Первые детские сады появились под руководством кого. Детские сады в ссср

Каково же было удивление тулян, когда первая «садовница» пояснила — никакой платы за содержание детей она брать не будет. А вся эта затея задумана только для того, чтобы детишки развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. И делить детей на «своих» и «чужих» она не собирается, ко всем будет относиться с одинаковой меркой. А для маленьких воспитанников будут отведены лучшие комнаты — столовая, зал и гостиная — здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.

Елизавета была доброй «наседкой» — в летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги — он собственноручно
изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. А вообще под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.

Одним из самых «шустрых» воспитанников был 5-летний Викентий Викентьевич, которому «науки» давались легко, он, чувствуя себя в детском саду как дома, старался растормошить других воспитанников, вовлекая их в игры. Жаль только, что у доктора Смидовича времени на ребят было мало: Викентий Игнатьевич еще в ноябре 1864 года открыл новое, невиданное доселе учреждение — бесплатную лечебницу для приходящих, где и пропадал большую часть времени. А если и был дома, то чаще всего работал в домашних химической и бактериологической лабораториях или аккуратно вел метеорологические наблюдения, много работал по статистике.

Несколько слов о детских садах вообще и о российских в частности. Красивое, хотя и странное, название — «детский сад» — придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, около двух лет, и почему-то было закрыто. Но как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад…

Интересно, что именно Фребель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них — не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. С этой целью педагог создал свой развивающий набор — «Дары Фребеля», по которым «садовницы» учили детишек: шарики из шерсти всех цветов радуги, деревянные шары, кубики, цилиндры.

Первым в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3−8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.

Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей. Он был открыт в 1872 году, а в 1875 году воспитанники пришли в дошкольное учреждение в последний раз. Очевидно, ангельского терпения Елизаветы Павловны хватило только на этот короткий срок. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.
Впрочем, есть еще одно обстоятельство: «душе» детского сада Викентию Викентьевичу исполнилось 8 лет, и его отдали в гимназию. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.

Да, многие из вас, уважаемые читатели, его хорошо знают. В 1884 году Викентий с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Чуть позже он увлекся идеями народничества. В 1888 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета, повторяя путь отца. В 1894 году несколько месяцев практиковал на родине в Туле, и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.
Большинству же читателей он знаком по роду другой своей деятельности — литературной, и по своему псевдониму — Вересаев.

Диапазон его творческих устремлений был очень широк. Им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сестры» (1933), документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937). Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.

А начиналось все с отчего дома и детского сада, который открыла его мама! Так что сегодня, размышляя над тем: «Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад?» тысячу раз подумайте: а стоит ли отказывать малышу в шансе? Вдруг именно в этой среде будут заложены те ростки таланта, которые в будущем дадут щедрый урожай?

Есть словосочетания, настолько привычные слуху, что мы, порой, и не задумываемся, почему говорим именно так, а не иначе. Взять хотя бы словосочетание «детский сад». Почему он детский, понятно. А вот что делает здесь слово «сад» и как оно связано с детьми, не очень ясно. Остряки сразу же припомнят известное выражение «дети – цветы жизни». Особо циничные добавят, что цветы – это замечательно, все-таки лучше, когда они растут в чужом палисаднике. Тогда все укладывается в логический ряд: цветы должны расти в саду и обязательно на красивой клумбе. Вот и пестуем мы наших детишек с помощью воспитателей и нянечек в детском саду.

Так есть сегодня и, скорее всего, так будет еще долго. А как было? Не было детских садов и яслей. Вообще не было. У состоятельных граждан были няни и гувернеры, а у бедных - одна надежда на родню. Идея «совместного», то есть коллективного воспитания детей впервые была высказана и воплощена в жизнь в 1802 году. Должен же быть у идеи создания детского сада автор. Разумеется, он есть. И не какой-нибудь педагог-энтузиаст или предприимчивая домохозяйка, а шотландский миллионер и фабрикант Роберт Оуэн. Он увлекался социологией и педагогикой, мечтал о реформах в образовании и сделал немало в этой области.

Вы верите в «правильных», то есть сознательных капиталистов? В тех, кто создает для своих рабочих нормальные условия труда, организует ИХ досуг, строит школы для ИХ детей, спортзалы и бассейны для укрепления ИХ здоровья? Не верите? Я тоже не верю. Время показало, что мечты о таком хозяине несбыточны. Разумеется, были попытки отдельных - не побоюсь этого слова! - благородных людей сделать жизнь рабочих легче. Одни старались поднять заработную плату, другие проводили собрания и объясняли «политику предприятия», ходили по цехам, пожимали руки рабочим, играя в «своего» парня. И только единицы занимались улучшением рабочих мест и бытовых условий.

Как раз к ним и относится Роберт Оуэн. Удивительный человек! Только представьте: он считал обычных рабочих людьми! Очень революционно, не правда ли?! Он искренне заботился о простых людях, особенно о подрастающем поколении. Роберт Оуэн - автор стройной и прогрессивной для того времени образовательной системы. Выглядела она так: ясли, детсад, начальная школа, вечерняя школа. Главное, он воплотил свою систему в жизнь, создав условия для создания всех четырех ступеней развития ребенка.

Нас интересует только две первые ступени – ясли и детский сад. Они были созданы для малышей от года до шести. Понятно, что такие разновозрастные дети не могли находиться вместе и их следовало разделить. Малышей определяли в ясли. Деток постарше - в детский сад. С первого дня начиналось воспитание и образование. Чему учили? Главным образом коллективизму и жизни в добре и мире. Объяснять правила бесконфликтного общества – вот главная задача. Что хорошо? Жить в мире. Что плохо? Враждовать, жадничать, драться. Нельзя причинять боль другим людям, потому что это плохо. Если товарищ в беде, а ты можешь ему хоть чем-то помочь, то не медли и сделай это. Золотые правила!

Большое внимание уделялось физическому воспитанию и прогулкам на свежем воздухе. Будущий рабочий должен быть здоровым и выносливым, а посему зарядкой начиналось каждое утро. Далее дети гуляли и во время прогулки учились понимать природу, любить ее и оберегать. Потом были занятия пением, ритмикой и народными танцами, потом беседы о прекрасном. Да, да! Эстетическому воспитанию придавалось особое значение. Рисование как способ выражения личности – так звучал один из девизов этой системы. Огромное количество картин, рисунков, схем украшало стены кабинетов и коридоров этой удивительной школы. Так что наглядные пособия современных школ тоже родом оттуда.

Знаете, кого Оуэн приглашал работать воспитателями? Обычных людей, даже не имеющих педагогического образования! Он понимал, что образование не дает главного – любви к детям. Муштры, криков и насилия над личностью Оуэн не терпел, наверное, поэтому так тщательно подбирал персонал для своих яслей и садов. К тому же в каждой группе (в каждом саду, яслях) работали мужчина и женщина. Воспитание должно быть гармоничным, перекосы не допускаются. Главное в воспитателе – любовь к детям и доброжелательное к ним отношение.

Роберт Оуэн заботился не только о самых маленьких: дети постарше могли посещать начальную школу, а подростки – вечернюю. Но! Школы, ясли и детсад не были общественными. Они принимали только детей рабочих его фабрик. Зато бизнес процветал. Благодарные рабочие не жалели сил и приносили своему хозяину тройную прибыль. Говорят, что посмотреть на образцовые фабрики, на необыкновенно трудолюбивых рабочих, на их детей, которые не бегают по грязным улицам, а посещают детский сад и даже школу, приезжали издалека. Да и грязных улиц тоже не было. Рабочие жили в небольших, но чистеньких домиках и ни в чем не нуждались. Просто рай на Земле! Правда, слегка попахивает утопизмом или коммунизмом, тут с первого взгляда не разберешь.

Общественные детские сады, открытые для всех желающих, - это уже разработка немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля. Собственно, и название «детский сад» тоже придумал он, как раз вспомнив о цветах жизни и необходимости особого ухода. Если уж нужен хороший урожай, то садовнику придется потрудиться. С 1837 года до 1839 года проработал первый такой детский сад в городе Бланкенбурге. Идеалист и романтик, Фрёбель. Как и Оуэн, мечтал об идеальном обществе, в котором не будет места насилию и войнам. Что для этого нужно? Воспитать высоконравственных людей. Если взрослых переделать нельзя, то дети – это воск, из которого можно слепить все, что угодно. Фрёбель выделил все положительные качества и составил рекомендации по их воспитанию. Только представьте: список добродетелей и к нему приложение с указанием необходимых методических приемов для их воспитания! Разумеется, не были забыты развивающие и подвижные игры.

Идеи Фрёбеля стали модными, последователей его методики было много. По всему миру открывались курсы, на которых подробно изучались приемы воспитания. России тоже не отстала в этом вопросе. Но нужно отметить одну цифру: на территории Российской империи в 1913 году работало всего 147 детских дошкольных учреждений. А число детей, посещавших их, по некоторым данным составляло не более четырех тысяч. Зато теперь красота! В каждом районе свой детский сад, в котором игровые и прогулочные площадки, музыкальный и спортивный залы, комнаты для занятий, спальни. А в современной основе воспитания дошкольника до сих пор просматриваются идеи основателей – Оуэн Фрёбеля.

У каждого образовательного учреждения есть своя история. Мы хотим рассказать вам о нашем детском саде.

В районе новостройки Выхино, по адресу город Москва Самаркандский бульвар дом 32 корпус 2, в феврале 1969 года открылись новые типовые детские ясли № 458 для самых маленьких граждан столицы.

Дошкольное учреждение обеспечивало уход и присмотр за детьми раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет.

Приоритетным направлением деятельности яслей являлась работа по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Для работы воспитателей и ребят были предоставлены все условия. В яслях были круглосуточные группы для малышей.

Работники детского сада, как и сейчас, старались создать для маленьких воспитанников комфортные условия, иногда даже заменяя им мам.

На территории детского сада были оборудованы прогулочные участки индивидуальные для каждой возрастной группы. Участки имели теневые навесы – веранды с деревянными полами и шиферными крышами. Постепенно шло озеленение участков деревьями и кустарниками.

За годы существования детских яслей №458 (с 1969 – 1992 г.г.) заведующими были:

1. Мануркина Валерия Михайловна

2. Чинарова Зинаида Фроловна

3. Кузнецова Эмилия Васильевна

Воспоминания бывших сотрудников детских яслей № 458 очень светлые и тёплые. Все подчёркивали то, что коллектив детского сада был очень дружным, работал слаженно и профессионально. Коллектив детского сада принимал активное участие во всех мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях.

17 февраля 1992 года, в связи с отсутствием необходимого количества мест для детей дошкольного возраста, произошла реорганизация детских яслей № 458 в ясли – сад № 2118: 3 группы – для детей раннего возраста, 4 группы - для детей дошкольного возраста.

С января 1993 года по февраль 2012 год дошкольным учреждением руководила Аринская Ольга Николаевна.

Как и прежде отличительной особенностью детского сада была организация образовательной работы с детьми раннего возраста. Педагоги использовали потенциал разных видов детской деятельности для поддержания положительного самоощущения, уверенности, успешности. Занятия, праздники, развлечения всегда проходили в увлекательной, доступной, игровой форме.

В 2010 году назрела необходимость в открытии новых детских садов, так как разрастался район Выхино, велось активное строительство жилья, инфраструктуры, увеличивалось количество детей дошкольного возраста. Правительство города Москвы приняло решение полностью перестроить здание дошкольного учреждения на новое соответствующего новым требованиям и стандартам.

Появление нового 11-ти группового детского сада №2118 с бассейном стало долгожданным событием и для взрослых, и для детей. Строители работали быстро и слаженно, и вот в марте 2011 года детский сад открыл свои двери для малышей.

Было построено новое современное трехэтажное здание с бассейном, уютными группами и просторными площадками для прогулок на свежем воздухе. В детском саду функционирует одиннадцать групп: 3 ясельных группы, 8 дошкольных. Каждая группа оснащена: отдельным групповым и спальным помещением для детей, умывальной, туалетной и раздевальной комнатами. В ДОУ оборудованы:

  • медицинский блок: изолятор, процедурный кабинет;
  • пищеблок;
  • методический кабинет;
  • музыкальный зал;
  • физкультурных зал;
  • бассейн;
  • прачечная.

За годы своего существования детский сад выпустил сотни выпускников. Многие из них уже приобрели профессию, стали самостоятельными людьми и имеют своих детей дошкольного возраста, некоторые – учатся в ВУЗах, колледжах, лицеях, другие еще учатся в школе. Но все они вспоминают свой родной детский сад, своих воспитателей и нянечек.

Прошло немало лет с момента открытия детского сада, но здесь продолжают трудиться сотрудники, стоявшие у истоков: Шмелёва Яна Игоревна – бессменный шеф-повар, Елисеева Ольга Владимировна – повар, Быстрова Валентина Егоровна – прачка. Менялись заведующие, каждый руководитель вкладывал частичку своей души и сердца в работу.

Течет время, совершенствуются формы воспитания и развития детей. Преображаются помещения: развивающая среда групп и их оснащение постоянно обновляются и модернизируются в соответствии с современными требованиями построения развивающей среды. Сегодня в детском саду трудится молодой энергичный сплоченный коллектив.

В детском саду № 2118 работают квалифицированные педагоги, преданные своему делу, любящие свою работу. Главной задачей коллектива является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.

За время работы в нашем дошкольном учреждении появились традиции:

  • Проведение праздника, посвященного «Дню Великой Победы» и возложение венков к памятнику «Защитникам города Москвы»
  • Проведение субботников в нетрадиционной форме

Так для приобщения детей к истокам русской народной культуры в детском саду создан уголок «Русская изба», где воспитатели в доступной форме знакомят детей с русским бытом: с тем как люди жили на Руси, какие они строили дома, как их обставляли, какую одежду носили и т.д.

В детском саду проводятся этнические праздники и развлечения: «Масленица» и «Коляда».

В сентябре 2013 года наш детский сад влился в комплекс ГБОУ Школа № 1420 под руководством Николаевой А.И. На этом история нашего детского сада не заканчивается, а только получает новый вектор развития. Мы снова встречаем детей и наши педагоги помогают им достичь личных результатов в развитии, обрести уверенность в себе, что определяет всю их дальнейшую жизнь. Мы понимаем, как важно, чтобы рядом оказались настоящие воспитатели.

На данном этапе наше структурное подразделение корпус № 10 открыл на своей базе 1 класс начальной школы с углубленным изучением иностранного языка. Родителям предоставляется услуга по уходу и присмотру за детьми. Дополнительно ведется кружковая работа. Функционируют кружки «Лего-конструирование», «Мультипликация», «Дельфиненок».

Для детей раннего возраста с сентября 2014 года открыта группа кратковременного пребывания.

Наш дошкольный корпус № 10 предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг: ритмопластика «Веселые горошины», изостудия «Акварелька», ФЭМП «Пифагорик», развитие лингвистических способностей «Весёлая грамматика», центр игровой поддержки ребёнка «Малыш и мама», организацией плавания в бассейне «Дельфиненок».

Коллектив структурного подразделения корпус 10 стабильный, давно сложившийся. Все работники – члены профсоюза.
В феврале 2015 года нашему детскому саду исполнится 46 лет. Добрые традиции всеобъемлющей заботы о детях передаются из поколения в поколение. А что касается родителей, то они в «Книге отзывов» детского сада пишут: «Спасибо за щедрость души, доброту, отзывчивость и внимание к нашим детям». Эта благодарность людям, которые каждый день дают возможность 311 московским семьям спокойно идти на работу, не опасаясь за жизнь и здоровье детей.
Жизнь идет вперед, но все, что делается в нашем образовательном комплексе ГБОУ Школа №1420 , делается для детей. Весь коллектив детского сада смело смотрит в будущее. Впереди еще много творческих планов, больших и малых побед, и для этого у нашего дошкольного отделения есть силы, возможности и уверенность в завтрашнем дне.


В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр). С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф.Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его». Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.
В 1832 году на свои средства Е.Гугель, П.Гурьев и А.Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель. Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

Первый Kindergarten
В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г.Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми».
Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А.Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.
Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция
А.Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю.
Для маленького ребенка жизнь заключается в игре. Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми; игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».
Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».
Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных.
Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети.
Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду.
Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает».
Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность? Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей; если у матери нет времени или педагогического опыта; если нет особого помещения для игр; если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А.Симанович.

Первые сады в России
В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи). В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К.Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц. Последовательница Фрёбеля С.Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н.Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович
Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф.Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А.Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.
Двадцатидвухлетняя А.Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей. Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К.Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения. По мнению А.Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А.Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы.

Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте. Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А.Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е.Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А.Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.
Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А.Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я.Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге. По воспоминаниям В.Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.
Новые сады
Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е.Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.
В 1867 г. фрейлейн К.Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А.Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».
С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В.Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н.Задлер (Раухфус) и Е.Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И.Паульсона и К.Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: «Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой. В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются». По данным Д.Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест. Е.Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).
Во второй половине XIX века в разных городах России стали создавать фрёбелевские общества, занимавшиеся целым спектром социокультурных начинаний: подготовкой воспитательниц, садовниц, организацией детского досуга в летнее время, выпуском детской литературы, выездами за город для детей из малоимущих семей. Например, в Петербурге два народных детских сада зимой посещали до 120 детей, а летний народный детский сад ежедневно в течение лета посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В Киеве в 1908 году был основан Фрёбелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц. Здесь преподавали новый цикл учебных дисциплин: биологию и физиологию человека, общую гигиену, психологию, педагогику, историю педагогических учений, детскую литературу, иностранные языки, игры, ручной труд, при институте были созданы педагогические и психологические лаборатории и детсады, в которых проводились практические занятия.
Однако создание детских садов породило многочисленных противников, как в Европе, так и в России. Отнюдь не все открытия Фрёбеля прижились, хотя он тщательно разрабатывал последовательность применения методов от простого к сложному, научения детей плетению, вырезанию и другим навыкам. Педагогическая реальность внесла свои коррективы, которые не изменили сущности принципов детского сада. Серьезной критики подвергли начинание врачи, полагавшие, что детские сады служат рассадниками болезней, с чем можно было бороться, не позволяя приводить заболевших детей. Имелись и другие возражения: мелкие работы вредят детскому зрению, а громкое пение - голосу, в детском саду-де слишком много заботятся об умственном развитии детей, и они вследствие этого делаются нервными. В ответ в детских садах отказывались от слишком утомительного для зрения вышивания, сидячую деятельность заменили подвижными играми.
По данным А.Симонович, в конце ХIХ века в Москве работали 13 дошкольных учреждений по 20 детей в каждом, однако это не были «учебные заведения для маленьких детей», где обучали чтению, письму, счету, иностранным языкам. Принципы концепции нарушены, ибо вовсе не требовалось создавать начальные школы, кроме того, в детском саду все строилось на принципе семейности, то есть не предполагали никакого отделения девочек от мальчиков друг от друга, как в казенных учебных заведениях. В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. К октябрю 1917 года в России было уже 280 детсадов.
В 1900 году в Москве Ф.Pay открыла первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей, готовивший к поступлению в училища для глухонемых. Детей старшего дошкольного возраста учили умению сочетать звуки в слова и простейшие фразы, а также чтению с губ, здесь проводили фрёбелевские занятия и учили рукоделию. Детские игры специально приспосабливали к упражнению чтения с губ и речи.
Широкое распространение в Москве получили детские сады домашнего типа А.Розенберг, Е.Дмитриевой, которые посещали максимум 10 детей. Детские сады Е.Залесской, М.Оксаковской, Н.Трескиной были созданы при учебных заведениях, их численность составляла более 25 детей. Частный домашний детский сад с пансионом А.Лампрехт, по сути, занимался подготовкой для поступления в школу, принадлежавшую той же владелице. Московский детский сад Е.Залесской оказался долгожителем (с 1897 по 1912 год). Начиная занятия по методу Фрёбеля, Е.Залесская трансформировала педагогическую концепцию работы с детьми, сделав ее эклектичной.
Кроме домашних, существовали народные детские сады. С 1905 года Луиза Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом «Сетлемент» (позднее общество «Детский труд и отдых»), возглавляемым С.Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада. С 1919 года этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Теория свободного воспитания была положена в основу педагогической концепции этого сада, детям предоставляли право выбора занятий и игр. Шлегер - автор работ «Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду», обогативших отечественное дошкольное воспитание. Она так формулировала принципы концепции свободного воспитания применительно к дошкольным образовательным учреждениям:
«1) дети имеют право на собственную жизнь;
2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст;
3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;
4) свободная работа служит нам показателем роста;
5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».
Единой программы воспитательной работы в народном садике не стали разрабатывать, хотя Л.Шлегер вскоре разделила занятия на «предложенные» и обязательные по плану воспитательницы. В 1913 году при Обществе содействия дошкольному воспитанию в Петербурге Елизавета Тихеева организовала детский сад, она выступала за необходимость использования системы дидактических материалов для развития речи, разработала рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Е.КНЯЗЕВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием
ИППО МГПУ

А прогулки — вау! Все дети любят улицу — можно копаться в песке, лазить, бегать и, главное, кричать — ведь это не группа, не помещение — это улица, где происходит много интересного. Помните? А потом обед и — о ужас! — тихий час. Нужно лежать тихо-тихо, с закрытыми глазами, с рукой под щекой и пытаться заснуть. А воспитатель говорит — «спите, пока есть возможность днем поспать, потом вам такая возможность не представится».

Но как? КАК можно СПАТЬ днем??? Когда можно бегать или играть, или драться. Помните? А потом ужин и домой. Мама приходит или папа, или бабушка. И можно гордо так поднять голову и пойти. Особенно когда вас забирают раньше, чем других, и они еще тут, а вы, ура, уже идете домой.

А вдумывались ли вы в понятие «Детский сад»? Ведь не зря говорят дети — цветы жизни. А сад — это место, где эти цветы растут. Впервые это понятие ввел Фридрих Фребель (1782−1852) немецкий просветитель. Он организовывал общества, которые назывались детским садом. А женщины, которые приглядывали за детьми, назывались садовницами. Это позже они стали воспитателями. Фридрих Фребель
Фото: wikipedia.org

Фребель ввел систему воспитания, которая основывалась на «природности». Детей нельзя было бить, нельзя было навязывать им свои воззрения. За ними нужно было наблюдать. И прививать им основные законы природы — пользуясь методикой, которая в последствии получила название «Шесть даров Фридриха Фребеля ».

Первым даром был мяч . Мячи были покрашены в разные цвета. Это способствовало ознакомлению ребенка с разными цветами. Мячи были на ниточке. Раскачивая мяч и комментируя это словами — вперед-назад, вправо-влево и так далее — ребенка учили ориентироваться в пространстве.

Вторым даром были небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра. Это помогало детям осваивать формы предметов.

Третий дар — это кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т. д.

Следующий, четвертый дар — это такой же кубик, но разделенный на восемь пластин. Это способствовало развитию у детей строительных способностей.


Фото: wikipedia.org

Пятый дар — это куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

И шестой дар — это также кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части. Эти дары способствовали развитию воображения у детей. С помощью этих частей можно было делать более разнообразные геометрические фигуры и даже выстраивать комбинации в виде разных фигур — животных, цветов, или просто узоров.

Таковы были основные игрушки и методические пособия того времени у детей. Позже практика детского сада перешла на другие страны, до нас дошла только к ХХ веку, значительно изменив и расширив с ходом времени методы и принципы воспитания. Но все же современный детский сад имеет много общего с тем, прошлым, пришедшим к нам из ХIХ века, детским садом. И теперь наши дети могут посещать учреждение, которое развивает их внутренний мир, помогает общаться и воспитывает их в коллективе.