Роль взрослого в социализации детей дошкольного возраста. Программа социализации дошкольника

Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада

Мичкарёва Т.А

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром .

Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. Принимая этот принцип, выделяют три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе и в вузе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой .

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии

огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру»

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из :

    трудовых навыков;

    знаний;

    норм, ценностей, традиций, правил;

    социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Само слово «общество» произошло от латинского « societas », означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:

Частотой контактов с ребенком;

Эмоциональной насыщенностью контактов;

Информативностью.

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

    индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

    воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

    развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

    становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

    Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

    Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

    Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться .

    Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста - результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности.

Специфика социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Существуют различные воспитательные организации (институты социализации) - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким организациям и относится детский сад - дошкольное образовательное учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

В процессе социализации детей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно считать следующие:

    приобщение дошкольника к культуре общества;

Создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

    автономизация подрастающих поколений от взрослых;

Дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Таким образом, социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т.д.).

Список использованной литературы:

    Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. - М.: Наука, 1991.- 154 с.

    Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Academia , 2004. - 440 с.

    Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.

    Донцев, Н.А. Самовоспитание личности / Н.А. Донцев. - М: Просвещение, 1984. - 112 с.

    Кони, И. Ребенок и общество / И. Кони. - М.: Просвещение, 1988.-117с.

6. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 1991. - 274 с.

7. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.]; под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 576 с.

8. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
  • внутренние факторы индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в . Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что , делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.

Людмила Ермолаева
Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10

муниципального образования Каневской район

Доклад на тему : Что ?

Составитель :

воспитатель МАДОУ детский сад №10

Ермолаева Людмила Анатольевна.

ст. Каневская

Тема : Что такое социализация дошкольника ?

1. Сущность и содержание социализации личности дошкольников .

2. Условия для успешной социализации .

3. Игра, как эффективное средство формирования личности дошкольника .

а) влияние развивающих игр;

б) влияние обучающих игр.

4. Роль семьи в формировании мировоззрения дошкольников .

1. Личностные качества, которые должен приобрести человек, и социальное поведение , которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка . Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. В Российской культуре ценятся средние качества между Западом и Востоком.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации , те процесса, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Именно социализация личности является одной из важнейших функций воздействия специальных институтов социализации , а именно дошкольных заведений , школы, профессиональных учебных заведений, детских и молодежных организации и объединений, семьи. Они выступают внешним фактором. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка.

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры , которая включает в себя : освоение первоначальных представлений социального характера , приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка . Первое знакомство с социальной жизнью , ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении , помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность.

Дошкольники , в казалось бы самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии, т. к. дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания . У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

2. Поэтому детский сад рассматривается как основной институт социализации . Наиболее актуальная задача дошкольного образования – создание условий для успешной социализации воспитанников .

Первым условием для успешной социализации является использование здоровьесберегающих технологий : Различные виды закаливания (традиционные и нетрадиционные, занятия их серии «Здоровье» , коммуникативные игры, организация двигательной активности в течение дня, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика после сна, массаж, игро-, сказко-, музыкотерапия, пальчиковые игры.

Второе условие : реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно -образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность. Основным средством совместной деятельности является общение, партнерство, которое дает возможность включить детей выполнение реальных дел, участие в проектах. Уже традиционно у нас в детском саду ведется комплексно-тематическое планирование, экспериментирование, игровые обучающие ситуации, дети участвуют в конкурсах, акциях.

Третье условие – эмоциональное благополучие ребенка, комфорт в его душе (высокая самооценка, ориентация на достижение целей, наличие положительных эмоций). Мы стараемся создать атмосферу, комфортную для каждого ребенка, способствующую развитию индивидуальности, достижению жизненного успеха.

Четвертое условие – развитие коммуникативной компетентности т. е. способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты, сотрудничать, слушать, слышать, выражать собственные эмоции, распознавать эмоции, переживания других людей. Такие навыки дают ребенку возможность чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Пятое условие. Целесообразное наполнение предметно-пространственной среды. Требования к предметно-пространственной среде :открытость, гибкое зонирование, стабильность – динамичность, полифункциональность, гендерный подход.

Шестое условие – одно из важнейших – профессионализм воспитателей и всех педагогов ДОУ. Доброжелательное отношение к ребенку, позитивное отношение к жизни, стремление к лучшему, желание понять ребенка и помочь ему, грамотное педагогически оправданное построение воспитательно -образовательного процесса.

Воспитывает только тот , кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

3. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка , в игре закладываются основы будущей личности. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях .

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственности участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определённом уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общества психического развития каждого ребёнка. Сюжетно ролевая игра- это особая деятельность детей, специфика которой носит условный характер, замещающий по отношению к настоящей, серьёзной деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации. Оно позволяет детям реализовать сюжетное событие (или цель событий, определяющее смысловой контекст игры. Если присмотреться как играют дети, а чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых- играют в магазин, в доктора, в детский сад, в школу, в дочки- матери. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни , «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга- то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки , даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения : они направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

При организации игры перед воспитателем встают и другие трудные вопросы : каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

4. Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников . Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте , поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников . Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду , уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников . Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых : познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Библиографический список :

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет : Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009г.

2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ : методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

Цели социализации дошкольников

Замечание 1

Развитие у ребенка основ социализации в процессе игровой деятельности – это одна из современных задач годового плана любого дошкольного учреждения. Социальное развитие ребенка в дошкольном обучении представляет из себя процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накопление опыта общения с окружающим миром (людьми, природой, техническими устройствами, сферой искусства, культурными ценностями). Конечно же, в процессе социализации малыш познает и самого себя, свой внутренний мир, узнает, что ему интересно, а что нет, и все это влияет на его будущее.

Цели социализации ребенка дошкольного возраста выглядят следующим образом:

  1. Воспитать у дошкольника представления о нормах и правилах поведения в обществе;
  2. Приобщить ребенка к миру людей, окружающей природы, технике;
  3. Содействовать социализации личности ребенка, оберегая его от негативных влияний.

Педагогические ориентиры в социализации дошкольника

Ребенок дошкольного возраста проводит больше всего времени в двух основных местах: во-первых, дома, с семьей и своими родителями, которые несут ответственность за его жизнь, здоровье и воспитание. Во-вторых, дошкольники проводят много времени в детских учреждениях – яслях и детских садах, а также в различных подготовительных развивающих кружках.

Педагогическими ориентирами социального развития дошкольника являются следующие:

  1. Во-первых, педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих способностях, а также ощущения нужности не только в рамках семьи, но и иных общественных отношений;
  2. Во-вторых, педагог воспитывает в ребенке чувство толерантности и позитивного отношения к окружающим, причем не только к другим детям, но и к старшим, а также к животным;
  3. В-третьих, воспитывает у ребенка социальные навыки, формирует социальную компетентность в социуме, который находится за гранью семейных отношений.

Замечание 2

Помимо того, что в дошкольном возрасте ребенку очень многое дают, к нему, все же, есть определенные требования. Эти требования формируются в виде базовых навыков, которые формируются в детском саду: навык соблюдать правила этикета, правил безопасности, сотрудничества с окружающими, безконфликтного взаимодействия с ними, соблюдение общих для всех правил и договоренностей, применение позитивных способов решения конфликтных ситуаций в случае их возникновения (первые уроки дипломатии и вежливости).

Показатели успешной социализации дошкольника

Контроль уровня социализации ребенка соблюдается при помощи специальных показателей. В качестве них могут служит следующие: умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, следовать нормам и идти на уступки в случае несогласия с ними, контроль своих желаний.

Социально-личностные качества дошкольника также могут помочь определить уровень социализации. Во-первых, это проявляется в отношении ребенка к самому себе, в его поведении. Если ребенок не принимает себя сам, если он не видит своей пользы для общества, то это значит, что и общественность не увидит в нем тех способностей, которые он может развить, и которые будут полезны во взрослой жизни.

Во-вторых, интерес ребенка к сверстникам. Дети бывают очень разными, одни активны, требуют к себе много внимания, но при этом и сами готовы отдавать его. На ранних этапах развития им просто необходимо выплескивать свою энергию в общение, в игру с другими детьми. Этих детей отличает гиперактивность, экстраверсия, но это несет в себе не только положительные стороны (коммуникативность), но и отрицательные: зачастую такие дети могут получать очень мало внимания со стороны родителей и близких, поэтому стремятся самореализоваться и осуществить свой потенциал через общение с посторонними.

Другой тип детей – замкнутые в себе, интроверты. Такие дети с детства очень стеснительны, сложно идут на контакт со взрослыми или со своими сверстниками. Опять же, основные проблемы могут таиться именно в семье, где ребенка не ценят, не дают выразить свою точку зрения, не подчеркивают его значимость. Поэтому он сам не видит в себе никакого потенциала, не стремится развиваться, обладает таким качеством, как отсутствие мотивации.

В-третьих, отношение ребенка к группе детского сада. Это можно связать с предыдущими двумя аспектами, поскольку отношение начинается прежде всего с взаимодействия с собственным внутренним миром. Если ребенок знает о своих интересах, желаниях, не боится высказаться о них, то и отношение к остальным будет строиться на основе понимания.

Замечание 3

Конечно, дети воспринимают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Процессы ознакомления с действительностью сложны, полны противоречий, с которыми одному ребенку не справиться. Поэтому поддержка со стороны семьи и педагогов в этот период крайне важна. Именно в таком раннем возрасте, еще будучи совсем маленькими, мы понимаем, какими мы хотим быть, видим примеры для подражания и стремимся реализоваться, пусть и на самом раннем этапе, в процессе игры, взаимодействия с другими детьми. Но именно в этом и состоит суть социализации дошкольника: при помощи взрослых сформировать задатки, чтобы в процессе последующей социализации их реализовать в практической деятельности (в обучении, работе, хобби).

Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

· оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.

· овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

· социальный опыт складывается и спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.


В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.

Возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..

Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.

Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.

Действия взрослых. Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).

Дети от 4х до 6-ти лет . У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.

Действия взрослых. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.