Родительское собрание познавательное развитие дошкольников. Родительское собрание на тему: «Поддерживаем познавательную активность ребенка

МАДОУ «ЦРР – детский сад №14» г. Благовещенска РБ

Общее родительское собрание

на тему «Хочу все знать!»

Январь 2016

ЦЕЛЬ: активизировать и обогатить умение родителей осуществлять развитие познавательной активности детей и формировать интерес к ОМ.

ЗАДАЧИ: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить родителей развивать познавательную активность ребенка.

Повестка собрания

    Анализ выполнения решения предыдущего родительского собрания (ст. воспитатель)

    Выступление «Интеллектуальное развитие дошкольника» (Заведующий ДОУ)

    Игра «Вопрос - ответ» (ст. воспитатель)

    Решение родительского собрания. Награждение.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено теме «Хочу все знать!». Она действительно заслуживает внимание, я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательная активность детей должна быть сформирована в дошкольные годы.

Дети по своей натуре любознательны. Их интересует все новое, неизведанное. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, неизведанному. Часто возникают вопросы: что это? Для чего это? Из чего сделано? Недаром их называют «ПОЧЕМУЧКАМИ»!

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь, уважаемые родители, иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с детьми.

И поэтому мы предлагаем Вам сегодня тоже немного размяться интеллектуально. В течение всего собрания мы будем разгадывать кроссворд (слайд), который поможет нам скомпоновать все то, что мы знаем по нашей теме, и это, поможет вам вести целенаправленную работу с вашими детишками и дома, то есть развивать у детей познавательный интерес к ОМ.

И предлагаем Вам следующую повестку собрания :

    Анализ выполнения решения предыдущего родительского собрания

    Выступление «Интеллектуальное развитие дошкольника» (ст. воспитатель)

    Выступление «Речь и интеллектуальное развитие детей» (учитель-логопед)

    Выступление «Игра как средство интеллектуального развития ребенка» (воспитатель)

    Выступление «Экспериментирование в жизни ребенка» (воспитатель)

    Выступление «Влияние музыки на познавательную активность ребенка» (музыкальный руководитель)

    Выступление «Шахматы – как это важно!» (учитель по шахматам)

    Анализ анкетирования по теме «Интеллектуальное развитие детей» (Заведующий ДОУ)

    Игра «Вопрос - ответ» (ст. воспитатель).Награждение.

    Решение родительского собрания.

    Анализ решения предыдущего родительского собрания.

    Выступление «Интеллектуальное развитие дошкольника».

Итак, первое слово по вертикали, которое мы должны открыть «Это способность мыслить, умение применять знания и умения в нестандартных ситуациях»

1.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.

В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: интеллект - это способность мыслить, умение применять знания и умения в нестандартных ситуациях. Психологи сходятся во мнении, что задатки интеллекта передаются генетически. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития.

Прежде чем знания и умения применить, надо их усвоить. А усваивать знания и умения помогают познавательные способности (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых, является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка. Другими словами, для развития интеллекта необходимо развивать познавательные процессы.

Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он, таким образом, познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Но математикой можно заниматься от года, идя по принципу «от простого к сложному» Уже в дошкольном возрасте у детей формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
На уровень интеллекта влияют многие факторы среды , начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов - обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, - повышается.

Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и что более практически важно, на успеваемость.

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к так называемому алкогольному синдрому плода - состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но и умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, а вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной невозможно. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижен. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

3.Анализ анкетирования по теме «Интеллектуальное развитие детей»

Кроме того, с Вами, уважаемые родители, было проведено анкетирование на тему «Интеллектуальное развитие». И вот какие оказались результаты.

Всего в анкетировании приняли участие 119 человек.

    Расшифруйте понятие «интеллект».

Все родители в целом понятие «интеллект»воспринимают верно и сформулировали его так:

Способность что-либо познавать, научиться чему-либо.

Способность мыслить, преодолевать трудные ситуации.

Понимание различных процессов, умственное развитие.

Способность познавать ОМ.

Сообразительность мышления.

Разум.

Развитие.

Умение решать различные задачи.

Логика.

Уровень развития способностей ребенка.

Знание.

Затрудняюсь – 2.

Не знаю – 2.

    Каким образом Вы способствуете развитию интеллекта Вашего ребенка?

Читаем -31

Компьютерные игры-29

Покупаем игрушки-28

Развивающие мультфильмы-11

Обсуждаем ситуации из жизни-10

Беседы-10

Шашки-6

Развивающие игры-4

Занятия-3

Ребусы-2

Конструктор-2

Видео о природе-1

Никак-5

    Как Вы реагируете на проявление любознательности ребенка?

Положительно-54

Отвечаем на вопросы-44

Поддерживаем интерес-10

Ищем ответы в книгах-5

Направляем в нужное русло-3

Никак-3

    Какие вопросы задает Ваш ребенок?

Откуда? Зачем? Почему?-33

Про машины-6

Динозавров-5

Про животных-13

Времена года-4

О природных явлениях-7

Разные-51

    Самое любимое занятие Вашего ребенка.

компьютерные игры-25

Рисование, лепка, аппликация-18

сказки14

пазлы-9

настольные игры-7

Мультфильмы-7

танцы-6

петь-4

машинки-4

Слушать музыку-4

Коньки-3

подвижныеигры-3

лото-2

Спорт-2

Игры с папой-2

Поделки-2

шить одежду куклам-1

Бегать-1

Куклы-1

Трансформеры-1

    С кем из членов семьи ребенку интересно заниматься?

Мамой-41

Бабушкой-22

Братом-14

Папой-12

Дядей-9

Ни с кем-6

Тетей-5

Ст. сестра-4

Няней-1

    Проявляет ли Ваш ребенок интерес к книге, как источнику информации? Его любимая книга?

Да-23

Сказки-20

Нет-14

Иногда-9

Энциклопедии-8

Стихи-5

О динозаврах-4

О животных-3

Рассказы-3

Не знаю-2

О космосе-1

    В какие интеллектуальные игры Вы играете с детьми?

Больше всего родители предпочитают: шашки, шахматы, пазлы, лего, настольно-печатные игры познавательного характера, компьютерные, видеофильмы.

    Чему ребенок мечтает научиться?

решать примеры, задачи -14

играть в шахматы-12

Кататься на коньках-5

На роликах-2

Печь торт-1

На велосипеде-3

Писать-2

Рисовать-4

Танцевать-6

Водить машину-2

Петь на английском-1

Вязать-1

Хорошо готовить-2

Садиться на шпагат-1

Стать умным-12

Всему, что умеют делать взрослые-2

Делать все самостоятельно-2

Всему-19

Не знаю-17

    Любит ли Ваш ребенок рассуждения вслух? О чем?

Да-61

Иногда-47

Нет-11

Занятиях-13

О мультфильмах-12

Обо всем-11

Об ОМ-8

Про машины-5

О поведении-5

О сверстниках-3

О погоде-3

Что лучше надеть кукле-1

Как воспитатель-1

    Если ребенок хочет что-то доказать или объяснять, как он это делает?

Начинает эмоционально говорить, перебивая собеседника-23

Объясняет, доказывает-11

Спокойно-9

Кричит и плачет-6

Просит-5

Приводит пример-3

Повторяет многократно-3

Показывает-2

    Добивается ли он ответа на вопрос, который ставит его «в тупик»? Каким способом?

Нет-48

Да-43

Не всегда-21

Иногда-7

Задает вопросы-19

Просит помощи у старших-15

Рассуждает-11

Жестами-8

    Любит ли ваш ребенок задачи на сообразительность?

Не всегда-62

Да-35

Не знаю-17

По настроению-5

    Вы были бы абсолютно счастливы, если бы Ваш ребенок…

Был здоров-48

Счастлив-34

Умным-21

Сообразительным-18

Добрым, справедливым-12

был бы любознателен-5

охотно занимался-5

Старательным-4

перестал драться, кричать, перебивать-3

начал уважать взрослых-3

Был послушным-3

Хорошо устроил свою жизнь-2

Хорошо учился в школе-2

Я и так абсолютно счастлив-1

Умел все-1

Не знаю-1

С радостью делал все дома-1

4.Выступление «Игра как средство интеллектуального развития ребенка»

Второе слово по горизонтали «Вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности».

«Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего мира. Для познавательного развития детей предлагается использовать развивающие игры.

Наблюдая за тем, как дети участвуют в развивающих играх, мы выявляем уровень их знания, уровень их умственного развития. А наблюдая за поведением детей в играх, мы можем открыть ребёнка через его поступки. Это подсказывает нам, какие игры полезны для детей, в чем они сильны, а в чём нет.

Дети любят игры, хорошо знакомые и с удовольствием играют в них. Во время игры основное внимание обращаем на поддержание у детей увлеченности игровой задачей. Планируя развивающие игры, мы заботимся об усложнении игр, расширения их вариативности, подчас придумывая более сложные правила для уже известных детям игр.

В непосредственно образовательной деятельности активно используем развивающие игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

Если и родители будут уделять своему ребёнку 15 минут (именно играя с ним в дидактические игры) ребёнок будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Во время игры развивается речь ребёнка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи.

Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, культурно-гигиенические навыки. Чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения.

Дидактические игры должны соответствовать возрасту, гигиеническим и эстетическим требованиям.

5.Выступление «Шахматы – как это важно!»

Третье слово по горизонтали «Это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта» (выступление).

6.Выступление «Речь и интеллектуальное развитие детей»

Четвертое слово по горизонтали « Э то способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка» (выступление).

7.Выступление «Экспериментирование в жизни ребенка»

Слово под цифрой 5 по горизонтали произошло от греческого, что означает проба, опыт (выступление с показом опытов).

8.Выступление «Влияние музыки на познавательную активность ребенка»

Шестое слово по горизонтали «Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах».

Как мы уже говорили, музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Наконец, современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление. Уже доказано, что музыка Баха, гармоничные мелодии индийских напевов положительно влияют на рост и развитие растений. Причем создается впечатление, что растения прямо-таки тянутся к источнику этих звуков. В то же время на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы зеленые растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса; все они отклонялись от источника звука, как будто хотели уйти от губительного действия этой музыки.

Влияние музыки на интенсивность обмена веществ растений поразительно. «Озвученный» томат достиг высоты 4, 5 м, на нем образовалось рекордное число плодов - 835 штук! Был выращен куст роз с 65 бутонами, в то время как на контрольных кустах было 5-7. У картофеля клубни достигали 400 г массы и 15 см длины каждый. Огромный кабачок имел в диаметре 1, 5 м.

Оказалось, что «озвученные» растения, помимо крупных размеров, большой высоты и увеличенного числа и величины листьев и плодов, отличаются от контрольных еще и высокой питательной ценностью. Анализ опытных пшеничных проростков показал, что в них содержится в 20 раз больше витамина А, в 5 раз больше витамина С и В по сравнению с контрольными растениями. В стручках сои содержание белка достигло 27% (обычно 12-15%). Вот видите, какой силой, энергетикой может обладать музыка.

Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии

П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс».

Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14».

Снятие депрессивного состояния.

Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида».

Снятие головной боли и мигрени.

М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня».

Повышение общего тонуса.

П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

Расслабление, успокоение.

Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Улучшение пищеварения.

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты».

Стимулирование творческого мышления.

Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха.

А как вы думаете, вот мы разгадали кроссворд, все эти «слова» оказывают свое влияние на интеллект или раскрывают его, на этом список окончен или его можно продолжить? (Продолжить) Конечно, его можно продолжать и продолжать, это лишь крупица того, что мы должны делать, чтобы развивать свое чадо.

Есть древняя притча:

Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка. И спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Всё в твоих руках, человек!».

Уважаемые родители, не забывайте, что Ваш ребенок в ваших руках!

9.Игра «Вопрос-ответ»

А сейчас вам предлагаем поиграть в игру «Вопрос-ответ». Ваши дети будут задавать вам вопросы, ну а вы должны ответить на них доступно и в то же время научно (видеозапись).

    Почему вода тушит огонь?

Потому, что для горения свечи нужен воздух. Вода тушит огонь, потому что она не дает воздуху подойти к горящему предмету. Соприкасаясь с огнём, вода быстро нагревается и начинает испаряться - превращается в пар. Водяной пар тоже препятствует поступлению кислорода к горящему телу, окутывая его водяным облаком. Поэтому, как это ни парадоксально, горячая вода тушит огонь быстрее, чем холодная. Ведь она быстрее превратится в пар, а холодную нужно еще дополнительно нагреть.

    Почему огурцы бывают горькие?

Огурец - нежное и капризное растение. Огурец родом из влажных тропических лесов Индии. В естественных условиях он растет в тени деревьев, практически не видит прямых солнечных лучей; влаги он получает более чем достаточно - с обильными тропическими дождями, а с резким ночным понижением температуры, характерным для нашей полосы, дикий огурец совершенно не знаком. Поэтому огурец не любит как слишком жаркую и сухую погоду, так и холод, а также резкие температурные перепады. Эти условия являются для огурца стрессовыми, и в качестве защиты он начинает вырабатывать специальное антистрессовое вещество - кукурбитацин. Именно это вещество и придает огурцам горький вкус. Оно сосредоточено главным образом в кожуре огурца, у плодоножки.

    Почему некоторые дети скрипят зубами во время сна?

Основной причиной бруксизма считается перевозбуждение нервной системы, которое приводит к тому, что во сне из-за внутреннего напряжения и возбуждения не расслабляются жевательные мышцы и лицевая мускулатура. Поэтому для того, чтобы избавиться от "нервного" зубовного скрежета у детей, применяют меры по расслаблению, проводят успокаивающие процедуры, исключают активные игры перед сном, для расслабления мышц прикладывают к лицу теплые компрессы. Используют также такую хитрость, как доведение жевательных мышц до усталости, чтобы ночью им было не до напряжения: советуют днем больше грызть жестких яблок, свежей капустки и моркови, тщательно пережевывая их. Еще одной причиной бруксизма, как считают, может быть, воспаление десен, которое сопровождается зудом, а также нарушение прикуса. Чтобы проверить, имеют ли место такие проблемы, нужно нанести визит к стоматологу. Если у ребенка приступы бруксизма не частые и их длительность не превышает 7-10 секунд, беспокоиться не стоит. Обычно к 6-7 годам бруксизм проходит без всякого вмешательства. Но длительные приступы скрежета зубами могут иметь немало неприятных последствий - истирание и даже крошение зубов, нарушение прикуса и развития челюсти, воспаление десен. Для защиты зубов от истирания при бруксизме могут потребоваться специальные капы - накладки на зубы, которые надеваются на ночь.

    Почему выпадают молочные зубы?

Давайте разберемся, почему у человека не прорезается сразу окончательный набор зубов; почему сначала появляются молочные, с тем, чтобы выпасть и уступить место постоянным зубам. А знаете ли вы, что комплект молочных зубов включает 20 зубов, а комплект постоянных - 32? А знаете, почему? Дело в том, что, когда у младенца появляется необходимость в зубах (то есть, когда он начинает переходить на твердую пищу - это происходит где-то в 6-9 месяцев), челюсть ребенка еще очень мала. В ходе роста ребенка растут и его челюсти. Вы, возможно, замечали, что к 6 годам промежутки между молочными зубами становятся довольно большими? Это происходит, потому что челюсти растут, а молочные зубы - нет. Между тем постоянные зубы начинают формироваться под молочными зубами (которые еще не прорезались!) уже вскоре после рождения. К 6-7 годам эти зубы начинают прорезываться. Этот процесс сопровождается рассасыванием корней молочных зубов. От этого молочные зубы расшатываются. Когда укороченный корень больше не может удерживать молочный зуб в лунке, он выпадает.

    Почему осенью листья желтеют?

Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар - глюкозу, а из него - все остальные питательные вещества. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который определяет цвет корнеплодов моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. В отличие от хлорофилла, антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается. Кроме того, остановка или задержка синтеза питательных веществ в листве также стимулируют синтез антоцианов. Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию...

    Почему люди рождаются беззубыми?

Если ответить вкратце, дети рождаются без зубов, потому что зубы новорожденным не нужны и даже опасны. А теперь рассмотрим этот вопрос подробнее. Функция зубов - измельчение твердой пищи. Новорожденным ничего измельчать во рту не надо, они питаются только жидкой пищей - молоком. Их пищеварительная система еще не полностью развита, и перерабатывать твердую пищу они не могут. Малыши растут быстро, и к 5-6 месяцам жидкой пищи им начинает не хватать: при всей своей питательности мамино молоко или молочные смеси недостаточно калорийны (то есть содержат недостаточно энергии), чтобы обеспечить дальнейший рост. Именно тогда у малыша начинают прорезываться первые молочные зубы.

    Почему картошку не едят сырой?

Знаете ли вы, из чего состоит картошка? Если не знаете, сделайте такой опыт. Разотрите сырую картошку в кашицу на тёрке, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться. На дне баночки получится слой какого-то белого вещества. Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть. У вас получится белый порошок. Что это такое? Это крахмал, или картофельная мука, как говорят хозяйки. Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим? А потому, что в картошке зерна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые - клеточки. Так что до крахмала добраться не так-то легко. Нам для этого пришлось картошку тереть тёркой. А в желудке такой тёрки нет. Желудку такая работа не под силу. Вот почему никто сырой картошки не ест. Когда картошку варят, стенки клеточек от нагревания лопаются, и вода проникает в крахмальные зерна. От этого крахмальные зерна разбухают, становятся мягкими. Сваренная на пару картошка потому-то и кажется нам сухой, что всю воду вобрали в себя крахмальные зерна.

    Почему вода в море соленая?

Вода - один из самых сильных растворителей. Она способна растворить и разрушить любую горную породу на поверхности земли. Потоки воды, ручейки и капли постепенно разрушают гранит и камни, при этом происходит выщелачивание из них легкорастворимых составных частей. Ни одна прочная порода не сможет противостоять разрушительному воздействию воды. Это процесс долгий, но неотвратимый. Соли, которые вымываются из горных пород, придают морской воде горько-солёный вкус. Но почему же вода в море солёная, а в реках пресная? На этот счет имеется две гипотезы. Гипотеза первая Все примеси, растворенные водой, сносятся ручьями и реками в моря и океаны. Речная вода тоже солёная, только солей в ней в 70 раз меньше, чем в морской воде. Вода из океанов испаряется и вновь возвращается на землю в виде осадков, а растворенные соли остаются в морях и океанах. Процесс "поставки" солей в моря реками продолжается уже более 2 млрд. лет - время, достаточное, чтобы "засолить" весь Мировой океан.

9. Отчего молоко скисает?

Постояв день или два, молоко скисает. Но можно его заставить скиснуть и превратиться в творог не в два дня, а в две секунды. Для этого надо прибавить к молоку немного уксуса. Творог сразу выделится. Творог - это казеин, молочный белок. Он в молоке растворен, как сахар в воде. Но стоит прибавить к молоку кислоты, чтобы казеин выделился, захватив с собой и жир. Но ведь в молоко никто кислоты не льет. Почему же оно все-таки скисает? Виноваты в этом крошечные микроорганизмы, которые всегда носятся в воздухе, - молочнокислые бактерии. Попав в молоко, они принимаются за работу - превращают молочный сахар в молочную кислоту. А от кислоты молоко и сворачивается. Чтобы молоко не скисало, надо его кипятить. От кипячения бактерии погибают. Бывает, что молоко створаживается во время кипячения. Это оттого, что в нем бактерии успели уже поработать и наготовить кислоты.

10. Почему кошки такие чистоплотные?

Кошки удивительные чистюли. Этому есть простое объяснение. Кошки относятся к хищникам, они охотники. Однако кошки не выслеживают добычу и не гоняются за ней, они терпеливо подстерегают, затаившись в засаде. А чтобы охота оказалась успешной, кошке следует избавиться от запаха, чтобы не спугнуть добычу.

10.Решение родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании детей, направить усилия на развитие их интеллектуальных возможностей, используя разнообразные средства воспитания.

Срок: постоянно

    Вести совместную работу детского сада с семьей по развитию познавательного интереса у детей к ОМ.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги и родители.

Игра-рефлексия «Выбери свой цвет» и раздача памяток.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

В преддверии Дня Святого Валентина предлагаем Вам, родители, поделится с нами частичкой своего сердца, если:

Красное сердечко – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Желтое сердечко – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Синее сердечко – «мне на собрании было неинтересно».

Вам, родители, предлагаются памятки, которые будут полезны при развитии интеллектуальных возможностей вашего ребенка.

Задачи: обратить внимание родителей на познавательный аспект развития детей; ознакомить родителей с играми, позволяющими развить познавательные способности ребёнка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано содержание каждой познавательной игры.

Ход собрания

1. Презентация.

В современных условиях чрезвычайно важна задача учителя добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов.

Поэтому система работы с дошкольниками (УМК "Гармония") по подготовке их к школьному обучению включает формирование познавательных способностей (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Так как чем лучше развиты у ребёнка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его в будущем учения.

Существуют специально разработанные игры, направленные на развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими детьми. Мы построим наше собрание так:

  • проиграем некоторые из них,
  • обменяемся впечатлениями по содержанию игр.

2. Обучающий тренинг.

Родители делятся на группы. Всем группам раздаются памятки с играми. Идёт подготовка в течении 10 минут. Затем каждая группа проводит свои игры со всеми участниками собрания

Игра "Запоминаем, рисуя".

Цель: развитие памяти.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Игра "Числа".

Цель: развитие внимания.

Играющие встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры"

Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра "Измеряем на глазок".

Цель: развитие восприятия величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра "Дорисуй".

Цель: развивать воображение.

Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

3 группа:

Игра "Длинный и короткий".

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.

  1. У зайца длинные...
  2. У жирафа длинная шея...
  3. У цапли длинный...
  4. У слона длинный...
  5. У козы длинные...
  6. У зайца короткий...
  7. У слона короткий...
  8. У козы короткий...
  9. У кенгуру короткие...
  10. У девочки короткая...

Игра: "Найди лишнее".

Цель: развитие мышления.

  1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
  2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
  3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
  4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.

3. Подведение итогов.

Что понравилось(или не понравилось)?

Что полезного узнали?

Пригодится ли вам данная информация?

4. Рефлексия. Обмен мнениями.

Родительское собраник в ДОУ в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей
старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Задачи:
Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
Познакомить родителей с алгоритмом организации детской проектной деятельности.
Форма проведения : круглый стол
Место проведения : музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, 4 корпус
Предварительная работа:
организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»
Оборудование : книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.
План проведения:
1. Обсуждение актуальности развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.
2. Представление опыта семей «Играем и познаем».
3. Мастер-класс от воспитателя «Опыты с детьми в условиях семьи»
4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».
5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ»

Ход собрания:

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется открыть беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования.
Ответы родителей:
Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы, «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?»
Ответы родителей:
Воспитатель : Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Ирина Мусурманова
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ д/с № 56 «Искорка»

Протокол родительского собрания №2

Тема «Развитие познавательно – исследовательской

дошкольного возраста

Логопедическая группа старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Белочка» .

Воспитатели : Клапанюк С. П.

Мусурманова И. П

Протокол родительского собрания №2

Дата проведения :

Присутствовали : 9 человек.

Тема. «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего

дошкольного возраста . Воспитание любознательности средствами природы».

Цель : повышение педагогической компетенции родителей .

Форма проведения : круглый стол.

Повестка собрания :

1. Вступительное слово.

2. Развитие познавательно – исследовательской .

3. Анкеты для родителей .

4. Воспитание любознательности средствами природы.

5. Памятка для .

6. Разное.

1. Вступительное слово. Ирина Павловна поблагодарила родителей за оказанную помощь в проведении дня отрытых дверей и подготовке праздника «Соцветие» ; за постройку снежного городка; за совместное творчество с детьми, рисунки для оформление детского сада.

Познакомила с планом проведения родительского собрания .

1. По первому вопросу выступила Мусурманова И. П. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает познавательную (Приложение №1)

2. Анкета для родителей . (приложение №2) .

3. Клапанюк С. П. провела круглый стол на тему «Воспитание любознательности средствами природы» . (Приложение №3) .

4. Мусурманова И. П. познакомила присутствующих родителей с памяткой по развитию любознательности . (Приложение № 4) Памятки были предложены каждому родителю для работы дома .

5. Сильвия Павловна ответила на вопросы родителей .

Решение собрания :

1. Всем родителям стать активными участниками в создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности у детей .

Срок. Постоянно.

2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников .

Срок. Постоянно.

3. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?» ; за нестандартные вопросы.

Срок. Постоянно.

4. Для достижения положительных результатов в работе с детьми

ежедневно посещать детский сад.

Срок. Постоянно.

Приложение №1.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре , в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности , ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения. Наша задача – не пресекать эту деятельность , а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности , мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру , продуктивную деятельность , вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами , осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается .

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности .

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый , он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие :

- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

- развитие восприятия , мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов :

Вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.» . В какую ситуацию попала галка);

Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения) ;

Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

Метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?» ;

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности , суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми , развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей , где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования :

Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период : яркие природные явления (например : листопад) и общественные события (например : предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности .

Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта ;

Отработка различных приемов развития мысли ребенка : от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности , что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Приложение №2

Анкета для родителей :

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка ? Если да, то какое?

4. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Приложение №3.

Воспитание любознательности средствами природы. (Круглый стол) .

Скажите, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка?

Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался ?

(Ребёнок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой).

Влияние природы на ребёнка огромно. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции , обостряется восприятие и воображение.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность , воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей , необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что же такое любознательность? (высказывания родителей ) .

Любознательность-склонность к приобретению новых знаний, пытливость. («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У некоторых детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью , их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство-1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. 2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Ребенка интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к не знакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию , исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности .

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но также и о его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие?

Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

высоком уровне развития ребенка ) .

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир , обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать , но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

А. М. Горький писал : «Сказать ребенку на его вопрос : «Подожди, вырастешь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию.

Только ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности.

Быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами .

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Нужно помнить, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему» , тем лучше развит ребенок , тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии .

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать , стараясь повышать уровень любознательности.

Какие факторы способствуют формированию любознательности дошкольника ?

Прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное , оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. В процессе проведения опытов дети высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые развивают наблюдательность , учат многогранно и образно воспринимать мир. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком (например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе . Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность , наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.

Старайтесь , чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня . А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любимому делу, с которым он соприкоснётся.

Приложение №4.

Памятка для родителей по развитию любознательности .

Внимательно относитесь к детским вопросам.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы .

Научите его играть в шашки и шахматы.

Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.

Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.

Проводите постоянные прогулки на природу : в парк, сквер, к водоему, в лес.

Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

Поощряйте экспериментирование детей .

Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Повестка дня:

  1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте – старший воспитатель.
  2. Характеристика возрастных возможностей – педагог-психолог.
  3. Родители – гиды на пути познания – воспитатель.
  4. Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным;
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

В нашем МДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

  1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
  2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
  3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
  4. Учитывать познавательные и интересы своих детей.
  5. Читать познавательную литературу.