Ребенок не разговаривает психосоматика. Психотерапия и астма

Снежный ком

На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот. Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.

Палитра симптомов

Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким. К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.

Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами. В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

Что делать?

Распознать психосоматические проявления у ребенка легче всего родителям. Бояться этих симптомов не стоит. Гораздо важнее осознать, что часто это сигнал, что что-то идет не так и старые способы решать проблему работать перестали. И знак родителям, что для них тоже пришло время меняться, причем ради их же блага.

Спусковые крючки

Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Проявятся они или нет, зависит от многих факторов. Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые прекрасно адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам. Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.

  • Сильные потрясения Есть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
  • Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, она буквально «душит его своей заботой» и ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.

две крайности

В некоторых семьях не любят делиться личными переживаниями, а в других, наоборот, принято сильно обо всем беспокоиться. В первом случае ребенок часто тревожится, потому что не может самостоятельно справляться со своими проблемами. И у него не формируется ощущение базовой безопасности этого мира, которое можно получить лишь в надежных близких отношениях. Во втором случае ребенок учится у родных сильно тревожиться обо всем. Ведь он постоянно наблюдает, как любое, даже незначительное изменение в планах или внутрисемейном распорядке буквально выбивает маму (или бабушку) из колеи, нарушает нормальное течение жизни и вызывает серьезные опасения. Оба сценария чреваты развитием неврологической симптоматики.

  • Отношение мамы к ребенку: гипоопека. Когда малышу, наоборот, не хватает маминой заботы и любви, он предоставлен сам себе и со своими эмоциями вынужден справляться сам. Но задача эта для любого ребенка непосильная, поэтому он будет испытывать чувство постоянной тревоги и расти неуверенным в себе. Ему будет трудно «переварить ситуацию» и преодолеть страх перед внешним небезопасным миром. В этом случае психосоматика обычно проявляется сбоями в работе пищеварительной системы: тошнотой, диареей, снижением аппетита, колитами, гастритом, дуоденитом. У некоторых детей развивается депрессия или неврологическая симптоматика.
  • Отношение мамы к ребенку: если мама зациклена на ребенке. Если маме трудно реализовать себя как личность за пределами домашнего очага, если все ее страхи и радости вертятся вокруг семьи, тогда болезнь ребенка будет помогать ей чувствовать себя «нужной». Постоянно думая и проговаривая вслух свои тревоги, она не даст ребенку научиться воспринимать болезнь как преходящее явление. В этих случаях велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций (предболезненных явлений) к часто повторяющемуся заболеванию.
  • Много запретов и требований. Когда родители слишком строги с ребенком, практикуют неадекватные наказания, редко хвалят его, он может остро ощущать свою несостоятельность и чувствовать себя недостаточно хорошим или ни на что не способным. Страх совершить ошибку или не взять высоту у него будет очень велик. Все это ведет к неуверенности в себе и проявлению протеста, явного или скрытого. Проявляется он в виде головных болей, тошноты, болей в животе. Может сопровождаться бессонницей, головокружениями. Если ребенок не может выразить свой протест открыто, это путь к частым ангинам, ведь речь (а с ней и вербальный протест) рождается в горле. Нарушение личных границ или непринятие ситуации иногда проявляется в виде аллергических реакций, потому что кожа – это тонкий щит между внешним и внутренним миром.

Порочная практика

Когда родители не дают ребенку возможность открыто проявлять свои негативные эмоции, они накапливаются, а потом прорываются наружу в виде телесной хвори. В нашей культуре принято стыдить за проявление здоровой агрессии в моменты явного нарушения личных границ. «Отняли игрушку, и ты из-за этого хнычешь? Ты просто жадина и плакса! Как не стыдно! Немедленно успокойся!» Не стоит потом удивляться, что ребенок не умеет отстаивать свое мнение, растет застенчивым и неуверенным в себе. К такому же результату приводят и реплики вроде: «Иди к себе в комнату! Когда успокоишься, выйдешь!» Если родители принимают и любят ребенка только в те моменты, когда он ведет себя идеально, а если ему плохо, грустно, обидно, его отправляют с глаз долой, по сути, самые близкие люди не принимают его таким, какой он есть, со всеми его эмоциями и переживаниями, радостными и не очень. Да, чем старше становятся дети, тем лучше у них получается сдерживать себя. Но выключить эмоции по щелчку невозможно. Мы можем их не проговаривать или игнорировать, но они все равно останутся внутри, а в какой-то момент просто возьмут и отыграются на самом уязвимом органе. Например, комом в горле застревает обида и злость, отсюда берутся ангина или тонзиллит.

  • Отношения родителей: частые ссоры. Когда родители постоянно конфликтуют, ребенок часто оказывается вовлечен в их войну и начинает либо спасать семью, либо отвлекать их от главных проблем. Он бессознательно воспринимает ситуацию так: «Если я не буду болеть, мама с папой расстанутся». Ведь он прекрасно видит: стоит ему слечь в постель, родители заключают перемирие или по крайней мере начинают общаться продуктивнее. Увы, так появляются часто болеющие дети, которые нередко имеют заболевания носоглотки (ангины, тонзиллиты, аденоиды) или органов слуха (отиты). От невозможности защитить себя, высказать свое мнение, обиду, позлиться на происходящее (проглоченный гнев как бы концентрируется в горле) или нежелания слышать постоянную ругань (проблемы с ушами, когда слух временно снижается).
  • Отношения родителей: вместе ради малыша . Ситуация, когда родители вместе только ради ребенка, и он просто вынужден оправдывать возложенные на него ожидания. Когда все в порядке, мама с папой друг другом не интересуются и не общаются, но стоит малышу заболеть, как между ними начинается активное взаимодействие. Все оказываются при деле. Мама впадает в панику, папа бросает все дела и мчится в аптеку. При таком сценарии велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций к формированию хронического или часто повторяющегося заболевания.
  • Реакция родителей Если мама с папой раздувают проблему и слишком трясутся над ребенком, он очень скоро замечает скрытую выгоду от своей болезни. Разумеется, на бессознательном уровне. Например: «Когда я болею, я не иду в ненавистный детский сад, ко мне приходит бабушка, и мы с ней весь день веселимся». Или: «Когда у меня поднимается температура, мама с папой разрешают смотреть мультики целый день, задаривают подарками, балуют сладостями». Бывает и так, что заботу и внимание со стороны родителей ребенок получает только во время болезни. И в этом случае стимул болеть как можно чаще тоже будет сильным.

Все родители знают, как бывает тяжело, когда болеет ребенок. Иногда даже если это "банальное" ОРВИ с высокой температурой или прорезывание зубок. Кажется, что лучше самому лежат с высокой температурой и мучиться, лишь бы малышу полегчало...

Сейчас очень распространены различные сборники и книги, в которых указываются названия болезней по списку, а также психологические причины этих заболеваний. С одной стороны, многим известно, что есть такое явление, как психосоматика, которое заключается в том, что наше психологическое и телесное состояние неотрывно связаны. И тело сигнализирует о том, что хорошо бы позаботиться о себе и отдохнуть... Обычно про психосоматику говорят, если речь заходит о состоянии здоровья взрослого человека.

Нередко я наблюдаю две крайности, когда считают, что все, что происходит с телом человека - это психосоматика, и везде срочно нужно искать психологическую основу болезни, либо - что никакой психосоматики не существует, и тело лечим, игнорируя душевное и психологическое состояние. Конечно, как обычно, истина находится где-то посередине - так, есть заболевания, которыми лучше переболеть и приобрести впоследствии иммунитет к ним. А есть такие, где без помощи психолога, возможно, будет достаточно сложно справиться. И у детей, как и у взрослых, есть так называемая "психосоматика", когда тело начинает сигнализировать о том, что хорошо бы обратить внимание не только на то, как ребенок себя чувствует в телесном, но и эмоциональном, психологическом плане.

Практикующие детские психологи знают такую закономерность: чем младше ребенок, тем больше работы проводится непосредственно с родителями , т.к. именно через тело ребенок может им сигнализировать, что что-то происходит не так. Почему? Когда мы появляемся на свет, у нас есть один-единственный "канал" выражения нашего эмоционального состояния - телесный. Младенец не умеет ходить, говорить, манипулировать предметами. Он может либо плакать, либо улыбаться, и именно через тело в первую очередь выражает свой дискомфорт. Неоднократно от своих клиентов приходилось слышать рассказы о том, как вечером мама поссорилась с папой, а ночью у ребенка "на ровном месте" поднялась температура. Или вдруг ни с того ни с сего начались "колики", от которых ребенок до этого момента не страдал.

Поэтому обычно если ко мне приходят родители с вопросом, а почему так часто болеет их ребенок, мы в первую очередь выясняем - а насколько эмоционально комфортная обстановка в семье? Ведь это только кажется, что дети ничего не понимают... Может быть, сознательно и не понимают, но очень чутко улавливают, что происходит...

В некоторых семьях бывают такие ситуации - например, старший ребенок после рождения младшего братика или сестренки вдруг в глазах родителей становится "взрослым", несмотря на то, что ему всего лишь только пять лет, а то и меньше (возраст здесь указан условно, в качестве примера). И рассказывают ему, какой он уже большой, и что нужно делиться игрушками и лакомствами, и забывают порой (или не успевают, и такое бывает) прочитать сказку на ночь или просто посидеть с ним в обнимку... Вдруг ребенок простывает, у него поднимается температура, и поведение взрослых меняется как по мановению волшебной палочки - мама с папой опять включаются в жизнь малыша, покупают ему вкусности, окружают большей заботой, чем была до этого... и как будто тем самым отправляют ему несловесное послание - "если ты будешь болеть, мы будем с тобой ласковыми и нежными, поэтому будь больным и слабым". Если такая ситуация будет повторяться регулярно, то ребенок просто будет "уходить в болезнь", и эту ситуацию нужно будет впоследствии исправлять не только при помощи таблеток. Как мне рассказала однажды моя знакомая чудесная мама - ее старший сын заболел, она сидела с ним вечером на его кровати и разговривала, и он сказал ей: "Мама, я так люблю болеть, ты тогда со мной всегда сидишь". Мама взяла это на заметку и с тех пор стала сидеть по вечерам вместе с сыном просто так, не дожидаясь, когда же он заболеет.

А бывают ситуации "наоборот" - каждый раз, как ребенок заболевает, мама невыносимо пугается, ей страшно и как будто невыносимо смотреть на то, как болеет малыш и ухаживать за ним. Бывает еще хуже - мама начинает на ребенка ругаться и срываться на него за то, что он опять заболел... И что же тогда происходит? Ребенок на бессознательном уровне понимает, что болеть - это плохо, и если плохо себя почувствуешь и заболеешь - мама будет ругаться, и просто перестает воспринимать сигналы собственного тела как некую важную информацию, начинает игнорировать свое плохое самочувствие. Впоследствии из такого ребенка вырастает взрослый, который доводит себя до тяжелого состояния, так как не привык доверять тому, как он себя чувствует на самом деле, потому что когда-то этому взрослому, который был маленьким, намного было важнее, как чувствуют себя родители, а не он сам...

У гиперопекающих родителей, которые контролируют каждый шаг ребенка - как покушал, поел, поспал, что делал - также нередко встречаются дети, которые как бы пытаются убежать от этой гипреопеки в свое болезненное состояние. И здесь важно помнить ту самую банальную истину, что важно не только количество, сколько качество внимания - когда мы не просто контролируем, а искренне интересуемся жизнью ребенка.

Как уже отмечалось выше, некоторые психологи считают, что абсолютно все, что происходит с телом, связано с тем, что происходит с психикой человека. Вместе с тем, даже если вы купите сборник, в котором будут указаны психологические причины заболеваний, вы не обязательно эту причину там найдете, т.к. каждая ситуация у каждого человека уникальна и нужно понимать, анализировать, разбираться, что происходит. Можно выделить несколько заболеваний, с которыми можно справиться, обратившись не только к врачу, но и психологу. При этом, как правило, психолог не берет на себя право ставить диагнозы, назначать лекарства и т.п., он может помочь разобраться в ситуации и по-другому выстроить взаимоотношения в семье с ребенком.

Рассмотрим несколько примеров.

Достаточно распространенное среди современных детишек такое явление, как энурез , может иметь в своей основе психологическую причину. Часто это дети, которые не умеют выражать злость, при этом родители могут удивляться - у них же такой спокойный ребенок, послушный, никогда не злится, но регулярно писается по ночам... В моей практике был случай, когда стал внезапно писаться по ночам восьмилетний мальчик. Когда с родителями стали выяснять, что же произошло, оказалось, что, когда мамы не было дома, отец ребенка позволил себе несколько раз ударить сына. При этом папа считал, что подумаешь - ну "шлепнул" пару раз ребенка, и вообще он это заслужил... Невозможность отреагировать злость на отца привела сына к такому временному энурезу. После консультации с родителями ситуация нормализовалась. Конечно, энурез энурезу рознь, но и исключать возможность психосоматического проявления его также не стоит.

Бронхиальная астма - также заболевание, которое часто связано с взаимоотношениями между мамой и ребенком. Психологи иногда говорят, что бронхиальная астма - это заболевание детей "холодных" матерей. При этом мама внешне может быть очень заботливой и гиперопекающей, но на самом деле недоступной в эмоциональном плане для своего ребенка. И часто наличие бронхиальной астмы - это также повод для встречи с психологом.

Еще иногда меня спрашивают - вот как так, мы окружили ребенка любовью и заботой, а вот в соседней семье, где родители, например, активно выпивают или есть еще какой-либо вариант неблагополучия, почему-то дети не болеют, вот повезло же таким родителям...

Часто дети из таких семей являются как бы "брошенными" при живых родителях, и что там с ребенком происходит, просто родителей может не волновать. Возможно, периодически ребенок плохо себя чувствует и болеет, но родители не обращают на него внимания, и ребенок перестает слышать сигналы своего тела. И кажется подвижным, здоровым, самостоятельным, правда, приобретает он все это слишком высокой ценой. Впоследствии, в более взрослом возрасте, этот ребенок может оказаться с целым "букетом" всяких хронических "болячек". Поэтому лучше не оглядываться на таких соседей и знакомых, тем более, что дети там находятся не в самой лучшей ситуации, к сожалению.

Язык здоровья

Еще порой родители могут разговаривать со своим ребенком на "языке болезни", а могут - "на языке здоровья", и это связано обычно с тем, какие послания в своем детстве чаще всего слышали родители в свой адрес. "Не лезь в лужу, намочишь ноги, простудишься, заболеешь", "не сиди на сквозняке - будет насморк!", "не ешь так быстро мороженое - горло заболит" , "не лезь туда - упадешь, что-нибудь сломаешь" - это язык болезни, когда родители или бабушки делают не самый благоприятный прогноз в отношении действий ребенка. А дети - такие послушные на самом деле существа. И прогнозы родителей они нередко оправдывают...

А если все же намочил, например, ноги, упал в лужу - посмеялись, ничего страшного, с кем не бывает, прибежали домой, переодели носочки - и ребенок впоследствии не заболел. А если все же заболел, то при ребенке не говорим всякие ужастики о том, что бывает, когда промочишь ноги. Лучше - и особенно это, кстати, помогает, тревожным мамам, которые боятся, как бы не заболел их малыш - рассказать, что и я в детстве болела, и справилась, ничего страшного; можно рассказать сказку о персонаже, который заболел и справился - и все у него потом стало хорошо. Поэтому так важно понаблюдать за собой - а на каком языке вы разговариваете со своим малышом?

И здоровья вам и вашим деткам!

Евгения Погудина , практикующий психолог,

доцент факультета психологии ТГУ. Томск-2015


Вконтакте

Психосоматику изучают уже довольно давно, проводятся многочисленные исследования. Было выяснено, что болезни из-за психосоматики развиваются не только у взрослых, но и у совсем маленьких детей. Причем не важно, воспитывается ребенок в весьма хорошей обстановке или в неблагополучных семьях. В большинстве случаев психосоматика проявляется на весьма поверхностном уровне, но иногда причины этого закрыты очень глубоко и сложно их обнаружить, в этих случаях обязательно нужно обращаться к специалистам.

Очень часто, когда возникают заболевания у детей, родители сильно переживают и воспринимают это как испытание. Мама и папа с завидной регулярностью посещают врачей, выполняют в точности все рекомендации, тщательно следят за питанием ребенка и его теплом, не ходят в людные места, чтобы любимое чадо не заразилось инфекционными заболеваниями. Однако иногда ребенок болеет так, словно на него навели порчу, ничего не помогает. Он по мановению ока цепляет разнообразные заболевания, и с этим ничего невозможно сделать.

Таким родителям обязательно следует знать, что возможными причинами возникновения заболеваний может являться психосоматика. Это обычно бывает в тех случаях, когда специалисты и доктора не могут найти серьезных причин для бесконечных болезней. Патологии отсутствуют, а ребенок все равно болеет. Он лечится, пьет лекарства, выздоравливает и начинает обычную жизнь. Но… Это длится всего пару недель, а потом болезнь наступает снова. Здесь нужно серьезно подумать о психосоматических расстройствах, а здоровье ухудшается вследствие психических причин, а не только физиологии.

Педиатр в этом случае мало чем поможет, следует обязательно сходить на консультацию к психологу. Именно эти специалисты выявляют и устраняют расстройство психики. Сейчас большой проблемой является именно психосоматика детских болезней. Дети, у которых обнаружены проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой, моче выводящими путями, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, аллергическими реакциями, постоянно болеют.

Их число становится все больше и больше, а медицинское обследование является очень качественным, но врачи ничего не могут поделать с этим. Именно поэтому нужно выявить психологические проблемы возникновения заболеваний, чтобы ликвидировать их как можно скорее.

Взрослые также нередко переживают заболевания, которые может вызвать психосоматика. Причем корни расстройства обычно кроются в детском возрасте. Человек даже может не помнить причины психологической нестабильности, у них неоднозначные эмоциональные реакции. В подростковом возрасте психологические проблемы уже набирают полную силу.

Статистика показывает, что половина детей страдает от вегетативно-сосудистой дистонии, также у них нестабильное давление, заболевания желудочно-кишечного тракта и гастрит. В подростковом возрасте нередко выявляют такие болезни, как атеросклероз, которые являлись раньше исключительно возрастными. Почему дети так сильно подвержены заболеваниям, связанным с психосоматикой? Стоит попытаться разобраться в этом.

Причины возникновения психосоматики

Далеко не все дети способны справиться с негативной информацией и переживаниями, им некуда деть отрицательные эмоции, они ощущают душевный дискомфорт. Малыши не всегда понимают, что с ними в действительности происходит, они не могут рассказать, какие эмоции в данный момент испытывают. Только подростки уже могут осознанно воспринимать окружающую действительность, пытаться разобраться в своих психологических проблемах.

Маленькие дети ощущают исключительно давление и неудовлетворенность жизнью, но ничего не могут объяснить и поделать с этим. Они не жалуются, потому что не знают, как описать проблему. Также дети не в состоянии снять психологическое напряжение. Именно поэтому часто психосоматические расстройства испытывают дети. Подавленное состояние начинает активно действовать на физическое состояние здоровья. Это выражается в приобретении хронического заболевания, которое постепенно съедает несчастного ребенка изнутри, не дает ему спокойно жить и радоваться.

Также иногда возможно возникновение непродолжительных болезней, ребенок может даже не осознавать об их причинах. Болезненные симптомы появляются только тогда. Когда малыш начинает думать о своей проблеме и не может с ней справиться. Большинство мам проходили через такие ситуации, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад, он по утрам плачет и капризничает. Если такое поведение не помогает, и в сад все равно приходится идти, он начинает выдумывать другие причины отказа. Рассказывает маме, что у него болит горло и голова, живот и нога.

Иногда ребенок просто симулирует и старается манипулировать родителями, но если у малыша в действительности начинается кашель и насморк, температура, рвота и тошнота, то здесь уже происходит развитие психосоматической болезни. Необходимо учитывать социальные, психологические и соматические факторы при предрасположенности малыша к психосоматике.

Соматические факторы

Такими факторами являются определенные особенности ребенка и воздействие на него в раннем детстве, его предрасположенность к некоторым типам заболеваний. Такими факторами могут быть:

  • генетика и предрасположенность к определенным болезням;
  • осложнения при беременности мамы или болезни при вынашивании ребенка, травмы и инфекции в то время, когда происходит формирование внутренних органов малыша;
  • нарушения нервной и центральной системы;
  • стафилоккок сразу после рождения малыша;
  • нарушение гормонального баланса или отклонения в биохимии после рождения карапуза.

В том случае, когда ребенок находится под влиянием вышеописанных факторов, его здоровье ухудшается. Психосоматические заболевания появляются в тех органах, которые больше всего ослаблены.

Если бы не расстройство психики, то болезнь, возможно, вообще никогда не проявилась бы. Именно поэтому специалисты убеждены, что несмотря на то, что соматические факторы имеют огромное значение, большую роль играют именно психические факторы. Человек должен ощущать себя комфортно в домашних условиях, хорошо адаптироваться в коллективе, ребенок должен себя чувствовать нормально в саду и школе, ощущать себя равным с другими.

Психосоматика в раннем детстве

Исследования, которые проводились в области медицинской психосоматики, показывают, что признаки определенных заболеваний могут закладываться у ребенка в самом раннем возрасте. Иногда это даже происходит в то время, пока плод развивается у женщины в животе. Многие уверены, что такие предположения не имеют под собой основы, ведь младенец в животе еще не может испытывать эмоции и переживания.

Однако все здесь довольно сложно. Мать, которая испытывает определенные эмоции во время вынашивания плода, подвержена раздражению и негативу, а она и оказывает влияние на самого ребенка и его физическое здоровье. Практически невозможно точно установить, правда ли заболевания могут возникнуть уже во время беременности или они появляются после рождения младенца. Но отрицать такую связь никто не решается. Во время исследований обследовались те дети, которые считались нежеланными. Будущая мать считала беременность ненужной и воспринималась женщиной негативно, планы на жизнь ее разрушались.

Такие дети уже во время рождения страдали от самых разнообраных заболеваний и расстройств. Это мог быть бронхит, астма, язва желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции, дистрофия, постоянные респираторные заболевания. То есть еще не рожденный ребенок пытался уничтожить себя самостоятельно, чтобы никому не мешать. Чтобы формирование плода шло в нормальном режиме, нужно, чтобы будущая мать была благожелательно настроена, нужно поддерживать женщину супругу, близким и родным людям. Все негативные эмоции оказывают большое влияние на формирование младенца, поэтому стоит помочь будущей матери пребывать в хорошем расположении духа. Если этого не сделать, то сразу после рождения малыша у него появятся различные заболевания.

Даже если мама мечтает о появлении на свет младенца, она обращает внимание на то, как относятся к ней окружающие. Если она не ощущает любви и понимания, то начинает проявлять не очень хорошие эмоции, которые и влияют на будущего малыша. Все это относится не только к периоду вынашивания ребенка. Эмоциональное состоянии матери сильно влияет на ребенка в течение первых месяцев жизни. Младенец после рождения становится отдельной от родителей личностью, но тесная связь с ними у него сохраняется. Мать символизирует внешний мир малыша, именно через нее он воспринимает окружающую действительность, смотрит на реакцию и учится показывать свою. Все переживания и волнения мамы передаются ребенку.

При профилактике психосоматики нужно стараться обеспечить в доме максимально комфортные эмоциональные условия, ограничить маму от переживаний, ведь ребенок все впитывает как губка. Именно поэтому нужно, чтобы будущая мать была настроена на позитив до рождения и после появления на свет младенца. Именно это может уберечь малыша от психосоматических заболеваний.

Астма и психосоматика у детей

Характеристики причин появления бронхиальной астмы из-за психосоматики могут быть самыми различными. О них нужно рассказать более подробно. Если мама сразу после рождения малыша уделяет ему недостаточное количество внимания, то у ребенка может проявиться бронхиальная астма. Иногда происходит и так, что болезнь проявляется ближе к пяти годам. Нужно обязательно подумать об отношениях родителей со своими детьми, чтобы определить причину возникновения заболевания. Вполне вероятно, что мама и папа слишком многого требуют от своего ребенка, они оказывают на него сильное влияние, он не может самостоятельно реализоваться.

В итоге малыш не в состоянии выражать собственные эмоции, подавляет чувства и намерения, из-за этого возникают периодические удушья, ведь ему и в самом деле нечем дышать. При воспитании ребенка в неблагополучной семье, плохих условиях, малыш сильно страдает от отсутствия внимания, поэтому и старается всеми способами изменить ситуацию. Все это провоцирует возникновение заболеваний с органами дыхания. Психосоматика является одним из главных факторов развития болезней ребенка.

Устранение психосоматики

Для того, чтобы ликвидировать заболевания или облегчить их, необходимо обязательно избавиться от психосоматических причин, которые вызвали развитие болезней дыхательных органов. Именно поэтому стоит:

  • посетить психотерапевта;
  • пройти иглотерапию;
  • пройти климатотерапию.

Необходимо повысить устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям, в этом помогут седативные лекарственные средства, настойка пустырника и валериана.

Психотерапия и астма

Психотерапия должна проводиться для того, чтобы повысить жизненные возможности и силы у ребенка. Следует обязательно ликвидировать эмоциональные расстройства, сформировать оптимальное поведение и реакцию на различные стрессовые ситуации. Обычно те пациенты, у которых имеется бронхиальная астма, довольно замкнутые и стеснительные, они не умеют проявлять себя и сдерживают эмоции, они постоянно ощущают негатив и отказываются принимать позитив.

Астматики постоянно выражают отрицание, вытесняют эмоции и регрессируют. Для таких детей отлично подходят групповые занятия и тренинги под руководством опытного психолога. В группах занимаются дыхательными упражнениями, аутогенными тренировками и функциональным расслаблением. Очень много значит то, какие отношения у ребенка в семье и какая там атмосфера. Нужно обязательно супругам наладить отношения между собой, ведь ребенок ощущает любой негатив.

Статистические данные

Обычно бронхиальная астма возникает в детском возрасте около пяти лет. Психологи давно заметили, что в большинстве случаев такое заболевание наблюдается у мальчиков, ведь к ним зачастую завышенные требования, они воспитываются в строгих правилах. Многие вполне могут избавиться от заболевания в подростковом возрасте, когда начинают раскрываться и выплескивать эмоции.

Психосоматика при бронхиальной астме играет решающую роль. Нужно обязательно это учитывать. Следует нормально реагировать на стрессовые ситуации, забывать об ошибках и неприятностях. Следует заниматься самосовершенствованием, открываться окружающим и как можно больше общаться.

Причина болезней у детей - психосоматика

Многие болезни могут быть наследственными, однако если дети растут в неблагоприятных условиях, то в основной массе болезни являются психосоматическими. Личность ребенк, его способности к адаптации в коллективе и школе, различные стрессовые ситуации - все это является психосоматическими проблемами. Психосоматика проявляется вследствие некоторых причин, которые можно поместить в таблицу:

  • неправильное воспитание и плохая атмосфера в семье;
  • нервное состояние родителей и напряженная атмосфера;
  • плохие семейные отношения;
  • невыносимая учебная нагрузка, ребенок не имеет свободного времени;
  • завышенные требования к ребенку;
  • родители не воспринимают ребенка как отдельную личность, его индивидуальность;
  • родители заставляют ребенка быть лучше, чем он есть на самом деле;

Психосоматические проблемы и расстройства можно увидеть даже у только что родившихся младенцев, школьников или подростков. Причем в дошкольном возрасте они становятся наиболее заметными. Дети не могут справиться с многочисленными трудностями, им предстоит налаживать отношения с коллективом и воспитателями, они не могут с этим справиться и негативно реагируют на них. В итоге появляются различные заболевания.

Инфантильные дети вырастают в неблагополучных семьях с неправильным воспитанием. Они не в состоянии отказаться посещать школу, ведь вынуждены прислушиваться к мнению родителей и выполнять их требования. Каждый ребенок прекрасно знает, что такое чувство собственного достоинства и самолюбие, но он не может твердо отстаивать свои убеждения, поэтому начинает болеть. По мере взросления малыша ему начинают уделять меньше времени, но требовать все больше и больше. То, как это переживает ребенок, никто не замечает, да и не желает этого делать.

Дети становятся одинокими, они считают, что ничего не смогут добиться. Что их не любят и не ценят, очень страдают от этого. Часто ребенка все вокруг унижают, но никто этого не видит. Психосоматика часто наблюдается у тех детей, от которых родители слишком много требуют. Дети всеми силами стараются сделать все возможное, чтобы оправдать ожидания, ровесники для них являются не друзьями, а соперниками. Они начинают страдать завышенной самооценкой, в итоге испытывают зависть к окружающим, негативно относятся к тем, кто добивается большего успеха. В итоге такие дети часто страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта. У них появляются язвы желудка.

Дети стараются упорно бороться для того, чтобы добиться успеха, стать лучше других, но начинают страдать от многочисленных заболеваний. Тело посылает таким детям сигналы, но они этого не понимают и продолжают вести нелепую борьбу. Ребенок становится чрезмерно обидчивым и постоянно плачет, он плохо себя чувствует на физическом уровне, у него начинает болеть голова, он не может спать по ночам. Организм не может справиться с постоянным нервным напряжением.

Дети начинают сильно конфликтовать со всеми окружающими, требовать невозможного, а родители стремятся подчиниться своему безупречному и больному чаду. Эмоциональное неприятие чего-либо формирует низкую самооценку ребенка, но он не собирается воспринимать это. Он понимает свою неполноценность, но выказывает протесты и жестокость. Дети всеми способами пытаются показать, что она самые лучшие, но у них не хватает для этого возможностей. Они не понимают сигналы собственного тела, у них отсутствует инстинкт самосохранения.

В школе дети пытаются добиться невозможного, проявляют упорство, но зарабатывают только различные заболевания из-за перегрузки нервной системы. Психосоматические заболевания проявляются еще и тогда, когда родители требуют от ребенка успешности. Он, естественно, слушается, и пытается сделать все для того, чтобы оправдать ожидания своих родителей. Однако таким образом у ребенка отсутствует детство, он не может играть и веселиться с друзьями, общается только с серьезными людьми.

Если ребенок сильный, то он в состоянии стать успешным, но если нет, то приобретает огромное количество заболеваний. Уже в детском саду такой ребенок очень нервный и раздражительный, у него нарушен сон. Такие дети страдают вегетативно-сосудистой дистонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и скачками давления. Очень часто психосоматика начинается с провокации родителей. Если мама и папа слишком мнительные и тревожные, то и дети становятся точно такими же. Они начинают сомневаться в собственных силах, ждут неудачи, не могут доверять окружающим и родителям, испытывают страх.

Ребенок пытается добиться успеха, но постоянно сомневается в своих силах, в итоге у него ничего не получается. У таких детей часто имеются сердечные заболевания и многие другие. Дети с психосоматикой болеют с завидным постоянством. Причем заболевания возникают настолько внезапно, что порой невозможно понять, что беспокоит ребенка сегодня. Родители постоянно водят малыша к специалистам и проводят все возможные диагностики, используют разные методы лечения, но ничего не помогает.

Ситуация становится все хуже, но патологий попросту не обнаруживается. Когда человек пытается найти болезнь, то она обязательно появляется. Если ребенок постоянно болеет, то нужно обязательно обратиться к психологу и разобраться, что тревожит маленького человека. Тогда может и здоровье придет в норму, если ликвидировать психосоматику.

Фрагмент лекции по теме — детская психосоматика

Возможно вам также понравится:

Как снять психологические блоки, страхи и зажимы самостоятельно Что такое психосоматика заболеваний и как лечить с ее помощью

Для понимания сути детской психосоматики, необходимо вспомнить о том, что на энергетическом уровне родители и дети являются единым целым. Это положение не раз подтверждалось исследованиями.

Этот факт отмечает и доктор В. Синельников: если ребенок совсем маленький, он работает с родителями. Меняются родители – выздоравливает ребенок. Если ребенок взрослый, доктор работает непосредственно с ним. С выздоровлением ребенка меняются сами родители.

В. Синельников пишет, что даже если родители скрывают от ребенка свои плохие отношения, ребенок все знает, чувствует из-за энергетической связи, что в его подсознании содержится вся информация об их чувствах и мыслях. Поэтому, если у родителей проблемы – ребенок или ведет себя странно или болеет – так он реагирует, так как не может выразить словами то, что чувствует.

Отсюда, доктор делает вывод, болезнь ребенка – это сигнал для родителей к самоизменению. Но на практике этот сигнал игнорируется и подавляется таблетками. В. Синельников отмечает, что таким образом болезнь-сигнал никуда не исчезает, а продолжает разрушать тонкие полевые структуры ребенка.

Он утверждает, что очень часто негативные, разрушительные программы в подсознание детей закладываются уже во время беременности через негативные мысли и чувства, плохие взаимоотношения родителей, иногда и бабушек-дедушек (так, мысли матери об аборте впоследствии могут вызвать осложнения беременности или детские недуги у новорожденного).

Психолог, известный автор книг по психосоматике Лиз Бурбо утверждает, что дети в основном страдают болезнями горла, носа, ушей, глаз и кожи. По ее мнению, любая детская болезнь говорит о том, что ребенок чувствует гнев в связи с тем, что происходит вокруг него. Но ему трудно выразить свои переживания: или потому что не знает, как это сделать, или потому, что запрещают родители («не кричи», «не плачь» и т.п.).

Согласно позиции Лиз Бурбо, эти болезни появляются тогда, когда ребенку не хватает внимания и любви.

Луиза Хей считает, что в основе детских болезней лежат родительские принципы и поведение: вера в идеалы, социальные идеи и ложные законы, а также детское поведение у взрослых (родителей и других близких).

Согласно доктору О. Торсунову, если в семье нет атмосферы умиротворения и покоя, значит, именно в этом смысле дети будут очень больными в первое время – они лишатся покоя. Это проявляется как ощущение сильного жара в теле, чувства беспокойства. Они будут плакать, кричать, метаться (беспокойный ум и беспокойный сон). По мнению О. Торсунова, это указывает на то, что в семье никто не желает умиротворения другим, что семья агрессивна внутри, что агрессия вырабатывается по отношению к окружающим.

Для ищущих родителей отметим, что очень хорошо раскрывается психосоматика детских болезней в книге Дмитриевой Н.Ю. «Детская психосоматика: почему болеют наши дети», а также в статье «Болеет ребенок: лечите папу и маму».

Рассмотрим возможные причины некоторых психосоматических заболеваний детей

Аденоиды

Основная причина — страхи родителей (особенно у мамы по поводу и без (скорее без повода: мелкие, но преувеличенные, на пустом месте: это — про слишком беспокойных мам). Другой причиной выделяют подсознательное чувство ребенка, что он – нежеланный.

Ангина

Лууле Виилма пишет, что появление ангины у девочек до 1 года имеет в своей основе проблемы взаимоотношений между родителями. Ссоры между родителями, которые сопровождаются криками.

Еще одна причина психосоматической ангины – это психологически неверное отношение взрослых, точнее, родителей к детям (часто затыкают рот ребенку, запрещая высказывать свое мнение или эмоции, а также протест: «не кричи», «не шуми», «не плачь», «мал еще учить», «замолчи» и т.п.). Плач, крик, слово – это естественные для детей способы выражения своего отношения, а не просто капризы, как думают некоторые родители.

Аппендицит

Аппендицит у детей возникает по причине неумения их выйти из тупиковой ситуации.

Астма

Астма и ее психосоматика хорошо раскрывается у Луизы Хей. По ее мнению, у детей этот недуг появляется из-за боязни жизни или нежелания находиться в данном месте. Возникает вопрос: если ребенок чувствует, что его любят и в семье царят любовь и мир, разве могут появиться у него такие негативные переживания?

Некоторые психологи пишут, что среди причин детской астмы есть и подавленное чувство любви, и страх перед жизнью.

Если речь идет о бронхиальной астме, то в ее основе — отсутствие или недостаток любви и тепла мамы и, наоборот, переизбыток душащей заботы, гиперопека матери.

Атопический дерматит

Вообще, детские кожные болезни (ветрянка, корь, скарлатина, краснуха) Б. Багински и Ш. Шалила обозначают как следующий шаг в развитии ребенка. По их мнению, что-то, что для него является пока неизвестным и поэтому не может свободно, без трудностей переработаться, выступает на поверхности кожи. А после таких болезней ребенок становится взрослее, что замечается окружающими.

Атопический дерматит у детей возникает чаще. Как пишут психологи, исходя из своей практики, в основе его лежат эмоциональные причины (нехватка любви или подавленная агрессия в связи с гиперопекой родителей).

Аллергия

Лиз Бурбо указывает на следующие причины детской аллергии: аллергия как неприятие (постоянных ссор родителей) и аллергия как способ привлечь к себе внимание (из-за ощущения нехватки внимания и любви).

Синельников отмечает, что аллергическая реакция у детей – это отражение поведения родителей.

Пищевая аллергия у детей говорит о беспомощности печени, а это, как утверждает Лууле Виилма, значит, что есть нехватка энергии сердечной чакры: от крушения любви родителей сердце ребенка блокируется немой сердечной болью.

По ее мнению, аллергия в виде короста на коже говорит о заглушаемой или подавляемой жалости у матери, а также о печали. Обычная аллергия – ненависть и гнев родителей по отношению ко всему, страх «меня не любят» у ребенка. Аллергия на рыбные продукты – протест ребенка против самопожертвования родителей.

Лууле Виилма пишет, что если у ребенка аллергия на шерсть – надо приглядеться к матери, так как причина может быть в ее неуравновешенности.

Согласно наблюдениям психологов, аллергия у детей может также возникнуть из-за длительных расставаний с мамой, конфликтов в семье, постоянных запретов и ограничений, а также как способ привлечь внимание и удовлетворить потребности в любви и ласке.

У младенцев появление аллергической реакции тесно связано с душевным состоянием матери, а также такими эмоциями, как тревога и страх.

Аутизм

Исследования этого недуга выявили, что причины его следует искать в младенчестве, в жизни ребенка до возраста 8 месяцев (появляется как защитная реакция, позволяющая «закрыться» от скандалов в семье). По мнению Лиз Бурбо, такой ребенок слишком сильно связан кармически со своей мамой: возможно, что в прошлой жизни между ребенком и мамой произошло что-то очень сложное и неприятное, и теперь он мстит ей, отвергая пищу и любовь, которые она ему предлагает (вспомним характерные симптомы: молчание, болезненный уход в себя, потеря аппетита, отсутствия в его речи местоимения Я, неспособность смотреть людям прямо в глаза).

Психолог считает, что ребенок бессознательно выбирает болезнь, чтобы уйти от реальности, и отмечает, что его действия говорят о том, что он не принимает это воплощение.

Бронхит

В. Синельников утверждает, что если в семье постоянные ссоры и конфликты, то дети начинают болеть бронхолегочными заболеваниями.

Среди психологических причин детского бронхита психологи выделяют авторитарность родителей. У таких родителей детям запрещается высказывать вслух свои желания и свои мнения.

Лууле Виилма считает, что бронхит у девочек указывает на проблемы общения и любовных чувств.

Близорукость

Психосоматика детской близорукости проявляется в том, что если в семье постоянные неприятности и конфликты, которые причиняют страдание душе ребенка, то его тело, чтобы ослабить душевную боль, ослабляет зрение.

Подростковый возраст приносит растущему человеку немало переживаний, связанных с собственным будущим (страшно становиться взрослым, страшно выбрать свой путь (а вдруг, ошибусь) и т.п.). Ответом тела на душевные мучения в данном случае снова станет появление близорукости.

Иногда бывают случаи, когда ребенку дома хорошо, но в большом мире (сад, школа) его подстерегают проблемы, дискомфорт в отношениях. Тогда близорукость появляется как защита от внешнего мира.

Вирусные заболевания

Вирусные заболевания у детей, согласно Лууле Виилме, — это бессловесная борьба за собственное выживание. Болезни эти связаны с их желанием уйти из дома, умереть.

Доктор считает, что осложнения вирусных заболеваний у мальчиков связаны с тем, что мать не может справиться с отцом и поэтому борется с ним мысленно и словами.

Ветряная оспа, корь, свинка

Ветряная оспа, корь, свинка, по мнению Лууле Виилмы, указывают на материнскую злобу из-за бессилия или материнскую злобу из-за отречения.

Врожденные заболевания у детей

Психолог Лиз Бурбо приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей: такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями. И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить. Поэтому в этой жизни ребенок с таким недугом хочет исцелить душевный конфликт из прошлой жизни. Для этого ему просто необходима любовь и помощь родителей, которых он выбрал.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума, который отказывается принимать).

Некоторые авторы считают, что ребенок врожденной болезнью – это карма родителей, наказание для родителей, кто-то считает ее проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Диарея

Психологи считают, что в основе этого недуга – бегство от чего-то, что не поддается детскому осмыслению (страхи нереальные, связанные с персонажами), а также страхи реальные (боязнь темноты и т.п.).

Лиз Бурбо считает, что у страдающего диареей преобладает чувство отвергнутого и чувство вины. Психолог характеризует их как сверхчувствительных детей, которые при появлении страха, начинают отвергать ситуацию, связанную со страхом.

Б. Багински и Ш. Шалила также пишут, что в основе поноса лежат проблемы, связанные со страхом, когда хочется быстрее освободиться от негативных переживаний или впечатлений.

Запоры

Причины запоров у детей, по мнению А. Некрасова, лежат в отношениях родителей. Это расстройство у ребенка говорит, что в их миропонимании отсутствует динамика, что они живут старым (старыми отжившими и ненужными принципами, идеями, мыслями, эмоциями и т.п.).

Заикание

Согласно Лиз Бурбо, заикание возникает вследствие боязни выразить свои потребности и желания. Такой ребенок, считает психолог, боится тех, кто представляет для него власть (отец, мать, бабуши-дедушки) и ему страшно перед ними что-либо проявить или высказать.

Луиза Хей пишет, что психологическими причинами этого недуга являются ощущение ненадежности, отсутствие возможности самовыражения, а также когда ребенку запрещают плакать.

Насморк

Психологи считают, что насморк указывает на заниженную самооценку ребенка, на его острую нужду в понимании своей ценности в этом мире, на необходимость признания его способностей.

Лууле Виилма в основе хронического насморка видит постоянное состояние обиженности.

Отит

В. Синельников пишет, что когда в семье шум и ссоры, то ребенок часто реагирует на это воспалением уха, сигнализируя родителям о том, что ему нужны тишина, мир и спокойствие, гармония в семье.

Повышенная температура, лихорадка

Лууле Виилма выделяет следующие причины высокой температуры: напряжение в ссоре с матерью, обессиливание, сильная, ожесточенная злоба, злоба при осуждении виновного, переполнение стрессами.

Другими словами, ребенок переполнен гневом, злостью, он буквально «закипает», потому что не может или не умеет выразить свои эмоции. Даже медики напоминают, что повышение температуры у детей может происходить после истерики и сильного плача, которые и являются показателем и выражением детской злости (поэтому и нельзя запрещать им выражать таким образом – им надо освободиться от негатива).

Психосоматическая температура может быть и реакцией детского организма на стресс, связанный с изменением привычной среды (переезд, смена обстановки или режима дня, посещение детского сада и т.д.). Замечено, что как только дети возвращаются в привычную среду, этот симптом исчезает.

Пиелонефрит

Как отмечают психологи, этот недуг говорит о том, что дети вынуждены заниматься не своим делом, делом, которое им не нравится. Особенно ярко это проявляется, когда родители заставляют посещать какие-либо кружки-секции, а ребенку нравится совсем другое.

Энурез

По мнению психолога Лиз Бурбо, этот недуг говорит о том, что ребенок настолько сильно сдерживает себя днем, что ночью уже на это не способен. Он очень боится того, кто представляет для него власть – отца (или того, кто выполняет функции отца): боится не угодить, не оправдать его ожидания.

Луиза Хей также считает, что в основе энуреза у детей – страх перед родителями, обычно — отцом.

Доктор Лууле Виилма причиной недуга видит страх ребенка за отца, связанный со страхами и злостью матери, направленными на отца ребенка .

Пути исцеления психосоматических недугов у детей

Для начала вспомним, что исходя из своей практики, доктор В. Синельников делает вывод, что все болезни детей – это отражение поведения и мыслей их родителей.

Отсюда – подсказка для родителей: родители могут помочь выздороветь ребенку, МЕНЯЯ СВОИ принципы, мысли и поведение.

Согласна и с такой позицией психологов, что болезнь ребенка – это его КРИК о помощи. Ребенок нуждается в психологической помощи и эмоциональной поддержке родителей, так как ему плохо, ему больно, ему страшно из-за непонятных, но пугающих его ситуаций в жизни (холод в отношениях, шумная ссора между двумя дорогими ему людьми, неприятие его самого (крики на него «не так», «неправильно делаешь» и т.п.)).

Родители должны помнить, что ребенок отражает отца и мать (физически это так и есть: 23 пар хромосом передаются ребенку от папы, 23 – от мамы). А на энергетическом плане именно через них в нем присутствует и развивается мужское и женское начало Вселенной.

Если между папой (символ мужского начала) и мамой (символ женского начала) происходят конфликты, то ребенок не может соединить и вобрать в свой внутренний мир эти две космические энергии, так важные в жизни каждого человека. Поэтому у него внутри, в душе начинается дисбаланс, конфликт, который провоцирует негативные переживания. А длительные негативные переживания, как нам уже известно, приводят к нарушениям в работе детского организма, к болезням.

Отсюда следует, что если родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, они, именно они должны хорошо относиться друг к другу, к своему ребенку (он – это Вы), к окружающему миру.

Это все возможно, при условии, что в душе у них царят Любовь и Мир. Остается за малым: взращивать в себе эти жизненно важные чувства и состояния души.

Да, бывает и так, что часто ребенок (его душа) сам выбирает для себя непростой недуг (аутизм и т.п.) по определенным, только ему известным причинам. Поэтому родители не должны винить самих себя или кого бы то ни было: если таков выбор и решение ребенка, значит, его душе (а вместе с ней, и душам родителей, так как именно к ним пришел такой ребенок) нужно пройти через этот жизненный урок для развития каких-то качеств и способностей.

Еще один важный момент: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Всегда помните, что это вы, родители захотели стать папой и мамой и мечтали о ребенке, призывая его прийти к вам (не забывайте, что кто-то годами вымаливает, чтобы это чудо пришло к ним). Ребенок откликнулся и пришел. А что делали вы, готовясь к его приходу? Взращивали ли в себе любовь и терпение, понимание и согласие, и другие качества, необходимые для дружной семьи?

Да, даже когда вы хотите сказать, что это зачатие произошло случайно, то возникает вопрос: как два взрослых человека позволили себе быть столь безответственными (как еще можно это назвать?), чтобы впоследствии страдал маленький ангел, который есть отражение вас?

То есть, когда страдает ваш ребенок (от болезней ли, от скандалов ли и т.п.) – это страдает часть вас самих, ваша кровная часть, часть вашей души. Зная это, каждый нормальный человек сделает все, чтобы прекратить страдания и создать условия Любви и Мира в своей семье.

И не стоит отговариваться, что «нас растили так-то и сяк-то». Да, ваши родители таких «тонких» вещей не знали, любили и растили так, как могли, думая, что делают все верно.

Но сейчас все – в ваших руках. Вы можете дать вашему ребенку то (я имею в виду любовь, тепло, доброту, внимание, чуткость, уважение и др.), что хотели бы, чтобы и к вам было такое отношение, так как ваш ребенок – это вы, продолжение вас. Ведь, если ваш ребенок будет счастлив и здоров – счастливы и здоровы будете вы (так как у вас не будет переживаний и тяжелых дум по поводу него, а будет только радость от его достижений). Так, действуйте!

Желаю вам счастливого родительства и дружной семьи!

Дети часто жалуются на то, что у них болит живот: психосоматика этого недуга давно изучена психологами и педиатрами. Малыш нервничает, мышцы брюшины начинают непроизвольно сокращаться, в результате в области пупка появляется резь. Психосоматические боли в животе могут длиться от четверти часа до двух-трех часов. Если такие спазмы сопровождаются рвотой и повышением температуры, необходимо пройти полное медобследование.

У ребенка болит живот: психосоматика недуга

Психологические боли в животе отмечаются у многих детей 4 - 12 лет. Наиболее подвержены такой психосоматической реакции дети с повышенной нервозностью, замкнутые и очень стеснительные. Часто после медицинского обследования причина болей остается неясной, так как заболеваний органов брюшной полости и таза не выявляется. Тогда их связывают с психосоматикой, если боль в животе повторяется 3 раза и более на протяжении 3-х месяцев, то она считается рецидивирующей.

Обычно симптомы психосоматических болей в животе проявляются в области пупка и продолжаются от 15 мин до 2 - 3 ч. Она появляется чаще во время еды или на фоне переживаний. Симптом может сопровождаться побледнением и потливостью, появлением синевы под глазами и рвотой. Интересное занятие, игра, общение с друзьями отвлекают ребенка, и боль проходит.

Боль в животе у ребенка как реакция психосоматики всегда вызывает беспокойство у родителей и врачей, так как может быть признаком тяжелых заболеваний органов пищеварения, почек и др., имеющих серьезные последствия. Поэтому даже если ребенок практически здоров и боль в животе не связана с болезнями, нельзя оставлять ее без внимания, и следует выяснить, почему она повторяется.

В случае если у ребенка отмечаются поносы, снижается масса тела, ухудшается аппетит, периодически повышается температура тела или эти симптомы появляются в дальнейшем, боль в животе уже не является психосоматической. Необходимо комплексное обследование для установления точного диагноза.

Психологические причины болей в животе у ребенка

Для уточнения психосоматической природы симптома необходимо оценить психологическую обстановку в семье, понаблюдать за ребенком, выяснить, как складываются у него отношения в детском коллективе, с воспитателями и учителями. Нужно также поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.

Спровоцировать боли в животе могут психологические причины: семейные конфликты, громкие выяснения отношений и драки между членами семьи, развод родителей. Боль в животе может возникнуть у ребенка в связи с болезнью или утратой близких (родственников, друзей), любимого животного. Она может являться защитной реакцией при конфликтах в детском саду и школе, ведь в таком случае ребенок останется дома и избежит неприятного общения. Боль в животе возникает у детей при отсутствии понимания, друзей, при пребывании вне семейного круга. Болезненно дети воспринимают появление в семье новых членов (брата или сестры, отчима или мачехи). Подобным образом ребенок может также реагировать на ограничения, с которыми ранее не сталкивался, например, при отказе в покупке дорогой игрушки в связи с материальными затруднениями. Жалобы на боль в животе могут быть при физических и эмоциональных перегрузках, астеническом синдроме, истерическом неврозе. При выяснении причин симптома необходимо обратить внимание на условия сна ребенка. Если он спит вместе с родителями в одной кровати или в комнате с кем-то из старших, то это тоже может быть основанием для развития психосоматики.