Здоровье ребёнка в наших руках! Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках.
Здоровье детей в наших руках
5566
все мы понимаем, что крепкое здоровье - это очень важно, а здоровье детей - особенно! недаром народная мудрость гласит: «береги здоровье смолоду». но сегодня состояние здоровья многих детей вызывает большую тревогу. согласно статистике только 1 ребенок из 10 считается условно здоровым, да и то, пока его полностью не обследуют. а остальные девять детей?! это же 90%! получается, что большинство детей детсадовского возраста уже имеют букет заболеваний. поэтому одной из самых главных задач родителей, работников дошкольных учреждений и врачей является сохранение и укрепление здоровья ребенка
.
вряд ли кто-то сомневается правомочности изречения: «болезнь легче предотвратить, чем лечить». но зачастую «пока гром не грянет», родители не приступят к каким-то действенным мерам. надо помнить, что многое в этой жизни зависит от нас самих, хотя в современном мире человеку все сложнее сохранять свое здоровье. ритм большого города приводит к тому, что мы порой забываем о самом главном. от нашей вечной гонки в первую очередь страдают дети. их организм еще недостаточно сформирован и слишком раним, а потому пока еще не может в полной мере справляться с негативными воздействиями внешнего мира.
от чего же зависит здоровье детей?
на здоровье ребенка оказывает влияние следующие факторы:
- эмоциональное состояние в семье и в детском саду;
- образ жизни;
- качество питания;
- наследственность;
- экология;
- уровень медицины.
некоторые из этих факторов объективны, а на некоторые мы можем оказывать влияние. не так уж это и трудно придерживаться здорового образа жизни: заменить чипсы на кукурузные хлопья, конфеты - на сухофрукты, "кока-колу" на компоты и морсы, посещение "макдоналдсов" - на походы в лес, а сидение перед телевизором - на прогулки на свежем воздухе. нужно лишь начать. ведь если задуматься, сколько потом времени, сил, нервов и денег уйдет на лечение!
советы специалистов
конечно, совсем избавить ребенка от заболеваний невозможно. но уменьшить их количество, тяжесть или продолжительность вполне реально. сегодня мы обратились за советами к специалистам. у каждого из них своя специфика, а задача - одна - предупредить болезнь. их рекомендации наверняка не покажутся вам чем-то новым - скорее забытым старым.
и начнем мы с рекомендаций наших психоневрологов, поскольку ребенок может быть здоровым только тогда, когда его эмоции свободны, а психика не подавлена. не зря говорят, что большинство болезней от нервов. поведение ребенка, его страхи и комплексы отражаются на всем его организме. а если ребенок растет уравновешенным, спокойным, добрым, то он и меньше болеет и быстрее выздоравливает. поэтому, побольше просо общайтесь со своим ребенком, отбрасывая при этом мысли о своих проблемах и заботах, старайтесь в этот момент просто наслаждаться вашим взаимным общениием..
советы психоневрологов:
- каждому ребенку (да и взрослому тоже) нужны любовь, внимание и нежность . и если мы не дадим любви нашим детям сейчас, то мы не получим ее от них в будущем. чаще обнимайте и целуйте своего ребенка, старайтесь понять своего ребенка, разговаривайте с ним «по душам», делитесь своими чувствами, все объясняйте, не бойтесь «опускаться» до уровня ребенка и играть с ним в его детские игры. все это поможет вам и вашему ребенку стать лучшими друзьями.
- не заставляйте и не наказывайте ребенка, а хвалите, поддерживайте и поощряйте его.
- в общении с ребенком избегайте раздражения, приказов, команд, предупреждений,угроз, уступок, невыполнимых обещаний, моралей, наставлений, нравоучений, тревог, негативных эмоций, агрессии, злости, неуверенности, шантажа, стенаний, осуждений, несправедливости, придирок, унижений, сравнений, излишней опеки, применения силы. иначе у ребенка может развиться неуверенность в себе, тревожность, страхи, проблемы в общении или безразличие, неуправляемость и агрессивность.
- не говорите ребенку : «я тебя не люблю!», «ты плохой», «ты должен…», «я отдам тебя милиционеру», «как ты мне надоел!», «отстань!», «я с тобой не разговариваю». ведь ребенок воспринимает это в буквальном смысле.
- ребенку приятно, если вы говорите ему : «я тебя люблю!», «я тебя понимаю», «что бы я делала без тебя?!», «иди ко мне!», «как я рада, что ты…», «спасибо, ты настоящий помощник», «как у тебя здорово это получилось!», «что ты выбираешь?», «расскажи, что с тобой» и т.п.
- для ребенка должно быть несколько определенных запретов и требований (но их не должно быть чересчур много) , с объяснением причин: «нельзя бегать по парковке, ты маленький и шофер может не заметить тебя».
- не делайте за ребенка то, что он может сделать сам , но всегда приходите к нему на помощь, если он в ней нуждается, а тем более, если просит об этом. таким образом, вы покажите ребенку, что из любой ситуации есть выход. а со временем ребенок научиться и сам решать проблемы и принимать решения.
советы педиатров:
- витаминотерапия и профилактика дефицита микроэлементов позволяет повысить устойчивость детей к различным инфекциям, ускоряет сроки выздоровления, повышает физическую и умственную работоспособность.
- используйте непосредственное укрепление иммунитета с помощью самых простых средств - сиропа шиповника, меда, чеснока (измельчите дольку и оставьте в комнате на блюдце), лимона, элеутерококка.
- важно полноценное питание : качественное, разнообразное и сбалансированное, богатое витаминами и микроэлементами.
- соблюдайте основные режимные моменты : как можно чаще бывайте с ребенком на свежем воздухе, что поспособствует подавлению развития многих вирусо. укладывайте ребенка спать вовремя, давая ему тем самым возможность полностью восстановить силы. принятие пищи в одно и то же время обеспечивает хорошую работу желудочно-кишечного тракта.
- по возможности ограничьте число контактов ребенка с возможными источниками инфекций (избегайте поездок в городском транспорте; если в семье кто-то заболел - используйте марлевые маски, чаще мойте руки и т.д.).
- щадящее закаливание (приучайте ребенка принимать воздушные ванны, ходить в облегченной одежде (летом - босиком и в обуви на босу ногу, спать в комнате с открытой форточкой чаще проветривайте помещение).
- поощряйте двигательную активность ребенка и приобщение его к спорту.
- если нет противопоказаний, возите ребенка на отдых к морю.
в следующих статьях советы от отолорингологов, окулистов, ортопедов и других специалистов.
В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни .
Данный материал раскрывает перед родителями понятие -здоровый образ жизни. Даёт практические советы по его формированию. Ведь здоровье ребёнка в руках его родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровье ребёнка в наших руках!
В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. По данным обследований, только 5-7% детей рождаются здоровыми, 2-3% имеют I группу здоровья. На первый взгляд наши дети здоровы и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Факторы, влияющие на состояние здоровья:
20%-наследственность;
20%-экология;
10%-развитие здравоохранения;
50%- образ жизни.
Что такое ЗОЖ? (здоровый образ жизни)
- Рациональное питание.
- Соблюдение режима.
- Оптимальный двигательный режим.
- Полноценный сон.
- Здоровая гигиеническая среда.
- Благоприятная психологическая атмосфера.
- Закаливание.
Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребёнка. Но рост количества детских заболеваний связан не только с плохой экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций, характера двигательного режима. В нашем детском саду проводилось анкетирование родителей на тему « Существуют ли традиции физического воспитания в вашей семье». Положительный ответ дали лишь 32% опрошенных. А ведь при недостаточной двигательной активности ребёнка неизбежно происходит ухудшение здоровья, снижение физической работоспособности. Так давайте же будем бороться за эти 50%, чтобы они были процентами здорового образа жизни .
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
- Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
- Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранка в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться-сразу становится легче, нахмуриться -подкрадывается грусть. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим и слышим.Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!
- Правильно организованный режим дня: оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных привычек, приучает их к определённому ритму. Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха, повышает сопротивляемость организма, закаляет его. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми. Важная составляющая часть режима – Сон. Важно, чтобы малыш засыпал в одно и то же время (и днём и ночью).Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.
- Полноценное питание: включение в рацион продуктов, богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями и белком. Все блюда желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную кашу. Важен режим питания – соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.
- Формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребёнка в школу важным является уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка.
- Для укрепления здоровья эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливание имеет большее значение для ослабленного ребёнка, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные процедуры, полоскание горла), широко используются и нетрадиционные:
- Контрастное воздушное закаливание (из тёплого в холодное помещение);
- Хождение босиком, при этом укрепляются своды и связки стопы, идёт профилактика плоскостопия. В летний период дайте детям возможность детям ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Тёплый песок, мягкий ковёр, трава действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
- Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.
- Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры – метод профилактики заболевания носоглотки.
Если вы хотите видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
VII. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы.
VIII. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями чаще, чем дети некурящих.
ПОМНИТЕ _ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ!!!
КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ
Помни – здоровье не всё, но все без здоровья – ничто!
Здоровье нужно не только тебе, но и людям которых ты обязан защищать и помогать.
Здоровье не только физическая сила, но и душевное равновесие.
Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
Здоровье – это стиль и образ твоей жизни.
Ходи периодически по земле босиком – земля даёт нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
Учись правильно дышать – глубоко, ровно, спокойно.
Семья – наша опора и наше счастье, делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.
Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
Помни – солнце наш друг, и все мы дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
Здоровье – социальная культура человека, культура человеческих отношений.
Люби нашу землю – мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить, люби жизнь.
Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им!
Здоровье ребёнка в наших руках!
ЗДОРОВЬЕ – это драгоценность, и притом
единственная, ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него и частицей самой жизни, поскольку
жизнь без него становится нестерпимой
и унизительной.
М. Монтень.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка. Также происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка. Все необходимые навыки и привычки, приобретаются в детстве. Без чего невозможен здоровый образ жизни?
Что такое ЗОЖ? (здоровый образ жизни) – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». Здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья.
Итак, чтобы быть здоровым, нужно не пренебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом, отказаться от вредных привычек.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются.
знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви; умение правильно строить режим дня и выполнять его; Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных привычек, приучает их к определённому ритму.
Умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья).
Прогулка - также один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха, повышает сопротивляемость организма, закаляет его. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми. Еще очень важная составляющая часть режима - это сон. Важно, чтобы малыш засыпал в одно и то же время (и днём и ночью).
Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
Знание основных правил правильного питания; Полноценное питание: это включение в рацион продуктов, богатых разными витаминами, минеральными солями и белком. Важен режим питания – соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.
Знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Нельзя ребенка принуждать, нужно воспитывать только своим примером. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует напомнить, что желание родителей обучать ребенка с ранних лет с целью вырастить «вундеркинда» губительно. «Раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и снижение интереса к учебе. В дошкольном детстве, пока у ребенка развивается психика, ведущий вид деятельности – игра. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют ее. Покажите пример своим детям.
Хочешь быть здоровым – будь им!
Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни вместе с ребенком. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать.
Лидия Черноусова
«Здоровье ребенка в наших руках!»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В НАШИХ РУКАХ !»
Воспитатель Черноусова Л. В.
МАДОУ д/с комбинированного вида № 87 «Кораблик»
Тот факт, что здоровье ребенка - это самое важное , что только может быть в жизни родителей, сомнений не вызывает. Поскольку один только вид болеющего дитя может довести до нервного срыва маму, а заодно и всю семью. Также немало важен тот факт, что болеть нынче дорого, а особенно детям, поскольку взрослый вроде может полечиться и без врача, только спросив мнения провизора в аптеке, насчет «эффективности» того или иного препарата «от простуды» . Что касается здоровья ребенка , тут работает железное правило, лечимся только у врача, причем самого лучшего, а соответственно, и не дешевого.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников , увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка . В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
И что же мы, взрослые, можем сделать для того, чтобы наши дети болели как можно реже?
Существует более 300 определений понятия «здоровье » . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья - физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Позволив ей управлять жизнью малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье , успех и счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает - явно или подспудно, немедленно либо по прошествии определенного времени.
Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровье укрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения - приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровьесберегающая педагогическая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это :
Условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка ;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью .
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни .
Усилия работников нашего детского сада № 87 г. Белгорода направлены на оздоровление ребенка-дошкольника , культивирование здорового образа жизни . Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья , вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни , и воспитав у него культуру здоровья .
Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка : его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
физкультурные досуги
спортивные праздники
Дополнительно используются методы закаливания :
Умывание холодной водой после дневного сна.
Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
Огромную роль нужно уделить работе с родителями.
Здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребёнка. Его психическое здоровье . Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Благо сейчас все больше появляется родителей, осознающих тот факт, что здоровье ребенка , фактор, на который в состоянии влиять только родители, а никак не врачи и не воспитатели.
Родительские собрания, консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдению правил личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, папки-передвижки по приобщению к здоровому образу жизни , анкетирование о состоянии здоровья детей совместные мероприятия (субботники, помощь в организации окружающей среды.) и т. д.
Что же можно сделать родителям, чтобы их ребенок меньше болел ?
Приобщать ребенка к здоровому образу жизни , к занятиям физкультурой и спортом!
Больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе !
Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Давайте анализировать.
Знаете, что является причиной 90% ОРЗ у детей, вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. Где мы имеем такие условия? Правильно, в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе. На улице подхватить вирус, допустим гриппа, возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место, где дождется свою очередную жертву.
В рацион питания детей вводить больше продуктов, содержащих витамин С (лимоны, черная смородина, отвар плодов шиповника, апельсины, яблоки и т. д.)
Не кормить ребенка насильно . После активной прогулки у него и так появится аппетит, а съеденная с аппетитом еда принесет свой результат.
Подведем итоги, система физкультурно-оздоровительной работы , осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья , воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.
Здоровье ребенка , важнейший фактор, на который и родители в состоянии влиять. Прививая с ранних лет привычку к здоровому образу жизни , проводя с малышом активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь . Давайте помнить об этом! Ведь здоровье ребенка бесценно !
Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья - ничто», - говорил мудрый Сократ. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
По уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Выпадение хотя бы одной из этих структурных частей ведет к утрате целого. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Закон РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка : именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Особое пристальное внимание мы, взрослые, должны уделять составляющим здорового образа жизни:
Соблюдение режима дня, активности и сна.
Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
Правильное, здоровое питание.
Соблюдение правил гигиены.
Закаливание.
Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна в течение суток. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12 – 12,5 часов, в 5 - 6 лет - 11,5 - 12 часов (из них примерно 10 - 11 часов ночью и 1,5 - 2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 21- 21.30 до 7 - 7.30. Дети - дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались не позднее 15 – 15.30. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно, так как это будет способствовать более позднему укладыванию на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Прогулка – один из существенных компонентов режима дня, наиболее эффективный вид отдыха, который хорошо восстанавливает работоспособность и нормализует сон и аппетит. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно. Одежда и обувь ребенка должны соответствовать погоде. Хорошо сочетать прогулки со спортивными видами деятельности и подвижными играми , которые оказывают всестороннее гармоничное развитие на весь организм ребенка и доставляют ему огромную радость. В процессе подвижных игр у ребенка происходит совершенствование дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма, укрепление мышечной мускулатуры, происходит умственное, нравственное, эстетическое и трудовое развитие.
В детском возрасте особенно велика роль питания , когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, без добавок, специй и консервантов.
Если вы не подаете ребенку пример, бесполезно требовать от него чего-то, что вы сами отказываетесь выполнять. Вот лишь несколько советов, которые помогут гармонизировать питание вашего ребенка:
Во время приема пищи выключайте телевизор. Когда мозг отвлекается на то, что показывает телевизор, вы рискуете перекормить себя ввиду отсутствия своевременного «стоп-сигнала».
Питайтесь регулярно с соблюдением определенных интервалов между приемами пищи. Старайтесь разработать режим питания таким образом, чтобы под вечер вас не ждал огромный ужин, во время которого вы решили наверстать недоеденное днём.
Пейте воду и свежевыжатые соки вместо газированных напитков с сахаром.
Перед едой выпейте стакан воды. Если у членов семьи имеется избыточный вес – сократите приемы пищи. Съешьте половину от обычной порции. Подождите 15 минут, если голод стабильно сохраняется, вы можете употребить в пищу овощи и фрукты.
Овощи и фрукты должны составлять едва ли не половину вашего рациона.
Закаливание – это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие. В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание холодной водой, купание, контрастный душ), ходьба босиком.
Чтобы добиться хорошего эффекта от закаливания, необходимо соблюдать следующие правила:
Самое первое закаливание должно проводиться в теплое время года, но при этом не в сильную жару. Самый подходящий период – конец весны.
Нужно помочь малышу преодолеть страх перед процедурами, так как в противном случае закаливание не принесет ему никакой пользы.
Всегда нужно учитывать индивидуальные потребности малыша и планировать процедуры закаливания в соответствии с ними.
Чтобы не бояться того, что ребенок простудится во время закаливания, лучше всего присоединиться к нему: и вам не будет страшно, и малышу станет веселее.
Само по себе закаливание не принесет эффекта, поэтому его необходимо сочетать с длительными прогулками на свежем воздухе, регулярными занятиями спортом и сном в хорошо проветренной комнате.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные процедуры. Начиная с двухлетнего возраста детей, приучают чистить зубы щеткой специальной детской пастой утром и вечером. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение быть всегда аккуратно одетыми, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого устранять их. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести в разных местах, где он бывает, так как это необходимо. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных местах, в транспорте.
Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – родителями, воспитателями. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены, так как не будут твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.
Воспитание у ребенка потребности к здоровому образу жизни –это длительный процесс, в ходе которого ребенок запоминает определенные «можно» и «нельзя», которые становятся частицей его «я», внутренним убеждением. Помните, уважаемые родители:
«Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.»