Педагогическая система м монтессори. Минусы методики Монтессори

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори - итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики - «Помоги мне это сделать самому!».

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори - таблица

Автор методики Основной принцип Материалы Умения и навыки, которые развивает в детях Недостатки
Мария Монтессори Дети развиваются самостоятельно, взрослые только помогают, создавая нужную среду. Почти ничего не нужно специально придумывать, ребёнок познаёт окружающий мир и вещи, которые он видит рядом с собой каждый день. Необходимо только создать безопасные условия и разрешить малышу самому выбирать вид занятия и время выполнения.
  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.
Ребёнок приобретает определённые навыки самостоятельно, учится принимать решения и выполнять задания сам. Развивается мелкая моторика, координация, терпение, память и внимание. Дети занимаются в группах, поэтому социально развиты и хорошо контактируют со сверстниками. Ребёнку многое разрешается, отсутствуют запреты. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, родители или педагог не ругают и не заставляют его. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить, что беспорядок - это плохо. Но кроха должен сам понять почему и принять решение навести порядок. Но часто бывают случаи, когда дети, воспитанные по системе Монтессори, становятся полностью неуправляемыми. Они не признают само понятие «дисциплина», а в школьном возрасте не могут усвоить правил поведения в школе.
Глен Доман Мозг ребёнка с самого рождения может воспринимать огромное количество информации на подсознательном уровне. Чем её больше, тем больше он запомнит и сможет сделать в будущем самостоятельные выводы. Яркие карточки, на которых изображены:
  • предметы,
  • животные;
  • буквы;
  • цифры и т. д.
Одна картинка может рассказать малышу гораздо больше, чем просто слово. Визуально воспринимая информацию, он запоминает больший объём и учится делать выводы из увиденного. Например: яблоко - фрукт, оно съедобное и т. д. Принцип методики основан на постоянном визуальном восприятии информации при помощи карточек. Ребёнок не познаёт мир с помощью тактильных ощущений. Используются только картинки и слова, которые говорит педагог, не развивается мышление и сенсорика. Занятия по этому методу не подразумевают творческое развитие детей, только строгий набор данных, который даётся при помощи обучающего материала.
Николай Зайцев Занятия проходят в игровой форме с кубиками, по которым ребёнок знакомится со слогами и затем составляет их в слова. Он запоминает информацию визуально: на игровых материалах написаны не отдельные буквы, а целые слоги. Так дети учат сразу гласные и согласные вместе. Расставляя их, они развивают мелкую моторику. Кубики, на сторонах которых изображены слоги. Научить ребёнка читать, визуально запоминая целые слоги, а ни отдельные буквы. Занятия проходят в игровой форме с кубиками, поэтому дети усваивают информацию быстрее. Дети, которые играют кубиками Зайцева, часто сталкиваются с проблемами при учёбе. Они привыкают читать только по слогам, т. е. запоминают по две буквы сразу. В школе же чтению обучают по другому принципу: сначала буквы, потом их складывают в слоги, и только потом слоги в слова.

Видео: кому не подходит методика Монтессори

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент - специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы - это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу - это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Вторая составляющая - это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия - это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая - педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Развитие детей по методу Марии Монтессори - видео

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори - видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды - развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори - фотогалерея

Геометрические мозаики дают представление о форме и понятии большой-маленький Деревянный вкладыш оттачивает мелкую моторику и координацию движений Деревянный вкладыш помогает не только в изучении животных, но развивает логическое мышление Большой бизиборд всегда есть в классе Монтессори Карточки, разработанные для обучения по методике Монтессори, сосредотачивают внимание ребёнка на самом главном Изучение цветов по карточкам Монтессори легко даётся всем деткам Развивает мелкую моторику и даёт практические навыки, необходимые в повседневной жизни

Занятие в группе по Монтессори - видео

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома . Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно - это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) - всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост - карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Игры для самых маленьких

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающие материалы для детей до года - видео

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

  1. Игры с водой. Наберите в ёмкость воду и положите туда мелкие игрушки, камушки и другие предметы. Ребёнок с удовольствием будет вылавливать их из воды руками или с помощью сачка. В три года предложите малышу полить цветы с помощью маленькой детской лейки. Поверьте, ему это будет очень интересно.
  2. Нанизывание на опору. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику. Ребёнок может собирать пирамидку, если ему неинтересны колечки, предложите свои резинки для волос или другие мелочи.
  3. Игры с ложкой. Вылавливание предметов с помощью ложки хорошо развивает координацию и мелкую моторику, малыш учится пользоваться столовыми приборами. В ёмкость поместите шарики, мелкие игрушки и предложите ему достать их с помощью ложки.
  4. Игры с прищепками. Дети часто все повторяют за взрослыми. Натяните небольшую верёвку, приготовьте кусочки ткани разной текстуры и предложите ребёнку развесить их, закрепив прищепками. Малыш будет чувствовать разную текстуру ткани и познавать взрослые навыки.
  5. Застёжки. Приготовьте шнуровки, пуговицы, молнию, нашейте их на небольшие кусочки материала и закрепите на доске. Так ребёнок быстрее научится застёгивать и расстёгивать одежду.
  6. Сортировка. В большой ёмкости смешайте разные по размеру, форме и цвету предметы (крупы, пуговицы, мелкие игрушки и прочие материалы) и предложите ребёнку их отсортировать.
  7. Рисование на песке. Это занятие подходит для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования можно совместно создавать простые картинки, используя подручные материалы: кисточки, трубочки, палочки и другие предметы.
  8. Покорми котёнка. Возьмите небольшую коробочку и приклейте на неё изображение котёнка. Прорежьте отверстие, в которое легко поместится то, чем малыш будет кормить голодного зверька.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Занятия для детей от 1 года до 3 лет - фотогалерея

Нанизывание предметов способствует развитию координации движений Игра с прищепками помогает ребёнку почувствовать себя взрослым Умение застегивать пуговицы подготовит ребёнка к реальной жизни Завязывание и развязывание застёжек тренирует пальчики малыша Игры с ложкой тренируют координацию движений и умение обращаться со столовыми приборами Рисование на песке отлично развивает тактильные ощущения и воображение Игра «Покорми котёнка» научит ребёнка подбирать предметы по размеру

Игры с водой - видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

  1. Игры с водой: переливать воду из стакана в стакан, не разливая её. Если ребёнок проявляет интерес к домашним обязанностям, разрешите ему помыть пол или постирать.
  2. Помощь в приготовлении пищи: когда мама готовит на кухне, малыш может принимать активное участие в процессе. Дайте ему перебрать крупу, разложить фрукты по цвету, замесить тесто.
  3. Сортировка крышек по размеру: приготовьте несколько бутылок или баночек разного размера и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышку к ёмкости и закрутить её.
  4. Изучение букв и цифр: в этом занятии вам помогут карточки Монтессори. Дети могут запоминать буквы, стараться складывать слова или слоги.
  5. Отличие одного предмета от другого с закрытыми глазами: попросите ребёнка закрыть глаза и давайте ему определённые предметы, а он должен по тактильным ощущениям догадаться, что у него в руках.
  6. Рисование: отлично развивает творчество. Рисовать можно крупами, песком, цветной солью или сахаром. Здесь играет роль только желание малыша и его видение мира.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте - фотогалерея

Развитие тактильных ощущений и моторики с помощью ткани и застёжек на пуговицах Работа с карточками - хороший способ выучить цифры Выкладывание букв с помощью различных материалов поможет их запомнить и научиться составлять слоги Деревянные вкладыши подходят для разных целей и детей всех возрастов

Учим буквы по Монтессори - видео

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное - соблюдать основные принципы.

Сегодня существует большой выбор различных систем воспитания и развития ребенка. Много написано книг с разными методиками раннего развития. Открываются садики и школы, которые работают по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями, так как нужно из большого потока информации выбрать лучшее обучение для своего чада.

Монтессори - это система воспитания ребенка, которая была разработана итальянским педагогом Марией Монтессори в первой половине двадцатого века. Кто такая Мария Монтессори? Что это за методика? На каких принципах она основана? Какие нее достоинства и недостатки? Все это можно прочитать в данной статье.

Монтессори

Мария Монтессори - это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей.

До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка.

М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили. Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга. Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир.

Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну.

Система раннего развития

На чем же основана методика Монтессори? Основные принципы:

  1. Каждый малыш - это личность. В детстве у ребенка свои увлечения и интересы. Необходимо их подпитывать и развивать. У малыша есть большой выбор и полная свобода, но также их учат уважать свободу других.
  2. Учитель не учит ребенка в прямом понимании этого слова, а просто наблюдает за ним. Помогает разобраться в том предмете, который малыш сам выбрал.
  3. Создать нужную среду. Ребенок, как губка, все впитывает из окружающей среды. Он еще не может анализировать и решать, правильно это или нет. Поэтому учителя должны создать интересную и полезную среду, чтобы в ней было много развивающих материалов.
  4. Разный возраст. На занятиях присутствуют дети маленькие и постарше. Это положительно сказывается на них. Старшие проявляют заботу и опеку над младшими, а младшие учатся и перенимают опыт у старших.
  5. Отсутствие конкуренции. Каждый ученик занимается с определенным материалом столько, сколько ему необходимо.

Активность и свобода

Как только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям.

Система Монтессори утверждает, что родитель - это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель.

Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности.

Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим. Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация».

Подготовленная окружающая среда

Педагогика Монтессори основана на главном элементе - подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает. Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша. Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д.

Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других.

Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи.

Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа. Они должны быть светлыми, а цвета интерьера - спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками. В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них.

Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость.

Впитывающий разум ребенка

Монтессори - педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок.

Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума.

На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада.

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень - это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет - это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

С 12 до 18 лет - это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет - это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

Детский сад Монтессори

Все детские сады организованы по методике. Садик принимает детей от двух до семи лет. Группы формируются по интересам и склонностям, а не по возрасту. Преподаватели в обучении используют материалы М. Монтессори. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, кроме того, дети обучаются считать, писать и читать. Садик и школа Монтессори используют один важный метод - это не заставлять ребенка обучаться, он должен учиться без принуждения.

В каждой группе от пятнадцати до двадцати человек. Они формируются так, чтобы в каждой было поровну детей разных возрастов. Методика помогает стать самостоятельным и общаться с разными детками. Все пособия и материалы расположены так, чтобы ребенок сам смог воспользоваться ими, не прося помощи.

Все помещения детского сада поделены на пять уголков:

  • жизненная практика - это угол, где малыши учатся самостоятельно мыть руки, чистить зубы, стирать, одеваться и так далее;
  • сенсорное развитие - здесь происходит ознакомление с предметами и развитие органов чувств;
  • в математическом углу находятся материалы для счета;
  • в космическом углу детки получают первые сведения по: биологии, химии, географии, физике;
  • языковый угол для письма и чтения.

Дети сами выбирают угол, где они сейчас хотят заниматься.

Материалы для обучения

Система Монтессори рассчитана на то, что дети будут играть с предметами и в такой форме обучаться. Чтобы это делать, не обязательно иметь какие-то специальные игрушки. В детских садах для игр и обучения используются обычные предметы и вещи: ложка, стаканчик, тазик, сито, вода, крупа и т. д. Но есть и особенные игрушки: коричневая лестница, розовая башня, формочки-вкладыши и так далее.

Дидактические материалы преследуют две цели:

  1. Прямую. Движение детей: одевание, застегивание, нахождение одинаковых фигур и так далее.
  2. Косвенную. Развитие координации движений, утончение слуха и обучение самостоятельности.

Все обучающие материалы разработаны так, что дети сами находят свои ошибки и сами исправляют их. Они учатся не только решать сложные ситуации, но и не совершать их.

Плюсы методики

Многие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:

  1. Детки развиваются самостоятельно со своим темпом, без постороннего вмешательства.
  2. Коллектив формируется по интересам.
  3. Обучение происходит через открытие.
  4. Система предоставляет максимальную свободу ребятам в группе. Формирует уважение к свободе других.
  5. Отсутствует негативная критика со стороны преподавателя.
  6. Развитие происходит через сенсорное восприятие. Тренируется моторика ребенка.
  7. Ребенок обучается не у взрослых людей, а у товарищей по группе. Здесь они учатся заботе о ближнем человеке.
  8. Система обучает с самого раненого возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
  9. В садике дети обучаются навыкам самообслуживания.
  10. Дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть терпеливыми, не шуметь, убирать после себя и так далее.

Недостатки методики

У всех методов есть не только достоинства, но и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори тоже имеет свои нюансы:

  1. Развивает только интеллект и практические навыки.
  2. Отсутствуют ролевые и подвижные игры.
  3. Творчество считают препятствием для умственного развития.
  4. После обучения в таких школах и детских садиках детям трудно проходить обучение в обычных школах. Им тяжело быть дисциплинированными и выполнять указания преподавателей.

Такая методика подойдет не всем детям. Например, активному ребенку будет скучно в такой группе. Мария Монтессори считала сказки не полезными, поэтому их нет в ее методике.

Несмотря на все недостатки, данная методика считается самой лояльной из всех существующих.

Подведение итогов

Школа Монтессори в Индии занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учатся около двадцати двух тысяч детей. Такую школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона, а также внуки Льва Николаевича Толстого. В Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений.

Сейчас школы и детские сады, в которых дети воспитываются по методике Марии Монтессори, в большом количестве функционируют в Китае, Японии, Гонконге, Соединенных Штатах. Существуют такие школы и России, но в малом количестве.

Мария Монтессори видела детей своими глазами. Это уникальные дети, наделенные безграничными возможностями и желанием познать весь мир. Умные родители должны уважать свое чадо и не мешать его развитию, создавая ему постоянно развивающую среду. Вот чего хотела психолог и ученый Мария Монтессори.

В 2006 году в США проводились исследования детей, которые обучались по данной методике. В исследовании принимали участие дети от трех до шести лет и от шести до двенадцати. В группах проводили познавательную, социальную, академическую оценку, а также итоги по освоению навыков. После проведения исследования было выявлено, что дети школы Монтессори лучше справились с заданиями, чем дети из обычных школ.

Последнее обновление статьи: 29.03.2018 г.

Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не ослабевает. Напротив, родители всё чаще прибегают к различным развивающим методикам, благо что их выпускается огромное количество. И всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори.

Детский психолог

Эта воспитательная система не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке, кстати, наряду с отечественным писателем Антоном Макаренко.

В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори? Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

  1. Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
  2. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
  3. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
  4. Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
  5. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать.

Зонирование помещений

Чтобы развитие ребёнка соответствовало его потребностям, необходимо развивающую среду правильно выстроить – к примеру, поделить её на функциональные зоны.

В авторской версии помещение предлагалось разделять на пять зон: практических навыков, сенсорики, математики, языка, космоса. Сейчас их принято дополнять и другими участками – например, физической активности.

Её ещё называют практической зоной. Основная задача находящихся здесь материалов – приучить ребёнка к бытовым условиям жизни и сформировать гигиенические умения.

Пособия и занятия в практической зоне помогают ребёнку научиться:

В зоне реальной жизни следует использовать такие материалы и пособия, как:

  • «умные доски», или бизиборды (деревянные доски с застёжками, пуговицами, ремешками, замочками и т.д.);
  • ёмкости для переливания водички;
  • домашние растения в горшках;
  • срезанные цветы;
  • ножницы;
  • совок с веником;
  • леечки;
  • скатерти;
  • полоски (их наклеивают или рисуют на полу), по которым дети ходят, перенося различные предметы, к примеру, кружку с водой.

Материалы в практической зоне, которые использует ребёнок, должны быть настоящими. Игрушки в данном случае не приветствуются.

Этот развивающий участок состоит из пособий, способствующих совершенствованию мелкой моторики, зрения, осязания (различение температурных показателей), слуха. Также развивается и «барическое» чувство – навык различения предметов по весу.

В сенсорную зону включают такие пособия, как:

Это не все имеющиеся в сенсорной зоне материалы. Важное правило при подборе развивающих пособий – они должны ориентироваться на какой-либо определённый орган чувств, чтобы отвлечь детское внимание от остальных характеристик.

Математика и сенсорика связаны друг с другом. К примеру, ребёнок, сравнивая материалы между собой, одновременно проводит их измерение, упорядочивание, то есть проводит математические операции.

Но если различные цилиндры и башенки только подготавливают ребятишек к математике, то конкретные пособия позволяют детям непосредственно усваивать математические понятия.

Для работы в математической зоне понадобятся следующие материалы:

Таким образом, в этой зоне подобраны такие пособия, которые позволяют развивать логику. С помощью наглядных и конкретных материалов ребёнок проще усваивает сложные математические понятия и действия.

В этой зоне также имеются пособия, направленные развитие сенсорики и мелкой моторики. Различные цилиндры, шершавые буквы, шумовые мешочки и коробки опосредованно влияют на формирование речевых навыков.

Пособия в зоне направлены на воспитание правильной речи, совершенствование языковых умений, расширению активного и пассивного словаря, подготовку к письму и чтению.

Книги для чтения подбирает для всех возрастов, чтобы удовлетворить потребности каждого воспитанника.

По-другому её называют зоной естественнонаучного воспитания. Здесь ребёнок получает знания об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями. Также дети узнают основы истории, ботаники, зоологической и географической наук.

Такая зона оборудована следующими материалами:

  • детские справочники и энциклопедии;
  • географические и природные карты;
  • макет солнечной системы;
  • типология животных;
  • типология растений;
  • семена и листья растения;
  • календари;
  • экспериментаторские пособия, чтобы проводить разнообразные опыты.

Эксперименты должны быть элементарными и безопасными для ребёнка. Однако и в этом случае все предметы должны быть настоящими. Например, популярный опыт – с йодом и хлебом для определения крахмала.

Дополнительно выделяют зоны музыки, искусства, танцевальную, изучения иностранных языков, двигательной активности. Подобное углубленное зонирование способствует всестороннему развитию ребёнка, однако места на такие зоны хватает не всегда.

Сенситивные периоды развития

Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.

С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

Преимущества

Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

Отрицательные моменты

Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

  • не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
  • сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
  • недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
  • ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
  • недостаточность физической активности на занятиях;
  • отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.

Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.