «Кот, петух, лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Литературные сказки: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковского.

Сказки современных писателей: «Петька-Микроб» Г.Остера; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г.Юдина; «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших» М. Пляцковского.

Главным критерием в подборе сказок является валеологическое направление. Если сказка формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях, я обязательно использую ее в работе.

Дети с удовольствием слушают сказки. Придумывают свои, делают мини спектакли. В своих сказках используют не только сказочных персонажей, но и различные предметы быта, одежды. Например: в сказке о рваном башмаке, который любил гулять по лужам и потом заболел. Дети образно называют сапожника – врачом, гвозди таблетками. Для инсценировок дети самостоятельно выбирали роли, подбирали атрибуты.

Имитация персонажей отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно определена сторона движения: легко бесшумно «спрыгивают птички с ветки», вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «медведь», задорно подпрыгивая скачет «зайка». Во время мимических и понтомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица, и своего тела образ определённого персонажа, или изобразить его различное «душевное» состояние. Например в сказке «Зубик –Зазнайка» дети изображают «боль» Зубика, «обиду» зубной щётки и «самодовольство» Микроба Зубоеда.

Ещё я использую новое направление сказок- это «Сказка о сказках». Где основой служит принцип построения игр-матриц, когда одну и ту же сказку можно каждый раз пересочинить, досочинить, изменить героев, сюжет.

По форме это театр – фланелеграф с заданной схемой, обьединяющей различные понятия (виды спорта, цвета, лекарственные растения) общей темой. Общая тема сказки это раскрытие многообразия и многогранности, красочности и красоты природы. На сюжете сказки дети учатся чувствовать и понимать взаимосвязь человека и окружающего мира.

Сказка поднимает нравственные проблемы, воспитывает товарищеские отношения, показывает возможности совместного созидательного творчества.

Общей темой объединены шесть сказок. Сказки разыгрываются в определённой последовательности. Постепенно все шесть обьединяются и образуют одну «Сказку о сказках».

«Сказка о волшебном мостике»

«Сказка о радуге эмоций»

«Зимняя сказка и сказка о лете»

«Сказка о животных холодной и теплой страны»

«Вкусная сказка»

2Солнечные качали» (обобщающая)

Важным условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Мы педагоги должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка систем и органов.

Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. В своей работе я подходила к подвижным играм индивидуально. С детьми, которые перенесли заболевания верхних дыхательных путей, я играла в такие игры, как «Весёлая пчёлка», «Выдуй шарик из чашки», «Лошадки», «Птички в гнёздышке». С детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и формы ног) «Гномы и великаны», «Наседка и цыплята», «Такси», «Через ручеёк по мостику». Для укрепления психического здоровья «Береги предмет», «Море волнуется», «Кто тише?», «По камушкам через ручеёк », «Круг кружочек».Подвижные игры включала не только в совместную деятельность. Но и в индивидуальную и самостоятельную работу.

*В целях профилактики заболеваний детей провожу различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по коррегирующим дорожкам, хождение босиком, хождения в облегчённой, не стесняющей движение детей одежде.

*Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным принято считать медленное, глубокое диафрагмальное дыхание, при которых легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение газообмен, обеспечит вентиляцию всех участков легких. Поэтому очень важно делать дыхательную гимнастику на улице или после сна. Также её можно использовать на занятиях для установления ровного дыхания после подвижной игры или концентрации внимания.

*Также применяю гимнастику после сна, что позволяет детям быстрее проснуться и мышцам придти в тонус. Ещё самомассажи рук, шеи, стопы ног.

*Неотъемлемой частью оздоровления является уход за полостью рта: полоскание водой после каждого приёма пищи. Для ознакомления с массажем по Уманской приглашала массажиста Ирину Анатольевну.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому я не оставила без внимания такой раздел, как «Основы безопасности жизни деятельности детей». Свою работу я построила в виде занятий, бесед: «Что такое режим дня?», «Как быть здоровым», «Береги зрение»; просмотра презентаций «Правила поведения в лесу, дома», «Огонь друг или враг», «азбука дороги» и другие. Детям очень нравятся рассказы о приключениях Стобеда. Собрала и оформила гербарий лекарственных трав нашего региона.

Для более успешной работы по валеологии очень важна помощь родителей.

Совместно с родителями и детьми были оформлены альбомы: «Твой режим дня», «Витамины», «Спорт». В альбоме «Спорт» подобраны иллюстрации зимних, летних и национальных видов спорта. Родители нашей группы, были заинтиресованны в воспитании у детей здорового образа жизни. Об этом говорит их активное участие в спортивных мероприятиях как внутри сада, так и в городских соревнованиях. Также дружно откликались на строительство ледяной горки и оформление участка. Приходили не только папы, а целые семьи. Ведь очень важен личный пример. Во время дня открытых дверей провела занятие – практикум «Оздоровление после сна». Занятие родителям понравилось. Целю этого занятия, было показать родителям оздоровительные мероприятия, которые проводятся в д/саду. И обучить родителей применяемым приемам и методам по оздоровлению. На занятии, в форме КВНа, «Секреты здоровья», где родители принимали участие, они могли оценить полученные знания. В работе над проектом «Спорт- это здоровье» не обошлось без участия родителей. Продуктом проекта была стенгазета «Спорт –это здоровье»-выпущенная родителями совместно с детьми. На её презентацию были приглашены дети группы «Непоседы»-где дети рассказали о спортивных секциях которые они посещают, о питании спортсменов и Борины Матвей и Тимофей рассказали о своей спортивной семье.

Для воспитания у детей интереса к спорту проводила экскурсии в «Ледовый дворец», «Центр бокса» – где дети встретились с тренером по боксу, который подробно рассказал о этом виде спорта и даже провел небольшую тренировку.

В этом году моя работа немного изменилась так как работаю в коррекционной группе. Органическое поражение центральной нервной системы обуславливает сложные дефекты не только физического, психического развития ребенка. Поэтому я веду работу не только по поставленным выше целям и задачам, но и добавила новые.

Коррекция общей, мелкой моторики и координации движений.

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности).

В свою работу я добавила игры и упражнения на коррекцию координации движений. Развитие психических процессов, развитие волевого и произвольного внимания, памяти, мышления, снятия напряженности, коммуникативных способностей, снятие агрессивного состояния. Эмоциональному развитию.

Как показала практика, только планомерная работа приводит к улучшению состояния здоровья детей повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе. Пропаганда валеологических занятий среди родителей способствует тому, что они стараются уделять больше внимания своему здоровью и здоровью своих детей.

Перспективное планирование по валеологии. Старший дошкольный возраст
При реализации перспективного планирования формируется здоровьесберегающее сознание детей, а также здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний; формируется осознанная потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни. Развиваются знания и умения, направленные на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья. У детей воспитывается здоровьесохраняющее мировоззрение, сознательная установка на ведение здорового образа жизни.

«Здоровье человека»

Старший дошкольный возраст

Сентябрь «Ребенок и здоровье»

2. Цикл бесед о здоровье: «Наши верные друзья», «Откуда берутся болезни», и др.
3. Дидактические игры:
- Кому что нужно?
- Полезные привычки;
- Витамины.
4. Работа с родителями: «Чтобы был здоров малыш!»,совместно с родителями оформление стенгазеты «Здоровый образ жизни»,предложить изготовить маленькие массажеры для рук (шарики).
«Здоровяк» С.Махотин, «Прививка» С.Михалков, «Сумка тети доктора» Э.Яниковская. Разучивание стихотворений: «Чтобы быть здоровому» («Как обеспечить безопасность дошкольников» Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др., с. 50 – 52)

Предварительная работа
3. Подобрать литературу по данной теме (загадки, пословицы, поговорки)
4. Оформление подборки стихов, высказываний, пословиц, поговорок о здоровье. Подбор дидактических игр, наглядного материала.

Октябрь «Правила личной гигиены»
1.Познавательное занятие: «Чистота – залог здоровья»
2. Цикл бесед о личной гигиене:
«Ухаживай за своими руками», «Ухаживай за своими ногами», «Чтобы зубы были крепкими», «Как нужно ухаживать за собой» и др.
3.Дидактические игры:
- Здоровые зубы, валеология, вымоем куклу.
4. Работа с родителями: консультации - «Как научить ребенка личной гигиене», Предложить родителям изготовить массажный коврик,совместная работа с детьми – рисунок «Мойдодыр»
5. Работа с художественной литературой: «Мойдодыр» К.Чуковский, «Чистюля енот», «Рыжеусый таракан»; разучивание стихотворения «Я мою руки» М.Яснов; инсценировка по стих-ю А. Л. Барто «Девочка чумазая»
6. М/п игра «Ровным кругом»
7. Оформление выставки рисунков «Мойдодыр»

Предварительная работа:
1. Оформление в приемной папки «Правила чистоты»
2. Подбор литературы и наглядного материала.

Ноябрь «Культура еды и здоровье»
1.Познавательное занятие: «Здоровое питание – здоровая жизнь»
2. Цикл бесед:«Что надо кушать, чтобы не болеть, «Здоровая пища»,» и др.
3. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи», «Полезные и вредные продукты», «Накорми куклу»
4. Работа с родителями: «Полезные рецепты» (предложить родителям обменяться полезными рецептами, советами),
- консультации для родителей: «Правильное питание детей» «Культура еды»,
- оформление выставки рисунков «Полезные продукты»
5. Чтение художественной литературы:Г. Зайцев «Приятного аппетита»; Разучивание стихотворений:
«От простуды и ангины помогают апельсины» (Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание ЗОЖ у малышей» с. 65)
7. Развлечение «Сластена в гостях у ребят»

Предварительная работа:
1. Оформление стенда «Семейный кодекс здоровья»
2. Оформить папку «Правила хорошего питания»
3. Подбор литературы по теме.

Декабрь «Будем спортом заниматься»
1. Познавательное занятие:

2. Цикл бесед:
«Кто спортом занимается»
3. Дидактические игры: «Назови вид спорта», «Кому что нужно»
4. Работа с родителями: консультации: «Куда отдать своего ребенка?», памятки для родителей: «Что должен уметь ваш ребенок в 4-5 лет», «Закаливание»
5. Чтение художественной литературы: «Зарядка и Простуда», разучивание стихотворений:Е. Кан «Кто спит в постели сладко»
6. Подвижные игры:«Силачи»,«Муравьи»
7. Спортивное развлечение «Олимпийская неделя»

Предварительная работа
1.Пополнить физ. уголок новым инвентарем.

Январь «Витамины и здоровый организм»
1. Познавательное занятие: «Витамины всем нужны – для здоровья важны»
2. Цикл бесед о витаминах:
«Где найти витамины?»
«Витамины на тарелке»
«Как витамины помогают бороться с микробами и вирусами» и др.
3. Дидактические игры:
«Полезное - вредное»
«Подбери к данному витамину фрукт (овощ)»
«Четвертый лишний»
«Сварим суп из овощей»
«Угадай на ощупь»
«Аскорбинка и ее друзья»
4. Работа с родителями:
Оформление папки-передвижки «Витаминные заблуждения»
Консультация «Витамины и нитраты», «Когда нужны витамины»
5. Работа с художественной литературой:
В.Сутеев «Яблоко»
Л.Зильберг «Витамины»
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Д.Родари «Приключения Чиполлино»
Ю.Тувим «Овощи»
Н.Егоров «Помидор», «Огурцы», «Редиска»…

Предварительная работа
Рассматривание плакатов (иллюстраций) с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов.
Чтение и заучивание стихов, загадок, сказок и рассказов про овощи и фрукты (витамины).
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука здоровья».

Февраль «Соблюдай режим дня»
1. Познавательное занятие: «Правильный режим – залог здоровья»
2. Цикл бесед о соблюдение режима дня:
«Распорядок дня»»
«Зачем мы спим»
«На зарядку становись!»
3. Дидактические игры:
«Что за чем»
«Исправь ошибку»
«Узнай виды спорта»
«Режимные моменты»
4. Работа с родителями:
Консультация «Режим дня вашего ребенка»
Оформление папки-передвижки «Посеешь привычку – пожнешь характер»
5. Работа с художественной литературой:
Грозовский М. «Распорядок дня»
К.Чуковский « Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»

Предварительная работа
Рассматривание сюжетных картинок по теме: «Режим дня в детском саду»
Подбор литературы по теме

Март «Здоровые зубки»
1. Познавательное занятие: «Чтобы зубки не болели»
2. Цикл бесед о гигиене полости рта:
«Что такое зубы?»
«Как правильно чистить зубы»
«Зубная щетка»
«Почему нужно полоскать рот после еды»
3. Дидактические игры:
«Полезно - неполезно»
«Правила гигиены»
«Полезная и вредная еда»
«Где спрятались витамины»
4. Работа с родителями:
Памятка «Как ухаживать за зубами и для чего», «Пять правил здоровых зубов»
Консультация «Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами»
5. Работа с художественной литературой:
А.Анпилова «Зубки заболели»
Г.Зайцева «Крепкие-крепкие зубы»
Н.Коростылев «Королева Зубная щетка»
Б.Заходер «Все о зубах»

Предварительная работа
Подбор рассказов, сказок и иллюстраций по теме
Просмотр обучающего мультфильма «Легенда о Зубном королевстве»
Лепка «Зубная щетка»…

Апрель «Из чего мы состоим»
1. Познавательное занятие: «Что я знаю о себе»
2. Цикл бесед о строении человека:
«Какие мы внутри»
«Из чего я состою»
«Мои помощники»
3. Дидактические игры:
«Полезная и вредная пища»
«Что перепутал художник»
«Можно-нельзя»
«Что ты знаешь о…»
4. Работа с родителями:
Оформление папки-передвижки о пользе точечного массажа
Изготовление буклета «Воспитание правильной осанки»
5. Работа с художественной литературой:
Рассматривание энциклопедий «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»
К.Чуковский «Мойдодыр»
А.Барто «Я расту», «Девочка зумазая»
С.Маршак «Великан», «Почему у человека две руки и один язык»

Предварительная работа
Рассматривание фотографий и иллюстраций детей разного возраста
Подборка художественной литературы, пословиц и поговорок по теме

Май «Откуда берутся болезни»
1. Познавательное занятие: «Где прячется здоровье»
2. Цикл бесед о болезнях:
«Как заботиться о своем здоровье»
«Как нужно ухаживать за собой»
«Что надо кушать, чтобы не болеть»
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
3. Дидактические игры:
«Полезные привычки»
«Правила здоровья»
«Угадай, что болит»
«Полезный – не полезный»
4. Работа с родителями:
Оформить памятки для родителей: «Лекарства-друзья, лекарства-враги»
Консультация «О пользе дыхательной гимнастики»
Оформление папки-передвижки «Профилактика простудных заболеваний»
5. Работа с художественной литературой:
Огден Нэш «Микроб»
Либерман Л. Корман Р. «Микробы и мыло»

Предварительная работа
Оформление стенгазеты «Здоровый образ жизни»
Оформление подборки стихов, высказываний, пословиц, поговорок о здоровье

«Строение нашего тела»

Подготовительная к школе группа
Сентябрь «Наше тело»
1. Познавательное занятие:«Как устроено наше тело»
2. Цикл бесед о строении тела человека:
«Мои ручки»
«Мои ножки»
«Глаза – орган зрения»
«Уши – орган слуха»
«Разные, но одинаковые»
3. Дидактические игры:
«Собери фигуру человека»
«Как растет живое»
«Умею – не умею»
«Узнай по описанию»
4. Работа с родителями:
Консультация «Правильная осанка», «Плоскостопие»
Изготовление массажеров для ладоней «Ежики»
5. Работа с художественной литературой:
С.Я. Маршак «О мальчиках и девочках», «Великан»
А. Барто «Я расту»
Ефремова М. «Тело человека»
Кнушевицкая Н. «Ноги», «Руки», «Нос»

Предварительная работа:
Оформление консультаций для родителей «Правильная осанка», «Плоскостопие»
Предложить детям совместно с родителями рассмотреть фото из семейного альбома (фото мамы, папы, дедушки, бабушки и др., сравнить «Чем похожи, не похожи». Предложить детям принести альбомы в детский сад.
Рисование: «Дорисуй человечка»

Октябрь «Чтобы глаза видели»
1. Познавательное занятие: «Здоровые глазки – мир в ярких красках»
2. Цикл бесед о глазах и зрении:
«Правила хорошего зрения»
«Люди с плохим зрением, слепые люди»
«Как работают глаза» (О строении человеческого глаза).
«Причины ухудшения зрения»
«Правила сохранения хорошего зрения»
«Как ухаживать за своими глазками»
3. Дидактические игры:
«Сортировка и нанизывание бусинок на нить»
«Маршруты глаз»
«Узнай настроение по глазам»
«Полезно – неполезно»
«Близко – далеко»
4. Работа с родителями:
Консультация «Особенности развития зрения и характер зрительных расстройств в дошкольном возрасте»
Папка-передвижка «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного возраста средствами специальных упражнений»
Оформление буклетов «Гигиена зрения у дошкольников»
Беседы с родителями «Телевизор, компьютер и зрение ребенка», «О болезнях зрения»
5. Работа с художественной литературой:
Н. Орлова «Для чего глаза на свете? », «Как устроены глаза?», «Береги свои глаза»
И. Семёнова «Неболейка»
Погореловский С. «Про глаза-глазенки, про глаза-глазищи»

Предварительная работа:
Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»
Подобрать игровые упражнения с элементами гимнастики для глаз.

Ноябрь «Чтобы ушки слышали»
1.Познавательное занятие: «Слушай во все уши»
2. Цикл бесед по теме:
«Правила хорошего слуха»
«Уши всякие важны»
«Почему у человека два уха»
«Как правильно чистить ушки»
3. Дидактические игры:
«Определи по звуку»
«Поговорим без слов»
«Где чье ухо»
4. Работа с родителями:
Консультация «Отчего болят уши?»
Оформление памятки для родителей «Как правильно ухаживать за ушками»
5. Работа с художественной литературой:
Кнушевицкая Н. «Уши»
Шукшина С. «Ушки звуки ловят чутко», «Не кричите слишком громко», «Я вчера гулял без шапки»
В.Осеева «Чего нельзя – того нельзя»
Э.Мошковская «Про уши»

Предварительная работа:
Рассматривание с детьми энциклопедий, строения уха на плакате
Сюжетно-ролевая игра «Больница» - «Принимает врач- отоларинголог»
Обучение элементам самомассажа ушной раковины

Декабрь «Как мы распознаем запахи»
1.Познавательное занятие: «Зачем нам нос»
2. Цикл бесед по теме запахи:
«Тайна дыхания человека
«Правила здорового носа»
«Нос. Для чего он нужен»
3. Дидактические игры:
"Угадай по запаху"
«Воздух и его свойства»
Как нужно ухаживать за собой?
4. Работа с родителями:
Оформить консультацию для родителей: «Волшебные капельки. Аромотерапия»
Памятка для родителей «Учите детей дышать носом»
5. Работа с художественной литературой:
Кнушевицкая Н. «Нос»
Шукшина С. «Долго я по лужам бегал»
Мошковская Э. «Мой замечательный нос»
В.Бианки «Чей нос лучше»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Предварительная работа:
Подбор художественной литературы, пословиц и поговорок, иллюстративного материала по теме.

Январь «Главная опора моего тела»
1. Познавательное занятие: «Скелет и мышцы»
2.Беседы с детьми: «Как избежать травм»
3. Дидактические игры:
Валеология 1 и 2 часть
Малыши-крепыши
Полезные привычки
4. Игровое упражнение: "Посмотри и повтори"
5. Просмотр фильма: «Скелет и мышцы. Как мы двигаемся»
6.Чтение детям:
Кнушевицкая Н. «Скелет»; А. Барто «Я расту»

1. Рисование «Нарисуй продукты полезные для скелета»
2. Упражнение на развитие воображения: «Из кусочка мягкой проволоки сделай каркас человека, а затем с помощью пластилина придай ему форму».
3. Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!»
4. Оформить консультацию для родителей: «Правила профилактики переломов и вывихов»

Февраль «Как работает сердце»
1. Познавательное занятие: «Наше сердце»
2. Беседа с детьми: «Как беречь свое сердце»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
Наши чувства и эмоции
4. Игровое упражнение: "Простучать сердечный ритм до физической нагрузки и после".
5. Просмотр учебного фильма: «Работа сердца»
6. Работа с художественной литературой: Кнушевицкая Н. «Сердце», «Кровь». Рассматривание с детьми энциклопедий: Васильев С. Б. «Человек», Лукьянов М. О. «Моя первая книга о человеке», «Что я знаю о себе»: Новая энциклопедия дошкольника «Знай-ка!», Разучивание с детьми: Кнушевицкая Н. «Сердце"
Рисование «Нарисуй продукты полезные для сердца»
Экспериментирование:
Слушаем сердце с помощью фонендоскопа, до физической нагрузки и после.
Прощупать пульс на руке, на шее
Оформить памятку для родителей: «Правила здорового сердца»

Март «Как мы дышим»
1. Познавательное занятие: «Как мы дышим»
2. Беседы с детьми:
«За здоровьем на прогулку», «Правила здоровых легких»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
4. Просмотр учебного фильма: «Как мы дышим»
5. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Легкие»
Рисование «Нарисуй продукты полезные для сердца»
Экспериментирование: Рисунок на зеркале, после выдоха
Оформить памятку для родителей: «Прогулки с детьми в выходные дни», «Курение вредит вашему здоровью»

Апрель «Как мы едим»
1. Познавательное занятие: «Как мы едим»
2. Беседы с детьми:
«Как правильно вести себя за столом», «Правила здорового питания»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
Сервировка стола
Полезное - неполезное
4. Просмотр учебного фильма:
«Как мы едим. Строение пищеварительной системы».
5. Чтение детям:
Кнушевицкая Н. «Желудок», «Почки», «Желчный пузырь», «Почки»; Г. Сапгир «Аппетит»; К. Чуковский «Обжора»; Шукшина С. «Куда пропала пища?»
6. Разучивание с детьми: Р. Корман, Л. Либерман «Это вредная еда»
Рисование «Нарисуй свое любимое блюдо».
Оформить консультацию для родителей: «Правильное питание детей».
Приготовление вместе с детьми несложных блюд, витаминных салатов.
Дежурство детей. Сервировка стола.
Оформить коллаж с детьми «Полезные – неполезные продукты»
Коллективная аппликация: «Пирамида здорового питания»

Май «Наш мозг»
1. Познавательное занятие: «Наш мозг»
2. Беседы с детьми:
«Правила поведения для сохранения здорового мозга»
3. Дидактические игры:
Полезные привычки
Малыши-крепыши
Наши чувства и эмоции
Полезно - неполезно
4. Просмотр учебного фильма: «Строение мозга»
5. Чтение детям: Кнушевицкая Н. «Мозг», «Нервы»
Рисование «Нарисуй свое любимое блюдо»; Изодеятельность: «Придумываю сны»
Предложить детям, используя возможности своего мозга решить различные логические задачи.
Оформить консультации для родителей: «Развиваем творческое, логическое мышление детей». «Развитие памяти детей дошкольного возраста», «Упражнения для развития внимания детей»

Консультация для воспитателей

«Валеологическое содержание в ДОУ»

Воспитатель: Жабина И.И.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»

г. Новомосковск, 2014 г.

Детям совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого

надо делать. Объясним им, и они

будут беречься.

«Педагогика сердца». Януш Корчак

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.

Здоровье , по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков. Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование». Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
    Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Задачи валеологического воспитания:
    Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ. Накопление знаний о здоровье. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Формы организации деятельности детей

1.НОД с валеологической направленностью. Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ. Задачи:
    Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества. Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью. Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой. Выработка навыков личной гигиены. Закаливание детей. Профилактика и устранение вредных привычек. Осуществление валеологического мониторинга.
Этапы формирования понятий:
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.

Примерная тематика занятий по валеологии

Младшая группа

2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей. При организации валеологической работы воспитатель может и должен:

    Выполнять правила СанПина. Использовать здоровьесберегающие технологии. Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям. Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе. Использовать многовариативность форм, методов, средств.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Задачи:
    Установление доверительно-делового контакта с родителями; Повышение педагогической культуры родителей; Пропаганда ЗОЖ; Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
    Общие родительские собрания; Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы; Телефон доверия; Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов; Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста; Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре; Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании. Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
    Снижение заболеваемости. Рост уровня физического и психического здоровья. Повышение двигательной активности детей. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления. Общая подготовленность к обучению в школе. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.

Примерные темы бесед и родительских собраний


Младшая группа

    «Индивидуальные особенности моего ребёнка». «Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое». «Ещё раз о витаминах и правильном питании». «Научите ребёнка радоваться». «Семья – надёжный щит психического здоровья детей». «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».

Средняя группа

    Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом. «Почему ругаются дети». «Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок. «Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка». «Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях». «Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».

Старшая группа

    День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад. «О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия». «Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка». «Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться. «Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».

Подготовительная группа

    «Критерии готовности ребёнка к школе». «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье». «Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?». «Я боюсь». О детских страхах. «Причины плохого аппетита».