Современные проблемы взаимодействия доу с семьей. Педразвитие

Галина Щедрова
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте . Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности .

Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи .

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия . Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях :

1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей , ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.

3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем :

1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3) Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является :

1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом .

2) Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3) Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4) Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5) Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей . Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему : «Социальный портрет семьи » . По результатам изучения анкет выяснилось следующее : если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи . Анализ рисунков воспитанников на тему : «Моя семья » , «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения , игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада .

Третья группа-это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д.

Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки) .

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление

интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой

ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между

педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях , апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери» . В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире» . Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы. Целью этих встреч было : развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости» .

Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День рождения» в 2009-2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках. В. А. Сухомлинский сказал : «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я тебя знаю» (январь, 2009) . Здесь родители и дети показали все свои знания, умения, и конечно же победила «дружба» . А вот на открытом мероприятии на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от участия своих родителей на таком празднике.

В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля» . Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи .

В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя на открытом занятии недели «Специалист» . Родитель был вовлечен в воспитательно- образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо- овощ» , «Елочка- зеленая иголочка» , «Щедрая- осень» , «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/ сада с семьями воспитанников . Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты : «Моя мама- самая любимая» ; «Мой папа- солдат» ; «Как мы провели лето» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско -родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях д/ сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое).

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения .

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности , эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/ сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

  • Ильченко Екатерина Валерьевна
  • Угрюмова Алесандра Васильевна
  • Плеханова Юлия Валерьевна

воспитатели МБДОУ "ДС N 336 " г. Челябинск

"От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". (В. А. Сухомлинский)

Дети и сад... " Детский сад". Соединил эти два понятия Фридрих Вильгельм Август

Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Он подчеркивал, что дети - цветы жизни, которые требуют умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.

Абдул - Баха говорил: " Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчанной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии".

На это обращает внимание и педагог Хоментаускас Г.Т. " Растение растет в земле. К тому же в хорошей почве лучше. Но из этого не следует во - первых, что идеальная почва для гвоздики позволит ей вырасти до размеров дерева; во- вторых, что именно хорошая почва вынуждает гвоздику хорошо расти. Растение за счет своих генетических, морфологических механизмов и т.д. само определяет, каким оно будет и что надо взять из хорошей почвы. От вас зависит вовремя поливать и рыхлить землю, но прямо не определит, каким именно оно вырастет". [ 10., c.2] Цветы, дети - это частицы живой природы. Не у каждого садовника, выращивающего цветы в своем саду, есть необходимые навыки, так и семья у которой нет необходимых

педагогических навыков, сможет выходить и растить ребенка. Для полноценного развития ребенка нужен детский сад с тесным сотрудничеством семьи и педагогов.

" Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно". [ 3., c. 23 ]

Сотрудничество педагогов т родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формирование ценных жизненных ориентаций.

Белинский В.Г. писал: " Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть или другим, не переставая быть человеком." [ 1., c. 297-298]

Эта идея находит отражение в суждения педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Педагоги (Е. Ф. Аркин, Е.И. Радина, Е.А. Флерина) выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи. Затем произошли более глубокие изменения в взаимодействии семьи и детского сада. Это было связано с реформой образования.

В законе РФ " Об образовании" ст. 18. п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит такие задачи:

  • сотрудничество организации с семьей
  • обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Введение новых федеральных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы в образовательных областях:

"Познание" - интеллектуальное развитие ребенка; " Безопасность" - информирование родителей о создании домашних безопасных условий; " Социализация"- знакомство родителей с достижениями и трудностями детей; " Здоровье"- знакомство родителей с профилактикой заболеваний; " Физическая культура "- знакомство родителей с лучшими достижениями в физической культуре других семей; " Коммуникация" -консультация родителей по вопросам общения; " Чтение художественной литературы";

" Художественное творчество" - совместные рисунки и поделки; " Музыка" - праздники, концерты; " Труд" - совместная деятельность.

" К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся:

  • учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющий у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации.
  • вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизация родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности..." [ 5., c. 64 ]

В законе РФ " Об образовании" упоминается такой принцип государственной политики как " свобода и плюрализм в образовании". Мы, педагоги, получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, определять свои направления в работе с родителями воспитанников ДОУ.

" Очевидно, что никто из педагогов не обладает такой волшебной силой, которая в состоянии мгновенно разрушить стереотип поведения взрослого человека. Поэтому педагогам не следует рассчитывать на мгновенный успех и настраиваться на длительную, кропотливую работу". [ 4., c. 51 ]

Глубоко прав был К.В. Ушинский, который писал: " нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". [ 8., c. 28 ]

Для меня индивидуальная работа с родителями оказалась самым востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как есть родители - лидеры, родители - исполнители и родители -критические наблюдатели. Основа моей индивидуальной работы - приветливость, вежливость и похвала родителям даже тогда, когда родители вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что- то не устроило.

С.Р. Бутрим подчеркивает: " в основу любого общения педагога с родителями должны быть включены пять обязательных элементов:

  • " Что хорошего я могу сказать"...
  • " Но меня беспокоит"...
  • " Надо дать ему (ей) больше самостоятельности"
  • " Давайте не будем унижать его (её) подозрением (недоверием, мелочной опекой)
  • К вышему сыну (дочери) нужно повышать требования и в заведении и дома." [ 2., c.24 ]

В своей практике я использую следующие формы индивидуальной работы:

  • Беседа
  • Консультация.

Беседу я использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций. При этом соблюдаю конкретность и содержательность. Создаю условия для беседы. Главное, чтобы соблюдался принцип " глаза в глаза", т.е. нужен хороший зрительный контакт. Создаю доброжелательную обстановку. При поведении беседы не " разъясняю" родителю как следует воспитывать своего ребенка, начинаю разговор о ребенке обязательно с хорошего. Терпеливо выслушиваю родителя, не перебиваю его, что бы он не говорил.

Спокойно, без лишних эмоций говорю о недостатках ребенка. Высказываю свои соображения и педагогические рекомендации по развитию ребенка. Порой родители не соглашаются со мной. Это их право. Главное, чтобы они поняли предмет разговора.

Стараюсь избегать споров. Прошу объяснить подробней некоторые моменты. Избегаю любых вопросов, способных поставить родителя в неловкое положение.

Принцип" я прав, а вы -нет" препятствует стремлению достигнуть компромисса.

Все это помогает нащупать точки соприкосновения и успешно взаимодействовать в будущем.

По мнению И.М. Марковской, " беседа с родителями, с одной стороны дает возможность последним найти правильный подход к детям, а сдругой - способствует более эффективной работе педагога, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к воспитаннику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать." [ 6., c. 65 ]

Очень важным аспектом моей работы является консультирование родителей.

Теоретический анализ литературы говорит об отсутствии четкого определения этого вида деятельности. Термин " консультирование " - это родовое понятие для различных видов консультативной практики (педагогической, медицинской, психологической и т.д.)

Но в то же время консультация обладает одной общей характеристикой - направленностью на индивида.

К сожалению, большая часть родителей не находит времени для систематического самообразования и обычно обращаются к нам, воспитателям, за разными консультациями - и, как правило, в экстренных случаев.

Например, мы используем такую тематику консультаций для родителей:

Тревожность детей. К чему она может привести?

Талантливый ребенок в семье.

Наказание детей. Какими им быть?

Т.о., организация консультаций для родителей воспитанников детского сада- одно из самых актуальных и востребованных направлений сотрудничества детского сада и семьи.

Сегодня можно сказать, что у меня сложилась определенная система в индивидуальной работе с родителями. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. У меня вырабатывается убеждение: " Я хочу творить!", " Мне это нужно".

Семья и ДОУ - два воспитательных феномена. Главное в работе воспитателя - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и ДОУ. Каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Литература

  1. Белинский В.Г. Анатомия педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М., Медагогика, 1990., с. 297 -298
  2. Бутрим С.Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации// Вестник образования. - 2003- N 6 - с. 24
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. Учебное пособие. - М., 2005
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие длч работников дошкольных образовательных учреждений. -М., 2002
  5. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Учебно- методическое пособие. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012
  6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб,: Речь, 2002. с. 65
  7. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т./ Сост. Егоров С.Ф. - М.: Прочвещение, 1990, - Т. 5
  9. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ, " Об образовании в РФ" (с изменениями от 06. 05. 2014)
  10. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1998

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 272-ФЗ и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.
В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:
- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Основные задачи детского сада в работе с семьей:
- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
Функции ДОУ в работе с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;
6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.
Формы и методы работы ДОУ с семьей:

Клуб по интересам
- "Круглые столы" по разнообразной тематике;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервьюривование родителей на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- издание тематического журнала для родителей;
- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;
- телефон доверия для родителей

Организация почты для родителей;
- конкурс « Дружная семья»;
- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;
- открытые занятия для просмотров родителей;
- создание портфолио семьи.
Важные моменты при организации работы:
а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;
в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей: на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;
г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.
Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.
Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.
Как можно повысить авторитета педагога:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.
Вывод .

Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.

2.Взаимодействие детского сада с семьей………………………………….7

3.Инновационный подход к взаимодействию с родителями…14

4.Адаптированные формы работы с родителями как средство вовлечения их в жизнь группы, реализация личного опыта за период с 2012-2014г……………………………………………………………… 20

5.Список литературы…………………………………………………………………22

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультацию подготовила:

Воспитатель ГБОУ

детского сада №1621

Демичева Лиана Сергеевна

Москва 2014

  1. История проблемы взаимодействия детского сада и семьи ….3
  2. Взаимодействие детского сада с семьей………………………………….7
  3. Инновационный подход к взаимодействию с родителями…14
  4. Адаптированные формы работы с родителями как средство вовлечения их в жизнь группы, реализация личного опыта за период с 2012-2014г……………………………………………………………… 20
  5. Список литературы…………………………………………………………………22

1.История проблемы взаимодействия детского сада и семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Другой педагог - гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет.

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель - формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро, но основная тенденция - стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения - сохранилась. Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...»

В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание уделялось и сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность».

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей (Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова) Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого было повышение педагогической культуры родителей. Педагогическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах:
«Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями. Сущность их состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей (дети, родители, профессионалы).

В 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.

В 60 - 70-е годы XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

В настоящее время идет процесс гуманизации системы дошкольного воспитания. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

2.Взаимодействие детского сада с семьей

Основная общеобразовательная программа

Дошкольного образования

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

/ Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой.

М.: Мозаика-Синтез.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

  • Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
  • Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка(спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша.
  • Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.
  • Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
  • Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
  • Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
  • Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
  • Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Образовательная область «Безопасность»

  • Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отельного человека, всего человечества.
  • Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них.
  • Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
  • Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.).
  • Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости - фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи - «01», «02» и«03» и т. д.).
  • Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
  • Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка.
  • Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Социализация»

  • Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
  • Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
  • Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
  • Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
  • Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития.
  • Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
  • Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
  • Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Образовательная область «Труд»

  • Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
  • Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
  • Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
  • Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном городе (селе).
  • Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
  • Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Образовательная область «Познание»

  • Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
  • Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов.
  • Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
  • Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
  • Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
  • Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.
  • Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
  • Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
  • Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
  • Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия.
  • Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
  • Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
  • Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству(участию в деятельности семейных и родительских клубов, ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров (родители - ребенок) для родительских собраний, досугов детей), способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  • Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
  • Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
  • Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия.
  • Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
  • Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми).
  • Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественное творчество»

  • На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
  • Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
  • Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиями прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
  • Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Образовательная область «Музыка»

  • Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
  • Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного "воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.
  • Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в театральной и вокальной студиях).
  • Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
  • Информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
  • Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в концертные залы, музыкальные театры, музеи музыкальных инструментов и пр.

3.Инновационный подход к взаимодействию с родителями

Вопрос образовательного учреждения и родителей - в ряду самых актуальных на сегодняшний день. Термин "взаимодействие" детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребёнка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнёров, а не учеников воспитателей.

До недавнего времени существовало определённое отчуждение между детским садом и семьёй. Причина заключалась в создании "закрытой" модели дошкольного учреждения, когда родители утром отводили малыша в детский сад, а утром забирали и только время от времени участвовали в коллективных и индивидуальных формах работы, которые проводились по инициативе воспитателя и носили скорее принудительный, чем добровольный характер. Родители не видели и не знали, чем занимались их дети на протяжении дня, как с ними обращались и чему их учили.

В настоящее время идёт перестройка дошкольного воспитания, в центре которой стоит гуманизация педагогического процесса. Целью признаётся не воспитание члена общества, а свободное развитие личности ребёнка.

Главная задача воспитателя по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как "круглый стол", вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальных решений.

Все инновационные формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно – информационные.

  • Индивидуальные формы работы с родителями.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики - это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке.

Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям - они получают представления о том, как воспитатель общается с ребёнком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании

Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитание и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

  • Коллективные формы работы с родителями.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. На такие встречи приглашаются семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного общения.

Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Родительские тренинги - помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества ив детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё - к здоровому образу жизни.

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

  • выставки детских работ
  • информационные листки
  • памятки для родителей
  • выставки книг
  • папки - передвижки
  • папки - ширмы
  • родительская газета, которая оформляется самими родителями.

Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • появлению у родителей интереса к содержанию занятий;
  • возникновение дискуссий по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличения количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.

Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем . Сегодня родителей в особенности волнуют проблемы неусидчивости, невнимательности, непослушания детей, а также повышенная нервозность.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы.

4.Адаптированные формы работы с родителями как средство вовлечения их в жизнь группы, реализация личного опыта за период с 2012-2014г

Участие семьи в жизни сада:

  • Создание родителями с детьми альбома «Моя любимая игрушка» и мини сочинения на тему «Мои любимые игрушки, я с ними играю…» как средство адаптации детей.
  • Оказание помощи в создании масок для театрализованных постановок
  • Создание родителями совместно с детьми коллажей по лексическим темам, как средство привлечения родителей к жизни в группе, а так же закрепления пройденного материала с детьми
  • Создание родителями с детьми альбома на тему «Мама, папа я спортивная здоровая семья» с целью закрепления полученных знаний и опыта вследствие проведенных консультаций, собраний, спортивных досугов в течение года.
  • Участие в выставках (осенних, зимних)
  • Обогащение родителями предметами заменителями, сделанными совместно с детьми для сюжетно-ролевых игр.
  • Создание родителями с детьми поделок, работ, подбор материала на тему «Зимняя олимпиада в Сочи 2014»
  • Коллекционирование «Флаги разных стран»
  • Обогащение родителями природного уголка (желуди, каштаны и т.д)
  • Активное участие в праздниках, досугах (подготовка украшений, костюмов, готовка блинов, угощений и т.д)
  • Активное участие в жизни группы (субботники, размещение физо.оборудывания, распечатка материалов и т.д)
  • Участие в подготовке дидактического материала и т.д.

Участие группы в жизни семьи:

  • Выставки детских работ как индивидуальных, так и коллективных
  • Информационные листки
  • Памятки для родителей
  • Выставки книг
  • Папки - передвижки
  • Папки - ширмы
  • Стен газеты
  • Еженедельное оформление информационного щита «Компетентные родители»
  • Родительские собрания
  • Организация «Дней рождения детей» с подкрепленными рисунками детей
  • Создание коллективных рисунков, в случаи болезни ребенка, как традиция группы
  • Оформление фотовыставок для родителей
  • Оформление индивидуальных альбомов за весь период пребывании ребенка в группе детского сада
  • Создание индивидуального «Древа семьи»
  • Создание подарков к праздникам совместно с детьми, любимым мамам и папам
  • Посадка каждым ребенком комнатного растения «Хлорофитума», с целью наблюдения в течении всего года, перед летом каждый забрал к себе домой, после лета принесли фото
  • Организация детских праздников, досугов, открытых занятий и т.д.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Список литературы

  1. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
    методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Сфера, 2001.
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год
  5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
  6. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
  7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  8. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.
  9. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  10. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

Задачи работы детского сада с семьей

1. Единство требований к ребенку в процессе воспитания Творческой личности;

2. Педагогическое просвящение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей

1. Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2. Неодооценивание роли ДОУ в воспитании ребенка;

3. Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4. Семья лишь объект воздействия;

5. Незнание жизни родителей

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нет его целью, стало - формирование, прежде всего гражданина советского государства.

В 60 - 70г. идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сотрудничество детского сада и семьи

В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения - освобождение женщины - матери для участия в общественном производстве.

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям.

Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного образовательного учреждения:

Как воспитывают;

Чему учат;

Насколько успешно готовят к школе.

Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей.

В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольного учреждения - формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках и поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” - эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само - собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии будет достаточно полной.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемое дошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность. Например, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы.

В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики, родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть” детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему - то новому. Важнее другое - с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить еще один важнейший момент в преемственности детского сада и семьи - это авторитет родителей.