Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита. Открытое тифлопедагогическое занятие в средней группе на тему «Путешествие в страну игрушек

Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Меркулова Н.П.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Конспекты специальных коррекционных

занятий по социально-бытовой ориентировке

(младшая группа)

Сентябрь. Занятие №1

Тема: «К нам приехали игрушки»

Форма проведения занятия: подгрупповая (2-4 чел.)

Предварительная работа:

Чтение детям стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Программное содержание:

Познакомить детей е игрушками в групповой комнате, с обо­бщающим понятием «игрушки».

Познакомить с местонахождением разных игрушек.

Показать приёмы осязательного обследования игрушек, на­зывая их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за тифлопедагогом).

Материал: коробка, игрушки: машина, кубики (по количеству де­тей), мяч, кукла.

Ход занятия:

(Дети сидят на ковре)

1 .Машина приехала

Тифлопедагог - Ребята, вы хотите поиграть? (Ответы детей).

И я хочу. В раздевалке что-то есть для вас. Пойду, посмотрю. (Выходит и ввозит в группу большую яркую машину).

В машине, в машине

Шофёр сидит.

Машина, машина

Едет, гудит.

Посмотрите, какая большая и красивая машина! (Подвозит маши­ну к детям, предоставляет им возможность рассмотреть ее и по­трогать, называет основные части машины, направляет руки детей для их осязательного обследования).

2.Строим башню

Тифлопедагог - Что машина нам привезла? (Достает из машины коробку с кубиками).

Это коробка. Посмотрите, какая коробка красивая! Что же в ней лежит? (Открывает, показывает детям деревянные кубики).

Посмотрите внимательно. Скажите, что это?

Сколько кубиков? Правильно, кубиков много.

Возьмите в одну руку кубик. Другой рукой погладьте его. (Вот так - показывает).

Ребята, вы почувствовали рукой, что кубик шершавый. Скажите: «кубик шершавый». Молодцы, правильно!

Кубик сделан из дерева. Еще можно сказать так: «Кубик дере­вянный». Повторите: «Кубик деревянный». Молодцы, правильно!

Положите кубик на коленки. Попробуйте ладошками обеих рук надавить на кубик. (Вот так - показывает). Вы почувствовали руками, что кубик твердый. Повторите: «Кубик твердый». Пра­вильно, молодцы!

Ребята, встаньте и подойдите со своими кубиками к столу. По­стучите кубиками по столу. (Вот так - показывает). Внимательно послушайте, как звучат деревянные предметы,

С кубиками интересно играть. Мы можем построить высокую башню. (Кладет свой кубик на стол).

Сережа, положи свой кубик сверху, а теперь ты, Саша и т. д.

Какая высокая башня у нас получилась из деревянных кубиков!

Ребята, повторите: «Кубики деревянные». Молодцы!

Ребята, сложите кубики в коробку. Молодцы, красиво сложили кубики!

3.Играем с мячом

Тифлопедагог - Что ещё лежит в машине? (Достаёт мяч).

Что у меня в руках? Правильно, это мяч. Посмотрите, как мяч

Ай да мячик, ай да мячик!

Как легко, легко он скачет! (Ударяет мяч о пол).

Ребята, можно еще сказать: «Мяч прыгает».

Как вы думаете, почему мяч прыгает (скачет)? (Выслушивает ответы детей).

Потрогайте мяч - Сожмите его ладошками. (Вот так - показывает).

Мяч сделан из резины, поэтому он упругий и легко прыгает. По­вторите за мной: «Мяч сделан из резины», «Мяч упругий», «Мяч легко прыгает»

Ребята, посмотрите, если нажать на мяч ладонями, вот так, - он сплющится. Сделайте также. А теперь уберите руки. Мяч снова стал круглым. (Тифлопедагог предлагает детям поочередно сжи­мать мяч ладонями).

Мяч может кататься. Посмотрите, как он катится. Давайте поиг­раем с ним. Я буду катить мяч по очереди каждому из вас, а вы мне. Встаньте напротив меня. (Вот так-тифлопедагог ставит де­тей напротив себя).

Следите внимательно за мячом. Я беру мяч двумя руками и от­талкиваю его от себя. Мяч покатился к Даше. Даша, присядь. Возьми мяч двумя руками. Не поднимай мяч. Он должен лежать на полу. А теперь оттолкни его от себя. Вот так: (показывает, как присесть и выполнить действия с мячом).

Смотрите, ребята, как я ловлю мяч двумя руками. (Затем игра продолжается с другими детьми).

Мы поиграли с мячом, теперь надо положить его на место. (Кладёт мяч на полку с игрушками).

Тифлопедагог подходит к машине и берёт в руки куклу.

4.К нам в гости приехала кукла

Тифлопедагог - Ребята, какая нарядная кукла приехала к нам в гос­ти! Зовут её Машенька. Она как девочка. Вот у нее голова. Посмотрите, какие у Машеньки красивые глаза, волосы! А вот у Машень­ки руки, вот ноги. На Машеньке надето платье.

Машенька умеет ходить, плясать. Её можно покатать в коляске, усадить за стол, положить в кровать. (Тифлопедагог вместе с деть­ми обследуют куклу и выполняют с ней все действия). Если Ма­шеньку уронить, ей будет больно. Давайте посадим её на полку к другим куклам. Пусть пока отдохнет.

Ребята, попрощайтесь с Машенькой. Пригласите ее еще прийти поиграть с вами. (Тифлопедагог дает детям словесные образцы).

5.Прощаемся с машиной

Ребята, машина вам нравится?

Смотрите, какой у неё большой кузов! Машина привезла нам сегодня много игрушек. Вспомните, какие игрушки привезла ма­шина. (Ответы детей),

Ребята, кубики, мяч. кукла и машина - все эти предметы назы­ваются одним словом «игрушки». «Игрушки» - от слова «играть». Повторите.

Поставьте машину в наш гараж. Когда пойдете на прогулку, возьмете ее с собой. Будете катать кукол, перевозить песок, возить машину по дорожкам.

    Провести игры «Собери в машину деревянные кубики», «Собери игрушки в машину». «Покатай в машине куклу (мишку, зайчика и т.д.).

Сентябрь. Занятие №2

Тема: «Маша-растеряша»

Форма проведения занятия: Подгрупновая (4-5 чел., причем, тифлопедагог подбирает детей, чьи раздевальные шкафчики рядом)

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Ф. Воронцовой «Маша - растеряша».

Рассматривание детьми одежды (своей и других детей).

Рассматривание цветных изображений одноименных предметов

Программное содержание:

Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одеж­да», «обувь».

Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту располо­жения среди других).

Учить отвечать на вопросы взрослых: «Что делают в разде­валке:», «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик» и т.д. Дать детям образцы ответов.

Материал:

Предметы одежды, обуви (которые надеты в этот день на детях), набор цветных картинок с изображением предметов одежды, раз­девальные шкафчики, метки на шкафчиках (крупные, яркие цветные предметные изображения - для слабовидящих детей, простейшие рельефные изображения, выполненные в цвете -для слепых детей и слепых с остаточным зрением), комплект предметов (детская шапочка, шарф, куртка, рейтузы, ботинки).

Ход занятия:

(Дети полукругом стоят перед тифлопедагогом)

1.Вспоминаем рассказ про Машу-растеряшу

Тифлопедагог читает детям стихотворение:

В чем пойду гулять я? Потерялось платье!

Платье в горошину - Куда оно положено?

И на стуле нет, и под стулом нет.

Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (Ответы детей).

Правильно, о девочке Маше из рассказа «Маша - растеряша):. Почему так называют Машу - «растеряша»? (Ответы детей).

Вы не хотите быть похожими на Машу? Тогда давайте пойдем в раздевалку. (Тифлопедагог и дети проходят в раздевалку).

2.Учимся находить свой шкафчик

Тифлопедагог - Я расскажу и покажу, как правильно и аккуратно складывать свои вещи в шкафчик.

Посмотрите, как много здесь шкафчиков. Как же узнать свой шкафчик? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Свой шкафчик можно узнать по картинке, которая наклеена на дверцу. Вы помните каждый свою картинку? Назовите. (Дети по очереди называют каждый свою картинку).

А теперь поищем ваши шкафчики. (Тифлопедагог ведет детей от шкафчика к шкафчику, помогая им рассмотреть картинки). |

Ребята, свой шкафчик можно найти не только по картинке. Надо запомнить, чей шкафчик рядом. Встаньте каждый около своего шкафчика. Саша, скажи, чей шкафчик рядом с твоим? (Тифлопеда­гог берет руку ребенка и делает указательный жест в сторону со­седнего шкафчика). Правильно, Сережин. Наташа, а твой шкафчик рядом с чьим? Правильно, рядом с Колиным (указательный жест). Запомните своих соседей и будете помогать друг другу находить свои шкафчик.

А быстрее всех запомнит свой шкафчик Саша. Посмотрите, ребята, Сашин шкафчик рядом с окном.

3. Учимся убирать в шкафчик свои вещи

Тифлопедагог - Ребята, откройте свои шкафчики. Посмотрите, наверху есть полочка (указательный жест). На эту полочку вы бу­дете класть шапочки, шарфы, а зимой и варежки. (Кладет на верх-" нюю полку шапочку из комплекта предметов).

Найдите на боковых стенках своего шкафчика крючки. Покажите их мне. (Подходит к каждому ребенку. Берет руки ребенка в свои и направляет их для обследования крючков).

На них вы будете вешать куртку, кофту, пальто или шубку, брюки, колготки. (Вот так - тифлопедагог показывает - вешает на крючок куртку).

На нижней полочке (указательный жест тифлопедагога) будет стоять ваша обувь: ботинки, сапожки, туфли, босоножки. (Ставит ботинки на нижнюю полку).

Утром мамы помогли вам раздеться, аккуратно разложили и по­весили ваши вещи. Посмотрите внимательно, где что висит и лежит. (Тифлопедагог дает детям возможность рассмотреть содер­жимое своих шкафчиков).

4.Чему мы научились на этом занятии

Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны эти шкафчики. Напом­ните мне. (Ответы детей). Правильно, молодцы! Вы знаете теперь, что шапочки и шарфики надо аккуратно складывать на верхнюю полочку (повторите, куда вы положите шапочку и шарфик), одежду надо вешать на крючки (повторите, куда вы повесите одежду), а обувь ставить на нижнюю полочку (повторите, куда вы поставите обувь). (Тифлопедагог сопровождает свои слова указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы все правильно запомнили! Теперь вы будете сами все брать из шкафчика.

Надо вещи убирать –

    В первой половине дня (если нет общеобразовательных занятий, связанных с зрительной нагрузкой) или во второй половине дня (используя дополнительное освещение) дать детям листы с кон­турными изображениями знакомых им предметов (одежда, обувь). Предложить заштриховать эти изображения, стараясь не заходить за контур.

Ноябрь. Занятие №1.

Тема занятия: «Игры с фигурками-человечками»

Форма проведения: подгрупповая (2-3 чел.)

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Узнай фигуру», «Подбери фигуру», «Почтовый ящик», «Найди предмет такой же формы».

Программное содержание:

Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осяза­тельным способом (обведение пальцами контура фигуры с одно­временным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их.

Учить выделять части из целого.

Упражнять в назывании основных цветов.

Дать детям образцы описания своих действий, правильного

называния геометрических фигур и их цвета. Материал: корзинка, большие цветные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) с нарисованными «лицами» - это фигурки- человечки, указка с ярким наконечником, «Чудесный мешочек» с набором цветных геометрических фигур меньшего размера (по 2-3 на каждого ребенка), карточки к упражнению «Фигуры под зонтиком» (в верхнем ряду нарисованы три зонтика, в нижнем - геометрические фигурки -человечки: по 2 круга, треугольника, квадрата -вперемешку), черные фломастеры (по количеству детей).

Ход занятия:

1. Встречаем гостей

(Тифлопедагог выходит к детям с корзинкой в руках и I -сворит, что пригласила к ним гостей. Достает из корзинки поочередно круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки)

Тифлопедагог - Ребята, поздоровайтесь с гостями - фигурками-человечками! (Дети здороваются).

Давайте внимательно рассмотрим фигурки. (Тифлопедагог пока­зывает их детям, обводя контур пальцем. Внимание детей обраща­ется на цвет каждой фигуры). Обведите фигурки указательным пальцем. Вот так. (Показывает и называет каждую фигурку).

2. «Рисуем» фигурки человечков

Ребята, встаньте! Сейчас внимательно следите за указкой. Я рисую фигуру (круг, квадрат, треугольник) в воздухе. (Тифлопедагог на­зывает каждую фигуру). Делайте также, только «рисовать» вы будете пальцем. Вытяните вперед правую руку (левую, если ребенок левша). Все пальчики зажмите в кулак. А теперь выпрямите ука­зательный палец. Он будет вашим фломастером. Нарисуйте фи­гурку-человечка (круг и т.д.). (Дети «рисуют» фигуры в воздухе;

Тифлопедагог подходит к каждому ребенку и направляет его руку для правильной передачи в движении руки формы фигуры). Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

3. Выбираем для фигурок-человечков «печенье»

(Фигурки-человечки размещаются на фланелеграфе)

Тифлопедагог - Ребята, фигурки-человечки - наши гости. А гостей принято угощать чем-то вкусным. Мы угостим их «волшебным пе­ченьем». Для этого вы должны выбрать это «печенье» из «Чудесного мешочка».

Тифлопедагог достает из корзинки «Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур. Дети садятся за столы. Тифлопедагог по оче­реди подходит к каждому ребенку и предлагает ему достать из «Чудесного мешочка» любую геометрическую фигуру. Внимание ребенка обращается на то, что доставать фигуру надо двумя руками, предварительно тщательно ощупав ее.

Ребенок, к которому подходит тифлопедагог, достаёт из «Чудесного мешочка» геометрическую фигуру. Тифлопедагог предлагает обвести ее пальцем, назвать и положить перед собой. Так каждый ребёнок получает по 2-3 геометрические фигуры. (Тифлопедагог оказывает каждому ребенку необходимую ему помощь).

Проведение физкультминутки

4.Угошаем гостей «печеньем»

Тифлопедагог - Ребята, сейчас вы будете угощать человечков своим «печеньем». Каждый человечек будет подходить к вам. Вы должны угостить его «печеньем» такой же формы, как и он сам. Будьте вни­мательны! (Тифлопедагог поочередно снимает с фланелеграфа фи­гурки-человечков и обходят детей, собирая «печенье» (разноцвет­ные круги, квадраты, треугольники. Дети угощают человечков, а те благодарят их. Тифлопедагог дает детям соответствующие сло­весные образцы).

5. Поиграем с фигурками-человечками

Тифлопедагог - Фигурки-человечки очень веселые. Они любят играть с детьми. Давайте поиграем все вместе. (Тифлопедагог пред­лагает встать из-за столов и построиться перед ним в одну линию).

Внимательно слушайте мои слова и смотрите, что я делаю. Поста­райтесь делать всё вместе со мной. (Тифлопедагогог произносит слова, сопровождая их движениями. Дети проговаривают слова вместе с тифлопедагогом и повторяют за ним движения).

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. (Смотрят вправо, влево).

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели. (Смотрят вверх, вниз).

Бабочки летали, крыльями махали. (Имитируют движения бабочек).

Дин - дон! Дин - дон!

Влево - звон, вправо - звон,

Дин - дон! Дин - дон! (Смотрят вправо, влево)

Прилетела пчела,

На нос села она. (Показывают пальчиком траекторию полета пчелы к носу).

6. «Фигуры под зонтиком»

(Тифлопедагог предлагает детям сесть за столы и раздает каждо­му по одной карточке).

Ребята, рассмотрите внимательно, что нарисовано на карточке. (Тифлопедагог направляет зрительное восприятие каждого ребен­ка указательными жестами). Что это? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Наши игры с фигурками-человечками про­должаются. Нужно помочь им спря- таться под зонтики, так как на­чинается дождь. Но под каждым зонтиком должны быть спрятаны одинаковые фигурки. Например: человечки - круги под одним, треугольники - под другим, квадраты - под этим зонтиком. Фло­мастером нужно провести линии от фигурок к их зонтикам. (Свои слова тифлопедагог сопровождает указательными жестами).

Молодцы, ребята, вы правильно соединили фигурки-человечков с зонтиками! Человечки благодарят вас за интересные игры и прощаются с вами.

Скажите мне, какие геометрические фигуры приходили к нам в гости? (Ответы детей). Рекомендации воспитателям:

    Собрать с детьми птичку из геометрических фигур (по образцу).

Декабрь. Занятие №1.

Тема: «В гости к трем медведям»

Форма проведения: групповая (6-8 чел.)

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Лепка из пластилина мисочек разной величины.

Дидактические игры: «Расставим мебель в домике трех медве­дей», «Кому какая посуда»; игровые упражнения: «Обведи фигуру пальчиком», «Наложи треугольники (квадраты, круги) на контур», «Разложи фигуры по величине (треугольники, квадраты, круги)».

Программное содержание:

Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении ве­личины предметов.

Учить устанавливать различия предметов по величине (большой, поменьше, маленький).

В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание.

Дать детям образцы описания их действий. Материал: игрушки-медведи трех размеров, картинки, изобра­жающие лесной домик трех медведей, столовую и спальную ком­наты, предметы мебели, вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»), длинные веревки (4) для обозначения ручейков, ворота - низкие и высокие; набор кукольной мебели (стол, три стула, три кровати), кукольные мисочки и ложки (все предметы трех размеров), кукольные постельные принадлежности; указка с прикрепленной на конце крупным, ярким изображением бабочки.

Ход занятия:

Тифлопедагог говорит детям, что они отправляются в гости к трем медведям. Дорога ведет в лес. На пути к домику медведей встре­чаются препятствия.

1 .«Перепрыгни через ручеек»

Тифлопедагог подводит детей к первому из них - ручейку, обо­значенному на полу двумя веревками- Предлагает детям пере­шагнуть через ручеек. Вот так. (Показывает).

Дальше на пути второй ручеек, но уже шире. Тифлопедагог объясняет, что через этот ручеек нужно перепрыгивать. Пока­зывает, как это сделать. (Если кто-то из детей не справляется с за­даниями, тифлопедагог берет ребенка за руку и помогает пре­одолеть препятствие).

Тифлопедагог обсуждает с детьми, почему один ручеек удалось перешагнуть, а через в юрой пришлось перепрыгивать. Обращает их внимание на ширину ручейков- один узкий, а второй широкий.

2. «Пролезь под воротиками»

Тифлопедагог подводит детей к двум воротикам (низким и вы­соким), стоящим на некотором расстоянии друг от друга. Объясняет, что в лесу деревья старые, большие. Некоторые ветки очень низко растут. Под ними проходить нужно, пригнувшись, чтобы не по­царапаться. (Внимание детей обращается на высоту воротиков (одни воротики низкие, вторые - высокие).

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть воротики, измерить

их высоту руками. а затем пролезть под ними.

3.Вспомним сказку «Три медведя»

На мольберте вывешивается картинка лесного домика.

Тифлопедагог спрашивает, чей это домик. Выслушивает ответы детей.

Предлагает детям рассмотреть и ощупать игрушки-медведей. (Внимание детей обращается на то, что они разной величины, дети отвечают па вопросы: «Какой по величине этот медведь?», «Как зовут самого большого медведя?»).

На флапелеграфе размещаются вырезанные изображения трех медведей (их «портреты»),

Дети говорят, какой медведь изображен на портрете (например, самый маленький) и как его зовут.

4. «Наведем порядок в домике трёх медведей» (Кукольные столы и стулья).

Тифлопедагог меняет изображение лесного домика на другую картинку, изображающую столовую трех медведей. Дети рассматривают картинку. Затем тифлопедагог предлагает детям навести порядок в доме, пока медведи на прогулке.

Дети ни столе расставляют мебель для столовой. Напротив каж­дого стула ставят на стол мисочку и кладут ложку соответствую­щего размера, объясняя свои действия. (Повторяют их описание за тифлопедагогом).

Проведение физкультминутки: «Проследим за полетом бабочки».

Тифлопедагог хвалит детей за хорошо выполненную работу. Говорит, что их глазки устали и им надо немного отдохнуть.

Тифлопедагог медленно перемещает бабочку в воздухе - на уровне глаз детей (слева направо, снизу вверх), а дети прослеживают глазами за ее перемещениями.

Тифлопедагог - Бабочка улетает. Покажите, как летает бабочка. (Дети имитируют ее движения).

5.«Спальня медведей»

Тифлопедагог размещает на мольберте картинку второй комнаты медведей - спальни. Дети рассматривают ее, показывают и называ­ют, где чья кровать. Рядом - па столе стоят три кукольные кроватки, лежат кукольные постельные принадлежности-подушки и одеяла к ним.

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть внимательно пос­тельные принадлежности и правильно разложить их на кроватях. (Помогает каждому ребенку соотнести предметы - постельные при­надлежности с кроватями - по величине).

Тифлопедагог говорит, что медведи будут очень довольны и

благодарны детям за, что они так хорошо навели порядок в их домике.

    Во время прогулки вылепить с детьми из снега фигуры медведей.

Декабрь. Занятие №2.

Тема: «Как мы мебель покупали»

Форма проведения : подгрупповая (4-5-чел.)

Предвари тельная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Бу­латова.

Рассматривание мебели в группе.

Игровое упражнение «Найти в группе предметы, сделанные из дерева».

Программное содержание:

Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель».

Дать представление о назначении некоторых предметов мебе­ли группы, спальни, раздевалки.

Учить узнавать предметы мебели с помощью зрения и ося­зания и правильно называть их. Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева».

Дать детям образцы правильного называния предметов мебе­ли и описания их назначения.

Материал: цветные иллюстрации к скачке «Теремок»: макет до­мика-теремка; кукольная мебель: кровать, стол. стул. шкаф: мебель в помещениях группы; конструктор (деревянные неокрашенные кирпичики); большая игрушечная грузовая машина.

Ход занятия:

1. «Вспоминаем сказку «Теремок»

Тифлопедагог предлагает детям сесть на стульчики (или на ковер) возле себя. затем читает отрывок из сказки «Теремок»:

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка - норушка. Увидела теремок, остановилась н спрашивает...»

Ребята, из какой сказки этот отрывок? Правильно, из сказки «Те­ремок». Давайте вспомним героев этой сказки. (На демонстра­ционной доске перед детьми размещены иллюстрации к сказке «Теремок». Дети называют героев сказки).

Вот как много зверей поселилось в лесном теремке! А что слу­чилось с теремком потом? (Дети рассказываю т).

2.Мебель нашей группы

Тифлопедагог - Ребята, а что нужно сделать, чтобы в теремке было удобно жить? (Ответы детей).

Тифлопедагог - Правильно, нужны разные предметы. Давай те пройдем по помещениям пашей группы. Тифлопедагог проводит детей из группы в спальню, затем в раздевалку. Обращает их внимание на разные предметы мебели. (Подводит детей к каждому из называемых предметов мебели). Задает им вопросы: «На чем мы сидим"?». «На чем мы спим?». «Какой предмет нам нужен, когда мы хотим поесть, порисовать поиграть?». (Отве! 1)1 детей).

Молодцы, ребята, вы правильно ответили на мои вопросы! Все эти предметы можно назвать одним словом: «мебель». Повторите.

3.«Покупаем мебель для жителей «Теремка»

Тифлопедагог - Ребята, давайте подарим героям сказки мебель в их новый домик-теремок. Ведь они живут в лесу и не знают, где можно достать мебель. Л вы знаете? (Ответы детей).

Правильно, мебель продается в мебельном магазине. Мы с вами сейчас отправимся в мебельный магазин. (Тифлопедагог подво­дит детей к столу, на котором под салфеткой собрана кукольная мебель: кровать, стол, шкаф, стул. Убирает салфетку).

Мебельный магазин открыт. Давайте посмотрим, что в нём есть.

Тифлопедагог берет в руки стул и спрашивает детей;

Что это? Правильно, стул. На стуле можно сидеть. Вот спинка стула, вот сиденье. (Указательные жесты). У стула есть ножки. (Ука­зательный жест). Давайте сосчитаем, сколько ножек у стула. (Так­же обследуются остальные предметы кукольной мебели. Тифло­педагог помогает детям осязательно обследовать каждый предмет: берет руки ребенка в свои и проводит ими по частям кукольной мебели).

Молодцы, ребята! Вы правильно назвали все предметы мебели и рассказали, для чего она нужна.

Эту мебель мы отправим в лес для жителей «Теремка». На чем можно её отвезти? Правильно, на грузовой машине. (Тифлопеда­гог просит одного из ребят привезти машину, которая стоит в иг­ровом уголке).

Возьмите мебель и осторожно погрузите в кузов машины. (Указа­тельный жест). Дети кладут все предметы в кузов машины. Тифло­педагог увозит машину в другую комнату. - Тифлопедагог- Машина повезла в лес мебель для «Теремка».

Ребята, сколько в теремке живёт зверюшек? Правильно много! А в магазине была всею одна кроватка, одни стол, одни стул, один шкаф. Что же нам делать? (Выслушивает высказывания детей).

Правильно, нужно больше мебели, чтобы веем хватило. (Тифлопедагог дает детям листочки с точечными изображениями мебели).

Когда у вас будет свободное время, вы на этих листочках нарисуете

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Л.В. Городинская

ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Интеграция областей: познание, коммуникация

Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

Форма проведения : подгрупповая

Ход занятия.

Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

-По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

Дети находят «тени», ставят их на подставку.

Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

Дети садятся за столы.

Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

Электронная зрительная гимнастика по теме.

Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

(Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).

"Патриотизм -это прежде всего, состояние души". Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и уважение к защитникам Отечества, и ощущение неразрывности с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«НАША АРМИЯ».

Задачи:

Воспитывать уважение к защитникам Родины,гордость за свой народ.

Развивать представление о разных родах войск в Российской Армии,боевой технике; связную речь,память, логическое мышление.

Вызвать чувство симпатии к воинам Российской Армии,восхищение их ловкостью и силой.

Предварительная работа:

  1. Беседа об Армии, о Родине,о защитниках Родины в ВОВ, и в мирное время;
  2. Заучивание стихов,рассматривание альбомов,книг, иллюстраций;
  3. Чтение художественной литературы,слушание аудиозаписей на военную тематику.

Оборудование:

Иллюстрации родов войск,боевой техники, природы,плакат-коллаж «Никто не забыт,и ничто не забыто», конверт «секретный пакет», аудиозапись «Марш» ,магнитофон, стенгазета «Наши защитники».

Ход занятия:

1.Построение детей в шеренгу .

«Встаньте на дорожку,подровняйте ножки!»

2.Вступительное слово воспитателя : У каждого человека есть свой собственный праздник –День рождения.В этот день его поздравляют,дарят подарки. Такой праздник есть и у нашей Российской Армии. Он называется День Защитников Отечества.

(Показ иллюстрации)

Прекрасна наша родная земля! Она дарит нам хлеб и воду из родников. Мы любуемся её красотой! Но она не может защитить себя. А кто сможет защитить нашу Родину? Защитники Отечества!

Ваня Р. : Когда-то в армии служить и нам придет пора. Мы по-другому будем жить,закончится игра.

Дима Б: Кто будет танком управлять, а- кто ходить пешком. Кто будет по небу летать,кто плавать моряком.

Данила Ж: Очень, очень я мечтаю поскорей солдатом стать,чтобы мамочку родную и Россию защищать!

Вос-ль: Ребята,вы знаете,что все военные умеют ходить строевым шагом,который называется марш. Давайте пройдем гордым маршем в честь наших защитников Родины.

3. Марш детей под музыку.

4. Сюрпризный момент: Ребята,обратите внимание,сколько у нас гостей!

(Показ конверта). На адрес нашего детского сада пришел «секретный пакет» из настоящей военной части № 168 г.Саратова. Военные интересуются,как мы занимаемся,что знаем об Армии, о боевой технике. Наши гости посмотрят наше занятие и напишут письмо –ответ военным. Согласны?

Прошу командира группы «Непоседы» доложить о готовности к занятию.

Сурен А: Отряд, равняйсь,смирно! Равнение на середину!

Елена Владимировна,отряд «Непоседы» к занятию готов!

Вос-ль: вольно,прошу занять свои места! (Дети проходят и садятся за столы).

5.Беседа об Армии .

Мы с вами живем в стране,которая называется Россия. На земле много стран и не все они живут дружно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть сильная и могучая Армия. В Армии служат солдаты и матросы, офицеры и генералы. Все они –защитники Родины.

Вос-ль: Кто такие защитники Родины?

Дети: Воины,которые служили и служат в армии.

Вос-ль : Почему мы говорим «Наша Армия родная»?

Дети: Армия всем родная,потому что в ней служили и служат наши родственники.

Вос-ль: Правильно,давайте обратим внимание на нашу стенгазету «Наши защитники».

Кому из вас Армия родная?

Дети: (выходят и рассказывают о папах и дедушках).

Вос-ль:Потому и непобедима наша Армия,что каждому из нас она родная.

Какими должны быть солдаты в Армии?

Дети: (сильными, умными, ловкими,находчивыми, хитрыми, сообразительными,выносливыми.)

Дима Б: Защитники Родины должны быть сильными, смелыми,умными. Сильными- чтобы не испугаться врага, смелыми – чтобы его победить,умными –чтобы правильно обращаться с оружием.

Вос-ль: Какие вы знаете рода войск? Посмотрите на иллюстрации!

Дети: (Пограничники,связисты, ракетчики,десантники,моряки, танкисты,минеры).

Вос-ль: Зачем в Армии так много родов войск?

Дети: (Чтобы защищать нашу Родину со всех сторон- и с суши,и с моря, и с воздуха).

Вос-ль:Правильно, в небе нашу Родину охраняют Военно-Воздушные Войска –это вертолеты,самолеты,ракеты.

Наши морские границы охраняет Военно- Морской флот –это подводные лодки,боевые корабли и катера.

На земле нас охраняют Сухопутные войска.

Зачем нужна Армия в мирное время?

Дети: (В мирное время солдаты учатся управлять боевой техникой,проводить учебные бои,учатся стрелять из всех видов оружия).

6.Загадки о боевой технике:

* У какой птицы на крыльях звезды? (Самолет)

* Тучек нет на горизонте,но раскрылся в небе зонтик,через несколько минут опустился …(парашют)

*Ползет черепаха- стальная рубаха, враг в овраг и она,где враг.(Танк)

*Железная рыба плывет под водой,врагу угрожает огнем и бедой. (Подводная лодка).

* Черная труба стрекочет,огонь вылететь хочет.(Пушка).

7. Разминка для будущих воинов. (Дети выходят из-за столов и становятся в круг).

Наши воины идут:1-2,1-2 (ходьба на месте),

В барабаны громко бьют:тра-та-та -2р.(игра на барабане),

В море наши корабли:нынче-здесь-завтра-там (качалочка),

Долго плавали вдали по морям,по волнам (круг.движ.руками),

Пограничник на посту: кто идет?-2р(в бинокль смотрят),

Едут танки по мосту: тр-вперед-2р.(моторчик),

Над землею самолет: у-у-2р. (крылья самолета),

Разрешен ракетам взлет: ух-2р (приседают,встают),

Наши пушки точно бьют: бух-бах -2р(бокс),

Нашей Армии салют Ура!-3р(подпрыгивают,руки вверх).

(За Суреном дети проходят за столы и садятся).

8. Пословицы о Родине и защитниках.

Юля С « Тот герой,кто за Родину горой.»

Сурен А: «Смелость города берет».

Дима Б: « Храбрый побеждает,трус погибает».

Марат А : «За правое дело стой смело».

Паша И: «Сам погибай,а товарища выручай».

Настя Н: «Жить –Родине служить».

Ваня П: «Русский боец –всем образец».

Данила Ш: »Родина-мать,умей за неё постоять».

Алена Г: »За край родной иди бесстрашно в бой!».

Вос-ль:Мы живем на легендарной земле,в Волгоградской области. Город Волгоград-наш областной центр.

Как раньше назывался он?

Дети: (Сталинград).

Вос-ль: Чем он прославился?

Дети: (Сталинградской битвой).

Вос-ль: Кого из Героев Сталинградской битвы вы знаете?

Дети: (Яков Павлов, Василий Зайцев, Михаил Баранов, Михаил Паникаха).

Вос-ль: Да, это наши защитники Отечества, которые в ВОВ защищали нас, погибали за нас и победили!

Сурен А:

Пусть спокойнее спят города!

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Юля С: Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат!

Оглашают пусть наши леса только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Алеша К: Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает: старый дом,в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ваня Р: У реки березка-скромница, и ромашковый бугор.

А другим наверно,вспомнится свой родной московский двор.

Юля С: Или степь от маков красная,золотая целина…

Родина бывает разная,но у всех она одна!

Вос-ль: Берегите нашу Родину! Растите честными и мужественными! Спасибо за знания! Занятие наше окончено.


Людмила Зинган
Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям

«Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения »

В последнее время в нашей стране отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Также очень быстро растёт число детей, входящих в группу риска по зрению. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме , величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения зрительного восприятия .

В работе МС (К) ОУ №44 коррекционного детского сада для детей с нарушением зрения одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса является индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику . Он означает необходимость учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи .

Дети, которые воспитываются в нашем коррекционном детском саду – это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют различные нарушения зрения : астигматизм, амблиопия, миопия, косоглазие, а также тяжелые нарушения зрения. Когда ребенок, имеющий нарушение зрения (различной степени тяжести, приходит в наш детский сад, педагоги должны, в первую очередь, представлять себе его индивидуальные возможности и особенности и то, чем они отличаются от детей с нормальным зрением.

Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

В свою очередь, нарушение зрительного восприятия :

Затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений;

Приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке;

Мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое целое;

Приводит к нарушению понимания взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире ;

Затрудняет классификацию и дифференцировку предметов по их общим - отличительным или специфическим свойствам.

Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора, у детей со зрительной патологией чаще, чем у других детей возникают проблемы в речевом развитии, физическом развитии, в ориентировке пространства и временных представлений а т. ж. социальной действительности.

Поэтому в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения так важна коррекционная работа тифлопедагога совместно с воспитателем , а т. ж с учителем –логопедом, музыкальным руководителем, учителем- физкультуры, учителем рисования, психологом. Эта коррекционная работа даёт хорошие результаты, в тесном взаимодействии .

В нашем коррекционном учреждении, в каждой возрастной группе есть учитель- дефектолог, который под руководством врача офтальмолога, занимаются коррекционной работай с детьми. И тифлопедагог дает рекомендации воспитателю в индивидуальной работе с каждым слабовидящим ребенком.

Тифлопедагог берет детей на индивидуальные занятия перед основными занятиями с 8 .00, где он индивидуально занимается с детьми которым было назначено врачом офтальмологом коррекционная работа. Корекционо-индивидуальная работа запланирована по теме основного занятия (например, если это занятие рисование и тема : «Дерево» , то тифлопедагог рассказывает о дереве из каких частей оно состоит, рассматривают иллюстрации дерева и показывает веточки деревьев, зарисовывают совместно (по кальке, обводке, точкам и т. д.) или выкладывают из частей (ствол, ветки листья) . После чего слабовидящему ребенку уже легче на занятии нарисовать дерево ). Но на занятии так , же присутствует тифлопедагог и продолжает работать со слабовидящими детьми, помогая им .

Особо важным взаимодействием воспитателя и тифлопедагога начинаться на этапе диагностики детей. Мы обсуждают результаты обследования детей с целью получения наиболее полной картины развития ребёнка. Не менее важным является совместное обсуждение и планирование работы для того, чтобы на занятиях решать единые коррекционные задачи. В течение учебного года мы ведем тесную взаимосвязь между собой . Кроме этого мы совместно разрабатываем рекомендации родителям, проводим консультации и беседы. Совместно оформляем коррекционный уголок в группе для индивидуальной и подгрупповой работы. Взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как открытые занятия , семинары-практикумы, мастер-классы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Я и тифлопедагог соблюдаем требования к организации коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями зрения :

Учитываем режим зрительной нагрузки, установленного врачом-офтальмологом : выбор продолжительности занятия , времени проведения занятия , требования к демонстрационному и раздаточному материалу, посадка детей в соответствии с характером зрительного нарушения и этапом лечения и др.

Соблюдаем оптимальные эргономических условий : достаточная освещённость помещения, дополнительное освещение над доской и на столах, правильное расположение учебной зоны, регулирование мебели по росту.

Учитываем возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Знание основного зрительного и сопутствующих заболеваний.

Включаем в занятия зрительную и пальчиковую гимнастики, проводим физкультминутки.

Подбираем зрительные гимнастики в зависимости от характера зрительного нарушения.

Одной из наиболее интересных форм взаимодействия между нами (воспитателем и тифлопедагогом , на мой взгляд, является проведение интегрированных занятий .

Интегрированное занятие направлено на развитие творческих и речевых способностей детей.

Интегрированное построение занятий снимает напряжение , стимулирует познавательный интерес и активность .

Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но должны иметь логическую взаимообусловленность и взаимосвязь интегрированных предметов .

Интегрированные занятия предполагают свободное размещение наглядного материала, смену динамических поз.

Интегрированное занятие тифлопедагог и воспитателя разрабатывается и проводится совместно.

Занятия интегрированного характера вызывают большой интерес и могут продолжаться немного дольше обычного за счет переключения внимания детей на разнообразные виды деятельности.

Цель интегрированных занятий – систематизировать , углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно , решая те или иные задачи.

Так как, практически на всех моих занятиях присутствует тифлопедагог и находится рядом со слабовидящими детьми и помогает им в процессе учебной деятельности, он помогает проводить зрительные, пальчиковые гимнастики, физкультминутки, релаксации и др.

На интегрированных занятиях решаем следующие задачи :

1. Развитие целостного зрительного восприятия .

2. Развитие мелкой и общей моторики, скоординированности движений.

3. Обогащение, уточнение, закрепление и активизация языковых навыков воспитанников .

4. Развитие связной речи.

5. Развитие временных и пространственных представлений, закрепление пространственно-временной терминологии в речи.

6. Развитие сохранных сенсорных анализаторов.

7. Формирование социально-адаптивных навыков поведения. И другие.

Я хочу предоставить вашему вниманию фрагменты интегрированных занятий в моей подготовительной группе, проводимые совместно мной и тифлопедагогом :

На интегрированных занятиях с элементами лепки , конструирования и аппликации тифлопедагог всегда рядом с детьми, которые имеют низкую остроту зрения, тяжелые нарушения зрения. Как правило, у данных детей слабо развита мелкая моторика рук, возникают трудности в вырезании деталей, недостаточно развит зрительный анализ и синтез в конструировании , сложности, связанные с ориентировкой на микро-плоскости.

На аппликации данным детям предлагаются детали крупных размеров, либо мы рисуем контур детали черным фломастером на листе, или же ребенок сам обводит по трафарету и вырезает деталь по контуру. Тифлопедагог направляет ребенка , определяет каждый этап выполняемой работы и контролирует правильное выкладывание деталей на плоскости.

В процессе лепки у слабовидящих детей возникают трудности в познании видоизменения предложенного объекта, в таком случае тифлопедагог предлагает карточку-схему поэтапного выполнения работы.

На интегрированных занятиях по математике – формируем у детей зрительные и осязательные способы восприятия предметов , важно научить слабовидящего ребенка соотносить плоскостные фигуры с объемными телами, различать величину предметов путем наложения и приложения, тем самым, развивая глазомерные возможности детей. Выполняем с детьми упражнения на развитие зрительно-двигательной ориентировки в пространстве и задания на поиск предмета, такие задания благоприятно влияют на развитие зрительного восприятия слабовидящих детей .

Наша речь на занятиях выразительная и четкая. Мы проговариваем все, что делает слабовидящий ребенок.

Такую словарную работу мы проводим обязательно, так как для детей с нарушением зрения характерен вербализм. Вербализм объясняется обедненностью опыта у слабовидящих детей и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально -словесно . Например, они не представляют, как восходит солнце, как парит в воздухе птица.

Наиболее сложная проблема для слабовидящих детей - это ориентирование в пространстве. Работу по обучению ориентированию мы проводим на всех занятиях , где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с планом, играми – лабиринтами, фланелеграфом, на занятиях по рисованию , математике и физической культуре. При этом мы используем на интегрированных занятиях все сохранные и нарушенные анализаторы : ориентироваться с помощью зрения , на слух, осязание и обоняние.

Индивидуальный и дифференцированный подход тифлопедагога и воспитателя при обучении и коррекции нарушений зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе интегрированных занятий .

Конечно, есть и другие формы взаимодействия воспитателя и тифлопедагога , позволяющие разнообразить, усовершенствовать работу специалистов, но для начала, самое важное - сделать первый шаг. А дальше… - дорогу осилит идущий.