Здоровье ребёнка в наших руках! «Здоровье ребенка в наших руках.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья - ничто», - говорил мудрый Сократ. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

По уставу Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Выпадение хотя бы одной из этих структурных частей ведет к утрате целого. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Закон РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка : именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Особое пристальное внимание мы, взрослые, должны уделять составляющим здорового образа жизни:

    Соблюдение режима дня, активности и сна.

    Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

    Правильное, здоровое питание.

    Соблюдение правил гигиены.

    Закаливание.

Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна в течение суток. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12 – 12,5 часов, в 5 - 6 лет - 11,5 - 12 часов (из них примерно 10 - 11 часов ночью и 1,5 - 2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 21- 21.30 до 7 - 7.30. Дети - дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались не позднее 15 – 15.30. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно, так как это будет способствовать более позднему укладыванию на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Прогулка – один из существенных компонентов режима дня, наиболее эффективный вид отдыха, который хорошо восстанавливает работоспособность и нормализует сон и аппетит. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно. Одежда и обувь ребенка должны соответствовать погоде. Хорошо сочетать прогулки со спортивными видами деятельности и подвижными играми , которые оказывают всестороннее гармоничное развитие на весь организм ребенка и доставляют ему огромную радость. В процессе подвижных игр у ребенка происходит совершенствование дыхательной, сердечно-сосудистой систем организма, укрепление мышечной мускулатуры, происходит умственное, нравственное, эстетическое и трудовое развитие.

В детском возрасте особенно велика роль питания , когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, без добавок, специй и консервантов.

Если вы не подаете ребенку пример, бесполезно требовать от него чего-то, что вы сами отказываетесь выполнять. Вот лишь несколько советов, которые помогут гармонизировать питание вашего ребенка:

    Во время приема пищи выключайте телевизор. Когда мозг отвлекается на то, что показывает телевизор, вы рискуете перекормить себя ввиду отсутствия своевременного «стоп-сигнала».

    Питайтесь регулярно с соблюдением определенных интервалов между приемами пищи. Старайтесь разработать режим питания таким образом, чтобы под вечер вас не ждал огромный ужин, во время которого вы решили наверстать недоеденное днём.

    Пейте воду и свежевыжатые соки вместо газированных напитков с сахаром.

    Перед едой выпейте стакан воды. Если у членов семьи имеется избыточный вес – сократите приемы пищи. Съешьте половину от обычной порции. Подождите 15 минут, если голод стабильно сохраняется, вы можете употребить в пищу овощи и фрукты.

    Овощи и фрукты должны составлять едва ли не половину вашего рациона.

Закаливание – это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие. В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание холодной водой, купание, контрастный душ), ходьба босиком.

Чтобы добиться хорошего эффекта от закаливания, необходимо соблюдать следующие правила:

    Самое первое закаливание должно проводиться в теплое время года, но при этом не в сильную жару. Самый подходящий период – конец весны.

    Нужно помочь малышу преодолеть страх перед процедурами, так как в противном случае закаливание не принесет ему никакой пользы.

    Всегда нужно учитывать индивидуальные потребности малыша и планировать процедуры закаливания в соответствии с ними.

    Чтобы не бояться того, что ребенок простудится во время закаливания, лучше всего присоединиться к нему: и вам не будет страшно, и малышу станет веселее.

    Само по себе закаливание не принесет эффекта, поэтому его необходимо сочетать с длительными прогулками на свежем воздухе, регулярными занятиями спортом и сном в хорошо проветренной комнате.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные процедуры. Начиная с двухлетнего возраста детей, приучают чистить зубы щеткой специальной детской пастой утром и вечером. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение быть всегда аккуратно одетыми, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого устранять их. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести в разных местах, где он бывает, так как это необходимо. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных местах, в транспорте.

Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – родителями, воспитателями. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены, так как не будут твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Воспитание у ребенка потребности к здоровому образу жизни –это длительный процесс, в ходе которого ребенок запоминает определенные «можно» и «нельзя», которые становятся частицей его «я», внутренним убеждением. Помните, уважаемые родители:

«Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.»

Цель:

1.Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и результатами деятельности педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
  • Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.
  • Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Предварительная работа:

1.Фотосъемка детей и создание презентации «Хотим быть здоровыми»

2.Украшение группы плакатами «Наш режим выходного дня»

3.Изготовление папки-передвижки «Хотим быть здоровыми»

4.Изготовление приглашений на собрание

План собрания:

  • Вступление
  • Рассуждения по кругу «Какого человек можно назвать здоровым?»
  • Презентация « Здоровье ребенка в наших руках» (просвещение родителей)
  • «Почему болеет мой ребенок?» «Корзина проблем» 1 этап.
  • Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.Анализ предварительного анкетирования родителей «Как вы заботитесь о здоровье вашей семьи?»
  • «Что я могу сделать, чтобы мой ребенок был здоров?» - «Корзина проблем» 2 этап.
  • Рефлексия: «Волшебное дерево»
  • Принятие решения собрания.

Ход собрания:

  1. 1. Здравствуйте. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. Позвольте начать нашу встречу со стихотворения.

Болеет без конца ребенок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

Ведь я его с пелёнок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится - вдруг сквозняк,

С ним то - в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов - богатырей.

В.Крестов «Тепличное создание»

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.

Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.

Как добиться этого? Что для этого делаем мы?

1. В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: «Какого человека можно назвать здоровым?» (Бросается мяч по кругу, каждый родитель рассуждает, отвечает на вопрос).

2. Здоровье человеку не всегда дается при рождении, но даже если ребенок родился здоровым, нет гарантии что он и в дальнейшей жизни останется таковым. Так как на состояние нашего здоровья влияет множество факторов как внутренних так и внешних. А здоровье наших детей зачастую в большей степени зависит от нас, взрослых. Давайте попробуем разобраться что же такое здоровье, от чего оно зависит и как его сохранить.

Презентация: «Здоровье ребенка в наших руках»

3.И так, мы разобрались, что же такое здоровье, и от каких факторов оно зависит. А теперь я предлагаю Вам взять листочек и ответить одним предложением на вопрос: Почему болеет мой ребенок? Написать нужно одну самую важную на ваш взгляд причину. И поместите листочек в нашу корзину проблем. Ответы родителей

К корзине проблем мы вернемся с вами в конце нашей встречи.

Презентация с участием детей «Хотим быть здоровыми»

4 .А что делают взрослые в детском саду, для того чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

Организуют различные мероприятия для детей, для родителей и совместные.

Проводят медицинские мероприятия (обеспечение безопасной жизнедеятельности детей, профилактические прививки, прием витаминов, диспансерное наблюдение).

Организуют закаливание «по показаниям» и «щадящий режим».

Обследование логопедом детей, которые имеют проблемы в развитии речи и последующая его работа.

Проводят профилактические мероприятия (соблюдение режима дня, влажная уборка, сквозное проветривание, своевременная изоляция больного, натуротерапия - употребление в пищу лука и чеснока).

Организованы в группах зоны отдыха.

Созданы условия для двигательной активности детей (закуплен спортивный инвентарь, оборудованы спортивные залы, площадки, спортивные уголки).

Организовано полноценное четырёх разовое питание.

5. Итак, возникает вопрос: «Почему же болеют наши дети, несмотря на все мероприятия, проводимые в детском саду?»

Анализ анкет, которые были предложены вам накануне собрания, показал, что часто в выходные дни не выполняется режим дня. Поздний подъем утром и позднее укладывание вечером. Не проводится утренняя зарядка, не уделяется время дневному сну. Прогулка заменяется играми дома или просмотром мультфильмов. Нарушается режим питания: частые перекусы на бегу всухомятку. Все это негативно сказывается на неокрепшем растущем организме. Ослабляет иммунитет малыша, наносит огромный вред его здоровью.

6. А сейчас мы вам предлагаем порассуждать над вопросом: « Что я могу сделать, чтобы мой ребенок не болел?» Возвращаемся к нашей «корзине проблем». Возьмите из нашей корзины по одному листочку на нем написана причина болезней, вы же напишите, что можно сделать в этой ситуации, что бы решить данную проблему. (Корзина проблем 2-этап)

7. Рефлексия:

Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.

А теперь мы предлагаем взять по листочку, красному, желтому или зеленому и приклеить его на наше дерево здоровья.

Зеленый лист - разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и условия для здоровья моего ребенка.

Желтый лист - Я постараюсь все выполнять.

Красный лист - Ничего нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.

Замечательно на нашем дереве много зеленых листьев, а это значит, что мы принимаем решение: …

Примерное решение родительского собрания:

Организовать дома правильный режим дня и питания (срок - постоянно, отв. - родители).

Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в движении (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).

Равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).

Проводить дома закаливающие мероприятия, рекомендованные в ДОУ (срок - постоянно, отв. - родители).

Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).

Подготовила: воспитатель Никитенкова О.С.

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках."

Здоровье ребёнка в наших руках!

В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемость ю организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. По данным обследований, только 5-7% детей рождаются здоровыми, 2-3% имеют I группу здоровья. На первый взгляд наши дети здоровы и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Факторы, влияющие на состояние здоровья:

20%-наследственн ость;

20%-экология;

10%-развитие здравоохранения;

50%- образ жизни.

Что такое ЗОЖ? (здоровый образ жизни)

    Рациональное питание.

    Соблюдение режима.

    Оптимальный двигательный режим.

    Полноценный сон.

    Здоровая гигиеническая среда.

    Благоприятная психологическая атмосфера.

    Закаливание.

Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребёнка. Но рост количества детских заболеваний связан не только с плохой экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций, характера двигательного режима. В нашем детском саду проводилось анкетирование родителей на тему « Существуют ли традиции физического воспитания в вашей семье». Положительный ответ дали лишь 32% опрошенных. А ведь при недостаточной двигательной активности ребёнка неизбежно происходит ухудшение здоровья, снижение физической работоспособност и. Так давайте же будем бороться за эти 50%, чтобы они были процентами здорового образа жизни .

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

    Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельност и организма.

    Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранка в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться сразу становится легче, нахмуриться -подкрадывается грусть. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим и слышим.Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

    Правильно организованный режим дня: оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных привычек, приучает их к определённому ритму. Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха, повышает сопротивляемость организма, закаляет его. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми. Важная составляющая часть режима - Сон. Важно, чтобы малыш засыпал в одно и то же время (и днём и ночью).Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

    Полноценное питание: включение в рацион продуктов, богатых витаминами А,В,С и Д, минеральными солями и белком. Все блюда желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную кашу. Важен режим питания - соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.

    Формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребёнка в школу важным является уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка.

    Для укрепления здоровья эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливаетс я к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливание имеет большее значение для ослабленного ребёнка, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные процедуры, полоскание горла), широко используются и нетрадиционные:

    Контрастное воздушное закаливание (из тёплого в холодное помещение);

    Хождение босиком, при этом укрепляются своды и связки стопы, идёт профилактика плоскостопия. В летний период дайте детям возможность детям ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Тёплый песок, мягкий ковёр, трава действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.

    Контрастный душ - наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.

    Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры - метод профилактики заболевания носоглотки.

Если вы хотите видеть своего ребёнка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание - воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

VII. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы.

VIII. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронха лёгочными заболеваниями чаще, чем дети некурящих.

ПОМНИТЕ _ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В ВАШИХ РУКАХ!!!

КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ

Помни - здоровье не всё, но все без здоровья - ничто!

Здоровье нужно не только тебе, но и людям которых ты обязан защищать и помогать.

Здоровье не только физическая сила, но и душевное равновесие.

Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.

Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.

Ходи периодически по земле босиком - земля даёт нам силу, отводит из тела лишнее электричество.

Учись правильно дышать - глубоко, ровно, спокойно.

Семья - наша опора и наше счастье, делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.

Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.

Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.

Помни - солнце наш друг, и все мы дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.

Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.

Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить, люби жизнь.

Здоровье - наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить. Хочешь быть здоровым - будь им!

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обуславливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Славия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что привить
Бывают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило:
"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
- Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот до-ма не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
- Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умы-, знать, для чего это надо делать.
- Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
- В-третьих, культура питания.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны- Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
- Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
- Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
- Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно про-водить гимнастику
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

Такие занятия приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Здоровье ребёнка в наших руках!

ЗДОРОВЬЕ – это драгоценность, и притом
единственная, ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него и частицей самой жизни, поскольку
жизнь без него становится нестерпимой
и унизительной.
М. Монтень.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка. Также происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка. Все необходимые навыки и привычки, приобретаются в детстве. Без чего невозможен здоровый образ жизни?

Что такое ЗОЖ? (здоровый образ жизни) – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». Здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья.

Итак, чтобы быть здоровым, нужно не пренебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом, отказаться от вредных привычек.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются.
знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви; умение правильно строить режим дня и выполнять его; Режим дисциплинирует детей, способствует формированию полезных привычек, приучает их к определённому ритму.

Умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья).

Прогулка - также один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха, повышает сопротивляемость организма, закаляет его. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми. Еще очень важная составляющая часть режима - это сон. Важно, чтобы малыш засыпал в одно и то же время (и днём и ночью).
Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

Знание основных правил правильного питания; Полноценное питание: это включение в рацион продуктов, богатых разными витаминами, минеральными солями и белком. Важен режим питания – соблюдение определённых интервалов между приёмами пищи.

Знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Нельзя ребенка принуждать, нужно воспитывать только своим примером. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует напомнить, что желание родителей обучать ребенка с ранних лет с целью вырастить «вундеркинда» губительно. «Раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и снижение интереса к учебе. В дошкольном детстве, пока у ребенка развивается психика, ведущий вид деятельности – игра. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна.

Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют ее. Покажите пример своим детям.

Хочешь быть здоровым – будь им!

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни вместе с ребенком. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать.