Изонить: цветы одуванчики. Вышивка по кругу с пропуском двух точек

Методическая разработка дополнительного образования дошкольников 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию через овладение способов техники вышивания на цветном картоне

Актуальность: данная программа несет в себе художественную направленность, основана на достижениях мировой культуры, адаптирована дошкольному возрасту.
Изонить – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на цветном картоне. Это очень увлекательная работа. Дети дошкольного возраста, для которых интересно любое новое дело, с удовольствием выполняют различные творческие задания. В программе особое внимание уделяется не только процессу, но и результату деятельности, где использование похвалы и поощрения дают ребенку возможность почувствовать себя успешным. Возле каждого изделия указывается имя автора, что дает ребенку возможность почувствовать индивидуальность, отличие своей работы от других. Если процесс вышивания контролируется, то оформление изделия это индивидуальная, творческая работа каждого ребенка.
Программа включает в себя не только обучение вышиванию, но и создание индивидуальных и коллективных работ. В оформлении предлагается использовать цветные карандаши. Также немаловажным является воспитание взаимопомощи, отзывчивости, доброты, внимания к другим. На занятиях дети учатся всем этим качествам, помогая друг другу. Именно в дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия (миром людей, природы, предметным миром), происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, развивается любознательность, формируется интерес детей к творчеству. Занятия по изонити позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы и приобрести умения осуществлять свою деятельность.
Дети, занимающиеся по данной программе, - дошкольники, для которых занятия способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- развивает остроту зрения, глазомер, координацию движений рук под контролем глаз;
- способствует развитию усидчивости, внимания, старательности, терпения, развивается абстрактное и конструктивное мышление детей.

Можно сказать, предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личное развитие ребенка. Работа в технике изонити формирует личностные качества, такие как: настойчивость, умение доводить дело до конца, последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивости и аккуратности.

«Изонить» - развивает у детей способность работать руками, приучает выполнение точным движениям пальцев, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

«Изонить» - способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления изделия, учит следовать устным инструкциям.

«Изонить» - стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы выполнить изделие, должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы вышивания.

«Изонить» - активизирует мыслительные процессы. В процессе вышивания у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов вышивания) со словесными (объяснение приемов вышивания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий детьми).

«Изонить» - совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
«Изонить» - развивает абстрактное мышление детей, воображение, художественно-эстетический вкус.

Систематические занятия с ребенком по технике изонити это гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

ЦЕЛЬ: интеллектуальное художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на цветном картоне, самореализация детей в своем творчестве.
ЗАДАЧИ:

1. Обучающие:
- познакомить детей с новым художественным видом деятельности;
- обучать детей технике работы с изонитью;
- знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;
- научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, шилом, трафаретами, простым и цветным карандашами.

2. Развивающие:
- развивать в детях внимание, память, абстрактное мышление;
- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз;
- развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству «изонити»;
- формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;
- совершенствовать объяснительную и доказательную речь для детей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Изготовление любого изделия изонити начинается с определенной заготовки. Очень важно научить детей самостоятельно наносить разметку для дырочек, пользуясь трафаретами, по обеим сторонам угла на одинаковом расстоянии друг от друга, так как это залог успеха в достижении определенного результата. По сложности вышивания базовые формы можно разделить на 2 раздела: простые и сложные. Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Планирование составлено на год.


ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – овладение техникой изонити: изображение углов, моделирование с их использованием образцов. Дети учатся вышивать изображение острого, прямого и тупого угла, различать лицевую и изнаночную стороны изделия, узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, учатся самостоятельно дорисовывать изображение предмета, предавая ему образ в целом.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ – овладение техникой изонити дуг, овалов, завитков, окружностей, моделирование с использованием образцов.

На первоначальном этапе знакомства с техникой изонити необходимо научить ребенка делить круг на две равные части, чтобы количество отверстий на обеих сторонах круга должно быть одинаковым, откуда не начинался бы отсчёт. Постепенно необходимо подводить детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.
В течение первого полугодия дети выполняют простейшие изделия в технике изонити (острый, прямой и тупой углы). Во втором полугодии продолжается знакомство детей с искусством изонити дуг, овалов, завитков, окружностей. Дети выполняют более сложные формы изделия, знакомятся с величиной вышитого круга, овала, дуги с хордой разной длины, учатся наносить разметку отверстий по кругу, овалу, завитку, используя в работе модели трафаретов. Обучение вышиванию базовых форм проводится индивидуально для того, чтобы ребенок более точно научился вышивать.

МЕТОДЫ:
1. Методы, как способ организации занятий:
- словесный (беседа, устное изложение, рассказ);
- наглядный (показ иллюстраций, показ выполнения, работа по образцу);
- практический (выполнение работ по схемам).
2. Методы, как уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный.
3. Методы, как форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный;
- индивидуально-фронтальный;
- индивидуальный.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:

1. тематическая совместная деятельность;
2. индивидуальные и коллективные занятия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате работы на занятиях кружка, дети:
- будут знать основные понятия и базовые формы изонити (доступные данному возрасту детей);
- научатся следовать словесным инструкциям;
- будут создавать изделия, выполненные в технике изонити;
- разовьют такие качества, как внимание, старательность, память, мышление, мелкую моторику рук под контролем глаз, усидчивость, терпение;
- познакомиться с техникой изонити;
- овладеют необходимыми навыками с инструментами и материалами данного вида труда;
- изучат свои коммуникативные способности и приобретут навыки вышивания в технике изонити.

Формы проведения итогов работы по программе дополнительного образования «Изонить»:
- оформление стенда на занятиях кружка;
- проведение выставок детских работ.

ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Почти все занятия проводятся по одному плану. На каждом занятии используется наглядный материал: загадки, стихи, рассказ.
1. Подготовка к занятию (обращаем внимание на готовность инструментом и материалов для занятия, установка на данную работу);
2. Повторение пройденного:
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правила техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
- загадки или стихи, раскрывающие тему занятия;
- показ готового образца для работы;
- рассмотрение образца, анализ.
4. Практическая часть:
- показ процесса изготовления изделия;
- самостоятельное изготовление детьми своего изделия;
- оформление своей работы (дорисовка частей изделия цветными карандашами).

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

«Оценка результатов освоения программы»
1. Знание основных понятий в технике изонити (простых и сложных способах вышивания, умение работать базовыми формами).
Первое полугодие - умение вышивать изделия острого, прямого и тупого углов, умение различать лицевую и изнаночную стороны изделия.
Второе полугодие – умение самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам изделия, умение использовать модели трафаретов в процессе работы, сделать наиболее сложное изделие в технике изонити.

Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога.
Низкий уровень – не может сделать.

2. Умение следовать устным инструкциям, создавать изделия в технике изонити, пользуясь схемами-образцами.

Первое полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
Второе полугодие – умение сделать несложное изделие самостоятельно по схеме-образцу.
Высокий уровень – делает самостоятельно.
Средний уровень – делает с помощью педагога.
Низкий уровень – не может сделать.
3. Создание изделий, выполненных в технике изонити, развитие художественного вкуса, творческих способностей и творческого подхода к выполнению работы.

Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.
Средний уровень – работы, выполненные по образцам, соответствуют общему уровню группы.
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

ПРИМЕЧАНИЕ: в начале учебного года диагностика не проводится.

4. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Первое полугодие - умение наносить разметку отверстий по обеим сторонам острого, прямого и тупого углов по шаблону, не глаз.
Второе полугодие – умение наносить разметки на овале, круге, завитке по базовым схемам, на глаз.
Высокий уровень – полное совпадение рисунка с намеченными отверстиями в технике вышивания.
Средний уровень – имеются некоторые отклонения (пропуск отверстий, не в данной последовательности выполнен рисунок изделия).
Низкий уровень – с заданием не справляется.

5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются умения:
- организовывать своё рабочее месте;
- рационально использовать необходимые материалы;
- аккуратность выполнения работы.
Высокий уровень – самостоятельно применяет данные умения.
Средний уровень – применяет данные умения после напоминания педагога, детей.
Низкий уровень – не владеет данными умениями.

Мастер класс по изонити. Тема: Цветок

Для дошкольного возраста и детей начальных классов.

Цель:
- образовательная: ознакомить с техническими условиями и приемами выполнения нового вида вышивки, ознакомить с образцами работ в технике изонити;
- воспитательная: вос¬питывать вкус, терпение, пробуждать фантазию, обучить плоскостному моделированию;
- развивающая: научить заполнению окружности в технике изонить, улучшить сенсорные и моторные навыки,
Наглядные пособия: образцы выполненные в технике изонити, карточки.
Оборудование: нитки, игла, картон, ножницы,

Ход урока

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток, который назвали изонитью. Они вбивали в дощечку гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нить. В результате получались ажурные кружевные изделия, которыми украшали жилище. Это было давно. А вот в наше время изонитью украшают изделия, предметы быта, выполняют подарки, сувениры. И вместо дощечек используют картон, бархатную бумагу, а гвозди заменяет иголка. Нитки можно использовать различного цвета и назначения (мулине, ирис, швейные)
Изонить-техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
Правила техники безопасности
Перед началом и после работы следует мыть руки, чтобы работа всегда оставалась чистой.
При выполнении работы очень важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу слева или спереди. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
Прежде чем приступить к работе, необходимо помнить следующие правила:
- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь своё место (игла – в игольнице, ножницы, спицы, крючок и нитки в пенале или коробочке);
- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если вдруг она надумает от нас спрятаться;
- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
- руки во время работы держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
-никогда не берите в рот нитки, булавки, пуговицы, иголки и другие предметы;
- не следует откусывать нитку: это портит зубы;
- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом;
- кладите ножницы сомкнутыми остриями от себя.

Этапы выполнения работы

1. Серединка цветка.
Шаг нити 1-9 против часовой стрелки.





Вышивать по кругу до тех пор, пока в каждой дырочке нить не окажется дважды, образовав галочки.


2. Лепесток
У основания лепестка два отверстия (например,1 и 11, см. схему):
а) шаг нити 1-2, 1-3, 1-4 и т.д. против часовой стрелки;



б) шаг нити 11-19, 11-18, 11-17 и т.д. по часовой стрелке;




3. Стебель
Шаг нити 1-8 по часовой стрелке;



4. Листья
а) шаг нити 1-20 по часовой стрелке до тех пор, пока нить не окажется в первом отверстии;


б) шаг нити 1-15 против часовой стрелки до тех пор, пока нить не окажется в первом отверстии;



Дети приобрели знания:
- о разных приемах выполнения изображения путем пересечения нитей.
У детей сформировались представления:
- о технике изонити, как одним из видов рукоделия;
- об истории развития рукоделия;
- о материалах, используемых в технике изонити (иголки, нитки).
Дети научились
- правильно пользоваться иголкой с ниткой;
- выполнять разные приемы в технике изонити: вышивание окружностей, дуг;
- вышивать изображения, сочетая различные приемы.

Занятия изонитью способствуют развитию у детей:
мелкой моторики рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
художественных способностей и эстетического вкуса.

Технику изонить придумали английские ткачи. Они предложили интересный способ изготовления панно: в рамки вбивали гвозди, на них нужно было натягивать разноцветные нити в определенной последовательности. В результате получались красивые полотна, которыми украшали стены.

Чтобы сделать картины из ниток, давайте сначала усвоим 2 достаточно простых приема. Используя и комбинируя их, вы сможете выполнять интересные композиции. Первый мотив - это техника заполнения угла, второй касается заполнения окружности.

Вот что необходимо для такой работы:

  • картон;
  • игольница и игла;
  • нитки: ирис, мулине, шелковые;
  • шило;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка.
Первый прием - заполнение угла.


На листе начертите прямой угол со сторонами 8 и 10 см. Сделайте на одной и второй его стороне разметки, поставив точки через каждый сантиметр. На всех этих разметках сделайте шилом отверстия.


Если вы только осваиваете технику изонити, тогда пронумеруйте точки, это поможет не запутаться при вышивании нитью.

  1. Вонзите иглу с изнанки в картон (с этой стороны остается узелок) в цифру 1, пропустите нить на лицевую сторону, просуньте иголку в отверстие номер 2.
  2. Сделайте прокол с изнанки в отверстие под номером 3. Игла оказалась на лице. Переместите ее в 4.
  3. Следующий виток нити будет иметь путь на лицевой стороне, равный расстоянию он цифры 5 до 6.
  4. Очередная прямая имеет расстояние 7–8.
  5. Основываясь на эту технику, заполните все отрезки от одной до другой стороны угла.
Делая картины из ниток, вы будете придерживаться этого принципа заполнения угла. Но со временем сможете использовать углы различных градусов, длины, при этом будете получать разные результаты.

Второй принцип - заполнение круга.


Начертите круг, пронумеруйте его точками, ставя их на одинаковом расстоянии. Чем их будет больше, тем плотнее друг к другу лягут витки.

Если вы впоследствии будете делать узоры в форме капли или овала, выполняйте их, используя оформление угла или круга.


Познакомьтесь с еще одним принципом оформления элементов в технике изонить схемы помогут в этом.


Вот 2 варианта заполнения сердечка.


Когда вы узнали, как помогают создавать картины в технике изонить схемы, научились выполнять несложные элементы, переходите к практической работе. Картина «Бабочка» состоит из простых узоров, которые помогут воссоздать это эффектное насекомое.


Для этой картины из ниток вам понадобятся:
  • цветной картон;
  • изображение бабочки;
  • шило;
  • зеленые и желтые нитки мулине;
  • иголка;
  • тонкий скотч;
  • ножницы.


Картон должен быть такого окраса, чтобы используемые нити хорошо на нем смотрелись. Например, на темном прекрасно выглядят яркие и светлые.


Перерисуйте бабочку на картон, на одинаковом расстоянии при помощи шила сделайте отверстия. Для удобства можете пронумеровать отрезки для правильного движения нити.


Начинаем с верхнего крыла. Вот как оформляем его. С изнанки закрепляем концы нитей скотчем.


Второе крыло оформляем точно так же - симметрично по отношению к первому. Вот что получится.


Нижние будем выполнять из нитей другого цвета.


Чтобы обозначить нитями туловище, усики бабочки, прошейте их по прямой линии и вернитесь назад. Изнанку заклеиваем белым листом бумаги или картона, чтобы и с этой стороны работа выглядела аккуратно.

Такая бабочка может стать лицевой стороной открытки, как и следующие образцы.


Используя изонить-схемы, вы сможете сделать очаровательную собачку или сердечко, цветы, чтобы подарить свои творения. Можно оставить эти вышитые изделия и в своем доме, они придадут жилищу неповторимый вид.
  1. В качестве основы используйте гладкий картон или плотную бумагу, иногда для картин применяют бархатный картон.
  2. Для работы понадобится шило, берите острое и короткое. Делайте проколы на картоне с лицевой на изнаночную сторону, чтобы она были аккуратной.
  3. Для рисования схемы берите простой хорошо заточенный твердый карандаш.
  4. Используйте иголку с большим ушком, в такое будет беспрепятственно проходить нить.
  5. Чтоб не повредить рабочей поверхности, кладите под картон подложку, это может быть деревянная доска, толстый пенопласт.
  6. Следите за натяжением нити. Если слишком сильно потянуть ее, можно порвать картонную основу. А очень слабый виток приведет к провисанию нити.
  7. Изнаночная сторона будет смотреться лучше, если выполненную картину из ниток приклеить на плотный картон.
  8. В техника изонить изготавливают панно, открытки, картины, закладки для книг, обложки.

Картины из ниток

Посмотрите, какие еще панно вы сможете изготавливать из данного материала. Вот как создаются картины из ниток и гвоздей (которые используют вместо проколов).


Основой может служить фанера или другой подобный материал, в который можно вбить гвозди. Их прикрепляют по границам контура рисунка и обкручивают нитью в определенном порядке, используя технику изонить или в хаотичном.


Для такой картины из ниток и гвоздей вам понадобятся:
  • крашеная фанера;
  • гвозди;
  • молоток;
  • яркие нитки.
Вбейте гвозди молотком по периметру небольшого листа фанеры. На конце нити завяжите петлю, накиньте ее на первый угловой гвоздь, затяните. Пропустите нить по диагонали, накинув на соответствующий гвоздик. Затем верните ее на место, накрутив уже на соседний, от первого углового, гвоздик. Направьте нить по диагонали, закрепите на симметричном гвозде. Так, постепенно двигаясь по часовой стрелке, закончите работу.


Для следующей картины из ниток и гвоздей возьмите:

  • прочную основу с темным фоном;
  • белые нитки;
  • рисунок;
  • гвозди;
  • молоток.


Приложите выбранный рисунок к плотной основе. Забейте по его внешним и внутренним контурам гвозди. Оформите нитью рисунок, последовательно наматывая ее то на внешний, то на внутренний гвоздь.

Так как гвоздей, закрепленных в форме сердечка, меньше, чем вбитых по наружному контуру, наматывайте нить на один внутренний и на несколько внешних.


Если вы не хотите соблюдать пропорцию, оформите нить хаотично.

Для следующей картины из гвоздей нить выходит из одной точки, а затем, последовательно, устремляется к внешним контурам крыльев.


А вот как хаотично намотанная веревка поможет сделать красивую надпись, сердечко. В такой технике можно изготовить вывеску и здорово сэкономить на этом.


В тонкостях следующей работы, где главную роль также играют нитки мастер-класс поможет разобраться.

Для нее понадобится немногое:

  • картон;
  • шерстяные нити различных цветов;
  • карандаш, ножницы;
  • кисточка;
  • клей.
На светлом картоне нарисуйте любимого персонажа, природу или что-то иное. Смажьте кисточкой с клеем контуры одного из самых крупных элементов полотна (в данном случае - это кот). Приложите сюда пряжу, приклейте.

Оформляем нитками разных цветов, также подклеивая их, мелкие детали: глаза, нос, рот, лицо. Если на панно есть цветы, другие некрупные элементы, тоже заполните их тканной пряжей.


Теперь можно переходить к более крупным элементам - телу, хвосту, а в конце обклеить фон картины.

Картина из ткани

Они получаются не менее красивыми и оригинальными. Картины из ткани можно делать вместе с детьми, а тем более такие, на которых рисуют мелом. Он не будет сыпаться с готовых полотен, а почему, об этом секрете вы узнаете совсем скоро.

Для художественного творения нужны:

  • кусочки хлопковой ткани;
  • цветные мелки;
  • миска;
  • крахмальная вода;
  • сковорода или широкая тарелка;
  • фольга.

Из х/б ткани вы можете вырезать кусочки прямоугольной или любой другой формы. Чем ярче будет расцветка мелков, тем красочней получится картина.


Положите лоскуты в миску. Разведите крахмал с водой в пропорции 1:3, залейте этой жидкостью отрезки ткани, хорошо промочите их в растворе.


Отожмите лоскут, расстелите на плоской поверхности тарелки или сковороды. Нанесите мелом рисунок.


Таким же образом оформите и другие полотна. Теперь нужно разложить на фольге картины из ткани, сделав это своими руками или, доверив ребятишкам. Ведь им будет очень интересно узнать о новом виде творчества и опробовать его.


Всё, можно обрамлять панно и вешать их на стенку. Крахмальный раствор закрепил мел, и он не осыплется. Если у вас нет готовых рамок, склейте их при помощи ПВА из деревянных палочек для мороженого. В ход пойдут даже круглые пяльцы, которые применяют для вышивания.


А вот как еще можно создавать картины из мокрой ткани, используя ее свойство прекрасно драпироваться. Для такого художественного произведения вам понадобятся:
  • фанера или ДВП;
  • тонкая однотонная х/б ткань;
  • газеты;
  • вода;
  • мука.


Всыпьте в маленькую кастрюлю полстакана муки, влейте 200 мл воды, тщательно перемешайте венчиком. Поставьте массу на огонь. Периодически помешивая этим же кухонным инструментом, доведите до кипения. Снимите с огня, остудите.

Расстелите ткань, беря клейстер руками, разотрите его по поверхности полотна. Этой стороной прилейте к фанере.

Ткань должна быть шире ДВП со всех сторон на 5–8 см. Ведь мы будем ее драпировать, и она уменьшится.


  1. Начинаем драпировать ткань. Разделите картину примерно на 2 части. Верхняя - будет гладкая, здесь вы изобразите небо, солнце. Нижнюю драпируем, чтобы в результате получились изображения: гор, воды, берега, деревьев.
  2. Там, где будет небо, тщательно разровняйте полотно ладонями, чтобы поверхность стала гладкой, без пузырьков воздуха под тканью.
  3. Для рельефной части картины оформляйте ткань складочками различной формы и величины.
  4. Если вы хотите обозначить выпуклую деталь, например, большой камень, тогда применяйте газету. Смочите ее мучным клеем, подложите под полотно там, где это нужно.
  5. Мелкие детали приклеивайте на мокрую ткань сразу же.
  6. Готовую картину из ткани сушат примерно 10–12 часов.
  7. Если желаете нанести рисунок на панно, тогда делайте это тогда, когда полотно полностью высохнет. Это могут быть: церковь, дом, дерево, животное, человек и т.д.).
  8. После того, как вы нарисовали церковь, смазали ее купола клеем, на эту часть картины из ткани своими руками насыпьте пшено. Раскрашиваем церковь гуашью или акриловыми аэрозольными красителями.
  9. Раскрасьте небо, воду голубой краской. Берег - желтой.
  10. Мох покройте зеленой краской, дайте ей высохнуть. Дождитесь, когда само полотно тоже хорошо подсохнет. Только после этого приклейте мох к кроне деревьев и вместо наземной растительности.
  11. Для этого хорошо использовать термопистолет или клей «Титан» или «Дракон».


Приятно делать и картины из ткани, своими руками сначала вырезая лоскуты, затем, прикладывая их на свои места.


Для такой используйте:
  • кусочки ткани;
  • нитки;
  • клей;
  • тесьму;
  • блестки;
  • карандаш;
  • плотный картон.
Следуйте такой инструкции:
  1. Нарисуйте на картоне сначала будущую картину в карандаше. Пусть это будет ваза с растениями.
  2. Заполните фон тесьмой различного цвета, располагая ее прямо или волнисто.
  3. Цветы вырежьте по одному шаблону, но и разных тканей: голубой, синей, фиолетовой. Приклейте к сердцевинкам блестки.
  4. Приклейте на полотно вазу, а сверху - цветы, сгруппировав их по несколько штук и оформив зелеными листьями.
  5. После высыхания ткани картину можно заключать в рамку и вешать на стену.
Комбинируя желтые, оранжевые, бардовые, сиреневые лоскуты, сделайте паутину. Ее фрагменты отделяются белой тесьмой. В центр панно приклейте красочную бабочку, сбоку - лист.


Используя технику пэчворк, вы сможете придумать еще много картин из ткани. Для полета вдохновенья посмотрите интересные видео:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Выступление на тему:

(Из опыта работы)

Подготовила

Воспитатель I кв. категории

Хакимуллина Айгуль Мударисовна

2015г.

Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»

(Из опыта работы)

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Перед нами стоит очень важная цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое выражение в творчестве: то есть смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов.

В прошлом веке Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже на основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, значит речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.

Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Как мы обычно развиваем зрительно-моторную координацию? С 2-3 летками играем в игры шнуровки, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Если ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет ничего кроме колбасок не лепит, если в 6 лет не умеет пришивать пуговицы, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап при подготовке к школе, к письму являющийся показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Изучая литературу по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, лепке, ручной труд привели меня к выводу, что использования нетрадиционной техники изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная нить». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Что же такое изонить?

Изонить ниточный дизайн») - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Она заключался в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге.

Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста.

Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

Итак целью моего кружка стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне.

Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

В ходе проведения занятий по изонити решаются следующие задачи:

Образовательные:

Дети знакомятся с основными формами работы с картоном.

Учатся приемам работы с линейкой и трафаретом.

У детей формируются умения следовать устным инструкциям.

Идет знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Дети учатся различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.

Обогащается словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.

Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивается пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».

Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.

Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы. (Кому интересно может ознакомится)

Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Первым делом я провела диагностику (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) изучила отношения детей к выбранной деятельности, достижения в этой области, личностные качества детей. Целью – выявления возможностей и индивидуальных особенностей детей в начале цикла обучения.

Методы обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

практический

метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

правила заполнения угла, круга, завиток;

правила нанесения проколов для вышивания;

историю возникновения техники Изонить.

Дети должны уметь:

заполнять угол, круг, завиток,

подбирать нитки нужного цвета,

выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,

делать разбивку любого изображения на основные фигуры,

аккуратно выполнять вышивку,

оформлять свои изделия,

анализировать свою работу.

Занятия по технике изонить провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал. Использую художественное слово, загадки, игровые упражнения.

Каждый раз, прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами, мы с детьми обговариваем правила работы и технику безопасности.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом, провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась.

Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях кружка я применяю следующие технологии:

1. «На все руки мастер». Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами мы будем работать сегодня А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт работы по изонити, о том, какой цветок, птицу и т.д. можно сделать, используя эти схемы и материалы.

2. «Наблюдение»

Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.

3. «Открытие»

Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.

4. Прием «Варианты»

Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными.

Провожу с родителями консультации и беседы.

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

Для проведения занятий я использовала методическое пособие

    Белашова А.В. Юрченко Н.В.
    Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение; 2010.

    Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.

    Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)

    Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.

    Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

    Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2001 г.

    Дошкольное воспитание: №3.2010г. стр.68-72

    Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
    М.: 2001.

    Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.

    Торгашова В. Рисуем нитью.
    Скрипторий-2003; 2009.

    Журналы из серии « Вышивка».

    Журналы из серии «Веселые петельки».

    Интернет ресурсы.

Каждая мама прекрасно знает, что полноценное развитие ее крохи - приоритетная задача. Тренировать мелкую моторику, усидчивость, развивать фантазию и аккуратность можно с помощью прикладного искусства. Вышивание на картоне, нитяное плетение - все это имеет общее название - изонить. Ее схемы с цифрами для детей вы найдете в сегодняшней статье.

Осваиваем азы нитяной графики

Чего только не придумывают рукодельницы, пытаясь удивить своими навыками и оригинальностью. Так, в последнее время большую популярность приобретает изонить. Картинки со схемами можно отыскать без особых усилий в глобальной сети, но прежде чем приступать к созданию шедевра, нужно освоить технику вышивания на бумаге.

Изонить - это древний вид искусства, который со временем забылся, но сегодня мастерицы с удовольствием возрождают традиции. Вышивание нитями на бумаге позволяет создавать настоящие шедевры - объемные картины.

Мамы, заботящиеся о развитии своих малышей, стараются обучать детей нитяному плетению в возрасте 5-6 лет. Такая практика позволяет развивать мелкую моторику, да и не только. Малыш научится фантазировать, станет аккуратным, усидчивым, сможет проявить свой талант.

Вы уже получили общее представление о технике изонити. Прежде чем мы рассмотрим схемы для начинающих и картинки с цифрами поэтапно, давайте изучим основные аспекты моделирования поделок в этом стиле:

  • Основу вышивки составляет плотный картон или другая бумага соответствующей толщины. Некоторые рукодельницы используют дощечки.
  • Нити можно выбирать любые, главное, чтобы они были прочными и эластичными.
  • Для детей нужно подбирать мягкие, гнущиеся иглы, чтобы малыш не поранился во время работы.
  • Как известно, нити имеют свойство ворситься. Чтобы этого избежать, достаточно натереть нитку воском.
  • Чтобы картина получилась однородной и ажурной, между точками нужно делать минимальное расстояние.
  • Ребенку можно пронумеровать места прокола. Сделать это несложно и самостоятельно. Важно знать правила нанесения нумерации.
  • Практически любой шедевр, созданный в стиле изонити, базируется на трех основных китах - заполнении углов различных видов, дуг и окружностей.
  • Рисунок нужно переносить с помощью копировальной бумаги на изнаночную сторону основы. Предварительно сделайте проколы в соответствии с нумерацией.
  • Если вы используете слишком плотную основу, проколы делаются крупной иглой, кончик которой нужно раскалить на огне.
  • Нити на изнаночной стороне фиксируем канцелярским клеем.
  • Для изонитей можно использовать маленькие гвоздики. Но такой способ вышивки лучше практиковать в старшем возрасте, поскольку малыш может пораниться.

Изучаем технику изонити вместе с малышом

Как уже говорилось, в основу вышивки на бумаге положено несколько способов. Прежде чем вы приступите к созданию полноценных картин, отточите свое мастерство на отдельных несложных элементах.

В основном в практике используют следующие способы нитяной графики:

  • контурный;

  • сплошной;

  • объемный;

  • комбинированный.

Начинать нужно с маленьких картин и только после того, как ваше чадо полностью освоит технику вышивания углов, окружностей и дуг. Если малыш не умеет считать, не беда. Помогите ему своими подсказками. Просто указывайте, куда нужно направлять нить.

Чтобы увлечь кроху подобным занятием, нужно выбирать интересные картинки, например, мальчик пусть вышивает кораблик, а девочка - бабочку или цветок. Также используйте разноцветные нити. Игра красок не только будет привлекать ребенка, но и позволит ему проявить свою фантазию и творческое мышление в полной мере.

Создаем шедевр в стиле изонити

Если вы уже изучили основные способы вышивания в стиле изонити, тогда вам понадобятся схемы для начинающих. Картинки с цифрами поэтапно для детей можно сделать самостоятельно или использовать уже готовые шаблоны. Попробуйте вышить с ребенком снеговика.

Также вы можете вышить оригинального петушка. Для этого нужно лишь научиться отделывать контур и заполнять окружности нитями.

Если вы новичок в этом деле, попробуйте сделать красивую, но в то же время очень простую картину. Давайте вместе вышьем парящие в небе разноцветные воздушные шары.

Необходимые материалы:

  • плотный лист бумаги;
  • разноцветные карандаши;
  • нити;
  • иглы;
  • копировальная бумага;
  • ножницы;
  • клей.

Пошаговое описание творческого процесса: