Консультация для педагогов детского сада «Воспитание любознательности у дошкольников. Консультация для родителей

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: "Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим". Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?

"Что это?" - главный вопрос любознательности

Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос - удивление " что это?" ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: "познание начинается с удивления" (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:

По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один - два года! Для родителей - это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.

Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!

Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть "как взрослый", стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: "Почему листья зеленые", "Как получается дождь?", "А радуга, это что?". Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и , что можно увидеть по следующим признакам:

  • на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
  • на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
  • если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
  • эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.

Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:

Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное - не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:

Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.

Упражнения и игры на любознательность

Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр - они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь?", "Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?
  • какая бывает одежда?
  • без одежды как было бы человеку?
  • из чего шьют одежду?
  • когда не было ткани, во что одевались люди?
  • как они добывали шкуры?
  • как можно сшить одежду из шкур?

Преобразуем старое в новое

Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.

Игры - раскопки

Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру - раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры - раскопки направлены на развитие любознательности, например, "Тайны пирамид", "Юный археолог", "Динозавр в айсберге" или "Потерянная экспедиция". Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.

Путешествуем во времени

Есть разные варианты подобных игр - путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.

  • Онлайн - игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
  • Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: "В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие - только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется". Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени - динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем - роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.

«Я - в зеркале»

Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом - Я в настоящем, зеленом - Я в прошлом и красном - Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.

Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!

Становление речи.

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Ов­ладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих сло­вах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это зна­чит говорить про себя или вслух, а говорить - значит ду­мать. Слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозна­чает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам исполь­зует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной де­ятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружаю­щий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредствен­но видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в старину, и т. п.). Таким образом, сло­во удваивает мир и позволяет ребенку мысленно опериро­вать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет гра­ницы его познавательной деятельности: он может пользо­ваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрос­лого, объяснение).

Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоци­ональности, связности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение слова­ря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собе­седника, стараться его понять, не перебивать; не переска­кивать с предмета на предмет и т. д.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М.Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве не­рвно-психической организации ребенка -безотчетном стремлении понимать окру­жающую жизнь. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, ус­танавливает новые для себя связи между ними. Предмет­ная «исследовательская» деятельность, свойственная ребен­ку раннего возраста, развивает и закрепляет познаватель­ное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимает­ся на новую качественную ступень. С помощью речи обоб­щаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе не­посредственного восприятия предметов, но и на базе пред­ставлений.


Меняется характер общения ребенка со взрослыми: зна­чительное место начинают занимать личностные и позна­вательные контакты. Общаясь с родителями, другими чле­нами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Любознательность и познавательные интересы представ­ляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характери­зуется как особая форма познавательной активности, не­дифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельно­стью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова). Любознатель­ному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно (в этом проявляется недифференцированность лю­бознательности).

Познавательный интерес проявляется в стрем­лении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся меж­ду ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Таким обра­зом, познавательный интерес отличается от любознатель­ности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса - актив­ная мыслительная деятельность. Под влиянием познава­тельного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положитель­ные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверен­ность в своих силах.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельнос­ти. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для раз­вития такой деятельности. Например, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него со­ответствующие игрушки, мастерить с ним какие-нибудь мо­дели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддержи­вать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т. п. Успешная деятельность ребенка яв­ляется стимулом развития познавательных интересов.

Обладая огромной побудительной силой, любознатель­ность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интере­сов. Однако исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубин­штейна выявили различные мотивы детских вопросов. Ав­торы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим пере­живаниям, установить с ними контакт. Например, 4-лет­ний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возни­кают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они тре­буют особенно чуткого отношения взрослых: важно по­нять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пережива­ния, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познава­тельный мотив: дети задают их в силу своей любо­знательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стре­мятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных интересов служит разно­образный опыт ребенка. Вопросы возникают у него принепосредственном ознакомлении с какими-либо предмета­ми и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Пятилетний ребенок задает, например, такие вопросы: «Как отличить хитрость от обмана?», «Куда звезды уходят с неба днем?», «Что главнее для человека - мозг или сердце?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?»

Что интересует дошкольников? Содержание детских воп­росов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жиз­ни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.п. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует и его вопросы. Так, за последние пять лет российские дети стали много спрашивать о том, что связано с религией, цер­ковью, обрядами.

С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и ка­чества. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой? Например, 3-летний Саша спрашивает: «Это что? Это кни­га новая? Моя книга?»

Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окру­жающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отно­шений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них ана­логии, общего и различного. Вопросы усложняются и выра­жаются в форме зачем? почему? Так, мальчик 4,5 лет спра­шивает: «Почему сажают одно зернышко, а вырастает це­лый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака движутся?» Для детей 5-6 лет типичны цепи вопро­сов о каком-либо предмете или явлении: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может на­чаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?».

Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5,5 лет. По­чему в более старшем возрасте количество вопросов начи­нает уменьшаться? У ученых на этот счет нет единого мне­ния. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов («Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!»). В результате у ребенка раз­вивается представление, что задавать вопросы означает по­казывать свою неосведомленность.

Как отвечать на вопросы детей

В свое время А.М.Горький замечал, что умение тол­ково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и по­ложительно воздействовать своими ответами на умствен­ное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопро­сы ребенка?

Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрос­лому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано на­чинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важ­нейшее требование к ответам на детские вопросы - уважи­тельное, бережное отношение к ним.

- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме по­знавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напро­тив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит дет­скую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее тре­бование - краткость и определенность ответа. Следует учи­тывать уровень умственного развития ребенка, обращать­ся к его жизненному опыту.

Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет по­нятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то ра­зобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают су­щественное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познаватель­ную активность.

Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, во­влекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилия­ми ищите ответ.

Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не то­ропитесь с ответом. Помните, что вы должны дать до­школьнику представление о том, что в мире много источ­ников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Пред­ложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанни­ков группы для обмена мнениями, для коллективного по­иска ответа.

Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, со­здайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для это­го можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

К сожалению, это требование часто не соблюдается, ког­да взрослые отвечают на такие сложные для детей вопро­сы, которые касаются происхождения людей, историческо­го прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представ­лений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о ко­торых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничить­ся в ответе сообщением отдельных фактов об историчес­ком событии, которое заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Природная любознательность присуща всем детям. Путём бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать.

Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательными интересы ребёнка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.

Познавая мир, дошкольники стремятся всё пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Не случайно этот вaозраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания любознательности. Умение наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать, обязательно потребуются ребёнку в любой деятельности, без них невозможно обучение в школе.

Любознательность - это стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребёнка. Она состоит в следующем.

Во - первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учёбу. Если у ребёнка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учёбы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда её запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, оно не устаёт и с лёгкостью овладевает новой учебной информацией.

Если же у ребёнка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе и учёба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Любознательность - источник позитивной энергии.

Во - вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.

Любознательность создаёт изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки.

В - третьих, основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления.

Способы развития любознательности

Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых.

Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего - то. Например, если ребёнок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы.

Если взрослый будет ругать дошкольника за попытку разобрать новую машину, либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймёт, что это не интересно, не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже,когда в школе ребёнок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.

Второй способ развития любознательности дошкольника - внимание к его вопросам, свидетельствующий о том, что у ребёнка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте, и старайтесь это сделать максимально полно и доступно.

Третий способ развития любознательности у ребёнка состоит в том, чтобы передать ему собственный интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или сознания чего - то нового, т.е. «заразить» собственными эмоциями.

Четвёртый способ - вызывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения - результат любознательности.

Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребёнка. Иногда он «открывает для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

  • а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
  • б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
  • в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

  • 1. Подготовка почвы для интереса:
    • а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
    • б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, на личной общей познавательной направленности.
  • 2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.
  • 3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могут не заниматься этим»).
  • 4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы).

Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям:

  • 1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;
  • 2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности

Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой деятельности».

Она предполагает:

  • а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
  • б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;
  • в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
  • г) решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Активная систематическая самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением -- важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Интерес -- как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.

Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «как развить любознательность у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Как развить любознательность у детей дошкольного возраста »

Что же такое любознательность ? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается такое определение. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость. С. Л. Рубинштейн, выдающийся психолог и филолог, любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям» , возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента : знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности .

Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, природе. Познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются основы экологической культуры. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его как личность , воспитываем интерес , бережное отношение к ней.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Мир будит в ребенке интерес «первооткрывателя» . Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому мы, взрослые, должны интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития . Согласитесь, недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить в калоши воды чтоб проверить их герметичность и т. п.

Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть направленным на пользу его развития .

Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей необходимо учесть некоторые особенности.

В развитии любознательности у детей дошкольного возраста решающее значение имеет игровая и практическая деятельность. Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределенности в чем-либо, нарушение первичного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.

Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.

Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».

Мы должны всячески поощрять любознательность детей . Нельзя оставлять вопросы ребенка без ответа. Нужно, по возможности, кратко, ясно и доступно ответить ему на вопрос. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника , опираясь на его жизненный опыт.

Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, можно предложить детям понаблюдать за одуванчиками на прогулке. Будет сделано много открытий. Дети могут отметить, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать.

Поэтому нужно учить ребенка, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения.

Ребенок, играя с кубиком, может представить его чем угодно и кем угодно в своих фантазиях, а взрослый должен помочь ребенку свои фантазии облечь в какой-либо игровой сюжет, создать законченный сюжет.

Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказки. Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжета к завершению . Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка , изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые учат многогранно и образно воспринимать мир . Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. «Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого во сто шуб.

Использование загадок в развитии любознательности обогащает ребенка новыми знаниями, побуждает к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Хочется вспомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Любознательность не развивается на пустом месте . Чтобы развить любознательность у ребенка , необходимы условия :

Основным условиям развития любознательности является широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой, воспитание активного заинтересованного отношения к ним;

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей , соответственно решение новых задач;

Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у детей является разнообразная деятельность, несущая познавательную функцию (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная).

Методы развития любознательности у детей можно разделить на 3 группы :

Наглядные – это наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучающих явлениях;

Словесные – это беседы, чтение художественной литератур, использование фольклорных материалов;

И практические – это игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.

Одним из главных практических методов, способствующих формированию любознательности , является экспериментирование. В нашем современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.

Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

- развивается речь (возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);

Происходит накопление фонда умственных умений;

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод способствует этим возрастным особенностям .

Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем работ собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Для организации работы по экспериментированию в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.

В процессе занятий по экспериментированию надо чаще хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

Я пятый год веду кружок «Юные исследователи» , именно по экспериментированию. И на практике я убедилась, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей и самой интересной и привлекательной для ребенка. В своей работе я проводила разные виды экспериментирования : с реальными и абстрактными объектами. С реальным объектом – это экспериментирование с живой и неживой природой. А как вы думаете, что обозначает абстрактные объекты?

Абстрактные объекты – это объекты слова, представления и отношения. Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.

А как этот метод экспериментирования применяется на практике, вы поймете в ходе нашей дальнейшей работы.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы. С каким, узнаете, отгадав отгадаете загадку :

Какая нота и продукт называются одинаково?

Правильно, соль. Сегодня мы с вами будем преобразовывать соль. Предлагаю сделать вот такую оригинальную поделку «Радуга в баночке» из цветных мелков и соли. Соль можно красить гуашью, пищевыми красителями, акриловыми красками. А еще цветными мелками.

Перед вами все необходимое для работы. У кого-то мелки потертые на терке в порошок, а кому-то надо будет мелок раскатать по соли.

План работ.

1. Нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него немного соли.

2. Взять мел любого цвета и раскатать его по соли, немного нажимая на него для лучшей отдачи цвета. Цвет должен получиться насыщенным.

3. У кого цветной порошок из мела, просто добавьте его в соль и тщательно перемешайте. Цветов я приготовила семь, как у радуги.

4. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в готовый кулечек, а из него в стеклянную баночку, чередуя как цвета радуги. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпать соль можно в емкость под углом, поворачивая банку. Делать аккуратно, чтобы слои не перемешались.

Пока вы работаете, я расскажу немного о соли.

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.

В наше время соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарилась, а соль кристаллизовалась и спрессовалась в мощные пласты.

Соль убивает микробы – это одно из важнейших свойств соли. Соль – антисептик.

В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и она имела очень высокую цену.

Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно другие свойства соли.

Соль растворима;

Соль не имеет запаха;

Соль имеет вкус;

Соль может удерживать на воде разные предметы;

Из соли можно выращивать различные кристаллы и т. д.

Все это интересно и очень нравится детям.

Можно реализовывать различные долгосрочные проекты, где можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, зачем нужна соль, насколько она может быть вредна и т. д.

Ну что, закончили работу? Давайте посмотрим, как красиво получилось.

А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово СОЛЬ.

(«Соленая радуга» , «До, ми, солька» , «Соленая фантазия» и др). – Хорошо.

А теперь представьте, что эту поделку вам нужно подарить. Кому вы ее подарите? Скажите, какие ощущения, на ваш взгляд, он будет испытывать? (радость, восхищение, восторг) . Хорошо, молодцы.

Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом – абстрактным объектом, придумывая название вашей работе, предполагали, что будет, если? Представляли, кому хотим подарить?

В данном случае, наш реальный объект – разноцветная баночка, а абстрактный объект – слово, предположение.

Спасибо всем за активное участие.