Как воспитывают мальчиков и девочек у разных народов. Как воспитывают детей в разных странах

Детство привлекает внимание психологов и педагогов, социо­логов и этнологов, философов и культурологов, писателей и ху­дожников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломля­ются закономерности сущности и существования человека и че­ловечества.

Детство - не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни.

Откуда мы черпаем знания о проблемах ребенка, его воспита­нии и обучении в историческом аспекте и до сегодняшнего дня? Прежде всего из сочинений педагогического характера. Подобные тексты в области педагогики дают представление о том, как по­нимают взрослые детство, как описывают его и как они действу­ют по отношению к детям.

О детстве и проявлениях «детскости» писали почти все мысли­тели прошлого (Платон, Аристотель, Августин, Г. В.Ф.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах). Детство исследуется в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.П.Сартра, Э.Фромма, З.Фрейда и др. Сре­ди отечественных исследователей эту проблему разрабатывали И.С.Кон, Е.В.Золотухина-Аболина, Р.Т.Апресян, А.А.Петраков, Г.Д. Гачев, К.А. Пигров и др.

На протяжении веков практически у всех народов существова­ло типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, - ребенок как объект педагогических усилий взрослых.

Антропологические исследования М.Мид показали, что, не­смотря на биологическое сходство людей, период детства у пред­ставителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влия­ние оказывают социокультурные факторы.

Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к

исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспосо­биться.

В этот период не существовало представления о детстве, кото­рому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых.



Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение. Общественные перемены происходили мед­ленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поко­лений, у старших и младших существовали почти одинаковые цен­ностные ориентации.

Основой освоения культуры в данном обществе стала простей­шая форма подражания - копирование.

В архаичных обществах (например, в древних китайской, япон­ской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья станови­лись взрослыми.

В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание - начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Лю­бой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчиня­лись господствовавшим нормам.

В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и моло­дежь получали большую свободу действий, занимались образова­нием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализа­ции детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с ко­пированием.

В Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцар­ство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению уме­нием сражаться, слагать и петь баллады и т. п. Однако из-за соци­альных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с соци­альным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка.

При переходе к капитализму в результате возникновения бур­жуазной семьи и обучения детство очерчивается более определен­но. Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Понятие детства как общей для всех людей фазы развития впер­вые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения, в первую очередь Ж.Ж.Руссо. «Люди, будьте человечны, - писал он, - это ваш первый долг: будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку... Любите детство;

поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечный смех, а на душе всегда мир» 1 .

Детство идеализируется как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господству­ющим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить ре­бенка к контакту с социальной действительностью, формирова­ние и развитие детей гарантируют обновление общества. По мне­нию Ж. Ж. Руссо, общество портит человека, поэтому детство сле­дует защищать от его пагубного влияния. Содержание жизни в детстве - проявление во всей полноте «телесности» человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Человек должен прожить детство во всей его неповторимости: лишь тогда жизнь будет полноценной. В эту эпоху акцент делается на моделировании ребенком социальных ситуаций.

В научных сочинениях XVI -XVII вв. для характеристики воз­растных периодов жизни использовалась терминология, которая употребляется до сих пор: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Западная христианская традиция приняла характеристики, дан­ные детству, отрочеству, юности античными авторами в русле по­пулярной темы возрастов (или этапов) человеческой жизни (к ран­ним периодам жизни относятся возрасты т/апНа, риеппа, айокзсеппа, ]и\епШ). Она присутствует в поэзии Солона, в сочинениях Гиппо­крата, Пифагора, Птолемея, Аристотеля и других авторов, их ва­риации известны во всех культурах европейского Средневековья.

Древнерусский «Травник» вобрал в себя многие положения, восходящие к Гиппократу (через Галена и Филона) и Птолемею: «Первая седмица - когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов испадение, незлобие, кротость и неразумение, шало­сти в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица - когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, то есть 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем бывает похотью плотской, семени испущением и буйством неле­пым... Третья седмица - когда бывает человеку три раза по семь, то есть 21 год, тогда юноша буен и многомятежен, в уме его гнез­дятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя мно­гие нелепыя буйства. Но тогда же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, во всем подражая и во всем преуспевая» 2 .

1 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. - СПб., 1913. - С. 55.

2 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI-XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 7.

Общим местом для средневековой педагогической литературы было определение детства с точки зрения физиологической - рост, незрелость - физическая и умственная. С точки зрения социальной - это период несамостоятельности и подчиненности

взрослым.

Рождение в середине XIX в. научной педиатрии, появление в конце века психоанализа заставили по-новому взглянуть на про­блемы детства.

XIX столетие французский ученый Ф.Ариес называл привиле­гированным возрастом детства.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному исто­рическому периоду не вызывает у многих историков единодушия. Однако многие ученые согласны с тем, что Новое время, особен­но XVII и XVIII вв., связано с ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержатель­ным различением детского и взрослого миров и, наконец, при­знанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности.

В XX в. произошло осознание детства как глобальной философ-ско-культурологической проблемы, имеющей значение для по­нимания специфики человека и человечества.

Тема детства появилась в русской письменной традиции лишь в XVIII в. в рамках столь же нового литературного жанра - воспо­минаний о своей жизни. Эти источники определенно свидетель­ствуют о возникновении интереса к осмыслению детства в более позднее время, и положение о том, что Средневековье не знало понятия «детство», представляется вполне справедливым. В тек­стах допетровской эпохи сохранились скудные сведения о детстве. В эпоху Просвещения были заложены основы представлений о всесилии человеческого разума, прогрессе в развитии человече­ства, науке и просвещении как основах благоденствия народов, о могуществе воспитания в исправлении людских пороков. Однако отношение к детству, постулируемое Руссо, оказалось совершен­но противоположным тому, которое было привычно до этой поры русскому обществу, воспитанному на домостроевских установках. Педагогические советы Руссо, изложенные им в его труде «Эмиль, или О воспитании», были по большей части приняты в штыки. Это неприятие особенно отчетливо выразилось в личном письме Екатерины Великой: «Особенно я не люблю емилевского воспи­тания, в наше доброе старое время думали иначе, а так как между нами есть, однако ж, удавшиеся люди, то я держусь этого резуль­тата» 1 . Тем не менее тема ребенка и его воспитания, ранее не при-

1 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI -XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 19.

влекавшая к себе широкого внимания, превратилась в спорную и вызывавшую интерес.

Идеи этой эпохи господствовали, развивались, детализирова­лись и не подвергались сомнению вплоть до недавних времен.

Согласно взглядам современных психологов исследовать дет­ское развитие исторически - значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его лич­ности внутри каждого возрастного периода, происходящее в кон­кретных исторических условиях.

Для культуролога изучение истории детства - это исследова­ние исторической эволюции детства как социокультурного фено­мена в определенном культурном контексте, детерминированном социумом.

Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различ­ных сообществ к процессу взросления, включая экскурс в про­блематику истории детства как социокультурного феномена.

Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали изменению пред­ставлений о детстве как «натуральной стадии». Будучи социо­культурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функ­ция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифферен­циации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние так­же социально-экономические и этнокультурные особенности об­щества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.

Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зре­ния воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отно­шении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспита­ния: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рожда­ется внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания во­площались в образе идеального человекадобрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогиче-

ских функций: развитие ума, воспитание честности, порядочно­сти, трудолюбия и т.д.

Непрерывность социализации, сохранение воспроизводства человека обеспечивает культура, которая сама выступает как на­копленный опыт.

В опыте прошлого много знакомых и понятных нам проблем. Однако с развитием общества плюрализм общественных норм и представлений приводит к возникновению «веера» направлений социализации, в котором опыт, накопленный этнопедагогикой, как часть педагогической культуры человечества может и должен найти свое достойное место.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте, что общего вы находите в понимании детства у автора древнерусского «Травника» и у античных авторов.

2. Как менялось отношение к детству в истории культуры?

3. Приведите примеры из произведений русской классической лите­ратуры, посвященных детству, по которым можно было бы судить об отношении к детству.

Почему нельзя без разрешения входить в комнату к англичанам, принято ли ругаться у индусов и до какого возраста разрешают хулиганить японцам.

Похвала в Англии

В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях. Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей. Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков. С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику — свой подход. Ребенок свободен в принятии решений — где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.

Ольга Меженина, семейный психолог центра «Мир вашего Я»:

«Система воспитания в каждой стране складывается исторически и во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой общество. Эта модель воспитания — самая приемлемая для европейских стран, где взят курс на толерантность. Здесь каждый человек должен чувствовать свою уникальность, и очень важно в детях с ранних лет воспитать самоуважение. Англичане всегда трепетно относились к своему имуществу и личному пространству. Поэтому-то там лучшее средство воспитать в ребенке чувство собственного достоинства — это неприкосновенность его комнаты»

Взаимопомощь в Турции

Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное — здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми. В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько. Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания — научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие. Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики — отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.

Ольга Меженина: «Мусульмане очень чтут границы своей семьи. Чем крепче внутрисемейные связи, тем легче людям жить. В восточных странах люди привыкли рассчитывать не только на себя, но и на помощь родных. И они всегда готовы оказать ответную помощь. Если старшие дети принимают участие в воспитании младших, то это очень сильно сближает их. К тому же младшие быстрее социализируются, так как перенимают опыт и навыки старших. В результате дети вырастают близкими не только по крови, но и по духу, у них формируются общие интересы и взгляды на жизнь»

Возраст в Японии

Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания. Совсем по-другому относятся к детям 6-14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей — закон. В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов. Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства. С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

Ольга Меженина: «Япония — страна мононациональная. Здесь дети растут в однородной среде, где с юных лет впитывают в себя атмосферу трудолюбия и почитания традиций. Ничего другого они просто не видят. В таком обществе, действительно, к 15 годам человек уже становится сформированной личностью, который может гармонично вписаться в жизнь и уже по собственной воле следовать сложившимся нормам и правилам поведения. Зависимость стиля воспитания от возраста в такой среде — самая правильная. Но она была бы не уместна в многонациональных странах, где дети подвержены влиянию разных культур. Там не все люди могут четко определить свои жизненные позиции, цели и приоритеты к 15 годам»

Равенство в Китае

В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла — жесткое послушание. Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность — ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры и сон — четко по расписанию. Детей с самых ранних лет приучают к самостоятельности в быту и трудолюбию. Например, уже в полтора года ребята начинают рисовать и осваивать азы чтения. При этом мнение ребенка мало кого волнует. Его задача — беспрекословно выполнять волю взрослых. Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.

Ольга Меженина: «В Китае огромная численность населения, и главная задача родителей — научить ребенка жить и работать в условиях высокой конкуренции. Там сильно общественное сознание. К тому же страна сейчас занимает значимое место в мировой экономике и хочет укреплять свои позиции. Китайцы понимают, что поодиночке многого они не достигнут и надо действовать сообща. Соответственно, очень важно воспитать в ребенке умение общаться и жить в коллективе, а это, в частности, означает умение подчиняться старшим — как по возрасту, так и по должности. Поэтому строгое воспитание в детстве позволяет людям успешно выживать в обществе, где нужно много работать и биться за свое место под солнцем»

Терпение в Индии

Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, — это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда. Очень важное качество — это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали. В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.

Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.

Ольга Меженина: «В Индии связь между природой и человеком заложена в религии. Главная задача человека — достичь гармонии с самим собой и внешним миром. И для этого ему не надо, как европейцам, стремиться к каким-то материальным благам. Достаточно обрести чувство внутреннего покоя. Если в ребенке с детства воспитывают смирение и умение бороться с гневом, учат улыбаться и радоваться жизни, то он совсем по-другому относится к земным ценностям. У людей появляется невероятный внутренний ресурс для саморазвития. В результате человек чувствует себя счастливым независимо от того, сколько он смог заработать денег»

На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов. Какие же традиции воспитания детей существуют у различных народов?

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе. Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

Американцы обычно заводят двух или трех детей, считая, что одному ребенку будет трудно расти в мире взрослых. Американцы всюду берут детей с собой, часто дети приходят вместе с родителями на вечеринки. Во многих общественных заведениях предоставляются комнатки, где можно переодеть и покормить малыша.

Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.

В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. В исламских странах считается, что необходимо самому быть правильным примером для своего ребенка. Здесь особое внимание уделяется не столько наказаниям, сколько поощрению хороших поступков.

На нашей планете нет стандартных подходов к уходу за ребенком. Пуэрториканцы спокойно оставляют грудных детей на попечение старших братишек и сестренок, которым не исполнилось и пяти лет. В Гонконге мать не доверит своего ребенка даже самой опытной няне.

На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.

Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.
Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.

Традициям воспитания детей разных стран посвящено огромное количество книг, но, ни одна энциклопедия не даст ответ на вопрос: как правильно воспитывать ребенка. Представители каждой культуры считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену.

Мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас родители, а их наши бабушки и дедушки. И кажется, что лучше методики воспитания не придумаешь. Садик, школа, институт, бабушки и дедушки в помощь - традиционное детство украинского ребенка. Но так воспитывают детей далеко не в каждой стране. Как именно мы сейчас узнаем!

Те дети, чьи родители используют жесткие меры воспитания, с большей долей вероятности становятся жертвами травли со стороны сверстников в школе. Профессор Дитер Вольке, Сюзет Лереа и Мутханна Самара из Университета Уорика (Великобритания) провели исследование, в процессе которого они обработали данные о 200 000 детей. Ученым удалось установить, что негативные или жесткие методы воспитания связаны с повышенным риском стать «агрессором-жертвой».

Германия. Здесь заводят детей к 30 годам, ведь, прежде всего, нужно обеспечить им безбедное существование. Еще будучи беременной, мама подыскивает няню, которая до 3-х лет помогает ей воспитывать ребенка дома. С 4-х летнего возраста малыша начинают водить в «игровую группу», чтобы он общался с другими детьми и правильно развивался, а затем уже его устраивают в детский садик.

Франция. В этой стране детей очень рано отдают в детский садик. Это обуславливается тем, что мамы боятся потерять свою квалификацию и место на работе, к тому же по их мнению в садике ребенок лучше развивается. Почти с рождения ребенка отдают в ясли, потом в садик и в школу. Французские дети очень быстро становятся самостоятельными: сами ходят в школу, покупают себе необходимые вещи и даже готовят еду. Бабушки же видят своих внуков только на каникулах и в праздники.

Италия. Традиционно бабушки и дедушки следят за своими внуками. В детский сад тут ходят дети, лишенные родных или же имеющие «деловых» бабушек. В итальянских семьях большое значение придают семейным обедам и праздникам – в эти дни за огромным столом собираются все родственники, число которых, иногда, делает обед похожим на свадьбу.

Великобритания. Здесь детей воспитывают строго. С младенчества ребенка окружают массой рамок и требований и учат сдерживать свои эмоции. Родители очень умеренно показывают свою любовь и не балуют детей – все это формирует стойкий характер и благородное поведение в обществе

США. В обычной американской семье традиционно минимум два ребенка. В этой стране считают, что одному очень трудно расти и развиваться. Родители всюду берут за собой детей, будь-то поход в кино или на вечеринка. Именно поэтому во многих общественных заведениях есть отдельные комнаты где можно покормить и переодеть малыша.

Япония. До 5 лет ребенку в японской семье позволено все: его балуют, никогда не ругают и все разрешают. Таким образом малыш самостоятельно познает мир. Начиная с периода средней школы, отношение к ребенку становится более жестким, детей делят по способностям, поощряют за поведение и успехи. С этого возраста у Японцев начинается большая конкуренция и четкое разделение по рангам.

Африка. Мамы, по традиции, всюду носят за собой детей. При чем, ребенок «прикреплен» к матери с помощью длинного отреза ткани, а европейские коляски здесь считаются антинациональным изыском и вызывают бурный протест у почитателей народных традиций.

В исламских странах ребенка воспитывают, показывая правильный пример. Детей редко наказывают – учат жизни поощряя за хорошие поступки.

В Пуэрто-Рико родители оставляют грудничков под присмотром старших братьев и сестер, даже если им всего по пять лет. А вот в Гонконге мать наоборот никому не доверит своего ребенка, даже отец, нося малыша на руках, находится под пристальным контролем мамы.

В западных странах принято успокаивать детей в среднем через минуту после начала плача – ребенка берут на руки и покачивают, а вот в Африке на плач реагируют в течении 10 секунд и сразу же прикладывают малыша к груди. На Бали в отличии от принятых у нас традиций, кормление происходит не по расписанию, а по первому требованию ребенка.

Также на западе не распространено понятие дневной сон: ребенок должен устать за весь день, чтобы вечером легко уснуть. Интересно, что в Китае и Японии во многих семьях дети спят с родителями: с одной стороны экономия места, с другой - ребенок спит спокойнее и не боится темноты.

Воспитание существенно влияет на развитие ребенка, к примеру, В Нигерии среди 2-х летних детей 90% умеют самостоятельно умываться, 75% делают покупки, а 39% могут помыть тарелку. А в США специалисты советуют чтобы к 2-м годам малыш уже умел катать машинку на колесиках.

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Те дети, чьи родители используют жесткие меры воспитания, с большей долей вероятности становятся жертвами травли со стороны сверстников в школе. Профессор Дитер Вольке, Сюзет Лереа и Мутханна Самара из Университета Уорика (Великобритания) провели исследование, в процессе которого они обработали данные о 200 000 детей. Ученым удалось установить, что негативные или жесткие методы воспитания связаны с повышенным риском стать «агрессором-жертвой».

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Воспитание ребенка - не простой, но благодарный труд. Подборка советов по воспитанию детей, рекомендации, ответы на частые вопросы по воспитанию ребенка. Воспитание ребенка - серьезный и ответственный процесс, от качества которого зависит будущее ребенка и нового поколения в целом. Воспитание и развитие детей как дисциплина включает в себя широкий радиус тем - воспитание ребенка до года, дошкольное воспитание детей, обучение и воспитание детей, программы воспитания детей, воспитание детей родителями, нравственное воспитание детей, физическое воспитание детей и др.

Гамбургеры провоцируют развитие астмы у детей

Группа ученых, в которую вошли специалисты со всего мира, провели международное исследование и выяснили, что увлечение детей гамбургерами негативно сказывается на их здоровье. Исследование проводилось в 20 странах мира и охватило 30 тысяч детей. Оказалось, что употребление трех и более гамбургеров в неделю повышает риск развития астмы и хрипов в течение всей их жизни, особенно у тех, кто не страдает от аллергии и живет в развитых богатых странах.

Метод воспитания детей по Юлии Высоцкой

Дети Юлии Высоцкой – Мария и Петр – больше похожи на своего отца Андрея Кончаловского. Когда актриса придирается к мужу, то вполне может в качестве иллюстрации указать на подрастающее поколение, мол, «вот твои дети…». В интервью Татьяне Рамус потомственная казачка Высоцкая призналась, что у нее особенно не забалуешь. Актриса очень гордится тем, что ее малыши ходят во французскую школу. С ее точки зрения, именно европейское образование формирует в человеке чувства справедливости и собственного достоинства.

Лучшие детские книги о сексе

С детьми, у которых появляется интерес к теме взаимоотношений между полами, психологи рекомендуют читать книги о сексе, адаптированные для детей определенного возраста. Что это за книги, для чего они нужны и как знакомить с ними детей, читайте в статье. У детей рано или поздно появляется интерес к половым различиям и другим вопросам о сексе, и если этот интерес взрослые не удовлетворяют в безопасной для ребенка форме и объеме, ребенок делает попытки получить ответы на интересующие его вопросы другим способом: у друзей, по телевизору, через интернет и т.п.

Воспитание ребенка - это непростой процесс. Несмотря на обилие специальной литературы или даже педагогического образования, сложно однозначно сказать, что можно делать, а что не нужно. Практика далеко ушла от теории. Каждая семья имеет свои традиции и обычаи в воспитании подрастающего поколения, но для конкретного народа они, в большинстве своем, едины.

Воспитание детей в разных странах имеет существенные отличия, в чем-то мы соглашаемся с этим, а где-то методы воспитания не получают нашей поддержки. Для представителей разных стран приемы воспитания могут быть похожими или значительно разниться.

Воспитание детей у разных народов

Япония

К примеру, японцы своих детей в возрасте до 5 лет балуют, для них не существует запретов и наказаний. Однако после «критического» возраста, ребенок попадает в условия жесткой конкуренции и отбора по заслугам.

Великобритания

Англичане, напротив, воспитывают детей в строгости, не позволяют поддаваться эмоциям, готовят к суровым реалиям жизни. Они умеренны в проявлении чувств, но полны благородства.

США

А вот американцы во многом схожи со славянами в вопросах воспитания. Они считают, что дети должны находиться рядом с родителями, будь-то прогулка или вечеринка. В США для этого созданы все условия, существуют даже специальные комнаты, где родители могут покормить или переодеть свое чадо.

Германия

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Франция

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе.

Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

Италия

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Африка

Африканцы с давних времен носят детей с собой при помощи отреза ткани, который является прадедушкой слинга. Но это скорее необходимость, нежели способ ознакомления с окружающим миром.

Участие в воспитании детей бабушек и дедушек в разных странах

Воспитание детей в разных странах при помощи бабушек и дедушек тоже имеет свои особенности. Активное участие в становлении личности ребенка принимают умудренные опытом пенсионеры у славян, мусульман и итальянцев. Для французов и американцев характерна отдаленность от старшего поколения. Они, как правило, выходя на пенсию, отправляются в путешествия или занимаются личной жизнью. Объединяется семья только в период больших праздников.

Воспитание детей у родителей, принадлежащих к разным культурам, зависит от обычаев, исторических моментов, традиций, менталитета нации и каждой семьи в отдельности.

Видео-материалы о воспитании

Изюминки воспитания детей в разных культурах:

Воспитание детей в Чехии:

Традиции воспитания в Японии: