Детский дизайн, его особенности, типы и виды. Опыт работы по дизайнерской деятельности в доу

Дизайн – художественное проектирование различных изделий, обладающих функциональными и эстетическими свойствами. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка. Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, тем более, если это изделие рассматривать как произведение дизайна. Любая хорошая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны: удобство (функцию) и внешнюю выразительность. Первая выражается через конструкцию, вторая – через художественную форму, но они не разделимы.


Занятия по дизайну формируют у детей: надежную ориентацию в окружающем их предметном мире; учат понимать что красиво, а что нет; где какая-либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой; помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным и одухотворенным.


Важно, что вся информация по дизайну (симметрия, асимметрия, выбор цвета и т.п.) должна даваться не в виде отвлеченного правила или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку абсолютно понятен.


Детский дизайн может иметь: Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки). Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки). Пространственно-декоративный характер – деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш…). Пространственно-декоративный характер – деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш…).


Для успешной работы с детьми педагог организует: Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений). Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений). Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт в изодеятельности. Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт в изодеятельности. Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими. Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.


Творчество детей в ходе изготовления поделок – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.


Занятия по созданию поделок из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.




С 2004 года в нашем детском саду работает дизайн-клуб «Волшебная кисточка» Продолжать знакомить знакомить с предметно- с предметно-декоративнымдизайном. Развивать фантазию воображение, воображение, представление о представление о декоративности и композиции. Развивать фантазию, воображение, воображение, представление о декоративности и композиции. композиции. Развивать пространственное воображение, умение располагать воображение, умение располагать предметы в интерьере. Формировать навык сотрудничества, сотрудничества, умение работать в коллективе. Научить ребенка эстетически оценивать окружающий эстетически оценивать окружающий предметный мир с позиции предметный мир с позиции 2-х начал: назначения и красоты. 2-х начал: назначения и красоты.


Вся работа студии строится поэтапно. План работы представлен блоками. 1 БЛОК Дизайн. Секреты радуги (цветовидение). Ребята закрепляют знания основных цветов и их оттенков, уточняют понятия основных и промежуточных цветов. Занятия основаны на изучении цветового круга немецкого декоратора Освальда.


2 БЛОК «Мы заглянем в каждый дом, красоту увидим в нем». Дошкольники знакомятся с предметным миром, о том, кем и какие предметы изготавливаются, кто такой дизайнер и чем он занимается. Идет знакомство и анализ окружающей действительности: выделяются художественные, эстетические качества предметов, помещений, вещей (форма, окраска, пропорции, ритм, композиция).


3 БЛОК Украшение интерьера (предметно-декоративный дизайн). 3 БЛОК Украшение интерьера (предметно-декоративный дизайн). 1 цикл «Цветочное чудо» (икебана, аранжировки и букеты из живых и сухих цветов). 1 цикл «Цветочное чудо» (икебана, аранжировки и букеты из живых и сухих цветов). 2 цикл «Путешествие в Морское царство» (изделия из камешков, ракушек, песка). 2 цикл «Путешествие в Морское царство» (изделия из камешков, ракушек, песка). 3 цикл «Витражи». 3 цикл «Витражи». 4 цикл Разные виды рисования 4 цикл Разные виды рисования (использование нетрадиционных видов рисования).


На этом этапе дети под руководством педагога оформляют вещи, предметы для оформления помещения, участия в творческих выставках. Это позволяет оценивать свою работу, ее результат. Внимание акцентируется на том, что получилось, дается положительная оценка деятельности, создается благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого воображения и мышления.

Организация: МБДОУ д/с 124 «Планета детства»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Значит, главное для дизайнера - нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Мы же нередко не поддерживаем фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше.

Дизайн – деятельность- это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями, “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т. е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. У детей развиваются художественно-творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: коллаж, тестопластика, оригами, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, граттаж, декупаж, изонить и т. д.

Приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело. Дизайн-деятельность может быть ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн – творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяют три типа дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластилина, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделкой платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей. А также для себя одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – «декоративно-пространственный дизайн» - он ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию культурно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам
детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

А сейчас о техниках.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Декупаж – очень популярная современная техника декорирования различных предметов: от небольших тарелочек и вазочек до вместительных комодов и шкафов. Техника декупажа не очень сложна, но в ней есть приемы, требующие определенных навыков и умений.

Суть техники декупажа заключается в том, что тонкий слой бумаги с декоративным рисунком наклеивается на поверхность декорируемого предмета, создавая при этом иллюзию ручной росписи. Декоративные узоры выпускаются на специальных салфетках для декупажа. Кроме того, узор для декупажа можно вырезать и из обычной бумажной салфетки, из журнала, открытки, этикетки или даже из оберточной бумаги.

Коллаж - сравнительно молодое направление в изобразительном искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage - наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть фотографии, глянцевые журналы, разноцветная бумага, разных фактур, ткань, фольга, растения, краски, ткани, металлические детали и многое другое.

Коллаж очень интересная техника она может объединять в себе большинство нетрадиционных техник, в коллаже можно использовать и тестопластику, и граттаж, и изонить, и квиллинг, и многое другое все зависит от того насколько богата ваша фантазия.

Таким образом, главное для юного дизайнера - нестандартное мышление, фантазия, умение составлять композиции. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нешаблонное видение окружающего мира.

Список литературы:

  1. Лыкова, И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образо- вании [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 10
  2. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  3. Селиванова, Т. В. Сам себе дизайнер: Я творю – значит, я проектирую [Текст] / Т. В. Селиванова // Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. – 2009. – № 6. – С. 6–13.
  4. Ткаченко, Е. В. Концепция непрерывного дизайн-образования [Текст] / Е. В. Тка- ченко, С. М. Кожуховская. – М.: Изд. центр НОУ «ИСОМ». 2006

Дизайн детского сада – дело ответственное, здесь нельзя ошибиться. Ведь в первую очередь родители обращают внимание на интерьер помещения и составляют свое мнение о заведении. Наши советы помогут вам не разочаровать их.

Каждый родитель очень придирчиво выбирает дошкольное учреждение для своего малыша. Это не удивительно, ведь в детском саду ребенок находится большую часть дня.

Здесь он играет, учится, кушает и спит, значит, интерьер детского сада должен быть ярким интересным и запоминающимся. Малышу должно здесь быть хорошо и уютно, тогда он захочет возвращаться сюда каждый день.

Принципы оформления

Давайте рассмотрим, как должны выглядеть помещения в детском саду:

  1. У каждого детсада есть свое название . Интерьер помещений должен иметь одну концепцию. Это не значит, что все комнаты должны быть одинаковы. Каждая группа оформляется по-разному, но если садик называется «Сказка», значит, в интерьере должно быть что-то сказочное.
  2. Вестибюль и коридоры должны быть яркими и привлекать внимание интересными сюжетами . Например, сказочная поляна, на которой резвятся персонажи нескольких произведений.
  3. Дизайн должен быть адаптирован под возраст ребенка . Если ясельная группа, то «Колобок» или «Курочка Ряба». Для детей постарше уже надо выбирать более серьезные сказки, например, «Спящая красавица» или «Иван-царевич и Серый Волк».
  4. В группах интерьер должен учитывать принцип зонирования. Игровая, спальня, раздевалка — зоны должны гармонировать одна с другой.
  5. Отдаем предпочтение экологически чистым и натуральным материалам .

Дизайн отдельных помещений

Раздевалка

Раздевалка в группе

Заходя с улицы в группу, малыш и его родители попадают в раздевалку, значит, с первого взгляда это помещение должно привлечь к себе внимание яркостью и интересными, познавательными сюжетами .

Выбирая оформление раздевалки в детском саду, отдаем предпочтение светлым насыщенным цветам. Можно оклеить стены обоями детской тематики – зверюшки, герои сказок и мультфильмов, паровозики или звездочки.

На стенах располагаем стенды с информацией. Они должны соответствовать тематике названия садика и группы. Ящики для одежды должны быть красочными. требует творческого подхода.

На каждый шкафчик приклейте картинку или букву алфавита (в зависимости от возраста детей), чтобы ребенок смог его запомнить и знать, где искать свои вещи.

Пол возле ящиков обязательно должен быть застелен паласом, поскольку дети имеют привычку ходить босяком. Посредине раздевалки или вдоль шкафчиков надо расположить лавочки, чтобы малышам было удобнее одеваться и обуваться.

Совет! Сделать стенд можно самим или привлечь для этого малышей и их родителей. Это будет недорого и красиво. Рубрики для этого можно выбрать разнообразные от «Поздравляем с днем рождения» до «Наши таланты. Выставка работ».

Игровая и учебная комната

Обычно в детских садах детишки проводят занятия и кушают в одном и том же помещении, поэтому мебель должна быть удобной и соответствовать стандартам .

Стулья и столы должны подходить малышам по возрасту и росту, требуется .

Стены красим или оклеиваем обоями ярких, но неагрессивных тонов, подойдет зеленый, синий, голубой, желтый. Рисунки должны быть развивающими, но не сильно отвлекать внимание ребенка от еды и обучающего процесса.

Игровая зона должна быть яркой и красочной. Для младших групп можно разрисовать стены различными эпизодами из сказок. Для детей постарше выбрать развивающие картинки.

Пол в игровой зоне должен быть обязательно застелен теплым и мягким ковром.

Шкафы для игрушек должны быть крепкими и не травмоопасными, надежно закреплены.

Спальня

Спальня в детсаде

В этом помещении дети отдыхают, выбирая дизайн спальни в детском саду, надо использовать спокойные, неяркие тона – голубой, бежевый, светло-зеленый .

Мебель для сна должна подходить ребенку по росту, соответствовать всем требованиям санитарных норм и быть удобной.

Особое внимание надо уделить шторам. Так как спят дети в дневное время, возникает потребность затемнить помещение. Поэтому выбирая шторы, приоритет отдаем плотным натуральным тканям, однотонным спокойных цветов.

Продумывая , руководствуемся следующими требованиями:

  • экологичность и натуральность материалов;
  • соответствие санитарным и противопожарным нормам;
  • прочность и практичность тканей;
  • соответствие интерьеру помещения;
  • надежность конструкций, на которые крепятся шторы и гардины.

Потолок можно оформить в виде звездного неба или побелить.

Совет! Помните, в интерьере детского сада мелочей не бывает. Здесь каждая деталь должна быть продумана.

Подводя итоги

Надеемся, наша статья была для вас полезна. Для того чтобы более точно разобраться в технологическом и практическом вопросе, на нашем сайте представлена подробная фото- и видео-инструкция, в которой вы найдете полезную информацию по данному вопросу.

Фотогалерея













Пояснительная записка.

Кружок «Дизайн в детском творчестве» обеспечивает развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно — образного восприятия, посредством использования различных видов изображений. Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего мира. Содержание образования акцентируется на развитие творческих интеллектуальных возможностей детей, направленно на активизацию познавательного развития ребенка.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогатить и развить внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение. Первое о чем надо подумать: ребенок – не пустой не сосуд, который мы наполняем он субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений, а иногда защитить нестандартную работу.

Программа кружка включает широкое использование иллюстрированного материала, дизайна, игр-занятий, дидактических игр, художественных произведений детей для создания тематических выставок, что является мотивацией детского творчества.

Итогами продуктивной деятельности ребенка проявляется в элементах декорации, украшении интерьера детского сада, организации выставок для взрослых и сверстников, участии в различных конкурсах городского и регионального масштабах.

Дополнительные занятия в художественной студии «Дизайн в детском творчестве» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста один раз в неделю с сентября, по май месяц, что составляет 36 занятий в год.

Цель программы: воспитать разностороннюю творческую личность.

Задачи программы:

Развитие чувственно-эмоционального отношения к окружающему миру.

Формирование художественно-образного мышления, средствами разных видов изображений

Развитие интеллектуально-творческого потенциала.

Формирование понимания красоты и гармонии природного богатства.

Развитие художественно-изобразительных и выразительных навыков, зрительной памяти, воображения и фантазии.

Вызвать интерес к экспериментальной и поисковой изобразительной деятельности

Сентябрь

Основная тема месяца: изображение растениями, коллаж

1 Тема: «Гербарий»

Задачи: Стимулировать детей к поисковой деятельности, научить собирать растения и изготавливать из них гербарий, для последующей работы с ними. Напомнить о том, что растения хрупкие и укладывать их между газетами очень аккуратно, расправляя лепестки.

2 Тема: «Разноцветный листопад»

Задачи: Научить способу отпечаток, оттиск листьев и цветов, располагая таким образом что бы получился дождь из цветов и листьев. Обратить внимание на аккуратность и тщательность прокрашивания каждого растения. Формировать умения использовать палитру красок для создания разноцветной композиции. Привлечь детей к дизайнерскому решению: дорисовка и прорисовка, наклеивание растений дополнительно и т. д.

3 Тема: «Натюрморт. Создание фонового изображения»

Задачи: Дать возможность детям самостоятельно выполнить фон натюрморта используя некоторые из вариантов: хаотичное нанесение краски из тюбиков, накладывание сверху полиэтилена и проглаживания, изображение широкими мазками, щетинной кистью, оттиск растениями, акварельная растяжка, лессировка.

4 Тема: «Натюрморт»

Задачи: Научить технике коллаж. На основе фона, используя графические, живописные навыки, а также засушенные растения и цветы создание детьми натюрморта: «Ваза с цветами». Привлечь внимание детей к доработке и проработке деталей, и завершенности композиции

Октябрь

Основная тема месяца: изображение отпечатками, кляксами

5 Тема: «Иры с кляксами»

Задачи: Разнообразить знания детей о приемах кляксографии, используя раздувание коктейльной трубочкой капель по поверхности листа, с поворотом в разные стороны; раздувание капель при падении их с некоторой высоты на бумагу или ткань. Дать возможность увидеть различие в изображении клякс разными способами. По мере высыхания краски, узнать у детей, что бы это могло быть, какой образ, объект они увидели, дорисовывание детьми своих композиций.

6 Тема: «Рамочка для картинки»

Задачи: Познакомить с приемами украшения рамки для собственной работы. Обращать внимание на декоративность оформления, на повторяемость и чередование элементов, образов. Нацелить внимание на цветовой колорит, и тематику картины, таким образом, чтобы рамка как бы была продолжением картины, но в тоже время отдельной ее частью. Дать возможность детям использовать как живописный и графический материал, а также элементы гербария, сухостоя.

7 Тема: «Соленые волны» Коллективная работа

Задачи: Вызвать интерес к созданию образа моря способами. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами и инструментами. Предложить в качестве нетрадиционного изображения свечу и поваренную соль, которая создает эффект волны, пены. Развивать коммуникативные навыки у детей.

8 Тема: «Рыбки и осминожки». Продолжение коллективной работы

Задачи: Научить создавать образы морских животных на основе силуэта ладошки. Показать сходство очертаний перевернутой ладошки -осминог, ладошкой в бок –рыбка. Учить создавать выразительные образы. Развивать восприятие, чувство цвета. Вызвать желание декорировать и украшать морских животных различными дополнительными материалами.

Ноябрь

Основная тема месяца: графическое изображение

9 Тема: «Домашние атрибуты. Черно – белая графика»

Задачи: Рассматривание и обследование посуды из разных материалов. Предложить для рассматривания иллюстрированное изображение древних горшков и кувшинов. Учить детей рисовать разнообразные линии, планировать последовательность, развивать чувство ритма. На основе изображений символов и узоров на Трипольских горшках дать понятие о символах-оберегах, которыми украшали люди свою посуду. Графическое украшение силуэта кувшина.

10 Тема: «Праздничная скатерть»

Задачи: Дать понятие о ткачестве. Показать варианты скатерти: с каймой, воланом, с вышивкой, выбивкой гладкотканая, с рисунком, орнаментом. Предложить детям выполнить украшение скатерти, используя любой графический материал, развивать ассоциативное мышление. В качестве декора заинтересовать использовать оттиски растений, коллаж.

11 Тема: «Украшение наличника окна»

Задачи: Дать понятие об украшении окон деревенских домов. Показать изображений украшений резьбой, росписью, в качестве декора предложить дополнить оттиском, использовать коллаж. Предложить детям используя собственные знания украсить силуэт наличников, используя графические умения, декоративные навыки в оформлении.

12 Тема: «Моя заглавная буква»

Задачи: Научить печатать начальную букву своего имени. Придавать ей форму живого образа, объекта. Предложить детям свою букву задекорировать различными способами: живописно, графически, техникой коллаж, пластилинография. По окончании работы, оформляется плакат с изображениями букв детей. Развивать воображение, ассоциативное мышление

Декабрь

Основная тема месяца: изображение пластилинографией

13 Тема: «Российская матрешка»

Задачи: Познакомить с матрешкой, как одним из видов народной игрушки. Рассматривание элементов росписи, цветовой гаммой. Показать детям изображение элементов узоров матрешки цветным пластилином, последовательно и поэтапно прикрепляя на основу. Предложить детям выполнить узор на силуэте матрешки. Вызвать желание дополнить композицию элементами гербария.

14 Тема: «Сине-белые цветы Гжели»

Задачи: Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения голубого насыщенного и разбеленного из синего и белого пластилина. Показать постепенное и поэтапное изображение розана, используя оттенки голубого. Предложить детям на основе силуэта чайной пары выполнить голубые цветы гжели. Вызвать желание дополнить композицию семенами растений, крупой.

15 Тема: «Волшебные розы»

Задачи: Познакомить детей с творчеством жостовских мастеров. Показать приемы нахождения оттенков цвета: светлые тона, при помощи белого пластилина, насыщенные тона с использованием чёрного. Наложением одного тона на другой показать выполнение жостовской розы. Вызвать желание у детей самостоятельно изобразить розу, дополнив элементами букета: веточки, листочки, ягодки.

16 Тема: «Золото Хохломы»

Задачи: Рассматривание элементов росписи золотой хохломы. Обратить внимание детей на орнамент и узоры которые могут быть растительными, животного мира. Показать последовательность и поэтапность выполнения птицы, рыбы, ветки рябины в технике пластилинография, на разных предметах посуды. Предложить детям разные по цвету и форме силуэты посуды хохломы и выполнить роспись в технике пластилинография. Вызвать желание дополнить композицию детально.

Январь

Основная тема месяца: изображение ладошками

17 Тема: «Грибная поляна»

Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным изображением ладошки, дать возможность пофантазировать на эту тему. Рассматривание с детьми изображение грибов, дать характеристику каждому. Показать, как при помощи ладошки можно изобразить грибную поляну. Дать возможность детям самостоятельно изобразить грибную поляну, дополнив ее деталями.

18 Тема: «Фруктовый сад»

Задачи: Показать детям возможность создания выразительного образа ладошки. Дать возможность создать из каждого пальчика образ дерева с фруктами и ягодами. Дать возможность детям создать законченную композицию, дополнив ее деталями: корзина с фруктами, семейство ежей с яблоками на иголках.

19 Тема: «Птица сказочная»

Задачи: Продолжать знакомить детей с образами, которые могут вызвать изображение ладошки. Показать детям изображение сказочных птиц, предложить на основе ладошки нарисовать сказочную птицу, графическим или живописным способом. Вызвать желание у детей выполнить детально перья при помощи цветных карандашных стружек.

20 Тема: «Караван пустыни»

Задачи: Вызвать у детей интерес к рисованию животных пустыни. Рассматривание изображений верблюдов, дать возможность детям попробовать расположить ладошку так, чтобы силуэт был похож на это животное. Поощрять детей дополнивших рисунок композиционно. Вырезывание детьми своего верблюда и наклеивание на общую композицию (ватман), дополнение элементами пустыни, используя сухостой, аппликацию, графические навыки.

Февраль

Основная тема месяца: изображение мятой бумагой

21 Тема: «Ветка рябины»

Задачи: Заинтересовать детей в возможности изображать при помощи мятой бумаги. Рассмотреть несколько приемов выполнения различных образов из бумаги. Вызвать желание выполнить композицию рябиновой ветки на основе декоративной тарелки. Показать детям последовательность выполнения. Дать возможность детям дополнить композицию деталями графически.

22 Тема: «Гусеница-затейница»

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги, научить формировать из мятой бумаги различные образы. Показать как из цветных салфеток формируется тело гусеницы, прикрепляется на фоновую основу, дополняется деталями из сухостоя, круп и семян. Дать возможность детям пофантазировать на тему «Гусеница-затейница»

23 Тема: «Открытка — сувенир»

Задачи: Вызвать желание у детей выполнить подарок ко дню защитника Отечества. Используя цветную бумагу разную по толщине и фактуре предложить выполнить композицию «Салют Отечеству». Хаотично располагая комочки цветной бумаги по темному фону изображаем искорки салюта, графически или пластилином предложить дополнить композицию.

24 Тема: «Паучок на паутинке»

Задачи: Рассматривание изображение пауков и других насекомых. Показать последовательность формирование образа паучка из мятой бумаги, лапки можно выполнить из зубочисток или ватных палочек. Дополнение композиции можно выполнить из сухостоя, семян, дорисовать паутинку графически или живописно. Вызвать у детей желание изобразить своего паучка, придумать ему название.

Март

Основная тема месяца: изображение на объемных формах

25 Тема: «Веселые прищепки»

Задачи: Вызвать желание порадовать необычным сувениром родных и близких людей. Показать детям варианты зажимов в виде животных птиц, фруктов и овощей, используя при этом прищепки, картон, бумагу, перышки и другой вспомогательный материал. Развивать творческое воображение и нестандартное решение в декорировании образа, объекта Дать возможность детям выполнить подарок-сувенир, дополнив образ живописно или графически.

26 Тема: «Забавные магнитики»

Задачи: Создать условие для экспериментирования. Вызвать желание у детей изобразить образ любого фрукта или овоща наделив его человеческими качествами — «оживить». Силуэт образа вырезать и декорировать по своему, используя картон живописный и графический бросовый и природный материалы.

27 Тема: «Надувные человечки»

Задачи: Учить детей декорировать объемный образ, надувной шарик. Вызвать желание порадовать себя и близких портретом или автопортретом, используя различный материал: вырезки из журналов, цветная бумага, клей, скрепки, вата, шерстяные нитки. Образ ставится на ноги при помощи картонных стоп, прикрепленных к концу шарика, в районе узелка. На основание шарика наклеивается глаза, нос, рот, выполняется прическа.

28 Тема: «Много маленьких игрушек»

Задачи: Продолжать учить детей выполнять образ на объемной форме яйца. Предварительно яйцо выдувается, на основу прикрепляется кусочек пластилина. Дать возможность детям самостоятельно придумать образ животного и расписать его при помощи красок, фломастеров или маркера, поощрять детей дополнивших образ деталями.

Апрель

Основная тема месяца: графика на изделиях из бумагопластики.

29 Тема: «Самолетики»

Задачи: Вызвать желание представить детям стать летчиками или космонавтами. Научить складывать из цветной двусторонней бумаги самолетик, последовательно выполняя движение. Графическим материалом самостоятельно выполнить узоры на крыльях и хвосте самолета. Предложить украсить хвостовую часть узкими ленточками из креповой бумаги. Развивать творческую активность.

30 Тема: «Аист»

Задачи: Вызвать интерес к выполнению птицы конструктивно. Дать возможность последовательно сложить из листа белой бумаги аиста – птицы мира и семьи. Предложить нарисовать перышки на крыльях и хвосте черной гелиевой ручкой. Развивать творчество и графические умения.

31 Тема: «Пароходик»

Задачи: Создать условие для экспериментирования с бумагой и бросовым материалом. Научить создавать образ парохода, конструируя из бумаги. Конструкция требует точности выполнения, поэтому выполняется вместе с детьми. Дать возможность выбрать цвет парохода, затем выполнить на нем необходимые элементы: иллюминаторы, каюты, якоря графическим материалом. Теперь можно пускать пароход по весенним ручейкам.

32 Тема: «Разноцветный веер»

Задачи: Учить создавать веер, из цветной ксероксной бумаги конструируя его, последовательно выполняя все действия, складывая гармошкой. По линиям сгиба проводятся линии, в каждом сигменте рисуется определенный орнамент, он может чередоваться или повторяться. Выполняется крепление с помощью степлера. Вызвать желание дополнить декором: перышками, ленточками.

Май

Основная тема месяца: художественное экспериментирование с песком

33 Тема: «Первоцветы»

Задачи: Создать условия для художественного экспериментирования. Научить одному из способов рисование цветным песком, передавая образ первоцветов растущих на участке детского сада. Формировать графические навыки, изображая контур клеем из тюбика, использовать при закрашивании цветной песок, передавая объем, накладывая один оттенок на другой.

34 Тема: «Рисунок на песке»

Задачи: Создавать условия для экспериментировании с песком и водой. Научить изображать образы на песке при помощи пальчика, палочки, декорировать и дополнять образы любым бросовым или природным материалом. Зафиксировать изображение предлагается с помощью воды из брызгалки.

35 Тема: «Песочные замки»

Задачи: Создать условия для экспериментирования с песком, водой и другими материалами. Дать понятие о строительстве и архитектуре. Вызвать желание выполнить эскиз будущей постройки, коллективно выбрать самый лучший с дополнениями своего эскиза. В песочнице совместно формируется горка песка фиксируется водой из брызгалки.

36 Тема: «Песочные замки» окончание композиции»

Задачи: Стимулировать желание детей продолжить строение замка по единому эскизу. При помощи воды, песка, лопаточек и стек, дети последовательно вместе с воспитателем выполняют постройку. Декорировать замок можно при помощи камушек, ракушек, ленточек и других материалов.

Пригласить взрослых и детей на просмотр замка на песке.

Как дать ребенку первые сведения о прекрасном в природе, в
быту, в произведениях искусства? Сформировать предпосылки его
эстетического отношения к действительности? Рисование карандашами,
цветная аппликация, лепка, и конструирование из разных материалов
являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой

Скачать конспект
художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. Именно это
и является основной задачей и содержанием дизайн – деятельности.
Задачи дизайн - деятельности:
воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности,
произведениям искусства.
приобщать к благоустройству и украшению своего игрового пространства, ближайшего
окружения.
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и
детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов;
привлекать детей к работе с
разнообразными материалами, учить
создавать грамотные и красивые работы.

Дизайн-деятельность может быть
ориентирована как на эстетическую организацию
пространства, так и на создание красивых
полезных предметов, составляющих среду ребенка.
Продукты детского дизайн – творчества могут быть
использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Выделяют три типа дизайна: плоскостной
(аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный) и пространственный
(архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности
(виды детского дизайна).
Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий
с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-
дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала,
витражи и мозаики из цветного пластилина, игровые детали и элементы сюжетно-тематических,
сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой
одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов,
фасонов и декоративной отделкой платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для
персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей. А также для себя – одежды
повседневной и праздничной.
Третье направление – «декоративно-пространственный дизайн» - он ориентирует внимание
детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию культурно-
игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам
детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя
подручные материалы.
Ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять
творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может
создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказывается
способны представить себе то, какую форму и размер
имеет знакомая комната или участок земли; они
способны понять, что значит макет того или иного
предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны
мысленно представить пути решения задачи, конечный
результат – образ будущего изделия.
В практике детского сада нередко смешивают
содержания понятий: «изобразительная деятельность» (с
рукоделиями), «творческое конструирование» и
собственно деятельности «детского дизайна».
Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с
тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий
складывается в папки и коробки и далее до востребования – это еще не детский дизайн. Так
детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздникам, развлечениям, оформленные с их
участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской
деятельностью). Вместе с тем, как мы выясни при изучении литературы, детский дизайн имеет
общие черты с профессиональным дизайном. Это:
Оригинальность и неповторимость творческого продукта
Знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа
проектирования
Совместно раздельный характер исполнения замысла
Предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности
Использование аналогичных материалов и техник
Общий подход в оценки художественности профессионального и «детского»
искусства
Самодостаточность неконкурентоспособности продукции детского творчества
(эксклюзивного поиска проектанта).
Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Если «дизайн для детей»
является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров,
то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по
благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают
внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают
разнообразие окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и
минералы, использовать бумагу. Ткани и синтетические материалы, создавать из них
аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего
быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам
гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и
праздничных утренников.
Из занятий старшие дошкольники черпают знания и уже по одежде и поведению они
могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем
дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только
по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).
Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в
детском саду), дети переносят доступные им принципы
эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели) и
художественной образности убранства в собственную
практику создания кукольно-игрового интерьера.
Для введения в занятия элементов дизайна нужно
расширять знания детей о свойствах различных
материалов (бумаги, картона, ткани пластмассы,
природных материалов и т. д.). Знакомить детей с
особенностями, возможностями различных
художественных материалов и технологиями (рисование по мокрой бумаге, рисование зубной пастой на цветной бумаге, набрызг, монотипии,
рисование пластилином, пальчиковая живопись, кляксография, коллаж, метод тычка.
чеканка, витражи). Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее
подходящую технику или материал.
Плодотворна дизайн –деятельность в художественно – игровых ситуациях, типа: «Театр
мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими
художниками-модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов от
личаются оригинальностью и индивидуальностью.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов
(зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и многое другое).
Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к
красоте.

Цикл рекомендаций по работе с природным материалом.
Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой. Современные дети, особенно
в городах, окружены искусственными материалами, похожими на настоящие. Покрытие столиков
в кафе имитирует гранит, в кадках «растут» пластмассовые пальмы и другие растения. Внешне все
это похоже на настоящее, но сходство это только внешнее. Попробуйте погладить лист живого
растения искусственного, поверхность гранита и пластмассу, похожую на камень. Искусственные
материалы, в отличие от природных, одинаковы при прикосновении. Природный камень имеет
различную поверхность, она может быть теплой и холодной, гладкой и шершавой. Человек как
биологический вид формировался в природной среде, поэтому нам всем (и прежде всего детям)
необходимы ощущения, вызванные именно природным материалом. Еловая и сосновая шишки,
мрамор и известняк, каштан и грецкий орех могут служить отличным материалом для поделок –
заодно развивать сенсорику ребенка, эстетический вкус. Камешки разного размера и формы,
шишки, плоды и семена, сухие листья – все это и материалы для экспериментирования, игры, и
для создания самых разных работ по детскому дизайну (создание фигурок, макетов, барельефов,
разнообразных композиций).
В последнее время во многих дошкольных учреждениях создают разнообразные коллекции
природных материалов и успешно используют его для создания поделок. Однако воспитателей
крайне редко реализуют комплексный подход к использованию природного материала. А ведь его
сбор, исследование и применение для дизайн-деятельности, изобразительной деятельности можно
объединить. Как правило, природный материал ребенок получает на занятии. Предлагаю до того,
как создать из шишек, семян, камней разные композиции, проводить их исследование. Такое
исследование может проходить вначале под руководством взрослого, а затем переходить в
самостоятельную деятельность ребенка. Например, в группе можно организовать уголок
самостоятельной деятельности и размещать в нем разный природный материал как для
исследований, так и для дизайнерской деятельности.
Раковины.
Исследование: рассмотреть через лупу с разных сторон, опустить в воду, чтобы выяснить,
тонет или нет, погладить разные раковины, сравнит узоры на них. Большую раковину приложить к
уху, чтобы послушать шум волн. Выложить сериационные ряды по цвету, размеру, форме,
степени шероховатости.
Классификация: выделить группы раковин морских, речных (озерных) моллюсков,
раковины сухопутных улиток. Выбрать раковины, похожие по цвету (форме, размеру).
Игра: использование плоских ракушек в качестве посуды для кукол, выкладывание
дорожек, узоров и т.п.
Дизайн-деятельность, конструирование: украшение рамок для фотографий, фигурки
животных, людей, сказочных персонажей, макеты аквариума, морского дна, пляжа, бусы и другие
украшения, использование ракушек в качестве лепестков цветков в аппликации.
Подобным образом можно использовать практически любой материал. Главное, чтобы при
его сборе не пострадало ни одно живое существо!
Летающие семена. Летающие семена – это, например, семена с летучками, которые распространяются ветром.
Такие есть у ясеня, липы, клена, вяза, ели, сосны, лиственницы.
Исследование: подбрасывание летающих и нелетающих семян и сравнение скорости их
падения, рассматривание через лупу, наблюдение за тем как семена переносятся ветром.
Классификация: по цвету, по размеру и форме плодов, по размеру и форме летучки.
Дизайн-деятельность, конструирование: из семян клена получаются отличные крылья
для стрекозы, лепестки цветков, из ясеня –заборчик, колючки для ежика, лучики солнца, из семян
липы с летучкой – украшения для шляп.
Так как эти семена относятся в основном к деревьям средней полосы, можно предложить
детям и их родителям домашнее задание на лето – собрать эти семена в отпуске, в теплых краях.
Камни.
Положите камень в ящик ощущений (чудесный мешочек) и предложите по одному из
детей описать и угадать, что находится внутри. Ребенок обязательно отметит, какая поверхность у
камня – гладкая или шероховатая. Для того чтобы дети почувствовали разнообразие камней,
кладите их по очереди в ящик с разной поверхностью, разного размера, теплые и холодные.
Предложите детям собрать как можно больше разных камешков для коллекции, провести опыты,
сделать поделки, разбить мини-альпинарий на участке детского сада.
Если на территории детского сада есть альпийская горка или отдельные крупные камни,
исследуйте их вместе с детьми.
Исследование: выяснить, какие камни могут тонуть в воде, а какие нет (не тонут керамзит
и пемза), попробовать что-нибудь написать на камне с помощью разных предметов, постучать
камнями друг о друга и понюхать их после этого, выложить их сериациоонные ряды (от самого
большого к самому маленькому, от самого светлого к самому темному и т.п.), капнуть на камень
соком лимона, чтобы выяснить, «шипит» он или нет.
Классификация: разделить камешки на искусственные и природные, отобрать морские или
речные, сравнить их с остальными, выделить декоративные.
Игра: разрисовать камешки и использовать их для проигрывания сюжетов сказок,
придумывания новых, выбрать из камешков маму-курицу и цыплят и поиграть с ними и т.п.
Дизайн-деятельность, конструирование: выкладывание из камешков узоров, на участке,
создание мини-альпийских горок на участке или сада камней, изготовление деталей для
ландшафтных макетов, создание каменных построек.
Плоды рябины, каштана, грецких и других орехов.
Исследование: определить степень шероховатости плодов, сравнить их по форме, цвету,
найти сходство и отличие, рассмотреть, что находится внутри, понюхать, подуть, подбросить.
Выложить сериационные ряды от самого темного к самому светлому и т.п.
Классификация: разделение плодов от разных деревьев на группы (по видам растений)
Игра: игра с фигурками из плодов.
Дизайн-деятельность, конструирование: изготовление елочных украшений, составление
фито-композиций, использование при декорировании панно.