Родительское собрание развитие познавательных интересов. Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание

«Развиваем познание детей».

Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников; научить развивать познавательную активность в детях.
Форма проведения: к
руглый стол.

План проведения:

Раскрытие значения для детей познавательного интереса.

Чтение родителями стихотворения по ролям «Почему».

Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).

Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).

Оформить с детьми памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).

Опросить детей, записать ответы на видео (смотри вопросы в приложении).

Ход собрания

Организационный этап

Пока родители собираются на экране телевизора показ фото из жизни группы; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашей группе. Спасибо вам за то, что пришли.

Это означает, что нас с вами объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Как вы думаете? (обсуждение)

В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова вот что об этом сказано:

Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Любопытство - это мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

В анкетах вы ответили на вопросы, кающиеся ваших детей. (подведение итогов анкет и вывод)

Решение педагогических ситуаций.

Родители сами читают педагогические ситуации.

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».

1. Согласны ли вы с ответом матери?

2. Как, по вашему, можно было ответить?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется.

Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.

Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы?

Или вы не согласны с ними?

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее - значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ, пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок.

Вы загадали загадку.

Загадку читает родитель:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение придумать совместно с детьми дома 3-4 загадки, оформить их на листочке и принести в группу. А здесь, в группе мы с детьми создадим альбом из ваших загадок, будим их разгадывать и рассуждать над отгадками.

Чтение родителями по ролям стихотворения «Почему»

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын вернулся вскоре…

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше…

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А в ответ сверкнула вспышка:

У меня свои дела!

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки -

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему? Обсуждение ситуации.

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми.

Проведение познавательного эксперимента на примере деревянного кубика.

Я предлагаю вам познавательный эксперимент. Перед вами деревянный кубик, передавайте его по порядку между собой, кто возьмёт его в руки, должен сказать, что новое об этом кубике.

Этот эксперимент показал, как много можно найти, в казалось бы, обыкновенном и знакомом деревянном кубике. Надеюсь, этот эксперимент поможет вам развивать в своём ребёнке любознательность.

Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Подведение итогов собрания.

Мини анкета для родителей

1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?

А) часто

Б) не очень

В) редко

2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?

А) всегда.

Б) не всегда

В) редко

3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

А) да

Б) иногда

В) совсем не смотрит

4. Как ваш ребенок относится к книгам?

А) любит книги

Б) иногда берёт в руки

В) не интересуется

5. Как часто вы читаете своему ребенку?

А) часто

В) редко

6. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

А) да

Б) бывает

В) не замечала

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы».

  • Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  • Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
  • Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
  • Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей.

Любите ли вы загадки?

Кто загадывает их вам дома?

Чем вы любите заниматься больше всего?

Почему?

Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Повестка дня:

  1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте – старший воспитатель.
  2. Характеристика возрастных возможностей – педагог-психолог.
  3. Родители – гиды на пути познания – воспитатель.
  4. Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным;
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

В нашем МДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

  1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
  2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
  3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
  4. Учитывать познавательные и интересы своих детей.
  5. Читать познавательную литературу.

Задачи: обратить внимание родителей на познавательный аспект развития детей; ознакомить родителей с играми, позволяющими развить познавательные способности ребёнка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано содержание каждой познавательной игры.

Ход собрания

1. Презентация.

В современных условиях чрезвычайно важна задача учителя добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов.

Поэтому система работы с дошкольниками (УМК "Гармония") по подготовке их к школьному обучению включает формирование познавательных способностей (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Так как чем лучше развиты у ребёнка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его в будущем учения.

Существуют специально разработанные игры, направленные на развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими детьми. Мы построим наше собрание так:

  • проиграем некоторые из них,
  • обменяемся впечатлениями по содержанию игр.

2. Обучающий тренинг.

Родители делятся на группы. Всем группам раздаются памятки с играми. Идёт подготовка в течении 10 минут. Затем каждая группа проводит свои игры со всеми участниками собрания

Игра "Запоминаем, рисуя".

Цель: развитие памяти.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Игра "Числа".

Цель: развитие внимания.

Играющие встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры"

Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра "Измеряем на глазок".

Цель: развитие восприятия величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра "Дорисуй".

Цель: развивать воображение.

Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

3 группа:

Игра "Длинный и короткий".

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.

  1. У зайца длинные...
  2. У жирафа длинная шея...
  3. У цапли длинный...
  4. У слона длинный...
  5. У козы длинные...
  6. У зайца короткий...
  7. У слона короткий...
  8. У козы короткий...
  9. У кенгуру короткие...
  10. У девочки короткая...

Игра: "Найди лишнее".

Цель: развитие мышления.

  1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
  2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
  3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
  4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.

3. Подведение итогов.

Что понравилось(или не понравилось)?

Что полезного узнали?

Пригодится ли вам данная информация?

4. Рефлексия. Обмен мнениями.

Светлана Бушуева
Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома»

Родительское собрание на тему : «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома »

Бушуева Светлана Николаевна

Г. Шадринск, МКДОУ №9

Цель : познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей , мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях .

Подготовительный этап : сбор информации к родительскому собранию , приглашение шеф-повара РЦ Колизей Бушуева В. Н. для проведения мастер-класса для родителей и детей , подготовка атрибутов для экспериментирования (фрукты, фрукты, нарезанные на кусочки, шпажки, салфетки, одноразовые перчатки, фартуки для детей).

Ход родительского собрания:

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства , наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Организуя условия для детского экспериментирования познанию познания мира .

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень) ; узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным : располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет).

Вовлекая детей в познавательные , практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

Организуя условия для детского экспериментирования , используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию , умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира .

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи , выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений : метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях» .

Примерные темы для реализации опытно-экспериментальной деятельности :

«Звуки музыки» .

Цель : упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкальных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.

«Занимательная геометрия» .

Цель : создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники - ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция) .

«Мои помощники - глаза, уши, нос, язык и руки» .

Цель : помочь старшим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира , установить связи между способами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.

«Волшебные краски» .

Цель : помочь детям понять взаимосвязи цветов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.

Для проведения опытов и экспериментов в группе создана «Лаборатория природы» , в которую входят :

Уголок природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,

Уголок экспериментирования.

Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью . Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел) . Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты. (Игры-эксперименты для совместной и самостоятельной деятельности в планы из программы «Детство » стр. 44 младший возраст, 133- средний возраст, 230-старший возраст).

Следует отметить, что несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома . Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

А сейчас, уважаемые родители , мы проведем эксперимент «Узнай на вкус» вместе с детьми. Цель : Упражнять детей в определении вкуса фруктов.

Вам будут предложены кусочки фруктов, название которых вы должны определить по вкусу.

Ход эксперимента. На столе на подносе лежат фрукты, знакомые детям : яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек фрукта и просит ребенка определить название фрукта на вкус. Затем находит фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Но кроме это из фруктов еще можно сделать веселое полезное угощение в виде фруктовых канапе и шашлычков, различных молочных коктейлей, а также оформить фруктовую тарелку для украшения праздничного стола.

Сейчас совместно с детьми и шеф-поваром РЦ Колизей Бушуевым Владимиром Николаевичем мы сделаем фруктовое канапе, а также научимся делать молочные коктейли, чтобы порадовать своих маленьких и любознательных детей. (выступление Бушуева В. Н.)

И наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы : Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай попробовать - и я пойму.

МБДОУ «Россиянка» «Центр развития ребенка» г. Калуги СНП «Незабудка»

Подготовили и провели: учитель-дефектолог Калиничева В.В. воспитатель Федотова О.Н. 2015 год

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • Раскрыть важность развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
  • Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Форма проведения: Деловая игра

Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, родители.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, видеоматериалы «Детские загадки для родителей» , запись: звуки окружающей действительности, «Танец маленьких утят» , предметы для проведения опытов с водой и воздухом (кувшин с водой, тазик, свечи, спички, воздушный шарик, вертушка, кусок древесины, скрепки, бумага, краски, стакан) , буклеты «Учимся, играем, познаём» , листы ватмана, фломастеры, эмблемы для команд.

Повестка:

  1. (выступление учителя-дефектолога)
  2. Игра «Учимся, играем, познаём»

1. Выступление учителя-дефектолога

Развитие познавательной активности ребенка

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» , - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста всегда остается актуальным, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. А экспериментирование является одним их ведущих видов деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста?

Да! Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

Очень часто родители спрашивают нас, педагогов: «как заниматься с ребенком?» , «В какие игры играть, чтобы развивать ребенка?» , «Как развивать ребенка, если он не хочет со мной заниматься?» . И мы решили помочь Вам найти ответы на эти вопросы с помощью все той же игры. Только играть сегодня будем мы с Вами.

2. Игра «Учимся, играем, познаем»

А сейчас дорогие родители и педагоги предлагаем Вам вернуться в ушедшее тёплое лето и превратиться в красивых бабочек. Бабочки красиво порхают на цветущей поляне (Взрослые кружатся под лёгкую музыку) и плавно садятся на красивый цветок.

Теперь возьмите свой цветок, переверните, соединитесь в группы согласно своему смайлику.

На нашей игре присутствуют эксперты (это наши педагоги) , которые будут помогать Вам, уважаемые родители при выполнении заданий.

Задание первое

Придумайте название команды и девиз. Выберите капитана команды.

Представьте свою команду.

Разминка

Прежде чем начать нашу игру предлагаю немножко размяться. Я буду называть фразу, а вы по очереди должны назвать эту фразу одним словом.

Мелкий дождь - …… (дождик)

Остаться на ночь - … (заночевать)

Маленькая собака - …… (щенок)

Капля дождя - …… (дождинка)

Время, когда встаёт солнце -…… (восход)

Человек, который лечит людей - …… (врач)

Кусочек льда - … (льдинка)

Человек, читающий книгу - …… (читатель)

Человек с бородой - … (бородач)

Человек, который копает землю -…… (землекоп)

Задание второе «Мотивация»

Со времён Сократа принято считать, что познание начинается с удивления. Что-то или кто-то привлекает наше внимание, возникает интерес. Памятуя об этом, педагоги стремятся удивить, заинтриговать детей, обратить внимание на необычный факт.

И сейчас вам необходимо представить явление природы так, чтобы ребёнку захотелось о нём узнать, то есть заинтересовать его. (Командам предлагаются явления природы, изображенные на картинках: гроза и радуга) .

Задание третье «Рассуждалки»

Наши дети приготовили для Вас загадки (пирожное, компьютер, отдых, динозавр) .

Внимание на экран.

Задание четвёртое «Узнай звук»

Каждый из нас хотя бы раз задумывался над тем, что такое звук. Почему звуки такие разные? Как они получаются? Это интересно любому человеку.

Звук - это энергия. Он образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые и достигают наших ушей.

Мы предлагаем Вам узнать по звуку совершаемое действие (едет поезд, человек идет по снегу, открывается дверь, бежит человек, идет дождь, движение Феррари, работает фен, звучат колокольчики, зажевало аудио плёнку, завывает вьюга, бьется стекло) .

Задание пятое «Пантомимика» - задание для капитанов

Уважаемые родители и педагоги! Наши дети плохо разговаривают и поэтому им часто на помощь приходят жесты и мимика. Попробуйте встать на место наших детей. Вам необходимо загадать слово, обозначающее предмет, явление природы или животное, записать на листе бумаги и отдать нашим наблюдателям. А для команды - оппонента показать это слово с помощью жестов и мимики, так чтобы члены этой команды смогли его отгадать.

Музыкальная пауза «Танец маленьких утят»

А сейчас всем участникам предлагаем немножко отдохнуть.

Вставайте врассыпную, внимание на экран, повторяем движения за героем мультфильма.

Задание шестое «Нарисуй семью»

Сейчас каждой команде необходимо нарисовать семью: кошки и коровы. Участвуют 6 человек. Первый игрок рисует маму, второй – папу, третий – детёныша, четвёртый – где живёт это животное, пятый – чем питается, шестой – какую пользу приносит человеку. А капитан команды составит небольшой рассказ про свое животное по получившейся картине.

Задание седьмое «Опыт»

Альберт Эйнштейн был гениальным учёным – вы наверняка слышали о нём. Он изучал законы, которые действуют в нашей Вселенной: исследовал не только такие важные вопросы, как время, свет и Вселенная, но так же, и чудеса, которые скрыты в привычных предметах, составляющих наш мир, то есть проводил опыты.

Вот и Вы сейчас побудете исследователями. Приглашаем по два члена команды. Вам предстоит показать и объяснить по два опыта: один с водой и один с воздухом. Для проведения опытов Вы можете воспользоваться имеющими предметами.

Задание восьмое «Мультфильм»

Уважаемые родители и педагоги, при выполнении следующего задания вам понадобятся ваше творчество и фантазия. И так необходимо создать мини мультфильм – про любое явление природы.

И в заключении мы предлагаем вам выполнить задание «Нарисуй эмоцию» .

Нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который отражает ваши эмоции, которые вы испытываете, по завершению нашей встречи. Посмотрите на наши смайлики, сколько улыбок, позитива они несут нам с Вами. Так и наши дети нуждаются в общении с Вами. Играйте с ними, ненавязчиво помогайте им познавать мир, в котором мы живем.

Мы просим Вас оценить сегодняшнюю встречу. Закончите три предложения:

В ходе сегодняшней встречи я понял (а)

Мне не понравилось …

Хотелось бы продолжит разговор на тему …