Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Родители должны с ранних лет ребенка заботиться о его физическом и психическом здоровье. Многое в этом зависит от образа жизни семьи, уровня активности, правильных нагрузок и отдыха. Нужно понимать, какими должны быть все эти факторы, чтобы ребенок рос активным и здоровым.

В этой статье вы найдете полную информацию об охране и укреплении здоровья детей.

Организация мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и общее развитие детского организма

Детское здоровье - это комплексное понятие, зависит оно от ряда факторов. О каждом из них родителям стоит заботиться отдельно. Рассмотрим самые важные меры.

Питание

Еда - это один из самых важных «кирпичиков» в построении крепкого здоровья .

Но часто родители с ранних лет закладывают у детей неправильные пищевые привычки. Нельзя заставлять ребенка есть больше, чем он хочет - переедание вредно для организма.

Питание должно быть умеренным, сбалансированным и со всеми необходимыми веществами. В нем должно быть достаточно белков, углеводов, полезных жиров.

Важны витамины и минералы, поскольку организм малыша только формируется , и важно дать ему достаточно необходимых питательных компонентов. Дети часто любят всевозможные вредные сладости, чипсы. Не стоит ограничивать в них совсем, но важно свести их к минимуму.

Физическая активность

Детям нужно как можно чаще бывать на свежем воздухе и заниматься физической активностью. Многим родителям не нравится, что дети не могут сидеть на месте, и они ругают их за постоянную беготню и прыжки по дому. Но для малышей это очень важно. Движения укрепляют их мышцы и суставы, сердечно-сосудистую систему, улучшают координацию, повышают иммунитет.

В более старшем возрасте многие детки предпочитают проводить больше времени за просмотром телевизора или компьютерными играми. Родители должны следить, чтобы физическим нагрузкам уделялось больше времени.

Отведите сына или дочку в какую-то спортивную секцию. Может быть полезным бег, плавание, волейбол, теннис, танцы.

Важно не заставлять малыша заниматься, а с ним вместе выбрать то, что ему интересно . Регулярная активность будет способствовать правильному формированию организма, улучшит осанку и физическую форму.

Советы по поддержанию благополучного психического состояния малыша

Психическое здоровье ребенка важно не меньше, чем физическое. Примите во внимание следующие рекомендации:

  1. Важно не кричать на свое чадо . Детки шалят, и иногда у родителей лопается терпение: они устраивают настоящие истерики, вспоминая все промахи малыша и укоряя его во всем. Делать этого нельзя.Научитесь успокаиваться вовремя и общаться с ребенком спокойно.
  2. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми - это может привести к развитию комплекса неполноценности.
  3. Не жалейте хороших слов . Многие из нас склонны заострять внимание на плохих детских делах, игнорируя хорошие. Но именно акцент на последних для них намного важнее - так ребенок понимает, что вы им гордитесь и любите его, верите в него. Это становится для него стимулом. Задача родителей - поддерживать его во всем и везде.
  4. Важно разговаривать с детками . Они должны доверять вам, а вы - им. Чем более дружескими будут отношения между вами, тем лучше будет психическое здоровье маленьких членов семьи.
  5. Родители являются для детей примером для подражания . Поэтому воспитывать нужно не только их, но и себя. Любые отрицательные действия отца или матери закладывают в ребенке определенную программу поведения, потому следить надо и за собой.

Профилактика заболеваний

Ни один малыш не застрахован от заболеваний, но при условии правильного образа жизни этот риск снижается. Для профилактики полезны такие меры:

Как укрепить здоровье ребенка летом? В летнее время детворе полезно бегать без одежды. Они не простудятся, поскольку сообщат, как только им станет холодно.

Еще для укрепления организма очень полезно купание, причем речь об обычном купании, а не о водных процедурах в целях закаливания (которые тоже полезны). Вода в ванной, где купается малыш, не должна быть слишком горячей - подойдет немного теплая .

Для укрепления иммунитета можно использовать морскую соль. Если появляется возможность, регулярно бывать на море. Две недели помогут оздоровить малыша, сформируют для него надежную защиту на весь год.

Полезно также купаться в пресных водоемах, при условии, что они довольно чистые.

Особенности оздоровления в грудном, дошкольном, школьном и подростковом возрасте

При укреплении здоровья детей учитывают, к какой возрастной категории они относятся:

  1. Грудной и ранний возраст . В этом возрасте малыш полностью зависит от родителей, поэтому они должны заботиться о здоровье, постепенно формировать у него правильные привычки.
  2. Дошкольный возраст . В этот период особенно важно следить за состоянием дыхательной, нервной, мочевыделительной системой малыша, ЛОР-органами. Возможны нарушения опорно-двигательного аппарата, поэтому с ранних лет нужно приучать ребенка правильно держать спину.
  3. Школьный возраст . Когда ребенок идет в школу, стоит заботиться о его правильной осанке, об органах зрения. Важно, чтобы он не проводил слишком много времени за компьютером или телевизором, а вел активный образ жизни.
  4. Подростковый возраст . В этот период важна психологическая работа с повзрослевшим сыном или дочерью. У подростка появляются новые интересы, возможны даже проблемы в отношениях с родителями. Важно предупредить появление у ребенка вредных привычек, в чем помогут различные хобби и увлечения, например, активные занятия спортом.

Методики, используемые в образовательных учреждениях

В детских садах и школах проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Это может быть утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные мероприятия с участием родителей и без, куда включены воздушные и водные процедуры, дыхательная гимнастика, специальные дни здоровья.

В летних детских оздоровительных лагерях также проводится немало мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей.

Малыши проводят много времени на свежем воздухе, купаются, занимаются спортом . Учитываться должно физическое состояние каждого конкретного ребенка.

Здоровье ребенка состоит из множества факторов . Чем раньше и ответственнее родители начнут к нему относиться, тем лучше. Важно обеспечивать все необходимое для этого и формировать правильные привычки у самого сына или дочки.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели создают в дошкольном учреждении обстановку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные досуги и праздники .

На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Для правильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их активной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

С этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

  • повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
  • получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
  • снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
  • увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;
  • обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо с раннего возраста обучать детей:

  • безопасности в домашних условиях;
  • умению и желанию быть опрятным, аккуратным;
  • знакомить с правилами общения с животными;
  • формировать навыки поведения на дороге;
  • воспитывать осторожность в общении;
  • закреплять правила поведения на воде, на люду;
  • развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.

Список литературы

1. Е. Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей». Изд. «Просвещение», М. 1986г.

2. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду». Изд. «Мозаика – Синтез», М. 2007г.

3. О. Н. Урбанская «Воспитателю о работе с семьёй». Изд. «Просвещение», М. 1977г.

Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор. На каждой ступени развития человеческого общества человек развивался физически и совершенствовался умственно. В природе существует естественный отбор, когда выживает сильнейший. Когда-то он распространялся и на человека.

Поднявшись на определенный уровень, люди стали искать способы оздоравливания, появились знахари, травники. Эта проблема не утратила своей актуальности и в современном мире. Идет постоянный поиск путей, как победить ту или иную болезнь. На многие вопросы человечество пока не может дать ответ, но вот о том, как уберечь себя от инфаркта, что делать, чтобы избежать стресса и о многом-многом другом мы регулярно слышим по радио, читаем в газетах. О проблеме здоровья пишут в популярных изданиях и научной литературе. Но, к сожалению, многие из нас задумываются о своем здоровье лишь тогда, когда возникает необходимость лечения какой-то болезни. А ведь, казалось бы, куда проще и надежнее беречь и поддерживать свой организм в жизнеспособном состоянии постоянно с самого детства.

Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.

В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе. Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:

– формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

– развивать физические качества ребенка;

– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечивать физическое и психическое благополучие;

– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;

– снизить уровень заболеваемости.

В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:

– закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, массаж, витаминотерапия, физиопроцедуры, ингаляции, соляная пещера);

– прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);

спортивные праздники, дни здоровья;

– физкультминутки;

музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;

– походы, экскурсии;

– занятия лечебной физкультурой;

Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками: набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, змейка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.

Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся гимнастическая стенка с набором приставных досок, скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, где имеются гимнастическая стенка, сетка для игры в волейбол, баскетбольная корзина, прыжковая яма, бревно, дуги, турники для подтягивания, радуга-рукоход, столбики для равновесия. Летом на площадке действует тропа здоровья, которая позволяет ходить босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновыми шишками, что способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств.

А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их по подгруппам, учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.

При планировании своей работы мы используем рекомендации профессора, д-ра медицинских наук Ю. Ф. Змановского и опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.

Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты; самостоятельные занятия по карточкам-символам. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки, используем музыкотерапию Рушеля Блаво. С не меньшим успехом используем технологию В. Ф. Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице: летом – на спортивной площадке, а в зимний период лучшими друзьями дошкольников становятся лыжи и коньки.

Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.

Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, солевые дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы. Не меньший оздоравливающий эффект дает полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры.

Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:

– дети употребляют в пищу лук и чеснок;

– носят на груди «чесночные бусы»;

– во время сна вдыхают пары чеснока и лука (через день), а также пары лечебных трав, состав которых подбирает медицинская сестра для каждого ребёнка индивидуально по рекомендации врача;

– принимают витаминные и травяные чаи (фитотерапия);

– полощут рот и горло травяными настоями, обладающими бактерицидными свойствами.

Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.

В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:

– знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;

– повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;

– готовить и проводить совместные мероприятия.

Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей. Одной из форм работы с семьями наших воспитанников является совместная подготовка и проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», благоприятная атмосфера которого способствует не только укреплению здоровья, но и укрепляет детско-родительские отношения, основанные на любви, взаимопонимании, творчестве.

В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:

– наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;

– у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;

– дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;

– к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;

– повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;

– за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.

Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

Основная цель работы:

  • обеспечение высокого уровня здоровья детей;
  • воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, релаксации, игротерапия и другие оздоровительные технологии).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации является утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики подбираю с учетом двигательных умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе.

Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем их физкультминутки, могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж.

Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

2. Гимнастика для глаз

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшего возраста при работе с детьми младшего возраста. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить следующие виды упражнений.

1. С предметам, например работа с расположенными на стенах карточками.

С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене) . По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер упражнениям.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять. Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.

Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

3. Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДО и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

4. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

5. Гимнастика пробуждения

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Во многих ДО важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

7. Подвижные игры

Подвижные и спортивные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены подвижные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярные игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды подвижных игр.

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.

9. Занятия по физкультуре

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего – на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДО.

В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Мы – мужчины!») во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

«Сохранения и укрепления здоровья детей

В педагогическом процессе

Дошкольного образовательного учреждения».

План реферата.

Что думают дошкольники о своем здоровье. В чем Вы видите ценность детских высказываний о здоровье и здоровом образе жизни для воспитателя дошкольного образовательного учреждения?

Как рассматривается в современной науке понятия «культура здоровья детей» и «здоровьесберегающая компетентность ребенка»? В чем состоят функции культуры здоровья в дошкольном возрасте?

Что такое «режим дня?» Почему режим дня – это средство воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста?

Какие требования предъявляются к построению режима дня для детей дошкольного возраста? В чем заключается гибкость режима дня?

Возможно ли обеспечить индивидуализацию режима дня при коллективной организации жизни детей группы? Обоснуйте свое суждение.

Как проектировать педагогическую технологию здоровьесберегающего сопровождения детей?

В чем трудности построения здоровьесберегающего педагогического процесса?

Введение.

« Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества ». Под понятием « здоровье » в совершенном цивилизованном обществе подразумевается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но полного физического, духовного социального благополучия индивидуума.

Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирование личности.

Исследование показывают, что здоровье человека более чем на 60% зависит от образа жизни. Крупнейший Российский микробиолог, И.И. Мечников считал, что самое главное – это научить человека выбору выбирать полезное для здоровья и отказываться от всего вредного. Опыт работы с дошкольниками показывает, что у детей, не приученных заботится о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии « взрослой жизни ». А ведь ритм и темп нового тысячелетия сталкивает их с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники. (№2, с.97-98)

Что думают и говорят дошкольники о своём здоровье?

Отношение детей младшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни можно охарактеризовать как интуитивно правильное . Дети от двух до трёх лет рассуждают так:

Здоровый – это тот, кто моет руки, слушается взрослых, делает зарядку; кто не боится врачей. (№ 1,с 65)

Младший возраст:

Быть здоровым – это хорошо.

Нужно мыться и умываться,

Носить одежду и мыть руки,

Не трогать собак и кошек. (№ 1,с 65).

А дети среднего дошкольного возраста можно охарактеризовать как определенно положительное отношение к здоровью.

Средний возраст:

Быть здоровым – это здорово!

Здоровый человек – это тот, кто не болеет, ходит в детский сад, а больной ходит в поликлинику.

Здоровому человеку хорошо, ему можно гулять бегать играть, ходить на работу, играть с детьми, смотреть телевизор.

Здоровье надо беречь! Мама всегда говорит: « было бы здоровье».

- Здоровый человек, который всё может. (№1, с 67).

Дети старшего дошкольного возраста относятся к здоровью и мотивация здорового образа жизни у большинства детей устойчиво положительное .

Старший возраст:

Высказывание Алина 6лет: « Не забудьте, обязательно поласкайте рот, так как у нас сейчас выпадают зубы и во рту может скопиться много микробов. Тем более после еды. »

Реакция Марины на то, как дети облизывали сосульку: « Не надо брать сосульку в рот заболеете. Тогда организм получит много таблеток, а это вредно, ведь погибнут и хорошие микробы. »

Вдруг Егор увидел, как, кто - то из детей грызет ногти и высказался: « Не грызите ногти, ногти в желудке очень долго расщепляются, да и микробы. » (№ 1,с72).

Вывод: Таким образом, можно констатировать, что существует разрыв между валеологической осведомленностью дошкольников и их валеологической компетентностью. К старшему дошкольному возрасту этот разрыв несколько сокращается в сравнение с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в связи с резко возрастающим опытом детей. (№1, с.78) .

В чем вы видите ценность детских высказываний о здоровье и здоровом образе жизни для воспитателя дошкольного образовательного учреждения?

Ценность детских высказываний о здоровье и здоровом образе жизни, состоит в том, что дети, которые охотно и достаточно распространенно для своего возраста говорят о здоровье, как правило, уже готовы самостоятельно решать задачи, связанные с личной гигиеной. Они сами без напоминания, моют руки, аккуратны при приеме пищи, умеют достаточно быстро одеваться и т.д. Культурно-гигиенические процедуры вызывают у них радость, оптимизируют настроение. Они с удовольствием воспринимают от воспитателя заслуженную похвалу, которая повышает их самооценку напротив, дети с низкой валеологической компетентностью высказываются на тему о здоровье очень не охотно, они балуются в комнате гигиены, не могут аккуратно одеваться, пользоваться носовым платком, гигиенические процедуры для них обременительны. Такие дети часто имеют довольно высокий уровень тревожности, испытывая, их воспитатель должен относится к таким детям с повышенным вниманием.

Детские высказывания о здоровом образе жизни дают воспитателю дошкольного образовательного учреждения, ценную информацию о личности и степени его развития, а также о семье, в которой растет ребенок.

Как рассматривается в современной науке понятия «культура здоровья детей» и «здоровьесберегающая компетентность ребёнка?»

Валеологическая культура дошкольника – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. (№ 1 ,с 10).

Культура здоровья – это очень широкое понятие. Прежде всего, это часть общечеловеческой культуры, позволяющей личности наиболее полно раскрыть свой потенциал. Человек может радостно и созидательно трудиться добиваться успехов в своей деятельности, получать удовлетворение от жизни только тогда когда он здоров. Таким образом, здоровье – это целостность, состоящая из физического, социально-психического, духовных компонентов.

В чем состоят функции культуры здоровья в дошкольном возрасте?

Функции культуры здоровья в дошкольном возрасте, состоят из трёх основных компонентов:

Осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

Валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. (№ 1,с11).

Что такое «режим дня? «Почему режим дня – это средство воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста?

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. (№ 6, с.15). Одним самым главным условием является режим дня.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Что является психофизиологическими основами режима дня детей в дошкольном образовательном учреждении?

Психофизическими основами режима дня детей в дошкольном образовательном учреждении является то, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Поэтому в детских учреждениях созданы многочисленные условия для психического и физического развития ребенка, с учетом его возрастных особенностей.

Какие требования предъявляют к построению режима дня при коллективной организации жизни детей в группы?

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе. (№ 5,с 4)

Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

В чем заключается гибкость режима дня?

Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Но гибкость режима дня состоит в том, что бы «подстраивать» режим под возрастные особенности детей.

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитатель постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменение режима с возрастом - это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого - к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, что позволяет освободить больше времени для игры, развития движений, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников.

В теплый период года режим дня меняется: вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе, где проводятся разные виды деятельности, а при наличии условий - питание и сон. Количество занятий сокращается до 1 в день, примерная их длительность во второй младшей и средней группе - 15-20 мин., в старшей группе - 25 мин., в подготовительной - до 35 мин. (№ 5, с.8-10).

Возможно, ли обеспечить индивидуализацию режима дня при коллективной организации жизни детей группы? Обоснуйте своё суждение.

При постоянном контроле медицинского работника (мед.сестры и врача), при понимании родителей (и их заинтересованности), при желании педагога,конечно же индивидуализация режима дня возможна, если эта необходимость обоснованна (например: медицинскими показателями (аллергия на молочные продукты).Но в большинстве случаев, индивидуализацию режима дня в детских садах не практикуют, без явных на то показаний, т.к режим дня – это четкий распорядок дня для детей определённого возраста. И каждый педагог имеет в запасе определённые методы и приёмы взаимодействия в работе с ребёнком, чтобы заинтересовать и привлечь малыша к общему режимному моменту.

В чем вы видите значение режима дня в воспитании детей дошкольного возраста?

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. (№ 5, с.4)

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. А. С. Макаренко, считал, что режим - это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность.

Как проектировать педагогическую технологию здоровье сберегающего сопровождения детей?

Наличие технологии организации здоровьесберегающего сопровождения детей в педагогическом процессе детского сада положительно влияет на повышение качества дошкольного образования, обеспечивает достижение его главной цели - сохранение и укрепление здоровья ребенка. Более того, наличие подобной технологии ликвидирует существенный пробел в системе дошкольного образования как начала общего образования. Подобная технология включает в себя: 1.диагностический этап;

2. проектировочный этап;

3.этап апробации и промежуточных диагностических срезов, 4.итоговый диагностический этап;

5.аналитический этап. (№ 2, с.24).

Сегодня практически отсутствуют парциальные программы и образовательные технологии, ставящие своей целью воспитание культуры здоровья у детей данного возраста; становление здоровьесберегающей компетентности у дошкольников. (№ 2,с.26).

Для реализации здоровьесберегающего сопровождения ребенка в педагогическом процессе детского сада нужно выполнить целый комплекс следующих условий:

1.наличие педагогической диагностики культуры здоровья детей и семьи, реальные условий воспитания культуры здоровья дошкольников;

2.создание особой профессионально-творческой обстановки в дошкольном образовательном учреждении, позволяющей воспитателям и специалистам эффективно участвовать в разработке здоровье сберегающего сопровождения;

3.включенностью семьи в процесс оздоровления и воспитания культуры здоровья детей, общий ход их развития и воспитания в режиме сопровождения. (№2, с.28).

Результатом здоровьесберегающего сопровождения для нас становится здоровый ребенок, он располагается на пике, он вершина деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения (№2, с.27).

Какие цели реализует здоровьесберегающий педагогический процесс детского сада?

Здоровьесберегающее сопровождение ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.

Одной из основных целей дошкольного образовательного учреждения – начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, пониманию того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. (№ 2,с 99).

Главной целью является - сохранение и укрепление здоровья ребенка. Так же хотелось бы перечислить другие немало важные цели, которые реализует здоровье сберегающий педагогический процесс:

1.целостность педагогического процесса, т.е педагогический процесс обеспечивается, прежде всего, целостностью медико – психолого – педагогического сопровождения ребёнка;

2.обеспечивается целостностью воспитательных, образовательных и развивающих задач,т.е взаимодействие большого количества специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи;

3.обеспечивается целостность жизнедеятельности ребёнка,т.е становятся доступны новые источники информации.

4. целостность взаимодействия ребёнка с миром взрослых, т.е постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир.

5. обеспечивается целостность образовательного пространства, которая позволяет реализовать индивидуальные потребности каждого ребёнка и в то же время взаимодействовать с детским сообществом.

6. обеспечивает возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями (создание детских объединений).

Здоровьесберегающее сопровождение ребенка-дошкольника в педагогическом процессе детского сада подразумевает особый характер профессиональной деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования.

Какие мероприятия способствуют сохранению и укреплению здоровья детей в педагогическом процессе детского сада?

Все мероприятия с детьми по данному направлению реализуются в содержании воспитательно-образовательного процесса через такие средства двигательной направленности, как:

Физкультурные занятия, двигательная активность.

Динамический час:

Гимнастика (утренняя, оздоровительная после сна);

Режимные моменты (соблюдения режима дня), закаливание;

Игры (спортивные, подвижные);

Свободная физическая деятельность (прогулки, экскурсии);

Спортивные развлечения и досуги.

Какие методы работы являются наиболее эффективными?

Наиболее эффективными методами работы с детьми являются – физкультурные занятия и режимные моменты, т.к благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению они приобретают прочный и более осознанный характер, в повседневных занятиях и игре.(№ 2,с 99).

Хотелось бы затронуть наиболее эффективные, действенные и доступные методы работы совместные с родителями:

Дни открытых дверей и совместные спортивные праздники, развлечения:

- « Здоровый образ жизни »

День здоровья;

- « Спортландия – страна здоровья »

Соревнование с параллельной группой;

- « Хочу стать здоровым » - физкультурно-оздоровительный праздник;

- « Мама, папа, я – спортивная семья » - спортивный праздник.(№ 2,с 103).

Ведь задача любого дошкольного образовательного учреждения - помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Детский сад больше знает, а семья – больше чувствует. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей объем знаний может быть увеличен, а пытливые дошкольники освоят весь материал не только с нами, но и с большей радостью со своими родителями, которые включены в процесс здоровье сберегающего сопровождения.

В чем трудности здоровье сберегающего педагогического процесса?

Конечно, вначале работы не все удаётся реализовать на практике. Почти всегда возникают трудностями:

1.отсутствие наглядно-демонстрационного материала (это схемы, модели, пиктограммы), что затрудняет реализовать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

2.проблема связанная с перспективным планированием по формированию представлений об организме т.к уровень знаний у детей разный. Для одних достаточно минимума, для других - объем знаний может быть увеличен.

3. проблема в привлечении родителей в педагогический процесс.

В процессе взаимодействия с родителями, тоже возникают трудности, в воспитании здорового ребенка в семье:

Нерегулярное пребывание ребенка на свежем воздухе;

Дефицит дневного и ночного сна;

Малая двигательная активность;

Несоблюдение элементарных гигиенических норм;

Несоблюдение режима дня в выходные дни и праздники; - неправильное питание, не проведение гимнастики (зрительной, дыхательной);

Не соблюдение режимных моментов, закаливания и т.д.

Заключение.

Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.

Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.

Библиография

  1. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  1. Деркунская В.А. Родничок здоровья. – СПб., 2009. Параграфы 1.3, 3.3
  1. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). М.: Изд-во: Феникс, 2008.
  1. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  1. Терехова Н.Т., Богина Т.Л. Режим дня в детском саду. – М., 1987.
  1. Теленчи В.И.Гигиенические основы воспитание детей.- М,1987.

7.Физическое воспитание // Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. –М.: Просвещение, 1988г.