Естественное вскармливание. Естественное грудное вскармливание

Лактация в своем естественном развитии проходит ряд периодов.
С рождением ребенка наступает адаптационный период. Начинается он с появления первых капель молозива в молочной железе матери и заканчивается стабильно нарастающей продукцией зрелого молока и формированием определенной ритмики – от нерегулярных прикладываний к груди до формирования устойчивого режима кормлений с чередованием ритма голода и насыщения. Длительность периода адаптации в среднем составляет 2–3 нед.
Основной период - успешное кормление с постепенно возрастающими или постоянными интервалами между кормлениями, соответствующее свободному вскармливанию младенца.
Для нормального процесса лактации характерны лактационные кризы. Это кратковременное снижение лактации, сопровождающееся беспокойством ребенка, уменьшением числа мочеиспусканий. Кризы возникают периодически – на 3-6-й нед., 3-м, 4-м, 7-м, 8-м мес. лактации. Их продолжительность в среднем составляет 3–4 дня, и они не представляют опасности для здоровья ребенка. Если мать проинструктирована врачом о такой возможности и своевременно увеличивает частоту прикладывания к груди, то тем самым она успешно увеличивает объем лактации.

Определение понятия «естественное вскармливание» и его разновидности

Естественное вскармливание это вскармливание ребенка грудным молоком при прикладывании его к груди биологической матери. С позиций разграничения объемов питания, согласно традиционной отечественной классификации, при естественном вскармливании суточный объем питания на 80 % и более представлен грудным молоком.
По терминологии ВОЗ (1993) выделяют несколько разновидностей естественного вскармливания:
Исключительно грудное вскармливание - грудное вскармливание без докармливания другой едой или питьем. Допускается прием витаминов, минеральных солей, лекарств.
Преимущественно грудное вскармливание - когда ребенок помимо молока матери получает небольшое количество воды или содержащее воду питье (чай).
Преимущественно грудное вскармливание допускает использование «обучающего» густого прикорма (не более 30 г с ложечки) либо ребенок нерегулярно получает ограниченные количества адаптированных смесей (не более 100 г в сутки).
Дополненное грудное вскармливание - грудь матери и регулярные до кормы смесями более 100 мл в сутки или введение прикормов более 30 г в сутки.
Оптимальное грудное вскармливание - это исключительно грудное вскармливание с отсутствием интервалов между кормлениями более 4–6 ч, полным отсутствием использования рожков и сосок и сохранением прикладывания к груди в течение 6 мес.
Естественное вскармливание является оптимальным при условии хорошего питания кормящей матери.

10 принципов, или шагов, успешного грудного вскармливания, разработанных ЮНИСЕФ (1991)

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов. Это положение имеет отношение только к здоровым детям и матерям.
5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

Абсолютные противопоказания к кормлению ребенка грудью

Противопоказания к грудному вскармливанию весьма ограничены и разделяются на 2 группы: противопоказания со стороны ребенка и со стороны матери.
1. Со стороны ребенка.
Врожденные заболевания обмена веществ – фенил-кетонурия, галактоземия, болезнь «мочи с запахом кленового сиропа».
♦ Врожденная лактазная недостаточность.
В этих случаях необходимо вскармливание ребенка искусственными смесями, в том числе и лечебными.
2. Со стороны матери.
♦ Состояние декомпенсации при хронических заболеваниях сердца, печени, почек.
♦ Острые психические заболевания.
♦ Злокачественные новообразования.
♦ ВИЧ-инфекция, особо опасные инфекции (оспа, сибирская язва), столбняк.
Открытая форма туберкулеза с бацилло-выделением. При туберкулезе – ребенка вакцинируют, мать должна получать курсы противотуберкулезных препаратов. Кормление грудью возможно через 1,5–2 мес.
♦ Сифилис с заражением матери после 6–7 мес. беременности.

Абсолютные противопоказания к раннему прикладыванию к груди ограничены. Их следует рассматривать как временные ограничения кормления грудью. В этих случаях матери следует сцеживать молоко, чтобы сохранять способность груди к лактации.

Противопоказания к раннему прикладыванию ребенка к груди

1. Со стороны ребенка.
♦ Тяжелое нарушение мозгового кровообращения.
Родовая травма с угнетением ЦНС.
♦ Отсутствие сосательного и глотательного рефлекса у преждевременно рожденных (недоношенных) детей.
♦ Гемолитическая болезнь вследствие несовместимости эритроцитов матери и плода по резус-фактору или системе АВО.
♦ Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов.
♦ Тяжелые пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, сердца, желудочно-кишечного тракта).
2. Со стороны матери.
♦ Оперативное родоразрешение, послеродовые кровотечения, тяжелые формы гестозов.
♦ Отсутствие сознания.
♦ Инфекционные заболевания матери (приложение 1).
Наличие ряда инфекционных заболеваний у матери требует тактики использования различных вариантов вскармливания, в том числе и «субъестественного» вскармливания из бутылочки, а также вариантов стерилизации и пастеризации грудного молока.
Относительным противопоказанием к раннему прикладыванию ребенка к груди является использование в лечении матери ряда лекарственных средств: антибиотиков (левомицетин, тетрациклин), изониазидов, налидиксовой кислоты, сульфаниламидов, эстрогенов, цитостатиков, антитиреоидных средств, диазепама, седуксена, солей лития, мепробамата, фенилина, резерпина, атропина, эрготамина, препаратов йода, гексамидина.

Правила грудного вскармливания

1. Сразу после перевода из родильного зала матери и ребенку должно быть обеспечено совместное пребывание в одной палате, где кроватку ребенка ставят непосредственно около кровати матери. В таких условиях мать имеет неограниченный доступ к малышу в любое время суток и может кормить по первому требованию, то есть придерживаться свободного режима кормлений. Важное преимущество совместного пребывания матери и ребенка – сведение до минимума риска развития инфекции у новорожденного. В случае если за ребенком ухаживает мать, его организм заселяется микробами матери, причем в молоке содержатся специфические антитела к ним. В том случае если ребенок находится в палате для новорожденных, то происходит заселение его организма микробами «чужих» людей. Безопасные для них, они могут оказаться патогенными для новорожденного, да и в молоке матери может не оказаться соответствующих антител.
2. Кормление ребенка по требованию. Прикладывание ребенка к груди уже с первого дня жизни должно осуществляться по любому признаку дискомфорта и голода. Признаками голода могут быть вращательные движения головой, активные сосательные движения губ, чмокания губами, громкий, настойчивый плач. Очень важен опыт матери, которая должна уметь дифференцировать «голодный» крик ребенка. Однако следует знать, что ребенок может плакать и беспокоиться по другим причинам (дискомфорт из-за жары, холода, мокрых пеленок, усталости, болезни). В таких случаях попытки матери устранить причину плача путем частого прикладывания ребенка к груди могут приводить к перегрузке объемом питания, что может служить фактором риска развития дисфункции желудочно-кишечного тракта, избыточных прибавок массы тела. В некоторых случаях (колики) частые кормления приведут к усилению дискомфорта ребенка.
3. Одним из ключевых факторов становления и обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями. В первые дни и недели (этап молозива и переходного молока) может составлять 12–20 и более раз в сутки и определяется потребностью ребенка. Перерыв между дневными кормлениями может не достигать и 2 ч, а между ночными должен быть не более 3–4 ч. Ночные кормления особенно важны, так как пик выработки пролактина приходится на вечернее и ночное время. Однако следует отметить, что интервал между кормлениями не должен превышать 4 часа.
4. Длительность кормления не ограничивают, и это важно даже тогда, когда ребенок уже практически ничего не высасывает, а просто дремлет. Потребность в контакте и сосании может нередко носить самостоятельный характер, относительно независимый от пищевого поведения ребенка. Большинство детей насыщается через 5-10 мин, некоторым требуется 20–30 мин. «Ленивые сосуны» съедают то же количество молока, что и другие дети. Если у них преждевременно забрать грудь, то они не получат заднего молока, необходимого им для нормального развития, и останутся голодными. Иногда дети на естественном вскармливании имеют избыточную массу тела. Это, как правило, дети с лимфатико-гипопластической аномалией конституции. Нередко рекомендуют отрывать таких младенцев от груди через несколько минут от начала кормления, чтобы они не «переедали». Однако этого делать нельзя, так как они избыточно прибавляют в массе тела не из-за переедания, а именно в силу своей конституции.
Эти дети отличаются повышенной аллергической настроенностью, что, наоборот, требует сохранения грудного вскармливания. Если при избыточном весе ребенка мать его чем-то докармливает, то необходимо убрать этот докорм.
5. При достаточной лактации ребенок получает молоко только из одной груди, а в следующее кормление – из другой. При длительном сосании груди и ее активном опорожнении ребенку следует предложить вторую грудь, то есть во время кормления можно прикладывать ребенка к обеим молочным железам. Такое кормление способствует лучшему становлению лактации, более полной взаимной адаптации матери и ребенка. Следующее кормление начинают со второй груди. Однако использование двух молочных желез при кормлении несет в себе опасность того, что ребенок недополучит части трудно высасываемого заднего молока из первой груди. Поэтому ни в коем случае нельзя быстро менять грудь при кормлении.
6. Ребенку не следует давать соску или пустышку, так как механизмы выдавливания молока из груди и соски различны. В первом случае ребенок действует языком, во втором – с помощью щек. Обучившись одному способу, он не сможет перейти на другой.
7. Важно не снимать беспокойство ребенка, обусловленное голоданием, допаиваниями между кормлениями, тем более молочной смесью. Здоровый новорожденный, находящийся на грудном вскармливании, не должен получать никаких пищевых добавок - раствор глюкозы, физиологический раствор, кипяченую воду. Это недопустимо по двум причинам: прием жидкости из бутылочки повышает риск инфицирования, а прием сладкого питья формирует другие, отличные от физиологических, пути метаболизма углеводов. При достаточном количестве молока у матери потребность в жидкости у ребенка полностью удовлетворена, даже в условиях жаркого климата.
8. В период становления лактации (этап молозива и переходного молока) грудь не сцеживают, это осуществляют только при наличии показаний (лактостаз и т. д.). В период установившейся лактации после кормления грудь должна быть опустошена. Грудь сцеживают, если после кормления в ней много молока и она плотная. Ручное сцеживание требует навыка, времени и определенной подготовки, поэтому наиболее оптимальным является использование простых, удобных и атравматичных молокоотсосов (например ручной молокоотсос Avent.Isis или электронный молокоотсос Avent. Isis Uno – см. далее).

Режим кормлений

Период формирования режима питания ребенка после выписки требует известной гибкости. Если ребенок находился в роддоме с раздельным пребыванием матери и ребенка, то он с рождения кормился по расписанию (6–7 раз в сутки). В этом случае возможны 2 варианта вскармливания.
1. Сохранить уже имеющийся режим кормлений. Это возможно, если лактация у матери достаточная, а ребенок хорошо развивается и легко выдерживает интервалы между кормлениями. Возможны ночные кормления, если у ребенка есть в них потребность.
2. Кормить ребенка по требованию, когда ребенок не выдерживает интервалов между кормлениями или у него отстают темповые прибавки массы. Этот период будет продолжаться до возникновения достаточной, устойчивой лактации у матери и до нарастающих весоростовых показателей ребенка.
Число кормлений, в том числе и ночных, может широко варьироваться в зависимости от состояния лактации в данный момент, степени двигательной активности, энергозатрат ребенка, его самочувствия и настроения.
В первые дни и недели (этап молозива и переходного молока) частота прикладываний к груди может составлять 12–20 и более раз в сутки и определяется потребностью ребенка.
После установления лактации у матери и хорошем росте ребенка потребность в столь частых кормлениях отпадает. Ребенок, как правило, сосет грудь реже, и кратность кормлений уменьшается от 10–15 в первые дни и недели до 7-6-5 в последующие периоды. Переход от неопределенного ритма вскармливания к относительно регулярному режиму занимает от 10–15 дней до 1–1,5 мес. Свободное вскармливание не исключает возможности разумной регламентации режима.
При хорошей лактации у матери здоровый ребенок к 1–1,5-месячному возрасту, как правило, хорошо выдерживает трехчасовые интервалы (поскольку примерно в это время молоко задерживается в желудке 2,5–3 ч) и в течение дня кормится 7 раз, придерживаясь определенных часов кормления (6-9-12-15-18-21-24 ч). Это не исключает возможности ночных кормлений либо отклонения на 30–60 мин. от времени кормления, в зависимости от потребностей ребенка.
В целом, разумный режим кормлений предпочтительнее беспорядочных кормлений, как для самого ребенка, так и для матери. Тем более, если ребенок после периода новорожденное™ хорошо развивается и «просыпает» ночные кормления, то не следует считать их строго обязательными. Ночной сон и достаточный отдых важны и для матери, так как способствуют хорошей лактации. В том случае, если у ребенка не будет необходимости в ночных кормлениях, он сам от них откажется, препятствовать ему в этом не следует.
К 2 мес., если ребенок выдерживается 3,5-часовой интервал, он может кормиться 6 раз. При 6-разовом режиме рекомендуемое время кормлений: 6–9 30 -13-16 30 -20-23 30 .
С 4,5–5 мес. (за 1–2 нед. до введения прикорма) ребенка переводят на 5-разовое кормление с интервалом между кормлениями, составляющим 4 ч.

Оценка питания на естественном вскармливании

Один из главных показателей достаточности получаемого ребенком молока – его поведение. Если после кормления малыш спокойно отпускает грудь, имеет довольный вид, хорошо спит до следующего кормления, то молока ему хватает.
Для подавляющего большинства детей контроль питания осуществляют на основании клинической оценки здоровья ребенка: соответствия длины и массы тела достигнутому возрасту, адекватных весоростовых прибавок, соответствующего возрасту психомоторного развития, хорошего состояния кожи, упругого тургора мягких тканей, адекватных по кратности мочеиспусканий и стула, хорошего функционирования всех органов и систем. Такое состояние питания ребенка соответствует понятию нормотрофия или более оптимальному – эйтрофическому развитию ребенка (Г. Н. Сперанский, А. Ф. Тур).
При нехватке получаемого младенцем молока уменьшается число мочеиспусканий (менее 6 раз), поэтому простейший тест – на мокрые пеленки.
При подозрении на недостаточность питания (лактационный криз, гипогалактия) необходимо уметь оценить динамику физического развития и суточный объем получаемого ребенком молока в соответствии с возрастными нормами. Для этого оценивают длину и, прежде всего, массу тела ребенка. Масса тела наиболее быстро реагирует на нарушения вскармливания и рассматривается как надежный показатель «текущего» состояния питания, тогда как задержка роста указывает на хронический дефицит пищевых веществ.
Взвешивание необходимо для учета суточных прибавок массы тела. Снижение этих показателей ниже стандартных возрастных величин, а тем более приближение их к 10-му центилю свидетельствуют о недостаточности питания (приложение 2). С учетом того, что ребенок не всегда равномерно прибавляет в весе, частое, особенно ежедневное взвешивание только дезориентирует родителей. Поэтому первые три месяца жизни при хорошем самочувствии ребенка достаточно взвешивать 1 раз в 2 нед., в последующем на первом году – 1 раз в месяц. При подозрении на нехватку молока взвешивание может осуществляться 1 раз в нед. с последующим расчетом ежедневных прибавок.
Констатируя факт недостаточности питания, для решения практических задач необходима оценка суточного объема молока, получаемого ребенком путем проведения «контрольных кормлений». Сами по себе «контрольные кормления» не достаточны для суждения о нехватке молока и «гипогалактии», особенно в периоде становления лактации либо при ее естественном течении в период лактационных кризов. При отдельных кормлениях количество молока варьирует настолько, что по одному или двум взвешиваниям трудно определить количество высасываемого молока за сутки.
Для оценки объема получаемого ребенком молока проводят «контрольные» кормления в течение суток, желательно в домашней обстановке. Полученные при контрольных взвешиваниях суточные данные сопоставляют с расчетными величинами. На естественном вскармливании при хорошем самочувствии ребенка, адекватных прибавках длины и массы тела никаких расчетов питания проводить не надо.
Приведенные ниже расчеты ориентированы только на те ситуации, когда отмечается неадекватное развитие ребенка или при его кормлении помимо грудного молока, получаемого во время сосания, используют другие виды питания (сцеженное, донорское молоко, молочные смеси) – то есть подразумеваются варианты «субъестественного» вскармливания либо ситуация докорма при гипогалактии 2-3-й степени.

Способы расчета питания

Количество молока, необходимое новорожденному первые 10 дней, можно рассчитать:
1. По формуле Финкельштейна в модификации А. Ф. Тура

Количество молока на сутки (мл) = n × 70 или 80,

Где n – день жизни;
70 – при массе тела при рождении ниже 3200 г;
80 – при массе тела при рождении больше 3200 г.

2. По формуле Н. Ф. Филатова в модификации Г. И. Зайцевой

Количество молока на сутки (мл) = 2 % от массы тела × n,

Где n – день жизни.

3. Исходя из функциональной вместимости желудка – по формуле Н. П. Шабалова:
Количество молока на 1 кормление = 3,0 х день жизни × массу тела (кг).

В качестве примера можно привести следующий расчет объемов питания.
Ребенок 7 дней, масса тела 3500 г.
По формуле Финкелыптейна: 80 × 7 = 560 мл;
по формуле Н. Ф. Филатова и Г. И. Зайцевой:


по формуле Н. П. Шабалова объем одного кормления: 3 × 7 × 3,5 = 73,5 мл.
При 7-разовом кормлении (73,5 × 7) суточный объем будет составлять 514 мл.
При расчете каждым из предложенных методов объем питания несколько отличается. В реальной практике вскармливания эти различия не могут считаться существенными. По нашему мнению, только в формуле Филатова – Зайцевой и формуле Н. П. Шабалова учитывается индивидуальная масса тела ребенка, поэтому эти способы расчета являются предпочтительными.
У детей старше 10-го дня жизни используют следующие способы расчета суточного объема питания:

1. «Объемный» способ по Гейбнеру – Черни.
Суточное количество пищи составляет:
от 10 дней до 6 нед. – 1 / 5 фактической массы тела;
от 6 нед. до 4 мес. – 1 / 6 фактической массы тела;
от 4 до 6 мес. – 1 / 7 фактической массы тела;
старше 6 мес. – 1 / 8 фактической массы тела.
Данный способ имеет некоторые ограничения, так как у многих здоровых детей после полугода или даже раньше рассчитанный объем питания составляет более 1000 мл. Однако ребенок на первом году жизни не должен получать за сутки более 1000–1100 мл пищи.

2. «Калорийный» способ М. С. Маслова.
Согласно этому методу в сутки ребенок должен получать на 1 кг массы тела:
1-ю четверть года – 120 ккал;
2-ю четверть – 115 ккал;
3-ю четверть – 110 ккал;
4-ю четверть – 100 ккал.

3. Расчет объема исходя из потребности ребенка в белке.
Наиболее обоснованный расчет питания базируется на учете потребности в основных пищевых ингредиентах (Приказ МЗ РФ, 1991, приложение 3).
При оптимальном соотношении белков, жиров и углеводов в грудном молоке расчет проводят только по белку. Известно, что при естественном вскармливании до введения прикормов потребность ребенка в белке составляет 2–2,2 г/кг в сутки, в жире 6–7 г/кг в сутки, в углеводах 12–14 г/кг в сутки.

ПРИМЕР РАСЧЕТА СУТОЧНОГО ОБЪЕМА ПИТАНИЯ
Ребенку 2 мес., масса тела 5 кг.
1. Согласно «объемному» методу количество грудного молока составит 1 / 6 массы тела:
5000: 6 = 833 мл/сутки.
2. «Калорийный» метод: энергетическая потребность ребенка составляет 120 ккал/кг:
120 ккал × 5 = 600 ккал/сутки.
Необходимое количество молока вычисляют, исходя из пропорции:
1000 мл грудного молока – 700 ккал.
X мл – 600 ккал.

3. Наконец, при расчете, исходя из потребностей ребенка в белке (2,2 г/кг), последовательность следующая:
2,2 г/кг × 5 кг = 11 г белка, необходимого ребенку в сутки.
Учитывая среднее количество белка, находящегося в 1 л грудного (12 г/л) молока; необходимый суточный объем составит:
1000 мл – 12 г
X мл – 11 г


Приведенный пример убедительно показывает, что все из перечисленных способов расчета дают очень близкие результаты. С наших позиций, из-за своей простоты предпочтительнее пользоваться «объемным» методом.
Данные способы необходимы для определения суточного объема питания. Для определения объема одного кормления необходимо суточный объем питания разделить на общее число кормлений. Например, ребенок в возрасте 2 мес. должен получать 840 мл молока в сутки, при 7-разовом кормлении объем каждого кормления будет составлять 120 мл, а при 6-разовом кормлении 140 мл.
Хотелось бы обратить внимание на то положение, что все расчеты объемов питания всегда должны рассматриваться как ориентировочные. Так, например, в приводимых
примерах расчета суточного объема питания получены приблизительно одинаковые цифры. Колебания на 10–20 мл в ту или иную сторону не грешат против истины, так как при хорошей лактации реально ребенок высасывает требуемый ему объем молока в пределах расчетного.
В качестве иллюстрации возможных проблем, возникающих при естественном вскармливании, могут быть приведены некоторые из них.
Задача 1 . Ребенок родился в срок с массой тела 3500 г и длиной 50 см. Приложен к груди сразу после рождения, затем находился в режиме свободного вскармливания с частотой кормлений 10–11 раз в сутки. Физиологическая убыль составила 150 г, массу тела восстановил к 5-му дню. После выписки из роддома по совету родственников мать перевела младенца на 7-разовое кормление. Она обратилась к педиатру на 9-й день с жалобами на беспокойство ребенка, усиливающееся через 1,5–2 ч после кормления и ночью. Сцедить молоко из груди после кормления ребенка не удается. При осмотре ребенок беспокоен, масса тела 3,5 кг. Соматический статус ребенка без патологии.
Тактика врача. Матери необходимо объяснить, что жалобы на беспокойство и отсутствие прибавок в массе, скорее всего, связаны с резким уменьшением числа кормлений, в том числе и в ночное время, то есть необходимо возвращение к режиму свободного вскармливания. В последующем (после месяца) уменьшение числа кормлений должно проводиться постепенно, ориентируясь на развитие и поведение ребенка.
Задача 2. Ребенку 1,5 мес… Родился с массой тела 3200 г, длиной 48 см. До настоящего обращения к врачу развивался нормально. В настоящее время масса тела составляет 4100 г, ребенок начинает удерживать голову, улыбается матери. Число кормлений – 6 раз в сутки, после кормления матери удавалось сцедить 10–15 мл молока. Последние два дня ребенок стал беспокойным, не выдерживает интервалы между кормлениями, после кормления сцедить молоко матери не удается.
Тактика врача. Матери необходимо объяснить, что на 6-й неделе лактации, возможно, возник лактационный криз, что является физиологическим явлением. Он обычно продолжается 3-4-5 дней. В связи с этим рекомендуют увеличить число кормлений на 1–2 раза в сутки и, если ребенок перестанет беспокоиться, возвращаться к прежнему режиму питания.
Возможен и другой вариант решения. При сохранении числа кормлений после того, как ребенок полностью опорожнит грудь матери, предложить ему другую грудь и следующее кормление начинать именно с нее.
В тех случаях, когда такие меры не помогают, можно ставить вопрос о докорме ребенка (см. раздел «Смешанное вскармливание»).
Задача 3. Ребенку 3 мес., родился с массой тела 3400 г, длиной 49 см. До данного обращения к врачу ребенок развивался соответственно возрасту. В настоящее время масса тела – 5800 г, длина – 60 см. Лежа на животе, поднимает грудь, удерживает игрушку, смеется при виде матери. Число кормлений – 6 раз в сутки, хорошо выдерживает интервалы между кормлениями, получает коррекцию по витамину D (400 ME) в сутки, через день 5 %-ный раствор глюконата кальция по 1 чайной ложке 2 раза в день. Мать обратила внимание, что в первое кормление в 6 ч утра ребенок сосет хуже, чем в дневные часы. При контроле высосанного за одно кормление молока его объем составил в разные часы суток от 90 до 100 мл.
Тактика врача. Необходимо успокоить мать и объяснить ей, что любой ребенок в течение суток может высасывать неодинаковое количество молока. Поскольку ребенок развивается оптимально, поводов для беспокойства нет, и пусть ребенок кормится так, как и прежде.

Коррекция естественного вскармливания

Наиболее закономерными дефицитными состояниями при естественном вскармливании являются дефицит витаминов К, D, а также железа и фтора.
1. Витамин К. Ввиду низкого содержания витамина К в женском молоке и возможности кровоточивости принята тактика однократного парентерального введения витамина К 3 – викасола (1 мг) сразу после рождения в роддоме.
2. Витамин D. С 4-недельного возраста проводят специфическую профилактику рахита. Витамин D назначают внутрь в суточной дозе 400 ME. Профилактику проводят в осенний, зимний и весенний периоды. В летние месяцы специфическую профилактику рахита не осуществляют ввиду достаточной естественной инсоляции в это время года. В течение года целесообразно провести два курса профилактического общего УФО (по 10–12 сеансов через день). В момент проведения УФО и дальнейшие 3–4 нед. витамин D ребенку не дают.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Естественное вскармливание. Гипогалактия.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 Курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание, его преимущества. Меры по предупреждению гипогалактии. Способы расчёта объёма питания. Прикорм и техника его введения. Роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Овладение навыками подготовки ребёнка к кормлению на естественном вскармливании. Составление рациона питания детям первого года жизни на естественном вскармливании. Навыки этики и деонтологии.

    Цель изучения учебной темы: Изучить анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы и современные аспекты естественного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Показать преимущества естественного вскармливания. Освоить понятия гипогалактия, меры профилактики и борьбы с гипогалактией. Определить роль участкового педиатра в борьбе за естественное вскармливание. Ознакомить с основными принципами этики в аспекте права на здоровье и медицинской деонтологии.

    Основные термины:

1) Молозиво

2) Свободное вскармливание

3) Естественное вскармливание

4) Объемный способ определения суточного объема пищи.

5) Прикорм

6) Гипогалактия

    План изучения темы:

    1. Определение естественного вскармливания

      Этапы питания

      Состав грудного молока

      Преимущества женского молока в сравнении с коровьим

      Частота кормлений детей на 1-м году жизни

      Расчет суточного объема пищи

      Понятие «прикорм», сроки и правила введения

      Гипогалактия: классификация, этиология, профилактика, лечение.

    Изложение учебного материала:

Вскармливание - это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма, включающее 5 позиций (градаций по степени приоритетности):

    Грудь матери.

    Сцеженное материнское молоко.

    Грудь кормилицы.

    Сцеженное грудное молоко кормилицы.

    Донорское молоко (банк молока от нескольких чужих матерей).

Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо даже 5-ая градация грудного молока – донорское молоко из банка грудного молока лучше любой адаптированной смеси.

Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта новорожденных детей:

    Нежная слизистая;

    Хорошая васкуляризация рыхлого подслизистого слоя;

    Мало эластической и мышечной ткани;

    Слабая секреторная и ферментообразующая функция.

Учитывая вышеназванные особенности, оптимальным продуктом для питания детей первых месяцев жизни является материнского молоко. С современных позиций грудное молоко является фактором защиты, химическим анализатором и полностью обеспечивает ребенка в энергии и биологически активных веществах, а молозиво – мощнейший антистрессорный фактор.

Эволюционно закреплены 3 этапа питания детей:

    Гемотрофный , когда эмбрион питается за счет матери, поэтому он сильно защищен и... абсолютно беззащитен, ибо «болеет» вместе с матерью, что влечет при собственной незрелой защитной реакции за собой серьезное поражение органов и даже гибель эмбриона.

    Амниотрофный – питание за счет матери через плаценту и попытки самостоятельного питания через амниотическую жидкость (гемо-амниотрофный). Этот механизм возникает между 3-м и 5-м месяцами беременности путем заглатывания околоплодных вод (до 5 мл/кг/час), что к 6 месяцам внутриутробной жизни составляет до 50% объема амниотической жидкости за сутки. Поступление в желудочно-кишечный тракт плода белков, жиров и углеводов амниотической жидкости стимулирует развитие таких функций пищеварительного тракта как расщепление и всасывание пищеварительных веществ, становление моторики. Амниотическое питание не вносит значительного вклада в обеспечение плода пищевыми ингредиентами, но имеет существенное влияние как механизм адаптации к последующему лактотрофному питанию. Именно благодаря длительному и постепенному нарастанию объему поступающей амниотической жидкости возникает и анатомическая дифференцировка клеток слизистой оболочки кишечника, индукция синтеза пищеварительных ферментов и гормонов ЖКТ. Если гемотрофное питание обеспечивает основные пищевые потребности эмбриона, то амниотрофное облегчает последующую адаптацию.

    Лактотротрофное или энтеральное питание. Переход к внеутробному питанию – это революция, стресс, подобный переходу к обычному дыханию, внеутробному кровообращению и т.д.; это новый качественный скачок в онтогенезе индивидуума. На первых этапах постнатального онтогенеза большую роль играет характер вскармливания.

Преимущества естественного вскармливания перед смешанным и

искусственным

(особенно ранним искусственным) заключается в том, что это:

    Эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья;

    Способствует оптимальному развитию ребенка в онтогенезе, ибо откорректировано эволюцией по ингридиентам и микронутриентам; представленным по соотношению и качеству в оптимальной для усвоения форме;

    Снижает острую и хроническую заболеваемость детей;

    Увеличивает срок жизни (в т.ч. и среднюю продолжительность жизни) на 10-15 лет;

    Осуществляет профилактику раннего склероза за счет стимуляции ферментных систем, утилизирующих холестерол;

    Снижает существенно степень риска по лейкозу;

    Повышает интеллект, творческую активность и гуманизирует ментальность;

    Снижает сенсибилизацию;

    Препятствует дисбактериозу;

    Представляет систему вскармливания со следующими характеристиками: закрытая, стерильная, «продукция» подогрета до температуры тела, вкусная (вкусовые анализаторы адаптированы к грудному молоку).

Согласно рекомендациям ВОЗ/ЮНИСЕФ (1989), здоровых новорожденных следует прикладывать к груди матери в течение первых 30 минут после родов. Раннее прикладывание способствует стимуляции лактации у матери, повышению бактерицидных свойств грудного молока, повышению иммунитета у детей, становлению нормального биоценоза кишечника.

Важным принципом вскармливания новорожденных является принцип так называемого «свободного вскармливания», когда ребенка кормят по его требованию, а не по расписанию. При методике «свободного вскармливания» ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный ритм – «график» приема пищи с постоянными достаточно длинными промежутками между отдельными кормлениями.

При проведении «свободного вскармливания» мать должна научиться различать голодный плач ребенка от беспокойства, вызванного другими причинами. Если мать не может приспособиться к «свободному вскармливанию», то в таких случаях следует перейти на кормление ребенка в строго определенные часы.

Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 6 месяцев получает только материнское молоко.

Различают 3 вида материнского молока.

1. Молозиво - это клейкая густая жидкость жёлтого цвета,
появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4 - 5 дня.

2. Переходное молоко вырабатывается с 4 - 5 дня жизни и до 2 - 3
недель имеет промежуточный состав между молозивом и
зрелым молоком.

3. Зрелое молоко вырабатывается с 2 - 3 недели жизни ребёнка и
имеет полное биологическое сходство с организмом ребёнка.

Состав грудного молока (смотри 10 плюсов грудного молока).

Преимущества естественного вскармливания:

1. Грудное молоко содержит все необходимые ингредиенты в оптимальных соотношениях Б:Ж:У=1:3:6

2. В коровьем молоке больше белка, но он грубодисперсный (казеин), поэтому трудно расщепляется и усваивается, а белок грудного молока мелкодисперсный, практически не требует ферментов для расщепления и соответственно очень хорошо усваивается, поэтому значительно реже у грудничков развиваются аллергические реакции

3. Белки женского молока содержат все необходимые аминокислоты

4. Женское молоко содержит защитные антитела против различных инфекций

5. Содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, повышающих сопротивляемость к инфекциям

6. Больше молочного сахара (лактозы), способствующего развитию мозга, нормализации микрофлоры кишечника

7. Меньше минеральных солей по сравнению с составом коровьего молока (соли перегружают почки, способствуют в дальнейшем развитию гипертонии)

8. Оптимальное количество витаминов, микроэлементов, ферментов

9. Грудное молоко стерильно (ниже риск развития кишечных инфекций)

10. Содержит лецитин, способствующий размножению клеток мозга

11. На искусственном вскармливании закрепляется повышенная потребность в пище – риск ожирения в более старшем возрасте.

12. Физическое (биологическое созревание и старение) и половое развитие быстрее у искусственников, а психическое наоборот (интеллект, дарование - для их реализации необходимо вскармливание грудью не менее 6 месяцев)

13. Ребенок накапливает (депонирует) в подкожно-жировой клетчатке лучше компоненты грудного молока и потом использует их в течение нескольких лет (для работы мозга)

14. Сосание способствует правильной артикуляции, правильному формированию челюстно-лицевого черепа. У грудничков реже нарушения речи.

До сих пор огромное количество нутриентов грудного молока не расшифровано (например, таурин нужен для развития мозга, формирования сетчатки глаза, в коровьем молоке его нет т.к. телятам не нужно ходить в школу).

Невозможно создать полноценного заменителя женского молока еще и потому, что в зависимости от возраста ребенка состав женского молока меняется, отражая изменяющиеся потребности растущего организма, и вскармливание донорским молоком все равно будет не естественным, а псевдоестественным.

Преимущества раннего, в течение первых 30 минут после рождения, прикладывания к груди:

Для матери:

1.Способствует быстрому сокращению матки, снижая риск кровотечения, и быстрому восстановлению сил;

2.Стимулирует длительную лактацию;

3.Снижает риск развития мастита

4.Ранний контакт стимулирует чувство материнства.

Для ребёнка:

1.Способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника

2.Формируется надежная иммунологическая защита (на вторые сутки жизни ребенка число антител в молоке матери уменьшается в 2 раза)

3.Стимуляция сосательного рефлекса

4.Тесный психологический и эмоциональный контакт с матерью в первые часы после перенесенного стресса - рождения

Правила первого прикладывания к груди.

Первый раз ребёнка выкладывают на живот матери голеньким и накрывают стерильной простыней ещё до окончания пульсации пуповины (если позволяет состояние здоровья ребёнка и матери)

Малоэффективно прикладывание к груди или создание кожного контакта через 2 – 3 часа.

1. Правильный режим дня: сон не менее 8 часов в сутки, дневной сон 1,5 – 2 часа, прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, избегание стрессовых ситуаций

2. Количество жидкости в рационе увеличивается примерно на 1 литр

3. Калорийность суточного рациона должна быть увеличена на 50% по сравнению с рационом некормящей женщины данного возраста. Ежедневно необходимы мясо и (или) рыба, молочные продукты (творог, сыр), витамины. Питание 4-5 раз в сутки (столько раз, сколько кормит ребенка), небольшими порциями, для стимуляции выработки молока за 10-15 минут до кормления выпить стакан чая с молоком и с сыром.

4. Воздерживаться от приема продуктов, изменяющих запах и вкус молока (свежий лук, чеснок)

5. Никаких лекарств до консультации с врачом

6. Не злоупотреблять газообразующими (огурцы, виноград), послабляющими (слива, свекла) и закрепляющими (орехи, груша), аллергизирующими (клубника, ананас, красная рыба, яйца, мед) и тонизирующими (крепкий чай, кофе, шоколад) продуктами

7. Длительность, полноценность лактации значительно зависят от анамнеза вскармливания самой женщины.

Правила кормления грудью:

1. Обмыть грудь под проточной водой, убрать длинные волосы

2. Принять удобное положение – сидя, лежа на боку

3. Проследить за тем, чтобы ребенок находился в комфортных условиях, и его ничто не отвлекало от процесса кормления (чистый, сухой, тепло одетый)

4. Убедиться, что носовое дыхание ребенка свободное (при необходимости удалить корочки из носа)

5. Следить, чтобы при сосании ребёнок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы он не упирался носом в молочную железу

6. При жадном сосании и (или) активном вытекании молока струей периодически держать ребенка вертикально несколько минут, а затем вновь прикладывать к груди

7. При вялом сосании, засыпании ребенка во время кормления будить его (гладить щечку, щекотать пяточки)

8. Продолжительность первых кормлений обычно составляет 30-40 минут (это период формирования лактации), затем в среднем занимает 20 минут (в первые 5 минут кормления ребенок высасывает 50% объема молока)

9. Если количества молока в одной молочной железе недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка, то его прикладывают к другой, а в следующее кормление меняют последовательность

10. После кормление ребенка необходимо подержать 3-5 минут вертикально для профилактики срыгивания

11. Обмыть молочную железу

В настоящее время для новорожденного ребенка и детей первых месяцев жизни рекомендуется свободное кормление – ребенка прикладывают к груди по первому знаку или требованию (до 12-16 раз в сутки). Это делается потому, что в первые недели после рождения идет процесс приспособления организма кормящей матери к потребностям ребенка и частое прикладывание решает проблему голода ребенка и стимулирует лактацию у матери. До 3-4 суток жизни ребенка молочные железы выделяют крайне мало молока, но оно содержит большое количество белка и жира, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности ребенка. Такое молоко называется молозиво. Затем постепенно лактация увеличивается и состав молока (переходное) приближается к составу зрелого: белка – около 2,5 г, жира – в среднем 3 г, углеводов – 7 г. Состав молока кормящей женщины очень индивидуален и вариабелен, зависит и от качества и кратности ее питания, эмоционального состояния, наследственных особенностей лактации. Никто не знает нормы молока. Для каждой пары «мать – ребёнок» она индивидуальна (в «конечном» молоке жира до 17%, поэтому невозможно подсчитать). Вся коррекция питания должна идти через материнское молоко (питание кормящей женщины)

Затруднения при вскармливании грудью:

Со стороны ребенка :

1. Ринит с нарушением носового дыхания (отсасывание секрета, удаление корочек из носа, использование сосудосуживающих капель перед кормлением)

2. Молочница (кандидозный стоматит) – обработка слизистой полости рта 2% раствором питьевой соды после каждого кормления

3. Отсутствие сосательного рефлекса (недоношенный ребенок) – кормление с ложечки или через зонд

Со стороны матери

1. Плоский, втянутый сосок (используются специальные накладки, чтобы облегчить ребенку захват)

2. Потертости и трещины соска (правильное прикладывание к груди, чтобы ребенок давил на ареолу, а не тянул сосок, специальные мази – бипантен)

3. Застой молока – правильное кормление и сцеживание молока, использование молокоотсоса

4. Гипогалактия

Гипогалактия – снижение лактации, очень частая в настоящее время проблема кормящих женщин.

Возможные признаки развития гипогалактии:

1. Ребенок стал беспокойным, плохо спит, не выдерживает интервал между кормлениями

2. Снизился суточный диурез (стал реже мочиться)

3. Низкие весовые прибавки, плоская весовая кривая

4. Субъективное ощущение «пустой» молочной железы у женщины

Диагностика гипогалактиии – проведение контрольного кормления, когда ребенок взвешивается до прикладывания к груди и после, разница в весе сравнивается с нормой питания, полученной для данного ребенка по формуле

Профилактика и лечение гипогалактии :

1. Пропаганда грудного вскармливание, психотерапия

2. Профилактика трещин и мастита

3. Соблюдение режима питания и режима дня, поддержка других членов семьи

4. Отвар крапивы (20 гр.сухих листьев на литр кипятка, настоять 45 минут и пить по 1 ст.л. 3 раза в день), плоды аниса, укропа, душицы, лактогонные сборы трав

5. Медикаментозые средства: витамины «Е», «А», «РР», «С», гендевит, аевит, пренатале, матерна, сухие пивные дрожжи, апилак, микродозы йода

6. Более частые прикладывания к груди, прикладывание к обеим грудям за одно кормление

Кварцевые облучения, УВЧ, массаж, иглорефлексотерапия


Смешанное вскармливание.


Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок получает грудное молоко и докорм в виде молочные смесей.

Эффективность смешанного вскармливания зависит от грудного молока в суточном рационе ребёнка:

Если количество материнского молока составляет половину суточного
рациона(2/3, 3/4) , то эффективность смешанного вскармливания
приближается к естественному;

Если количество материнского молока составляет менее половины
суточного рациона(1/3, 1/4), то эффективность смешанного
вскармливания приближается к искусственному;

Добавки.

Добавки - это дозированные блюда, которые включают в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов).

Различают такие витаминные и белковые добавки, как :

1. Фруктовые соки (пюре) - яблочный, из белой черешни, из белой смородины, абрикосовый, персиковый, грушевый, сливовый (даны в порядке предпочтения). Начинают вводить в рацион с капель, постепенно увеличивая количество до 40-60 мл. Желательно чтобы первые соки ребенка были натуральными и свежими (домашнего приготовления)

2. Творог (кальцинированный) так же желателен домашнего приготовления - на 200 мл молока в момент закипания добавляется 1-2 столовые ложки СаСl 2 , затем откидывается на марлю, или молочной кухни, специального детского питания. Начинают вводить в рацион с крупинок и доводят до 40 грамм в сутки

Естественное (грудное) вскармливание

Актуальность темы. Многолетние наблюдения и исследования доказали, что естественное вскармливание на 1-м году жизни является основой полноценного физического и умственного развития ребенка, формирования резистентности к инфекционным и соматических заболеваний, а попытки вскармливать новорожденных и младенцев молоком других биологических видов необходимо расценивать как экологическую катастрофу. Поэтому изучение преимуществ и принципов естественного вскармливания и мероприятий, направленных на его поддержку, необходимо для улучшения состояния здоровья детского населения.

Цель занятия. Изучить основные положения о грудном вскармливании детей, его значение для здоровья ребенка, выяснить современные взгляды на эту проблему, усвоить принципы проведения данного вида вскармливания.

В результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1. Морфофункциональные особенности органов пищеварения и обмена веществ у детей в возрастном аспекте.

2. Количественный и качественный состав молозива, переходного и зрелого женского молока.

3. Особенности женского молока, обусловливающих его чрезвычайную биологическую ценность по сравнению с молоком других видов, и его влияние на развитие ребенка.

4. Расчет объема суточного рациона ребенка 1-го года жизни разными методами.

5. Потребность ребенка грудного возраста в главных пищевых нутриентах и калориях.

6. Сроки введения в рацион ребенка корректирующих добавок (фруктовые и овощные соки, фруктовые пюре, желток яйца), прикормки.

7. Правила введения прикормки и корректирующих добавок.

8. пищевого рациона кормящей матери.

9. Примерная схема составления рациона питания ребенка 1-го года жизни, находится на естественном вскармливании.

10. питания недоношенных детей.

11. Десять принципов успешного грудного вскармливания ВОЗ и ЮНИСЕФ.

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Составлять суточный рацион питания для здорового ребенка 1-го года жизни, находится на естественном вскармливании.

2. Оценивать данные анамнеза, свидетельствующие о качестве питания ребенка, выявлять ошибки в сложенном рационе и проводить их коррекцию по существующим правилам.

3. Составить пищевой рацион кормящей матери.

4. Выявлять и оценивать клинические признаки, свидетельствующие о недоедания ребенка, устранить их.

Основная литература

Чеботарева В.Д., Майданников В.Г. Пропедевтическая педиатрия. - М.: Б. и., 1999. - С. 452-497.

Дополнительная литература

Мазурин AB, Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - СПб.: "Издательство Фолиант", 2001. - С. 827-922.

Педиатрия / Под ред. Н.П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - С. 199-225.

Современное ведение лактации и грудного вскармливания: Учебное пособие. При содействии Детского Фонда Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Украине. - М., 2002. - 152 с.

Вспомогательные материалы

1. Современные подходы к грудному вскармливанию.

2. Суточная потребность детей 1-го года жизни в главных нутриентах и энергии при естественном вскармливании.

3. Примерная схема сроков введения прикормки при естественном вскармливании.

4. Формулы расчета суточного объема грудного молока для детей.

5. Алгоритм составления суточного меню ребенка.

Современные подходы к грудному вскармливанию

Для обеспечения полноценного вскармливания ребенка необходимо соблюдать правила, которые способствуют усилению лактации у женщины. Приводим эти правила.

1. Срок первого прикладывания ребенка к груди имеет существенное значение для становления лактации. Лучше всего это сделать в первые 30-40 мин после рождения ребенка. Если по состоянию здоровья матери и ребенка нет противопоказаний, то после кормления надо оставить ребенка с матерью на 1 час. Затем здоровых новорожденных оставляют с матерью в одной палате и прикладывают к груди при потребности ребенка.

2. Свободное кормление способствует становлению взаимоотношений между матерью и ребенком. Налаживается ритм лактации, но здоровому ребенку не следует вводить ограничений в режим кормления. Количество кормлений и часы их проведения должны регулироваться по необходимости ребенка.

3. Исследованиями различных аспектов естественного вскармливания доказано, что нельзя подкармливать новорожденного ребенка заменителями грудного молока, так как их использование приводит к изменению процессов колонизации кишечника лактобациллами, нарушает становление функции пищеварительной системы, способствует сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока, дезориентирует акт сосания из-за использования в этих случаях сосок.

4. Главным показателем полноценного кормления ребенка должен быть ее физическое и психическое развитие. Данные контрольного взвешивания является недостаточным критерием полноценности вскармливания. Это связано со значительными изменениями индивидуальной качества молока разных женщин (количество белков в женском зрелом молоке колеблется в широких пределах: от 1 г до 2 г в 100 мл молока), а также с его изменениями в течение кормления (концентрация жиров может варьироваться в 4 - 5 раз от начала до конца процесса кормления).

5. Для стимуляции лактации, предотвращение развития поражений и трещин сосков оптимальным способом является кормление ребенка с обеих грудных желез при условии полного опорожнения одной груди. Кормить надо одной грудью 5-15 мин до ее полного опорожнения, а если ребенок еще требует пищи - продолжить кормление второй, начиная с нее следующее кормление.

6. В настоящее время считается нецелесообразным давать совет матери сцеживать молоко до "последней капли", потому что с точки зрения физиологии это невозможно: грудная железа постоянно выделяет молоко и тем больше, чем интенсивнее проводится сцеживания.

7. Рациональное питание матери, частое прикладывание ребенка к груди, включая и ночное время, доброжелательные отношения в семье, положительная эмоциональная ориентация женщины к естественному вскармливанию являются главными факторами улучшения в нее лактации и оптимизации вскармливания ребенка на 1-м году жизни.

Суточная потребность детей 1-го года жизни в главных нутриентах и энергии при естественном вскармливании (по А.В. Мазурин, И.В. Воронцовым, 2000)

Примерная схема сроков введения прикормки при естественном вскармливании

Названия продуктов и блюд Возраст, месяцы Примечание
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10- 12-й
Фруктовый сок, мл 40 50 60 70 80 90 90 100 5 марта-месячного возраста
Фруктовое пюре, мл 40 50 60 70 80 90 90 100 3 5,5-месячного возраста
Сыр, г - 10-30 40 40 40 50 3 Июнь-месячного возраста
Желток - 1/4 1/2 1/2 1/2 1/2 3 Июнь-месячного возраста
Пюре овощное, г 10-100 150 150 170 180 200 3 5-5,5-месячного возраста
Каша молочная, г 50 150 150 150 170 170 200 3 6-6,5-месячноговозраста
Мясное пюре, г - - 5- 30 50 50 60 70 3 7-7,5-месячноговозраста
Кефир, мл - - - 200 200 200 3 августа-месячного возраста
Хлеб (высшего сорта), г - - - - - 5-10 11 марта-месячного возраста
Растительное масло, мл 1-3 3 3 5 5 6 5 марта-месячного возраста
Коровье масло, г - 1-4 4 4 5 6 3 Июнь-месячного возраста

Что такое естественное вскармливание и чем оно так полезно? Под данным определением обычно имеют в виду кормление грудью. Оно должно начаться с первых часов жизни ребенка. А продолжается естественное вскармливание детей до 1 года как минимум, лучше до 1,5-2 лет , или даже более, по рекомендации Всемирной Организации здравоохранения.

Молочные железы женщины начинают готовиться к ГВ еще во время беременности. Если сделать УЗИ желез в третьем триместре, то это явно будет видно на экране. Железистой ткани будет очень много. Другим явным признаком подготовки организма является появление молозива из сосков. Оно может выделяться в большом количестве самопроизвольно или появляться только при легком надавливании. Но есть оно или нет, от этого в будущем количество молока не зависит совершенно. И врачи, во избежание занесения в млечные протоки инфекционных возбудителей, не советуют надавливать на соски и совершать с ними какие-то бы то ни было манипуляции.

Естественное или грудное вскармливание новорожденных: начало пути

Если мама рожает естественным путем доношенного ребенка и в ходе родов не возникает серьезных проблем, врач или акушерка должны положить малыша маме на живот сразу после его рождения. До мытья, закапывания капель в глазки и измерений. Малыш лежит у мамы на животе, ближе к груди, а сверху они накрыты чистой простыней. Так лежать они могут до 2 часов в родзале. Но на практике часто оказывается порядка получаса. И в течение этого времени, если малыш сам не добрался до ареолы, не взял сосок в рот, медсестра должна помочь ему начать сосать. Первые полученные капли материнского молозива бесценны. Именно они дают малышу крепкий иммунитет на ближайшие месяцы.

Далее, маму и малыша переводят в послеродовую палату. Консультанты по естественному вскармливанию советуют им находиться в одной палате, причем и день, и ночь. Это позволит маме кормить ребенка так часто, как он того будет требовать. Это поспособствует налаживанию у них тесной психологической связи, ребенку будет полезно для здоровья молозиво, и с лактацией проблем не возникнет: не будет болезненного прихода грудного молока на смену молозива и застойных явлений в молочных железах.

Как правильно кормить малыша грудью? В период новорожденности не реже 1 раза в 2 часа, при ночном перерыве не более 4 часов. Пока есть только молозиво, желательно кормить обеими молочными железами, по 15 минут каждой. Детки есть разные. Кто-то высасывает нужное количество молозива или молока за 5 минут и потом мирно засыпает. А кто-то может висеть на груди часами, сосет очень медленно, подремывая. Со вторыми обычно возникают проблемы. Мамочки не могут от них оторваться. А если пытаются наладить какой-то график, не держать постоянно у груди ребенка, тот плохо набирает в весе, недоедает. Это не простое время для семьи, молока у мамы может становиться меньше, из-за чего вводится смешанное или искусственное вскармливание . Чтобы сохранить лактацию, нужно стараться будить ребенка во время кормления. Например, легонько потрепать за щечку, вытащить сосок изо рта или отнести подмыть. Обычно ко второму месяцу жизни ребенок спит меньше и при кормлении ведет себя активно. Важно к этому времени не перейти на смесь и сохранить ГВ.

Возможные трудности с естественным вскармливанием

Помимо лениво сосущих малышей, о которых мы писали ранее, есть очень активно сосущие. И с ними проблем бывает не меньше. У многих деток сразу не получается правильно брать грудь. И они кусают деснами сосок матери. В результате боль, трещины, а то и мастит. Чтобы такого не произошло, через боль кормить не нужно. Обязательное правило - давать ребенку сосок вместе с ареолой, погружать их ему в ротик как можно дальше. Если ощущается боль, необходимо просунуть свой палец в уголок рта ребенка и вытащить сосок, после чего дать его заново. Терпеть не следует.

Если ребенок плачет во время сосания груди, поджимает ножки - это он не от голода, а от кишечных колик . Очень распространенное явление среди детей первых четырех месяцев жизни. Кроме того, колики возникают из-за заглатывания большого количества воздуха при кормлении. Если вы заметили такую симптоматику у своего ребенка, прекратите кормление и приложите к животику ребенка теплую пеленку, сделайте массаж по часовой стрелке вокруг пупка. Только после того, как приступ пройдет, продолжите кормление. Можно поносить ребенка вертикально, столбиком, если проблема в проглоченном воздухе, это поможет ему быстрее выйти из желудка и не повлечет срыгивания молоком.

Еще одна проблема, которую в первый год жизни новорожденного ребенка грудное вскармливание несет - это аллергические реакции, вызванные погрешностями в питании мамы. С роддома мамочек учат, что потенциальные аллергены употреблять не следует. И в первую очередь это касается красных и оранжевых овощей и фруктов. Хотя аллергию чаще дает белок коровьего молока. Очень много его в цельном коровьем молоке, поэтому при лактации его пить не советуют, только использовать в небольших количествах при приготовлении пищи. А пить лучше кисломолочные напитки. Также не следует употреблять много курицы, пшеницы (там глютен). Вообще, никакого продукта не стоит кушать слишком много. Пусть питание будет разнообразным.

Иногда сложности вызывает введение прикорма при естественном вскармливании . Если мамочка кормит грудью по требованию, то ребенок еще долгое время будет плохо кушать твердую пищу. Проблемы с едой возникают даже у деток после года, с удовольствием кушающих мамино молочко. Здесь нужно быть настойчивыми, но в меру. После года очень хорошие результаты дает пример старшего ребенка, с удовольствием кушающего «взрослую» пищу.

Дети, длительное время получающие грудное молоко, часто испытывают сложности с жеванием. Этому тоже нужно учить. Причем желательно с раннего возраста, месяцев с 8, когда можно давать посасывать сушки. Чуть позднее - детское печенье. Постепенно добавлять в пюреобразную пищу маленькие кусочки. К году желательно не использовать блендер при приготовлении детских блюд.

Преимущества естественного вскармливания

Их очень много. Основные из них.

1. Экономичность. Упаковка самой недорогой смеси стоит порядка 200 рублей. При искусственном вскармливании ее хватает в среднем на 3 дня… Это значит, что нужно минимум 2000 рублей ежемесячно тратить на смесь. Но иногда требуется кормить ребенка смесями лечебными или высокоадаптированными, гипоаллергенными, они стоят в разы дороже. По 500-800 рублей за 1 упаковку.

2. Идеальный состав. Грудное молоко быстро переваривается и он него никогда не болит животик у ребенка, если мама не нарушает специальную диету. Естественное - это физиологическое вскармливание ребенка. Идеальное для его организма.

3. Повышение иммунитета. Такими свойствами обладает и молозиво, и зрелое грудное молоко. Особенно эффективно защита работает в первые шесть месяцев жизни ребенка.

4. Снижение риска кишечных инфекций. Достоверно известно, что естественное и искусственное вскармливание отличаются этим свойством. Искусственникам подхватить «кишечку» очень просто.

5. Удобство. Не нужно стерилизовать бутылочки, соски, брать их с собой при отлучении из дома и т. д.