Развитие речи средствами театрализованной деятельности в доу. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность

Развитие речи через театральную деятельность

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В сюжет, возможно, вносить изменения, новые сюжетные линии, новых героев, менять концовку.

Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль. Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.

Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки - петрушка (бибабо). У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название - верховые. Так же сейчас используют марионеток. Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали .

Какое же значение имеет театрализованная деятельность?

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

совершенствует артикуляционный аппарат;

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

дети получают эмоциональный подъём;

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

позволяет формировать опыт социального поведения;

стимулирует активную речь.

Для достижения максимального эффекта от театрализованных занятий педагог должен выполнить ряд задач:

анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

разработка программы;

определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Для детей также ставятся задачи:

воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Рассмотрим методы и приемы для создания театрализованной игры. Сюда можно отнести моделирование, ситуацию «проживания», ассоциации, проведение аналогий, музыкотерапию, знаковую систему обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения), коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание), просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей, словесное рисование и пр.

Занятия должны содержать следующие элементы:

пластические и мимические этюды;

загадки и скороговорки;

артикуляционная гимнастика;

подвижные игры, игры со словами и без слов;

упражнения на воображение;

упражнения на расширение словарного запаса;

тренировка интонации;

формирование разговорной речи;

тренировка речевого дыхания;

обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, стихов и пр.

показ театрализованных представлений .

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был, - Шил сапожки? - Шил»)

воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи. Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки. Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

О приемах педагогического руководства театрализованными играми имеется много рекомендаций в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Так, например, Жуковская советует педагогу преподнести детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Для обогащения детей художественными средствами передачи образа необходимо ставить этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц - лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные угадывают, какое произведение представлено. Также можно ставить этюды по фрагментам музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно - творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтом хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фото или видеокамеры. Просматривая снимки и видео, дети обмениваются мнениями и впечатлениями, что также положительно сказывается на развитии речи.

Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Только в этом случает можно добиться успеха .

Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

· Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)

· Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)

· Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))

· Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)

· Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

ü Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

o Ролевые диалоги на основе текста

o Инсценировки произведений

o Постановки спектаклей

o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

ü Режиссерские ( «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

o Настольный театр

o Плоскостной и объёмный театр

o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

ТЕМА:

Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, пришла к выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Исходя из выше изложенного, определила цель своей работы: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность.

И ряд задач:

    Обогащать активный словарь детей, совершенствовать навык грамматически правильной, диалогической и монологической речи.

    Способствовать формированию выразительности речи воспитанников, эмоционального восприятия, эмпатии в процессе театрализованной деятельности.

    Создавать условия для развития воображения, самостоятельной творческой деятельности детей.

    Взаимодействовать с родителями посредством вовлечения их в проектную деятельность.

Для достижения цели определила последовательность действий:

    Изучение научно-методической литературы по теме.

    Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста (Приложение №1).

    Разработка перспективного плана работы с детьми младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности (Приложение №2).

    Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства (Приложение №4).

В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, была приобретена литература по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста. Имеется уголок ряженья, уголок театрализации, где есть атрибуты для игр, ширма, ложковый театр, настольный театр, пальчиковый театр, театр кукол, театр топотушки, театр теней и др. Оборудована зона для обыгрывания сюжетно-ролевых игр, составлены картотеки театрализованных игр, скороговорок и чистоговорок, картотека мнемотаблиц, игр - драматизаций, этюдов.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью.

Работая над данной темой, изучила методическую литературу следующих авторов: Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии», Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет», Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику», Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет», Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников».

На основе исследуемой литературы и в соответствии с тематическим планом ДОУ был составлен перспективный план по театрализованной деятельности в младшей группе; разработана и апробирована технология для детей 4-6 лет. (Приложение № 2,7).

Планируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

    возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

    доступность содержания деятельности;

    сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

    постепенное усложнение;

    цикличность.

Свою работу с детьми начала со второй младшей группы. Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры: «Размышляй-ка», «Волшебные линии», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки», «Аналогии», домино «Сказка за сказкой» и т. д, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместила книги – раскладушки, книжки – малышки. В театрализованном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.

Всё это привлекло внимание детей. Они с интересом шли в «книжный дом»: рассматривали иллюстрации, рассказывали потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Пальчики в лесу») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Мышка лапками скребёт», «Капустка», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя» показывала в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого р ассматривали с детьми иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, проводила беседы. Такая работа позволила детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас детей.

С детьми среднего дошкольного возраста начала работу с прочтения произведения. При этом старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное.

Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, были использованы специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.

Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в тоже время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»).

Когда текст хорошо усвоен, приступала к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом использовала знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок использовала как упражнения.

Например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого.

Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми улавливались.

Передать характер персонажей в движении помогает и использование музыки. Огромную помощь в работе оказывает музыкальный руководитель.

Итогом нашей работы в средней группе был показ сказки «Колобок» для детей младших групп, а также на родительской конференции.

В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовала более сложные упражнения. Например, предлагала произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Затем разыгрывались небольшие сценки, например, изобразить, как мальчику подарили новую машину, как девочка заблудилась в лесу и другие. Причем, прежде чем предложить какое-либо задание воспитанникам, неоднократно упражнялась сама, потому что интонация голоса воспитателя – образец для подражания.

Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И.Хохлова, Е.Антоненкова, Т.Мавриной, В.Лебедева, Е.Рачева, беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.

После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой, стихотворением и рассказом, задавала им вопросы «Чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихотворения?», проводила с детьми викторину «Узнай сказку». Вопросы побуждают детей думать, рассуждать. Воспитанники узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам, загадкам.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. При этом использую не только традиционно народные сказки, но и те произведения, в которых прослеживается интеграция образовательных областей. Например, познавательные сказки «Разговор посуды», «Железный дровосек»; безопасные сказки «Кто бежит по проводам?», «Ножницы, катушки – это не игрушки»; общительные сказки «Волшебные слова», «Мои любимые игрушки»; эстетические сказки «Красота родной земли», «В мастерской художника»; добрые сказки «Гостеприимство», «Правда и ложь».

Выбор роли осуществлялся при помощи карточек (каждому ребёнку достаётся карточка, на которой схематично изображён персонаж), по желанию детей. Часто дети выбирают тех персонажей, кому наиболее сочувствуют, сопереживают.

Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость.

Чтобы помочь робкому и застенчивому ребенку раскрепоститься, назначаю его на главные роли. Ребенок может почувствовать себя наиболее значимым, проявить творческие способности.

В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. При этом одним из важнейших условий развития творческой активности детей является созданная в группе развивающая предметно –пространственная среда, которая пополняется по мере реализации проектов. Проекты осуществляются, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения (Приложение №3).

Благодаря вовлечению родителей в проектную деятельность, создавались яркие, красочные костюмы, декорации. Совместно с детьми родители изготовили различные виды театра.

Для осуществления сотрудничества, сотворчества с родителями был разработан перспективный план на три года (Приложение №4). Проведено родительское собрание «А мы играем в театр!», где ознакомила с содержанием и значением театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста. Предложила консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольника», «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку» .

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме.

Работая над данной темой, убедилась, что театрализованная деятельность способствует развитию речи детей дошкольного возраста, о чём свидетельствуют результаты диагностики (Приложение № 5). У воспитанников формируется любознательность, воображение, самостоятельная творческая деятельность. У детей средней группы дошкольного возраста к концу года на 40% возросло умение отчётливо произносить слова и словосочетания, охотно вступают в речевое общение с окружающими. На 30% увеличилось число детей с интонационной выразительностью речи, на 45%уменьшилось количество детей с низким уровнем речевого развития. К концу года на 50% вырос интерес к театрализованной деятельности.

В старшей группе на 55%, по сравнению с началом года возросло умение составлять рассказы творческого характера из личного опыта, и 40% пользоваться при пересказе прямой и косвенной речью, сформирована монологическая и диалогическая формы речи. На 44% уменьшился низкий уровень речевого развития детей.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого, воспитанники проявляют позитивные качества характера, такие как взаимопомощь, умение сопереживать, умение работать в коллективе, целеустремленность; с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Мои воспитанники являются активными участниками и дипломантами конкурсов различного уровня: поселковые, районные, областные, всероссийские. (Приложение №6).

Распространяю свой педагогический опыт в детском саду. Подготовила и провела семинар-практикум « Влияние пальчиковых упражнений на речь детей », семинар «Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность»; регулярно выступаю на методических объединениях ДОУ «Образовательный салон», «Школа молодого специалиста»; являюсь членом методического совета детского сада.

Активное участие принимаю в мероприятиях на уровне сада, поселка, района, области, во всероссийских мероприятиях (Приложение № 8):

    Призер смотра–конкурса среди групп ДОУ «Лучшая познавательно-речевая среда» 2012г. (2 место).

    Победитель смотра-конкурса «Лучшая группа ДОУ» в направлении «Атрибуты и декорации для театральной деятельности» (2013г).

    Активный участник традиционных конкурсов, проводимых в ДОУ «Что нам осень принесла», «Зимняя фантазия на участках», «Мы за здоровый образ жизни».

    Участник районного конкурса научно-методических разработок «Инновации в образовании» 2013г. (сертификат).

    Публикация проекта «Любимая сказка» на Web-сайте «Дошколёнок. ру» 2013г.(свидетельство о публикации).

    Участник Всероссийского турнира «Пони – готовься к школе» (Пойми! Открой! Исследуй!) 2014г.(благодарственное письмо).

    Призер районного конкурса детских проектов «Калейдоскоп проектов» 2014г. (диплом).

    Участник Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС: результаты и проблемы» со стендовым докладом (2014г).

    Публикация статьи «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС: результаты и проблемы» 2014г.

    Участник научно-практической конференции работников образования Искитимского района «От многообразия возможностей к многообразию результатов» 2015 г. (диплом).

Личные достижения:

    Грамота за стремление к улучшению качества воспитательно-образовательного процесса2011г.

    Почётная грамота за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ за 2012-2013 учебный год.

    Благодарственное письмо главы Искитимского района «Лучший педагогический работник»2012г.

    Почетная грамота «За значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (2013г).

Ребёнок, увлечённый театрализованной деятельностью, учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Вместе с ними многому учусь и сама.

Приложение №1

Предметно-развивающая среда в группе

Картотеки

    Артикуляционная гимнастика

    Чистоговорки и скороговорки

    Этюды

    Пальчиковые игры

    Коммуникативные игры

    Игры, направленные на развитие воображения, внимания

    Игры на развитие выразительной и диалогической речи

    Игры с элементами танцевальных движений.

    Культура и техника речи

    Инсценировки и драматизация

    Подвижные игры с героями

Театрализованный уголок

Различные виды детских театров:

    пальчиковый

    кукольный

    перчаточный

    конусный

    ложковый

    театр топотушки

    театр теней

    театр на фланелеграфе

    ширма для настольного театра

    костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок

    куклы и игрушки для различных видов театра

    музыкальный центр

    диски с записью музыкальных композиций для спектаклей

Перспективное планирование по театрализованной деятельности

в средней группе

Материал

Литература

Сентябрь

1.Вводное

Первое посещение детьми театрального зала в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми.

(1,46)

2«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я»

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.

Костюмы по желанию детей (1,46)

3«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа Игровые упражнения.

(1,48)

4«Язык жестов»

Игра «Где мы были, мы не скажем». Беседа с детьми. «Смелые мышки»

(1, 48)

Октябрь

1«Игры с бабушкой Забавой»

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

Маска лисы, зайца, петуха

(1,49)

2«Колобок наш удалой»

Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок» с показом настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Настольный театр

(1,50)

3«Колобок не тот, а другой»

Отгадывание загадок с изображением из героев. Показ и рассказывание сказки педагогом (С помощью детей)

Пальчиковый театр (1,51)

4«Вот это Колобок – хитрый маленький зверек»

Создание игровой мотивации. Ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Колобок – колючий бок».

Показ на фланелеграфе

(1, 52)

Ноябрь

1«Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок».

Рассматривание костюмов и ряженья. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок».

Костюмы для показа

(1, 53)

2«Очень жить на свете туго без подруги или друга»

Чтение стихотворения, беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Беседа по содержанию. Игра «Скажи о друге ласковое слово».

Заяц, белочка, ёж, бабочка

(1, 53)

3«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе не попался»

Отгадывание загадки по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Маски зайца, лисы

(1, 54)

4«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

Беседа с детьми. Рассказывание детям сказки «Лучшие друзья». Общий танец.

Заяц, белочка, ёж, бабочка

(1, 55)

Перспективный план по театрализованной деятельности

в старшей группе

Месяц

Тема

Содержание работы

Материалы- оборудование.

Литература

Сентябрь

1«Что такое театр?»

2.Чтение О. Князевой «Что такое театр?»

3.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр»

4.Показ теневого театра «Заюшкина избушка»

Беседа (Какие театры ты знаешь? Для чего они нужны?..)

Беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций

Обыгрывание сюжетно-ролевой игры

Показ театра совместно с детьми

Иллюстрации по теме

Иллюстрации по теме

Материал по теме игры (маски, костюмы..)

Театр теней

Октябрь

1.Этюды на выразительность жестов «Поделись улыбкою своей» «Кот- воришка»

2.Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска»

3.Чтение сказки «Кот, петух и лиса»

4.Настольный театр «Кот, петух и лиса»

Заранее разучивается стихотворение, затем разыгрывание ситуации в паре

Рассказывание сказки, изготовление настольного театра.

Беседа по сказке

(1, 80)

(2, 83.)

Настольный театр

Ноябрь

1.Этюды на выразительность жестов «Долгожданная встреча», «Не надо плакать».

2.Кукольный театр на «Зимовье»

3.Отгадывание загадок с изображением героев сказки «Лиса и кувшин»

Рассказывание сказки, изготовление театра

Проводится в форме викторины

(2,80)

Куклы и декорации к сказке

4.Пальчиковый театр «Лиса и кувшин»

вспоминать сказку по сюжету, характеризовать героев; вместе с детьми показать (изготовление театра совместно с родителями)

Пальчиковый театр

Приложение№ 3

Проект «Любимая сказка»

Оглавление

1.Пояснительная записка

2.Паспорт проекта

3.Актуальность

4.Постановка проблемы

5.Цель, задачи проекта

6.Участники проекта

7.1Подготовительный этап

7.2Основной этап

7.3Заключительный этап

8.План реализации проекта

9.Ожидаемые результаты

10.Обеспечение проекта

11.Перспективы дальнейшего использования

12.Список литературы

13.Приложение

1.Пояснительная записка

Проект «Любимая сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

2.Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Любимая сказка»

Разработчик проекта

Дронова Светлана Николаевна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с «Огонёк»

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель:

Задачи:

Сроки реализации проекта

14 дней

Тип проекта

Творческий

Участники проекта

Дети, родители, педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

3.Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

4. Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.

Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

5. Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Задачи:

    Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

6.Участники:

    Дети среднего дошкольного возраста

    Родители воспитанников ДОУ

    Педагоги МКДОУ д/с «Огонёк»

7.Стратегия достижения поставленных задач

    7.1 Подготовительный этап:

    Изучение литературы по теме

    Консультация для родителей

    Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

    Оформление книжного уголка

7.2 Основной этап:

    Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр

    Аппликация«Колобок»

    Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом

7.3Заключительный этап:

    8.План реализации проекта

    п/п

    • Состав действий

      Ожидаемые результаты

      Сроки

      Участники

      Подготовительный этап

      Изучение литературы по теме

      Расширение знаний по теме проекта

      1-2 день

    • 3 день

      Родители, педагоги

      Ознакомление с передовым опытом

      Консультация для родителей

      Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

      Разработка плана реализации проекта

      Педагоги

      Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

      Пополнение предметно-пространственной развивающей среды

      Родители, педагоги

      Оформление книжного уголка

      Книжная выставка «Наши любимые сказки»

      4 день

      Родители, педагоги

      Основной этап

      Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

      Восприятие и формирование зрительных образов

      5 день

      Дети

      Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке

      Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам

      6 день

      Дети, родители, педагоги

      Проведение настольно-печатных, дидактических, речевых игр

      7 день

      Дети, родители, педагоги

      Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

      8 день

      Воспитывать интерес к русским народным сказкам

      9 день

      Отгадывание загадок по сказке «Колобок»

      Расширение знания детей по сказке

      9 день

      Дети, родители, педагоги

      Аппликация «Колобок»

      Воплощение зрительного образа героя сказки

      10 день

      Дети, родители, педагоги

      Выставка поделок из бросового материала «Наш любимый Колобок»

    • Дети, родители, педагоги

      Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту

      Расширение знаний

      11 день

      Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

      Умение узнавать и называть знакомые сказки

      12 день

      Дети, педагоги

      Заключительный этап

      Оформление настольного театра «Колобок»

      Воплощение зрительного образа героев сказки

      13 день

      Дети, родители, педагоги

      Презентация музыкальной сказки «Колобок»

      Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения

      14 день

      Дети, родители, педагоги

    9. Ожидаемые результаты проекта:

    Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

    Обогащение словаря детей, совершенствование диалогическойречи, использование в речи разнообразных языковых средств.

    Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

    10.Обеспечение проекта

    Кадровый ресурс
    • Педагоги:

      Воспитатели группы

      Воспитатель изодеятельности

      Музыкальный руководитель

      Заместитель заведующего по УВР

      Материально-

      технический ресурс

      Изостудия;

      Музыкальный зал;

      Технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

      Наглядно-методические пособия;

      Методическая литература.

      Ресурс социума

      Социальное партнерство со следующими организациями:

      Детская библиотека р.п. Линево,

      НИПКиПРО,

      Дом культуры р.п. Линево

      Родительский ресурс

      Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

      Консультации;

      Индивидуальные беседы;

      Семейные выставки

      Информационный

      ресурс

      Использование ИКТ;

      Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

      Изучение методической литературы;

      Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

  • 11. Перспективы дальнейшего использования

    Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

  • 12.Список литературы:

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

    Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

    Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

    Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

    Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008

  • Приложение №4

    (вторая младшая группа)

  • Тема года « Развитие речи детей через театрализованную деятельность ».

  • 1 квартал

      «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

      Показать взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

      Родительское собрание

      «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

      Дать родителям необходимые знания о театрализованной деятельности и развитии речи детей.

      Консультация для родителей

      «Изготовление пальчикового театра со своим ребенком в домашних условиях».

      Семинар – практикум.

      «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста»

      Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук

      Папка-передвижка для родителей.

  • Перспективный план работы с родителями

    (средняя группа)

  • Тема года «Развити е речи детей через театрализованную деятельность».

  • 1 квартал.
    • «Роль речи во всестороннем развитии и воспитании детей»

    • Родительское собрание

      « Чем хороши театрализованные игры?»

      Дать родителям необходимые знания о театрализованных играх

    • Консультация

      «Изготовление поделок для театрализованной деятельности»

      Воспитывать желание проявлять творчество, активность.

      Семинар – практикум для родителей

      Изготовление театра со своим ребенком в домашних условиях.

    • Задание на дом

    • Буклет

  • Перспективный план работы с родителями

    (старшая группа)

  • Тема года « Развитие речи детей через театрализованную деятельность ».

  • 1 квартал.
    • «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

      Дать родителям необходимые знания о развитии речи старших дошкольников

    • Родительское собрание

    • «Сказка для всех!»

      Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание участвовать в совместной театрализованной деятельности.

    • Театрализованный вечер с участием детей и родителей

      Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.

      Семинар – практикум.

      «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

      развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду.

      Презентация театров «Вечера в семейной гостиной!».

Ф. И. ребенка

Критерии

Охотно вступает в речевое общение с окружающими

Умение отчетливо произносить слова и словосочетания

Интонационная выразительность речи

Умение свободно пользоваться простыми предложениями

Говорит внятно в среднем

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

2.

3.

4.

5.

Ф. И. ребенка

Критерии

Монологическая форма речи

Диалогическая форма речи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

2.

3.

4.

5.

детей среднего дошкольного возраста

Драматизация отрывков знакомых произведений.

Составление рассказов, фантазирование.

Использование в драматизации выразительных средств (интонация, мимика, жест).

Проявление инициативы и самостоятельности в выборе роли.

Итоги

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало

года

Конец года

высокий

10%

40%

25%

60%

15%

50%

5%

40%

15%

70%

14%

52%

средний

30%

40%

40%

30%

30%

35%

25%

35%

35%

25%

32%

33%

низкий

60%

20%

35%

10%

55%

15%

70%

25%

50%

5%

54%

15%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Мониторинг по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

уровни

Критерии

Итог

Интерес к театрализованной деятельности

Владение выразительностью речи

Составление рассказов, этюдов по сказкам

Выразительно передает

характер сказочного

персонажа

Умение произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

высокий

25%

70%

15%

65%

10%

60%

10%

45%

5 %

25%

13%

53%

средний

45%

25%

40%

25%

30%

25%

25%

35%

25%

40%

33%

30%

низкий

30%

5%

45%

10%

60%

15%

65%

20%

70%

35%

54%

17%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Мониторинг по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Динамика показателей развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Приложение №6

Достижения воспитанников.

диплом

1 место

3 место

2014г.

Участие в конкурсе «Зимняя фантазия на участках»

грамота

2014г.

Участие в конкурсе рисунков «Мы –за здоровый образ жизни»

грамота

2014г.

Участие в спортивном празднике «День бегуна»

грамота

Приложение №7




Приложение № 8







Магнитный театр



Игрушки-вертушки

Куклы марионетки

Крупные тростевые куклы


Куклы из перчаток


Воспитатель: Дронова С.Н.

Плоские игрушки

Пальчиковый театр из бумаги, коробок и поролона


Игрушки из ткани

Игрушки из варежек


Игрушки-попрыгунчики

Кулачковый театр

Куклы бибабо

Большие куклы

Список используемой литературы :

1.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2003г

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

4.Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5.Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007г.

6.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008

7.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. -. М.: ТЦ Сфера,2005г.

8.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

Приложение №2

Перспективное планирование по театрализованной деятельности во второй младшей группе .

Знакомство с потешкой«Наши уточки с утра».

Сказка «Теремок».

Побуждать детей к активному общению, развивать речь детей.

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героев сказки.

Резиновые игрушки или куклы театра би-ба-бо.

Театр на фланелеграфе

(1,9)

Показ кукольного театра «Колобок».

Показ кукольного театра «Ёж и грибок».

Развивать способности удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в сказке.

Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театру.

Театр плоскостных картинок. Русс.нар. сказка «Колобок».

Настольный театр. (2,38).

Показ кукольного театра «Козлик Бубенчик и его друзья».

Чтение потешки «Пошёл котик на Торжок…»

Пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние героев сказки.

Познакомить детей с фольклорным произведением.

Формировать познавательную активность.

Театр игрушек. Сказка «Козлик Бубенчик и его друзья».

Настольный театр.

(см. конспект).

Показ кукольного театра «Курочка Ряба».

Знакомство с потешкой «Кисонька-Мурысонька».

Воспитывать умение слушать сказку в инсценированном виде

Активизировать словарь.

Помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное состояние.

Куклы би-ба-бо.

Русская народная сказка.

Мягкая игрушка или кукла би-ба-бо. (1.6).

Приложение №5

Динамика показателей развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Итоги

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Началогода

Конецгода

высокий

-

25%

10%

45%

-

40%

5%

20%

5%

50%

4%

36%

средний

40%

55%

25%

40%

25%

35%

25%

55%

35%

25%

29%

42%

низкий

60%

20%

65%

15%

75%

25%

70%

25%

60%

25%

66%

22%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Динамика показателей развития речи детей старшего дошкольного возраста.

уровни

Критерии

Умение при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью

Монологическая форма речи

Диалогическая форма речи

Умение составлять небольшие рассказы творческого характера (из личного опыта) .

Умение отвечать на вопросы и задавать их

Итоги

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конецгода

высокий

5%

40%

10%

45%

5%

40%

5%

40%

15%

70%

8%

47%

средний

35%

40%

35%

40%

30%

35%

25%

45%

35%

25%

32%

37%

низкий

60%

20%

55%

15%

65%

25%

70%

25%

50%

5%

60%

16%

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3балла - высокий уровень

Этапы разучивания пальчиковых игр, упражнений.

1. Взрослый показывает игру, упражнение ребёнку сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

    Перед игрой необходимо обсудить с ребенком ее содержание, отработать жесты, комбинации пальцев, движения;

    Ознакомить ребёнка с помощью игрушек или картинок с незнакомыми персонажами и понятиями игры;

    Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

    Упражнения выполнять вместе с ребенком;

    Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями;

    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, все пальцы руки;

    Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;

    Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки;

    Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов;

    Каждое упражнение, длиться от 2-5 минут и повторяется в течение дня 2-3 раза;

    Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;

    Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу;

    Никогда не принуждайте. Хвалите его за любой успех;

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

- энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

- простые фигуры из пальчиков одной руки.

- составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

- несложные игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка

Дети 3 – 4 лет:

- Игры с участием двух рук, при этом у каждой руки свое движение

- Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

Дети с 4 до 5 лет:

-выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

- сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

- составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

Дети 5 - 7 лет

Дети 5 лет и старше:

- рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.

- составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

Пальчиковые игры и упражнения


Муниципальное образовательное учреждение

«Узнезинская средняя общеобразовательная школа»

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка .

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Также театральная деятельность тесно связана с другими областями детской деятельности.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По профилю знаний: групповой проект.

По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность проблемы.

Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.

2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».

3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.

4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение) .

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

4. Развитие связной, выразительной речи.

Срок реализации проекта:

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры-импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.

Реализация проекта:

В начале проекта воспитателем был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр? » и исследовательское наблюдение детей «Самостоятельная театрализованная деятельность детей в детском саду! », проведено анкетирование родителей о важности театрализованной деятельности для расширения словарного запаса.

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 « Развивающая среда»,
2 « Дети»,
3 « Взрослые».

Первое направление – формирование предметно-развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

    настольный театр театр резиновой игрушки театр мягкой игрушки плоскостной театр пальчиковый театр костюмы декорации театр конусной игрушки теневой театр театр «перчаток» и др.

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

    сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
    Презентация для детей разных видов театров - теневой театр, настольный, театр на фланелеграфе, театр на ложках, пальчиковый театр и театр на ладошке, театр миниатюрных кукол (киндер-сюрприз). Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.
    Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе. Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита). Репетиции с детьми для дальнейшего показа настоящим зрителям: детям и родителям

Третье направление - « Взрослые»: работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

    выставка театров разного вида; создание выставок игрушек сделанных своими руками; конкурс афиш, пригласительных билетов; совместное выступление детей и их родителей; выступление кукольного театра. Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению театров. Посещение спектаклей для детей, фотовыставки с утренников с участием детей и воспитателей и родителей.

Специфическими приемами в процессе развития коммуникативных навыков (навыков развития речи) являются:

Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения . Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и как следствие развитию взаимоотношений детей. Просьбы, поручения.

Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что прежде всего, необходимо в общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.

Вопросы-ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника. Общение через игрушку.

Создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, вызывает повышение познавательного интереса детей.

Предположительный результат проекта:

1. Разработка перспективного плана

Тема второго доклада: Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.

МБДОУ №87 «Золушка»

ДОКЛАД

Развитие речи дошкольника через театральную деятельность.

Выполнила:

воспитатель

Ястребова В.Л.

г.Набережные Челны 2011 г.


Речь является важным средством самовыражения ребенка. Выразительность речи делает его интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, он может просто и понятно выразить свои мысли, чувства. Выразительность речи характеризует особенности личности: открытость, эмоциональность, общительность. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительней речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Работа по формированию выразительности речи дошкольника должна пронизывать всю жизнь в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем, не, только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, потому что бывает, что взрослые люди с богатым духовным содержанием и с выразительной речью оказываются стеснительными, замкнутыми, теряются в присутствии незнакомых людей.

Привычку к выразительной речи воспитать, только привлекая с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Самый короткий путь эмоциональной раскованности ребенка и снятий зажатость это пусть через игру, фантазию и сочинительству это театральная деятельность.. Воспитательные возможности театральных игр широк. Участвуя в них дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения.

С умственным развитием тесно связано совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик героев собственных взысканий незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно четко понятно изъясняться, у него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Театральные игры позволяют ребенку приобщится к достижениям истории культуры и осваивая их становиться культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит его развитию творческих способностей.

Театральная игра имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Увлекательность, образность, эмоциональность театральных игр близки детям. Театральная игра является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, заставляют сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения для детей всегда имеют нравственную направленность «дружба, доброта, честность, смелость». Благодаря сказкам рассказам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Развивая ребенка в театральной деятельности воспитатель должен:

Создавать условия для развития творческой активности детей;

Поощрять творчество;

Развивать способность свободно держаться при выступлении;

Побуждать к импровизации;

создавать условия к совместной театральной деятельности взрослых и детей;

Обеспечивать взаимосвязь театрализованных игр с другими видами деятельности.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь.

Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Таким образом, театрализованная деятельность важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способности распознавать эмоциональное состояние человека, по мимике, жестам, интонациям, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, и находить способы содействия.


Ястребова Вера Леонидовна